Белорусы с немецким паспортом — об отказе от гражданства РБ – DW – 26.11.2022
Фото: Kay Nietfeld/dpa/picture alliance
ОбществоБеларусь
Екатерина Крыжановская
26 ноября 2022 г.
Три белоруса, получившие гражданство ФРГ в 2022 году, рассказали, как сложно это было сделать и что они чувствовали, отдавая паспорт гражданина Беларуси.
https://p.dw.com/p/4K58W
Реклама
Каждый год гражданство Германии получает около 120 тысяч живущих в стране иностранцев. Несколько сотен из них — белорусы: например, в 2016 году немецкий паспорт получили 411 человек, в 2021-м — 385. Возможно, число за 2022-й будет выше среднего (данных за этот год еще нет): многие решились на смену гражданства после протестов 2020-го и последовавших за ними репрессий, а на оформление документов, включая обязательный выход из белорусского гражданства, уходит больше года. DW поговорила с тремя белорусами, ставшими гражданами ФРГ в этом году, о том, почему они это сделали и что чувствовали, расставаясь с синим паспортом РБ.
Дарья Дергачева, 39 лет, присяжный переводчик, живет в Кельне
Я приехала в Германию в 18 лет со всей семьей. Толчком к смене паспорта для меня стала история Натальи Херше, у которой было двойное гражданство, и ее посадили в тюрьму в Беларуси. Все остальные (белорусы с паспортами других стран, задержанные за участие в протестах. — Ред.), кто не имел двойного гражданства, были депортированы. Я не скрываю своих позиций по поводу власти Беларуси, поэтому, если мне придется туда поехать — а у меня там друзья и родственники, — то мне больше нравится вариант, что меня депортируют, чем посадят.
Дарья ДергачеваФото: privat
Менять гражданство было, мягко говоря, не очень радостно, учитывая обстоятельства, из-за которых я решила это сделать. Когда я отдавала белорусский паспорт — его надо было положить в такой ящик для документов в посольстве, и он «уезжал» — это было очень болезненно. В какой-то степени нас таким образом лишают родины, и это тяжело для любого человека, который эмоционально связан со своей страной, где бы он ни жил. Я здесь, в Германии, дома, но Минск — это что-то родное, особенное и всегда им останется.
Я останусь белоруской, несмотря на то, что у меня теперь немецкий паспорт. Мое происхождение — это сборная солянка, у меня 4-5 национальностей в крови. Но из-за того, что я родилась и выросла в этой стране, сформировалась, начала развиваться, для меня Беларусь навсегда останется домом. Это родина, и никуда ты от нее не денешься.
Если не будет острой необходимости, я пока не хочу ехать в Беларусь. Из-за страха, что там со мной может что-то произойти, и учитывая политическую ситуацию. Я давно дружна с Машей Колесниковой, и ее история меня очень ударила в свое время, мотивировала пытаться хоть как-то повлиять на ситуацию отсюда. Я очень уважаю ее решение, но сама я не готова сесть в тюрьму.
Мне повезло, что выход из белорусского гражданства прошел достаточно беспроблемно. Когда нужно было в первый раз прийти в посольство, я взяла с собой своего друга-юриста, сказав ему: если я сейчас отсюда не выйду, пожалуйста, звони туда-то и туда-то. Не факт, что что-то произойдет, все-таки я исходила из того, что на территории Германии никто не решится на такого рода поступки, но само ощущение, что об этом надо думать, — просто ужасно. Я очень надеюсь, что наступит день, когда никому из белорусов не придется приходить в посольство своей страны с таким чувством.
Вадим Наумчик, 38 лет, программист, живет в Берлине
Я приехал в Германию в 2011 году на учебу — изучал информатику в Лейпциге. Желание получить немецкое гражданство у меня было изначально — чтобы полностью быть в европейском правовом поле, пользоваться возможностями, которые есть у граждан ЕС. Без гражданства нельзя покидать Германию больше чем на 6 месяцев, а с гражданством можно быть намного спонтаннее — выехать работать куда-нибудь, по-другому планировать жизнь.
Вадим НаумчикФото: privat
Ускорила мое решение война в Украине и непонятное участие или неучастие в ней Беларуси. Не было ясно, что будет требоваться от граждан Беларуси, будут призывы — не будет призывов. И, находясь там, хотелось, конечно, иметь защиту европейской страны. Да, может случиться, что иностранцам запретят въезд, и мое гражданство обернется скорее недостатком, нежели достоинством. Но мои родители там, и, навещая их, хотелось бы чувствовать себя в безопасности.
Самым сложным было собрать все документы. Незадолго до гражданства я получал разрешение на постоянное пребывание — список был длиннее, чем на гражданство, так что многие документы у меня уже были собраны. Некоторым для выхода из гражданства надо ехать на родину, там получать официальный статус проживающего за границей. Нам, белорусам, можно все сделать через посольство — запросить паспорт серии PP и, уже имея его на руках, отказаться от белорусского гражданства. Все это заняло у меня чуть больше года.
Я не могу сказать, что это была чистая радость — типа все, до свидания. Но более сильные эмоции у меня были, когда я решил подправить написание своего имени, чтобы оно больше соответствовало немецким правилам. Вот там я отдал большую часть себя, чем при отказе от гражданства.
Мое имя писалось латиницей согласно транслитерации с белорусского на английский. И исходя из этого, в фамилии Наумчик — там, где в белорусском «ы» — немецкая «y». Я исправил ее на «i», потому что для немцев «ы» — это вообще непонятный звук. Из имени Vadzim я убрал «z», потому что в немецком произношении это все равно еле-еле заметно. Это было эмоционально сложно. Я расспрашивал друзей, сделали ли бы они такое. И некоторые говорили, что написание имени говорит о том, откуда ты родом, это повод рассказать историю своего имени. Но мне практичность была важнее, чем романтичные стороны этого процесса.
Как только я получил паспорт, я подал на белорусскую визу. Проблем это никаких не составило. Интересно, что в ней все написано по-белорусски, так что на международном уровне мы видимся более белорусскими, чем внутри страны. Я думаю, это сделано, чтобы виза отличалась от российской. Конечно, немного странно ехать в Беларусь с визой. Теперь у меня все вывернуто наизнанку.
Ольга Бауэр, 33 года, проект-менеджер в IT, живет в Бремене
В Германии я около 11 лет, переехала по рабочему контракту — мои партнеры-клиенты пригласили меня на работу к ним в Бремен.
Ольга БауэрФото: privat
Раньше, когда я чаще ездила домой в Беларусь, мне было удобнее со своим национальным гражданством. Но потом у меня появился ребенок, и мы начали больше путешествовать по другим странам, что как раз таки проблематично с белорусским паспортом. Затем я пыталась найти новую работу, и одним из требований было немецкое гражданство. Такое бывает в определенных стратегических компаниях, которые занимаются, например, военной техникой.
В общем, со временем у меня было все меньше причин оставлять белорусский паспорт, потому что здесь моя жизнь, здесь я чувствую себя дома. А после начала войны я подумала, что это было суперклассное решение. Мало ли, что-то случится, и ты окажешься в Германии из страны, которая официально участвует в военном конфликте.
Самым сложным в смене паспорта было не получить «окей» с немецкой стороны, а отказаться от белорусского гражданства. Это очень дорого, бюрократично, энергозатратно. Это было неприятно, и на это ушло очень много денег. Нужно было писать письмо на имя Лукашенко — это был очень странный момент, какой-то сюрреалистичный. Потом даже пришел ответ, но не лично от него — он был подписан каким-то министром. Видимо, не соизволил сам — времени не было. А дальше все происходило по почте — что получение немецкого гражданства, что отказ от белорусского. Обычная бюрократическая процедура, которая не возбудила во мне каких-то эмоций.
Мне кажется, чем дольше ты живешь за границей, тем больше ты теряешь свою идентичность. Если посмотреть на меня 10-11 лет назад и сейчас — это два разных человека. Теперь во мне больше немецкой логики, типа мышления. Ты понимаешь, что становишься другим человеком, при этом не можешь на 100 процентов отнести себя к немцам. Но и к белорусам уже тоже нет — тяжело думать и жить так, как ты делал 10-11 лет назад.
В последний раз я была в Беларуси год назад, и пока у меня нет возможности поехать на родину. Но, естественно, я очень этого хочу, хочу, чтобы у моего сына была возможность туда приехать. Но я не вижу нормальных путей доехать туда с маленьким ребенком и быть уверенным, что можно будет вернуться, тебя не задержат, а на границе не зададут лишних вопросов.
К сожалению, сейчас мое главное чувство к Беларуси — это сожаление. Мне очень жаль, ужасно жаль. Когда я раньше приезжала туда, мне это приносило больше радости, удовольствия, я встречалась с друзьями. Сейчас там никого нет. Беларусь пустеет, к ней относятся как к стране третьего мира, хотя когда ты там живешь и знаешь людей, то понимаешь, что это неправильно. Когда я там, у меня ощущение, как будто в Минске какая-то депрессия, это отражается на атмосфере города, на людях — в стране нет будущего. И это очень для меня грустно.
Смотрите также:
Бегство от Лукашенко: новая волна эмиграции из Беларуси
To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video
Написать в редакцию
Реклама
Пропустить раздел Топ-тема
1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DW
На главную страницу
Беларусь: Новое законодательство как инструмент преследования политэмигрантов
Click to expand Image
Члены белорусской диаспоры у памятника Адаму Мицкевичу в Кракове, Польша, 2 октября 2022 года.
© 2022 Artur Widak/NurPhoto via AP Photo
(Вильнюс, 22 декабря 2022 г.) – Принятые парламентом Беларуси поправки в закон о гражданстве 2002 г. могут быть использованы против оппозиционеров, активистов и других критиков режима в эмиграции, заявила сегодня Human Rights Watch. В случае подписания президентом новая редакция закона позволит главе государства лишать белорусского гражданства эмигрантов даже в том случае, если у них нет никакого другого.
После массовых протестов августа 2020 г. и последовавших за ними репрессий тысячи человек уехали из Беларуси, опасаясь преследования. Точное число таких эмигрантов неизвестно; по данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), число белорусских граждан, зарегистрированных им по всему миру в качестве беженцев и лиц, ищущих убежища, выросло с 2020 г. по 2021 г. более чем на 3,5 тыс. человек (c 7,837 до 11,431). Тысячи других получили визы по гуманитарным и иным основаниям. Большинство перебрались в Польшу, Литву, Латвию, Германию, Чехию, Эстонию и другие государства Евросоюза, а также в Грузию и Украину, откуда, по данным спецдокладчика ООН по ситуации с правами человека в Беларуси, им пришлось в течение 2022 г. уезжать из-за начавшейся войны.
«Массовые и систематические репрессии против несогласных и многочисленные случаи политически мотивированного уголовного преследования вынудили значительное число белорусских граждан покинуть собственную страну, — говорит Анастасия Круопе, младший исследователь Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии. – Попытки властей дотянуться до политэмигрантов через заочные суды и лишение гражданства – беспрецедентный акт трансграничных репрессий».
В августе 2021 г. в Беларуси были приняты нормы, позволяющие лишать гражданства осужденных за определенные преступления, если такое гражданство было приобретено ими в порядке натурализации. Теперь предлагается распространить возможность лишения гражданства и на тех, кто приобрёл его с рождения.
21 декабря 2022 г. верхняя палата парламента приняла одобрила поправки в закон о гражданстве. Помимо дополнительных требований для граждан Беларуси по уведомлению властей о наличии иностранного гражданства или вида на жительство они разрешают лишать белорусского гражданства лиц, которые находятся за рубежом и при этом осуждены в Беларуси за «участие в экстремистской деятельности» или «причинение тяжкого вреда интересам Республики Беларусь». Заместитель председателя Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Палаты представителей Лилия Ананич заявила, что решение о лишении гражданства будет приниматься президентом по каждому конкретному случаю.
В законе указано, что под участием в экстремистской деятельности или причинением тяжкого вреда интересам РБ понимается совершение преступлений, предусмотренных 55-ю статьями УК, многие из которых уже широко применяются для политически мотивированного уголовного преследования. В частности, по данным белорусского правозащитного центра «Вясна», более 200 лиц из текущего списка политзаключенных обвинялись в «разжигании вражды или розни» (статья 130 УК), 148 – в «участии в массовых беспорядках» (часть 2 статьи 293 УК), 140 – в «насилии либо угрозе применения насилия в отношении сотрудника органа внутренних дел» (статья 364 УК).
По словам Ананич, положения о лишении гражданства будут применяться только к тем, кто «фактически утратил правовую связь с государством», однако неясно на основании чего будет делаться такое заключение.
В сентябре президент Александр Лукашенко высказывался за лишение гражданства уехавших из страны, задаваясь риторическим вопросом о том, достойны ли эти люди оставаться гражданами Беларуси.
Ананич заявила, что новый закон подготовлен «для обеспечения защиты национальных интересов и безопасности нашего государства» и «стабильности социально-политической системы», а также для «упреждения граждан Республики Беларусь от совершения уголовно наказуемых деяний против национальной безопасности и интересов государства».
В июле в УПК были внесены поправки, разрешающие «специальное производство», то есть фактически заочное следствие и суд, по 43 статьям УК, включая «разжигание вражды или розни», «участие в массовых беспорядках», «призывы к санкциям» в отношении Беларуси, «измену государству», «акт терроризма». По некоторым статьям предусмотрено наказание вплоть до смертной казни.
Власти уже инициировали «специальное производство» в отношении 16 человек, в том числе из Координационного совета оппозиции, правозащитного центра «Весна», Telegram-канала NEXTA и Белорусского фонда спортивной солидарности.
12 декабря в Минском городском суде начался первый заочный процесс по делу пяти человек, обвиняемых в «разжигании социальной вражды» и «незаконных действиях в отношении информации о частной жизни и персональных данных» в связи с деятельностью Telegram-канала «Черная книга Беларуси». Этот канал, который в настоящее время заблокирован администрацией Telegram, был создан во время протестов августа 2020 г. и публиковал персональные данные сотрудников правоохранительных органов, судей и чиновников, которых оппозиция считала причастными к нарушениям прав человека.
В числе подсудимых – Ольга Высоцкая, уехавшая из Беларуси в Европу в 2020 г. Она рассказала Human Rights Watch, что суд отказался удовлетворять или проигнорировал ее ходатайства об участии в процессе онлайн и ознакомлении с материалами дела, сославшись на то, что для этого нет законных оснований, и предложив ей лично участвовать в процессе.
Связавшись с Минской городской коллегией адвокатов, Высоцкая узнала, что следователь уже назначил ей защитника. Ей удалось созвониться с ним, однако после этого он заблокировал ее номер. Высоцкая ходатайствовала перед судом об отстранении назначенного защитника, однако, как сообщают, получила отказ. 14 декабря суд закрыл процесс для публики.
Высоцкая неоднократно обращалась в различные инстанции, в том числе в Следственный комитет и Генеральную прокуратуру, с просьбой разъяснить ее процессуальные права, но содержательного ответа ей получить не удалось.
Недавно введенное «специальное производство» выводит нарушение белорусскими властями права на справедливый суд на качественно новый уровень, отмечает Human Rights Watch. В совокупности с поправками в закон о гражданстве этот процессуальный формат создает высокие риски произвольного лишения гражданства по политическим мотивам, что может приводить к ситуации безгражданства.
Обязательства государств в области недопущения ситуации безгражданства уже давно сформулированы в международном праве прав человека. Статья 15 Всеобщей декларации прав человека гласит, что каждый имеет право на гражданство и никто не может быть произвольно лишен своего гражданства. Конвенция ООН о сокращении безгражданства (Беларусь не является ее участником) по общему правилу не допускает лишения гражданства, если в результате этого человек станет апатридом.
Конвенция допускает лишение единственного гражданства, если лицо «ведет себя таким образом, что причиняет серьезный вред жизненным интересам этого Государства», однако запрещает лишать «лицо или группу лиц их гражданства по расовым, этническим, религиозным или политическим основаниям» (статья 9).
Статья 10 Конституции РБ гласит, что «никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство». Стремление к избежанию случаев безгражданства также заявлено одним из основных принципов белорусского закона о гражданстве.
«Лишение покинувших страну беларусов гражданства было бы и дополнительным наказанием для тех, кому и так пришлось сделать выбор в пользу эмиграции, и отказом от одного из базовых принципов международного права, — говорит Анастасия Круопе. – УВКБ ООН и принимающие государства должны обеспечить любым лицам, лишенным гражданства Беларуси по политическим мотивам, доступ к правовым каналам защиты и все базовые права, которые гарантируются Конвенцией ООН о статусе апатридов 1954 года».
Беларусь: новые законы нацелены на критиков в изгнании [EN/RU] — Беларусь
Приложения
Скачать отчет
(PDF | 181,69 КБ | Английская версия)Скачать отчет
(PDF | 211,76 КБ | Русская версия)
Произвольное лишение гражданства; Заочные судебные процессы по политическим мотивам
г. (Вильнюс, 22 декабря 2022 г.) – Парламент Беларуси принял законодательные поправки к закону о гражданстве 2002 г., которые могут быть использованы против членов политической оппозиции, активистов и других критиков в изгнании, сообщила сегодня Хьюман Райтс Вотч. Законопроект, в случае его одобрения президентом, позволит президенту лишать белорусов за границей гражданства, даже если у них нет другого.
После массовых протестов в августе 2020 года и последовавших за ними репрессий тысячи людей бежали из Беларуси, опасаясь преследований. Точное число бежавших неизвестно, хотя в период с 2020 по 2021 год количество белорусских беженцев и просителей убежища, зарегистрированных во всем мире в Управлении ООН по делам беженцев, УВКБ ООН, увеличилось более чем на 3500 человек — с 7837 до 11 431. Тысячи других получили гуманитарные или иные визы. Большинство белорусов бежали в Польшу, Литву, Латвию, Германию, Чехию, Эстонию или другие государства-члены Европейского Союза, а также в Грузию и Украину, при этом многие впоследствии были перемещены из Украины в течение 2022 года, по словам специального докладчика ООН по прав человека в Беларуси.
«Массовые и систематические репрессии против инакомыслия в Беларуси и массовые преследования по политическим мотивам уже вынудили многих белорусов покинуть свою страну, — говорит Анастасия Крупе, ассистент исследователь Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. «Попытки преследовать белорусов за границей и способствовать лишению их гражданства являются беспрецедентными актами репрессий против белорусов в изгнании».
Законодательные положения о лишении гражданства натурализованных граждан Беларуси, осужденных за определенные преступления, были приняты в августе 2021 года. Предлагаемые поправки распространят эти положения на граждан Беларуси по рождению.
21 декабря 2022 года верхняя палата парламента Беларуси приняла поправки в Закон о гражданстве. Помимо введения новых требований к белорусам по уведомлению органов власти о наличии у них иностранного гражданства или вида на жительство, законопроект позволяет лишать гражданства белорусов за рубежом, осужденных белорусскими судами за преступления «участие в экстремистской организации» или «тяжкий вред здоровью». интересы Беларуси». Заместитель председателя постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и СМИ нижней палаты парламента Лилия Ананич заявила, что решение о лишении гражданства будет приниматься президентом в индивидуальном порядке. .
В законопроекте перечислены 55 статей Уголовного кодекса Беларуси, которые квалифицируются как «участие в экстремистской организации» или «причинение тяжкого вреда интересам Беларуси». Многие из статей уже широко используются для политически мотивированных преследований. Среди этих статей, по данным белорусской правозащитной организации «Весна», более 200 действующих политзаключенных были обвинены в «возбуждении ненависти» (ст. 130), 148 — в «участии в массовых беспорядках» (ч. 2 ст. 293), а 140 обвинялись в «насилии или угрозе применения насилия в отношении сотрудника правоохранительных органов» (статья 364).
Ананич сказал, что положения поправок будут применяться только к гражданам, которые «утратили правоотношения» с Беларусью. Однако неясно, как это будет оцениваться.
В сентябре глава белорусского государства Александр Лукашенко высказался в поддержку лишения белорусов в изгнании гражданства, подразумевая, что они «недостойны» такого гражданства.
Ананич сообщил, что законопроект направлен на обеспечение «внутренней безопасности, национальных интересов» и «стабильности общественно-политического строя», а также «предотвращение совершения гражданами Беларуси преступлений против национальной безопасности и интересов государства».
В июле белорусские власти внесли поправки в Уголовный кодекс, разрешив «особые процедуры», касающиеся уголовных производств и судебных процессов без присутствия обвиняемого. Измененный Уголовный кодекс предусматривает заочные суды над обвиняемыми по одному или нескольким преступлениям, предусмотренным 43 статьями УК, в том числе «возбуждение ненависти», «участие в массовых протестах», «призывы к санкциям» против Беларуси, «государственная измена, »и теракты. В качестве возможного наказания за некоторые из этих преступлений предусмотрена смертная казнь.
Власти уже инициировали «спецпроцедуры» в отношении 16 человек, в том числе членов Координационного совета оппозиции, правозащитной группы «Вианса», Telegram-канала «Nexta» и Белорусского фонда спортивной солидарности.
12 декабря в Минском городском суде начался первый процесс «особого производства» в отношении пятерых подсудимых, бежавших из Беларуси, по обвинению в «возбуждении социальной розни» и «неправомерных действиях в отношении частной жизни и персональных данных» Администрирование или иное содействие телеграм-каналу «Черная книга Беларуси». Канал, ныне заблокированный Telegram, был создан во время протестов августа 2020 года и публиковал личную информацию сотрудников правоохранительных органов, судей и государственных чиновников, предположительно причастных к нарушениям прав.
Волга Высоцкая, одна из пяти обвиняемых, в 2020 году бежала из Беларуси в другую европейскую страну. Она сообщила Хьюман Райтс Вотч, что суд отклонил или проигнорировал ее просьбы разрешить присоединиться к судебному процессу онлайн и ознакомиться с материалами дела. Суд заявил, что не было законных оснований для удовлетворения ее требований, но она могла участвовать лично.
О том, что следователь назначил ей адвоката, Высоцкая узнала только после того, как обратилась в Минскую городскую коллегию адвокатов. Ей удалось связаться с назначенным государством адвокатом, но он заблокировал ее номер. Высоцкая просила суд отстранить адвоката, но судья, как сообщается, отказался. 14 декабря суд закрыл процесс для публики.
Высоцкая неоднократно обращалась в органы власти, в том числе в Следственный комитет и Генеральную прокуратуру, с просьбой разъяснить ее права в суде, однако ответа по существу не получила.
Недавно введенные «специальные процедуры» выводят нарушение права на справедливый суд в Беларуси на качественно новый уровень, отмечает Хьюман Райтс Вотч. Эти процедуры вместе с проектом поправок к закону о гражданстве создают серьезные риски произвольного лишения гражданства по политическим мотивам, что может привести к безгражданству.
Обязательства государств по предотвращению безгражданства глубоко укоренены в международном праве прав человека. Статья 15 Всеобщей декларации прав человека защищает право каждого на гражданство и запрещает произвольное лишение гражданства. Конвенция ООН о сокращении безгражданства, стороной которой Беларусь не является, в целом запрещает лишение гражданства, когда привести к безгражданству. В то время как Конвенция допускает лишение гражданства только тех, кто вел себя «таким образом, который серьезно наносил ущерб жизненно важным интересам государства», она запрещала «лишать любое лицо или группу лиц их гражданства по расовому, этническому, религиозному признаку». или политическим мотивам» (статья 9).
Статья 10 Конституции Беларуси гласит, что «никто не может быть лишен белорусского гражданства». Белорусский Закон о гражданстве также провозглашает недопущение безгражданства одним из своих основных принципов.
«Лишение гражданства белорусов в изгнании было бы расправой над теми, кто уже был вынужден покинуть свою страну, и предательством ключевого принципа международного права», — сказал Крупе. «Агентство ООН по делам беженцев и страны, принимающие белорусов, должны обеспечить, чтобы любые белорусы, лишенные гражданства по политическим мотивам, имели доступ к юридическим средствам защиты и всем основным правам, гарантированным в соответствии с 1954 Конвенции ООН о статусе апатридов».
Отказ от ответственности
- Хьюман Райтс Вотч
- © Copyright, Human Rights Watch — 350 Fifth Avenue, 34th Floor New York, NY 10118-3299 USA
Что нужно знать гражданам Республики Беларусь о получении гражданства Украины?
По общему правилу получение гражданства Украины предусматривает отказ от гражданства иностранного государства. Это происходит путем подачи обязательства об отказе от иностранного гражданства в течение двух лет или заявления об отказе от иностранного гражданства. Когда заявители являются гражданами Республики Беларусь, этот двухлетний срок на них не распространяется. Произойдет автоматический отказ от одного гражданства в результате получения другого, поскольку по Соглашению дата приобретения гражданства одной Стороны будет считаться датой прекращения гражданства другой Стороны.
Однако есть и другие особенности реализации настоящего Соглашения. Дело в том, что для выхода из гражданства и непосредственно реализации его норм лица должны постоянно проживать на территории государства. Речь идет о получении постоянного вида на жительство в одной из стран, являющихся сторонами Соглашения. Такое требование вытекает прямо из его названия.
Выезд на постоянное жительство за границу (ПР) граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих на ее территории, осуществляется по месту жительства. По результатам рассмотрения заявления о выезде на ПМЖ органы внутренних дел принимают решение о выдаче паспорта серии ПП. По этому документу лицо въезжает на территорию Украины и ставится на консульский учет.
Если гражданин Республики Беларусь временно проживает в Украине, он может подать заявление на постоянное проживание в соответствующие дипломатические представительства/консульские учреждения на ее территории. В этом случае решение принимает дипломатическое представительство/консульское учреждение, которое принимает заявителя на консульский учет. Только после прохождения этой процедуры можно переходить к этапу получения украинского гражданства.
Несмотря на наличие Соглашения, список необходимых для получения украинского гражданства документов един для всех иностранцев. Оно может изменяться только в зависимости от основания его получения. Что касается условий, то данное Соглашение создает некоторые особенности для граждан Республики Беларусь. Как уже отмечалось, они не могут воспользоваться правилом двух лет для отказа от гражданства, потому что это происходит автоматически. Конкретны не только сроки, но и порядок выхода из прежнего гражданства. Таким образом:
- В течение десяти дней после принятия лица в новое гражданство компетентные органы Стороны, предоставившей это гражданство, выдают лицу документ, подтверждающий полученное гражданство. При этом они изымают документ, подтверждающий прежнее гражданство, и направляют его по дипломатическим каналам Стороне, от гражданства которой отказываются, вместе с уведомлением о новом гражданстве и указанием даты его получения.
- В двухмесячный срок после получения уведомления о приобретении лицом нового гражданства Сторона, из гражданства которой он выходит, составляет акт о выходе из гражданства и уведомляет об этом Сторону, гражданство которой осуществляется.
Помните об автоматическом получении гражданства ребенком. Это пункт Соглашения, который предусматривает:
- при получении гражданства родителями, усыновителями, опекунами, попечителями, в результате чего оба становятся гражданами другой Стороны, гражданство их несовершеннолетних детей , а также несовершеннолетние, находящиеся на их попечении меняется соответственно .
Необходимость имплементации норм такого Соглашения связана с тем, что Республика Беларусь, как и Украина, желает предотвратить случаи безгражданства. Однако он лишь частично меняет процедуру получения украинского гражданства. Это никоим образом не влияет на права и обязанности, которые влечет за собой получение статуса гражданина Украины.
При получении гражданства Украины необходимо учитывать, что Конституция Украины не только гарантирует права ее граждан, но и создает определенные обязанности. Речь идет о таких правах и обязанностях, которые могут быть только у граждан.
В отличие от прав, которые человек будет иметь только после приобретения украинского гражданства, данные обязанности возникают еще на этапе подачи заявления на его получение. Итак, первое обязательство, которое возлагается на заявителя, это обязанность прекратить иностранное гражданство при приобретении украинского. Речь идет о принципе единого гражданства, который предусмотрен статьей 4 Конституции Украины. Также статьей 65 Конституции Украины предусмотрено, что защита Родины, независимости и территориальной целостности Украины, уважение ее государственных символов является обязанностью граждан Украины. Граждане несут военную службу в соответствии с законом. Поэтому мужчинам, подающим заявление на получение украинского гражданства, следует иметь в виду, что после получения паспорта гражданина Украины они должны пройти процедуру воинского учета. Избежать этой процедуры невозможно, так как без этого они даже не смогут зарегистрировать свое место жительства.
В свою очередь, эти права, которые могут иметь только граждане Украины, могут быть приобретены только после завершения процедуры получения гражданства Украины. К ним относятся:
– право на свободное объединение в политические партии и общественные организации;
– право принимать участие в управлении делами государства, во всеукраинских и местных референдумах;
– право свободно избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;
– право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, кампании, демонстрации;
– право на социальную защиту, в том числе право на их предоставление в случае полной, частичной или временной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы по не зависящим от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных закон;
– право на участие в профсоюзах для защиты своих трудовых и социально-экономических прав и интересов;
– право доступа к государственной службе, а также к службе в органах местного самоуправления;
– право на бесплатное получение высшего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на конкурсной основе.
Leave a Reply