ЕС и Великобритания пришли к компромиссу по отношениям после Brexit — РБК
Стороны успели достичь соглашения до конца переходного периода, то есть до 1 января 2021 года. Однако остается вероятность, при которой Британия на короткий промежуток времени окажется в состоянии третьей страны по отношению к ЕС
Штаб-квартира ЕС
(Фото: Virginia Mayo / AP)
Власти Европейского союза и Великобритании достигли соглашения о партнерстве после Brexit. Об этом на пресс-конференции в Брюсселе заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, передает Reuters.
«Соглашение достигнуто. Это позволит избежать прерывания ключевых связей [между Великобританией и ЕС]. Оно позволит обеспечить справедливый доступ к общему рынку и сбалансированные условия для рыболовства», — сказала она.
adv.rbc. ru
По ее словам, настало время перевернуть страницу и посмотреть в будущее. Фон дер Ляйен отметила, что Британия остается для ЕС партнером, которому можно довериться. «Мы остаемся союзниками. Мы разделяем одинаковые интересы», — добавила она.
adv.rbc.ru
Главный переговорщик ЕС по Brexit Мишель Барнье сообщил, что это соглашение включает в себя несколько пунктов, среди которых сохранение свободной торговли, безвизового перемещения, сбалансированного доступа к рынкам и морским ресурсам, а также возможность координации санкций.
Он отметил, что Лондон не согласился на выработку общих с Евросоюзом позиций по внешней политике и обороне, но поддержал синхронизацию санкционных режимов.
Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон считает, что сделка принесет выгоду не только жителям его родины, но и всей Европе. По его словам, подписанное соглашение прежде всего «привносит ясность для авиационной отрасли, полиции, пограничных служб и служб безопасности. «Я считаю, эта сделка является тем, что может принести выгоду людям по обе стороны [пролива], дать им здоровые, динамичные, продуктивные и стабильные отношения. Это то, к чему мы стремимся», — отметил глава правительства.
Министр иностранных дел Великобритании Доминик Рааб, комментируя соглашение, заявил, что королевство возвращает контроль над своими законами, границами, рыбой и торговлей. «У нас соглашение без пошлин и квот с ЕС, и дружественное сотрудничество продолжится», — написал министр в Twitter.
Формально Британия вышла из Евросоюза 1 февраля, но временно сохранила за собой все привилегии и права, чтобы получить время на подготовку юридической базы для взаимоотношений в новом формате. Датой окончательного выхода страны из ЕС назначено 1 января 2021 года.
Британия намерена строить экономические отношения с ЕС на базе поверхностной торговой сделки — наподобие тех, что союз ранее заключил с Канадой. Это даст Лондону максимальную автономию в сфере торговли с третьими странами, а также в сфере помощи бизнесу внутри страны. В Брюсселе, однако, настаивают на применении части регламентов ЕС на территории королевства даже после Brexit, что должно предотвратить демпинг со стороны Лондона и размывание европейских стандартов качества. Для более эффективного мониторинга соблюдения Британией условий соглашений в разных сферах в ЕС добивались максимально обширного и разнопланового договора, связывающего воедино и торговлю, и внешнюю политику, и другие области.
Как ранее заявлял ирландскому телеканалу RTE высокопоставленный чиновник в ЕС, если даже стороны достигнут соглашения до наступления 2021 года, то в любом случае в течение короткого промежутка времени, пока оно не будет ратифицировано, Британия окажется в состоянии третьей страны по отношению к ЕС. При таком развитии событий для туризма в обе стороны гражданам стран ЕС и подданным Великобритании могут понадобиться визы, европейские рыбаки потеряют доступ к водам Британии, а переправляющие продукцию фургоны могут быть подвергнуты дополнительным досмотрам.
Великобритания вышла из Евросоюза. Что будет дальше
Kirsty Wigglesworth / AP
В полночь по центральноевропейскому времени (23.00 GMT, 2.00 мск) Соединенное Королевство покинуло Европейский союз, в который вступило в 1973 г. За выход из ЕС (Brexit) страна проголосовала на референдуме в июне 2016 г. (52% – за, 48% – против). Премьер-министр Дэвид Кэмерон тогда ушел в отставку, сменившая его Тереза Мэй к концу 2018 г. договорилась с ЕС об условиях развода, но британский парламент не поддержал ее вариант договора. Brexit, изначально намеченный на 29 марта 2019 г., несколько раз переносился. Сменивший Мэй Борис Джонсон заключил с Брюсселем соглашение о Brexit, выиграл на родине внеочередные выборы, и его консервативная партия, получившая большой перевес, одобрила договоренность о выходе из ЕС 31 января.
Что изменится 1 февраля
После официального развода мало что изменится до конца 2020 г.: эти 11 месяцев будут переходным периодом. Великобритания лишится своих прав в союзе: ее депутаты уже покинули Европейский парламент, британский премьер и министры не будут участвовать в заседаниях руководителей стран ЕС, все решения в различных агентствах и ведомствах блока будут приниматься без учета британских голосов. Однако страна продолжит исполнять обязанности члена блока – платить взносы в бюджет ЕС, к ней будут применяться все правила и требования в торговых, экономических, юридических, антимонопольных и прочих вопросах.
Она также останется членом общего рынка, ведущим беспошлинную торговлю с другими странами союза, ее граждане смогут беспрепятственно перемещаться по ЕС.
Великобритания согласилась заплатить за развод 39 млрд фунтов ($51,3 млрд; нынешние и будущие взносы в бюджет ЕС по принятым ранее программам), часть этих денег уже перечислена.
Джонсон неоднократно заявлял, что намерен заключить с ЕС «обширное торговое соглашение, касающееся товаров, услуг и сотрудничества в других сферах» до окончания переходного периода. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен считает, что сделать это «в принципе невозможно». В январе она предположила, что летом стороны могут поднять вопрос о продлении переговоров на 2021 г. Джонсон не хочет соблюдать правила европейских регуляторов и подчиняться Европейскому суду, он заявлял о намерении изменить правила государственной помощи и закупок, чтобы помочь бизнесу.
Отказ от наследия Маргарет Тэтчер
Джонсон осознает, что многие британцы голосовали за Brexit не столько из-за неприязни к ЕС, сколько выражая недовольство собственным положением, пишет Financial Times. Поэтому, осуществив Brexit, он постарается заставить людей забыть о нем и переключится на борьбу с неравенством. «Мы не будем говорить о Brexit, если не считать слов, что мы не хотим больше о нем говорить», – утверждает помощник Джонсона.
Премьер постарается изменить традиционную экономическую политику консервативной партии, которую часть британцев со времен Маргарет Тэтчер упрекают в чрезмерной любви к свободному рынку. Реформы железной леди в 1980-х гг. дали толчок развитию Лондона и финансового сектора, спровоцировали волну приватизаций в Великобритании и во многих других странах, но положение жителей провинций ухудшилось. Однако именно эти избиратели, традиционно голосовавшие за лейбористов, обеспечили Джонсону победу на декабрьских выборах. Он пообещал им больше инвестировать в инфраструктуру и развитие северных регионов, а также активно помогать испытывающим проблемы стратегическим отраслям.
Хотя в 2017 г. Джонсон, наоборот, выступал за сокращение роли государства в экономике. Поэтому бывший вице-премьер Майкл Хезелтин называет его «самым гибким политиком современности».
Экономика буксует
Банк Англии 30 января, накануне Brexit, оставил ключевую процентную ставку на уровне 0,75%. Большинство управляющих посчитали, что снижать ее нет необходимости, поскольку свежие данные свидетельствуют о росте уверенности бизнеса и потребителей в январе. Однако центробанк снизил прогноз среднегодового роста экономики – до 1,1% в ближайшие три года. Министр финансов Саджид Джавид в недавнем интервью FT говорил, что хочет ускорить его до 2,8%.
Торговое соглашение
Джонсон надеялся, что в одиночку Великобритания сможет договориться о более выгодном торговом соглашении с США, чем в составе ЕС. Президент Дональд Трамп заявил на Всемирном экономическом форуме в Давосе, что ждет не дождется переговоров о «потрясающем новом соглашении с Великобританией». Но быстро стало понятно, что переговоры окажутся не такими уж и легкими.
В конце января британское правительство разрешило использовать оборудование Huawei в сетях 5G, хотя Вашингтон настаивает, что оно может быть использовано для шпионажа в пользу Китая, и даже грозил перестать обмениваться разведданными с Лондоном. Госсекретарь США Майк Помпео во время визита в Лондон 30 января убеждал британцев пересмотреть решение по Huawei. Обсуждались и торговые вопросы: США требуют, чтобы Великобритания сделала свой рынок более открытым для американских фермеров, разрешив продажу хлорированной курицы и обработанной гормонами говядины.
Но такое давление не нравится некоторым членам консервативной партии. Отсутствие быстрой договоренности с США «не будет катастрофой», приводит FT слова британского министра. Кроме того, в Давосе Великобритания подтвердила планы ввести с апреля налог на технологических гигантов, который прежде всего ударит по американским компаниям. В ответ министр финансов США Стивен Мнучин пригрозил пошлинами на импорт британских автомобилей. После чего министр финансов Саджид Джавид заявил, что Лондон отдаст предпочтение торговым переговорам с ЕС, поскольку переходный период закончится в декабре, а в переговорах с США «нет жесткого дедлайна».
«Даже при самом оптимистичном раскладе выгоды от торговой сделки с США составят 1/20 от издержек в результате неспособности договориться с ЕС», – приводит FT мнение бывшего помощника министра финансов Великобритании Ника Макферсона. Министры должны сконцентрироваться «на большой сделке с Европой», сказал газете член британского правительства.
Граница Северной Ирландии
Эта сделка во многом зависит от решения проблемы о границе между Северной Ирландией и Республикой Ирландией. Соглашение о Brexit, которое Джонсон заключил в 2019 г. с Брюсселем, должно позволить избежать жесткой границы. Для этого Северная Ирландия продолжит соблюдать регулирующие нормы ЕС в производственном и сельскохозяйственном секторах, а остальные регионы Соединенного Королевства (Англия, Уэльс, Шотландия, островные территории) – нет.
Соглашение о Brexit гарантирует, что Северная Ирландия и после 2020 г. продолжит вести свободную и беспошлинную торговлю с ЕС. Но если к концу переходного периода Лондон и Брюссель не заключат торговое соглашение, то между остальной частью Соединенного Королевства и ЕС возникнут торговые барьеры и импортерам придется платить пошлины.
Соглашение о Brexit предполагает, что в отсутствие таможенных проверок на границе с Ирландией их придется осуществлять где-то между Северной Ирландией и остальной частью Соединенного Королевства. Хотя во время предвыборной кампании Джонсон заявлял, что проверок не будет. Также он говорил в палате общин, что из Британии в Северную Ирландию товары будут поставляться «беспрепятственно»; однако ЕС настаивает на проверках, особенно в отношении продуктов питания.
О конкретике в этом вопросе Лондону и Брюсселю нужно будет договариваться.
Также, по условиям соглашения о Brexit, североирландским компаниям придется платить пошлины ЕС, если «существует риск» (это понятие тоже предстоит определить), что покупаемые ими британские товары затем могут оказаться в Ирландии. Но при наличии доказательств, что товары не пересекли границу с ЕС, они смогут вернуть эти деньги, отмечает BBC. Видимо, коммерческую продукцию придется декларировать при ее перемещении как из Британии в Северную Ирландию, так и обратно.
Если Соединенное Королевство и ЕС договорятся о таможенном союзе с нулевыми пошлинами, ирландская проблема в значительной мере будет снята. Однако основной идеей Brexit было освобождение от регулирующих норм ЕС, которые нужно соблюдать в таможенном союзе. В Брюсселе также опасаются, что Лондон введет более мягкие требования к продукции, чтобы повысить свою конкурентоспособность на мировом рынке. В этом случае шансы на создание таможенного союза между Соединенным Королевством и ЕС существенно падают, и между островом Великобритания (Англия, Уэльс, Шотландия) и ЕС возникнет таможенная граница, тогда как Северная Ирландия в торговом отношении останется частью ЕС.
Если же Джонсон не сможет согласовать параметры торговой сделки с ЕС, то в конце 2020 г. ситуация с «жестким Brexit», которой так боялись в прошлом году бизнес и политики, повторится.
Проблема сепаратизма
Большинство жителей Северной Ирландии и Шотландия на референдуме поддержали членство в ЕС. Brexit усиливает сепаратистские настроения в этих регионах, предупреждают эксперты, тем более что воспоминания о действиях террористов и радикальных партий, требовавших объединения с Ирландией, еще достаточно свежи – соглашение о мирном политическом урегулировании в Северной Ирландии было заключено в 1998 г.
А первый министр Шотландии Никола Стерджен заявила 31 января: «Сегодня Великобритания покинет ЕС. Для многих из нас это будет моментом глубокой печали. Здесь, в Шотландии, печаль будет смешана с гневом, поскольку это происходит против воли большинства [шотландцев]». Надежды на другое и лучшее будущее для Шотландии связана «только с независимостью», сказала Стерджен.
Скромное торжество
Борис Джонсон распорядился провести в Лондоне лишь скромные мероприятия в честь Brexit, понимая, что многие британцы были против выхода из ЕС, пишет FT. На стене его резиденции на Даунинг-стрит, 10, на световых часах велся обратный отсчет до 23.00 по местному времени.
Сторонники Brexit хотели, чтобы в момент выхода страны из ЕС пробил Биг-Бен. Но знаменитый колокол молчит с 2017 г. из-за реставрации башни. По оценкам парламентариев, для необходимых работ потребовалось бы до 500 000 фунтов, и они отказались выделить бюджетные средства. После этого активисты из организации Stand Up 4 Brexit при поддержке Джонсона организовали краудфандинг и к 27 января собрали 272 770 фунтов. Но им не удалось получить разрешение парламента на проведение работ, поэтому средства будут направлены на благотворительность.
Санкционная политика
В феврале Великобритания может представить новую санкционную политику. В начале января министр иностранных дел Доминик Рааб говорил, что выход из ЕС позволит Лондону решительнее бороться с нарушением прав человека в других странах.
Поэтому эксперты считают, что санкционная политика Великобритании ужесточится и будет больше напоминать американскую, тогда как политика ЕС может, наоборот, смягчиться. «По-моему, Великобритания займет промежуточную позицию» между США и ЕС, говорит Санни Манн из юридической фирмы Baker McKenzie (цитата по FT). Ожидается, что будет введен запрет на въезд и заморожены активы россиян, ответственных за нарушение прав человека, – по аналогии с принятым в США законом Магнитского, пишет газета.
Правительство собирается опубликовать список людей, чьи британские активы будут заморожены. По словам источников FT в правительстве, в первую очередь в него могут попасть граждане России, Ливии и Северной Кореи, а также саудовцы, причастные к убийству Джамаля Хашкоджи в 2018 г.
Появление нового санкционного режима может осложнить жизнь бизнесу. Например, сейчас европейские санкции не касаются местных подразделений российских банков, если предоставляемые им займы не будут использоваться для финансирования их материнских организаций в России. После Brexit европейцам придется учитывать, что эти исключения, возможно, не будут распространяться на британские подразделения российских банков, указывает FT.
Будущее европейцев в Великобритании
В переходный период правила для живущих и работающих в Великобритании граждан ЕС (а их 3 млн) не изменятся. Затем (до 30 июня 2021 г.) прожившие в стране пять лет, а также граждане Ирландии смогут попросить постоянный вид на жительство. Остальным придется обратиться за продлением вида на жительство. Не успевшие к этому сроку по «уважительным причинам» смогут сделать это в течение какого-то времени.
С 2021 г. приезжающим в Великобританию гражданам ЕС, возможно, придется получать визы и разрешения на работу. Лондон и Брюссель заявляли о желании ввести безвизовый режим для краткосрочного пребывания сроком до 90 дней.
Права граждан ЕС, ранее не живших в Великобритании, не прописаны в соглашении. Но британское правительство дало понять, что намерено как можно скорее сократить иммиграцию. Для этого оно планирует ввести балльную систему отбора мигрантов из ЕС и других стран, отдавая приоритет квалифицированным специалистам.
Для граждан стран, не входящих в ЕС, в результате Brexit ничего не изменится. Так, россиянам, как и до сих пор, для въезда в Великобританию нужно будет получать визы стандартным образом.
Почему Великобритания вступила в ЕС? Новый взгляд на экономическую историю
Премьер-министр Кэмерон полон решимости изменить отношения между Великобританией и ЕС. Если Консервативная партия победит на всеобщих выборах в мае 2015 года, он пообещал, что пересмотрит условия членства и предложит референдум «за или против» к концу 2017 года (Copsey and Naughton 2014). Жизнь после ЕС — реальный вариант для Великобритании и непривычный для ЕС, учитывая, что ни один член никогда не покидал его. Экономическая история может пролить новый ценный свет на нынешний пересмотр обоснования членства.
В этой колонке утверждается, что фундаментальной, но относительно недооцененной чертой отношений между Великобританией и ЕС является структурный разрыв.[1] Отношение ВВП на душу населения в Великобритании к ВВП стран-основателей ЕС неуклонно снижалось с 1945 по 1972 год, но оставалось относительно стабильным в период с 1973 по 2010 год. Такой заметный структурный сдвиг (и, насколько нам известно, ранее не обнаруженный и не проанализированный) предполагает существенные преимущества. от членства в ЕС, особенно с учетом того, что, спонсируя мощную интеграционную модель, Великобритания присоединилась к ней слишком поздно, в неподходящий момент и по предотвратимой более высокой цене.
Проигранные войны
С чисто экономической точки зрения Вторая мировая война была примечательна как масштабами разрушений, так и скоростью восстановления. Историки экономики обычно называют период с 1950 по 1973 год золотым веком европейского экономического роста. Реконструкция и доведение до довоенного уровня были в основном завершены к 1950 году, поэтому в игру входили другие факторы. Темин (2002) убедительно доказывает, что структурные изменения (отток рабочей силы из сельского хозяйства) были ведущим фактором.
Великобритания была одной из немногих европейских экономик, которые росли во время Второй мировой войны. По данным Мэддисона, в 1945 ВВП на душу населения в Великобритании был примерно на 90% больше, чем в среднем по шести членам-основателям ЕС. [2] Историки экономики предлагают детальное понимание относительного экономического спада в Великобритании, начавшегося примерно в 1870 году. Тем не менее, такая долгосрочная перспектива часто не учитывает период Второй мировой войны как исключение и принижает значение европейской интеграции (даже прямых выгод от либерализации торговли и выгод от усиления конкуренции) как важным фактором, хотя и более поздним, этого процесса (Crafts 2012.)
Иногда все дороги ведут в Рим
Помощь Плана Маршалла требовала координации действий европейских стран. Решающая конференция 1947 г. выявила множество областей согласия, но одно разногласие. Французы выступали за таможенный союз, англичане — за зону свободной торговли. Различия существенны: таможенные союзы влекут за собой более глубокую интеграцию, они требуют «огромного политического шага» (Sapir 2011). Также стоит отметить, что «США поддержали идею таможенного союза в 1947 г. и продолжают поддерживать схемы для западноевропейских региональных организаций». (Георгия 1994, с. 18.)
В 1950 году британское лейбористское правительство отказалось присоединиться к Европейскому сообществу угля и стали[3] плана Шумана (Dell 1995). Когда догоняющий ЕС-6 почти закончился, к 1950 году разница в ВВП на душу населения между Великобританией и ЕС-6 составляла 28%. Семь лет спустя, когда был подписан Римский договор, она составляла 15% (рис. 1).4 Были заметные неудачи и успехи. Основными неудачами были предложения о политическом и оборонном союзе. Рим имел большой успех. Договор добавил сообщество атомной энергии и экономическое сообщество (ЕЭС) к сообществу угля и стали. Британское консервативное правительство отказалось от участия, но в 1960 представила организацию, воплощающую идеалы соперника, Европейскую зону свободной торговли (ЕАСТ).
Рисунок 1 . Процентная разница между ВВП на душу населения Великобритании и стран-основателей ЕС (ЕС6) и ЕС5 (исключая Люксембург) между 1950 и 2011 гг.
Источник данных : Penn World Tables 8. 0.
Стокгольм и два права вето
Стокгольмский договор 1960 года положил начало ЕАСТ.5 Показательно, что в июле 1961 года Великобритания начала переговоры о членстве с Европейскими сообществами. В 1961 разница в ВВП на душу населения между Великобританией и ЕС6 достигла 10%. После долгих и сложных, но несколько успешных переговоров де Голль наложил вето на британскую заявку в 1963 году.
Это было время, когда представление об экономической роли Содружества начало меняться. Как экспортный рынок он был менее конкурентоспособным, менее сложным и менее требовательным, чем рынки развитых стран. Кроме того, показатели ЕАСТ с самого начала явно уступали показателям ЕС (Aitken 1973, Байуми и Эйхенгрин, 1997).
Выборы 1964 года вернули Лейбористскую партию к власти после тринадцати лет пребывания в оппозиции. Гарольд Уилсон предпринял еще одну попытку сохранить вариант Содружества. Это не удалось: в 1967 году Великобритания подала заявку на членство во второй раз (Tatham 2009). И снова де Голль наложил вето. Разница в ВВП на душу населения между Великобританией и странами ЕС в среднем составляла 6% в 1967 году.
Президентство де Голля стало жертвой студенческих протестов 1968 года. Одним из первых внешнеполитических действий Помпиду было побудить Великобританию подать заявку на членство в третий раз (Young 1998). Помпиду также приписывают создание системы взносов отдельных стран в бюджет Сообщества. Он сделал это до (т.е. без) англичан. Когда Великобритания подала заявку в 1969 году, ВВП на душу населения был на 2% ниже среднего показателя по ЕС-6.
Наконец-то, но какой ценой?
Среди всех премьер-министров Великобритании Хит был самым стойким сторонником европейской интеграции. В 1973 году, когда к ней присоединилась Великобритания, существовала Общая сельскохозяйственная политика, а также система финансирования Сообщества (выделение доходов от налогов на импорт продуктов питания и общего внешнего тарифа на промышленные товары в качестве ресурсов ЕС). Это потенциально поставило бы Британию в невыгодное положение, потому что он импортировал относительно больше из стран, не входящих в ЕС.[7] Когда Великобритания присоединилась в 1973, ВВП на душу населения был на 7% меньше, чем в среднем по ЕС6.
Особые отношения с США, Содружеством и вера в то, что чисто экономическая интеграция (ЗСТ) предпочтительнее более глубоких политико-экономических альтернатив, часто являются причинами задержки членства Великобритании. Особые отношения или нет, но США с самого начала были решительным сторонником европейской интеграции. С обретением Индией независимости, Суэцким кризисом и деколонизацией Африки связи Содружества ослабли (Darwin 2009)., Гаравини 2012). Подача заявки на членство в ЕС через год после создания ЕАСТ показывает, какая альтернатива была воспринята как лучшая.
Сегодня сторонники выхода Великобритании из ЕС выставляют напоказ две экономические альтернативы, одна из которых основана на Содружестве, а другая — на двусторонних договорах о свободной торговле. Как показано выше, они также не сработали, поэтому неясно, почему теперь они будут иметь преимущество перед членством в ЕС (Campos et al. 2014).
Структурные изменения вполне могут быть более удовлетворительным объяснением роста Золотого века и догоняющего США, чем членство в ЕС. Тем не менее, резкий структурный сдвиг ознаменовал траекторию соотношения ВВП на душу населения в Великобритании и ЕС6.[8] Одно только это членство в ЕС является объяснением, заслуживающим более тщательного изучения.
Почему Великобритания присоединилась к европейскому проекту?
Почему Великобритания присоединилась? По разным причинам. Поскольку де Голль ушел, Содружество не могло конкурировать, Хит победил Вильсона, модель интеграции зоны свободной торговли пошла ко дну. Но прежде всего Великобритания присоединилась, потому что присоединение к европейскому проекту рассматривалось как способ остановить относительный экономический спад. В 1950 году ВВП на душу населения в Великобритании был почти на треть больше, чем в среднем по ЕС6; в 1973 г. он был примерно на 10% ниже; с тех пор он был относительно стабильным. Исходя из этого, вступление в ЕС сработало — оно помогло остановить относительный экономический спад Великобритании по сравнению с ЕС6.
Ссылки
Эйткен, Н. (1973), «Влияние ЕЭС и ЕАСТ на европейскую торговлю: временной перекрестный анализ», The American Economic Review , 63(5): 881-892.
Баюми, Т. и Б. Эйхенгрин (1997), «Является ли регионализм просто отвлекающим маневром? Доказательства эволюции ЕС и ЕАСТ», в TIto and A Krueger (Eds.), Regionalism vs. Multilateral Arrangements , NBER/University of Chicago Press.
Кампос, Н., Коричелли, Ф. и Л. Моретти (2014 г.), «Экономический рост и политическая интеграция: оценка выгод от членства в Европейском союзе», Дискуссионный документ CEPR 9968.
Копси, Н. и Т. Хотон (2014 г.), «Прощай, Британия? «Захват проблемы» и политика обещания Кэмерона на референдуме ЕС 2013 года», Journal of Common Market Studies 52 (1): 74-89.
Crafts, N (2012), «Возвращение к британскому относительному экономическому спаду: роль конкуренции», Explorations in Economic History , 49 (1), 17-29.
Дарвин, Дж. (2011), Проект «Империя: Взлет и падение британской мировой системы, 1830–1970» , Cambridge University Press.
Делл, Э. (1995), План Шумана и отказ Великобритании от лидерства в Европе , Clarendon Press.
Eichengreen, B (2008) «Европейская интеграция» в D Wittman and B Weingast (Eds.), Oxford Handbook of Political Economy , Oxford University Press.
Гаравини, Г. (2012), После империй: европейская интеграция, деколонизация и вызов глобального Юга, 1957–1986 , Oxford University Press.
Джордж, С (1994), Неудобный партнер: Великобритания в Европейском сообществе , Oxford University Press (2-е издание).
Гоуленд, Д. и А. Тернер (1999), Неохотные европейцы: Великобритания и европейская интеграция, 1945–1998 , Рутледж.
Сапир, А. (2011 г.), «Европейская интеграция на перепутье: обзорный очерк, посвященный 50-летию теории экономической интеграции Белы Балассы», Journal of Economic Literature 49:4, 1200–1229.
Татем, А (2009), Расширение Европейского Союза , Амстердам: Kluwer European Law Collection.
Темин, П. (2003), «Переосмысление золотого века европейского роста», European Review of Economic History 6, 3-22.
Янг, Х. (1998), Этот благословенный сюжет: Британия и Европа от Черчилля до Блэра , Overlook Press.
Сноски
1 Мы обнаружили структурный разрыв для двух рядов на Рисунке 1 примерно в 1969 году, используя различные тесты (например, Чоу, Бай-Перрон и Зивот-Эндрюс) и обычные уровни статистической значимости.
2 Для международных сравнений лучшим источником данных считаются Penn World Tables (PWT). Однако он начинается в 1950 году. Данные Мэддисона восходят гораздо раньше, поэтому мы используем его оценку для 1945 года. Обратите внимание, что поведение соотношения ВВП на душу населения в Великобритании и ЕС6 между 1950 и 2010 годами неудивительно похоже в этих двух источниках данных и что, в отличие от PWT, набор данных Maddison не включает Люксембург.
3 ЕОУС создал ряд учреждений для координации и интеграции производства угля и стали в ЕС6: «Высший орган для контроля за соблюдением условий соглашения, Общее собрание парламентариев для обеспечения подотчетности Высшего органа и Суд сообщества для разрешения споров между Высшим руководящим органом и государствами-членами» (Eichengreen 2008.)
4 Поскольку Люксембург не был таким значительным финансовым центром до 1980-х годов, на рисунке 1 показаны два ряда: один для отношения ВВП на душу населения в Великобритании к ЕС6, а другой к ЕС5 (ЕС6 без Люксембурга). Несмотря на большое сходство , без Люксембурга падение было более крутым до 1973 г. и более пологим после него.
5 Учредителями ЕАСТ были Великобритания, Австрия, Норвегия, Швеция, Дания, Швейцария и Португалия. Их часто называли Внешней семеркой, чтобы контрастировать с Внутренней шестеркой Сообщества.
6 Евроскептицизм тогда был влиятельным как в консервативной, так и в лейбористской партиях. Во время парламентских дебатов 1961 года Гарольд Уилсон заявил в протоколе: «Если должен быть выбор, мы не имеем права продавать наших друзей и родственников за сомнительную и незначительную выгоду от продажи стиральных машин в Дюссельдорфе». Тернер 1999). Янг (1998) утверждает, что скептицизм в отношении евро все еще находит отклик в Консервативной партии, в то время как в лейбористской партии он теряет силу в XIX веке.90-е.
7 1973 также открывает период нестабильности с крахом Бреттон-Вудской системы и первым нефтяным кризисом.
8 Обратите внимание, что это имеет важные последствия для построения контрфактических моделей из-за сложности поиска траекторий перед въездом, сопоставимых с траекториями Великобритании (Campos et al. 2014)
Дорога к воссоединению с ЕС не будет гладкой
Спустя три года после выхода из Европейского союза опросы показывают, что большинство в Великобритании сейчас выступает за повторное вступление в ЕС. 0019 . Однако на пути возвращения к членству в ЕС стоит множество факторов неопределенности, и преодоление их может стать проблемой для британских политиков, пишет Деррик Вятт.
Согласно опросам общественного мнения, большинство британцев считают Brexit ошибкой и проголосовали бы за воссоединение с ЕС. Недавний опрос показал, что две трети поддерживают проведение еще одного референдума о членстве в ЕС.
Заявка Великобритании на членство была бы воспринята с некоторым удовлетворением многими на стороне ЕС. Будет интересна перспектива возвращения Великобритании в качестве существенного чистого вкладчика в бюджет ЕС, в качестве экономики Большой семерки, которая значительно расширит единый рынок ЕС, и в качестве крупной европейской военной державы. Но были бы и опасения.
В политическом уравнении слишком много неопределенностей, чтобы отличить упущенную возможность от отравленной чаши.
Растущая британская общественная поддержка вступления в ЕС может свидетельствовать о том, что политика лейбористов, направленная на то, чтобы «заставить Brexit работать», а не на то, чтобы обратить его вспять — политика, недавно подтвержденная Кейром Стармером на Всемирном экономическом форуме, — это упущенная возможность.
Однако в политическом уравнении слишком много неопределенностей, чтобы отличить упущенную возможность от отравленной чаши. Некоторые неопределенности связаны с политикой в Великобритании, в то время как другие связаны с тем, как ЕС может отреагировать на заявление о членстве от Великобритании, чья приверженность европейскому проекту вызывает большие сомнения.
Поддержит ли общественность членство в ЕС просто по экономическим соображениям?
Одна из неопределенностей заключается в том, проголосует ли большинство в Великобритании — когда бы ни пришло время — за вступление Великобритании в ЕС просто на том основании, что Brexit ухудшил их положение. Большая часть критики Brexit была основана на том, что он нанес экономический ущерб Великобритании, а не принес экономические выгоды. Независимое Управление по бюджетной ответственности Великобритании продолжает прогнозировать долгосрочную потерю производительности в размере 4% в результате Brexit.
Но люди основывают свои экономические оценки на собственном опыте, а не на анализе ОБР. Если экономика поднимется и люди почувствуют себя лучше в 2024 году или позже, Brexit может оказать меньшее влияние на намерения голосовать.
Вполне возможно, что любое большинство в опросах общественного мнения, поддерживающих вступление в ЕС, может сузиться в горячих дебатах, которые последуют, если членство в ЕС станет одной из разделительных линий между основными политическими партиями Великобритании. Это приводит нас к еще одной неопределенности. Выявят ли такие дебаты проблемы, которые могут отвлечь внимание от простого повествования о том, что отмена Brexit принесет больше денег в наши карманы? Одним из таких вопросов будет присоединение к евро.
Присоединение к евро никогда не пользовалось популярностью в Великобритании
Даже когда проевропейский премьер-министр лейбористской партии Тони Блэр находился у власти, опросы общественного мнения показывали, что противников присоединения к евро было больше, чем сторонников, с большим отрывом. Шотландия проголосовала за то, чтобы остаться, но в Шотландии евро, тем не менее, непопулярен. Реалистично предположить, что Великобритания не получит еще один отказ от присоединения к евро, а вместо этого должна будет юридически обязаться присоединиться на каком-то этапе.
С другой стороны, семь из 27 стран-членов ЕС до сих пор не присоединились к евро, хотя Болгария и Румыния планируют это сделать в ближайшее время. Пока не было предпринято никаких юридических шагов против страны за то, что она не сделала достаточно для присоединения к евро, но ни одна политическая партия Великобритании не может гарантировать, что такие шаги никогда не будут предприняты. Что могла бы сделать британская политическая партия, так это заявить, что в правительстве они никогда не согласятся на присоединение Великобритании к евро. Это может успокоить некоторых избирателей, но усложнит вступление в ЕС.
Избиратели Великобритании могут скептически относиться к совместному долгу ЕС
Другой вопрос, который может возникнуть, это вопрос о том, что Великобритания несет ответственность за долги других стран-членов. Этот долг будет обеспечен облигациями, выпущенными ЕС и гарантированными всеми государствами-членами. Помимо того, что государства-члены гарантируют погашение такого общего долга, они будут платить проценты по нему за счет увеличения взносов в бюджет ЕС.
Единственным прецедентом общего долга ЕС на данный момент является фонд восстановления в размере 850 миллиардов евро, принятый после пандемии и первоначально запрошенный Испанией и Италией с чрезмерными долгами. Первоначально описанный тогдашним министром финансов Германии Олафом Шольцем как одноразовый, ЕС вполне может обратиться к общему долгу для финансирования восстановления Украины после окончания конфликта, когда бы это ни произошло. В марте 2022 года президент Франции Эммануэль Макрон отказался исключить будущий совместный долг ЕС для финансирования «стратегических инвестиций» в оборону и борьбу с изменением климата. Вполне вероятно, что общий долг будет фигурировать в финансовой архитектуре ЕС в ближайшие годы.
Общий долг требует единогласия. Некоторые политические партии Великобритании могут взять на себя обязательство блокировать будущие инициативы ЕС по совместному долгу, если Великобритания действительно присоединится к ЕС. Хотя неясно, как это будет происходить, проблема совместного долга может отговорить некоторых британцев от голосования за повторное вступление в ЕС.
Будут ли признаки исключительности Великобритании вызывать тревогу в Европе?
Еще одна неопределенность – это реакция ЕС на внутриполитические дебаты в Великобритании. ЕС, безусловно, хотел бы видеть сильное и твердое большинство в Великобритании, выступающее за вступление в ЕС, в сочетании с поддержкой британских политических партий. Но если поддержка британских политических партий сопровождалась обещаниями не присоединяться к евро, это могло быть истолковано ЕС как ранний предупреждающий знак того, что исключительность Великобритании все еще жива и здорова. И если обещания не присоединяться к евро будут сопровождаться обещаниями заблокировать будущий общий долг, тревожные звонки могут начать звенеть всерьез. Некоторые государства-члены могут предпочесть вариант общего долга для поддержки своих перегруженных финансов вместо возвращения Великобритании. В таких обстоятельствах невозможно было гарантировать единодушную поддержку возвращения Великобритании в ЕС.
Если бы поддержка политических партий Великобритании сопровождалась обещаниями не вступать в евро, это могло бы быть истолковано ЕС как знак того, что исключительность Великобритании все еще жива и здорова.
Еще одним поводом для разногласий при подаче заявки Великобритании на вступление в ЕС будет необходимость реформирования системы принятия решений ЕС, чтобы сделать возможным прием новых государств-членов, независимо от реадмиссии Великобритании.
В 2022 году ЕС ускорил рассмотрение заявок на членство в ЕС от Украины, Молдовы и Грузии, а Украине, Молдове и Боснии и Герцеговине был присвоен статус кандидата в члены ЕС. Они присоединились к существующим кандидатам Албании, Северной Македонии, Черногории, Сербии и, теоретически, Турции, хотя последняя вряд ли когда-либо вступит в ЕС.
Франция и Германия хотят провести реформу процесса принятия решений в ЕС до расширения, чтобы избежать регулярных тупиков, которые в противном случае могли бы возникнуть из-за того, что еще больше государств-членов могут блокировать определенные решения с помощью национального вето. Эта реформа повлечет за собой отмену национального права вето по таким вопросам, как международные санкции и налогообложение. В июне 2022 года Европейский парламент представил в Европейский совет предложения по пересмотру договора, охватывающие ряд вопросов, включая расширение полномочий ЕС и самого парламента, а также отмену национального права вето.
Некоторые государства-члены могут рассматривать возвращение Великобритании как препятствие для реформ, которые сделают возможным дальнейшее расширение ЕС, поскольку Великобритания, скорее всего, заблокирует отмену национальных вето. Европейский парламент может отложить рассмотрение заявки Великобритании до тех пор, пока не будет проведена любая реформа, которая окажется возможной.
Leave a Reply