США создают свой «Евросоюз» с Мексикой и Канадой. Как это повлияет на мир :: РБК Pro
Pro
Партнер проекта*
Телеканал
Pro
Инвестиции
Мероприятия
РБК+
Новая экономика
Тренды
Недвижимость
Спорт
Стиль
Национальные проекты
Город
Крипто
Дискуссионный клуб
Исследования
Кредитные рейтинги
Франшизы
Газета
Спецпроекты СПб
Конференции СПб
Спецпроекты
Проверка контрагентов
РБК Библиотека
Подкасты
ESG-индекс
Политика
Экономика
Бизнес
Технологии и медиа
Финансы
РБК КомпанииРБК Life
Материал раздела Инвестиции
Инвестиции
  ·
Экономические тренды
Статьи
РБК
Подписанная главами США, Мексики и Канады декларация позволит перенести многие критически важные производства из Азии в Северную Америку. Но рядовые американцы опасаются, что компании воспользуются интеграцией, чтобы нанимать мигрантов из Мексики
Фото: Scott Olson / Getty Images
«Возможно, они планируют создать одну страну», — предупреждает американцев британский политик Найджел Фараж, давний критик Евросоюза, сыгравший ключевую роль в выходе Великобритании из ЕС. Он имеет в виду Декларацию Северной Америки — новый документ, без лишней помпы подписанный США, Канадой и Мексикой в январе.
В документе обозначены экономические цели, которые, казалось бы, выглядят привлекательными для американцев. Единое таможенное пространство позволит США перенести производство полупроводников из Азии в Мексику, что выглядит особенно важным на фоне усиливающихся трений с Китаем и затруднений в поставках из-за пандемии. Инвестиции в альтернативную экономику облегчат переход к электрическому транспорту и технике, использующей в качестве энергии водород. Американские компании смогут существенно снизить расходы на зарплаты, привлекая мигрантов из Мексики, которые смогут въезжать в США в облегченном порядке.
Однако Фараж подчеркивает, что лидеры не просто так говорят о все более тесном сотрудничестве в здравоохранении, обороне, иммиграции. «Американцы, мы уже видели это раньше, — предупреждает политик. — Это называлось «общий рынок». Силами, стоящими за проектами экономической интеграции с созданием надгосударственных структур в Европе, Фараж называл крупные банки и транснациональные корпорации. Он подчеркивает, что американцы и не заметят, как важные решения об их жизни станут приниматься людьми, за которых или против которых они не смогут голосовать. Самих американцев испугала не только опасность утраты суверенитета, но и новая волна мигрантов из Мексики.
Европа — США | eurotopics.net
дебаты: 18
Саммит ЕС: споры о планах по субсидированию экономики
В целях минимизации рисков, которыми может обернуться для экономики Европы принятый в США Закон о снижении инфляции, Еврокомиссия разработала свой Новый зелёный промышленный план, каковой она и представила общественности на прошлой неделе. В своих статьях обозреватели дают оценки возможным рискам для Европы, а также делятся соображениями о том, почему план Брюсселя не встретил единодушного одобрения среди стран ЕС — и станет предметом ожесточённой дискуссии в ходе саммита сообщества, запланированного на четверг и пятницу.
Новый промышленный план ЕС: укрепим свою площадку?
В среду Еврокомиссия представила свой Новый зелёный план в сфере промышленности. С помощью этого пакета мер Европа намеревается усилить свои конкурентные преимущества по отношению к Китаю и США. Планируется смягчить правила выделения государственных субсидий строителям электростанций, использующих энергию ветра, производителям аккумуляторов, солнечных батарей и водорода. Среди прочих мер — перераспределение неиспользованных средств из фондов, предназначенных для преодоления последствий пандемии, ускорение утверждения ‘зелёных’ проектов — и продвижение торговых соглашений.
Что дал визит Макрона в Вашингтон?
В ходе официального визита президента Франции в США Байден и Макрон продемонстрировали своё единство — и подтвердили, что намерены и далее совместно оказывать поддержку Украине. При этом в преддверии своего визита Макрон раскритиковал как ‘сверхагрессивные’ планы Вашингтона по предоставлению субсидий для производителей ‘зелёных’ технологий, чьи предприятия расположены на территории Соединённых Штатов. Обозреватели опасаются нового торгового спора, в котором у Европы будет скорее слабая позиция.
25 лет стратегическому партнёрству США и Румынии
На этой неделе исполняется 25 лет со дня заключения договора о стратегическом партнёрстве между Румынией и США. Когда на саммите НАТО в 1997 году в Мадриде было принято решение пока не принимать Румынию в ряды альянса, тогдашний президент США Билл Клинтон в скором времени посетил страну для того, чтобы вывести отношения между Вашингтоном и Бухарестом на новый уровень. В своих статьях по поводу нынешней годовщины румынская пресса высказывает как похвалу, так и критику.
Дания: откроем ворота войскам США?
Вполне может статься так, что в будущем на территории Дании будет размещён воинский контингент США. Премьер-министр Дании Метте Фредериксен ведёт переговоры с Вашингтоном о заключении нового соглашения о сотрудничестве в области обороны. Верный ли это путь? Мнения прессы разделились.
Насколько крепки американо-украинские отношения?
Президент Украины Владимир Зеленский посетил с рабочим визитом США. В входе состоявшейся в среду встречи с президентом Джо Байденом последний пообещал выделить Украине военную помощь на сумму 60 миллионов долларов — в целях противостояния агрессии со стороны России. В заключительном коммюнике оба президента назвали газопровод Северный поток — 2 ‘угрозой энергетической безопасности Европы’. Просьбу Украины потребовать прекращения строительства Байден, тем не менее, отклонил, назвав её нереалистичной. Несмотря на это, президент Зеленский может быть доволен исходом встречи, — считает украинская пресса.
Визит Байдена: Европа подводит итоги
Состоявшаяся в среду в Женеве встреча с Путиным стала последним пунктом в программе визита президента США Джо Байдена в Европу. По своей насыщенности поездка стала настоящим марафоном: президент США принял участие в саммитах ЕС, Большой семёрки и НАТО, а также провёл целый ряд двусторонних переговоров. Можно однозначно констатировать, что по завершении эпохи Трампа США снова стремятся к более широкому сотрудничеству с Европой — особенно в том, что касается Китая. Европейская пресса делится своими соображениями по итогам визита.
Спор вокруг Airbus и Boeing: вынужденное перемирие
ЕС и США пришли к компромиссу в споре о субсидиях для концернов Boeing и Airbus: ввозные пошлины обоюдно приостановлены на последующие пять лет. Таким образом, один из самых острых торговых конфликтов между двумя сторонами разрешён. По мнению ряда обозревателей, предпринятые шаги послужат добрым начинанием в плане улаживания и прочих накопившихся разногласий. Другие журналисты, напротив, считают, что радоваться пока рано.
Единым фронтом против Пекина?
В ходе саммита НАТО, состоявшегося в понедельник в Брюсселе, члены альянса впервые выступили с чёткой единой позицией в отношении Китая: в заключительном коммюнике Китай назван ‘системным вызовом’. При этом, как заявил генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг, Китай не рассматривается в качестве противника или врага. Обозреватели пишут о том, как видит ситуацию сам Китай.
Большая семёрка: единство есть, но маловато конкретики
В воскресенье в Корнуолле завершился саммит Большой семёрки, который согласно плану должен был состояться ещё в 2020 году. На участников саммита возлагали большие надежды в плане далекоидущих решений по вопросам противодействия изменению климата, а также борьбы с пандемией. Как ни как, совсем недавно странам удалось прийти к общему решению о введении минимального налога для корпораций. Однако, как отмечает большинство СМИ, на сей раз надежды не оправдались.
Конференция по безопасности: Европа — снова в команде США?
На Мюнхенской конференции по безопасности президент США Джо Байден заявил о возвращении Соединённых Штатов на мировую политическую арену и возобновлении старых союзов. Ввиду пандемии коронавируса конференция прошла в сокращённом и исключительно виртуальном формате. Обозреватели задаются вопросом, какую позицию по отношению к США займёт Европа — в особенности на фоне того факта, что в отношениях ЕС с Россией и Китаем наблюдается очередное охлаждение.
Как будет строиться оборонная политика Европы?
Париж и Берлин спорят о том, в каком именно направлении должна выстраиваться политика безопасности Европы. Оба государства закладывают в свои расчёты то, что и при Джо Байдене Америка едва ли станет намного активней на международной арене, чем то было прежде. Однако в то время как Макрон намерен инвестировать в суверенную Европу, которая могла бы защитить себя без помощи НАТО или США, министр обороны ФРГ Крамп-Карренбауэр полагает, что стремление к европейской автономии в данном секторе — это чистая иллюзия.
Привнесёт ли Байден мир в международную политику?
После избрания Байдена Европа смогла вздохнуть с облегчением. Однако спустя всего несколько дней после объявления результатов выборов в США, в понедельник Евросоюз ввёл таможенные пошлины в отношении ряда американских товаров — явный признак того, что интересы Европы и США по-прежнему расходятся. Пресса задаётся вопросом о том, изменится ли международная обстановка в связи со сменой власти в Вашингтоне.
ЕС и США: что происходит в трансатлантических отношениях?
США намерены вывести из Германии четверть размещённых на её территории войск. Видеоконференция министров иностранных дел стран ЕС с их американским коллегой Помпео, прошедшая в понедельник, результатов не принесла. Под конец даже разразилась дискуссия по поводу саммита Большой семёрки, который планируется провести в июне в Вашингтоне: канцлер ФРГ Меркель отказалась ехать на него ввиду пандемии коронавируса. Грозит ли Европе длительное охлаждение отношений с США?
Макрон поставил НАТО диагноз: ‘смерть мозга’
В четверг журнал The Economist опубликовал наделавшее немало шума интервью с президентом Франции Макроном, в котором тот заявил, что НАТО в настоящий момент переживает ‘смерть мозга’. По его словам, стратегические решения принимаются без предварительного согласования, а член НАТО Турция демонстрирует ‘несогласованное, агрессивное’ поведение. А обозреватели из восточноевропейских стран альянса как раз ставят под сомнение надёжность Франции.
Торговая война США и ЕС: дошло ли дело до эскалации?
Всемирная торговая организация разрешила США ввести таможенные пошлины на товары из Евросоюза объёмом около семи миллиардов евро ежегодно. Арбитры ВТО дали США зелёный свет — в качестве ответной меры за противоправные субсидии, выделяемые Евросоюзом своей авиастроительной компании Airbus. Вашингтон в итоге объявил о введении пошлин на самолёты, а также на такие статьи импорта, как оливки, сыр и виски. Обозреватели рассуждают о том, чем всё это может обернуться.
Торговый конфликт с США: Европа наносит ответный удар
Торговый конфликт с США продолжается: с пятницы в Евросоюзе действуют повышенные таможенные пошлины на ввоз товаров из США. ЕС поднял тарифы на такие статьи импорта, как виски, джинсы и мотоциклы. Это стало реакцией на повышение пошлин на ввоз в США стали и алюминия из стран ЕС. Обозреватели в прессе с одобрением высказываются об ответных мерах Евросоюза — журналисты выражают надежду, что конфликт даже пойдёт ЕС на пользу.
Спасёт ли Макрон трансатлантическое партнёрство?
В ходе визита в США президенту Франции Эммануэлю Макрону, по его словам, удалось достичь договорённости с Дональдом Трампом касательно нового соглашения с Ираном. За трёхдневным пребыванием французского президента в Белом доме с интересом следила вся европейская пресса, ведь, судя по всему, Макрон лучше многих может найти подход к Трампу. Однако, по мнению некоторых журналистов, именно этот факт и должен настораживать.
Совместное заявление президента Байдена и президента фон дер Ляйен
Между Соединенными Штатами и Европейским Союзом сложились самые всеобъемлющие и динамичные экономические отношения в мире. Наше партнерство основано на общих ценностях и принципах, включая ответственность за защиту нашей планеты для будущих поколений и защиту наших работников. Сегодня Соединенные Штаты и Европейский Союз предпринимают новые шаги для углубления наших экономических отношений, поскольку мы строим экономику будущего, основанную на экологически чистой энергии, и решаем общие проблемы в области экономики и национальной безопасности.
Построение чистой экономики будущего
Соединенные Штаты и Европейский союз привержены преодолению климатического кризиса, ускорению глобальной экономики экологически чистой энергии и созданию устойчивых, безопасных и диверсифицированных цепочек поставок экологически чистой энергии. Обе стороны признают, что эти цели лежат в основе Закона США о снижении инфляции и Промышленного плана ЕС «Зеленая сделка». Создавая и укрепляя наши собственные промышленные базы экологически чистой энергии и инвестируя в отрасли будущего, Соединенные Штаты и Европейский Союз создадут высокооплачиваемые рабочие места и запустят эффективные циклы инноваций, которые снизят затраты на технологии экологически чистой энергии на мировом рынке. , делая эти технологии более доступными и продвигая глобальный справедливый энергетический переход, который не оставит без внимания ни одно сообщество.
ЕС-США. Целевая группа по Закону о снижении инфляции продуктивно углубила наше партнерство в достижении этих общих целей и предприняла практические шаги для решения выявленных проблем, чтобы согласовать наши подходы к укреплению и обеспечению безопасности цепочек поставок, производства и инноваций по обе стороны Атлантики.
Мы будем углублять наше сотрудничество по диверсификации важнейших цепочек поставок полезных ископаемых и аккумуляторов, признавая существенные возможности по обе стороны Атлантики для создания надежных, надежных и устойчивых цепочек поставок. С этой целью мы намерены немедленно начать переговоры по целевому соглашению о важнейших полезных ископаемых, чтобы соответствующие важные полезные ископаемые, добываемые или перерабатываемые в Европейском союзе, учитывались в соответствии с требованиями к чистым транспортным средствам в налоговом кредите на чистые транспортные средства Раздела 30D Закона о снижении инфляции. Действовать. Такое соглашение будет способствовать достижению наших общих целей по увеличению добычи и переработки полезных ископаемых и расширению доступа к источникам критически важных полезных ископаемых, которые являются устойчивыми, надежными и свободными от трудовых злоупотреблений. Сотрудничество также необходимо для уменьшения нежелательной стратегической зависимости в этих цепочках поставок, а также для обеспечения их диверсификации и развития с помощью надежных партнеров.
Мы также признаем необходимость делать смелые инвестиции в создание экономики экологически чистой энергии и промышленных баз, в том числе в аккумуляторы для электромобилей и чистый водород. Сегодня Соединенные Штаты и Европейская комиссия объявили о начале диалога по стимулированию чистой энергии для координации наших соответствующих программ поощрения, чтобы они взаимно усиливали друг друга. Обе стороны предпримут шаги, чтобы избежать каких-либо сбоев в трансатлантических торговых и инвестиционных потоках, которые могут возникнуть в результате их соответствующих стимулов. Мы боремся с конкуренцией с нулевой суммой, чтобы наши стимулы максимизировали внедрение экологически чистой энергии и рабочие места, а не приводили к неожиданной выгоде для частных интересов. Диалог по стимулированию чистой энергии станет частью диалога между ЕС и США. Совет по торговле и технологиям, где он также будет способствовать обмену информацией о нерыночной политике и практике третьих сторон, например, тех, кто работает в Китайской Народной Республике (КНР), чтобы служить основой для совместных или параллельных действий и скоординированной защиты. по этим вопросам на многосторонних или других форумах.
Мы стремимся к достижению амбициозных результатов на переговорах по Глобальному соглашению об устойчивом развитии стали и алюминия к октябрю 2023 года. Соглашение обеспечит долгосрочную жизнеспособность наших отраслей, будет стимулировать производство стали и алюминия с низким содержанием углерода и торговлю ими, а также восстановить рыночные условия на глобальном и двустороннем уровнях. Вместе мы будем стимулировать сокращение выбросов в этих углеродоемких секторах и создадим равные условия для наших работников. Соглашение будет открыто для всех партнеров, демонстрирующих приверженность противодействию нерыночным избыточным мощностям и снижению углеродоемкости в этих секторах.
Мы работаем вместе, чтобы поддержать страны по всему миру, которые развивают свою экономику для обеспечения инклюзивного и устойчивого роста, продвигая устойчивые пути к нулевым выбросам, а также повышая безопасность глобальных цепочек поставок. Через Партнерство G7 по глобальной инфраструктуре и инвестициям мы выявляем возможности для привлечения значительно большего государственного и частного финансирования для качественных инвестиций в климат и энергетическую безопасность в развивающихся странах. Мы также продвигаем амбициозную программу развития многосторонних банков развития, начиная со Всемирного банка, чтобы лучше реагировать на глобальные вызовы, такие как изменение климата, а также активизировать их работу по борьбе с бедностью и достижению целей в области устойчивого развития.
Признавая нашу общую историю, а также наши общие взгляды на будущее, мы считаем, что обмены между людьми укрепляют трансатлантическое партнерство, особенно для молодых поколений. Мы обсудим, как углубить наше сотрудничество.
Вместе боремся за прекращение войны России против Украины
Соединенные Штаты и Европейский Союз заняли твердую и единую позицию против незаконной, ничем не оправданной и ничем не спровоцированной войны России против Украины. Мы вместе с широкой коалицией партнеров ввели быстрые и широкомасштабные санкции, которые сокращают доходы России для финансирования ее войны и ее военно-промышленной базы. Путин думал, что разделит нас, а между тем мы едины как никогда. Мы вместе в нашей непоколебимой поддержке Украины столько, сколько потребуется.
Год назад Соединенные Штаты и Европейская комиссия создали новое партнерство, чтобы быстро снизить зависимость Европы от российских ископаемых видов топлива и ускорить переход Европы к «зеленой» экономике. Это партнерство превзошло наши цели, обеспечив поставки сжиженного природного газа из США в Европу более чем в два раза по сравнению с нашим базовым планом. Мы отмечаем значительные усилия Европы по диверсификации своих энергопоставок и ускорению перехода к энергетическому сектору, которые помогли ограничить влияние глобального энергетического кризиса в Европе. Мы продолжим совместную работу по повышению энергетической безопасности и устойчивости в Европе за счет диверсификации источников, снижения потребления энергии и уменьшения зависимости Европы от ископаемого топлива. Мы также продолжим нашу тесную координацию для поддержки энергетической безопасности Украины посредством ее дальнейшей интеграции в энергетические рынки Европы. Мы продолжим наше сотрудничество для обеспечения стабильности и сбалансированности мировых рынков и безопасности поставок, а также ускорим переход к чистой энергии во всем мире, в том числе путем сокращения выбросов метана в энергетическом секторе.
Мы также совместно приняли беспрецедентные, скоординированные и эффективные санкции и другие экономические меры, чтобы еще больше ослабить способность России вести незаконную войну и ее военно-промышленную систему. Мы углубляем нашу совместную работу по агрессивному обеспечению соблюдения наших санкций и мер экспортного контроля, а также по прекращению и сдерживанию обхода и заполнения, в том числе расширенными полномочиями, чтобы закрыть доступ России ко всем ресурсам, которые могут поддерживать ее военную машину. В рамках этого мы предпринимаем новые совместные шаги, чтобы нацелить дополнительных субъектов из третьих стран по всему миру, чтобы помешать поддержке войны России в любом уголке мира, где она будет обнаружена. Мы работаем синхронно, чтобы еще больше ограничить российские доходы, обеспечив при этом непрерывные поставки энергоносителей в страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны через ограничение цен G7+ на морскую сырую нефть и нефтепродукты российского происхождения. Мы продолжим совместную работу по ужесточению наших экономических ограничений, чтобы гарантировать, что издержки незаконной войны для России продолжают расти.
Соединенные Штаты и Европейский Союз работают над тем, чтобы обеспечить Украине необходимую безопасность, экономическую и гуманитарную поддержку столько, сколько потребуется. Мы вместе работали над тем, чтобы снабдить Вооруженные силы Украины военной техникой и провести обучение, необходимое для защиты от российской агрессии. Мы вместе с Украиной являемся сопредседателями Межведомственной координационной платформы доноров и, в соответствии с ее европейским курсом, помогаем продвигать программу реформ Украины, закладывая основу для устойчивого роста и реконструкции, а также обеспечивая предоставление помощи в последовательным, прозрачным и подотчетным образом. Мы по-прежнему привержены предоставлению и мобилизации международной поддержки, в том числе со стороны частного сектора, для экономической и финансовой стабильности Украины. Мы поддерживаем Международный валютный фонд, который реализует к концу марта 2023 года амбициозную программу по оказанию необходимой бюджетной поддержки Украине в течение всего 2023 года и после него9.0003
Укрепление экономической безопасности и национальной безопасности
Соединенные Штаты и Европейский союз работают над укреплением через трансатлантическое сотрудничество наших основных интересов безопасности и устойчивости наших экономик. Мы утверждаем, что наше сотрудничество по укреплению нашей экономической безопасности и национальной безопасности должно основываться на поддержании системы, основанной на правилах. Мы продолжим нашу работу через Совет по торговле и технологиям США-ЕС и «Большую семерку» и усилим двустороннюю координацию, поручив нашим шерпам к лету сформулировать ключевые рекомендации по экономической безопасности.
Мы продолжим работу по укреплению нашей экономической безопасности, реагируя на выявленные нами конкретные угрозы. Соединенные Штаты и Европейский Союз разделяют озабоченность по поводу проблем, связанных, среди прочего, с экономическим принуждением, превращением экономической зависимости в оружие и нерыночной политикой и практикой. Мы продолжим нашу работу через Совет по торговле и технологиям США-ЕС и «Большую семерку» для усиления координации друг с другом и другими партнерами-единомышленниками для диверсификации наших цепочек поставок, а также для повышения нашей коллективной готовности, устойчивости и сдерживания нерыночной политики и практик и к экономическому принуждению.
Мы расширяем наше сотрудничество, чтобы предотвратить утечку чувствительных новейших технологий, а также других предметов двойного назначения в вызывающие озабоченность места, где реализуются стратегии военно-гражданского синтеза. Наши соответствующие существующие средства контроля, связанные с экспортом, ввозимыми инвестициями и исследовательским сотрудничеством, являются важными инструментами, и их необходимо модернизировать, чтобы они соответствовали меняющейся геостратегической среде. У нас есть общая заинтересованность в том, чтобы капитал, опыт и знания наших компаний не подпитывали технологические достижения, которые укрепят военные и разведывательные возможности наших стратегических соперников, в том числе за счет внешних инвестиций. По мере разработки и обновления нашего инструментария мы будем координировать усилия через Атлантику, чтобы избежать повторного заполнения любого контролируемого экспорта и инвестиций, и будем продолжать делиться уроками и стремиться согласовывать наши подходы, где это возможно, чтобы максимизировать эффективность наших усилий.
###
Европа: восстановление баланса в американо-европейских отношениях
Хотя беглый просмотр заголовков мировой прессы может показаться неочевидным, отношения между Соединенными Штатами и Европой здоровы как никогда. Основные споры в основном касаются торговли — и при этом относительно незначительны. По сравнению с беспорядками через Атлантику над Германией в 1950-х годах, поддержкой принимающей страны и стратегией НАТО в 1960-х, разрядкой напряженности и Вьетнамом в 1970-х, евроракетами в 1980-х и на Балканах в первой половине 1990-х, сегодняшние разногласия по поводу бананов, говядины с инъекциями гормонов и наборов для тишины в самолетах являются свидетельством существенной прочности отношений.
Тем не менее, похоже, что по обе стороны Атлантики все не так хорошо. Отчасти это беспокойство отражает естественную склонность людей сосредотачиваться на том, что не так, а не на том, что идет хорошо. Но это также свидетельствует о растущем ощущении того, что какими бы хорошими отношения ни были сегодня, будущее выглядит менее многообещающим. Новые разногласия по поводу распределения бремени — на этот раз сфокусированные на Балканах — кажутся вероятными, поскольку Конгресс США в ходе голосования прошлой весной указал, что Европа не может воспринимать долгосрочное военное и экономическое участие США как нечто само собой разумеющееся. Решение Европейского Союза усилить свою способность к самостоятельным действиям в сфере безопасности, включая оборону, давно являющуюся исключительной прерогативой НАТО, также беспокоит Вашингтон. А вопрос противоракетной обороны висит большим облаком над трансатлантическими отношениями, и многие в Европе опасаются, что ее развертывание ослабит связь с Америкой и усилит напряженность в отношениях между Россией и Соединенными Штатами в ущерб стабильности и безопасности для всех.
Погруженные в детали распределения бремени, европейской обороны и противоракетной обороны, новые дебаты по трансатлантической безопасности затрагивают более широкий вопрос, которого обе стороны до сих пор избегали, — как сбалансировать отношения, чтобы отразить реалии после холодной войны. От старых привычек трудно избавиться, и стороны по обе стороны Атлантики придерживаются традиционных моделей поведения и взаимодействия. Соединенные Штаты не желали делить власть и ответственность с Европой, настаивая на главенстве НАТО в вопросах европейской безопасности и, таким образом, на своем собственном продолжающемся доминировании. Европа не желала избавляться от своей зависимости от Соединенных Штатов и продолжала беспокоиться о двойной возможности американского отказа и доминирования.
В предстоящие годы перед Соединенными Штатами и Европой встанет задача решить конкретные проблемы, с которыми они столкнутся, таким образом, чтобы помочь сбалансировать отношения — от европейской зависимости и американского доминирования к более равноправному партнерству. Ответить на этот вызов будет непросто. Для Европы это требует выделения больших ресурсов и расширения своего стратегического видения. Для Америки это означает разделение не только бремени, но и силы, ответственности и авторитета. Но по мере того, как начинается второе десятилетие после окончания «холодной войны», становится все более очевидным, что любые меньшие меры подорвут основу того самого союза, который обе стороны Атлантики стремятся сохранить.
Здоровые отношения . . .
Связанные книги
В конце холодной войны торжество Запада смешалось с унынием по поводу будущего американо-европейских отношений. Альянс, основанный на противодействии общей угрозе, несомненно, не сможет пережить исчезновения этой угрозы, по крайней мере, так считали многие. Объединяющаяся Европа будет все больше стремиться дистанцироваться от Америки, которая вернется к тому, чтобы уделять внимание делам внутри страны, а не за границей. Разрыв отношений не будет внезапным, но союз обязательно со временем атрофируется и в конечном итоге канет в лету.
Однако альянс не только выжил, но и успешно превратился в инструмент обеспечения безопасности во всей Европе. Хотя миссия НАТО по коллективной обороне остается центральной целью, основная функция альянса сегодня — закрепленная на его 50-летнем саммите в апреле 1999 года — заключается в том, чтобы распространить на другие части Европы безопасность и стабильность, которыми давно пользуются его члены. Альянс выполняет новую миссию двумя основными способами. Во-первых, она открыла свои двери для новых членов и через «Партнерство ради мира» помогает странам, не являющимся членами, проводить реформы, необходимые для вступления в НАТО. Этот процесс должен продолжаться. Во-вторых, НАТО желает и готов использовать свой военный потенциал для укрепления безопасности и стабильности в Европе везде, где им угрожают, о чем свидетельствует ее вмешательство и продолжающееся присутствие на Балканах.
В отличие от острых трансатлантических разногласий по балканской политике в начале 1990-х годов, Соединенные Штаты и Европа также пришли к согласованной совместной стратегии для региона. Вашингтон берет на себя инициативу на начальных этапах любого вмешательства. Военные действия проходят под эгидой НАТО, а не Организации Объединенных Наций. И, в долгосрочной перспективе, на Европу ляжет львиная доля бремени, связанного с взаимодействием, — как с точки зрения войск, так и финансовых и других ресурсов, необходимых для восстановления. В конечном счете, все согласны с тем, что для стабильности на Балканах необходима их интеграция в европейское политическое и экономическое русло, включая возможное членство в Европейском союзе.
Несмотря на прежние разногласия по поводу будущего НАТО, Балкан и других важных вопросов безопасности, сегодня американо-европейские отношения сильны. Сохранившиеся разногласия — по поводу бананов, смертной казни, дел об опеке над детьми — не являются фундаментальными различиями интересов. Поскольку они касаются того, как мы живем и что мы едим, споры по этим вопросам могут разгореться. Но семейные распри, часто неприятные, а иногда и жестокие, почти всегда непродолжительны. Они зависят как от близости отношений, так и от значимости затрагиваемых вопросов. То, что у канцлеров Германии и американских президентов есть время — на самом деле роскошь — посвятить часть своих двусторонних встреч обсуждению нескольких дел об опеке над детьми, является доказательством того, что на рубеже веков их отношения крепки.
. . . Но может ли это продолжаться?
Однако хорошие американо-европейские отношения не будут продолжаться автоматически. Беспокойство по поводу статичности альянса, характеризующегося продолжающимся доминированием США и зависимостью Европы, по крайней мере, в сфере безопасности, перед лицом фундаментальных изменений в мире ставит под вопрос, как долго может продолжаться нынешнее стабильное положение дел.
В самом деле, три проблемы безопасности, стоящие перед альянсом сегодня — разделение бремени на Балканах, европейская оборона и противоракетная оборона — являются проявлением более крупной проблемы необходимости определять будущее отношений. То, как будут решаться и решаться эти вопросы, будет иметь важное значение для определения того, как будут развиваться американо-европейские отношения.
Разделение бремени на Балканах
На Капитолийском холме растет ощущение, что Европа не выполняет свою долю на Балканах. Американские законодатели жалуются, что Европе не удалось взять на себя миротворческие операции в Боснии и Косово, что она оказывает неадекватную экономическую помощь и что у нее нет достаточного количества полиции для поддержания общественного порядка в Косово, задача, которая по-прежнему в значительной степени ложится на США и НАТО. боевые отряды. В основе этого перечня жалоб лежит убежденность в том, что Балканы на самом деле являются проблемой Европы и что Соединенные Штаты могут уйти, если только Европа внесет свою справедливую долю.
Но Европа властвует на Балканах. Он размещает почти 70 процентов войск как в Косово, так и в Боснии (по сравнению с долей США в 13 процентов и 22 процента соответственно). За последнее десятилетие она потратила в три раза больше, чем Соединенные Штаты, на восстановление экономики и гуманитарную помощь на Балканах. И европейская доля растет — как, конечно, и должно быть. Но Соединенные Штаты также заинтересованы в том, чтобы продолжать действовать в регионе, в том числе путем развертывания войск. Организованное насилие и войны, подобные тем, что наблюдались на Балканах на протяжении большей части XIX в.90-е угрожают стабильности во всей Юго-Восточной Европе и за ее пределами. Если небольшое присутствие США поможет стабилизировать ситуацию, цена того стоит.
Европейская оборона
В последние годы оборона стала главной заботой Европейского Союза. Вдохновленные решением Лондона отказаться от своей давней оппозиции оборонной роли ЕС, страны ЕС теперь привержены совершенствованию своих вооруженных сил. К 2003 году они планируют коллективно развернуть вооруженные силы численностью 50 000–60 000 человек в течение двух месяцев на срок до одного года для различных операций, от оказания гуманитарной помощи до урегулирования кризисов и принуждения к миру.
Новое оборонное обязательство Европы имеет два источника. Одним из них является желание сделать общую безопасность и внешнюю политику Европы более убедительными, подкрепляя совместные действия реальным военным потенциалом. Во-вторых, в некоторых европейских кругах, особенно в Лондоне, растет усталость от направления политики США. Есть ощущение, что политический климат в США (как в дебатах о разделении бремени) делает Вашингтон менее надежным партнером, особенно когда интересы США затронуты лишь незначительно.
Как обычно, первой реакцией Вашингтона на новое обязательство Европы в области обороны было одобрение нового вклада в общую оборону, но при этом он беспокоился о том, что более способная Европа с меньшей вероятностью последует примеру США в вопросах безопасности. Хотя ловкие мастера словесности по обе стороны Атлантики нашли язык для коммюнике НАТО и ЕС, чтобы заверить друг друга в благотворных целях и влиянии перехода ЕС в оборону, в Вашингтоне сохраняется беспокойство. Основная проблема заключается в том, что укрепление европейской обороноспособности будет происходить за счет НАТО, где Соединенные Штаты продолжают доминировать в дискуссиях.
Беспокойство Вашингтона о том, что укрепление европейской обороноспособности будет работать против интересов США, неуместно. В сегодняшних условиях безопасности проблема заключается не в европейской силе, а в европейской слабости. Именно это побуждает к частым призывам на Капитолийском холме и в других местах сбросить с Европы бремя постоянной помощи в области безопасности и обороны. Этому призыву к отступлению из Европы нужно сопротивляться, и один из способов сделать это — убедиться, что Европа улучшит свой оборонный потенциал так, как и к тому времени, которое она обещала.
Противоракетная оборона
Перспектива решения США разработать ограниченную систему для защиты от новых ракетных угроз со стороны таких государств, как Северная Корея, Иран и Ирак, встревожила официальных лиц в ключевых европейских столицах. Основных опасений два. Больше всего Европу беспокоит то, что Россия будет сопротивляться просьбам США внести поправки в Договор о противоракетной обороне, чтобы разрешить ограниченное развертывание противоракетной обороны, и что Вашингтон пойдет на это, даже если это будет означать выход из договора, который долгое время считался основой контроля над вооружениями и стратегическими вооружениями. стабильность. Вторая проблема связана с последствиями противоракетного щита для европейской безопасности. Некоторые опасаются, что Соединенные Штаты, прикрытые неприступным противоракетным щитом, повернутся внутрь. Другие опасаются, что подходы США и Европы к Северной Корее, Ирану и Ираку будут и дальше расходиться, поскольку Соединенные Штаты станут более напористыми, а Европа попытается еще больше дистанцироваться от политики США, чтобы не нести на себе основную тяжесть любого ракетного возмездия.
Эти опасения европейцев должны быть решены теми, кто обязал бы Соединенные Штаты развернуть противоракетную оборону. Достижение соглашения с Россией об изменении Договора по ПРО сняло бы многие из более насущных политических проблем Европы. Развертывание оборонительного щита, который прикрывает не только Соединенные Штаты, но и союзную территорию, уменьшит опасения Европы перед стратегическими последствиями. Конечно, расходы на расширение щита должна будет взять на себя Европа (и, таким образом, конкурировать с необходимостью улучшения европейских вооруженных сил), но желательность этого очевидна в меняющемся стратегическом контексте.
На пути к новому балансу
Спустя десятилетие после окончания холодной войны настало время уйти от американского доминирования и европейской зависимости к подлинному стратегическому партнерству. Такое партнерство одинаково хорошо послужит обеим сторонам. Больше проблем объединяет, чем разделяет. Худшие двусторонние отношения Соединенных Штатов с европейским союзником (с Францией) намного лучше, чем их двусторонние отношения с большинством других стран. Обе стороны Атлантики разделяют приверженность рыночной демократии и основополагающим ценностям, которые породили ее на протяжении веков. У обоих есть общие ключевые экономические и стратегические интересы (даже если они часто расходятся во мнениях о том, как лучше всего их защищать или продвигать). И сотрудничество между ними необходимо (и во многих случаях достаточно) для решения многих наиболее важных глобальных проблем. Но отношения между двумя берегами Атлантики должны быть обновлены, чтобы отразить эти реалии, — со стороны Европы, более способной и готовой взять на себя задачи обеспечения общей безопасности, и со стороны Соединенных Штатов, более готовых разделить ответственность и лидерство.
Leave a Reply