Япония: Немного подробностей о японской школе: ralphmirebs — LiveJournal
Японские школы это не только японские школьницы, но и сама школа, учебная и внеклассная жизнь учеников, известная русскоговорящему населению преимущественно по аниме и манге. Анимешники знакомы с многими реалиями японской школьной действительности, такими как школьные фестивали, должность президента совета учащихся и сам совет, школьные экскурсии, но, дальше названий, зачастую дело не уходит. Пытаясь восполнить этот пробел, жарким осенним днём я отправился на школьный фестиваль в японскую школу с целью пообщаться с учениками и обо всё узнать.
Для тех читателей, кто совершенно не в теме японских школ, необходимо некоторое введение. В Японии есть три вида школ — младшие школы, средние школы и старшие школы. В младших школах учатся шесть лет, начиная с семи, в в средних и старших по три года. Таким образом, полный школьный курс составляет 12 лет, а не 11 как в России. Более того, если в России ученики с первого по последний класс учатся в одном здании, то в Японии младшая, средняя и старшая школа это разные учреждения, хотя иногда средняя и старшая объединяются.
Обязательными из них является лишь младшая и средняя — в старшие идут лишь те, кто собирается в дальнейшем поступать в ВУЗ-ы, причем все старшие школы платные. Так-же школы делятся на муниципальные и частные. Частные дороже, но и богаче. Школа, куда я отправился, была школой (средняя и старшая) Японского Университета — уже знакомая мне так как в прошлом году я там уже был. Сперва я хотел подойти сразу к членам совета учащихся, но они выглядели очень занятыми, занимаясь раздачей памфлетов на входе, так что выбор пал на двух учениц первого года обучения старшей школы, мирно сидевших перед входом в свой класс-пиратский лабиринт. Несколько школьных интерьеров.
С младшими школьниками я не беседовал, по причине их отсутствия, но основные отличия младших школ от средних таковы:
— в младших школах в день 3-4 урока.
— в младших школах нет школьной формы, ученики ходят в повседневной одежде.
— в младших школах зачастую НЕТ кондиционеров.
— в младших школах, в последнее время, отказываются от изолированных кабинетов, то есть кабинеты не имеют стены и открыты в коридор. Причина такого решения уменьшить число случаев издевательства в среде учеников, поскольку они будут всегда на виду у других.
Но вернёмся с средней и старшей школе. На фотографии ниже изображены девочки, с которыми я разговаривал — Наоми Танака и Мизуки Кобаяси и вот что они мне рассказали.
Японский учебный год начинается первого апреля и состоит из трёх учебных промежутков. Первый из них с апреля по середину июля, в конце которого проходят тесты и экзамены, после которых наступают летние каникулы. Второй учебный промежуток начинается первого сентября и продолжается до середины декабря, снова тесты и выход на короткие зимние каникулы. И третий промежуток с января по начало-середину марта, за ним тесты по программе всего года и каникулы до первого апреля.
Занятия начинаются в 8-45 утра и состоят из 6-7 уроков (седьмой для тех, кто хочет заниматься дополнительно) по 50 минут. Между уроками идут 10-ти минутные перемены и большая обеденная перемена с 12-35 по 13-20. Таким образом, занятия заканчиваются в районе 16 дня, после чего студенты отправляются в различные из многочисленных кружков и секций при школе, хотя посещение их не обязательно. Наоми сказала, что ни ходит ни в один из них.
Кружки делятся на спортивные и художественные и их разнообразие один из признаков богатства школы. В нашем случае их около двух десятков — от тенниса, плавания и бейсбола, до гольфа, кендо и кёрлинга. При этом, школа обладает собственным большим бассейном, кортами, футбольным полем, гимнастическим залом, гольф-площадкой…
Спортивным клубам выделено четырехэтажное целое здание, где расположены раздевалки, душевые, хранится форма и инвентарь.
Художественные кружки не менее разнообразны — музыкальные разных стилей, робототехнический, каллиграфии, манги, Го, химии, биологии, икебаны, компьютерный… Я прошелся по кабинетам в которых ученики представляли свои работы — весьма впечатляет. Вот пример результата работы кружка манги.
Среди одинаковых кружков различных школ, как спортивных, так и художественных часто проводятся соревнования.
Во время каникул школа не забывает про своих учеников и проводи различные экскурсии по стране и за рубеж. Вид экскурсии зависит от класса. Так, например, первогодки средней школы в июле ездят в Нагано, где проводят время с учениками местной школы Ринкан. Причем это не просто отдыхаловка, они учатся различным промыслам — например плести корзины или изготавливать веера. Ученики второго года обучения плавают по озеру на каное. Третьегодки ездят в Киото, Нару или даже в Новую Зеландию попрактиковаться в английском языке, но вот тут уже не все, а лишь те, кто выскажет желание).
После возвращения с таких экскурсий каждый ученик обязан нарисовать красивую стенгазету с отчётом о проведённом отдыхе, которые в сентябре будут выставлены на всеобщее обозрение. Можно считать это ихним заданием к школьному фестивалю ибо тематические конкурсы устраивают только старшеклассники. Вот пример таких газет и множество фотографий с отдыха, сделанные школьным фотографом. Каждая фотография имеет номер и можно заказать себе фотокарточки. А среди стенгазет проводится голосование среди зрителей.
Старшеклассники так-же ездят на школьные экскурсии, в частности в Австралию в декабре для всех и летом в Канаду для делающих успехи в английском языке. Так-же есть экскурсия в апреле по Японии. Конечно, такие экскурсии может позволить себе лишь богатая частная школа, с высокой ценой за учёбу. Например в описываемом варианте, вступительный взнос составляет 230000 йен, а оплата за непосредственно обучение 441000 йен в год. Помимо этого 165000 идёт на поддержание/закупки учебного оборудование и материалов, 33600 за учебники, 22500 за библиотеку и пр. мелкие расходы. В итоге, первый год обучения обходится почти в 900000 йен.
Одним из ключевых событий внеклассной жизни является сентябрьский фестиваль, когда школьные двери открываются для всех желающих. По сути такой фестиваль это реклама школы, ведь осенью проходят вступительные экзамены для желающих в ней учиться, а не фестивале можно ознакомиться со всеми аспектами учебной и вне учебной жизни. Подробно о таком мероприятии я писал год назад вот тут Осенний фестиваль в японской школе. Теперь же я знаю, что все такие конкурсы организуют лишь старшеклассники первого и второго года обучения. Третий год в них практически не участвует, поскольку он для них выпускной, ученики посещают дополнительные подготовительные курсы и вообще, они по уши в учёбе.
Средняя школа, как уже было сказано выше конкурсы не организует, лишь готовит стен. газеты или представляет какие-нибудь секции и кружки. Более того, некоторые старшие школы вообще не проводят активные игровые аттракционы. Например, в женской школе города Йокогама, ученицы готовили лишь музыкальные номера, театральную постановку и множество отчётов-рефератов о исследованиях какой-нить тематики. Результаты оформлялись в виде нескольких стенных газет, вывешивались в классах, а дети рассказывали всем желающим, сами предлагая объяснить. Кстати, именно там, школьницы сперва приняли меня на чьего-то родителя.
Подготовка к фестивалю начинается с началом осеннего учебного периода и занимает около 3х недель. Ученики каждого класса собираются и решают что именно они будут представлять — от кафе и комнаты страха, до «кинь тортом в лицо». Да, да. В этом году ученики класса 1А (первый год) устроили аттракцион в ходе которого за 50 йен предлагалось попасть им в лицо легкой бумажной тарелкой наполненной белым кремом. Ну как тут устоять перед соблазном? Вот результаты моего «труда» — все школьницы счастливы и никто не пострадал.
При подготовке создаются следующие рабочие группы со структурой — начальник, его заместитель и должностные лица (вперемешку из разных классов).
— исполнительный комитет (глава совета учащихся и его заместитель)
— группа общего руководства
— группа по вопросам экспонирования
— группа по изготовлению памфлетов, листовок и плакатов.
— группа по уличным ларькам и палаткам
— группа по организации питания
— группа по подготовке площадок для выступлений
В этом году подготовкой фестиваля, не считая «работников на местах» занималось 46 человек, а в прошлом 47.
Школа выделяет деньги на организацию до 30000 йен на класс (+делает фирменные футболки), а если требуется больше, ученики вкладывают свои. Средства идут на приобретение красок, бумаги, и другого реквизита. Призы же приносят из дома — мелкие игрушки, ручки, ластки, книжки, украшения, DVD… В этом году я выиграл много полезных вещей — красивый ежедневник 1990 года выпуска с рисованными котятками, меховые наушники на холодную погоду, модель американского авианосца, динозаврика-брелок и мягкую подушечку с фигуркой собачки. Правда это все призы высших категорий — я набирал много очков в конкурсах по стрельбе и угадыванию. :))
Вообще, в японских школах очень многое оставлено на решения самих учеников, так их приучают к взрослой жизни. Одним из изобретений такого характера является ученический совет — сэйтокай. В него входят преимущественно ученики старшей школы, причем первого и второго года. Ученики третьего года уходят с должностей из-за того, что год выпускной. Так-же в совет входят ученики средней школы всех годов.
В совет, помимо главы и заместителя главы, входят начальник рабочих групп, его заместитель и, опять же, должностные лица.
Те, кто желает работать в совете, выдвигают свои кандидатуры, которые выбирают путём голосования среди учеников по всей школе, однако главу совета учащихся выбирают после из выступления перед учениками и преподавателями. В своей речи, кандидаты должны показать ради чего они хотят стать главой, что они будут делать вступив в эту должность.
Полагаю, что на роли совета учеников мы остановимся как-нибудь в следующий раз и, возможно, затронем некоторые аспекты учебного процесса, а пока, напоследок несколько фотографий с фестиваля этого года.
А вот этот прикол поймут лишь те, кто живет в Японии.
Почему японские дети не хотят ходить в школу
- Алессия Керантола
- Всемирная служба Би-би-си
Подпишитесь на нашу рассылку «Контекст»: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Stephane Bureau du Colombier
Все больше юных японцев отказываются ходить в школу. Японцы называют этот феномен «футоко» и задаются вопросом, кто виноват — ученики, родители или школа.
Прошлой весной 10-летний Юта Ито дождался ежегодного праздника Золотая неделя, чтобы сообщить родителям, что отказывается ходить в школу.
В школе над ним издевались, он постоянно дрался с одноклассниками, тем не менее несколько месяцев его, хоть и с трудом, но удавалось уговаривать ходить на занятия.
Родители стояли перед выбором: отправить его на сеанс психотерапии в школе в надежде, что все образумится, учить его дома или отдать в так называемую свободную школу.
Они выбрали третий вариант. Теперь Юта проводит время так, как он хочет, и выглядит гораздо счастливее.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
Классы по 40 учеников в Японии не редкость
Юта — один из многих футоко, которых министерство образования Японии определяет как детей, пропускающих школу более 30 дней по причинам, не связанным со здоровьем или финансовым положением.
Футоко в широком смысле переводится как прогул, боязнь школы или отказ от школы.
- Чисто по-японски: страна, где на улицах нет дворников и урн для мусора
- Почему японкам запрещают появляться на работе в очках?
Отношение к таким детям в Японии претерпело заметные изменения. До 1992 года отказ ходить в школу (тогда он назывался «тококёши», то есть сопротивление) считался психическим отклонением. Пять лет спустя термин заменили на футоко.
17 октября 2019 года правительство Японии объявило, что число прогульщиков в начальных классах достигло рекордного уровня: в 2018 году 164,5 тыс. детей пропустило более 30 дней занятий. В 2017-м их было 144 тыс.
Автор фото, Stephane Bureau du Colombier
Подпись к фото,
В свободной школе Тамагава
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Движение «свободная школа» зародилось в Японии в 80-х годах прошлого века в ответ на рост количества футоко. Это альтернативные школы, основанные на принципах свободы личности и индивидуального подхода.
Наряду с домашним образованием эти школы признаются правительством в качестве альтернативы обязательному школьному обучению, однако не дают окончившим их официально признаваемого сертификата об образовании.
Число учащихся в альтернативных школах выросло с 7,4 тыс. в 1992 году до 20,3 тыс в 2017 году.
Отказ от посещения обычной школы может иметь долгосрочные последствия — высок риск того, что молодые люди в итоге полностью изолируют себя от общества и запрутся у себя в комнатах. Японцы называют их «хикикомори».
Еще большее беспокойство вызывает рост числа самоубийств среди школьников. В 2018 году их было 332, это 30-летний максимум.
В 2016 году рост числа самоубийств вынудил японское правительство принять закон о предотвращении суицида со специальными рекомендациями для школ.
Автор фото, Stephane Bureau du Colombier
Подпись к фото,
Школьники устанавливают свои правила — и никакой формы!
Так почему так много детей в Японии избегают школ?
Согласно исследованию министерства образования, в числе главных причин — семейные обстоятельства, конфликты с друзьями и издевательства одноклассников.
Как правило, такие дети ссылаются на плохие отношения с другими учениками или учителями.
Так случилось и с Томое Морихаши.
«Я не чувствовала себя комфортно, — говорит 12-летняя школьница. — Ходить в школу было просто больно».
К тому же у Томое селективная немота, поражающая ее за пределами дома. «Я не могла разговаривать за пределами дома и семьи», — говорит она.
Ей было сложно выполнять все строгие предписания, принятые в японских школах.
«Колготки должны быть бесцветные, волосы красить нельзя, резинки для волос только одного цвета, их нельзя надевать на запястье», — рассказывает Томое.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
Строгие школьные правила появились в 70-х и 80-х годах в ответ на травлю среди учеников
Многие японские школы строго контролируют внешний вид учащихся, например, заставляют красить коричневые волосы в черный цвет или запрещают колготки или куртки даже в холодную погоду.
В отдельных случаях школьные правила определяют даже цвет нижнего белья.
Строгие школьные правила появились в 70-х и 80-х годах в ответ на травлю среди учеников. К 90-м годам они стали менее жесткими, но в последние годы вновь ужесточились.
Эти правила известны как «правила черной школы» по аналогии с популярным термином, которым описывают компании, эксплуатирующие своих работников.
Томое, как и Юта, теперь учится в свободной школе Томагава. Ученики здесь не носят форму и сами выбирают, чем заниматься.
План учебы совместно с ними и их родителями разрабатывает школа. Ученикам здесь рекомендуют развивать свои индивидуальные навыки и интересы.
В школе есть комнаты с компьютерами для занятий японским языком и математикой и библиотека японских комиксов манга. Атмосфера в школе очень неформальная, как в большой семье.
Автор фото, Stephane Bureau du Colombier
Подпись к фото,
Школьники сами решают, чему посвящать время
«Задача нашей школы — развивать социальные навыки», — говорит ее директор Такаши Йошикава.
Очень важно научиться не паниковать, находясь в большой группе людей, будь то учеба, игра или спорт.
Недавно школа переехала в новое помещение, и ее ежедневно посещают примерно десять человек.
Автор фото, Stephane Bureau du Colombier
Подпись к фото,
В школе Тамагава учатся примерно десять человек
Йошикава открыл свою первую свободную школу в 2010 году в трехэтажном здании в токийском жилом районе Фучу.
«Я ожидал учеников в возрасте 15 лет и старше, однако пришедшим было лет 7-8, — рассказывает он. — Большинство не разговаривали и вообще ничего не делали».
Йошикава полагает, что проблемы с общением лежат в основе отказа ходить в школу.
Автор фото, Stephane Bureau du Colombier
Подпись к фото,
Такаши Йошикава открыл первую свободную школу в 2010 году
Сам Йошикава не сразу стал учителем. Когда ему было чуть за 40, он бросил работу в компании. Ему стало неинтересно продвижение по карьерной лестнице.
Его отец был врачом, и Йошикава решил последовать его примеру и помогать людям. Он стал социальным работником и приемным отцом.
Этот опыт раскрыл ему глаза: Йошикава понял, как часто школьники страдают от бедности или от домашнего насилия, и насколько это отражается на их успеваемости.
- Секреты ниндзя. Японская студентка сдала чистый лист и получила за эссе «отлично»
- Интимность онсэна: единение обнаженных по-японски
Проблема усугубляется большим числом учеников в классе, считает специалист по образованию в университете Нагоя профессор Рё Учида.
«Если в классе 40 человек, вынужденных проводить вместе целый год, случиться может все что угодно», — говорит он.
Профессор Учида говорит, что товарищество является ключевым фактором выживания в Японии, потому что плотность населения очень высока. Если вы не ладите и не координируете свои действия с другими, вы не выживете.
Этот принцип применим не только к школам, но и к общественному транспорту и к другим общественным местам, поскольку все они переполнены людьми.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
Без товарищей в школе не выжить
Но для многих студентов это требование — проблема. Они не чувствуют себя комфортно в переполненных классных комнатах, где в ограниченном пространстве им приходится делать все вместе с одноклассниками.
«Дискомфорт в такой ситуации — нормальное ощущение», — говорит профессор Учида.
Более того, в Японии школьники остаются вместе в одном и том же классе из года в год, если возникают проблемы, деться от них некуда, и поход в школу становится действительно болезненным.
«В этом смысле поддержка, предоставляемая, например, свободными школами, очень важна, — говорит профессор Учида. — В свободных школах меньше заботятся о группе и склонны ценить мысли и чувства каждого ученика».
Автор фото, Stephane Bureau du Colombier
Подпись к фото,
На занятиях в школе Тамагава
Но хотя свободные школы предоставляют альтернативу, проблемы в самой системе образования остаются.
По мнению профессора Учиды, неспособность развивать разнообразие навыков школьников нарушает их права. Многие с этим согласны.
В стране все чаще критикуют строгие правила японских школ и атмосферу в них в целом. В недавней статье газета «Токио Симбун» назвала их нарушением прав человека и препятствием в развитии учеников.
В августе общественная кампания «Долой правила черной школы!» организовала петицию к министерству образования с призывом расследовать излишне строгие правила в школах.
Под обращением подписалось более 60 тыс. человек. Префектура Осака заставила все свои школы пересмотреть правила внутреннего распорядка, примерно 40% из них собираются их менять.
Профессор Учида говорит, что министерство образования теперь, похоже, воспринимает прогул школы не как аномалию, а как тенденцию.
Он видит в этом молчаливое признание того, что дети-футоко — это не проблема, а реакция на работу системы образования, которая не в состоянии обеспечить им благоприятные условия для учебы.
Японское образование | FSI
Учителям и учащимся важно развивать широкое понимание японского образования. Американцы, которые хорошо разбираются в преподавании и обучении в Японии, лучше понимают другую культуру и лучше понимают свою собственную систему образования. Этот дайджест представляет собой вводный обзор 1) японских образовательных достижений, 2) японского образования K-12, 3) японского высшего образования, 4) современных проблем образования и 5) важных тем сравнительного образования США и Японии.
Японские достижения в области образования
.
Важнейшим достижением Японии в области образования является высококачественное базовое образование, которое большинство молодых людей получают к моменту окончания средней школы. Хотя в последние годы результаты несколько снизились, японские учащиеся неизменно занимают лидирующие позиции в международных тестах по математике. Последние статистические данные показывают, что более 95 процентов японцев грамотны, что особенно впечатляет, поскольку японский язык является одним из самых сложных языков в мире для чтения и письма. В настоящее время более 95 процентов японских старшеклассников заканчивают школу по сравнению с 89 процентами американских студентов. По оценкам некоторых японских специалистов в области образования, средний японский выпускник средней школы достиг примерно того же уровня образования, что и средний американец после двух лет обучения в колледже. Сопоставимые проценты японских и американских выпускников средней школы теперь поступают в какое-либо высшее учебное заведение.
Японский K-12 Образование.
Несмотря на то, что японцы переняли американскую модель 6-3-3 во время оккупации США после Второй мировой войны, начальное и среднее образование более централизовано, чем в Соединенных Штатах. Контроль над учебными программами в значительной степени возложен на национальное Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий (9).0013 Monbukagakusho)
и образование является обязательным до девятого класса. Муниципалитеты и частные источники финансируют детские сады, но национальные, префектурные и местные органы власти оплачивают почти равные доли расходов на образование учащихся с первого по девятый классы. Почти 90 процентов учащихся посещают государственные школы до девятого класса, но более 29 процентов учащихся посещают частные средние школы. Процент национального финансирования средних школ довольно низок, при этом префектуры и муниципалитеты берут на себя большую часть расходов на государственные средние школы. Высокие зарплаты, относительно высокий престиж и низкий уровень рождаемости затрудняют получение преподавательской работы в Японии, в то время как в Соединенных Штатах наблюдается нехватка учителей в определенных областях. Хотя все больше японских школ набирают таких специалистов, как учителя специального образования и консультанты, в американских школах гораздо больше специальных предметов и вспомогательного персонала, чем в Японии. В японских школах всего два или три администратора, один из которых отвечает за преподавание.
Японские учащиеся ежегодно проводят в школе как минимум на шесть недель больше, чем их американские сверстники, хотя учебный год в Японии был недавно сокращен, когда в 2002 г. закончилось все обязательное посещение государственных школ по субботам на полдня. Поскольку японские учителя на всех уровнях лучше подготовлены к математике, чем их американские коллеги, преподавание этого предмета в Японии более сложное. Преподаванию японского языка в японских школах уделяется больше внимания, чем обучению английскому языку в Соединенных Штатах, из-за сложности изучения письменного японского языка. Практически каждый японский школьник посещает курсы английского языка с седьмого класса до последнего года обучения в старшей школе.
Поскольку многие читатели Japan Digest являются преподавателями общественных наук, здесь мы приводим несколько слов об этих предметах. Учащиеся первого и второго классов изучают обществознание в рамках интегрированного курса науки/социологии. В 3-12 классах есть отдельные курсы по граждановедению, географии, японской и всемирной истории, социологии и политико-экономическим дисциплинам. Студенты, направляющиеся в университет, могут выбирать больше или меньше факультативов по общественным наукам в зависимости от их профессиональных интересов.
Все тексты на японском языке написаны и произведены в частном секторе; однако тексты должны быть одобрены Министерством образования. Содержание учебников, объем и использование в классе в Японии сильно отличаются от американских. Содержание японских учебников основано на национальной учебной программе, в то время как большинство американских текстов, как правило, охватывают более широкий круг тем. Японские учебники обычно содержат примерно половину страниц своих американских аналогов. Следовательно, в отличие от многих американских учителей, почти все японские учителя заканчивают свои учебники за учебный год.
Японцы считают, что школа должна обучать не только академическим навыкам, но и хорошим качествам характера. Несмотря на то, что ежегодно в национальной учебной программе нравственному воспитанию отводится небольшое количество часов, имеются существенные неофициальные свидетельства того, что учителя не относятся к учебному времени слишком серьезно и часто используют его для других целей. Тем не менее, японские учителя стараются привить ученикам хорошие черты характера с помощью скрытой учебной программы. Например, все японские ученики и учителя каждую неделю убирают школьные здания. Учителя постоянно призывают японских учащихся практиковать общепризнанные социальные черты, такие как прилагать большие усилия для решения любой задачи и живо реагировать на приветствия учителей.
Многие американские государственные средние школы являются общеобразовательными. Хотя в Японии есть несколько общеобразовательных средних школ, они не пользуются популярностью. От 75 до 80 процентов всех японских студентов поступают на курсы подготовки к поступлению в университет. Большинство студентов, поступающих в университеты, посещают отдельные академические средние школы, в то время как студенты, которые определенно не планируют получать высшее образование, посещают отдельные коммерческие или промышленные средние школы. В Соединенных Штатах учащиеся поступают в средние школы либо по заданию школьного округа, либо по личному выбору. В Японии почти все учащиеся принимаются в среднюю школу на основании результатов вступительных экзаменов. Поскольку поступление в среднюю школу с высоким рейтингом увеличивает шансы учащегося на поступление в университет или получение хорошей работы после окончания средней школы, более половины японских учащихся младших классов средней школы посещают частные подготовительные школы, или juku, , чтобы дополнить их подготовку к экзамену. До недавнего времени успехи на экзаменах также были основным критерием для поступления в университет. Однако многие частные колледжи и университеты заменили вступительные экзамены другими методами определения приема, включая собеседования. Хотя университеты среднего и высшего уровня по-прежнему полагаются главным образом на результаты вступительных экзаменов, все большее число поступающих в колледжи студентов не тратят огромное количество часов на подготовку к университетским экзаменам, как это было всего несколько лет назад.
Высшее образование Японии.
Япония, в которой почти три миллиона мужчин и женщин обучаются в более чем 700 университетах и четырехлетних колледжах, имеет вторую по величине систему высшего образования в развитом мире. В Японии государственные университеты обычно пользуются большим авторитетом, чем их частные коллеги, и только около 27 процентов всех студентов, направляющихся в университеты, могут поступить в государственные университеты. Тем не менее, японские университеты считаются самым слабым звеном национальной образовательной системы. Многие японские студенты традиционно считали свое университетское время более социальным, чем академическим, и, как правило, профессора требуют относительно немногого от своих подопечных. До недавнего времени последипломное образование в Японии было слабо развито по сравнению с Европой и США. Однако в ответ на повышенный спрос на последипломное образование из-за глобализации набор японских выпускников увеличился примерно на треть с середины 19-го века.90-е.
Современные проблемы образования.
За последнее десятилетие множество факторов способствовало как изменениям в японских школах, так и усилению споров об образовании. Годовой уровень рождаемости в Японии снижается в течение почти двух десятилетий, и ожидается, что нынешнее население Японии, составляющее почти 128 миллионов человек, сократится. Почти половина всех японских женщин, имеющих детей в школе, в какой-то момент времени, пока их дети учатся в школе, работают вне дома. Уровень разводов в Японии, хотя и низкий по сравнению с США, в последнее время растет. В то время как японские учителя теперь имеют значительно меньшие классы, чем когда-либо в прошлом, они сталкиваются с растущими проблемами дисциплины, возникающими отчасти из-за того, что дети не получают должного родительского внимания. Кроме того, экономика Японии пережила пятнадцатилетний спад, и многие люди считают, что негибкая система образования частично ответственна за экономические проблемы страны.
В 2002 году Министерство образования начало проводить образовательные реформы, которые чиновники назвали самыми значительными со времен окончания Второй мировой войны. В попытке стимулировать учащихся быть независимыми и самостоятельными, одна треть содержания национальной учебной программы была исключена. Японские учащиеся 3–9 классов теперь обязаны посещать занятия по комплексному обучению, на которых они и их учителя совместно планируют проекты, экскурсии и другие «практические» мероприятия. Студенты комплексных исследований узнают о своей местной среде, истории и экономике. Они также регулярно общаются с иностранцами и изучают разговорный английский. Учебников по комплексному обучению нет, и учителям не разрешается давать тесты на предмет того, что учащиеся выучили. Хотя многим учителям и учащимся начальных школ, кажется, нравятся комплексные занятия, реформа вызывает споры как среди общественности, так и среди преподавателей младших классов средней школы. Они считают, что комплексное обучение «отупляет» национальную учебную программу, и они обеспокоены тем, что реформа приведет к менее образованным учащимся и более низкой успеваемости на вступительных экзаменах в среднюю школу. В ответ на это противоречие Министерство образования недавно объявило о планах переоценки интегрированных исследований.
Японское высшее образование в настоящее время также претерпевает значительные изменения. В начале 21 века правительство Японии инициировало политику, направленную на расширение возможностей получения образования в таких профессиях, как бизнес и право. В 2004 году японское правительство объявило национальные университеты «независимыми административными единицами» с целью создания большего количества автономных университетов, предлагающих меньше дублирующих программ и обладающих большей финансовой свободой. Ожидается, что некоторые национальные университеты приобретут международную репутацию исследовательских центров. Вполне вероятно, что недавние реформы также приведут к сокращению некоторых государственных университетов и расширению других государственных высших учебных заведений. Из-за прогнозируемого снижения числа учащихся через несколько лет из-за продолжающегося снижения рождаемости многие частные университеты Японии являются потенциальными «вымирающими видами».
То, как некоторые японские учебники изображают Вторую мировую войну, дважды становилось предметом международных споров в новом столетии. В 2001 году Министерство образования утвердило новый учебник для младших классов средней школы, написанный и отредактированный группой академиков-националистов, в котором не упоминались такие темы, как жестокое обращение японской армии с женщинами в зонах боевых действий и в районах, находящихся под властью Японии, и Нанкинская резня (Masalski 2001). Весной 2005 года министерство утвердило новое издание того же учебника. В обоих случаях, несмотря на то, что менее 1% всех японских учащихся используют книгу в школах, имели место массовые протесты со стороны Китая и Кореи. В 2005 году ситуация негативно повлияла на китайско-японские отношения в целом, поскольку произошли бойкоты японских товаров и была уничтожена часть принадлежащей японцам собственности в Китае.
Важные темы сравнительного образования.
Несмотря на проблемы, затронутые в этом Дайджесте, американские политики и педагоги сочтут японскую систему образования, и в частности ее школы K-12, достойными серьезного изучения. Исследователей японского образования особенно интересуют следующие вопросы: почему японские учителя начальных классов намного успешнее своих американских коллег в преподавании математики? Как японским педагогам удавалось поддерживать успешное сотрудничество со сверстниками на протяжении десятилетий? Как осуществляется нравственное воспитание в Японии и можно ли улучшить американские учебники путем более тщательного изучения более тонких и целенаправленных японских текстов? В эпоху растущей глобализации крайне важно, чтобы американские педагоги изучали школы других стран. Япония предлагает богатую пищу для размышлений всем тем, кто хочет усовершенствовать педагогическую профессию.
Ссылки
Масальски, Кэтлин. (2001). «Изучение разногласий в учебниках истории Японии». Японский дайджест, подготовленный Национальным информационным центром американо-японских исследований. Полный текст на http://www.indiana.edu/~japan/Digests/textbook.html.
Библиография
Бенджамин, Гейл. уроков японского: год в японской школе глазами американского антрополога и ее детей. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета, 19.98.
ДеКокер, Гэри, редактор. Национальные стандарты и школьная реформа в Японии и США. Нью-Йорк: Издательство Педагогического колледжа, 2002.
Эллингтон, Люсьен. «Помимо риторики: основные вопросы о японском образовании». Footnotes, , декабрь 2003 г. Веб-сайт Института исследований внешней политики: http://www.fpri.org
Eades, J. S. и др., редакторы. «Большой взрыв» в японском высшем образовании: реформы 2004 г. и динамика изменений. Мельбурн: Trans Pacific Press, 2005.
Фукудзава, Ребекка Эрвин и Джеральд К. Летендре. Напряженные годы: как японские подростки совмещают школу, семью и друзей. Нью-Йорк: Routledge Falmer, 2000.
Гудман, Роджер и Дэвид Филлипс, редакторы. Могут ли японцы изменить свою систему образования? Оксфорд: Symposium Books, 2003.
Го, Югуи. Образовательное преимущество Азии: текущие достижения в Японии, Корее, Тайване, Китае и Индии. Нью-Йорк: Lexington Books, 2005.
Летендре, Джеральд К. Учиться быть подростком: взросление в средних школах США и Японии. Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2000.
Рэй, Гарри. Японское и американское образование: отношение и практика. Westport, Conn.: Bergin and Garvey, 1999.
Люсьен Эллингтон — профессор педагогики Фонда Калифорнийского университета в Университете Теннесси в Чаттануге. Эллингтон также является содиректором азиатского проекта UTC и редактором Образование об Азии .
Повседневная жизнь в японских средних школах
Марсия Л. Джонсон и Джеффри Р. Джонсон
октябрь 1996 г.
доступно в формате PDF (122,89 КБ)
Содержание
Подготовка к школе 9000 3
В школе
Внеклассная деятельность
Дополнительные школы
Вступительные экзамены
Свободное время
Вопросы для размышления
Ссылки и ресурсы
Понимание японского народа и культуры требует понимания факторов, формирующих их. Особенно важны те компоненты, которые влияют на них в годы их становления. Японская система образования является одним из самых влиятельных факторов, формирующих японскую молодежь. Учитывая большое количество времени, которое японские ученики проводят в школах, неудивительно, что система образования играет огромную роль в формировании структуры японского общества. Изучение «типичного» опыта средней школы освещает функцию системы образования в японском обществе.
Дорога в школу
Японские школьники не водят машины. Многие либо ходят пешком, либо ездят на велосипедах, если расстояние не слишком велико. В других случаях студенты должны пользоваться общественными автобусами и поездами, часто несколько раз меняя маршруты, чтобы добраться до места назначения. Студенты нередко тратят два или более часа в день на общественный транспорт. После неполной средней школы учащиеся посещают школы на основе стандартных результатов вступительных экзаменов в среднюю школу. В результате некоторые учащиеся преодолевают большое расстояние, чтобы попасть в школу, что определяется их результатами тестов. Учебный день начинается в 8:30, поэтому ученики могут уйти из дома уже в 6:30. В то время как некоторые студенты спят или учатся во время своих долгих поездок на работу, общественный транспорт также дает возможность пообщаться со сверстниками. Поведение учащихся по дороге в школу регулируется школьными правилами. Эти правила могут запрещать определенные действия в общественных местах — жевание резинки, перекусы, чтение книг на прогулке — все, что может плохо отразиться на репутации школы. Каждая школа имеет уникальную форму, которая делает учеников легко узнаваемыми для публики. Школьная политика часто требует, чтобы учащиеся стояли в автобусах и поездах, оставляя места открытыми для других пассажиров, чтобы продемонстрировать внимание. На практике, однако, поведение учеников имеет тенденцию к расслаблению по мере того, как они удаляются от школы.
В школе
Оказавшись в школе, учащиеся обычно входят в помещение, заполненное небольшими шкафчиками, в которые они кладут свою уличную обувь и надевают школьные тапочки. Эти тапочки могут иметь цветовую маркировку: розовую для девочек и синюю для мальчиков. Во многих школах еженедельно проводятся общешкольные собрания. Затем студенты собираются в своих классных комнатах для дневных занятий. Учебный день начинается с задач управления классом, таких как определение посещаемости и размещение объявлений. Эти мероприятия обычно проводятся самими учащимися в соответствии со сменным графиком дежурств, который называется 9. 0013 тобан . В каждом классе в среднем 40-45 учеников. Ученики остаются в своих классных комнатах большую часть учебного дня, в то время как учителя переходят из комнаты в комнату, работая из центральной учительской. Только для физического воспитания, лабораторных занятий или других предметов, требующих специальных условий, ученики перемещаются в разные части школы. Между занятиями и во время обеда в классах может быть шумно и оживленно. В некоторых школах может быть столовая, но в большинстве их нет. Даже в школах, где ученикам готовят и раздают обед, они обычно едят вместе в классных комнатах. В большинстве школ учащиеся приносят из дома упакованный ланч, почти всегда состоящий из продуктов, приготовленных матерью в ранние утренние часы, таких как рис, рыба, яйца, овощи и соленые огурцы.
Японские школьники проводят в школе 240 дней в году, что на 60 дней больше, чем их американские сверстники. Хотя многие из этих дней тратятся на подготовку к ежегодным школьным фестивалям и мероприятиям, таким как День культуры, День спорта и школьные экскурсии, японские школьники по-прежнему проводят в классе гораздо больше времени, чем американские школьники. Традиционно японские ученики посещают школу полдня по субботам; однако количество обязательных суббот каждый месяц уменьшается в результате реформы образования в Японии. Выбор курсов и учебников определяется Министерством образования Японии. Школы имеют ограниченную автономию в разработке своих учебных программ. Учащиеся академических средних школ обычно изучают по три года каждый из следующих предметов: математика, общественные науки, японский язык, естествознание и английский язык. Другие предметы включают физическое воспитание, музыку, искусство и мораль. Все учащиеся одного класса изучают одни и те же предметы. Учитывая количество обязательных предметов, факультативов немного.
В конце учебного дня все учащиеся участвуют в уборке школы o soji . Они подметают классы и коридоры, опустошают мусорные баки, чистят туалеты, чистят классные доски и меловые ластики, а также убирают мусор со школьной территории. После o soji школа закрывается, и большинство учеников расходятся по разным частям школы на встречи клуба.
Внеклассные мероприятия
Клубные мероприятия проводятся каждый день после школы. Учителя назначаются в качестве спонсоров, но часто студенты сами определяют повседневную деятельность клуба. Студенты могут вступить только в один клуб, и они редко меняют клуб из года в год. В большинстве школ кружки можно разделить на два типа: спортивные кружки (бейсбол, футбол, дзюдо , кендо , легкая атлетика, теннис, плавание, софтбол, волейбол, регби) и клубы культуры (английский язык, радиовещание, каллиграфия, наука, математика, ежегодник). Новым учащимся обычно предлагается выбрать клуб вскоре после начала учебного года в апреле. Клубы собираются каждый день на два часа после школы, и многие клубы продолжают собираться во время школьных каникул. Клубные мероприятия предоставляют одну из основных возможностей для социализации в группе сверстников. Большинство студентов, направляющихся в колледж, отказываются от клубной деятельности на последнем курсе, чтобы уделять больше времени подготовке к вступительным экзаменам в университет. Несмотря на то, что это заметно в общем школьном опыте, именно в клубах фундаментальные отношения семпай (старший) и кохай (младший) зарекомендовали себя наиболее прочно. В обязанности семпая входит обучение, инициация и забота о кохаях . Долг кохай — служить и подчиняться сэмпаю . Например, кохай студентов в теннисном клубе могут провести год, гоняясь за теннисными мячами, в то время как старшеклассники тренируются. Только после того, как старшеклассники закончили, младшие могут использовать корты. 9Ожидается, что кохай 0013 будет служить своему сэмпаю и учиться у них, наблюдая и моделируя их поведение. Эти фундаментальные отношения можно увидеть во всем японском обществе, в бизнесе, политике и социальных отношениях.
«Дополнительные школы»
Интересным компонентом японского образования является процветающая индустрия дзюку и ёбико , послешкольных «дополнительных школ», куда примерно 60% японских старшеклассников ходят на дополнительные уроки. Juku может предлагать уроки по неакадемическим предметам, таким как искусство, плавание, счеты и каллиграфия, особенно для учащихся начальной школы, а также по академическим предметам, важным для подготовки к вступительным экзаменам на всех уровнях. Juku для старшеклассников должны конкурировать за зачисление с yobiko , которые существуют исключительно для подготовки учащихся к вступительным экзаменам в университеты. Некоторые «школы зубрежки» специализируются на подготовке учащихся к экзаменам в той или иной школе. Хотя учащимся кажется естественным бояться дополнительных уроков, которые продлевают учебный день до позднего вечера и требуют дополнительных домашних заданий, многим учащимся нравится juku и yobiko , где учителя часто более оживлены и интересны, чем некоторые учителя в их обычных школах. Кроме того, во многих случаях уроки, изучаемые в «дополнительных школах», представляют собой интеллектуальный вызов для учащихся, которым наскучила стандартная учебная программа их обычных школ.
Juku и yobiko в основном являются частными коммерческими школами, которые привлекают учащихся из разных географических районов. Часто они расположены рядом с вокзалами, что позволяет студентам легко добираться до 9 мест.0013 дзюку прямо из школы. Дзюку и йобико процветают в Японии, где считается, что все люди обладают одинаковыми врожденными интеллектуальными способностями, и только усилия отдельных людей или их отсутствие определяют их достижения выше или ниже своих собратьев. В японских школах существует тенденция отставать учеников от их класса. Таким образом, без дополнительных уроков дзюку некоторые ученики могли сильно отставать от своих одноклассников. Йобико также существует для обслуживания ронинов , «самураев без хозяина», студентов, которые не сдали вступительный экзамен, но хотят попробовать еще раз. Студенты могут провести год или два как ронинов после окончания средней школы, обучаясь в йобико , пока они не сдадут вступительный экзамен в университет или пока не сдадутся. Обучение в подготовительной школе стоит дорого, но большинство родителей готовы платить, чтобы гарантировать поступление в избранную неполную среднюю школу, среднюю школу или университет и, таким образом, хорошее будущее для своих детей.
Вступительные экзамены
В дополнение к поступлению в университет, поступление в среднюю школу также определяется экзаменами, а проверяемыми предметами являются японский язык, математика, естественные науки, социальные науки и английский язык. Частные средние школы создают свои собственные экзамены, в то время как экзамены для государственных средних школ стандартизированы в каждой префектуре. Учащиеся (и их родители) учитывают записи о поступлении в колледж каждой школы при принятии решения о том, какие экзамены сдавать. Успех или неудача на вступительном экзамене может повлиять на все будущее студента, поскольку перспектива найти хорошую работу зависит от посещаемой школы. Таким образом, школьники испытывают давление этой экзаменационной системы в относительно раннем возрасте. Но потренируйтесь в тестах в школе и juku помогают учителям направлять студентов в учебные заведения, экзамены которых они с наибольшей вероятностью сдадут.
Свободное время
Японские студенты посвящают домашнему заданию примерно два часа в будний день и около трех часов в воскресенье. Они тратят в среднем два часа в день на просмотр телевизора, полчаса на прослушивание радио, час на случайное чтение и менее получаса на общение со сверстниками вне школы. Взрослые японцы во многом склонны воспринимать старшеклассников как больших детей, а не молодых людей. И хотя представители противоположного пола интересуются друг другом, родители и учителя категорически не одобряют свиданий подростков. Большинство молодых людей не начинают встречаться до окончания средней школы. Наконец, по разным причинам среди японских подростков мало проблем с наркотиками.
Вопросы для рассмотрения
Какие фундаментальные социальные ценности отражены в системах образования США и Японии?
Какие внутренние и внешние стимулы мотивируют американских и японских студентов?
Представьте себе школьную жизнь без машин.
Как это будет по-другому?
Существуют разные определения демократии применительно к образованию. В США признание разных талантов = демократия. В Японии «равный доступ» на основе стандартизированных оценок = демократия. Что вы думаете?
Ссылки и ресурсы
Долли, Джон П. «Джуку и успеваемость японских студентов: американская точка зрения». Документ представлен на ежегодном собрании Японско-американского консорциума педагогического образования, Токио, июнь 1992 г. ED 355 175
Петтерсен, Ларри. «Японские подготовительные школы». ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО 50, № 5 (1993): 56-8. EJ 457 365
Ролен, Томас П. ЯПОНСКИЕ ВЫСШИЕ ШКОЛЫ. Беркли: University of California Press, 1983. ED 237 343
Томлинсон, Томми. «Тяжелая работа и большие ожидания: мотивация студентов к обучению». Проблемы в образовании. Отчет Управления образовательных исследований и усовершенствований, Вашингтон, округ Колумбия. Апрель 1992 г. ED 345 871
Цукада, Мамору.
Leave a Reply