Жалобы на нарушения прав человека
Форма и руководство для представления индивидуальных жалоб в договорные органы
Подача жалоб на нарушения прав человека
Возможность отдельных лиц подавать жалобы на нарушение их прав в рамках международной системы придают практическое значение правам, закрепленным правозащитными договорами.
Существует три основных процедуры подачи жалоб на нарушения положений договоров по правам человека в договорные органы по правам человека:
- индивидуальные сообщения;
- жалобы государств на другие государства; и
- расследования.
Существуют также процедуры рассмотрения жалоб, не относящиеся к системе договорных органов: через специальные процедуры Совета по правам человека и процедуру рассмотрения жалоб Совета по правам человека.
Индивидуальные сообщения
Существует девять основных международных договоров по правам человека. В соответствии с каждым из этих договоров был учрежден “договорный орган” (комитет), состоящий из экспертов, которые осуществляют мониторинг выполнения положений договоров государствами-участниками.
При определенных обстоятельствахдоговорные органы(КПЧ, КЛРД, КПП, КЛДЖ, КПИ, КНИ, КПТМ, КЭСКП и КПР) могутрассматривать индивидуальные жалобы или сообщения частных лиц.
Не все механизмы подачи жалоб в соответствии с договорными органами вступили в силу.
В настоящее время восемь договорных органов по правам человека (КПЧ, КЛРД, КПП, КЛДЖ, КПИ, КНИ, КЭСКП и КПР) при определенных обстоятельствах могут получать и рассматривать индивидуальные жалобы или сообщения частных лиц:
Комитет по правам человека (КПЧ) может рассматривать индивидуальные сообщения о предполагаемых нарушениях прав, закрепленных Международным пактом о гражданских и политических правах в отношении государств-участников первого Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах;
Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) может рассматривать индивидуальные сообщения о предполагаемых нарушениях Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин государствами-участниками Факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;
Комитет против пыток (КПП) может рассматривать индивидуальные жалобы на предполагаемые нарушения прав, закрепленных Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в отношении государств-участников, сделавших необходимое заявление в соответствии со статьей 22 Конвенции;
Комитет по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД) может рассматривать индивидуальные сообщения о предполагаемых нарушениях Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации государствами-участниками, сделавшими необходимое заявление в соответствии со статьей 14 Конвенции;
Комитет по правам инвалидов (КПИ) может рассматривать индивидуальные сообщения о предполагаемых нарушениях Конвенции о правах инвалидов государствами-участниками Факультативного протокола к Конвенции;
Комитет по насильственным исчезновениям (КНИ)может рассматривать индивидуальные сообщения о предполагаемых нарушениях Международной конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений государствами-участниками, сделавшими необходимое заявление в соответствии со статьей 31 Конвенции.
Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (КЭСКП)может рассматривать индивидуальные сообщения о предполагаемых нарушениях Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах государствами-участниками Факультативного протокола к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах.
Комитет по правам ребёнка (КПР) может рассматривать индивидуальные сообщения о предполагаемых нарушениях Конвенции о правах ребёнка и двух Факультативных пактов к ней, касающихся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (ФПТД) и участия детей в вооруженных конфликтах (ФПВК) государствами-участниками третьего Факультативного протокола, касающегося процедуры сообщений (ФППС).
Для Комитета по правам трудящихся-мигрантов (КТМ) механизм индивидуальных жалоб еще не вступил в силу:
Статья 77 Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей наделяет Комитет по правам трудящихся-мигрантов (КПТМ) полномочиями получать и рассматривать индивидуальные сообщения о предполагаемых нарушениях Конвенции государствами-участниками, сделавшими необходимое заявление в соответствии со статьей 77. Этот механизм индивидуальных жалоб вступит в силу, как только 10 государств-участников сделают необходимое заявление в соответствии со статьей 77. Статус ратификации.
Кто может подавать жалобу?
Любой человек может подать в Комитет жалобу против государства:
- являющегося участником соответствующего договора (путем ратификации или присоединения), гарантирующего права, которые были предположительно нарушены;
- согласного с компетенцией Комитета по рассмотрению индивидуальных жалоб, путем ратификации или присоединения к Факультативному протоколу (в случае МПГПП, КЛДЖ, КПИ, МПЭСКП и КПР) или путем заявления в этом отношении в соответствии со статьей Конвенции (в случае КЛРД, КПП, КНИ и КПТМ).
Жалобы могут подаваться и третьими сторонами от лица других людей при условии, что у них есть письменное согласие (без требований к форме). В определенных случаях третья сторона может подавать жалобу, не имея такого согласия, например, когда человек находится в тюрьме без доступа к внешнему миру или является жертвой насильственного исчезновения. В таких случаях автор жалобы должен уточнить, по какой причине не может быть предоставлено согласие.
Более подробная информация о том, как подавать жалобы в соответствии с процедурами договорных органов.
Межгосударственные жалобы
Несколько договоров по правам человека содержат положения, позволяющие государствам-участникам подавать жалобу в соответствующий договорный орган (комитет) о предполагаемых нарушениях договора другим государством-участником.
Примечание: В 2018 г. в соответствии со статьёй 11 Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации впервые в истории были поданы три межгосударственные жалобы.
КПП, КПТМ, КНИ, МПЭСКП и КПР: Статья 21 КПП, статья 74 КПТМ, статья 32 КНИ, статья 10 Факультативного протокола к МПЭСКП и статья 12 Факультативного протокола (о процедуре сообщений) к Конвенции о правах ребенка установили для соответствующего Комитета процедуру рассмотрению жалоб государства-участника, считающего, что другое государство-участник не выполнил положения Конвенции. Эта процедура применяется только к государствам-участникам, сделавшим заявление о согласии с компетенцией Комитета в этом отношении.
КЛРД, КПЧ и КПР: статьи 11-13 МКЛРД и статьи 41-43 МПГПП устанавливают процедуру разрешения споров между государствами-участниками касательно выполнения государством обязательств в соответствии с определенной Конвенцией/Пактом путем учреждения специальной Комиссии по примирению. Процедура распространяется на все государства-участники МКЛРД, но только на те государства-участники МПГПП и КПР, сделавшие заявление о признании компетенции Комитета в этом отношении.
Разрешение межгосударственных споров о толковании или выполнении Конвенции
КЛРД, КЛДЖ, КПП, КПТМ и КНИ : Статья 22 МКЛРД, статья 29 КЛДЖ, статья 30 КПП, статья 92 КТМ и статья 42 КНИ предусматривают разрешение споров между государствами-участниками касательно толкования или применения Конвенции в первой инстанции путем переговоров или в арбитражном порядке. Если стороны не могут договориться в арбитражном порядке в течение полугода, то одно из государств, вовлеченных в спор, может обратиться в Международный суд правосудия. Государства-участники могут исключить себя из этой процедуры, сделав заявление во время ратификации или присоединения, но в этом случае в соответствии с принципом взаимности им запрещено возбуждать дело против других государств-участников.
Расследования
При получении надежной информации о серьезных, грубых или систематических нарушениях конвенций государствами-участниками, Комитет против пыток (статья 20 КПП), Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (статья 8 Факультативного протокола к КЛДЖ), Комитет по правам инвалидов (статья 6 Факультативного протокола к КПИ), Комитет по насильственным исчезновениям (статья 33 КНИ), Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (статья 11 Факультативного протокола к МПЭСКП) и Комитет по правам ребенка (статья 13 Факультативного протокола (о процедуре сообщений) к КПР; Протокол еще не вступил в силу) могут, по своей инициативе, инициировать расследования в случае, если они получили надежную информацию, содержащую явные признаки серьезных или систематических нарушений конвенций в государстве-участнике.
В каких государствах могут проводиться расследования?
Расследования могут проводиться только в отношении государств-участников, признавших компетенцию соответствующего Комитета в этом отношении. Государства-участники могут отказаться от этой процедуры во время подписания, ратификации или присоединения (статья 28 КПП; статья 10 Факультативного протокола к КЛДЖ; статья 8 Факультативного протокола к КПИ; статья 13(7) Факультативного протокола (по процедуре сообщений) к КПР) или в любое другое время (статья 11(8) Факультативного протокола к МПЭСКП), сделав заявление о том, что они не признают компетенции соответствующего Комитета по проведению расследования. В этой связи КНИ является исключением, поскольку компетенция проведения расследований не является предметом согласия для государств-участников (статья 33 МКЗЛНИ).
Процедура расследования
- Процедура может быть инициирована в случае получения Комитетом надежной информации о том, что права, содержащиеся в Конвенции, в отношении которой он осуществляет мониторинг, систематически нарушаются государством-участником.
- Комитет приглашает государство-участника к сотрудничеству для изучения информации путем представления его замечаний.
- На основе замечаний государства-участника и другой доступной информации Комитет решает назначить одного или нескольких своих членов для срочного проведения расследования и предоставления Комитету отчета. Там, где это оправдано, и с согласия государства-участника, расследование может включать в себя посещение территории соответствующего государства.
- Результаты расследования затем изучаются Комитетом и направляются государству-участнику вместе с комментариями и рекомендациями.
- Государство-участник должно представить свои замечания относительно результатов расследования, комментариев и рекомендаций Комитета в течение определенного времени (обычно полгода) и, где того требует Комитет, проинформировать о мерах, предпринятых в ответ на расследование.
- Процедура расследования носит конфиденциальный характер и на всех ее стадиях требуется сотрудничество с государством-участником.
ЕСПЧ без России. Что будет с жалобами Украины против РФ? – DW – 16.09.2022
Здание ЕСПЧ в СтрасбургеФото: Uta Poss/picture alliance
Правосудие и законЕвропа
Виктория Власенко
16 сентября 2022 г.
16 сентября Россия окончательно вышла из-под юрисдикции Европейского суда по правам человека. Эксперты пока не знают, как будут рассмотрены иски Украины против РФ, поданные до этой даты.
https://p.dw.com/p/4Gz33
Реклама
С 16 сентября Российская Федерация официально перестала быть договорной стороной Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся базовым документом Совета Европы (СЕ) и, в частности, Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Хотя Москва еще 15 марта объявила о начале процесса выхода из СЕ, а его уставные органы на следующий день приняли решение исключить Россию из состава организации из-за войны против Украины, РФ в течение шести месяцев после этого оставалась стороной вышеуказанной конвенции, а значит, должны была соблюдать ее нормы.
Но по истечении шестимесячного переходного периода Москва больше не обязана соблюдать положения документа и нести ответственность за их нарушение. «Чрезвычайно досадно, что (…) Россия продолжает свою дальнейшую изоляцию от демократического мира и лишает более 140 миллионов российских граждан защиты (с помощью. — Ред.) конвенции», — подчеркнула генеральный секретарь СЕ Мария Пейчинович-Бурич.
Между тем обжаловать действия государства, нарушающего основные права человека, могут не только граждане, но и другие страны. О том, какая судьба теперь ожидает иски, которые Украина подала против России до 16 сентября 2022 года, DW расспросила экспертов.
Пять жалоб Ukraine vs Russia
В данный момент на разных стадиях рассмотрения в ЕСПЧ находятся пять межгосударственных дел «Украина против России». В частности, речь идет о так называемом «Крымском деле», в котором уже ожидается вынесение решения по существу, и совместном иске Украины и Нидерландов о нарушении прав человека на неподконтрольных Киеву территориях Донбасса, включая дело о сбитом в июле 2014 года малайзийском самолете, выполнявшем рейс МН17.
Флаг РФ снимают перед зданием СЕ после исключения Москвы из этой организации, 16 марта 2022 годаФото: Jean-Francois Badias/AP/picture alliance
Кроме того, еще есть и иск, в котором Россия обвиняется в причастности к целенаправленным убийствам политических оппонентов ее властей, и дело о захвате украинских моряков и судов в Керченском проливе в ноябре 2018 года. Последнюю, пятую жалобу против России, украинская сторона направила в ЕСПЧ в конце июня текущего года. В ней Киев обвиняет Москву в нарушениях конвенции, вызванных незаконным вторжением на суверенную территорию Украины.
Как сообщило министерство юстиции Украины, эта жалоба касается вопиющих нарушений прав человека на первом этапе войны и охватывает события с начала российского вторжения утром 24 февраля до фактического вывода сухопутных войск РФ из окрестностей Киева и других городов на севере страны 7 апреля 2022 года.
«Все в руках суда»
Хотя в Совете Европы напоминают, что «Россия обязана имплементировать все решения ЕСПЧ, которые касаются событий, случившихся до 16 сентября 2022 года», юристы утверждают, что ситуация с межгосударственными исками Украины против России выглядит несколько сложнее и имеет много нюансов.
«Россия, конечно, не будет участвовать в процедуре рассмотрения дел. Судья, избранный (в ЕСПЧ. — Ред.) от РФ, также не будет присутствовать на заседаниях, хотя должен, согласно конвенции, поэтому процедурных проблем очень много», — констатирует профессор Ливерпульского университета Константин Дегтярев, специализирующийся на законодательстве в области защиты прав человека. При этом он подчеркивает, что решение этих проблем находится в руках самого ЕСПЧ.
«Суд сам должен решить, что вообще делать с жалобами против России, которые уже находятся в производстве. С 16 марта он имел время, чтобы это все объяснить, но пока его решение не было обнародовано. Возможно, это будет компромисс, который судьи согласуют между собой в последнюю минуту», — предполагает Дегтярев. По его мнению, в целом вопрос рассмотрения дел против России после ее выхода из конвенции «сложный как с точки зрения его последствий для суда и жертв нарушений прав человека, так и для Совета Европы».
«Суд рассмотрит дела против РФ, хотя это будет сложно и долго»
Исследовательница из Рурского университета, эксперт по вопросам межгосударственных исков в ЕСПЧ Изабелла Рисини (Isabella Risini) убеждена, что межгосударственные дела в отношении России будут рассмотрены ЕСПЧ, даже если это будет трудно сделать и займет много времени: «Я думаю, что правосудие должно свершиться, дела не могут просто кудо-то деться, они должны быть рассмотрены».
Изабелла РисиниФото: Anatoli Oskin/Uni Augsburg
Никто не надеется, что в случае, если ЕСПЧ все-таки примет решение по делам «Украина против России», они будут выполняться. Ведь в мае Госдума РФ в первом чтении приняла поправки в законодательство, согласно которым решения ЕСПЧ, вынесенные после 16 марта 2022 года, исполнению в России не подлежат. Именно поэтому решение о том, как вести дальнейшее рассмотрение имеющихся исков против РФ, также и политическое, признает Рисини.
По ее мнению, привлечь Россию к ответственности важно, учитывая историческую перспективу. «Через 50 лет Путина уже не будет, и мы должны выбирать, оставаться ли нам на правильной стороне истории, документируя зверства, которые совершаются в Украине», — заключила Изабелла Рисини.
Смотрите также:
Комиссар Совета Европы о деле Навального и неуважении к ЕСПЧ
To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video
Написать в редакцию
Реклама
Пропустить раздел Еще по теме
Еще по теме
Пропустить раздел Топ-тема
1 стр. из 2
Пропустить раздел Другие публикации DW
На главную страницу
Как сообщить о нарушении ваших прав
Когда применяется Хартия основных прав?
Положения Хартии применяются к учреждениям, органам, офисам и агентствам ЕС во всех их действиях и к государствам-членам, когда они применяют законодательство ЕС.
Хартия защищает физических и юридических лиц от действий институтов ЕС, нарушающих основные права. Если это произойдет, Суд ЕС имеет право проверить законность акта.
Если национальный орган нарушает права, предусмотренные Хартией при применении законодательства ЕС, национальные судьи (при необходимости под руководством Суда ЕС) имеют право обеспечить соблюдение Хартии.
Хартия применяется в сочетании с национальными и международными системами защиты основных прав, включая Европейскую конвенцию о правах человека.
Если вы считаете, что ваши права были нарушены в контексте, не подпадающем под действие законодательства ЕС, вам необходимо направить жалобу в соответствующий национальный орган, будь то правительство, национальные суды или специализированный орган по правам человека.
Как сообщить о нарушении ваших прав
Национальные органы по вопросам равенства
Во всех странах ЕС должен быть назначен национальный орган по вопросам равенства, ответственный за продвижение равного обращения.
Эти органы должны:
- оказывать независимую помощь жертвам дискриминации
- проводить опросы и исследования
- публиковать независимые отчеты и рекомендации
Если вы чувствуете, что подвергаетесь дискриминации, вам следует обратиться в национальный орган по вопросам равенства в вашей стране.
Список национальных органов по вопросам равенства
Узнайте больше о подаче жалобы на национальном уровне.
Чтобы узнать, применима ли Хартия к вашему делу, и как получить помощь, нажмите здесь.
Типы нарушений
Нарушение со стороны национального органа
Если национальный орган нарушает Хартию при применении законодательства ЕС, национальные судьи (при необходимости под руководством Суда ЕС) имеют право обеспечить, чтобы Хартия соблюдается.
Нарушение институтом ЕС
Хартия защищает физических и юридических лиц от действий институтов ЕС, нарушающих основные права. Если это произойдет, Суд ЕС имеет право проверить законность акта.
Европейская комиссия принимает меры против национального органа власти
Европейская комиссия может подать в суд на страну ЕС за нарушение основных прав при применении законодательства ЕС. Но это невозможно, когда речь идет только о национальном законодательстве.
Европейский суд по правам человека
Независимо от своих обязательств в соответствии с законодательством ЕС, все страны ЕС также взяли на себя обязательства в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека. Это означает, что вы можете — в крайнем случае, исчерпав все средства правовой защиты, доступные вам в вашей стране, — подать иск в Европейский суд по правам человека в Страсбурге, если страна ЕС нарушила основное право, гарантированное Европейской конвенцией о Права человека.
Чтобы узнать, является ли ваша жалоба приемлемой, вы можете ознакомиться с контрольным списком приемлемости Европейского суда по правам человека.
Жалобы на нарушения прав человека
Жалобы на нарушения прав человека
Возможность отдельных лиц жаловаться на нарушение их прав на международной арене придает реальное значение правам, содержащимся в договорах о правах человека.
Существует три основных процедуры подачи жалоб о нарушениях положений договоров по правам человека в договорные органы по правам человека:
- индивидуальные сообщения
- жалобы между штатами
- запросы
Существуют также процедуры подачи жалоб, которые не входят в систему договорных органов. Дополнительные сведения см. на странице «Сообщение о нарушениях».
Индивидуальные сообщения
Существует девять основных международных договоров по правам человека. Каждый из этих договоров учредил «договорный орган» (Комитет) экспертов для наблюдения за выполнением договорных положений его государствами-участниками.
Договорные органы (КПЧ, КЛРД, КПП, КЛДЖ, КПИ, КЛД, КТМ, КЭСКП и КПР) могут, при определенных условиях рассматривать индивидуальные жалобы или сообщения от физических лиц. Для Комитета по делам трудящихся-мигрантов (КТМ) механизм подачи индивидуальных жалоб еще не вступил в силу.
Кто может пожаловаться?
Любой человек может подать жалобу в Комитет против государства:
- Государство, являющееся стороной соответствующего договора (путем ратификации или присоединения), предусматривающего права, которые предположительно были нарушены;
- Это признало компетенцию Комитета рассматривать индивидуальные жалобы либо путем ратификации Факультативного протокола или присоединения к нему (в случае МПГПП, КЛДЖ, КПИ, МПЭСКП и КПР), либо путем принятия заявления на этот счет в соответствии с конкретной статьей Конвенции (в случае CERD, CAT, CED и CMW).
Жалобы также могут подаваться третьими лицами от имени физических лиц при условии их письменного согласия (без требования относительно его конкретной формы). В некоторых случаях третья сторона может возбудить дело без такого согласия, например, когда лицо находится в тюрьме без доступа к внешнему миру или является жертвой насильственного исчезновения.
- Узнайте больше об индивидуальных сообщениях и о том, как подать жалобу
- Форма индивидуальных жалоб и инструкция
- Информационный бюллетень о процедурах подачи индивидуальных жалоб в соответствии с договорами Организации Объединенных Наций по правам человека
Межгосударственные сообщения
Некоторые договоры по правам человека содержат положения, позволяющие государствам-участникам подавать жалобы в соответствующий договорный орган (Комитет) о предполагаемых нарушениях договора другим государством-участником.
Примечание : В 2018 году впервые в ее истории было подано три межгосударственных сообщения в соответствии со статьей 11 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации. Больше информации.
КПП, КТМ, КНИ, МПЭСКП и КПР: Статья 21 КПП, статья 74 КТМ, статья 32 КНИ, статья 10 Факультативного протокола к МПЭСКП и статья 12 Факультативного протокола (о процедуре сообщения) к Конвенция о правах ребенка устанавливает процедуру рассмотрения жалоб одного государства-участника, которое считает, что другое государство-участник не соблюдает положения Конвенции. Эта процедура применяется только к государствам-участникам, которые сделали заявление о признании компетенции Комитета в этом отношении.
КЛРД, ПГПП и КПР : Статьи 11–13 МКЛРД, статьи 41–43 МПГПП излагают более сложную процедуру разрешения споров между государствами-участниками по поводу выполнения государством своих обязательств по соответствующей Конвенции/Пакту посредством создание специальной согласительной комиссии . Эта процедура обычно применяется ко всем государствам-участникам МКЛРД, но применяется только к государствам-участникам МПГПП и КПР, которые сделали заявление о признании компетенции соответствующих комитетов в этом отношении.
Разрешение межгосударственных споров, касающихся толкования или применения конвенции
КЛРД, КЛДЖ, КПП, КТМ и КНИ: статьи 22 МКЛРД, статьи 29 КЛДЖ, статьи 30 КПП, статьи 92 КТМ и статьи 32 КНИ предусматривают споры между государствами-участниками относительно толкования или применения Конвенции разрешаются в первую очередь путем переговоров или, в противном случае, путем арбитража. Одно из вовлеченных государств может передать спор в Международный суд, если стороны не смогут согласовать условия арбитража в течение шести месяцев. Государства-участники могут исключить себя из этой процедуры, сделав заявление во время ратификации или присоединения, и в этом случае в соответствии с принципом взаимности им запрещается возбуждать дела против других государств-участников.
Запросы
При получении достоверной информации о серьезных, серьезных или систематических нарушениях государством-участником конвенций, за которыми они наблюдают, Комитет против пыток (статья 20 КПП), Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (статья 8 Факультативный протокол к CEDAW), Комитет по правам инвалидов (статья 6 Факультативного протокола к КПИ), Комитет по насильственным исчезновениям (статья 33 CED), Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (статья 11 Факультативный протокол к МПЭСКП) и Комитет по правам ребенка (статья 13 Факультативного протокола (о процедуре сообщения) к КПР) могут по собственной инициативе инициировать расследования, если они получили достоверную информацию, содержащую обоснованные признаки серьезных или систематических нарушений конвенций в государстве-участнике.
В каких штатах могут проводиться расследования?
Расследования могут проводиться только в отношении государств-участников, которые признали компетенцию соответствующего Комитета в этом отношении. Государства-участники могут отказаться от процедуры расследования в момент подписания, ратификации или присоединения (статья 28 КПП, статья 10 Факультативного протокола к КЛДОЖ, статья 8 Факультативного протокола к КПИ, статья 13(7) Факультативного протокола (о процедуре сообщения) к Конвенции о правах ребенка) или в любое время (статья 11(8) Факультативного протокола к МПЭСКП), сделав заявление о том, что они не признают компетенцию соответствующего Комитета проводить расследования. В этом отношении КНИ является исключением, поскольку компетенция проводить расследования не подлежит признанию государствами-участниками (статья 33 МКЗНИ).
Процедура расследования
- Процедура может быть начата, если Комитет получит достоверную информацию, свидетельствующую о том, что права, содержащиеся в Конвенции, за которой он следит, систематически нарушаются государством-участником.
- Комитет предлагает государству-участнику сотрудничать в изучении информации путем представления замечаний.
Leave a Reply