страны, входящие в таможенный союз в 2023 году
Что такое таможенный союз?
Заключение союза между странами – это возможность улучшить взаимоотношения, достичь тех или иных целей и получить те или иные экономические выгоды. Не исключением является и Таможенный союз (ТС). Что же это за союз, какие примеры ТС существуют и другое, пробуем сегодня разобраться.
Итак, таможенный союз – межгосударственное соглашение, целью которого является отмена таможенных пошлин во взаимной торговле между государствами-участниками этого соглашения. Также, в рамках ТС, предусматривается создание «единой таможенной территории».
Согласованная в рамках экономического союза внешняя торговая политики координируется, как правило, созданными странами-участницами межгосударственными органами. Осуществляется это посредством проведении периодических совещаний министров.
Примеры таможенных союзов
С понятием ТС мы разобрались. Теперь рассмотрим примеры таможенных союзов, как действующих, так и бывших.
Германский таможенный союз – ранее существовавший союз немецких государств, в рамках которого были отменены все таможенные преграды. А из взимаемых на границах стран-участников союза пошлин была создана общая касса, доходы которой разделяли между участниками, соответственно числу жителей.
Таможенный союз Европейского союза – ТС из стран участниц ЕС, а также других стран, разделяющих его цели и принципы.
Таможенный союз Евразийского экономического союза – ТС из стран-участниц ЕАЭС.
Южноафриканский таможенный союз – участниками союза являются страны Южной Африки. Является одним из старейших ТС в мире.
Восточноафриканское сообщество (ВАС) – организация, в состав которой входят шесть восточноафриканских стран (Кения, Бурунди, Танзания, Руанда, Южный Судан и Уганда).
Андское сообщество наций – содружество стран Латинской Америки, целью которого является ускорение роста экономик стран-участниц, их развитие посредством социально экономического сотрудничества, а также создание общего латиноамериканского рынка.
Меркосур – политическое и экономическое соглашение между некоторыми странами Южной Америки, целью которого является содействие гибкому движению товаров, населения и валюты стран-участников, а также – свободной торговле.
Как видим примеров ТС достаточно. Ибо многие страны стремятся получить взаимную выгоду в рамках тех или иных соглашений.
Таможенный союз Евразийского экономического союза
Таможенный союз ЕАЭС
Об этом союзе мы упоминали в пункте о примерах ТС. Для нас этот союз интересен тем, что мы являемся его полноценным участником. Также в пункте у о примерах ТС мы указали, что участниками сего союза являются страны, входящие в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
Руководящими органами ТС, основными обязанностями которых являются управление и координация внешнеторговой политики, выступают Высший евразийский экономический совет и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК).
Кто входит в таможенный союз?
Теперь перейдем к вопросу: «Какие страны входят в таможенный союз?».
Итак, участниками ТС являются страны ЕАЭС: Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Армения. Также к числу участников ТС ЕАЭС проявили желание присоединится Сирия и Тунис.
Цели таможенного союза
Содружества или союзы заключаются в тех случаях, когда его участники преследую общие цели. Какие же цели поставлены в рамках создания ЕАЭС?
Основной целью ТС является увеличение рынков сбыта товаров и услуг, которые производятся членами ТС. Также страны-участники заинтересованы в защите внутреннего рынка ТС, создании оптимальных условий для производства и реализации своей продукции.
История таможенного союза
В 1995 году подписывается первый договор о создании ТС. Страны подписанты: Россия, Казахстан, Беларусь.
Через 12 лет, в 2007 году, этими же странами подписывается Договор о единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.
Через два года принимаются и ратифицируются порядка 40 международных договоров, ставших содержанием ТС.
В 2010 году на территории государств-участников вступают в силу Единый таможенный тариф и Таможенный кодекс.
Через год таможенный контроль с границ между странами-участниками ТС снимается и переносится на внешние границы.
В 2015 году количество стран-участников расширяется путем присоединения к ТС Киргизии и Армении.
Через год вступает в силу Соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом.
2018 запомнился вступлением в силу нового Таможенного кодекса ЕАЭС, предоставлением Молдове статуса страны-наблюдателя при ЕАЭС, а также подписанием Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР.
| |||||||||||||||
Калькулятор для определения категории опасности оборудования, работающего под избыточным давлением База данных ТН ВЭД ЕАЭС Рекомендации клиентов | Евразийский экономический союз (ЕАЭС)Евразийский экономический союз — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. Государствами—членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного
Таможенный союз ЕАЭСТаможенный союз ЕАЭС — форма торгово-экономической интеграции стран-участников, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются
Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории стран-участников Таможенного союза, а также искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых
Страны-участники Таможенного союза:
Официальные лица государств-участников Таможенного союза неоднократно заявляли о том, что рассматривают эту организацию как открытую для вступления других стран. С некоторыми странами уже ведутся переговоры
Техническое регулирование в Таможенном союзе ЕАЭСТехническое регулирование — один из ключевых элементов интеграции государств-участников Таможенного союза. Механизмы, заложенные в техническом регулировании, позволяют устранить многочисленные, во многих случаях искусственно созданные технические барьеры в торговле,
В рамках Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества к настоящему времени приняты следующие основные международные договоры, призванные упростить движение товаров на территории государств-участников:
Подробную информацию о техническом регулировании в Таможенном союзе ЕАЭС вы можете получить из специально брошюры, подготовленной специалистами Евразийской экономической комиссии:
| Контакты
Стоимость услуг |
Обзор Евразийского экономического союза (ЕАЭС)
Что такое Евразийский экономический союз (ЕАЭС)?
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — международный экономический союз и зона свободной торговли, объединяющая страны, расположенные в Центральной и Северной Азии и Восточной Европе. Государства-основатели — Беларусь, Казахстан и Россия — создали союз по договору в 2014 году и официально начали применять соглашение с 1 января 2015 года.
По оценкам, в государствах-членах проживает около 200 миллионов человек, а совокупный ВВП стран ЕАЭС составляет 5 триллионов долларов.
Ключевые выводы
- Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — соглашение о свободной торговле, созданное в 2015 году для расширения экономического сотрудничества и повышения уровня жизни его членов.
- Страны-члены включают Россию, Армению, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан.
- В отличие от Европейского Союза (ЕС), ЕАЭС не имеет единой валюты.
Понимание Евразийского экономического союза
Евразийский экономический союз был создан отчасти в ответ на экономическое и политическое влияние Европейского союза (ЕС) и других западных торговых соглашений. Государства-члены ЕАЭС включают Армению, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россию. Ключевыми целями организации являются расширение сотрудничества и экономической конкурентоспособности государств-членов, а также содействие стабильному развитию с целью повышения уровня жизни в государствах-членах.
ЕАЭС обеспечивает свободное перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капитала между государствами и предусматривает единую политику в макроэкономической сфере, транспорте, промышленности и сельском хозяйстве, энергетике, внешней торговле и инвестициях, таможне, техническом регулировании, конкуренции и антимонопольное регулирование. В отличие от договора о еврозоне договор о ЕАЭС до сих пор не установил единую валюту.
В состав глав государств ЕАЭС входит руководящий орган, известный как Высший Евразийский экономический совет, а исполнительный орган, осуществляющий надзор за текущей деятельностью, известен как Евразийская экономическая комиссия, аналог Европейской комиссии. Суд ЕАЭС является судебным органом.
История ЕАЭС
После распада Советского Союза в 1991 году экономика бывших советских республик находилась в упадке из-за десятилетий бесхозяйственности, и многие евразийские республики пережили резкие экономические потрясения, приспосабливаясь к постсоветской эпохе. Политический распад Советского Союза также разрушил многие продуктивные экономические отношения между этими странами.
Однако распад Советского Союза как политического образования не означал, что исторические связи между Россией и странами, известными как «ближнее зарубежье», испарились или что они не могли пожинать плоды сравнительных преимуществ и торговли или выгоды. экономической интеграции. Требовались новые формы экономического сотрудничества.
С этой целью между государствами региона начались переговоры об экономическом сотрудничестве. В марте 1994 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев впервые высказал идею создания торгового союза во время выступления в МГУ.
К июню 1994 г. был разработан и представлен главам государств подробный план Евразийского союза. Беларусь, Казахстан и Россия подписали Договор о Таможенном союзе в 1995 году, заложив основу для экономического сотрудничества между государствами-членами. Впоследствии, в течение следующих десятилетий, ряд дополнительных договоров укрепил экономические отношения между евразийскими государствами, все из которых ранее были членами Советского Союза.
В декабре 2010 г. была подписана Декларация о создании Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, заложившая основу ЕАЭС. Этот договор, вступивший в силу в 2012 году, обеспечил свободное перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капитала между государствами.
29 мая 2014 г. ЕАЭС было официально создано, когда государства-учредители Беларусь, Казахстан и Россия подписали Договор о Евразийском экономическом союзе, и этот договор вступил в силу 1 января 2015 г. Армения и Кыргызстан подписали соглашения о присоединении к ЕАЭС. в октябре 2014 г. и декабре 2014 г. соответственно. 2 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе для Армении, 6 августа 2015 г. – для Кыргызстана.
Будущее Евразийского экономического союза
Президент России Владимир Путин дал понять, что его конечной целью является расширение Евразийского экономического союза на все постсоветские государства. Это обязательно исключит три прибалтийских государства (Литва, Латвия и Эстония), которые вместо этого уже присоединились к Европейскому союзу.
Таджикистану, Узбекистану, Грузии, Молдове, Украине и Турции было предложено членство. Однако членство в ЕС также было предложено Грузии, Молдове, Украине и Турции. Отколовшиеся от России регионы в Грузии, Молдове и Украине предприняли шаги в направлении интеграции с ЕАЭС. Эти два экономических союза, по сути, вовлечены в конкуренцию за экономическую интеграцию Восточной Европы.
Что такое Евразийский экономический союз?
Объяснение истории, цели и политической подоплеки Евразийского экономического союза.
объяснитель
7 минут ЧИТАТЬ
Члены Евразийского экономического союза
Евразийский экономический союз состоит из пяти государств-членов: России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Армении.
Что такое Евразийский экономический союз?
Теоретически Евразийский экономический союз (ЕАЭС или ЕАЭС) представляет собой амбициозный проект экономической интеграции на постсоветском пространстве. Его формальные цели заключаются в создании общего рынка, подобного Европейскому союзу (ЕС).
Он стремится достичь этого путем координации экономической политики, устранения нетарифных торговых барьеров, гармонизации правил и модернизации экономики пяти государств-членов.
180м
— совокупное население государств-членов ЕАЭС
ЕАЭС имеет свои институты, аналогичные институтам ЕС. К ним относятся Евразийская экономическая комиссия в Москве в качестве ее регулирующего органа и Суд Евразийского экономического союза в Минске.
Однако реальность интеграции между пятью государствами-членами громоздка и неоднородна.
Полномочия Комиссии ограничены. Государства-члены, не согласные с его решениями, могут обращаться в другие органы, и Комиссия не имеет полномочий обращаться в суд с государством-членом в случае несоблюдения. Споры часто решаются в двустороннем порядке, а не через институты ЕАЭС.
87%
– доля российской экономики в совокупном ВВП ЕАЭС в 2019 г.
Технократическая инфраструктура и общий рынок, которые лежат в основе ЕС и которые ЕАЭС стремился воспроизвести, до сих пор полностью не существуют. В целом стремление к более сложному экономическому союзу не было реализовано.
Россия, безусловно, является крупнейшим государством-членом и доминирует в Союзе. Это означает, что торговая модель представляет собой «центр и спицы», при этом большая часть торговли происходит между Россией и каждой из четырех других стран, а не между всеми пятью. Это доминирование означает, что Россия легко может действовать в одностороннем порядке в рамках союза.
Краткая история ЕАЭС
После распада Советского Союза в 1991 году Россия реализовала различные интеграционные проекты через Содружество Независимых Государств (СНГ) – гораздо более слабую организацию-правопреемницу Советского Союза.
Но это было крайне проблематично. Одни страны СНГ были заинтересованы в более тесном сотрудничестве с Россией, другие нет. В Украине многие восприняли организацию как механизм исключительно для содействия цивилизованному разводу с Россией.
Другие инициативы были созданы за пределами СНГ, в том числе Евразийское экономическое сообщество 2000 г. с Россией, Беларусью, Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном и Единое экономическое пространство 2003 г.
Примерно с 2010 г. Россия начала более энергичные и амбициозные попытки наладить экономическое партнерство в бывших советских республиках.
К ним относятся Евразийский таможенный союз, образованный в 2010 г., и Единое экономическое пространство, созданное в 2012 г. Эта деятельность была отчасти вызвана финансовым кризисом 2008 г., а отчасти Политикой Восточного партнерства ЕС (ВП).
Прочитать исследовательскую работу
Евразийский экономический союз
Восточное партнерство было запущено в 2009 году и направлено на углубление экономических отношений ЕС с соседними постсоветскими государствами, такими как Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина. Россия восприняла это как вторжение в свою сферу влияния и хотела создать альтернативный, дополнительный к ЕС экономический блок.
Государствами-основателями Евразийского таможенного союза были Россия, Беларусь и Казахстан. Большая интеграция имела смысл для этих государств, которые все были автократиями и уже были тесно связаны через инфраструктуру и торговлю из-за наследия Советского Союза.
Экономический союз с Россией принес ожидание политической поддержки, гарантий безопасности и стимулов, таких как дешевая энергия.
Более тесная интеграция также имела политический смысл, поскольку экономический союз с Россией предполагал политическую поддержку, гарантии безопасности и такие стимулы, как дешевая энергия. Эти преимущества позволили автократическим лидерам избежать реформ, которые проводились в других постсоветских государствах.
И Беларусь, и Казахстан подчеркивали, что стремятся к экономическому, а не политическому союзу. Но реальность ЕАЭС как российского геополитического проекта проявилась на примере Армении, которая стремилась к соглашению с ЕС.
3 сентября 2013 года, после встречи на высшем уровне между президентом Армении Саргсяном и президентом России Путиным, было объявлено, что вместо этого Армения присоединится к Евразийскому таможенному союзу, который вскоре станет ЕАЭС.
В результате Армения получит скидки на поставки природного газа и отменит пошлины на российские нефтепродукты. Армянские активисты утверждали, что правительство было вынуждено присоединиться к ЕАЭС в рамках усилий России по укреплению своего влияния на бывшие советские республики.
Россия предприняла аналогичную попытку заставить Украину отказаться от ЕС в пользу членства в ЕАЭС, но это не удалось, и протесты привели к свержению правительства президента Виктора Януковича в 2014 году. Это положило начало череде событий, которые привели к аннексии Россией Крым и эскалация российской агрессии против Украины в 2022 году.
Договор о создании ЕАЭС был подписан 29 мая 2014 года в Астане (ныне Нур-Султан) и вступил в силу 1 января 2015 года. На следующий день Армения была принята в Союз оно вступило в силу. Кыргызстан также присоединился к Евразийскому экономическому союзу в августе 2015 года, мотивируя это своими тесными экономическими связями с Казахстаном и мобильностью рабочей силы, обеспечиваемой ЕАЭС.
Мигранты из Центральной Азии долгое время работали в России, но подвергались дискриминации и преследованиям. ЕАЭС предоставил легализованные формы трудовой миграции для кыргызских работников, облегчив возможности найти работу в России и отправить денежные переводы семье на родине. Эта трудовая мобильность была относительной историей успеха Союза.
Недавно велись дискуссии о вступлении Узбекистана в ЕАЭС, но они не продвинулись. После усиления российской агрессии против Украины в 2022 году Азербайджан также обсуждал вопрос о вступлении в ЕАЭС, поскольку война вынудила страну признать Россию своим самым важным геополитическим партнером.
Последствия агрессии 2022 года сделали ЕАЭС экономически более полезным для России, чем когда-либо прежде. Такие страны, как Казахстан, сыграли важную роль в том, чтобы позволить ему обходить санкции и ввозить запрещенные товары.
Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку
Наш флагманский информационный бюллетень содержит еженедельный обзор контента, а также последние новости о событиях и о том, как связаться с институтом.
Статья часть 2
Является ли ЕАЭС таможенным союзом?
ЕАЭС можно назвать лишь частичным таможенным союзом, так как государства-члены часто ведут себя односторонне. Россия действовала, не посоветовавшись с союзом по критическим экономическим вопросам.
В 2014 году Россия заблокировала импорт сельскохозяйственной продукции из ЕС и торговлю с Украиной в ответ на введение финансово-экономических санкций. Другие государства-члены ЕАЭС не поддержали и не реализовали запрет. Вместо этого Беларусь, Армения и другие страны попытались извлечь из этого выгоду.
А Казахстан вступил во Всемирную торговую организацию (ВТО) в ноябре 2015 года после вступления в ЕАЭС, но договорился о тарифе ниже общего тарифа ЕАЭС. Это означает, что около 40% таможенных пошлин в ЕАЭС не гармонизированы.
ЕАЭС представляет собой фрагментированный таможенный союз, для которого характерна односторонность России и ее непростые отношения с более мелкими государствами-членами.
Роль России в ЕАЭС
ЕАЭС имеет важное геополитическое значение для России. Путин рассматривает это как часть своего стремления восстановить российскую сферу влияния, утраченную с распадом Советского Союза. Для России выгоды от ЕАЭС в основном политические.
Его торговля внутри Союза намного меньше, чем с остальным миром. Даже если бы был создан совершенный рынок без тарифных барьеров, влияние на экономику России было бы минимальным.
Россия стремилась создать Союз, но не проявляла такого же энтузиазма в отношении сильных наднациональных институтов, в которых нуждается ЕАЭС.
Россия рассматривает проект региональной экономической интеграции как необходимый атрибут великой державы и как способ противостоять тому, что Путин считал однополярным миром, в котором доминируют США. Это также остановит расширение ЕС на территории бывшего Советского Союза и поможет поддержать пророссийские режимы.
Россия стремилась создать Союз, но не проявляла такого же энтузиазма в отношении сильных наднациональных институтов, которые необходимы ЕАЭС для функционирования в манере, похожей на режим, основанный на общих правилах ЕС.
Это демонстрирует парадоксальность усилий России по усилению своего влияния в регионе. Предполагается, что ЕАЭС предполагает экономическое сотрудничество, но экономические отношения с евразийскими членами имеют значение для России только как предпосылка к достижению ее политических целей.
У других государств-членов, как у небольших экономик, были разные мотивы для присоединения к Союзу, в том числе многие существующие зависимости в экономике, энергетике или безопасности, которым могла бы способствовать экономическая интеграция с Россией.
Европейский союз и ЕАЭС
Вся основополагающая идея Евразийского экономического союза заключалась в том, что он будет служить евразийским аналогом и потенциальным партнером ЕС. Многие из ее структур и институтов созданы по образцу структур ЕС, и Россия объявила ЕАЭС партнером ЕС в предлагаемой зоне свободной торговли, «протянувшейся от Лиссабона до Владивостока».
В европейских странах был большой энтузиазм по поводу ЕАЭС. Была надежда, что Россия будет добиваться либерализации торговли посредством трансконтинентального соглашения и станет более стабильным и доброжелательным соседом. В Германии особенно с оптимизмом смотрели на ЕАЭС как на проект, призванный сблизить Европу и Россию посредством торговли и связей.
Даже после аннексии Крыма Россией в 2014 году существовала поддержка торгового соглашения между ЕС и ЕАЭС, призванного ослабить напряженность и вовлечь Россию в полезные переговоры о европейской безопасности.
Но некоторые правительства с самого начала были обеспокоены тем, что ЕАЭС был в первую очередь российской геополитической конструкцией, а Россия использовала блок, чтобы действовать в качестве привратника для интересов более мелких государств-членов ЕАЭС. Также предполагалось, что Россия рассматривала экономическую интеграцию с ЕС в первую очередь как путь к отмене санкций.
Российское правительство все чаще видело руку США за деятельностью ЕС. Еще до того, как конфликт на Украине перерос в полномасштабную войну, ЕАЭС искал экономический поворот в сторону Азии, а не Запада.
Китай и ЕАЭС
Россия, Казахстан и Кыргызстан уже сотрудничали с Китаем в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) – политического, экономического и военного союза, основанного в 2003 году – еще до образования ЕАЭС. Россия и Китай использовали ШОС для достижения стратегического баланса своих интересов.
Китай также хотел развивать экономическое сотрудничество через ШОС. Но когда президент Китая Си Цзиньпин в мае 2015 года объявил о китайской инициативе «Один пояс, один путь» (ОПОП), Китай постарался признать ЕАЭС и необходимость сотрудничества с ним. В этом сотрудничестве не было много смысла, но это было политическое признание важности ЕАЭС.
Читать объяснение
Что такое инициатива Китая «Один пояс, один путь»? (БРИ)
Россия нервничала по поводу распространения китайского влияния через ОПОП на бывшие советские республики Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан.
ЕАЭС изначально задумывался как часть усилий России по противодействию экономическому влиянию Китая в регионе почти так же, как противодействовать ЕС в Западной Европе.
Но этот баланс изменился после аннексии Крыма Россией в 2014 году, поскольку отношения России с ЕС и США стали более откровенно враждебными. В мае 2018 г. было объявлено о заключении соглашения о торговле и сотрудничестве между Китаем и ЕАЭС, имеющего скорее символическое значение, чем реальную экономическую выгоду.
Индия и ЕАЭС
Индия имеет долгую политическую историю сотрудничества с Россией и Советским Союзом. В декабре 2016 года начались переговоры по соглашению о свободной торговле между Индией и ЕАЭС.
Переговоры не продвинулись, так как обе стороны довольно протекционистски настроены в своей политике.
Leave a Reply