Законопроекты и Декреты, поступившие на рассмотрение в Палату представителей
Главная
/
Деятельность
/
Законодательная деятельность
/
Законопроекты и Декреты, поступившие на рассмотрение в Палату представителей
Седьмой созыв.
Календарь заседаний Палаты представителей
Субъект права законодательной инициативы: Совет Министров Республики Беларусь
Входящий номер: 1673
Описание законопроекта
19 ноября 2020
года Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь принят проект
Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О гражданстве
Республики Беларусь», внесенный Советом Министров Республики Беларусь.
Законопроект
направлен на совершенствование законодательства о гражданстве с учетом практики
его применения, улучшение
демографического потенциала и обеспечение внутренней безопасности государства, стабильности
общественно-политической системы и конституционных основ государственного
устройства Республики Беларусь.
Основными
новациями проекта Закона являются:
введение принципа
учета наилучших интересов ребенка при принятии решений в отношении детей по
вопросам гражданства;
сокращение срока
непрерывного постоянного проживания иностранца, необходимого для обращения с
ходатайством о приеме в белорусское гражданство, с семи до пяти лет, а также
дополнение круга лиц, имеющих право на льготный порядок приема, в частности,
лиц, состоящих в браке с гражданами Республики Беларусь не менее трех лет и
имеющих совместного несовершеннолетнего ребенка, являющегося гражданином
Республики Беларусь;
расширение
оснований для приобретения гражданства Республики Беларусь в упрощенном порядке
(порядке регистрации), в частности, для лиц, получивших высшее образование в
учреждениях образования Республики Беларусь и осуществляющих трудовую
деятельность в Республике Беларусь в соответствии с законодательством о труде
не менее трех лет.
Кроме того,
определены основания для отказа в принятии заявления о приобретении гражданства
к рассмотрению и для прекращения рассмотрения такого заявления.
Проект Закона также
предусматривает утрату белорусского гражданства в случае, если лица, которые
его приобрели не по рождению, а в результате приема в гражданство Республики
Беларусь, в порядке регистрации, вследствие восстановления в гражданстве или по
основаниям, предусмотренным международными договорами Республики Беларусь,
нарушили взятое ими при приобретении гражданства обязательство соблюдать и
уважать Конституцию и иные акты законодательства Республики Беларусь в связи с
участием в террористической и иной экстремистской деятельности либо причинением
другого тяжкого вреда интересам Республики Беларусь.
Информация о законопроекте
История рассмотрения
Все законопроекты
Депутаты приняли в двух чтениях законопроект о гражданстве Республики Беларусь
14 декабря, Минск /Корр. БЕЛТА/. Депутаты на заседании девятой сессии Палаты представителей седьмого созыва приняли в двух чтениях законопроект «Об изменении закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», передает корреспондент БЕЛТА.
Ананич: законопроект о гражданстве обеспечит защиту национальных интересов и безопасность страны
Проект закона внесен в Палату представителей Советом Министров. Он направлен на совершенствование законодательства о гражданстве с учетом практики его применения, обеспечение национальной безопасности, решение задач государства в сфере миграционной политики.
Законопроект в Овальном зале представил первый заместитель министра внутренних дел — начальник милиции общественной безопасности Юрий Назаренко.
«Институт гражданства — один из важнейших элементов государственности, определяющий устойчивую правовую связь человека с Республикой Беларусь, выражающийся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Проектом предлагается изменение и дополнение ряда положений закона о гражданстве в целях обеспечения внутренней безопасности государства, стабильности общественно-политической системы, либерализации отдельных его положений, а также корректировка с учетом практики применения», — отметил Юрий Назаренко.
Основные новации проекта закона — установление обязанности принесения присяги лицами, приобретающими гражданство Республики Беларусь, а также определение дополнительного основания для отмены решения о приобретении гражданства Республики Беларусь в случае, если лицо отказалось от принесения присяги, а также регламентация определения порядка оценки уровня знания одного из государственных языков при приеме в гражданство. Закрепляются обязанности гражданина Республики Беларусь письменно либо в электронной форме уведомлять компетентные органы страны о наличии гражданства иностранного государства, вида на жительство или иного документа иностранного государства, предоставляющего право на льготы и другие преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью.
Устанавливается новое основание утраты гражданства — в связи с наличием вступившего в законную силу приговора суда Республики Беларусь, подтверждающего участие лица в экстремистской деятельности или причинение им тяжкого вреда интересам Республики Беларусь, если такое лицо находится за пределами страны.
С шести месяцев до года увеличивается срок рассмотрения заявлений о выходе из гражданства Республики Беларусь. Закрепляется возможность обращения с заявлением о приеме в гражданство лица, которое пребывало за пределами Республики Беларусь более 90 суток в календарном году на протяжении последних пяти лет, в случае если такое пребывание обусловлено не зависящими от лица причинами.
Кроме того, в целях единообразного толкования и применения на практике корректируется ст.8 закона «О гражданстве Республики Беларусь» в части определения круга лиц, приобретших гражданство Республики Беларусь по рождению.
«Принятие закона будет способствовать обеспечению защиты национальных интересов, безопасности нашей страны, а также дальнейшему совершенствованию регулирования отношений в области гражданства», — подчеркнул Юрий Назаренко. -0-
Фото Виталия Пивоварчика
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь
Формирование информационного общества в Беларуси является одним из основных приоритетов национального развития. Беларусь предприняла конкретные шаги по внедрению информационных технологий в правовую сферу и тем самым сделала общедоступную информацию о деятельности государственных органов доступной для широких слоев населения. Государственная система правовой информации Республики Беларусь (ГСПИ), созданная путем применения современных информационных технологий в правовой сфере, гарантирует каждому возможность реализации его неотъемлемого права на получение полной, достоверной и официальной правовой информации.
Ответственность за функционирование и развитие СНПИ возложена на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь (НЦПИ), который является научно-практическим учреждением центрального государства в сфере правовой информатизации. НЦЛИ идеологически координирует эти процессы и выполняет эти функции с постановлениями и указами Президента Республики Беларусь № 338 от 30 июня 1997 г. и № 524 от 30 октября 1998 г.
Основными задачами Национального центра правовой информации Республики Беларусь являются:
- обеспечение функционирования и развития государственной системы правовой информации;
- формирование и ведение единого стандартного банка данных правовой информации Республики Беларусь и других информационно-правовых ресурсов;
- предоставление и распространение нормативно-правовой информации и официальное опубликование правовых актов;
- участие в координации деятельности по распространению правовой информации в Республике Беларусь;
- участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, разработке и совершенствовании юридической терминологии на русском и белорусском языках и ее переводе на иностранные языки;
- выполнение научных исследований в области правовой информатизации;
- обеспечение межгосударственного обмена правовой информацией.
Наша работа – это инвестиции в правовые знания, повышение правовой культуры, в обеспечение правосознания государственных органов, организаций и граждан.
Центр имеет филиалы во всех областных центрах и г. Минске. Абсолютное большинство его сотрудников имеют высшее юридическое, математическое, инженерно-техническое и филологическое образование. Средний возраст ее специалистов – 35 лет.
В результате многолетней плодотворной работы и значительного вклада в совершенствование государственной системы правовой информации Юлий Кашинский, первый директор НЦПИ (с 19с 97 по 2006 г.), Указом Президента Республики Беларусь от 5 июля 2002 г. № 366 награжден медалью «За трудовые заслуги». Президент Республики Беларусь объявил Благодарность двум работникам НЦЛИ, 10 из них награждены Почетными грамотами Администрации Президента Республики Беларусь.
Важным результатом деятельности Центра является создание в короткие сроки эффективной государственной правовой информационной системы на основе применения в Беларуси современных информационных технологий. Эта система представляет собой комплексный, многокомпонентный механизм, аккумулирующий принятые в стране правовые акты и поддерживающий их в актуальном состоянии, обеспечивая тем самым каждого нуждающегося в такой информации нормативно-правовой информацией. Также решены проблемы, связанные с консолидацией потоков правовой информации в единую государственную структуру, на всех уровнях и во всех ветвях власти. Разработаны и действуют процедуры своевременного представления в НКИО обязательных правовых актов независимо от уровня принимающего их органа. По сути, произошла эволюция внедрения информатизации в правовую сферу, основанная на сочетании современных компьютерных технологий и законодательства.
Уже спустя год после своего создания НКИЮ наладила эффективную систему предоставления правовой информации в государственные органы, существенно расширила сферу распространения правовой информации в электронной форме, установила тесные деловые контакты с аналогичными организациями в государствах-участниках СНГ и способствовала существенное расширение межгосударственного обмена правовой информацией (из Решения Коллегии Администрации Президента Республики Беларусь, состоявшегося в НЦПИ от 26 января 1999).
На практике НКИП гарантирует реализацию конституционного права каждого гражданина Республики Беларусь на получение полной, достоверной и своевременной правовой информации, способствует повышению качества правотворческой и правоприменительной деятельности, формирует правовую культуру белорусского общество. Юридическая информация, подготовленная Центром, широко используется.
подробнее о преимуществах НЦПИ
Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь
President.gov.by
Совет Министров Республики Беларусь
правительство.by
Веб-портал ЕГР
egr.gov.by
Генеральная прокуратура Республики Беларусь
prokuratura.gov.by
Комитет государственного контроля Республики Беларусь
kgk.gov.by
Национальный банк Республики Беларусь
nbrb.by
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь
закон.по
Концерн Белнефтехим
белнефтехим.
by
Подняться наверх
«Противоречит статье 10 Конституции». Юрист Офиса Светланы Тихановской об инициативе режима по лишению белорусов гражданства
Юрист Офиса Светланы Тихановской Кристина Рихтер прокомментировала поправки в Закон Беларуси о гражданстве:
Принятые поправки в Закон о гражданстве явно нацелены на белорусских граждан, вынужденных покинуть страну из-за страха преследований. Это может коснуться и осужденных по так называемым «экстремистским» статьям, бежавших в другие страны.
Это не первая попытка лишить гражданства политических оппонентов. В августе 2021 года режим принял Декрет № 302, которым были внесены поправки в Закон Беларуси о гражданстве. Степень позволяла лишать белорусов гражданства, если они не получили его по рождению.
Новый законопроект предусматривает, что гражданин Беларуси, в том числе получивший гражданство по рождению, может быть лишен его в случае вступления в законную силу приговора суда, подтверждающего его причастность к экстремистской деятельности либо причинение тяжкого вреда интересам Республики Беларусь Беларусь — если гражданин проживает за границей.
Режим определяет «экстремистскую деятельность» как любое осуществление политических прав и свобод, а инициативы, направленные на развитие демократии в стране, называет «экстремистскими». Таким образом, неудивительно, что этот закон будет использован для лишения гражданства противников режима из числа эмигрантов и конфискации их имущества после того, как «заочные суды» подтвердят необходимые приговоры.
Законопроект, принятый сегодня в обоих чтениях Палатой представителей, противоречит статье 10 Конституции, согласно которой никто не может быть лишен белорусского гражданства или права изменить гражданство
Он также противоречит международным обязательствам Республики Беларуси, включая, помимо прочего, пункт 2 статьи 15 Всеобщей декларации прав человека ООН.
Кроме того, Конституционный суд Беларуси подтвердил обязательство защищать право на гражданство, полученное по рождению, в оценке предыдущих изменений в Закон о гражданстве.
Международные стандарты в сфере установлены Конвенцией ООН о сокращении безгражданства, которую Беларусь не подписала.
Leave a Reply