Администрация Советского района — Признание гражданина дееспособным и отмена ограничения в дееспособности
Действующее законодательство предусматривает возможность признания гражданина дееспособным либо отмены ограничения в дееспособности. Указанные требования разрешается судом в самостоятельном производстве.
Порядок рассмотрения указанных споров регламентирован параграфом 4 ГПК РБ «Особенности рассмотрения дел о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности».
Согласно ст. 376 ГПК Республики Беларусь, заявление о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности в случае наступления условий, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь, подается в суд по месту жительства данного гражданина независимо от того, каким судом вынесено решение об ограничении дееспособности или о признании гражданина недееспособным.
Дело об отмене ограничения дееспособности гражданина может быть начато по заявлению самого гражданина либо его попечителя, а также лиц, указанных в части первой статьи 373 настоящего Кодекса.
По заявлению опекуна, а также лиц, указанных в части второй статьи 373 настоящего Кодекса, может быть начато дело о признании дееспособным гражданина, признанного на основании решения суда недееспособным. В этом случае при подготовке дела судья назначает судебно-психиатрическую экспертизу.
О времени рассмотрения дела об отмене ограничения дееспособности или о признании гражданина дееспособным извещается прокурор, участие которого обязательно.
Решение суда об отмене ограничения дееспособности гражданина либо о признании гражданина дееспособным должно быть мотивированным и является основанием для отмены установленных над ним опеки или попечительства.
Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 13 от 16.12.2004 года «О практике рассмотрения судами дел о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения в дееспособности», решение об отмене ограничения дееспособности или о признании гражданина дееспособным суд принимает, если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограничен в дееспособности, отпали.
Ограничение дееспособности отменяется судом также и в случаях, когда семья лица, признанного ограниченно дееспособным, перестала существовать (например, в связи со смертью, разделением семьи) и, следовательно, отпала обязанность этого лица предоставлять средства на ее содержание.
Суд выясняет эти обстоятельства на основании представленных доказательств: справки медицинского учреждения о прохождении лечения от алкоголизма или наркомании, характеристики с места жительства (работы), свидетельских показаний и т.п.
Для разрешения дела о признании гражданина дееспособным необходимым доказательством будет являться заключение судебно-психиатрической экспертизы, которая назначается при подготовке дела к судебному разбирательству.
В заключении эксперта должны быть даны ответы на вопросы о том, имеется ли выздоровление или значительное улучшение здоровья гражданина, способен ли он понимать значение своих действий и руководить ими.
Решение суда по данному делу должно отвечать общим требованиям и содержать мотивировочную часть решения, в которой излагаются выводы суда о том, считает он установленными или нет факты, свидетельствующие об отпадении обстоятельств, послуживших основанием к признанию гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным.
На основании решение суда об отмене ограничения в дееспособности или о признании гражданина дееспособным принимаются меры по отмене установленной над этими лицами опеки или попечительства.
Старший помощник прокурора Советского района города Минска младший советник юстиции
Гайдай Л.В.
- Послание Президента Республики Беларусь
- Концепция национальной безопасности
Порядок, условия и правовые последствия признания гражданина недееспособным
Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их зависит не только от возраста, но также и от психического состояния гражданина.
В силу болезни, достижения престарелого возраста или психического расстройства человек может утратить возможность понимать значение своих действий и руководить ими.
В целях защиты прав и законных интересов указанных граждан и членов их семей на законодательном уровне определен порядок признания гражданина недееспособным, который урегулирован ст. ст. 373-376 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь.
При этом законодательством установлены исключительные основания для признания гражданина недееспособным.
Основанием признания гражданина недееспособным является наличие у него психического расстройства (душевной болезни или слабоумия), в силу которого он не может понимать значение своих действий и руководить ими.
Оценку наличия у гражданина такого психического расстройства дает психолого-психиатрическая экспертиза, проводимая в учреждениях здравоохранения на амбулаторной или стационарной основе, в зависимости от степени утраты здоровья, тяжести заболевания.
Согласно ст. 29 Гражданского кодекса Республики Беларусь над гражданином, признанным недееспособным, устанавливается опека. От имени гражданина, признанного недееспособным, все сделки совершает его опекун. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд признает его дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека.
Ответственность за вред, причиненный гражданином, признанным недееспособным, возмещается его опекуном, если последний не докажет, что вред возник не по его вине.
Как усматривается из судебной практики, опекуном чаще всего назначается близкий родственник гражданина.
В силу ст. 37 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье признание гражданина недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия является основанием для расторжения брака по заявлению другого супруга.
Заявление о признании гражданина недееспособным может быть подано в суд членами его семьи, прокурором, органом опеки и попечительства, психиатрического лечебного учреждения. Указанное заявление подается в суд по месту жительства данного гражданина. В заявлении должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие об умственном расстройстве, вследствие которого лицо не может понимать значение своих действий и руководить ими.
Дело о признании гражданина недееспособным рассматривается с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.
В случае возникновения сомнений в психическом состоянии гражданина к участию в деле в обязательном порядке привлекаются члены семьи или близкие родственники гражданина.
Гражданин, о признании которого недееспособным рассматривается дело, вызывается в судебное заседание, если суд признает это возможным по состоянию его здоровья.
Необходимо отметить тот факт, что многие граждане зачастую злоупотребляют своим правом признания члена семьи недееспособным, полагая, что в случае удовлетворения своих требований они смогут беспрепятственно распоряжаться имуществом члена семьи, совершать от его имени сделки в своих интересах.
В связи с этим, прокурором при решении вопроса о передаче материалов в суд и непосредственно в ходе судебного заседания судом принимаются все необходимые меры к установлению истинных мотивов членов семьи гражданина, дееспособность которого вызывает сомнения.
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК)
(Извлечение)
Ст. 29. Признание гражданина недееспособным
- Гражданин, который вследствие психического расстройства (заболевания) не может понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.
Гражданин, который в связи с заболеванием находится в бессознательном состоянии, исключающем возможность понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.
- От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун.
- Если психическое состояние гражданина, который был признан недееспособным вследствие психического расстройства (заболевания), улучшилось, суд признает этого гражданина ограниченно дееспособным в соответствии с пунктом 2 статьи 30 настоящего Кодекса или дееспособным. На основании решения суда о признании гражданина дееспособным отменяется установленная над гражданином опека.
Если основание, в силу которого гражданин был признан недееспособным в соответствии с частью второй пункта 1 настоящей статьи, отпало, суд признает этого гражданина дееспособным. На основании решения суда о признании гражданина дееспособным отменяется установленная над гражданином опека.
Ст. 172. Недействительность сделки, совершенной гражданином, признанным недееспособным
- Сделка, совершенная гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства (заболевания), ничтожна.
Каждая из сторон такой сделки обязана возвратить другой все полученное в натуре, а при невозможности возвратить полученное в натуре — возместить его стоимость в деньгах.
Дееспособная сторона обязана, кроме того, возместить другой стороне понесенный ею реальный ущерб, если дееспособная сторона знала или должна была знать о недееспособности другой стороны.
- В интересах гражданина, признанного недееспособным вследствие психического расстройства (заболевания), совершенная им сделка может быть по требованию его опекуна признана судом действительной, если она совершена к выгоде этого гражданина.
Гражданский процессуальный кодекс
Республики Беларусь
Глава 30. Особое производство
- 4 Особенности рассмотрения дел о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности (Извлечение)
Ст. 373. Подача заявления. Содержание заявления
…
Дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства (заболевания) может быть начато по заявлению членов его семьи, а в случае их отсутствия — по заявлению близких родственников. Такое дело может быть начато также по заявлению прокурора, органа опеки и попечительства, психиатрической (психоневрологической) организации. Заявление о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства (заболевания) подается в суд по месту жительства этого гражданина, а если такой гражданин помещен в психиатрическую (психоневрологическую) организацию — по месту нахождения этой организации.
Дело о признании недееспособным гражданина, который в связи с заболеванием находится в бессознательном состоянии, исключающем возможность понимать значение своих действий или руководить ими, может быть начато по заявлению членов его семьи, а в случае их отсутствия — по заявлению близких родственников. Такое дело может быть начато также по заявлению прокурора, органа опеки и попечительства, организации здравоохранения, иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность. Заявление о признании недееспособным гражданина, который в связи с заболеванием находится в бессознательном состоянии, исключающем возможность понимать значение своих действий или руководить ими, подается в суд по месту жительства этого гражданина, а если такой гражданин помещен в организацию здравоохранения, иную организацию, осуществляющую медицинскую деятельность, — по месту нахождения этой организации.
…
В заявлении о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства (заболевания) должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о психическом расстройстве (заболевании), вследствие которого этот гражданин не может понимать значение своих действий или руководить ими.
В заявлении о признании недееспособным гражданина, который в связи с заболеванием находится в бессознательном состоянии, исключающем возможность понимать значение своих действий или руководить ими, должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о состоянии этого гражданина, исключающем возможность понимать значение своих действий или руководить ими, а также подтверждающие необходимость установления над этим гражданином опеки.
Ст. 374. Назначение экспертизы
Судья при подготовке к судебному разбирательству дела о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства (заболевания) при наличии достаточных данных о психическом расстройстве (заболевании) этого гражданина для определения его психического состояния назначает судебно-психиатрическую экспертизу. В исключительных случаях при явном уклонении гражданина, в отношении которого возбуждено дело о признании его недееспособным вследствие психического расстройства (заболевания), от прохождения судебно-психиатрической экспертизы суд при участии прокурора и врача-специалиста в области оказания психиатрической помощи в судебном заседании может вынести определение о принудительном направлении этого гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу.
Ст. 375. Рассмотрение дела. Решение суда по делу (Извлечение)
…
Дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства (заболевания) либо о признании недееспособным гражданина, который в связи с заболеванием находится в бессознательном состоянии, исключающем возможность понимать значение своих действий или руководить ими, суд рассматривает с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства. Гражданин, в отношении которого рассматривается дело о признании его недееспособным вследствие психического расстройства (заболевания), вызывается в судебное заседание, если суд признает это возможным по состоянию его здоровья. Судья при подготовке к судебному разбирательству дела о признании недееспособным гражданина, который в связи с заболеванием находится в бессознательном состоянии, исключающем возможность понимать значение своих действий или руководить ими, запрашивает в организации здравоохранения, иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность, в которой этому гражданину оказывается медицинская помощь, заключение врачебно-консультационной комиссии, подтверждающее такое состояние гражданина.
Решение суда, которым гражданин признан недееспособным, должно быть мотивированным.
Судебные расходы по делу о признании гражданина недееспособным с заявителя не взыскиваются. Установив, что заявители действовали недобросовестно с целью заведомо необоснованного лишения дееспособности гражданина, суд взыскивает с них все судебные расходы.
Признав гражданина недееспособным, суд обязан в течение трех дней после вступления решения в законную силу сообщить об этом органу опеки и попечительства, направив копию решения по месту жительства данного лица для установления над ним опеки.
Суд не позднее следующего дня после принятия решения о признании гражданина недееспособным, если дети указанного лица остаются без попечения родителей, уведомляет об этом управление (отдел) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту жительства родителей (родителя) для обеспечения государственной защиты детей.
Жизнь без дееспособности в Казахстане
Казахстан является одной из нескольких стран постсоветского пространства, где дискриминационные режимы опеки продолжают определять жизнь людей с инвалидностью.
В соответствии с действующим законодательством лица с психическими расстройствами могут быть признаны судом «недееспособными» и переданы на попечение опекуна (часто близкого родственника). С этого момента они больше не могут принимать решения о своей жизни или осуществлять свои права.
Сегодня более 16 000 лиц с психическими расстройствами попали в порочный круг: они зависят от воли опекуна, который может не заботиться об их интересах, но при этом они не могут обратиться в суд для восстановления дееспособности или сменить своего опекуна. Если они находятся в учреждении, у них мало надежды когда-либо покинуть его.
В феврале и августе 2018 года мы посетили Казахстан и провели интервью с 15 лицами с психиатрическими диагнозами, родителями детей с инвалидностью, психиатрами, работниками НКО, юристами и правозащитниками, а также представителями правительства Казахстана с целью выявления каковы альтернативы этому дискриминационному режиму.
Законы неправильны, но всем наплевать. Мы как мертвые души.
Почему опекунство?
В то время как якобы целью режима опеки является «защита» лиц с психосоциальными и интеллектуальными нарушениями, на практике он часто подвергает их эксплуатации со стороны корыстных или неадекватных опекунов. Обычно опекуны не действуют в своих интересах или пытаются воспользоваться своим имуществом.
Например, Маргарита Лученкова была лишена дееспособности по заявлению брата. Она рассказала нам, что ее брат живет в принадлежащей ей квартире и уже больше года не платит ей арендную плату.
Будучи лишенной дееспособности, она не может обратиться в суд для защиты своих интересов или смены опекуна. Дееспособность может быть восстановлена только в том случае, если лицо будет признано «излеченным» или если его опекун или прокурор подаст заявление о ее восстановлении. На практике восстановление дееспособности происходит очень редко, и большинство людей остаются под опекой на всю жизнь.
Я считаю, что если человек автономен и независим, если он может позаботиться о себе и зарабатывать на жизнь, правительство должно рассмотреть вопрос о его дееспособности.
Брат Маргариты Лученковой лишил ее дееспособности
Зачем вы это сделали? Я инвалид?
Критерии лишения дееспособности расплывчаты и устанавливают очень низкий порог, учитывая огромные последствия такого шага. Закон лишь предусматривает, что «лицо, не понимающее смысла своих действий или не могущее руководить ими вследствие психического заболевания или слабоумия», может быть признано судом недееспособным. Даже эксперты по этому вопросу не смогли объяснить критерии или даже указать на источник, где они четко изложены.
Николай Клочков имеет диагноз «умеренная умственная отсталость», что, по-видимому, связано с трудностями в общении. Он частично глухой и никогда не получал поддержки, которая позволила бы ему общаться на языке жестов или читать по губам. Несмотря на эти барьеры, он может жить самостоятельно с минимальной помощью.
Николай очень хорошо чинит мобильные телефоны и надеется, что в будущем сможет работать в мастерской по ремонту мобильных телефонов. Но сейчас он как «недееспособный» человек фактически не может устроиться на работу, поступить в учебное заведение, жениться, обратиться в суд для защиты своих прав или проголосовать на выборах.
Когда мы встретились с ним в феврале 2018 года, он надеялся, что сможет восстановить свою дееспособность, создать семью и работать по официальному трудовому договору. Все эти надежды рухнули, когда он «не прошел» судебно-медицинскую экспертизу в августе 2018 года. подвергнуть сомнению прошлые медицинские заключения. 17 сентября суд постановил, что «улучшения его психического состояния» не произошло, и поэтому он нуждается в опеке.
Многие люди говорили Amnesty International, что психиатры боятся опровергнуть существующий диагноз, потому что это будет означать, что кто-то допустил ошибку.
Быть креативным значит мыслить нестандартно, но это не значит, что я сумасшедший.
Бабушка Юлии Сычевой лишила ее дееспособности
Альтернативы опеке
Последствия режима опеки в Казахстане разрушительны. Он стигматизирует людей с умственной отсталостью, лишая их дееспособности, а вместе с тем и их прав. Более того, этот режим несовместим с правозащитным подходом Конвенции о правах инвалидов (КПИ) к инвалидности.
Несмотря на то, что Казахстан ратифицировал КПИ в 2015 году, а правительство добилось определенного прогресса в улучшении услуг поддержки в обществе, необходимо принять дополнительные меры. Следующей задачей для Казахстана будет замена системы опеки над взрослыми на адекватную систему поддержки лиц с психическими отклонениями.
Новая система поддержки должна позволить людям с психическими расстройствами пользоваться своими правами как равноправным членам общества, не опасаясь эксплуатации или принуждения.
СКАЧАТЬ ПОЛНЫЙ ОТЧЕТ
Скачать
- Английский
- Русский
Скачать
Сообщить властям Казахстана об отмене опекунства
>br /%lt;
@mtzsrk05, Казахстан должен сделать следующий шаг к более инклюзивному обществу – отменить режим опеки!
Отправить твит
Поделиться
Умственная дееспособность и лишение свободы
Текущий статус проекта: Завершено .
Перечень этапов проекта:
- Предпроект
- Предварительная консультация
- Консультация
- Анализ ответов
- Завершить
- Инициация: Может включать обсуждение объема и технического задания с ведущим правительственным департаментом
- Предварительная консультация: Может включать в себя обращение к заинтересованным группам и специалистам, составление обзорных и проблемных документов, окончательную доработку условий проекта
- Консультация: Вероятно, будет включать консультационные мероприятия и документ, внесение предварительных предложений для комментариев
- Разработка политики: Будет включать анализ ответов на консультации. Может включать дополнительные документы по вопросам и консультации по законопроекту
- Сообщено: Обычно рекомендации по реформе законодательства, но могут быть рекомендациями правительству, обзорным отчетом или другими рекомендациями
.
.
Защита людей с деменцией и трудностями в обучении, лишенных свободы для лечения или ухода. Правительство заявило, что закон будет представлен, когда позволит парламентское время.
Скачать отчет
Скачать сводку
Скачать сводку Easy Read
Проблема
Меры предосторожности в отношении лишения свободы направлены на защиту людей с ограниченными умственными способностями, но которым необходимо быть лишены свободы, чтобы они могли получать уход и лечение в больнице или доме престарелых.
Если право человека на свободу должно быть нарушено в других условиях, необходимо получить разрешение Суда защиты.
DoLS подвергалась критике с момента своего появления за чрезмерную сложность и бюрократию.
В марте 2014 г. специальный комитет Палаты лордов опубликовал подробный отчет, в котором делается вывод о том, что DoLS «не соответствуют своему назначению», и рекомендуется их замена. В то же время Верховный суд Соединенного Королевства постановил, что гораздо большее количество людей подпадает под действие системы DoLS, чем считалось ранее.
Это возлагает все большее бремя на местные органы власти и медицинских и социальных работников, управляющих DoLS.
В этом видео Тим Спенсер-Лейн, ведущий юрист проекта, рассказывает о DoLS и о том, почему они не работают.
Наш проект
Проект представлял собой обзор Закона о психической дееспособности и DoLS.
Наш консультационный документ был опубликован 7 июля 2015 года. Он содержал предварительные предложения по реформе закона. За четыре месяца консультаций с общественностью мы посетили 83 мероприятия в Англии и Уэльсе. Это было одно из самых обширных консультаций с общественностью, проведенных Юридической комиссией. Мы получили 583 письменных ответа.
В мае 2016 года мы опубликовали промежуточное заявление, в котором резюмируются основные выводы консультации и излагаются некоторые из наших первоначальных выводов.
13 марта 2017 года мы опубликовали отчет с изложением наших рекомендаций вместе с законопроектом.
Наши рекомендации
В итоговом отчете и законопроекте рекомендуется срочно отменить DoLS и изложена схема замены DoLS, которую мы назвали Гарантиями защиты свободы. Кроме того, в законопроекте вносятся более широкие изменения в Закон о психической дееспособности, которые обеспечивают более широкие гарантии для лиц до их лишения свободы.
Это будет означать:
- расширенные права на защиту и периодические проверки организации ухода или лечения для наиболее нуждающихся
- больше внимания уделяется вопросам прав человека человека, а также необходимости и соразмерности лишения свободы на этапе разработки мер
- распространяет защиту на все учреждения по уходу, такие как поддерживаемое проживание и домашние условия, что устраняет необходимость в дорогостоящих и непрактичных обращениях в суд по защите
- расширение охвата для охвата 16- и 17-летних и запланированных перемещений между настройками
- устраняет ненужное дублирование, принимая во внимание предыдущие оценки, разрешая авторизации охватывать более одного места и разрешая продление для тех, у кого долгосрочные условия
- расширение круга лиц, ответственных за выдачу разрешений от советов в NHS, если они находятся в больнице или в медицинском учреждении NHS
- упрощенная версия оценки наилучших интересов, в которой подчеркивается, что во всех случаях меры должны быть необходимыми и соразмерными, прежде чем они могут быть разрешены.
Наряду с окончательным отчетом мы также опубликовали оценку воздействия, консультационный анализ, резюме отчета и удобную для чтения версию резюме. Все эти документы можно найти на этой странице ниже.
Результат
30 октября 2017 года правительство опубликовало свой промежуточный ответ на наш отчет.
В ответе приветствуется отчет Юридической комиссии и подтверждается, что они будут взаимодействовать с рядом заинтересованных сторон, чтобы более подробно понять, как можно реализовать рекомендованные Комиссией изменения.
Окончательный ответ правительства был опубликован 14 марта 2018 года.
Согласен с тем, что существующая система DoLS должна быть заменена в срочном порядке, и в целом согласен с моделью защиты свободы Комиссии.
В ответе делается вывод о том, что законопроект будет представлен, когда позволит парламентское время.
Кроме того, Объединенный комитет по правам человека объявил о проведении расследования в отношении DoLS и предложенной схемы Юридической комиссии.
Leave a Reply