Госбюджет-2018: минимальная зарплата и прожиточный минимум
Новости
Полезно:
Налоговый кодекс
Планы счетов
П(С)БУ
НП(С)БУ в госсекторе
МСФО
Проверка контрагента
1ДФ
Актуально: Налоговый расчет Карантин
Личный ассистент Заказать запрос
-
Новости -
Аналитические материалы
А вы уже читали
свежий номер газеты «Интерактивная бухгалтерия»?
2 января 2018 / 10:40
Размеры минимальной зарплаты и прожиточного минимума в 2019 году можно посмотреть в новости
Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» от 07. 12.2017 г. № 2246-VIII установлены следующие размеры основных минимальных социальных стандартов в 2018 году:
1) минимальная зарплата:
- в месячном размере: с 1 января — 3723 грн;
- в почасовом размере: с 1 января — 22,41 грн.
2) прожиточный минимум на одно лицо в расчете на месяц в размере с 1 января 2018 года — 1700 грн, с 1 июля — 1777 грн, с 1 декабря — 1853 грн, а для основных социальных и демографических групп населения:
- детей в возрасте до 6 лет: с 1 января 2018 года — 1492 грн, с 1 июля — 1559 грн, с 1 декабря — 1626 грн;
- детей в возрасте от 6 до 18 лет: с 1 января 2018 года — 1860 грн, с 1 июля — 1944 грн, с 1 декабря — 2027 грн;
- трудоспособных лиц: с 1 января 2018 года — 1762 грн, с 1 июля — 1841 грн, с 1 декабря — 1921 грн;
- лиц, утративших трудоспособность: с 1 января 2018 года — 1373 грн, с 1 июля — 1435 грн, с 1 декабря — 1497 грн.
К тому же поручено Правительству на основе мониторинга исполнения Госбюджета Украины по итогам І квартала 2018 года рассмотреть вопрос относительно возможности повышения размера минимальной заработной платы с определением его на уровне 4200 грн в месяц со ІІ квартала 2018 года.
О показателях, размер которых изменился с возрастанием минзарплаты и прожиточного минимума, читайте в материале «На какие показатели повлияло повышение минимальной зарплаты и прожиточного минимума в 2018 году».
Бухгалтерский сервис «Интерактивная бухгалтерия»
Бухгалтерский сервис «Интерактивная бухгалтерия»Бухгалтерский сервис «Интерактивная бухгалтерия»
Новости партнеров
Минимальная зарплата в Украине | Независимая Ассоциация Банков Украины
Делимся важной информацией. Минимальная заработная плата – это гарантированная государством ежемесячная оплата труда при условии выполнения норм, например, отработка всех рабочих дней. Размер заработной платы – фиксированный показатель, который определяется в Законе о Государственном бюджете на соответствующий год и ниже которого зарплата работника не может опускаться, если он полностью выполнил месячную норму труда, в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда» и с Кодексом законов о труде Украины.
В то же время статья 41 Бюджетного кодекса определяет, что до вступления в силу Закона о Государственном бюджете Украины на текущий бюджетный период минимальная заработная плата применяется в размерах и на условиях, действовавших в декабре предыдущего бюджетного периода.
Предлагаем посмотреть, как менялась минимальная заработная плата в Украине в течение последних десяти лет.
Минимальная заработная плата в Украине с 2010 по 2021 год
Период | Месячная | Почасовая |
с 01. 12.2021 | 6500 грн | 39,12 грн |
с 01.01.2021 по 30.11.2021 | 6000 грн | 36,11 грн |
с 01.09.2020 по 31.12.2020 | 5000 грн | 29,20 грн |
с 01.01.2020 по 31.08.2020 | 4723 грн | 28,31 грн |
с 01. 01.2019 по 31.12.2019 | 4173 грн | 25,13 грн |
с 01.01.2018 по 31.12.2018 | 3723 грн | 22,41 грн |
с 01.01.2017 по 31.12.2017 | 3200 грн | 19,34 грн |
с 01.12.2016 по 31.12.2016 | 1600 грн | 9,59 грн |
с 01. 05.2016 по 30.11.2016 | 1450 грн | 8,69 грн |
с 01.01.2016 по 30.04.2016 | 1378 грн | 8,29 грн |
с 01.09.2015 по 31.12.2015 | 1378 грн | 8,29 грн |
с 01.01.2015 по 31.08.2015 | 1218 грн | 7,29 грн |
с 01. 01.2014 по 31.12.2014 | 1218 грн | 7,30 грн |
с 01.12.2013 по 31.12.2013 | 1218 грн | 7,30 грн |
с 01.01.2013 по 30.11.2013 | 1147 грн | 6,88 грн |
с 01.12.2012 по 31.12.2012 | 1134 грн | 6,80 грн |
с 01. 10.2012 по 30.11.2012 | 1118 грн | 6,70 грн |
с 01.07.2012 по 30.09.2012 | 1102 грн | 6,61 грн |
с 01.04.2012 по 30.06.2012 | 1094 грн | 6,56 грн |
с 01.01.2012 по 31.03.2012 | 1073 грн | 6,43 грн |
с 01. 12.2011 по 31.12.2011 | 1004 грн | 6,04 грн |
с 01.10.2011 по 30.11.2011 | 985 грн | 5,92 грн |
с 01.04.2011 по 30.09.2011 | 960 грн | 5,77 грн |
с 01.01.2011 по 31.03.2011 | 941 грн | 5,66 грн |
с 01. 12.2010 по 31.12.2010 | 922 грн | 5,52 грн |
с 01.10.2010 по 30.11.2010 | 907 грн | 5,43 грн |
с 01.07.2010 по 30.09.2010 | 888 грн | 5,32 грн |
с 01.04.2010 по 30.06.2010 | 884 грн | 5,29 грн |
с 01. 01.2010 по 31.03.2010 | 869 грн | 5,20 грн |
Фейк или правда: прогнозы по увеличению минимальной заработной платы в 2022-2024 гг.
Данные, приведенные в документе Минэкономики по экономическому и социальному развитию Украины на 2022-2024 годы, указывают на то, что по итогам 2021 года среднегодовая минимальная заработная плата в Украине вырастет на 25,5%. По прогнозам документа, минималка в Украине вырастет до 6550 грн в 2022 году.
Также Кабмин акцентировал на росте минимальной заработной платы в 2023 году на 9,6% и на 6,8% (до 7665 грн) в 2024 году. Итак, среднемесячная заработная плата будет расти как в номинальном, так и в реальном выражении. В номинальном: с 15 258 грн в 2022 году до 19 063 грн в 2024 году. В течение 2022–2024 годов в реальном выражении зарплата будет расти в среднем на 5,4% ежегодно (в 2022 году – на 4,4%, в 2023 году – на 6,1%, в 2024 году – на 5,6%).
Сколько заплатят ФЛП по ЕСВ?
Единый социальный взнос (ЕСВ) – вопрос, постоянно беспокоящий предпринимателей. Традиционно от размера минимальной заработной платы зависит размер ЕСВ. Проанализировав прогнозы Кабмина о том, как будет меняться минималка в последующие годы, нетрудно догадаться, насколько возрастет единый социальный взнос для ФЛП. Поэтому подсчитаем.
Единый социальный взнос в Украине рассчитывается по ставке 22%. Ожидается, что 1.12.2021 года минималка в Украине составит 6500 гривен, в таком случае ежемесячный размер ЕСВ для ФЛП составит 1430 грн в месяц и 4290 гривен – в квартал.
На основе одобренной Кабмином Бюджетной декларации можем сделать расчет и на последующие годы. В частности, в декларации отмечается:
- В октябре 2022 года минимальная ЗП должна составлять 6700 гривен.
- В декабре 2023 года минимальная ЗП должна составлять 7176 гривен.
Если к этому времени ставка ЕСВ не изменится, можем утверждать, что в 2022 году предприниматели будут платить 1474 гривен в месяц и 4422 грн ежеквартально.
А в 2023 году в месяц ФЛП заплатят 1578,72 грн и 4736,16 грн – в квартал.
Таким образом, на основе макроэкономического прогноза, заложенного в основу Бюджетной декларации, минимальная заработная плата в последующие годы будет расти, а обязательный и регулярный страховой взнос для ФЛП будет увеличиваться.
Visit Ukraine — Минимальная зарплата в странах Европы: сколько украинцы могут заработать за работу
Уровень заработной платы в разных странах Евросоюза может существенно отличаться. Узнайте больше, в каких странах ЕС вы можете зарабатывать больше в 2023 году и чем отличается минимальная заработная плата
Страховой полис – гарантия вашей безопасности и спокойного пребывания за пределами Украины
КУПИТЬ
Минимальная заработная плата в Европе – спорный вопрос, который постоянно меняется. Она варьируется от страны к стране: в одних штатах устанавливается минимальная заработная плата, а в других она оставлена на усмотрение отдельных работодателей и профсоюзов. Рассказываем, чем отличается минимальная зарплата в ЕС и где европейцы зарабатывают больше.
Статистика минимальной заработной платы в Европе публикуется Евростатом. В документе агентства говорится конкретно о национальной минимальной заработной плате, которая распространяется на всех работников или, по крайней мере, на подавляющее большинство работников в разных странах.
По состоянию на 1 января 2023 года минимальная заработная плата установлена в 22 из 27 государств-членов Европейского Союза. В то же время странами ЕС без национальной минимальной заработной платы были: Дания, Италия, Австрия, Финляндия и Швеция — там уровень оплаты труда определяется работодателем и профсоюзом.
В каких странах ЕС минимальная заработная плата выше, а где меньше?
Месячная минимальная заработная плата сильно различается между государствами-членами: от 399 евро в Болгарии до 2387 евро в Люксембурге.
Для определения уровня заработной платы страны были разделены на 3 группы: в 1-ю группу вошли страны с месячной зарплатой от 399 до 840 евро, во 2-ю группу — страны с месячной зарплатой от 887 до 1304 евро, в 3-ю группу группы — страны с минимальной зарплатой 1700 евро в месяц.
Кто входит в 1 группу :
Болгария – 399 евро;
Венгрия – 579 евро;
Румыния – 606 евро;
Латвия – 620 евро;
Хорватия – 700 евро;
Словакия – 700 евро;
Чехия – 717 евро;
Эстония – 725 евро;
Польша – 746 евро;
Мальта – 835 евро;
Литва — 840 евро.
II группа :
Португалия – 887 евро;
Испания – 1167 евро;
Словения – 1304 евро.
III группа :
Франция – 1709 евро;
Ирландия – 1 910 евро;
Нидерланды — 1 934 евро;
Бельгия – 1 955 евро;
Германия – 1 981 евро;
Люксембург – 2387 евро.
Что касается Украины, то минимальная заработная плата в нашей стране с 1 января 2023 года установлена на уровне 6700 гривен, что равно примерно 168 евро.
Мы вам напомним! украинцев, которые нашли убежище в Турции, продолжают искать работу и трудоустроиться. Где найти вакансии и какие профессии востребованы в этой стране, читайте в нашем материале.
Наши товары и сотрудничество:
Visit Ukraine Tours — крупнейшая онлайн-база туров по Украине на любой вкус;
Visit Ukraine Merch – патриотическая одежда и аксессуары с доставкой по всему миру;
Visit Ukraine Tickets — бронируйте авиабилеты в любую точку мира, а также билеты на автобусы и поезда;
Сотрудничество — сотрудничество и рекламные интеграции с проектами Visit Ukraine и Visit World.
Повышение минимальной заработной платы в Украине: почему так внезапно и какой ценой для экономики?
В конце октября правительство нанесло удар по многообещающему началу бюджетного процесса 2017 года, инициировав резкое повышение минимальной заработной платы до 3200 грн. Это решение сопряжено с многочисленными рисками и его последствия неясны, что необходимо учитывать правительству при продолжении реализации этой идеи.
26 октября, менее чем через неделю после принятия Бюджета-2017 в первом чтении, Премьер-министр Украины озвучил инициативу правительства о повышении минимальной заработной платы до 3200 грн (сейчас она составляет 1450 грн и, по проекту бюджета его планировалось увеличить до 1600 грн с 1 января 2017 года).
Почему 3200 грн? |
Кроме того, Правительство намерено отвязать минимальную заработную плату от прожиточного минимума, установленного для трудоспособных граждан.
Столь быстрый рост минимальной заработной платы можно объяснить стремлением улучшить благосостояние работников, а главное, сократить теневую заработную плату. Что касается фискальной стороны вопроса, то Правительство не впервые говорит о намерениях детенизации заработной платы для увеличения поступлений от единого социального налога (ЕСН) и подоходного налога с населения (НДФЛ).
В то же время создается впечатление, что Правительство в очередной раз забыло учесть влияние минимальной заработной платы на безработицу – следует учитывать компромисс между сокращением бедности и созданием рабочих мест. Более высокие темпы роста реальной минимальной заработной платы по сравнению с темпами роста реальной производительности труда на уровне предприятий могут привести к увольнению низкоквалифицированных работников или их переводу на неучтенную занятость.
Какова роль минимальной заработной платы в Украине?
Минимальная заработная плата важна для рынка труда Украины. Минимальная заработная плата в Украине традиционно рассматривалась как показатель социальных стандартов, а не как инструмент политики на рынке труда, который, в том числе, улучшает рыночное положение низкооплачиваемых работников. В начале 2000-х были попытки (в том числе и удачные) определить примерный МРОТ на основе трехсторонних соглашений (между Правительством, работодателями и профсоюзами[1]), но со временем МРОТ стала заложник фискальных возможностей правительства (в связи с тем, что у профсоюзов и работодателей был разный желаемый уровень минимальной заработной платы).
Таким образом, увеличение минимальной заработной платы приводит к росту заработной платы по нескольким каналам:
- Формальный сектор: Согласно законодательству Украины, предприятия должны использовать тарифную (тарифную) шкалу для определения вознаграждения работников. Результаты опроса Института экономических исследований и политических консультаций [2] (хотя он был проведен несколько лет назад) показали, что большинство крупных компаний соблюдают это законодательное регулирование, а мелкие компании его игнорируют. Однако применение тарифной сетки на крупных предприятиях [3] объясняет переход от повышения минимальной заработной платы к росту заработной платы всех работников: заработная плата первой тарифной группы не должна быть ниже минимальной заработной платы (в этом случае ряд отраслей берут на себя обязательство определять заработную плату первой тарифной группы на более высоком уровне, согласно Генеральному соглашению). Шкала заработной платы также применима к работникам государственного сектора. Поэтому более высокая минимальная заработная плата увеличивает заработную плату в таких сферах, как образование и здравоохранение (с традиционно более низкой, чем средняя заработная плата). Однако Правительство заявило, что тарифная сетка в бюджетной сфере будет основываться на первой тарифной группе на уровне 1600 грн, а значит, уравнивание заработной платы для отдельных категорий работников не может считаться разумной мотивацией.
Заработная плата прокуроров, судей и ряда других должностей определяется по МРОТ – это тоже прямая связь. Правительство объявило о своем намерении устранить такую привязку.
- Неформальный сектор: В Украине существует крупный неформальный сектор, который полностью или частично работает в тени и переносит туда, полностью или частично, свои отношения со своими работниками. Повышение минимальной заработной платы не влияет на первую категорию, но может повлиять на вторую. В частности, компании, выплачивающие часть заработной платы официально, а оставшуюся часть в конверте, определяют официальную часть по минимальной заработной плате. Официальная заработная плата часто определяется на уровне 1,4 размера прожиточного минимума (льгота по социальному налогу при уплате НДФЛ применяется к заработной плате ниже этого уровня) для привлечения меньшего внимания налоговых органов. Соответственно, повышение минимальной заработной платы обычно приводило к увеличению официальной заработной платы на таких предприятиях.
Таким образом, повышение минимальной заработной платы повысит (официальную) среднюю заработную плату в экономике, рассчитанную по отношению к существующим работникам:
- В связи с повышением заработной платы для работников, которые зарабатывают меньше новой минимальной заработной платы,
- В связи с повышением заработной платы по шкале заработной платы (данные свидетельствуют о том, что частный сектор постепенно адаптирует заработную плату по шкале заработной платы с учетом нового минимального уровня в случае ее неожиданного повышения),
- Из-за удаления теней.
Такое повышение средней заработной платы произойдет для тех работников, которые продолжат работать. Однако влияние быстрого роста минимальной заработной платы на занятость и, следовательно, на безработицу до сих пор неясно. Повышение минимальной заработной платы до 3200 грн с 1 января 2017 года (а не позже, например, с 1 декабря) будет большим риском. Постепенный ежеквартальный рост был бы не только менее шокирующим, но и дал бы время для изучения его потенциального влияния на другие показатели.
Повышение минимальной заработной платы сегодня коснется также:
- Единого социального налога для налогоплательщиков по УСН и ЕСН по 1-2 группам
- сумма налога на имущество
- минимальный уставный капитал акционерного общества
- о возбуждении дела о банкротстве (денежные требования кредитора к должнику составляют не менее 300 минимальных размеров оплаты труда) и денежное вознаграждение арбитражному заседателю
- отдельные штрафы (например, штрафы за ненадлежащее использование кассового аппарата)
- штраф за нарушение авторских прав
- определенные судебные издержки.
Поэтому Правительство объявило о намерении отвязать ряд этих показателей от минимальной заработной платы, что является достаточно разумной политикой.
Минимальная заработная плата и занятость
Теоретически у правительства есть выбор между двумя политиками: повышение минимальной заработной платы или стимулирование занятости. В целом минимальная заработная плата (по данным Международной организации труда) направлена на сокращение бедности среди работающего населения (отсюда и термин «работающие бедняки»). Это может усилить переговорные позиции низкоквалифицированных работников на рынке труда, поскольку работодатели обязаны платить им не ниже минимальной заработной платы. В то же время стремительный рост минимальной заработной платы может привести в первую очередь к сокращению рабочих мест неквалифицированных работников.
Что касается крупного теневого сектора, поведение которого крайне сложно предсказать, сложно оценить влияние повышения заработной платы на безработицу в украинской экономике. В целом предыдущее поведение работодателей в Украине представляет собой большой набор инструментов для снижения затрат на оплату труда (или не их увеличения) во время шоков:
- Перевод работников на неполный рабочий день может быть использован как во время шоков предложения, так и роста цен на фактор производства. Таким образом, существуют две существующие схемы. Работодатель может фактически перевести работников на сокращенный рабочий день или сделать это номинально, при этом работник будет работать полный рабочий день неофициально. Такой номинальный переход на неполный рабочий день может быть выгоден как работодателям (сохраняющим фонд оплаты труда), так и работникам (сохраняющим рабочие места и регулярную заработную плату). В то же время долгосрочная и массовая смена маловероятна, так как может вызвать интерес со стороны контролирующих органов (например, ГФС или Гострудинспекции).
В этом случае такая стратегия компаний не приведет к потере доходов населения и налоговых поступлений.
- Увеличение доли работников, находящихся в неоплачиваемом административном отпуске – эта мера в основном используется в случае шоков спроса, которые работодатель считает временными. В случае быстрого роста минимальной заработной платы и недостаточного спроса (когда увеличение спроса ожидается в краткосрочной перспективе) это может позволить предприятиям изыскать средства для повышения заработной платы.
Данная стратегия компаний может привести к определенным потерям как доходов работников, так и бюджета от этой категории работников.
- Перевод работодателей на неформальную занятость: работодатель может перевести часть работников на неформальную занятость.
Это может привести к потерям бюджета, росту безработицы и необходимости увеличения расходов Государственной службы занятости.
Данные из других стран Опыт Венгрии, правительство которой почти удвоило минимальную заработную плату в два этапа в январе 2001 г. и январе 2002 г., показывает, что непосредственным результатом такого шага стало сокращение занятости в малом бизнесе. Неравенство в размере заработной платы на региональном уровне также увеличилось. В то же время недавние исследования показывают, что негативное влияние на занятость не было значительным на макроуровне, но быстрое повышение минимальной заработной платы привело к росту средней заработной платы, за которым последовал рост В то же время недавние исследования показывают, что негативное влияние на занятость не было значительным на макроуровне, но быстрое увеличение минимальной заработной платы привело к увеличению средней заработной платы, за которым последовал рост затрат на оплату труда для предприятий. Однако данные показывают, что компании возлагают бремя этого роста на потребителей, выравнивая цены на свои товары. |
Сегодняшнее [4], [5] повышение минимальной заработной платы распространяется на 2,5-3,0 млн. работников (работники, которые официально получают меньше минимальной заработной платы и сталкиваются с риском применения вышеуказанных мер). Заработная плата большинства из них, вероятно, будет повышена до минимального размера оплаты труда (особенно с учетом того, что, по данным Государственной службы статистики Украины, многие из них работают в отраслях с высокой степенью теневой деятельности, таких как строительство, торговля, ресторанный и гостиничный бизнес, недвижимость). Однако сохраняется значительный риск роста безработицы на ряде предприятий, особенно на малых, которые не смогут поднять заработную плату всем работникам с окладом менее 3200 грн. Поэтому можно ожидать увольнений сотрудников за счет оптимизации и корпоративной реструктуризации. Также может произойти закрытие предприятий.
В этих условиях Правительству следует тщательно просчитать влияние повышения минимальной заработной платы на регионы, поскольку последствия будут разными. В июне 2016 г. 50% и более работников Черниговской, Тернопольской, Херсонской и Одесской областей (и ряда других регионов) получали менее 3200 грн. Именно поэтому эти регионы (но не только они) сталкиваются с риском роста уровня безработицы. Государственная служба занятости Украины должна быть обеспечена более крупным бюджетом, направленным как на финансирование пособий по безработице, так и на активное содействие занятости.
Если поднять, что делать дальше?
Очевидно, что отмена уже объявленного повышения минимальной заработной платы была бы политическим самоубийством. Влияние на бюджет, скорее всего, будет нейтральным, так как, согласно расчетам, расходы на оплату труда бюджетников могут быть реально профинансированы за счет увеличения поступлений от НДФЛ и НДС и некоторого сокращения предоставления субсидий (в отопительный сезон 2017-2017 гг.). 2018).
Воздействие на инфляцию, вероятно, будет весьма умеренным. Особенно это касается инфляции, вызванной спросом. Однако следует сделать некоторые предостережения относительно инфляции предложения, поскольку рынки в Украине функционируют преимущественно по принципам олигополии и монополии, а это означает, что работодатели будут частично компенсировать возросшие затраты на рабочую силу за счет повышения ее цен. Суммарно дополнительная инфляция может составить до 2 процентных пунктов (дополнительно к ожидаемой ранее, без учета повышения минимальной заработной платы до 3200 грн).
В то же время Правительству следует отменить увязку большинства показателей, связанных с минимальной заработной платой, включая большую часть штрафов и санкций, а также уровень заработной платы для отдельных должностей (таких как судьи, прокуроры и депутаты). Следует рассмотреть вопрос об отмене нормы обязательной тарифной сетки в отраслях. Это уменьшит вмешательство государства в механизмы определения заработной платы в отраслях.
При планировании бюджета Государственной службы занятости Украины необходимо учитывать возможный рост безработицы. В частности, это касается увеличения финансирования пособий по безработице. В то же время важно увеличить финансирование активной поддержки занятости, которая для некоторых регионов может быть решающей. В целом влияние повышения минимальной заработной платы может быть крайне негативным в депрессивных регионах, но оценить это влияние пока сложно из-за отсутствия данных.
Leave a Reply