Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, 18 октября 1907 года
Принимая во внимание, что наряду с изысканием средств к сохранению мира и предупреждению вооруженных столкновений между народами надлежит равным образом иметь в виду и тот случай, когда придется прибегнуть к оружию в силу событий, устранение которых при всем старании оказалось бы невозможным;
Желая и в этом крайнем случае служить делу человеколюбия и сообразоваться с постоянно развивающимися требованиями цивилизации;
Признавая, что для сего надлежит подвергнуть пересмотру общие законы и обычаи войны, как с целью более точного их определения, так и для того, чтобы ввести в них известные ограничения, которые, насколько возможно, смягчили бы их суровость;
Признали необходимым восполнить и по некоторым пунктам сделать более точными труды Первой Конференции Мира, которая, одушевляясь по примеру Брюссельской Конференции 1874 года этими началами мудрой и великодушной предусмотрительности, приняла постановления, имеющие предметом определить и установить обычаи сухопутной войны.
Постановления эти, внушенные желанием уменьшить бедствия войны, насколько позволят военные требования, предназначаются, согласно видам Высоких Договаривающихся Сторон, служить общим руководством для поведения воюющих в их отношениях друг к другу и к населению.
В настоящее время оказалось, однако, невозможным прийти к соглашению относительно постановлений, которые обнимали бы все возникающие на деле случаи;
С другой стороны, в намерения Высоких Договаривающихся Держав не могло входить, чтобы непредвиденные случаи, за отсутствием письменных постановлений, были предоставлены на произвольное усмотрение военноначальствующих.
Впредь до того времени, когда представится возможность издать более полный свод законов войны, Высокие Договаривающиеся Стороны считают уместным засвидетельствовать, что в случаях, не предусмотренных принятыми ими постановлениями, население и воюющие остаются под охраною и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся между образованными народами обычаев, из законов человечности и требований общественного сознания.
Они объявляют, что именно в таком смысле должны быть понимаемы, в частности, статьи 1 и 2 принятого ими Положения.
Высокие Договаривающиеся Стороны, желая заключить для сего Конвенцию, назначили своими уполномоченными:
(перечень уполномоченных).
Каковые по представлении своих полномочий, признанных составленными в надлежащей и законной форме, согласились о нижеследующем:
Статья 1
Договаривающиеся Державы дадут своим сухопутным войскам наказ, согласный с приложенным к настоящей конвенции Положением о законах и обычаях сухопутной войны.
Cтатья 2
Постановления упомянутого в ст.1 Положения, а равно настоящей конвенции обязательны лишь для договаривающихся Держав и только в случае, если все воюющие участвуют в конвенции.
Статья 3
Воюющая Сторона, которая нарушит постановления сказанного Положения, должна будет возместить убытки, если к тому есть основание. Она будет ответственна за все действия, совершенные лицами, входящими в состав ее военных сил.
Статья 4
Настоящая конвенция, надлежащим образом ратификованная, заменит в отношениях между Договаривающимися Державами, Конвенцию 29 июля 1899 года о законах и обычаях сухопутной войны.
Конвенция 1899 года остается в силе в отношениях между Державами, которые ее подписали и которые не ратификуют равным образом и настоящей конвенции.
Статья 5
Настоящая конвенция будет ратификована в возможно скором времени.
Ратификации будут сданы на хранение в Гаагу.
О первой сдаче на хранение ратификаций составляется протокол, подписываемый Представителями Держав, которые в этом участвуют, и Нидерландским Министром Иностранных Дел.
Последующие сдачи на хранение ратификаций совершаются посредством письменных оповещений, направляемых Нидерландскому Правительству и сопровождаемых актами ратификации.
Засвидетельствованная копия с протокола о первой сдаче на хранение ратификаций, с оповещений, упомянутых в предшествующей части статьи, а равно с актов ратификации немедленно передается при посредстве Нидерландского Министра Иностранных Дел и дипломатическим путем Державам, приглашенным на Вторую Конференцию Мира, а равно другим Державам, присоединившимся к Конвенции. В случаях, указанных в предшествующей части статьи, сказанное Правительство сообщает им в то же время день, в который оно получило оповещение.
Статья 6
Державам, настоящую конвенцию не подписавшим, предоставляется право присоединиться к ней.
Держава, которая желает присоединиться, письменно извещает о своем намерении Нидерландское Правительство, пере давая ему акт присоединения, который будет храниться в архиве сказанного Правительства.
Это Правительство немедленно передает всем другим Державам, приглашенным на Вторую Конференцию Мира, засвидетельствованную копию оповещения, а равно акта присоединения, указывая день, когда оно получило оповещение.
Статья 7
Настоящая конвенция вступит в силу в отношении Держав, участвовавших в первой сдаче на хранение ратификации, шестьдесят дней спустя после дня протокола этой сдачи, а в отношении Держав, которые ратификуют позднее или присоединятся, шестьдесят дней после того, как оповещение о их ратификации или о их присоединении будет получено Нидерландским Правительством.
Статья 8
В случае если бы одна из договаривающихся Держав пожелала отказаться от настоящей конвенции, об этом отказе письменно оповещается Нидерландское Правительство, которое немедленно сообщает засвидетельствованную копию оповещения всем другим Державам, уведомляя их о дне, когда оно его получило.
Этот отказ будет действительным лишь в отношении Державы, сделавшей о нем оповещение, и лишь год спустя после того, как оповещение было получено Нидерландским Правительством.
Статья 9
Список, составляемый в Нидерландском Министерстве Иностранных Дел, будет заключать указание дня сдачи на хранение ратификаций, произведенной согласно статье 5, части 3 и 4, а равно дней, в которые будут получены оповещения о присоединении (статья 6, часть 2) и об отказе (статья 8, часть I).
Каждая договаривающаяся Держава может знакомиться с этим списком и просить о выдаче засвидетельствованных к опий.
В удостоверение сего уполномоченные подписали настоящую конвенцию.
Учинено в Гааге, восемнадцатого октября тысяча девятьсот седьмого года, в одном экземпляре, который будет храниться в архиве Нидерландского Правительства и засвидетельствованные копии коего будут сообщены дипломатическим путем Державам, приглашенным на Вторую Конференцию Мира.
Приложение к Конвенции
ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАКОНАХ И ОБЫЧАЯХ СУХОПУТНОЙ ВОЙНЫ
ОТДЕЛ I
О воюющих
Глава I
О том, кто признается воюющим
Статья 1
Военные законы, права и обязанности применяются не только к армии, но также к ополчению и добровольческим отрядам, если они удовлетворяют всем нижеследующим условиям:
1) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;
2) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак;
3) отк рыто носят оружие и
4) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.
Ополчение или добровольческие отряды в тех странах, где они составляют армию или входят в ее состав, понимаются под наименованием армии.
Статья 2
Население незанятой территории, которое при приближении неприятеля добровольно возьмется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками и которое не имело времени устроиться, согласно статье 1, будет признаваться в качестве воюющего, если будет открыто носить оружие и будет соблюдать законы и обычаи войны.
Статья 3
Вооруженные силы воюющих сторон могут состоять из сражающихся и несражающихся. В случае захвата неприятелем как те, так и другие пользуются правами военнопленных.
Глава II
О военнопленных
Статья 4
Военнопленные находятся во власти неприятельского Правительства, а не отдельных лиц или отрядов, взявших их в плен.
С ними надлежит обращаться человеколюбиво.
Все, что принадлежит им лично, за исключением оружия, лошадей и военных бумаг, остается их собственностью.
Статья 5
Вое ннопленные могут быть подвергнуты водворению в городе, крепости, лагере или каком-либо другом месте с обязательством не удаляться за известные определенные границы; но собственно заключение может быть применено к ним лишь как необходимая мера безопасности и исключительно пока существуют обстоятельства, вызывающие эту меру.
Статья 6
Государство может привлекать военнопленных к работам сообразно с их чином и способностями, за исключением офицеров. Работы эти не должны быть слишком обременительными и не должны иметь никакого отношения к военным действиям.
Военнопленным может быть разрешено работать на государственные установления, за счет частных лиц или лично от себя.
Работы, производимые для Государства, оплачиваются по расчету цен, существующему для чинов местной армии, за исполнение тех же работ, а если такого расчета нет, то по ценам, соответственным произведенным работам.
Если работы производятся на государственные установления или за счет частных лиц, то условия их определяются по соглашению с военной властью.
Заработок пленных назначается на улучшение их положения, а остаток выдается им при освобождении, за вычетом расходов по их содержанию.
Статья 7
Содержание военнопленных возлагается на Правительство, во власти которого они находятся.
Если между воюющими не заключено особого соглашения, то военнопленные пользуются такой же пищей, помещением и одеждой, как войска Правительства, взявшего их в плен.
Статья 8
Военнопленные подчиняются законам, уставам и распоряжениям, действующим в армии Государства, во власти коего они находятся. Всякое неповиновение с их стороны дает право на применение к ним необходимых мер строгости.
Лица, бежавшие из плена и задержанные ранее, чем успеют присоединиться к своей армии, или ранее, чем покинут территорию, занятую армией, взявшей их в плен, подлежат дисциплинарным взысканиям.
Военнопленные, удачно совершившие побег и вновь взятые в плен, не подлежат никакому взысканию за свой прежний побег.
Статья 9
Каждый военнопленный обязан на поставленный ему вопрос объявить свое настоящее имя и чин, и в случае нарушения этого правила он подвергается ограничению тех преимуществ, которые предоставлены военнопленным его разряда.
Статья 10
Военнопленные могут быть освобождаемы на честное слово, если это разрешается законами их страны, и в таком случае обязаны с ручательством личною своею честью добросовестно исполнить принятые ими на себя обязательства как в отношении собственного Правительства, так и Правительства, взявшего их в плен.
В этом случае их собственное Правительство обязывается не требовать, не принимать от них никаких услуг, противных данному ими слову.
Статья 11
Военнопленный не может быть принуждаем к освобождению на честное слово; равно и неприятельское Правительство не обязано давать согласие на просьбу пленного об освобождении его на честное слово.
Статья 12
Каждый военнопленный, отпущенный на честное слово и затем вновь взяты й в действиях с оружием в руках против того Правительства, перед коим он обязался честью, или против союзников последнего, теряет права, предоставленные военнопленным, и может быть предан суду.
Статья 13
Лица, сопровождающие армию, но не принадлежащие собственно к ее составу, как-то: газетные корреспонденты и репортеры, маркитанты, поставщики, в том случае, когда будут захвачены неприятелем и когда последний сочтет полезным задержать их, пользуются правами военнопленных, если только имеют удостоверение от военной власти той армии, которую они сопровождали.
Статья 14
С открытия военных действий в каждом из воюющих Государств, а также и в нейтральных Государствах, в том случае, если они приняли на свою территорию воюющих, учреждается справочное бюро о военнопленных. Бюро это, имеющее назначением давать ответы на все запросы, касающиеся военнопленных, получает от различных подлежащих учреждений все сведения относительно водворения и перемещения, освобождения на честное слово, обмена, побегов, поступления в госпиталь, смерти, а равно другие сведения, требуемые для составления и своевременного исправления именной карточки о каждом военнопленном. Бюро обязано заносить на нее номер, имя и фамилию, возраст, место происхождения, чин, войсковую часть, день и место взятия в плен, водворения, получения ран и смерти, а равно все особые замечания. Именная карточка передается Правительству другого воюющего Государства после заключения мира.
Справочное бюро обязано равным образом собирать и хранить в одном месте, а также пересылать по принадлежности все вещи, служащие для личного пользования, ценности, письма и проч., которые будут найдены на поле битвы или останутся после пленных, освобожденных на честное слово, обмененных, бежавших ил и умерших в госпиталях и полевых лазаретах.
Статья 15
Общества для оказания помощи военнопленным, надлежаще учрежденные по законам их страны и имеющие задачей быть посредниками в делах благотворения, а также и их законно уполномоченные агенты для наиболее успешного выполнения своей человеколюбивой деятельности будут пользоваться всеми облегчениями со стороны воюющих в пределах, обусловленных военными требованиями и административными порядками. Уполномоченные этих обществ допускаются для раздачи пособий в места водворения пленных, равно как и на пункты остановок военнопленных, возвращаемых на родину, под условием предъявления именного разрешения, выданного военною властью, и дачи письменного обязательства подчиняться всем ее распоряжениям, касающимся порядка и безопасности.
Статья 16
Справочные бюро освобождаются от уплаты весового сбора. Письма, переводы, денежные суммы, равно как и почтовые посылки, адресуемые военнопленным или ими отправляемые, освобождаются от всех почтовых сборов как в странах отправления и назначения, так и в промежуточных странах.
Пожертвования и вспомоществования вещами, посылаемые для военнопленных, освобождаются от всех таможенных и других сборов, равно как от провозной платы по железным дорогам, состоящим в казенном управлении.
Статья 17
Военнопленные офицеры получают оклад, на который имеют право офицеры того же ранга страны, где они задержаны, под условием возмещения такового расхода их Правительством.
Статья 18
Военнопленным пре доставляется полная свобода отправления религиозных обрядов, не исключая и присутствия на церковных, по их обрядам, богослужениях, под единственным условием соблюдения предписанных военною властью мер порядка и безопасности.
Статья 19
Духовные завещания военнопленных принимаются на хранение и составляются на тех же основаниях, как и завещания военнослужащих местной армии. Те же правила соблюдаются относительно свидетельств о смерти, равно как и относительно погребения военнопленных, причем принимаются во внимание их чин и звание.
Статья 20
По заключении мира отсылка военнопленных на родину должна быть произведена в возможно близкий срок.
Глава III
О больных и раненых
Статья 21
Обязанности воюющих сторон, относящиеся к уходу за больными и ранеными, определяются Женевскою конвенциею.
ОТДЕЛ II
О военных действиях
Глава I
О средствах нанесения вреда неприятелю, об осадах и бомбардировках
Статья 22
Воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю.
Статья 23
Кроме ограничений, установленных особыми соглашениями, воспрещается:
а) употреблять яд или отравленное оружие;
б) предательски убивать или ранить лиц, принадлежащих к населению или войскам неприятеля;
в) убивать или ранить неприятеля, который, положив оружие или не имея более средств защищаться, безусловно сдался;
г) объявлять, что никому не будет дано пощады;
д) употреблять оружие, снаряды или вещества, способные причинять излишние страдания;
е) незаконно пользоваться парламентерским или национальным флагом, военными знаками и форменной одеждой неприятеля, равно как и отличительными знаками, установленными Женевскою конвенциею;
ж) истреблять или захватывать неприятельскую собственность, кроме случаев, когда подобное истребление или захват настоятельно вызывается военною необходимостью;
з) объявлять потерявшими силу, приостановленными или лишенными судебной защиты права и требования подданных противной стороны.
Равным образом воюющему запрещено принуждать подданных противной стороны принимать участие в военных действиях, направленных против их страны, даже в том случае, если они были н а его службе до начала войны.
Статья 24
Военные хитрости и употребления способов, необходимых к получению сведений о неприятеле и о местности, признаются дозволенными.
Статья 25
Воспрещается атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом незащищенные города, селения, жилища или строения.
Статья 26
Начальник нападающих войск ранее, чем приступить к бомбардированию, за исключением случаев атаки открытою силою, должен сделать все от него зависящее для предупреждения о сем властей.
Статья 27
При осадах и бомбардировках должны быть приняты все необходимые меры к тому, чтобы щадить, насколько возможно, храмы, здания, служащие целям науки, искусств и благотворительности, исторические памятники, госпитали и места, где собраны больные и раненые, под условием, чтобы таковые здания и места не служили одновременно военным целям.
Осаждаемые обязаны обозначить эти здания и места особыми видимыми знаками, о которых осаждающие должны быть заранее поставлены в известность.
Статья 28
Воспрещается отдавать на разграбление город или местность, даже взятые приступом.
Глава II
О лазутчиках
Статья 29
Лазутчиком может быть признаваемо только такое лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действий одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне.
Так, не считаются лазутчиками военные чины, которые в форме проникнут для собирания сведений в район действия неприятельской армии. Равно не считаются лазутчиками те военного и не военного звания лица, открыто исполняющие свои обязанности, которым поручена передача депеш по назначению в их собственную либо в неприятельскую армию. К этому же разряду принадлежат и лица, посылаемые на воздушных шарах для передачи депеш или вообще для поддержания сообщений между различными частями армии или территории.
Статья 30
Лазутчик, пойманный на месте, не может быть наказан без предварительного суда.
Статья 31
Лазутчик, возвратившийся в свою армию и впоследствии взятый неприятелем, признается военнопленным и не подлежит никакой ответственности за прежние свои действия как лазутчик.
Глава III
О парламентерах
Статья 32
Парламентером считается лицо, уполномоченное одной из воюющих Сторон вступить в переговоры с другою и являющееся с белым флагом. Как сам парламентер, так и сопровождающие его трубач, горнист или барабанщик, лицо, несущее флаг, и переводчик пользуются правом неприкосновенности.
Статья 33
Начальник войск, к которому послан парламентер, не обязан принять его при всяких обстоятельствах.
Он может принять все необходимые меры, дабы воспрепятствовать парламентеру воспользоваться возложенным на него поручением для собирания сведений.
Он имеет право в случае злоупотреблений со стороны парламентера временно его задержать.
Статья 34
Парламентер теряет право на неприкосновенность, если будет положительным и несомненным образом доказано, что он воспользовался своим привилегированным положением для подговора к измене или для ее совершения.
Глава IV
О капитуляциях
Статья 35
При заключении между договаривающимися сторонами капитуляций д олжны быть принимаемы во внимание правила воинской чести.
Заключенные капитуляции должны быть в точности соблюдаемы обеими сторонами.
Глава V
О перемирии
Статья 36
Перемирие приостанавливает военные действия по взаимному соглашению воюющих сторон. Если срок перемирия не был установлен, то воюющие могут во всякое время возобновить военные действия, с тем, однако, чтобы неприятель был предупрежден об этом заблаговременно, согласно условиям перемирия.
Статья 37
Перемирие может быть общим или местным. Первое приостанавливает повсюду военные действия между воюющими Государствами; второе только между известными частями воюющих армий и на определенном пространстве.
Статья 38
Подлежащие власти и войска должны быть официальным образом и своевременно извещены о перемирии. Военные действия приостанавливаются или немедленно по объявлении перемирия, или же в условленный срок.
Статья 39
От договаривающихся сторон зависит определить в условиях перемирия, какие отношения к населению и между сторонами могут иметь место на театре войны.
Статья 40
Всякое существенное нарушение перемирия одною из сторон дает право другой отказаться от него и даже, в крайнем случае, немедленно возобновить военные действия.
Статья 41
Нарушение условий перемирия отдельными лицами, действующими по собственному почину, дает только право требовать наказания виновных и вознаграждения за понесенные потери, если бы таковые случились.
ОТДЕЛ III
О военной власти на территории неприятельского государства
Статья 42
Территория признается занятою, если она действительно находится во власти неприятельской армии.
Занятие распространяется лишь на те области, где эта власть установлена и в состоянии проявлять свою деятельность.
Статья 43
С фактическим переходом власти из рук законного Правительства к занявшему территорию неприятелю последний обязан принять все зависящие от него меры к тому, чтобы, насколько возможно, восстановить и обеспечить общественный порядок и общественную жизнь, уважая существующие в стране законы, буде к тому не встретится неодолимого препятствия.
Статья 44
Воюющему воспрещается принуждать население занятой области давать сведения об арм ии другого воюющего или о его средствах обороны.
Статья 45
Воспрещается принуждать население занятой области к присяге на верность неприятельской Державе.
Статья 46
Честь и права семейные, жизнь отдельных лиц и частная собственность, равно как и религиозные убеждения и отправление обрядов веры, должны быть уважаемы.
Частная собственность не подлежит конфискации.
Статья 47
Грабеж безусловно воспрещается.
Статья 48
Если неприятель взимает в занятой им области установленные в пользу Государства налоги, пошлины и денежные сборы, то он обязан делать это, по возможности сообразуясь с существующими правилами обложения и раскладки их, причем на него ложится проистекающая из сего обязанность нести расходы по управлению занятой областью в размерах, в каких обязывалось к сему законное Правительство.
Статья 49
Взимание неприятелем в занятой им области других денежных сборов, сверх упомянутых в предыдущей статье, допускается только на нужды армии или управления этой областью.
Статья 50
Никакое общее взыскание, денежное или иное, не может быть налагаемо на все население за те деяния единичных лиц, в коих не может быть усмотрено солидарной ответственности населения.
Статья 51
Никакая контрибуция не должна быть взимаема иначе как на основании письменного распоряжения и под ответственностью начальствующего генерала.
Сбор оной должен по возможности производиться согласно правилам обложения и раскладки существующих налогов.
По каждой контрибуции плательщикам должна выдаваться расписка.
Статья 52
Реквизиции натурой и повинности могут быть требуемы от общин и жителей лишь для нужд занявшей область армии. Они должны соответствовать средствам страны и быть такого рода, чтобы они не налагали на население обязанности принимать участие в военных действиях против своего отечества.
Эти реквизиции и повинности могут быть требуемы лишь с разрешения военачальника занятой местности.
Натуральные повинности должны быть по возможности оплачиваемы наличными деньгами; в противном случае они удостоверяются расписками, и уплата должных сумм будет произведена возможно скорее.
Статья 53
Армия, занимающая область, может завладеть только деньгами, фондами и долговыми требованиями, составляющими собственность Государства, складами оружия, перевозочными средствами, магазинами и запасами провианта и вообще всей движимой собственностью Государства, могущей служить для военных действий.
Все средства, приспособленные для передачи сведений на суше, на море и по воздуху, для перевозки лиц и вещей, за исключением случаев, подлежащих действию морского права, склады оружия и вообще всякого рода боевые припасы, даже если они принадлежат частным лицам, также могут быть захвачены, но подлежат возврату с возмещением у бытков по заключении мира.
Статья 54
Подводные кабели, соединяющие занятую территорию с территорией нейтральной, захватываются или уничтожаются лишь в случаях крайней необходимости. Они должны быть равным образом возвращены, а возмещение убытков производится по заключении мира.
Статья 55
Государство, занявшее область, должно признавать за собою лишь права управления и пользовладения по отношению к находящимся в ней и принадлежащим неприятельскому Государству общественным зданиям, недвижимостям, лесам и сельскохозяйственным угодьям. Оно обязано сохранять основную ценность этих видов собственности и управлять ими согласно правилам пользовладения.
Статья 56
Собственность общин, учреждений церковных, благотворительных и образовательных, художественных и научных, хотя бы принадлежащих Государству, приравнивается к частной собственности.
Всякий преднамеренный захват, истребление или повреждение подобных учреждений, исторических памятников, произведений художественных и научных воспрещаются и должны подлежать преследованию.
Текст документа сверен по:
«Вторая конференция мира 1907 г.»,
СПб: «Издательство Российского МИД», 1908
В Румынии начнутся учения стран НАТО с участием 10 тыс. солдат | Новости мира | Известия
В Румынии 29 мая начнутся масштабные учения НАТО Saber Guardian-23, в которых будут участвовать 10 тыс. румынских солдат, а также военнослужащие из 13 стран альянса. Об этом в субботу, 27 мая, сообщило министерство национальной обороны Румынии на своем официальном сайте.
Церемония открытия учений состоится в понедельник на полигоне Смардан в присутствии министра обороны Румынии Анхеля Тилвара и начальника штаба обороны генерала Даниэля Петреску.
«В многонациональных учениях «Saber Guardian-23» (SG23), которые пройдут с 29 мая по 9 июня, примут участие около 10 тыс. солдат, из них более 5 тыс. румынских солдат, с более чем 1,7 тыс. техническими средствами из нашей страны и 13 союзных и партнерских стран», — указано на сайте минобороны.
В ведомстве добавили, что это самые крупные и наиболее сложные учения из тех, что запланированы на этот год. Основные маневры пройдут на авиабазе «Михаил Когэлничану» и на полигоне училища ПВО недалеко от Констанцы.
В учениях примут участие военные из Албании, Болгарии, Грузии, Греции, Италии, Молдавии, Нидерландов, Польши, Португалии, Северной Македонии, США, Франции и Черногории.
Saber Guardian-23 — часть комплексных учений в рамках Defender Europe 23, планы которых составляет американское военное командование и координирует командование сухопутных сил США в Европе и Африке.
Ранее, 26 мая, в Эстонии завершились масштабные военные учения «Весенний шторм» с участием более 14 тыс. военнослужащих из ряда стран НАТО. В них были задействованы сотни единиц военной техники, а именно бронетранспортеры, боевые машины пехоты, танки, самоходные артиллерийские установки и ракетные системы, а также самолеты, вертолеты и корабли.
До этого, 16 мая, в минобороны Швеции сообщили, что военно-воздушные учения Arctic Challenge Exercise 2023 (ACE 2023) пройдут на севере Европы с 29 мая по 9 июня. Участие в учениях ВВС примут Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария и Швеция.
За день до этого в Финляндии на полигоне Роваярви в Лапландии стартовала серия из двух крупных военных учений. Всего в маневрах примет участие около 8 тыс. военнослужащих, более 1 тыс. из них — военные из США, Великобритании, Швеции и Норвегии.
В апреле на сайте национальной гвардии США была опубликована информация о том, что Североатлантический альянс проведет крупнейшие авиационные учения в Германии, Чехии, Эстонии и Латвии в июне текущего года. Отмечалось, что учения по коллективной обороне нацелены на то, чтобы проверить способность Германии командовать и контролировать многонациональные военно-воздушные силы, действующие на немецких аэродромах.
Доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Леонид Крутаков, комментируя данное сообщение, отметил, что эти учения означают демонстрацию силы и этого следовало ожидать в нынешних условиях.
Country Overshoot Days 2023 — День экологического долга
День экологического долга страны — это дата, на которую выпал бы день экологического долга , если бы все человечество потребляло, как люди в этой стране.
Дни выхода за пределы страны публикуются 1 января года каждого года. Чтобы уложиться в этот крайний срок публикации, в декабре 2022 г. было рассчитано количество дней перерегулирования для стран в 2023 г. с использованием издания 2022 г. Национальных счетов экологического следа и биоемкости, которое было последним доступным на тот момент изданием. Данные издания 2022 года простираются от 1961 по 2018. Это связано с задержкой в три-четыре года между последним годом данных и годом последнего выпуска в результате процесса отчетности ООН. Кроме того, необходимо время, чтобы собрать учетные записи.
Возьмем, к примеру, Швейцарский день выброса. День перерегулирования в 2023 г. основан на последних (2018 г.) доступных результатах издания Национальных счетов экологического следа и биоемкости за 2022 г. :
- Экологический след Швейцарии составляет 4,35 глобальных гектаров (га) на человека (в 2018 г.)
- Мировая биоемкость составляет 1,6 гга на человека (в 2018 г.)
Следовательно, (4,35/1,6) = 2,75 Земли должны были поддерживать человечество, если бы все на планете жили как швейцарцы.
ИЛИ
Мы можем определить день швейцарского перерегулирования, используя уравнение 365 x (1,6/4,35) = 133 , или как 133 -й -й день в году. 133-й день 2023 года — 13 мая года 9.0006 .
Не во всех странах будет день перерегулирования. Согласно приведенному выше уравнению перерегулирования страны, страна будет иметь день превышения только в том случае, если ее экологический след на человека превышает глобальную биоемкость на человека (1,6 млрд га). Страны с экологическим следом на человека, который меньше, чем глобальная биоемкость на человека (1,6 млрд га) и в которых нет дня превышения, отмечены в таблице ниже как «отсутствующие». В високосные годы мы рассчитываем дату на основе 366-дневного года вместо обычных 365.
ВЛИЯНИЕ COVID-19 И ВТОРЖЕНИЕ НА УКРАИНУ
Многие спрашивали нас о войне в Украине и влиянии пандемии коронавируса на экологический след каждой страны и о дне превышения лимита. Из-за временных задержек в статистике ООН последняя полная оценка стран охватывает только 2018 год и не охватывает эти события. Расчет страновых оценок на 2023 г. возможен, как поясняется в рамке справа.
КАК РАССЧИТЫВАЕТСЯ ДЕНЬ ЗАДЕРЖКИ ЗЕМЛИ
Чтобы устранить «разрыв» между последними данными за год и настоящим, Глобальная сеть экологического следа использует дополнительные статистические данные ООН и линии трендов из национальных счетов экологического следа и биоемкости, чтобы распространить глобальные результаты на весь текущий год. Узнайте больше о том, как рассчитывался День экологического долга 2022 года. Наша оценка Дня экологического долга 2023 года будет опубликована 5 июня 2023 года.
Ваша поддержка позволяет нам решить проблему перерегулирования.
Now-Casting Country Footprints
Оценка сегодняшнего экологического следа страны, которая называется «текущая оценка», может быть полезна для политиков и лиц, принимающих решения. Это делается путем интеграции более свежих данных ООН и применения обновленных точек данных из других источников. Текущие прогнозы могут предоставить оценку для обычного бизнеса, основанную на сочетании исторических тенденций и последних данных, но не являются биофизическими отчетами, основанными на отчетных данных, и поэтому к ним следует относиться с той же осторожностью, что и к модели прогнозирования. Мы беремся за проекты, для которых этот подход уместен, через партнерские отношения, как мы сделали для WWF Франции в 2022 году. Пожалуйста, свяжитесь с нами, если вы заинтересованы в проведении такого анализа. Как правило, оценка занимает несколько недель.
8 вещей, которые нужно знать о пальмовом масле
© Джеймс Морган / WWF-International
1. Что такое пальмовое масло?
Это пищевое растительное масло, получаемое из плодов масличных пальм, научное название Elaeis guineensis. Можно производить два типа масла; сырое пальмовое масло получают путем отжима мясистых плодов, а косточковое пальмовое масло получают путем дробления ядра или косточки в середине плода. Масличные пальмы произрастают в Африке, но были завезены в Юго-Восточную Азию чуть более 100 лет назад в качестве декоративной древесной культуры. Сейчас Индонезия и Малайзия составляют более 85% мировых поставок, но есть еще 42 страны, которые также производят пальмовое масло.
2. В каких продуктах содержится?
Пальмовое масло есть почти во всем: оно содержится почти в 50% упакованных продуктов, которые мы находим в супермаркетах, от пиццы, пончиков и шоколада до дезодоранта, шампуня, зубной пасты и губной помады. Он также используется в кормах для животных и в качестве биотоплива во многих частях мира (но не в Великобритании!).
© Максим Альяга / WWF
3. Почему везде пальмовое масло?
Пальмовое масло — чрезвычайно универсальное масло, обладающее множеством различных свойств и функций, что делает его таким полезным и широко используемым. Он полутвердый при комнатной температуре, поэтому спреды можно намазывать; он устойчив к окислению, что позволяет увеличить срок хранения продуктов; он стабилен при высоких температурах, поэтому помогает придать жареным продуктам хрустящую и хрустящую текстуру; а также он не имеет запаха и цвета, поэтому не меняет внешний вид или запах пищевых продуктов. В азиатских и африканских странах пальмовое масло широко используется в качестве кулинарного масла, точно так же, как мы могли бы использовать подсолнечное или оливковое масло здесь, в Великобритании.
Наряду с универсальностью, по сравнению с другими растительными маслами, масличная пальма является очень эффективной культурой, способной производить большое количество масла на небольших участках земли почти круглый год. Это делает его привлекательной культурой для производителей и мелких землевладельцев, которые могут рассчитывать на стабильный доход, который обеспечивает пальмовое масло.
4. В чем проблема с пальмовым маслом?
Пальмовое масло было и остается основной причиной обезлесения некоторых из самых биоразнообразных лесов в мире, разрушая среду обитания уже находящихся под угрозой исчезновения видов, таких как орангутанг, карликовый слон и суматранский носорог. Эта потеря лесов в сочетании с преобразованием богатых углеродом торфяных почв выбрасывает в атмосферу миллионы тонн парниковых газов и способствует изменению климата. Также сохраняется некоторая эксплуатация рабочих и детский труд. Это серьезные проблемы, для решения которых весь сектор производства пальмового масла должен принять меры, потому что так быть не должно.
© WWF-US/Des Syafriza
5. Какие существуют решения?
Пальмовое масло можно производить более устойчиво, и компании, правительства и потребители должны сыграть в этом определенную роль. Круглый стол по экологически безопасному пальмовому маслу или RSPO был создан в 2004 году в ответ на растущую озабоченность по поводу воздействия пальмового масла на окружающую среду и общество. У RSPO есть производственные стандарты для производителей, которые устанавливают передовые методы производства и поиска пальмового масла, и его поддерживает большая часть мировой отрасли. RSPO рекомендует компаниям:
- Разработайте строгую политику по устранению вырубки лесов, преобразования других природных экосистем, таких как торфяники, и нарушений прав человека из их цепочек поставок
- Покупайте и используйте сертифицированное RSPO пальмовое масло в своих операциях по всему миру
- Будьте прозрачны в использовании и источниках пальмового масла, чтобы они знали, у кого они покупают и где оно было произведено
Важно, чтобы производители пальмового масла продолжали инвестировать и расширять поддержку программ мелких фермеров и инициатив по устойчивому ландшафту. WWF также работает с правительствами как стран, использующих пальмовое масло, так и стран-производителей пальмового масла, чтобы убедиться, что действуют национальные законы, гарантирующие, что любое продаваемое пальмовое масло не связано с вырубкой лесов, преобразованием и эксплуатацией.
6. Почему бы нам просто не перейти на альтернативное растительное масло?
Пальмовое масло — невероятно эффективная культура, производящая больше масла на единицу площади, чем любая другая эквивалентная масличная культура. В глобальном масштабе пальмовое масло обеспечивает 40% мирового спроса на растительные масла на чуть менее 6% земель, используемых для производства всех растительных масел. Чтобы получить такое же количество альтернативных масел, как соевое, кокосовое или подсолнечное масло, вам потребуется от 4 до 10 раз больше земли, что просто перенесет проблему в другие части мира и создаст угрозу для других мест обитания, видов и сообществ. Кроме того, существуют миллионы мелких фермеров, средства к существованию которых зависят от производства пальмового масла. Бойкот пальмового масла — не выход. Вместо этого нам нужно требовать больше действий для решения проблем и двигаться дальше и быстрее.
© Сьюзи Хаббард / WWF-Великобритания
7. Могу ли я доверять продукции, сертифицированной RSPO?
RSPO — это глобальный стандарт устойчивого производства пальмового масла. Когда пальмовое масло производится в соответствии со стандартами RSPO, производители помогают защитить окружающую среду и местные сообщества, средства к существованию которых зависят от урожая, чтобы пальмовое масло могло продолжать играть ключевую роль в продовольственной безопасности, экономическом развитии и продовольствии. каналы поставок. Мы должны продолжать использовать экологически чистое пальмовое масло, сертифицированное RSPO, в продуктах, поскольку его замена приведет к большему обезлесению и преобразованию естественной среды обитания. Сертифицированные RSPO продукты, в которых используется пальмовое масло из цепочек поставок «Сегрегация» или «Сохранение идентичности», обеспечивают наибольшую гарантию экологичности пальмового масла.
Наряду с другими организациями WWF играет активную роль в формировании стандарта RSPO, чтобы убедиться, что он обеспечивает больше безопасности для людей и планеты. В ноябре 2018 года стандарт RSPO был усилен, и теперь он представляет собой важный инструмент, который может помочь компаниям выполнить свои обязательства по производству пальмового масла без вырубки лесов, преобразования других естественных мест обитания, таких как торфяники, и эксплуатации людей.
8. Что делается в Великобритании?
В 2012 году правительство Великобритании признало, что мы являемся частью проблемы пальмового масла и можем также стать частью решения. Они взяли на себя обязательство, что 100% пальмового масла, используемого в Великобритании, должно быть получено из устойчивых источников, которые не наносят вреда природе или людям. В 2019 году 70% всего импорта пальмового масла в Великобританию были устойчивыми. Это большой прогресс, но еще многое предстоит сделать, чтобы достичь 100%.
Область, которая представляет собой значительный пробел в использовании сертифицированной экологически чистой пальмы, использование ингредиентов, полученных из пальмы, в кормах для животных, например, для кур, свиней и коров.
Leave a Reply