до конца года бензин ещё подорожает — Forbes Kazakhstan
ФОТО: © pixabay.com
Бензин на казахстанских АЗС начал постепенно дорожать с марта 2021. Например, в Алматы в среднем цена на самое популярное топливо марки АИ-92 к настоящему моменту выросла со 150-153 тенге до 165-170 тенге за литр. И этому есть несколько причин.
Как считает доктор экономических наук, директор Института мировой экономики и международных отношений Акимжан Арупов, всему виной продолжающийся мировой экономический кризис и обострение конкурентной борьбы на глобальных рынках, которые вкупе разрушают сложившуюся систему международных экономических отношений. Крупные международные экономические организации уже не в полной мере справляются со своими функциями, и сегодня страны и даже крупные глобальные корпорации начинают самостоятельно выстраивать новые рыночные отношения. Во-вторых, мир меняется под влиянием научно-технического прогресса. Сегодня самыми дорогостоящими компаниями являются такие технологические гиганты, как Tesla, Amazon, Apple, Google и так далее, а еще 15-20 лет назад лидерство за редким исключением принадлежало нефтегазовым консорциумам. Будущее теперь принадлежит компаниям, которые производят технику, программное обеспечение и продукты, позволяющие строить производство, основанное на искусственном разуме, а не корпорациям, добывающим ресурсы из недр.
— Наконец, третьим фактором является коронавирус. На мой взгляд, COVID-19 является одним из главных инструментов борьбы за конкурирующие рынки. Он оказал колоссальное влияние на всю мировую экономику, и мы видим, что ряд стран от этого очень сильно пострадал, — объяснил Акимжан Арупов.
ФОТО: из личного архива
Акимжан Арупов
Эти факторы сформировали на рынке нефти в прошлом году небывалую прежде ситуацию: в апреле 2020 цена на черное золото достигла отрицательных значений — фьючерсы на нефть из-за грандиозного снижения спроса были попросту в минусе.
— Такое положение дел в экономике не изучалось даже в теории. И на практике на глобальном уровне мы с таким столкнулись впервые, — добавил себеседник.
Частично восстановить ситуацию на энергетическом рынке удалось только благодаря договоренностям между странами ОПЕК+ о достаточно серьезных ограничениях на добычу нефти, но, несмотря на это, рынок все же претерпевает значительные изменения.
— Сейчас идет постепенное увеличение цен на нефть, но должен заметить, что цена на топливо и энергоресурсы в целом выросла меньше, чем на ряд продуктов: яйца, подсолнечное масло, мясо и т.д. Цена на нефть определяет уровень цен абсолютно на все, потому что нефть — это кровеносная система экономики, это стратегический продукт, который пока в массовых объемах заменить нечем, — подчеркнул Акимжан Арупов.
Коронавирусный кризис спровоцировал и отложенный эффект по повышению цен на ряд товаров, в том числе топливо. В прошлом году большинство секторов экономики претерпели значительный спад: часть предприятий простаивала, при этом большинство из них все равно платили за аренду зданий и помещений, выплачивали (хоть и частично) зарплату, а государственная поддержка все же не позволила безболезненно пережить это время.
— По сути, предприятиям были предоставлены лишь налоговые отсрочки, но от уплаты налогов их так и не освободили. В итоге, чтобы восполнить прошлогодние и текущие потери, предприниматели начали понемногу поднимать цены своих товаров и услуг. Это в целом естественная, прогнозируемая ситуация. Неприятная, но объяснимая объективными причинами. Рост цен на топливо — из этой же истории: нефтедобытчики и нефтепереработчики также понесли серьезные потери, — объяснил экономист.
К тому же, по его словам, не стоит забывать, что цена на бензин в Казахстане — одна из самых низких в мире.
— По этому показателю мы находимся в десятке наряду с Венесуэлой, Ираном и так далее. Учитывая, что мы находимся в окружении стран, где цена на топливо является более высокой, мы рано или поздно все равно бы пошли на повышение цен, — уточнил доктор экономических наук.
Однако он подчеркнул, что хоть власти не регулируют цены на ГСМ, они все же не позволят им взлететь до слишком высоких значений.
— Пусть официально бензин и не входит в категорию социально значимой продукции, но он все же является товаром первой необходимости, стратегическим продуктом. Вслед за ценами на топливо подрастет и стоимость остальной продукции. И чем выше будет цена на бензин, тем больше подорожает и все остальное, увеличится социальная напряженность. Вот этого власти уже не могут допустить, поэтому я думаю, что они придут к общему консенсусу, — заключил Акимжан Арупов.
Ведущий авторской программы «Байдильдинов. Нефть» Олжас Байдильдинов отмечает, что текущие цены на бензин в Казахстане находятся ниже фактической себестоимости.
ФОТО: из личного архива
Олжас Байдильдинов
— Не может товар продаваться дешевле, чем он стоит. И когда говорят, что раз мы нефтедобывающая страна, то и бензин у нас должен быть дешевым, это от незнания темы. У нас любят ссылаться на страны Персидского залива, где якобы бензин очень дешев, но это не так. В тех же ОАЭ цена на бензин АИ-95 равна примерно 255 тенге — дороже, чем у нас, на 80 тенге. В РФ бензин такой же марки находится в аналогичных пределах — 250-270 тенге. Казахстанская нефть ввиду своего качества в среднем торгуется около $60 за баррель. В одном барреле 159-160 литров нефти, то есть стоимость 1 литра сырой нефти равна 170 тенге — та цена, за которую мы сегодня можем купить литр бензина АИ-92 на казахстанских заправках. А ведь нужно понимать, что эту нефть еще надо доставить на завод, переработать, отправить, порой за 2-3 тыс. км, на АЗС, заплатить рабочим, выплатить налоги, акцизы и т.д. Никто не удивляется на рынке, что сметана или масло стоят дороже молока, зато все возмущаются, когда производители топлива поднимают цены на бензин. Но ведь они не могут постоянно работать себе в минус, — привел аргументы эксперт.
Как отмечает Олжас Байдильдинов, производители топлива на протяжении как минимум года поставляли продукцию значительно ниже рыночной, а убытки старались компенсировать экспортными доходами, но бесконечно это продолжаться не могло.
— Сегодня экспортные доходы снижены из-за снижения мировой цены на нефть и сокращения добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+. По-хорошему, цена на бензин должна была подняться еще в прошлом году, но участники рынка не стали этого делать, учитывая непростую экономическую ситуацию. Не стоит забывать, что в январе 2020 был увеличен акциз на переработку нефти на 5-7 тенге с каждого литра, а в этом году КТЖ поднял тарифы на ж/д-перевозку на 13%, — добавил спикер.
Он привел в пример еще несколько цифр. Например, себестоимость добычи барреля нефти обходится в среднем (в зависимости от месторождения) в РК в районе $40. На НПЗ нефть поставляется по $20-30, то есть в 2-2,5 раза ниже, чем мировая рыночная цена.
— Большую долю в стоимости бензина составляют также налоги и акцизные сборы. По моим подсчетам, в РФ они равны около 65%. У нас в стране этот показатель равен примерно 55%. Благодаря этой разнице у нас вряд ли цена поднимется до российской, по крайней мере в ближайшие годы. Однако в любом случае, в условиях открытых границ в рамках ЕАЭС, отечественные производители и поставщики топлива будут вынуждены поднимать стоимость продукции. У нас уже происходит значительная утечка топлива в соседние страны нелегальными или не совсем легальными способами. Очень часто приходят сообщения о том, что ликвидирован незаконный трубопровод или арестованы цистерны с топливом, которые хотели вывести в Россию. Более того, например, в некоторых наших северных городах объем потребления бензина превышает показатели Шымкента на душу населения в 3-4 раза. Уже ни для кого не секрет, что российские автомобилисты, проживающие в приграничных с Казахстаном регионах, заправляются у нас. Более того, и наши, и российские предприимчивые граждане часто провозят через границу значительные объемы топлива, — напомнил Олжас Байдильдинов.
Говоря о том, до какого уровня вырастет цена на бензин в ближайшее время, эксперт отметил, что давать прогнозы — дело неблагодарное, но все же согласился поделиться своими мыслями по этому поводу.
— Я не думаю, что в текущем году цена за литр бензина АИ-92 поднимется выше 190 тенге. Остановится около 180 тенге за литр. Что касается дальнейшей ситуации, то здесь сложно что-то прогнозировать более точно. Вообще не стоит забывать, что к 2025 году в рамках соглашений ЕАЭС наши страны должны перейти к равнодоходным ценам на нефть, газ и прочие нефтепродукты. Это означает, что цена на продукцию будет формироваться за счет экспортной цены на мировом рынке за вычетом затрат на транспортировку, таможенные пошлины и т.д. То есть мы должны будем стремиться к мировым ценам за вычетом этих расходов. К слову, если кто-то думает, что нам тогда лучше выйти из ЕАЭС, то у нас есть схожие обязательства и перед ВТО. Рынок сам должен формировать цены. Стоимость топлива растет во всем мире, и не только в странах, которые являются импортерами, но и в странах — экспортерах нефти, — напомнил эксперт.
Бензин на автозаправках подорожал сразу на несколько тенге
Бензин на автозаправках страны в эти дни подорожал сразу на несколько тенге. Причем, цены выросли в большинстве регионах, сообщает корреспондент «Хабар 24».
Есть прогнозы их дальнейшего увеличения. Эксперты считают, что рост цен закономерный. Так как розничный рынок еще не догнал прошлогоднее повышение акциза.
ПОЧЕМУ ДОРОЖАЕТ БЕНЗИН?
На автозаправках страны цена на бензин повысилась от 2 до 10 тенге за литр в зависимости от марки топлива. Есть все предпосылки для дальнейшего роста, считает аналитик международной инвестиционной компании Андрей Чеботарёв. В телеграмм-канале Finanse.кз он отмечает, что нынешнее подорожание, скорее всего, связано с прошлогодним повышением акциза.
Отметим, цены на бензин складываются из ряда факторов: это оптовая стоимость нефтепродукта, транспортные расходы, и, конечно же, налоги и акцизы.
Напомним, в январе 2020-го ставки подняли почти в два с половиной раза. Тогда были прогнозы, что шестипроцентный рост цены на топливо подтолкнёт вверх общую инфляцию. Однако ожидаемого резкого скачка не произошло.
В прошлом году из-за карантина в Казахстане, как и в других странах, сократился и спрос на топливо. Вполне закономерно, что цены растут, учитывая, что отечественный бензин — один из самых дешёвых в мире, считает эксперт. Чеботарёв также отмечает, что рост цен на топливо ставит под вопрос возможность снижения инфляции до 6% к концу текущего года.
КАЗАХСТАН УВЕЛИЧИТ ПРОИЗВОДСТВО БЕНЗИНА
По данным Минэнерго, в прошлом году казахстанские НПЗ произвели около 4,5 миллионов тонн бензина. Большая часть ушла на собственное потребление, экспортировано около 500 тысяч тонн. В текущем году объемы производства планируют увеличить примерно на 200 тысяч тонн. В ведомстве также подчеркивают, что цены на нефтепродукты государство не регулирует. Они и дальше будут зависеть от конъюнктуры рынка и биржевой торговли. В то же время специалисты отмечают, что сохранение низких цен неизбежно приведёт к перетокам ГСМ в приграничные страны, где бензин в разы дороже. А для казахстанцев — это риски дефицита собственного топлива. В ведомстве также отмечают, что сейчас при поставках нефти на внутренний рынок большинство компаний теряют порядка 100 долларов за тонну в сравнении с экспортными продажами. При этом речь идет о крупных предприятиях, добывающих нефть на месторождениях с высокой себестоимостью.
КАРТА ЦЕН
В нашей традиционной рубрике «Карта цен» мы выясняли стоимость бензина 92-ой марки в разных городах страны. Информацию собирали собственные корреспонденты телеканала. По их сведениям, подорожание бензина произошло практически во всех регионах.
От 145 тенге начинаются цены в Актобе. На 5 тенге дороже бензин в Таразе. В Павлодаре топливо стоит 152 тенге. В Кокшетау 155. В Шымкенте на два тенге дороже. И такая же стоимость в Нур-Султане — 157 тенге за литр.
В КАЗАХСТАНЕ УВЕЛИЧИЛАСЬ ДОЛЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
В Казахстане в 2,5 раза увеличились безналичные операции по платежным картам. По данным Национального банка, всего за прошлый год проведено свыше трёх миллиардов транзакций на общую сумму 52 триллиона тенге. Это почти вдвое выше, чем в 2019-ом. В финрегуляторе отмечают, что такие изменения в платёжную систему страны внесла пандемия коронавируса. Также за прошлый год казахстанцы стали меньше снимать наличные со своих счетов. Число таких операций уменьшилось на 21%. Всего в 2020-ом держатели платежных карт обналичили свыше 16 триллионов тенге.
КИТАЙ УЖЕСТОЧАЕТ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНУЮ ПОЛИТИКУ
В Китае планируют ужесточить денежно-кредитную политику. Власти сообщают о возможном повышении процентных ставок. Ожидается, что меры будут приняты после обеспечения полного контроля над эпидемиологической ситуацией в Поднебесной. Глава Комиссии по регулированию банковской и страховой деятельности подчеркнул, что смягчение денежно-кредитной политики в Европе и США имеет побочные эффекты. Финансовые рынки растут быстрее экономики, такой пузырь может лопнуть, заявил глава комиссии. По его словам, Пекин также планирует усилить контроль за притоком иностранного капитала. Сообщается, что объём теневого банковского сектора в последние годы сократился более чем на три триллиона долларов. Что в свою очередь говорит об оздоровлении финансовой системы Поднебесной.
Бензин резко подорожал в Казахстане
В Казахстане резко подорожал бензин, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на КТК.
В Министерстве энергетики заявили, что стоимость горючего давно никто не регулирует.
В Алматы за несколько дней бензин самой ходовой марки АИ-92 местами поднялся в цене на 7 тенге – до 168 тенге за литр. Автовладельцы в недоумении, за месяц это уже не первое подорожание.
«Что-то дорожает и дорожает. Месяц назад 150 стоил, сейчас уже на 13 тенге дороже стал, это 92-й. И то за один литр», – говорит водитель Дархан Абдралиев.
В некоторых регионах ценники на табло перебивали уже несколько раз. Так, в Актау еще вчера 92-й отпускали по 159 тенге, а уже сегодня за литр просят 172 тенге.
Еще дороже бензин в Петропавловске. На севере республики стоимость АИ-92 доходит до 178 тенге за литр. Но и это не предел, уверяют операторы. В регионе уже начался дефицит. Ряд заправок отпускают бензин только по талонам.
В Таразе в дефиците оказался бензин марки АИ-95. Цена на эту марку поднялась до 186 тенге.
Еще хуже ситуация на западе страны. Владельцы АЗС установили лимит на продажу – не более 10 литров в один бак. Да и найти топливо непросто. По данным телеканала, бензин в Уральске сейчас разливают по талонам.
Наиболее дешевый бензин сейчас в Актобе. Там цена хоть и поднялась, но незначительно – до 150 тенге за литр. На 10 тенге дороже топливо в Семее.
Самый дорогой бензин в стране продают в Атырау. Там за литр просят 200 тенге. На 8 тенге дешевле можно залить АИ-92 в Актау. Замыкает тройку Уральск – 170 тенге за литр.
Отмечается, что цены на топливо растут по нескольким причинам. В числе основных: плановый ремонт на двух нефтеперерабатывающих заводах, импортное сырье и экономический кризис. Все это привело к отложенному росту цен. Впрочем, в Минэнерго ничего страшного в ситуации не видят. Уверяют, топлива в стране достаточно и говорить о дефиците пока рано.
«На сегодняшний день цены на внутреннем рынке нефтепродуктов не регулируются и определяются рынком на основе спроса и предложения. Стоимость АИ-92 по стране варьируется в диапазоне от 154 до 172 тенге за литр. Нефти в резерве достаточно. И нами предусмотрены все ситуации, чтобы не было нехватки», – заявил заместитель директора департамента развития нефтяной промышленности Минэнерго Талгат Курманбаев.
По мнению экспертов, это еще не предел. Треть казахстанских заводов получает сырье из России, где цена на литр давно превысила отметку в 200 тенге. Говорят, если ситуация не изменится, дорожающий бензин может всерьез ударить по стоимости товаров и услуг.
«На казахстанском рынке бензин продавался по ценам ниже себестоимости. Долго это, естественно, продолжаться не могло. Цена на нефть имеет ключевое, принципиальное значение. От цен на нефть зависит абсолютно все.
Доставляют хлеб в магазин, доставляют на транспорте, а это нефть. Этот рост цен на нефтепродукты, рост цен на топливо может привести к очень тяжелым последствиям. То есть это начало, может быть, даже неконтролируемого роста цен», – считает директор Института мировой экономики и международных отношений Акимжан Арупов.
Что будет с ценами дальше, пока неясно. Чиновники лишь уверяют, что в любой момент готовы направить на заправки резервное топливо. Это почти 300 тысяч тонн.
Цены на бензин продолжат расти?
Фото: Руслан Пряников
В Казахстане заработала
топливная биржа. За первые шесть торговых сессий цена повысилась на 30%. Запуск
биржи произведён в рамках перехода топливного рынка к рыночной экономике и
открытости. Всю торговую неделю цена АИ-92 росла со стартовой от 169 до 179 тысяч
тенге за тонну, то есть от 125 до 132 тенге за литр, в зависимости от
производителя. По итогу последней сессии цена АИ-92 составила от 204 до 213
тысяч тенге за тонну или от 152 до 159 тенге за литр. Всего за первые торговые
дни на бирже было реализовано 17 290 тонн бензина, при этом на апрель, по плану министерства энергетики, на внутренний рынок должно быть поставлено 275 787 тонн
бензина. Большая часть — через биржу.
Согласно данным
Международного энергетического агентства, в 2019 году Казахстан занял 11-е место в мире по объемам дотаций энергоресурсов, большая часть приходится на
уголь — его фактическая цена ниже равновесной на 54,5%. Общий объем дотацией
оценивается в 6,6 млрд долларов. Удерживание цен ниже рыночных, либо даже ниже
уровня окупаемости приводит к ситуации недофинансирования отрасли. Рынку угля и
газа только предстоит пройти то, что сейчас проходит рынок топлива, на котором до 2016
года действовали жесткие административные меры регуляции: сначала
прямо устанавливались отпускные цены на топливо, а после с 2011 года ограничивалась максимальная стоимость. С 2016 года цены отпустили в свободное плавание, но рынок оставался под чутким надзором, например, нефть для НПЗ
закупалась по себестоимости у производителей, а реализация топлива происходила
не в конкурентной среде.
Не стоит забывать и о
том, что мы движемся к общему рынку энергоресурсов в рамках ЕАЭС. Обязательства
по формированию таких рынков сформулированы в союзном договоре. По плану он
должен заработать 1 января 2025 года, биржа запущена также отчасти в рамках
движения к единому рынку. В основе проекта по созданию общего рынка лежит идея
развития организованной биржевой торговли и обеспечения равного доступа к
торгам всех участников рынка. Это позволит создать конкурентные условия для них,
обеспечить прозрачность ценообразования.
Полноценный запуск общих рынков нефти
и нефтепродуктов позволит повысить их доступность для предприятий
государств-членов ЕАЭС и населения, расширить рынки сбыта для независимых
производителей, что в конечном итоге может повлиять на снижение цен на
нефтепродукты для потребителей. Но для Казахстана это будет повышение, так как у нас не только самый
дешевый бензин в ЕАЭС, но один из самых дешевых в мире. В соседней России цена
АИ-92 составляет в среднем 250 тенге за литр, и в первую очередь гармонизировать
свои рынки мы будем именно с РФ.
Цены на топливо в Казахстане долгое
время сдерживались искусственно, а средства, выделенные на модернизацию НПЗ,
которая позволила не только полностью закрыть спрос внутреннего рынка, но и
нарастить экспорт топлива, никак не была заложена в цену. Кроме этого, увеличение стоимости акциза в начале прошлого года также не нашло отражения в росте цен из-за
зарегулированности отрасли. С переходом на открытые торги на топливной
бирже эти отложенные факторы и сработали. Цена растёт, как обычно и происходит после снятия административных ограничений.
От свободных цен на
топливо в выигрыше отрасль – они могут не только покрыть расходы на
дорогостоящую модернизацию, но и дать возможность задуматься о будущей, которая сможет увеличить
экспортный потенциал, диверсифицируя наш нефтяной экспорт. Конкурентная цена —
это здравый смысл свободного рынка, которая позволит нам не стоять с палкой на
границе, проверяя, кто и сколько вывез топлива в соседнюю Россию, а открыто и
цивилизованно продавать его туда, обеспечивая высокие зарплаты и рабочие места
на производстве.
Тема бензина остаётся
одной из самых социально напряженных. У нас, как и в России, транспортный налог
пока не включен в стоимость бензина, что считается справедливым распределением
налога, ведь кто-то использует машину один раз в неделю, а кто-то очень часто. В таком случае бензин подорожает ещё на стоимость транспортного
налога, это примерно 13,3 тенге, по последним подсчётам Минэнерго. И тот, кто
часто использует машину, будет больше платить в казну. Такие разговоры давно
идут в нашем парламенте, и изменение транспортного налога может быть включено в общую налоговую реформу, вместе с прогрессивной шкалой ИПН.
Экономика
19385
Ждать ли в 2021 году налоговой реформы
Главное — не отпугнуть инвесторов
Бензин продолжит дорожать до экономически обоснованных уровней. Пока речь о
полной гармонизации рынков с РФ не идёт, и вряд ли цена дойдёт до российской, но
повышения до уровня 200 тенге за литр можно ожидать уже к лету этого года, по
мере того как все больше объемов будет проходить через топливную биржу.
Андрей Чеботарев,
аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено
использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного
материала необходимо разрешение редакции.
Почему подорожал бензин в Казахстане
В марте в Казахстане подорожал бензин. В Нур-Султане, Алматы и Шымкенте за бензин марки АИ-92 стали платить в среднем на 10 тенге больше — по 160 тенге. Эксперт нефтегазовой отрасли, ведущий программы «Байдильдинов. Нефть» Олжас Байдильдинов объяснил, почему это происходит, передает zakon.kz.
После новостей о росте цен на бензин Министерство энергетики распространило сообщение, что ведомство не в ответе за стоимость ГСМ.
На сегодняшний день цены на внутреннем рынке нефтепродуктов не регулируются и определяются рынком на основе спроса и предложений. Конечная цена для потребителей складывается на основании оптовой стоимости нефтепродукта, всех транспортных расходов до АЗС, хранение на нефтебазах, расходы розничного реализатора, а также акцизы и налоги, — говорится в тексте сообщения.
Эксперт Олжас Байдильдинов объяснил, что повышение цен связано с многими факторами, среди них курс валют, инфляция.
Цены должны были вырасти еще в прошлом году. По факту уже год назад бензин продавали в РК ниже себестоимости. К примеру, нефть на наши НПЗ поставляет по цене около $30 за баррель, то есть в два раза ниже мировых цен. Если перевести баррель сырой нефти в литры, то литр казахстанской нефти на мировых рынках стоит примерно 170 тенге, а бензин сейчас продают по 160-165 за литр. То есть готовый продукт стоит дешевле, чем сырье! Это как если бы сметана, стоила дешевле молока. Такой ситуации ведь никогда не было, а по бензину она сложилась и уже долгое время держится в таком диапазоне. То есть нефть, как и любой товар имеет свою себестоимость, и она с каждым годом растет из-за валютных курсов, инфляции, в том числе и роста заработных плат. Ведь нефтяники и сервисники периодически требуют это, — сказал он.
Он отметил, что Казахстан входит в топ-10 стран по самому дешевому бензину. Если точнее — на 8 месте. В то же время в соседних с Казахстаном странах бензин в среднем дороже на 60-100 тенге. К примеру, в России с начала года наблюдается рост розничных цен на 3% до 270 тенге за бензин марки АИ-92.
Естественно, дешевый бензин в РК создает благодатную почву для теневых поставок в соседние страны, что и происходит. К примеру, в наших северных регионах в некоторые периоды потребление бензина бывает выше, чем в миллионом Шымкенте! Всем ведь понятно, что этот бензин вывозят, зарабатывая по 80-100 тенге с каждого литра, — рассказал он.
В этом году в стране ремонтируют два нефтеперерабатывающих завода.
Плановый и внеплановый ремонт НПЗ, конечно, может влиять на внутренний рынок, однако, Правительство всегда держит на контроле данный вопрос, и перед плановыми ремонтными работами всегда есть задача обеспечить комфортный уровень запасов. В настоящее время дефицита ГСМ нет. И это хорошо. Так как бывали периоды, когда мы сталкивались с табличками «Бензин только по талонам». Однако, цены все же будут расти. Слишком большой разрыв между Казахстаном и соседними странами, — добавил эксперт.
Напомним, 4 апреля в Уральске подорожал бензин, а некоторые АЗС и вовсе отпускают топливо либо ограниченно, либо по талонам.
Новости партнеров
Мы дорожим каждым нашим подписчиком и читателем, поэтому, пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с рекомендациями при комментировании.
Город
Если вы стали очевидцем какого-либо происшествия
ПРИСЫЛАЙТЕ ФОТО, ВИДЕО И КОРОТКИЙ ТЕКСТ НА 8 776 863 36 36
Если ваша новость появилась на нашем сайте, вас ждет вознаграждение.
В Казахстане подорожал бензин | Kazakhstan Today
Нур-Султан. 16 марта. Kazakhstan Today — В Казахстане резко подорожал бензин, передает Kazakhstan Today.
Цены на бензин в стране поползли вверх. Самая ходовая марка — АИ-92 — в некоторых областях стала дороже уже на 10 тенге. В акиматах разводят руками, говорят, что бессильны, а эксперты заявляют, что подорожание бензина — неизбежная закономерность», — сообщает телеканал КТК.
По информации телеканала, в Карагандинской области самый ходовой АИ-92 подорожал в среднем на 5 тенге. В районах местами стоимость повысили на 10 тенге за литр. В Уральске за 92-й также стал дороже на 5 тенге, и теперь литр стоит 159. Владельцы заправочных станций объясняться пока не желают. Говорят лишь, что идет рост закупочных цен. В Актобе литр бензина 92-й марки вместо 141 продают теперь по 147.
Учитывая запасы, которые были на нефтебазах, резкого скачка цен не отмечается. Но, учитывая, что с начала года повышены железнодорожные тарифы на перевозку ГСМ, прогнозируем рост цен на АИ-92 и на все виды ГСМ», — сказал заместитель руководителя управления предпринимательства Актюбинской области Аскар Кукеев.
По данным КТК, самый дорогой бензин на севере страны. Там за литр просят до 163 тенге.
Одни из немногих, кто еще может позволить заправить полный бак, — жители Восточного Казахстана. Там бензин 92-й марки подорожал пока лишь на 3 тенге. В целом же по стране ситуация такова. На юге, севере и в Центральном Казахстане цены на самую ходовую марку начинаются от 155 тенге.
Не отстают, как ни странно, и нефтяные Мангистауская и Западно-Казахстанская области, где литр 92-го доходит до 159 тенге. Следом идут восточные регионы. А замыкает список Актюбинская область, где за АИ-92 просят 147 тенге», — говорится в сюжете.
Специалисты считают, что это неизбежная закономерность и рост цен уже не остановить и советуют не отождествлять топливо с нефтью.
Действительно, цены на мировые падали. И в прошлом году в три раза упала мировая цена. Но почему не снижался бензин? Дело в том, что на тот момент и на текущий момент цены на ГСМ на внутреннем рынке были ниже себестоимости. Если сейчас сравнить цепочку и расходы, которые есть во всей этой цепочке, вы увидите, что цена и на ГСМ, и на сжиженный газ ниже себестоимости», — сказал эксперт нефтегазовой отрасли Олжас Байдельдинов.
Между тем в Министерстве энергетики говорят, что запасов бензина в стране достаточно. По крайней мере, хватит на ближайшие 20 суток. Так что предпосылок для ограничения его продажи нет. Обещают, что и дефицита не будет.
При использовании информации, гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства
Дорогое горючее: почему в Казахстане резко выросли цены на бензин
В Казахстане резко подорожал бензин. За последние дни цена
на топливо популярной марки взлетела на 15, а где-то и на 20 тенге, передает Almaty.tv.
Между тем, в некоторых регионах наблюдается дефицит
горючего. Как правило, рост стоимости бензина приводит к росту цен на все
товары.
Алматы и Алматинская область являются лидерами по количеству
зарегистрированного автотранспорта. Ежедневно по улицам нашего мегаполиса
разъезжает несколько сотен тысяч машин. Большинство из них заправляются
бензином.
На алматинских заправках новый ценник достигает 168 тенге за
литр самого ходового бензина. Первый скачок цен был зафиксирован еще в начале
марта. Тогда на это не обратили внимания, сегодня же автовладельцы мягко говоря
шокированы ценником на топливо.
Экономисты говорят, что причин такого скачка цен может быть
масса. Однако основной является импорт сырья.
«Это идет коррекция
цены на бензин в связи с девальвацией тенге, которая произошла в последние несколько
дней, существенно, где-то даже на 10-12, а местами и на 14 тенге. Поскольку
большая доля бензина, закупаемая у нас, идет из России, а покупают они его за
валюту, то понятно, что как бы эта причина лежит на поверхности», — сказал
экономист Айдар Алибаев.
Как правило, после подорожания бензина начинают расти цены
на товары широкого потребления. Однако городские власти уверяют, что были готовы
к такому развитию событий.
«Повышение цен на
бензин незначительно имеют влияние на цены продуктов питания, так как в
структуре себестоимости занимают менее одного процента. В целом в городе
ведется сдерживание цен и за последний месяц согласно индексной статистике,
уровень роста цен остановлен», — объяснил заместитель руководителя
городского Управления предпринимательства и инвестиций Дамир Тазабек.
Сообщения о дорогом топливе приходят со всех уголков страны.
К примеру, в Петропавловске цена за самый ходовой АИ-92 перевалила за отметку в
178 тенге. За последний месяц это уже третье изменение ценника в северном
регионе.
Что будет с бензином дальше, пока не ясно. Чиновники лишь
уверяют, что дефицита не ожидается и что в резерве имеется достаточно горючего.
Денис Земцов, Ялкунжан
Ашимжанов, телеканал «Алматы».
Почему в Казахстане дорожает бензин?
В Казахстане резко выросли цены на бензин. Что повлияет на рост цен на топливо и продолжит ли дорожать бензин?
Бензин на казахстанских АЗС начал постепенно дорожать с марта 2021 года. Например, в городе Нур-Султан средняя цена на самое популярное топливо АИ-92 сейчас увеличилась со 150 до 176 тенге за литр.
Аналитики FinReview.info мы выяснили, почему растут цены на топливо и будет ли дальше дорожать бензин.
Для начала разберемся, из чего складывается стоимость бензина.
Стоимость бензина
После модернизации НПЗ в 2018 году казахстанские производители впервые за долгое время смогли полностью покрыть внутренний спрос на топливо. Теперь НПЗ могут производить бензина на 24% больше, чем требуется рынку, и ближайший дефицит топлива возникнет не ранее 2032 года.Безусловно, это знаковое событие для нефтегазового сектора страны, поскольку импорт дорогостоящего бензина снизился в 32 раза.
Соответственно, по логике, Казахстан может самостоятельно формировать стоимость топлива на внутреннем рынке, обеспечивая страну дешевым бензином. Однако на самом деле не все так просто — если цена на нефть последние три года колебалась в значительных пределах, падая и повышаясь, цена на бензин постепенно менялась, резко подорожав только в октябре 2017 года.
Причина в том, что нефтяные компании поставляют на внутренний рынок от 30% до 50% нефти по себестоимости, а именно в пределах 25-30 долларов США за баррель. Розничная цена бензина формируется из его оптовой цены на НПЗ с учетом всех сопутствующих затрат по доставке с завода до АЗС — хранение на нефтебазе, эксплуатационные расходы, налоги, банковские услуги, НДС, заработная плата, маржа дающего и т. д. При этом доля нефти в ценообразовании составляет всего 11% -14%, а маржа или чистая прибыль АЗС достигает всего 1-3 тенге за литр.То есть фактически предприятия зарабатывают на высоком спросе внутреннего рынка на бензин.
Теперь рассмотрим основные причины подорожания бензина:
Во-первых, запуск продаж на товарной бирже приводит к гармонизации рынка топлива
Запуск торговли бензином на товарной бирже ЕТС осуществлен в рамках развития централизованной торговой инфраструктуры и перехода ТЭК к рыночной экономике. На начальном этапе через биржу будет реализовано около 10% производимого в стране бензина. В будущем его объем будет увеличен до 15-20%.
С начала первой сессии аукцион показал высокий спрос со стороны участников рынка. За первые семь сессий было продано 19 тысяч тонн бензина АИ-92 и АИ-95. Общий оборот по этому топливу составил более 4 млрд тенге.
В результате сформировались первые ценовые индикаторы на бензин.За всю торговую неделю стоимость топлива увеличилась на 39% со стартовой цены в 169 тысяч тенге до 234,9 тысячи тенге за тонну. То есть от 125 до 174 тенге за литр. Во время последней торговой сессии, которая состоялась 12 апреля, цена АИ-92 колебалась от 155 до 174 тенге за литр.
Соответственно выросла и розничная цена на АЗС.
Во-вторых, ремонтные работы на НПЗ грозят стране дефицитом бензина
Ремонт на Атырауском НПЗ начался из-за сбоя в подаче электроэнергии, что привело к аварийной остановке некоторых технологических установок. Незапланированная остановка производства вызвала крайнюю нехватку запасов топлива в Западно-Казахстанской области, а вызванная им шумиха увеличила дефицит бензина и привела к росту розничных цен в регионе.
Для обеспечения внутреннего рынка топливом плановый капитальный ремонт на Павлодарской и Шымкентской АЭС перенесен на более поздний срок. Тем не менее, в этом году эти работы будут выполнены, что создает угрозу еще большего дефицита запасов.
В-третьих, цена на бензин формируется из соотношения спроса и предложения
Государственное регулирование цен на топливо действовало до 2015 года.Изначально меры административного контроля заключались в прямом определении отпускных цен на топливо, но с 2011 года они ограничились установлением верхнего предела, то есть максимальной стоимости бензина. Эти меры были отменены в середине прошлого десятилетия, и рынок перешел в свободное обращение, оставаясь при этом под определенным контролем государства. Например, поставки нефти на НПЗ по-прежнему осуществляются по себестоимости, а не по рыночной цене.
В свою очередь, свободное обращение рынка означает, что окончательная стоимость формируется объемом спроса и объемом предложения.Государство больше не вмешивается в этот процесс и не субсидирует эту сферу.
В-четвертых, единый рынок нефти и нефтепродуктов в рамках ЕАЭС должен заработать к 2025 г.
Создание общего рынка нефти и нефтепродуктов повысит доступность энергоресурсов для государств-членов ЕАЭС и расширит рынок сбыта для отечественных производителей. В результате стоимость бензина в регионе выровняется. Однако для Казахстана это означает удорожание, так как в стране самые низкие цены среди стран ЕАЭС.В частности, в России цена АИ-92 составляет около 250 тенге за литр. Соответственно, стоимость бензина может увеличиться на 50%.
Таким образом, это четыре основные причины подорожания бензина. Но остается вопрос, что именно нужно сделать Казахстану для сдерживания цен и развития нефтегазового сектора. Одним из таких инструментов могут быть инвестиции в нефтепереработку.
Инвестиции в нефтепереработку помогут снизить стоимость бензина
Бензин — социально значимый товар, и его цена влияет на ценообразование других товаров.То есть рост цен вызовет снижение покупательской способности населения, что негативно отразится на экономике.
Таким образом, развитие нефтегазового сектора является стратегически важной задачей для страны. Однако для увеличения промышленного производства необходимы денежные вложения. Оборотный капитал, направленный на увеличение производственных мощностей на 40% по состоянию на конец апреля 2021 года, состоял из кредитов банковского и небанковского секторов. Очевидно, что эта задолженность предприятий отражается на стоимости бензина, делая рынок уязвимым для любых местных и внешних факторов.
В сложившейся ситуации Казахстану необходимо снизить влияние кредитной нагрузки на стоимость моторного топлива. Достичь такого результата можно за счет привлечения инвестиционных средств, что позволит отечественным НПЗ не только увеличить капитал, но и увеличить производство за счет расширения географии продаж топлива на внешние рынки. Более того, стоимость бензина в стране остается одной из самых низких в мире, а значит, его экспорт представляет значительную выгоду для инвесторов.
Цены на бензин в Казахстане падают по мере того, как страна достигает достаточного предложения для внутреннего рынка
НУР-СУЛТАН — Цены на бензин в Казахстане упали, и исследование Энергопрома показало, что страна имеет достаточное предложение для внутреннего рынка и планирует постепенно увеличивать экспорт.
По майским данным, средние цены на бензин АИ-92 в Казахстане упали на 6,9 процента до 147,6 тенге (0,38 доллара США) за литр; 3,8% для АИ-95/96, до 168%.6 тенге (0,44 доллара США) за литр; и 3,4% на бензин АИ-98, до 185,9 тенге за литр (0,48 доллара США) по сравнению с маем 2018 года.
За первые четыре месяца этого года в Казахстане было произведено 1,2 миллиона тонн бензина, включая авиационный газ, что на 9 процентов больше, чем за тот же период годом ранее. Производство дизельного топлива увеличилось на 10,3 процента и составило 1,6 миллиона тонн.
Наибольший объем производства за эти четыре месяца пришелся на Павлодарскую область, где было произведено 38 единиц продукции.6 процентов производства бензина и 41,4 процента дизельного топлива. Павлодарский нефтехимический завод — один из самых мощных нефтеперерабатывающих заводов страны. Шымкентская область обеспечила 35,6% производства бензина и 25,3% производства дизельного топлива через Шымкентский НПЗ. Атырауская область обеспечивала 24,6 процента производства бензина и 29,3 процента дизельного топлива через Атырауский НПЗ.
По итогам января-марта казахстанские производители обеспечили 98,2% внутреннего спроса на бензин и 93%.1 процент внутреннего спроса на дизельное топливо. Из-за роста производства и импортозамещения в этом секторе импорт бензина за год снизился почти на 94 процента, до 16 700 тонн.
Экспорт бензина увеличился в 11,2 раза за год, но все еще незначителен и составляет всего 665,9 тонны.
Законодательные ограничения когда-то препятствовали экспорту, но теперь это не так. Вице-министр энергетики Казахстана Махамбет Досмухамбетов объявил, что первые поставки казахстанского бензина в Кыргызстан начнутся в июле.
Минэнерго уже сообщало, что Казахстан будет экспортировать бензин в Кыргызстан небольшими партиями по 10 000 тонн. Бывший вице-министр энергетики и нынешний генеральный директор ассоциации KAZENERGY Болат Акчулаков заявил, что в стране скопился избыток бензина.
Топливный кризис обнажил энергетические противоречия Казахстана — The Diplomat
Реклама
Цена на бензин в Казахстане в сентябре достигла 144 тенге (40 центов) за литр. В начале октября он уже преодолел психологический потолок в 150 тенге за литр.В отчете из одного села в Западном Казахстане было зафиксировано целых 200 тенге за литр. Правительство недавно сняло потолок цен на бензин, который когда-то был полностью установлен правительством.
Топливный кризис вышел на новый уровень, когда флагманская авиакомпания «Эйр Астана» заявила, что ей придется сократить количество регулярных рейсов, чтобы справиться с ограниченными поставками бензина. Шымкентский НПЗ — единственный в стране, который производит авиакеросин, который удовлетворяет лишь около 30% годовой потребности гражданской авиации страны.Остальное завезено из России.
Россия сыграла большую роль в создании дефицита предложения в Казахстане. Председатель национальной нефтегазовой компании «Казмунайгаз» Сауат Мынбаев в интервью пояснил, что продажа импортного бензина в Казахстане означает потерю денег.
«Это не только наши внутренние производственные затраты. В России бензин продается по 220 тенге (эквивалент) за литр. У нас в Казахстане наша цена 150. В таких условиях никто не будет торговать, ни мы, ни другие крупные компании.Так образовался дефицит », — сказал Мынбаев.
Стремясь обуздать кризис, правительство ввело систему квот, чтобы все регионы могли получать минимальное количество бензина. На следующий день, 10 октября, премьер-министр Бахытжан Сагинтаев уволил заместителя министра энергетики Асета Магауова и сделал выговор своему боссу Канату Бозумбаеву. Сагинтаев посетовал, что плановое техническое обслуживание местных нефтеперерабатывающих заводов следовало проводить с лучшим планированием.
Вам понравилась эта статья? Нажмите здесь, чтобы подписаться на полный доступ.Всего 5 долларов в месяц.
Бозумбаев оправдал свои действия, заявив, что нефтеперерабатывающие заводы должны были справиться с периодом повышенного потребления, упомянув ЭКСПО в Астане как часть повышенного спроса. Министр также подчеркнул, что с начала года импорт вырос на 40 процентов по сравнению с инфляцией цен на бензин, которая составила около 11 процентов.
Несмотря на свои оправдания, Бозумбаев был подвергнут высшей в Казахстане ругани. 11 октября президент Нурсултан Назарбаев подал официальную жалобу в советском стиле на свои действия.Назарбаев повторил выговор несколько дней спустя во время пленарного заседания правительства.
Diplomat Brief
Еженедельный информационный бюллетень
N
Получите краткую информацию об истории недели и разработке историй для просмотра в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Получить информационный бюллетень
Депутаты парламента заявили, что увольнение или ругань государственных чиновников не решат проблему нехватки топлива, которая больше связана с управлением и мониторингом.
Объявление
Как показалось чрезвычайной мерой, министерство энергетики обеспечило отгрузку из России 100 000 тонн бензина, поставляемого «Роснефтью» и «Газпром нефтью».Эта сумма, по мнению министерства, будет гарантировать поставки топлива на среднесрочный период. В то же время Бозумбаев объявил, что в ноябре цены на бензин вырастут примерно до 160 тенге за литр, что, по его мнению, ниже рыночного уровня в 170 тенге за литр.
По словам местного эксперта по энергетике Сергея Смирнова, отсутствие финансирования могло сыграть важную роль в сокращении плана полной реконструкции трех существующих нефтеперерабатывающих заводов.
«Изначально планировалось расширить до 18 человек.5 млн тонн, после чего правительство даже хвасталось, что может достигнуть 19,5 млн тонн. Однако на 2017 год была поставлена цель — 16,5 млн тонн », — сказал Смирнов местным СМИ. Однако в этом году мощность осталась неизменной — 14,5 млн тонн.
Дефицит топлива в богатом нефтью Казахстане может показаться парадоксом, но тем не менее это повторяющаяся тема. Минэнерго повысило прогноз добычи нефти в 2017 году до 84,5 млн тонн, чему способствовал стабильный рост добычи на Кашагане. Однако внутренние перерабатывающие мощности остаются скудными и зависят от стареющих заводов.Переговоры о строительстве четвертого НПЗ на западе страны как никогда непостоянны.
Как подчеркивает Казмунайгаз, импортировать дорогой бензин и торговать на месте по более низким ценам просто невыгодно. Однако это означает, что автомобилистам приходилось часами стоять в очереди на заправках, чтобы обеспечить минимальную поставку, которая продавалась по завышенной цене. Это переросло в резкую публичную критику правительства.
Как будто ситуация не была достаточно напряженной, угледобывающий район Караганды также пострадал от нехватки угля из-за несезонных холодов в сентябре. Сагинтаев сделал резкий выговор губернатору области Ерлану Кошанову за то, что он не справился с ситуацией. Несколько дней спустя Бозумбаев опроверг слухи о нехватке угля, призвав губернаторов ужесточить контроль над поставками.
Топливный кризис также повлиял на макроэкономическое планирование, опровергнув расчеты Центрального банка в отношении инфляции. Когда цены на топливо растут неравномерно, растут и цены на большинство других потребительских товаров.
Вам понравилась эта статья? Нажмите здесь, чтобы подписаться на полный доступ.Всего 5 долларов в месяц.
Теперь правительству Казахстана нужно залатать несколько дыр в своих счетах. Однако наиболее важно восстановить уверенность общественности в том, что она справится с хронически нестабильной ситуацией с внутренними поставками топлива.
ГРАЖДАН КАЗАХСТАНА ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ГАЗОМ ПО ЦЕНЕ НИЖЕ СТОИМОСТИ. ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ ЛЕТ УРОВЕНЬ ГАЗИФИКАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ УВЕЛИЧИЛАСЬ С 30% ДО 50%
T Количество подключенных к газу детских садов, школ, больниц и других социальных и коммунальных объектов увеличилось на 86. 5% на пятилетний период.
К маю текущего года несколько повысились тарифы на газ, поставляемый по распределительным сетям в пределах Республики Казахстан для розничных потребителей; в сегменте природного газа рост составил 1,5% (до 18,7 тенге за кубометр). В сегменте сжиженного газа наблюдалось небольшое снижение: на 0,1% (до 155,8 тенге за кг).
При этом стоимость сжиженного газа, поставляемого в баллонах, увеличилась на 2,1%, до 2 673 тенге за 50 литров.
Количество административно-территориальных объектов в Казахстане, газифицированных природным газом, достигло 984 единиц, снижение — 14. Наибольшие темпы газификации природным газом ожидается в Западно-Казахстанской области: 231 объект. Среди лидеров также Жамбылская (178 объектов) и Туркестанская (148 объектов) области.
Количество административно-территориальных объектов в Казахстане, газифицированных природным газом, достигло 984 единиц, сокращено — 14.Наиболее высокие темпы газификации ожидаются в Западно-Казахстанской области: 231 объект. В лидерах — Жамбылская (178 баллов) и Туркестанская (148 объектов) области.
Напомним, что за последние пять лет более трех миллионов казахстанцев получили возможность пользоваться газом, а уровень газификации населения увеличился с 30% до 50%. АО «КазТрансГаз» (дочерняя компания АО НК «КазМунайГаз») — национальный оператор в области транспортировки и газоснабжения Казахстана.
По данным АО «КазТрансГаз», сегодня в Казахстане жители 11 регионов страны имеют возможность использовать голубое топливо. Если пять лет назад в республике было 1056402 газифицированных линии, то к ноябрю 2018 года их количество увеличилось до 1777394, увеличившись на 68%. Таким образом, сегодня природным газом пользуются более 9 миллионов казахстанцев.
За последние пять лет увеличилось и количество газифицированных отечественных предприятий: с 23 725 до 44 189, или сразу 86%.Если на 2013 год в стране было 1635 крупных промышленных предприятий, то к ноябрю 2018 года показатель вырос на 82,8% и составил 2990 предприятий.
Растет количество детских садов, школ, больниц, различных социальных и муниципальных объектов, подключенных к распределительным сетям. По данным АО «КазТрансГаз», количество газифицированных коммунальных предприятий за пять лет увеличилось с 22090 до 41189, или 86,5%.
Примечание: АО «КазТрансГаз» продает газ на внутреннем рынке по цене ниже себестоимости, тем самым поддерживая внутренних потребителей.С 1 января снижены предельные оптовые цены на товарный газ — в пределах 17,5% в зависимости от региона. «Это позволило снизить конечные цены на электроэнергию и тепло практически во всех газифицированных регионах страны. В результате сегодня газ, продаваемый на внутреннем рынке, продается по цене ниже себестоимости, что является сдерживающим фактором для развития газовой отрасли. За период с 2014 по 2018 год национальный оператор КазТрансГаз понес убытки на внутреннем рынке около 200 млрд тенге.«Это огромные цифры, о которых следует знать», — сказал вице-министр энергетики Магзум Мирзагалиев на круглом столе в Мажилисе Парламента Казахстана. Он напомнил, что цены на газ для внутреннего рынка ежегодно утверждаются правительством.
Помимо газификации внутри страны, национальный оператор способствует растущему значению Казахстана как поставщика собственного голубого топлива на мировые рынки и ключевого звена на пути международного транзита.Так, например, в этом году АО «КазТрансГаз» возобновило транзит туркменского товарного газа через территорию Казахстана в Российскую Федерацию по газопроводу Средняя Азия-Центр.
Помимо газификации внутри страны, национальный оператор способствует растущему значению Казахстана как поставщика собственного голубого топлива на мировые рынки и ключевого звена на пути международного транзита. Так, например, в этом году АО «КазТрансГаз» возобновило транзит туркменского товарного газа через территорию Казахстана в Российскую Федерацию по газопроводу Средняя Азия-Центр.
Национальный оператор смог начать транзит по своей газотранспортной системе в рекордно короткие сроки: с использованием современных технологий и модернизации газопровода Средняя Азия-Центр, режим транспортировки туркменского газа был налажен и запущен всего за несколько дней.
По данным компании, объем транспортировки туркменского газа в Российскую Федерацию по газопроводу Средняя Азия-Центр составляет 15 миллионов кубометров в сутки. С начала возобновления транзита по территории Казахстана уже транспортировано более 220 миллионов кубометров газа.Ранее транзит туркменского газа по газотранспортной системе Казахстана был остановлен в 2016 году. В начале 2019 года Туркменистан и Российская Федерация достигли договоренности о возобновлении поставок газа в рамках существующего межправительственного соглашения о сотрудничестве в газовой сфере до 2028 года. Это позволило восстановить взаимовыгодное сотрудничество в газовой сфере сразу трем государствам.
Следует отметить, что в последние годы газовая промышленность Казахстана претерпела масштабную модернизацию, и, по мнению экспертов, КазТрансГаз стал важнейшим и технологически мощнейшим оператором газовых потоков в Средней и Центральной Азии.
Напомним, что добыча природного газа в жидком или газообразном состоянии в январе — апреле этого года незначительно увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 18,8 млрд куб. М, из которых газ в газообразном состоянии составил 7,8 млрд кубометров и коммерческая добыча газа — 4,3 млрд кубометров.
41,9% добычи природного газа в жидком и газообразном состоянии традиционно приходится на Атыраускую область (7,9 млрд куб. М, +1.3% за год), 36,7% — по Западно-Казахстанской области (6,9 млрд кубометров, -2% в год), 12,7% — по Актюбинской области (2,4 млрд кубометров, + 4,4% за год). При этом основная добыча природного газа в естественном состоянии (88,2% Республики Казахстан) приходится на Западно-Казахстанскую область: 6,9 млрд куб. м (−0,7% в год).
Основным оператором добычи газа является головная компания АО «КазТрансГаз» — Национальная компания «КазМунайГаз». «КазМунайГаз» производит 28% от общей добычи нефти и газового конденсата и 16% природного и попутного газа в Казахстане, а также обеспечивает 95% транспортировки природного газа по магистральным газопроводам.
http://www.energyprom.kz/ru/a/monitoring/kazahstancy-polzuyutsya-gazom-po-cene-nizhe-sebestoimosti-pri-etom-za-poslednie-pyat-let-uroven-gazifikacii-naseleniya- vyros-s-30-do-50
Падение цен на нефть толкает Казахстан в режим кризиса
АЛМАТЫ, Казахстан — Резкое падение цен на сырую нефть угрожает подорвать экономику Казахстана и отправить его валюту в режим свободного падения .
Нефть является крупнейшим источником твердой валюты в стране в Центральной Азии, и падение цен усугубляет другие проблемы, в том числе сокращение экспорта газа в Китай и общее замедление торговли из-за глобальной вспышки коронавируса.
На спешно организованном заседании правительства в столице, Нур-Султане, в понедельник, президент Касым-Жомарт Токаев пообещал выполнять обязательства по социальным расходам, несмотря на возможное сокращение бюджета, и приказал сформировать группу быстрого реагирования, чтобы помочь стабилизировать экономику и защитить национальную валюту, тенге.
В Алматы, торговом центре, в понедельник царила паника, поскольку обменные пункты по всему городу перестали продавать доллары после того, как люди поспешили конвертировать свои тенге.Курс казахстанской валюты упал с 382 доллара за доллар до отметки 400, что является историческим минимумом.
Беспорядки, разразившиеся в государственный праздник, когда не было официальной торговли валютой, были вызваны падением цены на нефть ниже 40 долларов за баррель после того, как Россия и Саудовская Аравия не смогли достичь соглашения о сокращении добычи. Их ценовая война является серьезной головной болью для Казахстана, который основывает свои бюджетные прогнозы на торговле нефтью на уровне 55 долларов за баррель.
Во вторник Казахстан принял дополнительные меры по укреплению своей экономики, повысив базовые процентные ставки на 2.75 процентных пунктов до 12%. Он также проводил интервенцию на валютных рынках, потратив значительные средства на стабилизацию тенге на уровне 393,6 за доллар.
9 марта у пункта обмена валюты в Алматы выстроилась очередь, так как люди спешат менять падающий тенге.
© Reuters
Аналитики Центральной Азии отмечают, что чрезмерная зависимость Казахстана от углеводородного сектора делает его экономику уязвимой к колебаниям цен на нефть, как это было в предыдущих кризисах 2008 и 2015 годов.
«Казахстан не производил структурной перестройки в связи с последовательными нефтяными кризисами, разразившимися с 2008 года», — сказал Nikkei Asian Review Лука Анчески, старший преподаватель центральноазиатских исследований в Университете Глазго.
«Пока правительство не будет готово к [политически и буквально] дорогостоящим структурным экономическим реформам, это будет единственный возможный ответ Казахстана на возросшую нестабильность в мировой энергетической политике», — добавил Анчески.
Но сейчас особенно плохое время, чтобы иметь дело с перебоями на нефтяном рынке.Торговля Казахстана с Китаем — его вторым партнером после России — замедлилась в феврале на фоне продолжающегося кризиса с коронавирусом. По данным Министерства промышленности Казахстана, отгрузки грузов из Китая упали на 43% или 150 421 тонну в годовом исчислении.
Еще одним ударом PetroChina 5 марта опубликовала уведомление о форс-мажоре, в котором говорилось, что она сокращает импорт из-за последствий эпидемии коронавируса. PetroChina планировала импортировать около 10 миллиардов кубометров газа в этом году у своего богатого углеводородами соседа.В среду министр энергетики Казахстана Нурлан Ногаев сообщил журналистам, что экспорт газа в Китай сократился на 20-25%.
Президент Токаев проработал почти год, с тех пор как Нурсултан Назарбаев, правивший 28 лет, передал власть. И его первый год был отмечен массовыми и настойчивыми протестами.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в первый год своего правления столкнулся с постоянными общественными беспорядками.
© Reuters
Именно с учетом этих беспорядков Токаев и премьер-министр Аскар Мамин подчеркнули важность выполнения социальных обязательств правительства.
«Наша общая задача — обеспечить социальную стабильность и занятость», — сказал Мамин на заседании правительства во вторник. «Подчеркиваю, что все социальные обязательства государства будут выполнены. Все пенсии и пособия будут выплачиваться вовремя и в полном объеме».
Несмотря на быструю реакцию правительства на кризис, Анчески по-прежнему видит проблемы для Казахстана. Он утверждает, что правительство Токаева «по своей сути слабее», чем правительство Назарбаева, поскольку в его распоряжении меньше возможностей удержать население на своей стороне.
«Снижение доходов от продажи нефти еще больше ограничит способность режима укрепить свою власть с помощью мер покровительства, нацеленных на более широкие слои населения», — сказал Анчески. «Для руководства, которое находится у власти менее года и уже столкнулось с несколькими раундами протестов, это неприятная новость».
Почему этим летом может появиться газ за 4 доллара за галлон
ХЬЮСТОН — Даже когда цены на нефть и бензин растут, руководители отрасли сопротивляются своему обычному импульсу выкачивать больше нефти из-под земли, что может поддерживать рост цен на энергоносители вверх по мере восстановления экономики.
Нефтяная промышленность предсказуемо циклична: когда цены на нефть растут, производители спешат бурить нефть, пока мир не купается в нефти и цены не падают. Затем переутомившие энергетические компании обанкротились.
Этот цикл стирка-полоскание-повтор повторялся неоднократно за последнее столетие, трижды только за последние 14 лет. Но, по крайней мере, на данный момент нефтегазовые компании не следуют этим старым сценическим направлениям.
Ожидается, что ускоренное внедрение вакцин в Соединенных Штатах этой весной и летом подстегнет американскую экономику, побуждая людей путешествовать, делать покупки и добираться на работу.Кроме того, пакет мер президента Байдена по борьбе с пандемией принесет больше денег в карманы потребителей, особенно тех, кто все еще не работает.
Еще до того, как Конгресс одобрил этот закон, цены на нефть и бензин восстанавливались после прошлогоднего обвала спроса и цен на топливо. По данным автоклуба AAA, цены на бензин в среднем за последний месяц выросли примерно на 35 центов за галлон, а к лету могут достичь 4 долларов за галлон в некоторых штатах. Хотя общая инфляция остается низкой, некоторые экономисты обеспокоены тем, что цены, особенно на топливо, могут расти в этом году быстрее, чем когда-либо.Это нанесет больше вреда семьям рабочего класса, потому что они, как правило, водят старые, менее эффективные автомобили и тратят большую часть своего дохода на топливо.
В последние недели цены на нефть выросли до уровня более 65 долларов за баррель, уровня, который казался невозможным еще год назад, когда некоторые трейдеры были вынуждены платить покупателям, чтобы они забрали нефть у них из рук. В апреле прошлого года цены на нефть упали более чем на 50 долларов за баррель за один день до менее чем нуля.
Тот странный день, кажется, навсегда остался в памяти руководителей нефтяных компаний.Промышленность была вынуждена простаивать сотни буровых установок и дросселировать многие скважины, некоторые навсегда. По данным консалтинговой фирмы Rystad Energy, около 120 000 американских рабочих-нефтяников и газовиков потеряли работу за последний год или около того, и ожидается, что в этом году компании уволят 10 000 рабочих.
Тем не менее, несмотря на то, что они зарабатывают больше денег благодаря более высоким ценам, руководители отрасли на недавней конференции по энергетике пообещали, что они не будут значительно расширять производство. Они также пообещали выплатить долг и передать акционерам большую часть своей прибыли в виде дивидендов.
«Я думаю, что худшее, что может случиться прямо сейчас, — это то, что американские производители снова начнут быстро расти», — сказал Райан Лэнс, председатель и главный исполнительный директор ConocoPhillips, на конференции IHS Markit CERAweek, ежегодном мероприятии, которое в этом году было виртуальным.
Скотт Шеффилд, исполнительный директор Pioneer Natural Resources, крупного производителя в Техасе, предсказал, что американское производство в этом году останется на прежнем уровне — 11 миллионов баррелей в день по сравнению с 12,8 миллионами баррелей непосредственно перед началом пандемии.
Даже Организация стран-экспортеров нефти и связанные с ними производители, такие как Россия, удивили многих аналитиков в этом месяце, не допуская продажи на рынке нескольких миллионов баррелей нефти. 13 членов и девять партнеров ОПЕК перекачивают примерно на 780 000 баррелей нефти в день меньше, чем в начале года, даже несмотря на то, что цены выросли на 30 процентов за последние месяцы.
«Дисциплина для поддержки более высоких цен необходима для восстановления их экономики», — сказал Рене Ортис, бывший генеральный секретарь ОПЕК, ныне министр энергетики Эквадора, добавив, что многим членам группы нужны более высокие цены на нефть, чтобы сбалансировать их бюджеты и обслуживание их долгов.«Их резервы истощены».
Решение об ограничении производства было в основном делом Саудовской Аравии и ее ближайших союзников из Персидского залива и было изменением их позиции, которую они занимали всего несколько лет назад. В конце 2014 года, когда цены на нефть начали падать из-за роста добычи нефти в США, Саудовская Аравия и ОПЕК увеличили добычу, что привело к резкому падению цен. Картель, похоже, хотел остановить бурение на сланцевых месторождениях США, особенно в Техасе и Северной Дакоте.
9 июня 2021 г., 9:30 а.м. ET
Но нефтяная промышленность США оказалась гораздо более устойчивой, чем ожидали представители Саудовской Аравии, и добыча в США продолжала расти, поскольку компании сокращали расходы. В то время как многие сланцевые компании пострадали от действий ОПЕК, а цены на нефть так и не восстановились полностью, экономика Саудовской Аравии и других зависимых от нефти стран пострадала гораздо больше, чем США.
Но соблазн производить больше при повышении цен не исчез полностью, особенно для таких стран, как Колумбия и Гайана, которые хотят качать как можно больше нефти, прежде чем растущая обеспокоенность по поводу изменения климата снизит спрос на ископаемое топливо в пользу электрические и водородные автомобили.Россия оказывает давление на Саудовскую Аравию с целью ослабить ограничения на добычу, в то время как Казахстан, Ирак и ряд других стран экспортируют больше. Даже Иран и Венесуэла, которые изо всех сил пытались продавать нефть из-за санкций США, начинают экспортировать больше.
Некоторые аналитики ожидают, что, когда ОПЕК и ее союзники снова встретятся в следующем месяце, они позволят увеличить добычу, что может снизить цены.
Но на данный момент запасы нефти во всем мире сокращаются, поскольку спрос на энергию начинает восстанавливаться.
Как всегда, напряженность на Ближнем Востоке может определить, что произойдет с ценами на нефть.
В последние недели атаки беспилотников на энергетические объекты в Саудовской Аравии вызвали содрогание на нефтяных рынках. Хотя повстанцы-хуситы в Йемене заявили о своей причастности к операции, беспилотные летательные аппараты вполне могли быть запущены Ираном, который является союзником повстанцев, по словам представителей службы безопасности Саудовской Аравии.
«Разжигание того, что обычно понимается как прокси-война между Ираном и Саудовской Аравией в Йемене, только усиливает бычий рост цен на нефть», — сказала Луиза Диксон, аналитик нефтяных рынков Rystad Energy.
Иракские ополченцы, предположительно связанные с Ираном, также атаковали американские вооруженные силы.
Некоторая напряженность в регионе может снизиться, если администрация Байдена и иранские официальные лица возобновят переговоры о новом ядерном соглашении, которое заменит то, которое было согласовано администрацией Обамы и от которого отказались администрация Трампа. Тогда Иран, скорее всего, будет экспортировать больше нефти.
Конечно, руководители нефтяных компаний США слабо контролируют эти геополитические вопросы и говорят, что делают все возможное, чтобы избежать еще одного резкого разворота.
«Мы не делаем ставки на более высокие цены, чтобы выручить нас», — сказал инвесторам Майкл Вирт, исполнительный директор Chevron.
В этом месяце Chevron заявила, что будет тратить от 14 до 16 млрд долларов в год на капитальные проекты и геологоразведку до 2025 года. Это на несколько миллиардов долларов меньше, чем компания тратила в годы до пандемии, поскольку компания фокусируется на производстве с наименьшими затратами. -дорогие бочки.
«Пока что эти ребята отказываются глотать наживку», — сказал Рауль Леблан, вице-президент IHS Markit, исследовательской и консалтинговой фирмы.Но он добавил, что инвестиционные решения американских руководителей могут измениться, если цены на нефть вырастут намного выше. «Еще слишком рано говорить о том, что эта дисциплина продлится долго».
Кыргызстан: власти беспокоятся о топливе, цены на продукты питания растут
Повышение цен на топливо и продукты питания создает большую головную боль для властей Кыргызстана в преддверии сезона, когда политика часто нагревается.
2 марта новое правительство запретило экспорт топлива за пределы Евразийского экономического союза, сославшись на необходимость стабилизации цен на внутреннем рынке, которые заметно выросли с начала года и в ближайшем будущем снова вырастут. недели.
Новые цены на топливо являются одним из нескольких факторов, повышающих стоимость продуктов питания, которые значительно выросли на фоне сильного падения доходов во время пандемии коронавируса.
Кыргызстан практически полностью зависит от очищенного топлива, импортируемого из России.
Оптовые цены на нефтеперерабатывающих заводах в прошлом году стабильно росли, несмотря на падение мировых цен на сырую нефть.
Более резкое повышение цен в этом году привело к увеличению на 5 сомов за литр, или 14 процентов, по сравнению с тем, что кыргызские автозаправочные станции взимали в начале года.
Ассоциация нефтетрейдеров, лоббистская группа, 1 марта заявила, что ожидает увеличения стоимости литра еще на 8 сомов до конца месяца. Он отметил, что дистрибьюторы топлива согласились сократить прибыль, чтобы удерживать цены на насос в этих пределах.
Новый запрет на экспорт топлива вряд ли сильно изменит ситуацию, даже если он будет строго соблюдаться, поскольку у Кыргызстана нет огромных резервов.
Местные нефтеторговые компании, некоторые из которых тесно связаны с фигурами в правительстве и парламенте, традиционно увеличивали свои доходы за счет реэкспорта небольшого количества российского топлива в Таджикистан.
Этот непрозрачный бизнес не одобряется Россией, чьи беспошлинные продажи в Кыргызстан предназначены для местного потребления.
Совокупность кыргызских нефтеперерабатывающих заводов, известных низкими объемами и низким качеством продукции, также производят топливо, которое идет на экспорт, хотя подробностей о том, сколько и где можно получить, трудно найти.
Попытки притормозить безудержный рост цен на продукты питания вряд ли увенчаются успехом.
В прошлом месяце Министерство экономики заявило, что рассматривает возможность контроля над ценами на отдельные продукты, такие как подсолнечное масло и сахар, которые за год выросли на 62 процента и 46 процентов соответственно.
Основная причина продовольственной инфляции — ослабление сома. После четырех лет работы в качестве одной из самых стабильных валют бывшего Советского Союза, когда разразилась пандемия, она потеряла почти четверть своей стоимости. Для сравнения, обесценивание валюты в России и Казахстане — важных источниках продовольствия для Кыргызстана — было незначительным.
Слабые урожаи в этих странах оказали дополнительное давление на цены на продовольствие, равно как и замедление темпов роста цен на национальных границах в связи с пандемией.
Скачок цен на топливо, скрытая стоимость любых продуктов питания, требующих транспортировки, завершает идеальный шторм.
Цены на некоторые товары в реальном выражении становятся все более дорогими.
Используя Москву, Нур-Султан и Минск в качестве ориентира для сравнения, кыргызское издание «Кактус Медиа» обнаружило, что стоимость яиц была самой высокой в Бишкеке. Молоко, продаваемое в столице Кыргызстана, дешевле, чем в Москве, но дороже, чем в столицах Казахстана и Беларуси, где средний доход более чем вдвое превышает размер.
Эксперимент с корзиной товаров, запущенный другим местным новостным сайтом, 24.кг, показали, что стоимость корзины в местной валюте выросла на 9,6 процента в течение первых двух месяцев этого года, при снижении курса сома по отношению к доллару на 2,6 процента за тот же период.
Стоимость корзины в сомах в годовом исчислении, рассчитанная на основе цен в супермаркете Бишкека, выросла на 17,8 процента.
Это тревожные показатели для президента Садыра Жапарова, администрация которого очень нуждается в хороших новостях в преддверии референдума по конституции в апреле и парламентских выборов осенью.
Leave a Reply