Греция вошла в еврозону при помощи фальсификации статистики, заявил Юнкер
Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер признался в интервью, что до сих пор мучается чувством вины из-за Греции. В 2001 году, вступая в еврозону, Афины подделали необходимую для этого статистику. Между тем в России также есть проблемы с подсчетом статистики. На этой неделе Росстат отозвал опубликованные данные о состоянии промышленного производства. Высокий рост показателя удивил даже главу Минэкономразвития Максима Орешкина, который пообещал сделать «оргвыводы».
Греция вступила в еврозону, подделав в 2001 году необходимые для этого документы. Такое признание сделал председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер в интервью немецкой газете Bild.
«Это правда. Греция стала членом еврозоны после подделки статистических материалов», — сказал он.
При этом он до сих пор винит себя в этом.
«До сих пор упрекаю себя в этом: будучи министром финансов (Люксембурга в 1989-2009 годах), я был против того, чтобы независимые европейские статистические ведомства оценивали данные, которые предоставляют государства. Теперь мы это поменяли, теперь Евростат может в каждой стране ЕС все проверить. Европа в состоянии учиться на ошибках», — добавил Юнкер.
По его словам, «валютный союз должен быть надежнее брака, иначе никто не будет в него верить».
«Именно поэтому перед тем, как принимать страну в зону евро, нужно проверять все тщательнее, чем проверяли раньше», — отметил Юнкер.
Это не первый скандал с подсчетом статистики в Греции.
Так, издание Financial Times со ссылкой на неназванного чиновника Еврокомиссии ранее писало, что Афины не раз фальсифицировали экономическую отчетность. В частности, статистические данные были подделаны в 1981 году для вступления в Евросоюз. Выяснить это удалось лишь девять лет спустя.
Вопросы к подсчету статистики в Греции несколько раз возникали и после вступления страны в ЕС.
Начиная с 2003 года Греция несколько раз пересматривала ВВП. Еврокомиссия тогда требовала от руководства страны привести методы оценки экономики к нормам Евростата. В 2006 году европейское статистическое агентство пришло к выводу, что Греция занижает рост своей экономики и на самом деле рост ВВП страны на 25% выше, чем считает национальная служба.
Амелиа Торрес, занимавшая на тот момент пост пресс-секретаря еврокомиссара по экономике и денежной политике ЕС, заявляла, что в случае с Афинами необходим беспрецедентный пересмотр, тогда как обычно пересмотр может составлять 1-2%.
«Пересмотренный ВВП будет включать в себя доходы от нелегальной активности, в том числе от контрабанды сигарет и алкоголя, проституции и отмывания денег», — заявил тогда руководитель национальной статистической службы Греции Манополис Контопиракис.
Грецию также ловили на фальсификации статистических данных об уровне ее госдолга. Так, в начале 2010 года Еврокомиссия выяснила, что власти Греции сфальсифицировали финансовую статистику за 2009 год. Дефицит госбюджета этой страны вместо заявленных 6% (что уже вдвое превышало требования) тогда составил 12,7% ВВП.
Позже такой беспрецедентный уровень госдолга спровоцировал кризис суверенной задолженности еврозоны в 2010-2014 годах. При этом последовавший за этим кризис едва не привел к распаду зоны евро.
МВФ и Евросоюзу пришлось активно кредитовать Грецию. Афины в обмен были вынуждены пойти на жесточайшие меры бюджетной экономии, приватизацию, сокращение пенсий и социальных выплат.
При этом, если по кредитам МВФ Греция уже расплатилась, то с ЕС стране еще предстоит рассчитываться.
Соглашение с европейскими кредиторами, заключенное Грецией в прошлом году, отсрочивает выплаты по кредитам на общую сумму 96 млрд евро, что соответствует 40% общего долга страны, до 2033 года, а также продлевает срок выплат по ряду других кредитов.
Особенности национального подсчета
Между тем в России также есть проблемы с подсчетом статистики. Эксперты подозревают Росстат в статистических манипуляциях.
На этой неделе стало известно, что Росстат отозвал ранее опубликованные данные о росте промышленного производства в России в январе — апреле 2019 года в связи с обнаруженной в них ошибкой.
«Расследование выявило, что одно из добывающих предприятий в Ямало-Ненецком АО предоставило территориальному органу государственной статистики неточные данные. Это привело к тому, что данные о динамике и объемах добычи природного газа, а также индекс промышленного производства, указанные в публикации, были рассчитаны неверно»,
— поясняли в Росстате.
Таким образом, согласно обновленным данным, рост промпроизводства в апреле в годовом выражении составил 4,6%, а не 4,9%, как подсчитало ранее статистическое ведомство.
Статистика, которую опубликовал Росстат по промпроизводству, вызвала вопросы даже у чиновников. Так, министр экономического развития Максим Орешкин заявил, что он был удивлен данными Росстата по промышленному производству, назвав допущенные ошибки «недопустимыми» и пообещав сделать «оргвыводы».
При этом Росстат в этом году уже уже третий раз попадает под активную критику из-за своих подсчетов. Ранее статистическое ведомство критиковали за новый метод подсчета ВВП, который позволил с помощью статистики после пересчета добиться роста экономики более чем на 2% в прошлом году.
Экспертов тогда поразил рывок стройки, который главным образом и обеспечил ускорение темпов роста ВВП. После переоценки ведомство насчитало, что объем строительных работ вырос в 2018 году на 5,3%, тогда как предыдущая оценка за 11 месяцев составляла всего плюс 0,5%.
Директор аналитического департамента компании «Локо-инвест», экс-глава департамента макроэкономического прогнозирования Кирилл Тремасов тогда назвал новые цифры по строительству «скандальными».
Позже эксперты критиковали и новую систему Росстата по подсчету реальных доходов граждан.
В апреле этого года Росстат опубликовал данные о доходах россиян, пересчитанные по новой методике. Счет оказался в плюс: по новой методологии реальные располагаемые доходы граждан за шесть последних лет снизились всего на 8,3% против ранее озвученных 10,9%. Это позволил сделать учет сезонных заработков россиян, арендных платежей и нестабильных источников доходов. По словам экспертов, реальной картины новая методика не дает.
Кто говорил, что Евросоюз не сможет спасти Грецию? – DW – 20.08.2018
Экономика и бизнес
Андрей Гурков
Комментарий
20 августа 2018 г.
Завершение восьмилетней финансовой помощи Афинам показывает: ЕС способен дисциплинировать и модернизировать даже отчаянно сопротивляющееся реформам общество, считает Андрей Гурков.
https://p.dw.com/p/33Qva
Реклама
Фото: picture alliance/dpa/S. Pantza
Греческого пациента после восьми лет выписали из реанимации. Это не гарантирует ему полного выздоровления, его организм все еще довольно слаб, многие мускулы атрофировались, так что опасные рецидивы не исключены. Однако теперь пациент хотя бы сможет вновь жить без искусственного дыхания — но должен будет активно заниматься укреплением своего здоровья.
Деньги в обмен на реформы
Примерно так можно образно описать то, что произошло 20 августа 2018 года. К концу этого дня официально завершилась третья программа международной финансовой помощи Греции. Это, безусловно, знаковый для Евросоюза и еврозоны рубеж. Его достижение говорит о многом. О большой привлекательности валюты евро, ради сохранения которой многие греки согласились отказаться от привычного уклада жизни. Об огромной модернизирующей силе ЕС. И о том, что он «своих не бросает», пусть даже для этого потребуется не один, а целых три многомиллиардных пакета помощи.
Андрей Гурков
Суть всех трех программ сводилась к формуле «деньги в обмен на реформы». Деньги давались для того, чтобы предотвратить неплатежеспособность государства, иначе говоря — дефолт, банкротство. Реформы требовались для того, чтобы вернуть стране кредитоспособность, иными словами — возможность занимать на международном рынке капитала деньги для пополнения госбюджета.
Поскольку реформировать пришлось, прежде всего, систему государственных финансов, терапию нередко описывали словами «режим жесткой экономии». Такой метод лечения у многих в Евросоюзе, особенно у тех, кто склонен к антикапиталистическим воззрениям или социальной романтике, вызывал решительное отторжение. В немецких левых и даже левоцентристских кругах чрезвычайно популярным стал глагол kaputtsparen, означающий в дословном переводе «довести путем экономии до капута».
Однако Греция-то вовсе не капут! Наоборот, стране, нахватавшей в какой-то момент непомерно много кредитов и раздувшей до нереальных размеров свой неэффективный госаппарат и свою социальную систему, как раз удалось избежать краха. Равно как и Ирландии, Португалии и Кипру.
Самый трудный пациент
Эти члены еврозоны тоже лежали в реанимации под строгим контролем тройки кредиторов — Евросоюза, Европейского центрального банка и Международного валютного фонда. Прибавим к этому Испанию, которая лечила свой банковский сектор, скажем так, амбулаторным способом, и мы получим пять пациентов, прошедших курс оздоровления по рецептам ЕС. И все пять встали на ноги. Это весьма убедительно доказывает действенность европейской методики финансовой санации.
Труднее всего лечить было Грецию. И не только потому, что уровень задолженности у нее был (и остается!) самым высоким в ЕС, а запущенность и коррумпированность экономики при ближайшем рассмотрении превзошли наихудшие опасения. Эта страна оказалась наиболее крепким орешком и из-за весьма специфического состояния греческого общества, в котором патриархальная отсталость сочеталась с гипертрофированной самооценкой, а лево-коммунистические иллюзии с православным антизападничеством.
Переход на евро был ошибкой
Собственно, именно поэтому одним из самых популярных мотивов среди критиков европейских усилий по спасению Греции была тема «бездонной бочки»: мол, сколько денег грекам ни давай, все равно все пропадет, ментальность не изменишь. Другим магистральным мотивом, в том числе в России, стали предсказания неизбежного краха еврозоны и валюты евро: мол, надорветесь и разбежитесь.
Осознание того, что прием Греции из чисто политических соображений в европейский валютный союз в 2001 году был явной ошибкой, пришло после начала великой греческой депрессии в 2009 году достаточно быстро. Экономика этой во многом еще аграрной страны с неконкурентоспособными на мировом рынке производствами была не готова к переходу на твердую денежную единицу: слаботренированный организм, продолжая медицинский образ, не выдержал каждодневных физических нагрузок в валютном клубе.
Евросоюз пошел по единственно правильному пути
Но что должны были делать в такой ситуации политические лидеры Евросоюза? Выгонять Грецию из еврозоны? Или взять ее на вечное содержание в благодарность за то, что в античные времена она стояла у истоков современной европейской цивилизации? Оба варианта имели бы фатальные последствия для самой еврозоны.
В первом случае еврозона продемонстрировала бы международным инвесторам, что готова избавляться от своих слабых членов. Это поставило бы крест на привлечении крупных капиталовложений в такие государства, как, скажем, Португалия или Словакия. Ведь какой иностранный инвестор захочет строить завод для поставок продукции на рынок еврозоны в стране, которую в любой момент с этого рынка могут изгнать? В результате различия в уровнях экономического развития внутри еврозоны стали бы не сглаживаться, а увеличиваться, что рано или поздно развалило бы валютный союз.
Второй вариант привел бы к такому же результату, поскольку налогоплательщикам в крупных развитых странах довольно быстро надоело бы «платить за греков», и они отдали бы свои голоса националистическим и популистским партиям, пропагандирующим идею выхода из еврозоны.
Так что политические лидеры ЕС после бесчисленных и бесконечных дневных и ночных заседаний пошли по единственно правильному пути: спасать Грецию, одновременно ее модернизируя, не допускать прецедента банкротства в еврозоне — но и не создавать прецедента нахлебничества. Фактически эту страну восемь лет за уши тянули из прошлого в 21-й век.
Для греческого населения это был очень болезненный процесс — но у дефолта последствия тоже были бы крайне болезненными. Иногда программа международной финансовой помощи сильно напоминала внешнее управление — но без давления извне греческое общество вряд ли бы нашло в себе силы столь решительно двинуться вперед.
Весьма показательно, что последние три года режим жесткой экономии и рыночные, капиталистические реформы старательно внедряли, наступив на горло собственной песне, бывшие бунтари из леворадикальной «Сиризы». Почему? Потому что осознали неизбежность модернизации своего государства, его экономики, его социальных и управленческих институтов. И потому что поняли, что греки во что бы то ни стало хотят сохранить валюту евро.
Результат таков: экономика Греции вновь растет, у бюджета — первичный профицит, то есть доходы государства существенно превышают расходы (без учета обслуживания долга), возврат кредитов отодвинут в далекое будущее, кредиторы предоставили вполне серьезные валютные резервы, программа помощи завершена. Нет, это, конечно, еще не выздоровление Греции. Но это многообещающее начало: больной вышел из реанимации и приступает к оздоровительным физическим упражнениям.
Автор: Андрей Гурков, экономический обозреватель Deutsche Welle
Этот комментарий выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением русской редакции и Deutsche Welle в целом.
Смотрите также:
Уборщица в жизни и на сцене
To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video
Реклама
Пропустить раздел Еще по теме
Еще по теме
Показать еще
Пропустить раздел Топ-тема
1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DW
На главную страницу
Возвращение домой в Европу: Греция и евро
Бернхард Херц и Ангелос Котиос
Том 35, июль/август 2000 г., № 4
Недавнее решение Европейского Совета о готовности Греции присоединиться к ЕВС в начале 2001 г. вызывает ряд вопросов. Как Греции удалось выполнить критерии конвергенции? Каковы затраты и выгоды от его вступления как с точки зрения Греции, так и с точки зрения нынешних членов ЕВС? Является ли нынешний процесс экономических реформ в Греции устойчивым?
Когда в 1999 году возник Европейский валютный союз (ЕВС), Греция была единственной страной в Европейском союзе (ЕС), которая хотела присоединиться к евроклубу, но ей не разрешили. Греция не выполнила критерии конвергенции. Однако только через два года, в июне 2000 г., Европейский совет принял окончательное решение о том, что Греция готова присоединиться к ЕВС. 1 января 2001 года Греция собирается достичь своей давней цели полной валютной интеграции в Европе.
Членство Греции в ЕВС имеет более широкий символизм. В начале 1990-х годов «… стало модным изображать Грецию неловким партнером или даже паршивой овцой в Европейском союзе» из-за ее неумелого управления экономикой и часто отказа от сотрудничества в политических вопросах1. Вступление Греции в зону евро указывает на то, что после долгий процесс демократизации и экономических реформ Греция стала — в экономическом и политическом плане — такой же страной, как и любой другой член Европейского Союза. Греция, наконец, возвращается домой в Европу.
Вступление Греции в евроклуб вызывает несколько вопросов. Как Греции удалось выполнить критерии конвергенции? Каковы затраты и преимущества ЭВС с точки зрения Греции? Перевешивают ли выгоды от вступления Греции в ЕВС затраты с точки зрения нынешних членов ЕВС? В частности, является ли текущий процесс экономических реформ в Греции устойчивым? Мы рассмотрим эти вопросы в следующем.
Греческий путь в зону евро
В 1992 г. , когда велись переговоры по Маастрихтскому договору о создании правовой базы для ЕВС, Греция была страной с наибольшими проблемами адаптации среди стран-членов ЕС2. Инфляция и бюджетный дефицит были в норме. выше среднего по ЕС, в то время как экономика Греции росла медленнее, чем экономика ЕС (см. рис. 1–3). Эта трудная экономическая ситуация была следствием очень экспансионистской экономической политики в 1980-х годах3. Государственное потребление было увеличено за счет политики дефицитных расходов. Экспансионистская фискальная политика дополнялась мягкой денежно-кредитной политикой, что приводило к высокой инфляции и неуклонному обесцениванию драхмы. Заработная плата автоматически корректировалась с учетом роста цен с помощью схемы индексации, что привело к дальнейшему давлению на цены и девальвации драхмы. Растущий дефицит счета текущих операций мог быть профинансирован только за счет трансфертов ЕС и иностранных займов.
В 1992 г. взаимодействие двух факторов привело к поворотному моменту в греческой экономической и европейской политике4. Во-первых, в начале 1990-х гг. становилось все более очевидным, что экономическая политика потерпела неудачу. И греческая общественность, и политики осознали, что политика остановки и движения 1980-х годов не только не смогла обеспечить устойчивый экономический рост и обеспечить высокую занятость. Наоборот, они привели к высокой инфляции, застою в экономике, высокому уровню безработицы и растущему бюджетному дефициту. Необходимой предпосылкой для введения новой политики приспособления был отказ правящей социалистической партии (ПАСОК) от этой старомодной кейнсианской политики после 1993.
Во-вторых, высокая популярность идеи участия Греции в ЕВС и проевропейский настрой большинства греческой общественности облегчили изменение политики. Принятие единой валюты и единой денежно-кредитной политики рассматривалось как средство положить конец неэффективному управлению национальной денежно-кредитной и экономической политикой. Страх остаться в менее интегрированной группе стран «второго сорта» заставил Грецию переосмыслить политику по отношению к Европейскому Союзу.
Когда новое правительство пришло к власти после выборов осенью 1993 года, оно представило новую программу конвергенции на период 1994-1999 годов в соответствии с требованиями статьи 116 (2а) Договора о Европейском сообществе (TEC). Греция взяла на себя амбициозную политику макроэкономической стабилизации, чтобы снизить инфляцию с 10,8% (1993 г.) до 3,3% (1999 г.), ограничить дефицит бюджета с 13,2% ВВП (1994 г.) до 2,1% ВВП (1999 г.) и долга со 112% ВВП (1994 г.) до 103% (1999). Греция была полна решимости выполнить критерии обменного курса к 1997 г. и снизить долгосрочные процентные ставки с 19,5% (1994 г.) до 2,1% (1999 г.).
Эта первая фаза политики конвергенции (1994-1997 гг.) характеризовалась непоследовательным и неадекватным набором мер политики5. С одной стороны, политика регулирования основывалась на более высоких налоговых поступлениях, высоких процентных ставках и реальной ревальвации драхмы. С другой стороны, правительство продолжало свою политику увеличения доходов и не сокращало реальные потребительские государственные расходы. Структурные реформы, необходимые для улучшения условий предложения, были отложены. Хотя программа конвергенции привела к значительному улучшению макроэкономических показателей, этого было недостаточно, чтобы привести Грецию в соответствие с критериями конвергенции к концу 19 века.97.
Когда стало очевидно, что Греции не разрешат присоединиться к ЕВС с первой волной участников, правительство пересмотрело свой план конвергенции в декабре 1997 г.6 Цель новой программы конвергенции заключалась в том, чтобы выполнить критерии конвергенции к началу к 2000 году, чтобы Греция могла присоединиться к ЕВС к 2001 году, за год до того, как монеты и банкноты евро заменят национальные валюты.
Пересмотренный план конвергенции внес дополнительные улучшения в денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику. Что касается денежно-кредитной политики, греческий центральный банк получил независимость, тем самым выполнив одно из требований ЕВС7. В целях соблюдения критерия обменного курса Греция присоединилась к Европейской валютной системе (ЕМС) 19 марта. 98. В то же время драхма была девальвирована на 12,3% по отношению к ЭКЮ. С запуском EMU Греция присоединилась к преемнику старой EMS, недавно созданному Механизму обменного курса II.
Основной целью налогово-бюджетной политики было сокращение бюджетного дефицита и долга. Государственное потребление сократилось по отношению к ВВП, а государственные расходы на заработную плату были ограничены. Более низкая инфляция помогла снизить долгосрочные процентные ставки, так что процентные платежи по государственному долгу упали с 12% ВВП в 1996 г.% в 1999 г. 8 Совокупный эффект снижения дефицита, доходов от приватизации государственных предприятий и более высокого реального роста привел к постоянному сокращению долга по отношению к ВВП с 1997 г.
Макроэкономическая часть греческой программы конвергенции была дополнена несколькими структурные реформы в 1998 и 1999 годах. Был начат процесс либерализации рынка труда, несколько государственных предприятий были приватизированы, некоторые из них частично, и были предприняты первые шаги по сокращению дефицита в системе социального обеспечения. В совокупности эти меры помогли значительно улучшить показатели греческой экономики.
Критерии конвергенции
Страна может присоединиться к ЕВС только в том случае, если она достигла «высокой степени устойчивой конвергенции» 9 в отношении критериев ценовой стабильности, долгосрочной процентной ставки, государственных финансов, обменного курса и числа юридических требований, т.е. независимость центрального банка. Согласно отчетам Комиссии ЕС и Европейского центрального банка, Греция выполнила эти требования к весне 2000 г. (таблица 1): 10
- 900:40 Ценовая стабильность: Греция недавно вступила в период ценовой стабильности. В частности, инфляция за отчетный период с апреля 1999 г. по март 2000 г. составила 2,0%, что на 0,4 процентных пункта ниже контрольного значения, определенного в статье 121 (1) ТИК. Однако недавнее снижение инфляции частично обусловлено временными (административными) эффектами, такими как снижение косвенных налогов и неформальные договоренности между греческим правительством и предприятиями о снижении отдельных розничных цен.
- Долгосрочная процентная ставка: В течение отчетного периода средняя процентная ставка в Греции составляла 6,4%, что на 0,8 процентных пункта ниже контрольного значения в 7,2%. Снижение долгосрочной процентной ставки в основном можно объяснить уменьшением инфляционных различий со странами ЕВС и улучшением состояния государственного долга. Кроме того, перспектива скорого вступления в ЕВС способствовала дальнейшему сближению процентных ставок в Греции с уровнями ЕВС, поскольку инвесторы перешли от еврооблигаций к греческим ценным бумагам.
- Государственные финансы: Как определено в Договоре о Европейском Сообществе, страна соответствует этому критерию, если у нее нет «чрезмерного дефицита». В частности, дефицит бюджета должен быть ниже 3% ВВП, государственный долг — ниже 60% ВВП. Если бюджетный дефицит и долг превышают пороговые значения, страна, тем не менее, может соответствовать этому критерию, если дефицит и долг снижаются достаточно быстро до этих предельных значений. В базисном 1999 году дефицит государственного бюджета Греции составлял 1,6% ВВП, что явно ниже базового значения в 3%. Коэффициент долга составил 104,4%, что значительно выше контрольного значения в 60% (но ниже коэффициента долга членов ЕВС Италии и Бельгии). Поскольку коэффициент долга снижается с 1997, Европейский совет (ECOFIN) принял решение в ноябре 1999 года, что Греция не имеет «чрезмерного дефицита» и, следовательно, соответствует критерию государственных финансов.
- Обменный курс: В течение двухлетнего отчетного периода с апреля 1998 г. по март 2000 г. драхма участвовала в EMS и Механизме обменного курса II соответственно. В течение этого времени драхма значительно колебалась, но всегда оставалась в пределах диапазона обменного курса ± 15%, таким образом выполняя требования критерия обменного курса.
Выгоды и издержки для Греции
Греция проводила ограничительную политику стабилизации, чтобы быть допущенной к ЕВС. Стоило ли оно того? В частности, чего Греция может ожидать от ЕВС? В общих чертах, затраты и выгоды от членства в ЭВС широко обсуждались в литературе11. На микроэкономическом уровне Греция должна получать прибыль от своего капитала и торговых операций со странами ЭВС за счет снижения операционных издержек. Как только драхма заменяется евро, обменные сборы и затраты на (защиту от) волатильности обменного курса отменяются. Это сокращение в транзакционные издержки относительно невелики в случае Греции, поскольку Греция является одной из наименее открытых стран ЕС. Сумма экспорта и импорта из членов ЕС составляет всего 18% ВВП.
Конкуренция в финансовом секторе должна усилиться, когда Греция присоединится к ЕВС. Мобильность капитала увеличится по мере снижения транзакционных издержек, а (небольшой) риск ограничений на операции с капиталом будет дополнительно снижен с введением единой валюты. Греческим инвесторам будет дешевле получить доступ к более крупным рынкам еврокапитала, а иностранным банкам и финансовым посредникам будет легче выйти на греческие финансовые рынки. Эти события должны помочь разрушить картельную структуру греческой банковской системы.
На макроэкономическом уровне Греция заменит свою национальную денежно-кредитную и курсовую политику наднациональной политикой ЕЦБ. Это должно улучшить долгосрочные перспективы стабильности цен на . «Связывая себе руки» и отказываясь от денежно-кредитной политики, Греция получает прямую прибыль от улучшения репутации ЕЦБ. Хотя центральный банк Греции недавно снизил уровень инфляции до уровня ЕВС, у него все еще есть проблемы с репутацией из-за давней традиции высоких уровней инфляции с 19 века.74. Кроме того, греческий центральный банк с большей вероятностью подвергнется политическому давлению с целью проведения более экспансионистской политики, чем наднациональный ЕЦБ. В частности, в случае с греческим центральным банком проще изменить правовую базу и лишить себя независимости, чем в случае с ЕЦБ, независимость которого гарантируется европейской конституцией.
Лучшие перспективы ценовой стабильности должны снизить премию за инфляционный риск по греческим облигациям. Номинальные и реальные процентные ставки должны еще больше снизиться, что положительно скажется на инвестициях и государственном долге за счет снижения стоимости финансирования.
Отказавшись от денежно-кредитной и курсовой политики, Греция теряет важные инструменты для нейтрализации асимметричных шоков. Если экономическое развитие Греции отклоняется от остальной части еврозоны, процесс корректировки больше не может полагаться на денежно-кредитную и валютную политику. Возможность асимметричных шоков увеличивается с различиями в экономической структуре между регионами. В ряде аспектов Греция по-прежнему значительно отличается от остальной части ЕВС.12 Сельское хозяйство играет относительно важную роль в греческой экономике, как и сектор услуг, ориентированный на внутренний рынок и строго регулируемый.13 Структура торговли также отличается от остальных ЭВС, как в отраслевом плане с упором на сельскохозяйственную продукцию, текстиль и туризм, так и в региональном плане с растущим значением Балкан, а также стран Центральной и Восточной Европы.
С институциональной точки зрения потеря денежной автономии знаменует собой важное изменение. Однако де-факто последствия перехода на евро не будут столь драматичными, поскольку большая часть необходимых корректировок уже внесена в преддверии ЕВС. Когда правительство Греции решило стремиться к членству в ЭВС и запустило первую программу конвергенции в 1992 году, оно косвенно отказалось от своей независимой национальной денежно-кредитной политики. Логика критериев конвергенции состоит в том, что будущие члены ЭВС должны проводить экономическую политику так, как если бы они уже были членами ЭВС. Таким образом, Греция смогла выполнить критерий ценовой стабильности только потому, что отказалась от независимых монетарных целей и приблизилась к денежно-кредитной политике в стиле Бундесбанка/ЕЦБ. Таким образом, Греция уже отказалась от автономии денежно-кредитной политики задолго до присоединения к ЕВС.
Как ЭВС повлияет на фискальную политику? Как и в случае денежно-кредитной политики, Греция внесла множество необходимых корректировок перед вступлением в ЕВС. Как член ЕС, Греция уже обязана проводить разумную налогово-бюджетную политику в соответствии с процедурами статьи 104 TEC. В то время как члены ЕВС дополнительно конкретизировали эти процедуры в пакте о стабильности и росте, ограничения фискальной политики не следует переоценивать. В частности, неясно, что произойдет, если страна не избежит чрезмерного дефицита, поскольку нет способов эффективно наказать государство-член. В некотором смысле фискальная политика де-факто менее ограничена для члена ЭВС, чем для кандидата в ЭВС. Если страна хочет присоединиться к валютному союзу, члены ЕВС могут санкционировать мягкую фискальную политику, не позволяя стране присоединиться к зоне евро. Как только страна принимается в клуб, не остается эффективных средств наказания за слишком экспансионистскую налогово-бюджетную политику14.
Учитывая ограничения экономической политики Греции, необходимые корректировки асимметричных потрясений должны работать по другим каналам, будь то структурная политика или более гибкие рынки труда и товаров. Существует также тенденция ограничивать национальную структурную политику. Например, комиссия ЕС пытается ограничить использование государственной помощи в Европейском союзе, чтобы избежать недобросовестной конкуренции и защитить общий рынок. Таким образом, либерализация рынков товаров и труда остается основным средством, гарантирующим гибкую адаптацию.
Осуществление этих структурных реформ является главной задачей Греции на пути к ЕВС. Среди важных пунктов этой повестки дня — либерализация рынков энергии, телекоммуникаций и транспорта, повышение гибкости рынков труда, приватизация государственных предприятий, модернизация финансовых рынков, реформа системы социального обеспечения и модернизация государственного управления.
Перспектива Еврозоны
Членство Греции может повлиять на нынешние страны ЕВС двумя способами: изменениями в структуре евроэкономики и в работе политики ЕЦБ. Участие Греции в ЕВС лишь незначительно повлияет на характеристики евроэкономики. Население еврозоны увеличится на 3,6%, а реальный ВВП — примерно на 2%. Следовательно, выигрыш в эффективности за счет снижения транзакционных издержек должен быть довольно небольшим для нынешних членов ЭВС.
Какие издержки членство в греческом ЭВС налагает на членов еврозоны? В частности, есть ли негативные последствия для репутации ЕЦБ? Если бы экономические агенты считали, что ЕЦБ будет менее строго преследовать свою цель ценовой стабильности и/или делать акцент на других целях, т.е. экономического роста, то издержки политики ценовой стабильности увеличатся. Компромисс между инфляцией и объемом производства ухудшится, и центральному банку придется проводить более ограничительную денежно-кредитную политику для достижения той же степени стабильности цен.15
Ex ante эту возможность нельзя полностью исключить. Однако маловероятно, что денежно-кредитная политика изменится после вступления Греции в ЭВС. Президент Центрального банка Греции является главой независимого учреждения, и возможности оказания на него политического давления ограничены. Вместе с другими 17 членами совета ЕЦБ он принимает решения от лица , а не как национальный представитель по вопросам денежно-кредитной политики.
Репутация ЕЦБ все еще может быть утеряна, если финансовые рынки будут полагать, что ЕЦБ собирается приспособиться к политике экспансии страны-члена или — в качестве кредитора последней инстанции — собирается выручить страну-члена, чтобы сдержать финансовый кризис. Тогда возникает вопрос, может ли Греция спровоцировать такой кризис. Иными словами, является ли текущий процесс конвергенции устойчивым?
Хотя Греция соответствует критериям конвергенции, приведенный выше анализ ясно показал, что требования ЕВС были выполнены совсем недавно и частично из-за временных факторов. Поэтому остается вопрос, является ли эта ситуация устойчивой. В долгосрочной перспективе процесс консолидации и макроэкономической корректировки начался в начале 19 века.90-е годы с первой программой конвергенции. С тех пор наблюдались постоянные улучшения в отношении инфляции и долгосрочных процентных ставок. Дефицит бюджета снизился с 1993 года. Таким образом, хотя критерии конвергенции удалось выполнить только недавно, процесс конвергенции продолжается уже несколько лет.
В настоящее время экономическая политика Греции реализуется в рамках пересмотренного плана конвергенции на 1998–2002 годы (см. Таблицу 2). Экономика соответствует этому плану конвергенции, что свидетельствует о здоровом экономическом развитии.
Сравнение с другими небольшими европейскими экономиками также может помочь оценить развитие Греции. В частности, Ирландия представляется подходящим примером. В 1970-х годах Ирландия имела репутацию страны с плохой экономической политикой и низким уровнем экономического развития. В начале 1980-х годов в Ирландии начался экономический переворот. Взяв за точку отсчета 1982 г. t 0 , уровень инфляции сократился с 10% до 2% за пять лет, а бюджетный дефицит с 13% до 2% ВВП за семь лет (см. рис. 4 и 5). Сегодня Ирландия имеет очень хорошую репутацию благодаря разумной экономической политике и занимает 9-е место. 0040 быстрорастущая экономика Европы. Соответствует ли греческий процесс конвергенции этой схеме экономической стабилизации? Как видно из рисунков 4 и 5, Греция в настоящее время находится в процессе экономической конвергенции, который очень похож на более ранний опыт Ирландии. Взяв 1992 г. за базовый год t 0 , Греция значительно снизила уровень инфляции, а также бюджетный дефицит за аналогичный период времени. Очевидно, что Ирландию и Грецию нельзя сравнивать напрямую, поскольку обе страны различаются по своей экономической структуре и условиям, при которых осуществлялся процесс стабилизации. В частности, невозможно предсказать будущее развитие греческой экономической политики. Однако это сравнение дает некоторое представление о том, что Греция находится на пути экономической политики, успешно пройденном экономикой с аналогичными политическими проблемами в прошлом.
Оставшиеся задачи
Греческая цель членства в ЭВС стала возможной благодаря существенному процессу макроэкономической корректировки в 1990-х годах. Жесткая денежно-кредитная политика и все более ограничительная фискальная политика позволили Греции выполнить критерии конвергенции в 2000 году и присоединиться к ЕВС. Еще неизвестно, сможет ли Греция сохранить эту макроэкономическую дисциплину и собирается ли она продолжать необходимую либерализацию на микроэкономическом уровне.
Ограничения на автономную национальную экономическую политику требуют дальнейшего дерегулирования греческой экономики. Другие разработки в ЕС работают в том же направлении, независимо от ЕВС. Завершение создания общего рынка и большая мобильность капитала и рабочей силы оказали дополнительное давление на Грецию в плане реформирования своей экономики.
Правительство Греции отреагировало на эти события. Он объявил, что откроет рынки телекоммуникаций (конец 2000 г.) и энергии (2001 г.) в соответствии с законодательством Сообщества. Он также планирует отменить регулирование рынков транспорта, труда и финансовых рынков и приватизировать дополнительные государственные предприятия. 16 Условия предложения должны улучшиться за счет реформ системы социального обеспечения и налоговой системы, а также государственного управления. Правительство также планирует перенаправить государственные расходы с общественного потребления на более продуктивные области, такие как исследования и разработки или образование и обучение. С внешней стороны возможная стабилизация на Балканах могла бы оказать особенно положительное влияние на Грецию.
Удастся ли правительству добиться успеха в реализации своих планов, в значительной степени зависит от общественного признания этих мер. В настоящее время политические и социальные условия достаточно благоприятны. Греческое правительство и наиболее важные политические партии по-прежнему поддерживают продолжающийся процесс экономических реформ. Еще неизвестно, сохранится ли этот консенсус, когда отрицательные краткосрочные последствия процесса реформ станут более заметными, чем положительные долгосрочные последствия. Тем не менее, есть основания для оптимизма. Другие небольшие европейские экономики, такие как Ирландия, продемонстрировали замечательную способность к экономическим реформам, а Греция в последние годы продемонстрировала, что она готова двигаться в том же направлении.
- 1 Л. Цукалис: Греция: как и любая другая европейская страна?, Греческая обсерватория, Лондонская школа экономики, Лондон, 1999 г., http://www.lse.ac.uk/Depts/European/hellenic/greece.htm.
- 2 P. Kazakos: Verzögerungen und lnkonsistenzen in der griechischen Konvergenzpolitik der 90er Jahre, in: M. PapaschinopouIou (ed.): Griechenland auf dem Weg zur Europäischen Wirtschafts- und Währungsunion, Schriftenreihe des Europa-Kollegs Hamburg 24, Баден-Баден, 1999 г. , стр. 77-97; А. Котиос: Konvergenzkriterien und makroökonomische Anpassung in Griechenland: Visionäres und Realisierbares, in: M. Papaschinopoulou (ред.), op.cit., стр. 99-124.
- 3 Исключение составил короткий период политики стабилизации в 1986/1987 гг.
- 4 Л. Цукалис, указ. соч.; Л. Пападемос: Греция и евро, речь на 9-м Франкфуртском европейском банковском конгрессе, http://www.greece.gr/BUSINESS/OnCourseForEMU/PapademosEnd.stm.
- 5 А. Котиос, указ. соч., стр. 116-117.
- 6 Министерство национальной экономики и финансов Греции: Обновление 1998 г. программы греческой конвергенции: 1998-2001 гг., Афины, июнь 1998 г.
- 7 М. Папашинопулу: Институциональная адаптация в Банке Греции в связи с третьим этапом ЕВС – тематическое исследование взаимозависимости центральных банков, в М. Папаскинопулу (ред.), op.cit., стр. 209-236
- 8 Европейская комиссия: Европейская экономика № 67, Люксембург, 1999 г., с. 79.
- 9 Статья 121 ТИК
- 10 Комиссия Европейских Сообществ: Отчет о конвергенции 2000 г. (подготовлен в соответствии со статьей 122(2) Договора), COM (2000) 277 final, Брюссель, май 2000 г.; Европейский центральный банк: Отчет о конвергенции, 2000 г., Франкфурт-на-Майне, 2000 г.
- 11 Напр. П. ДеГрауве: Экономика валютной интеграции, 4-е изд. , Оксфорд, 2000.
- 12 К. М. Клетцер: Макроэкономическая стабилизация с единой валютой: создает ли европейское валютное объединение потребность в фискальном страховании или федерализме?, Программный документ ZEI B97-04, Бонн, 1997; Т. Баюми, Б. Эйхенгрин: Шокирующие аспекты европейского валютного объединения, Рабочий документ NBER 3949, 1992.
- 13 Ж.-К. Бюро, Y. Le Poux: Экономические последствия агропродовольственного сектора, ОЭСР, Париж 1999.
- 14 См. сложные процедуры статьи 104 TEC.
- 15 Р. Барро, Д. Гордон: Правила, усмотрение и репутация в модели денежно-кредитной политики, в Журнале денежно-кредитной экономики, Vol. 12, 1983, стр. 101-121.
- 16 К. Симитис, op.cit.;G. Стурнарас: Экономические перспективы и требования экономической политики в зоне евро, Евробанк, экономика Греции, 2000 г., стр. 96-99 (на греческом языке).
.
Соединенные Штаты и Греция: объединенные демократическими ценностями, продвижение общих целей ради мира и процветания
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ
ОФИС ПРЕДСТАВИТЕЛЯ
20 ФЕВРАЛЯ 2023
ОТНОШЕНИЯ США И ГРЕЦИИ
Соединенные Штаты рассматривают Грецию как незаменимого и ключевого партнера Организация Североатлантического договора (НАТО) Союзник, поддерживающий юго-восточный фланг НАТО. Вместе мы продвигаем наши общие цели, объединенные демократическими ценностями, ради мира и процветания в Восточном Средиземноморье, на Западных Балканах, в Черноморском регионе и за его пределами.
Соединенные Штаты и Греция начали первый стратегический диалог между Соединенными Штатами и Грецией в декабре 2018 года. Диалог продолжает оставаться важной чертой наших двусторонних отношений и направлен на продвижение общих приоритетов в областях регионального сотрудничества, обороны и безопасности, торговли и инвестиции, энергетика и окружающая среда, правоохранительные органы и борьба с терроризмом, гуманитарные вызовы и готовность к стихийным бедствиям, а также связи между людьми. Четвертый раунд Стратегического диалога состоялся в феврале 2023 года, что свидетельствует об углублении отношений между нашими странами и областях сближения стратегической политики.
Как лидер в регионе, давний союзник НАТО и партнер ЕС, Греция работала с Соединенными Штатами над обеспечением стабильности, экономического развития и региональной интеграции, включая усилия по продвижению амбиций западнобалканских партнеров в ЕС. Соединенные Штаты решительно поддерживают роль Греции как лидера в диверсификации поставок энергоресурсов в Европу и обеспечении регионального совместного использования энергетических ресурсов. Геостратегическое положение Греции и ее участие в многосторонних дипломатических инициативах, таких как «3+1» с Республикой Кипр и Израилем плюс Соединенные Штаты, также делают ее важным партнером в поощрении диалога и экономических возможностей в Восточном Средиземноморье.
Греция занимает стратегическое положение в Восточном Средиземноморье на южном фланге НАТО. Соглашение о взаимном оборонном сотрудничестве между США и Грецией, обновленное в октябре 2021 года, является основой прочных отношений между США и Грецией в области обороны, поддерживая обучение и операции США в заливе Суда на Крите и другие мероприятия, способствующие достижению целей региональной стабильности в таких местах, как Лариса в Греции. Авиабаза.
Наши прочные связи между людьми и общие демократические ценности составляют основу нашего двустороннего союза. В 2022 году Соединенные Штаты с гордостью выступили партнером Греции на историческом Саммите Фарос, чтобы способствовать международной студенческой мобильности и международному сотрудничеству США и Греции в области образования. Наши культурные и образовательные обмены гарантируют, что люди в наших странах понимают друг друга, и мы постоянно работаем над тем, чтобы предоставить эти возможности людям, которые традиционно не имели к ним доступа. Культурные отношения между Соединенными Штатами и Грецией богаты и расширяются, и Соединенные Штаты искренне поддерживают глобальную ведущую роль Греции в защите культурного наследия от негативных последствий изменения климата, а также от грабежей и торговли людьми. Наши связи между людьми и общие ценности будут продолжать направлять наш общий путь вперед в то время, когда международный порядок, основанный на правилах, бросает вызов, как никогда раньше.
Двусторонние экономические отношения
Греция является членом Европейского Союза и Еврозоны. В последние годы в технологическом секторе Греции наблюдается значительный рост благодаря крупным инвестициям в облачную инфраструктуру со стороны Microsoft, Digital Realty и Amazon Web Services. Акцент Греции на энергетическом переходе и безопасности, а также центральное расположение страны как транспортного узла для Европы открывают дополнительные возможности в возобновляемых источниках энергии, газе, нефтепереработке, логистике и смежных секторах.
В последние годы Греция привлекла инвестиции крупных многонациональных компаний США, таких как Pfizer, Cisco, Deloitte и Chubb, особенно в Салониках на севере Греции, которые становятся технологическим центром Балкан. Американские компании заинтересованы и участвуют в приватизации Греции, цифровизации государственных услуг и усилиях по переходу к энергетике. Основными статьями экспорта США в Грецию являются оборонные товары, хотя ожидается, что деловая активность США будет продолжать расти в секторах высоких технологий, биомедицины, развития туризма, медицины, строительства, пищевой промышленности, специального сельского хозяйства и упаковки, а также франчайзинга. Нет никаких существенных нетарифных барьеров для экспорта из США.
История дипломатической миссии Соединенных Штатов в Греции
Соединенные Штаты назначили своего первого консула в Греции в 1837 году, после обретения Грецией независимости от Османской империи, и установили дипломатические отношения с Грецией в 1868 году. После Второй мировой войны, Соединенные Штаты внесли сотни миллионов долларов в рамках плана Маршалла по восстановлению зданий, сельского хозяйства и промышленности Греции. Сегодня около трех миллионов американских жителей Соединенных Штатов заявляют о своем греческом происхождении. Это большое, хорошо организованное сообщество поддерживает тесные политические и культурные связи с Грецией. Посольство США в Афинах и Генеральное консульство в Салониках размещают многочисленные агентства США в поддержку активной двусторонней повестки дня.
Помощь США Греции
Помощь США способствует укреплению двусторонних отношений между военными и обеспечению оперативной совместимости греческих сил в рамках НАТО.
Leave a Reply