ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ АЗИИ В 2021 ГОДУ СОСТАВИТ 7,3% ДАЖЕ НА ФОНЕ ПРОДОЛЖАЮЩЕЙСЯ ПАНДЕМИИ КОВИД-19
МАНИЛА, ФИЛИППИНЫ (28 апреля 2021 года) — Ожидается, что экономическая активность в развивающихся странах Азии в этом году составит 7,3% благодаря стабильному восстановлению глобальной экономики и активному проведению вакцинации против коронавирусной инфекции (КОВИД-19), отмечается в новом отчете Азиатского банка развития (АБР).
Согласно опубликованному сегодня главному экономическому изданию АБР «Обзор развития Азии 2021”, прогнозируемое восстановление экономики последует за сокращением экономической активности на 0,2% в прошлом году. По прогнозам, в 2022 году экономический рост в регионе будет умеренным и составит 5,3%. За исключением новых индустриальных стран, таких, как Гонконг, Китай, Республика Корея, Сингапур, и Китайский Тайбэй, экономическая активность развивающихся стран Азии, как ожидается, вырастет на 7,7% в этом году и на 5,6% в 2022 году.
«Экономический рост набирает обороты во всех развивающихся странах Азии, но возобновившиеся вспышки КОВИД-19 создают угрозу экономическому восстановлению», — сказал главный экономист АБР Ясуюки Савада. “Экономики стран региона идут к восстановлению разными путями. Их направления зависят от масштабов вспышек внутри страны, темпов вакцинации и от того, насколько положительно влияет на них восстановление глобальной экономики».
Рост экспорта стимулирует экономику некоторых развивающихся стран Азии на фоне повышения мировой экономической активности, в том числе восстановления обрабатывающей промышленности. Прогресс, достигнутый в производстве и доставке вакцин против КОВИД-19, способствовал этой положительной динамике, но пандемия по-прежнему представляет самый высокий риск для стран региона, поскольку возможные задержки в вакцинации или новые крупные вспышки заболевания могут подорвать экономический рост. Другими рисками являются возросшая геополитическая напряженность, критические препятствия для производства, финансовые потрясения, вызванные ужесточением условий финансирования и долгосрочные последствия, например, потери в сфере образования вследствие закрытия школ.
В большинстве развивающихся стран Азии ожидается здоровый экономический рост в этом году и в 2022 году. Прогнозируется, что экономика Центральной Азии вырастет в среднем на 3,4% в этом году и на 4,0% в следующем году. Страны Юго-Восточной Азии, зависящие от торговли, также восстановятся, при этом прогнозируется рост субрегиона на 4,4% в этом году и 5,1% в 2022 году после сокращения экономической активности на 4,0% в 2020 году. В странах Тихоокеанского региона, по-прежнему страдающих от международных ограничений на передвижения и спада в сфере туризма, в этом году ожидается умеренный рост, составляющий 1,4%, а в следующем году — 3,8%.
Высокие показатели экспорта и постепенное восстановление потребления в домашних хозяйствах позволят повысить экономическую активность в Китайской Народной Республике (КНР) в этом году. Согласно прогнозам, валовой внутренний продукт (ВВП) страны вырастет на 8,1% в 2021 году и на 5,5% в 2022 году. Ожидается, что ВВП Восточной Азии увеличится на 7,4% в 2021 году и на 5,1% в 2022 году.
Тем временем ожидается, что рост экономики Индии составит 11,0% в 2021 финансовом году, который завершится 31 марта 2022 года, на фоне активной кампании по вакцинации. Однако недавний всплеск КОВИД-19 может поставить под угрозу экономическое восстановление. Ожидается, что ВВП Индии вырастет на 7,0% в 2022 финансовом году. По прогнозам, в этом году рост ВВП Южной Азии восстановится до 9,5% после сокращения экономики на 6,0% в 2020 году, а затем снизится до 6,6% в следующем году.
Прогнозируется, что инфляция в развивающихся странах Азии снизится с показателя 2,8% в прошлом году до 2,3%, поскольку ослабнет давление цен на продукты питания в Индии и КНР. Ожидается, что в 2022 году уровень инфляции в регионе вырастет до 2,7%.
В отчете также рассматриваются затраты на закрытие школ в связи с пандемией в развивающихся странах Азии. Страны перешли на дистанционное обучение, но оно эффективно лишь частично, поскольку у многих учащихся нет доступа к компьютерам и Интернету. Такие сбои повлияют на качество профессиональных навыков учащихся, в конечном итоге, на производительность их труда и заработки в будущем. Потери в сфере образования варьируются от региона к региону в диапазоне от 8,0% за учебный год в Тихоокеанском регионе, где школы в основном оставались открытыми, до 55% в Южной Азии, где период закрытия школ был самый длительный. Текущая стоимость сокращения заработков учащихся в будущем оценивается в 1,25 трлн. долларов США в развивающихся странах Азии, что является эквивалентом 5,4% ВВП региона в 2020 году.
АБР привержен цели достижения процветающего, интегрированного, жизнестойкого и устойчивого Азиатско-Тихоокеанского региона, продолжая при этом свою работу по искоренению крайней бедности. АБР был создан в 1966 году. Его акционерами являются 68 стран, 49 из которых расположены в регионе.
Постсоветское пространство 2020: Социально-экономическое развитие Центральной Азии
Центральная Азия — весьма неоднородный регион с точки зрения социально-экономических процессов. Она стремительно фрагментируется по уровню жизни, темпам экономического роста, состоянию экологии, качеству социальных услуг и доступу к инфраструктуре. Поэтому сложно найти общие социально-экономические проблемы, которые бы одинаково беспокоили жителя мегаполиса и выходца из маленького села.
С другой стороны, для региона все же характерны многочисленные противоречия, которые представляют собой серьезные вызовы для социально-экономического развития всей Центральной Азии. Поэтому на нее стоит взглянуть через призму сочетания весьма противоречивых процессов.
Во-первых, в Центральной Азии продолжается рост населения, и острая проблема занятости сочетается с дефицитом квалифицированных кадров и низким качеством человеческого капитала. Несмотря на мощный миграционный отток, население региона за последние 30 лет выросло на 47%, или более чем на 23 млн человек. На фоне молодой структуры населения (средний возраст, по данным на 2015 г., колебался от 22 лет в Таджикистане до 29 лет в Казахстане) и большого количества детей в семье (например, в Таджикистане на одну женщину в среднем приходится 3,8 ребенка) очевидно, что рост, хотя и меньшими темпами, чем раньше, но будет продолжаться.
Для всех стран региона крайне актуальной остается проблема занятости населения, в первую очередь молодежи. Согласно официальным данным, безработица в Центральной Азии колеблется от 2,3% в Таджикистане до 9,3% в Узбекистане, а общее количество официальных безработных в странах региона превышает 2 млн человек.
Однако эксперты говорят о более серьезных масштабах проблемы, когда значительная доля безработных не регистрируется, относится к категориям сезонных работников или самозанятых, а также отправляется в трудовую миграцию за рубеж. Сотни тысяч жителей Центральной Азии не зарегистрированы в качестве безработных по нескольким причинам: из-за сложной и продолжительной бюрократической процедуры регистрации в органах соцзащиты, из-за своей юридической неграмотности или из-за того, что формально заняты в сельском хозяйстве или сфере услуг с частичной занятостью и крайне низкой производительностью труда.
По оценкам, доля безработных в крупных городах составляет 10-15 %, а в сельской местности колеблется от 40 до 60%. Поэтому мардикор-базары — стихийные рынки поденщиков — неотъемлемая часть ландшафта трудоизбыточных районов Центральной Азии, а более пяти млн человек находятся за рубежом в качестве трудовых мигрантов.
При этом страны региона испытывают острую нехватку квалифицированных специалистов в здравоохранении, образовании, промышленности, транспорте и жилищно-коммунальной сфере. Именно поэтому для реализации новых проектов в области промышленности и строительства страны Центральной Азии ежегодно привлекают несколько десятков тысяч иностранных рабочих и специалистов из Китая, Турции, России, Индии и других стран.
Одной из главных причин такой противоречивой ситуации остается низкий уровень образования и квалификации большинства населения региона. Доля трудоспособного населения с высшим и средним профессиональным образованием в Центральной Азии значительно ниже, чем в России или странах Европы. К сожалению, национальные системы профессионального образования не могут обеспечить экономики стран региона необходимым количеством специалистов с достаточным уровнем подготовки. Высокий уровень коррупции, низкий уровень квалификации преподавателей и слабая материально-техническая база не позволяют обеспечить качественную подготовку студентов.
Поэтому значительная часть молодежи из Центральной Азии получает образование за рубежом — в Европе, Северной Америке, Китае и других странах Восточной Азии. Лидерство в области подготовки кадров для региона прочно удерживает Россия. На данный момент в России обучаются более 100 тыс. выходцев из стран Центральной Азии, которые составляют более половины всех иностранных студентов в нашей стране. Даже учитывая, что почти половина выпускников российских вузов из числа жителей Центральной Азии после окончания университета остаются в России, специалисты с российскими дипломами играют ключевую роль в экономическом развитии региона. Уверен, что их количество должно и будет возрастать.
Во-вторых, для Центральной Азии характерен быстрый экономический рост, сопровождавшийся в последние 20 лет значительным повышением уровня жизни населения и серьезными успехами в борьбе с бедностью. При этом слабодиверсифицированные местные экономики зависимы от внешней экономической конъюнктуры, маленький внутренний рынок, ослабленный волной девальваций национальных валют 2014-2019 гг., не может обеспечить необходимый объем спроса, а новые проекты технологически тотально зависят от зарубежных компаний.
Темпы экономического роста в Центральной Азии за последние 15 лет были выше, чем у многих соседей: ЕС, России, Ирана или Турции. В самой бедной стране региона — Таджикистане — уровень бедности снизился с 73% в 2003 г. до 31% в 2015 г. Также произошли серьезные изменения в структуре ВВП, где значительно снизилась доля сельского хозяйства. Однако экономики стран региона по-прежнему зависят либо от экспорта минерального сырья (Казахстан, Туркменистан, Узбекистан), либо от экспорта рабочей силы (Таджикистан, Кыргызстан).
Учитывая малочисленность среднего класса — его численность сложно определить, однако к нему относятся около 30% населения (от 35% в Казахстане до 5% в Таджикистане) — и маленькую емкость внутреннего рынка, страны региона обречены на развитие экспортоориентированной модели экономики. Однако низкий уровень локализации сложных технологических производств, нехватка квалифицированных кадров, зависимость от импортного оборудования и технологий в ключевых секторах экономики не позволяют сделать экспорт более технологичным. Несмотря на очевидные успехи в развитии отдельных отраслей экономики — легкой (текстильной, швейной, пищевой) промышленности, цветной металлургии, производстве строительных материалов, транспорте, страны Центральной Азии все чаще сталкиваются с объективными ограничениями своего роста.
Для стран региона характерен огромный теневой сектор экономики. Например, по словам главы министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан Шерзода Кудбиева в стране из 13,5 млн человек экономически активного населения лишь 40% работают официально, остальные заняты в теневом секторе. Масштабная коррупция и высокая роль государства в экономике препятствуют развитию частного бизнеса. В большинстве случаев, крупные бизнесмены либо связаны с государством, либо заработали капитал за рубежом.
В-третьих, регион занимает уникальное географическое положение в сердце Евразийского континента, однако его транзитный потенциал плохо реализуется из-за слаборазвитой инфраструктуры, таможенных и технических ограничений, а также высокого уровня коррупции. Например, в Казахстане объем железнодорожных транзитных грузов в 2018 г. составил чуть более 17 млн т., что в разы меньше, чем объем транзитных грузов Транссибирской магистрали.
Низкий уровень развития инфраструктуры объясняется многими причинами. Так, на момент распада Советского Союза только Казахстан имел относительно полноценную железнодорожную сеть, которая соединяла все регионы страны. В остальных государствах Центральной Азии передвижение из одной области в другую было завязано на транзит через территорию соседей. Например, в Узбекистане из Ташкента в Термез по железной дороге можно было попасть только через территорию Туркменистана.
За почти 30 лет с момента распада СССР в Центральной Азии были построены несколько тысяч километров внутри- и межгосударственных железных дорог. Однако серьезные проблемы остаются. Туркменистан завершил объединение национальной железнодорожной сети в единую систему в 2006 г., Узбекистан сделал это только в 2018 г., а Таджикистан и Кыргызстан до сих пор не имеют полноценной национальной железнодорожной сети. Под вопросом пока остаются и транзитные возможности автомобильного транспорта в регионе.
Острая проблема для многих частей Центральной Азии состоит не только в слабом развитии транспортной системы, но и других видов инфраструктуры, например, в дефиците электроэнергии и бытового газа. Систематические ограничения в подаче электроэнергии — норма для многих районов Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана, а сложности, связанные с подключением к энергосистемам, — одно из важнейших ограничений для развития крупных промышленных производств.
В сложном положении находится и жилищно-коммунальная инфраструктура стран Центральной Азии. Например, по данным Всемирного банка, центральное отопление и малые котельные охватывают лишь 8% населения Таджикистана, в основном в столице республики — Душанбе, и характеризуются неудовлетворительным качеством обслуживания и низкой надежностью снабжения. В результате снижения надежности теплоснабжения почти в 80% городских зданий, ранее подключенных к системе ЦО, были демонтированы радиаторы и внутридомовая инфраструктура отопления. Тяжелейший энергетический кризис зимой 2007–2008 гг. в Таджикистане и масштабная авария на ТЭЦ в Бишкеке в январе 2018 года подчеркивают, что проблемы коммунальной инфраструктуры до сих пор не решены.
Подводя итоги, стоит отметить, что решение указанных выше противоречий и будет стратегической задачей для всех стран Центральной Азии на ближайшие 15–20 лет. Именно это и есть ключевой элемент «большой трансформации», которую переживает регион.
Образование и экономический рост — Образование Next
Еще до и, конечно же, после выпуска в 1983 году Национальной комиссией по передовым достижениям в области образования книги «Нация в опасности» национальная экономическая конкурентоспособность предлагалась в качестве основной причины для продвижения школьной реформы. Комиссия предупредила: «Если только для того, чтобы сохранить и улучшить слабое конкурентное преимущество, которое мы все еще сохраняем на мировых рынках, мы должны посвятить себя реформе нашей образовательной системы на благо всех — как старых, так и молодых, богатых и бедных, большинства. и меньшинство». Отвечая на эти настойчивые слова, Национальная ассоциация губернаторов в 1989, пообещал, что к 2000 году американские учащиеся станут мировыми лидерами по математике и естественным наукам.
) (см. рис. 1), Соединенные Штаты по-прежнему далеки от этой цели. Вместо того, чтобы беспокоиться о последствиях, некоторые начали задаваться вопросом, из-за чего весь этот шум. Исследователь в области образования Джеральд Брейси, например, утверждал, что никто «не предоставил никаких данных о взаимосвязи между здоровьем экономики и успеваемостью школ. Наш длительный экономический бум предполагает, что его нет, или что наши школы лучше, чем утверждают критики».
По правде говоря, критика Брейси не совсем неуместна. Большинство комментаторов больше полагаются на здравый смысл, согласно которому страны должны иметь хорошие школы для достижения экономического успеха, а не на представление убедительных эмпирических данных, связывающих то, что учащиеся изучают в школе, с тем, что впоследствии происходит в экономике страны. Даже экономисты, люди, наиболее систематически размышляющие о том, как «человеческий капитал» влияет на экономическое будущее страны, обходят суть вопроса, рассматривая только «успеваемость в школе», а именно среднее количество лет, в течение которых учащиеся остаются в школе. школа.
Использование среднего количества лет обучения в качестве показателя человеческого капитала страны имеет как минимум два основных недостатка. Прежде всего, этот подход предполагает, что учащиеся различных школьных систем по всему миру получают одинаковые образовательные преимущества за год обучения. Год обучения в Папуа-Новой Гвинее и год обучения в Японии считаются одинаково продуктивными. Во-вторых, этот показатель не учитывает обучение, которое происходит за пределами классной комнаты — в семье, среди сверстников или, например, через Интернет.
Более прямым показателем человеческого капитала страны является успеваемость учащихся на тестах по математике и естественным наукам, то есть то, что можно назвать средним уровнем «когнитивных навыков» среди тех, кто поступает на работу в стране. В свое время сопоставимая на международном уровне информация об успеваемости учащихся не была доступна для достаточного количества стран за достаточно длительный период времени, чтобы можно было проводить систематические исследования, поэтому экономисты полагались на менее информативные показатели школьной успеваемости. Теперь, когда данные о результатах тестов для многих стран за длительный период времени легко доступны, можно дополнить показатели уровня образования этими более прямыми показателями когнитивных навыков.
В ходе серии исследований, проведенных в течение нескольких лет, мы вчетвером изучили роль успеваемости в школе и когнитивных навыков в экономическом росте. Начиная с середины 1960-х годов международные агентства начали проводить тесты успеваемости учащихся по математике и естественным наукам на разных уровнях обучения. Мы использовали результаты 12 из этих стандартизированных тестов в качестве приблизительных показателей среднего уровня когнитивных навыков в данной стране. С помощью этой информации мы могли бы оценить, как человеческий капитал соотносится с различиями в экономическом росте для 50 стран из 19от 60 до 2000 г., больше стран за более длительный период времени, чем любое предыдущее исследование. Мы также смогли уделить пристальное внимание институциональным факторам, влияющим на экономический рост, таким как открытость экономики и защита прав собственности.
То, что мы обнаружили, подтверждает опасения, высказанные в книге «Нация в опасности». Уровень когнитивных навыков учащихся страны оказывает большое влияние на ее последующие темпы экономического роста. Увеличение средней продолжительности школьного обучения рабочей силы способствует росту экономики только тогда, когда повышение уровня школьной успеваемости также способствует развитию когнитивных навыков. Другими словами, недостаточно просто проводить больше времени в школе; там надо чему-то учиться.
Мы также обнаружили, что степень влияния когнитивных навыков зависит от того, открыта ли экономика страны для внешней торговли и других внешних воздействий. Чем более открыта экономика, тем важнее, чтобы учащиеся страны приобретали высокий уровень когнитивных навыков. По мере того как мир становится все более взаимозависимым или «плоским», если использовать знакомую терминологию обозревателя New York Times Томаса Фридмана, повышение человеческого капитала становится все более важным. Поскольку мир продолжает меняться, Соединенные Штаты не могут позволить себе спокойно почивать на своих прошлых достижениях.
Измерение когнитивных навыков
Чтобы сделать эти выводы, потребовался многоэтапный анализ. Первым шагом было использование 12 PISA и других международных оценок по математике и естественным наукам, начиная с 1964 года, для построения индекса уровней когнитивных навыков для большой выборки стран в различные моменты времени. Поскольку количество стран, участвовавших в 12 администрациях тестирования, менялось от одной администрации к другой, и поскольку тестирующие агентства не пытались связать свои результаты друг с другом, нам нужно было разработать сопоставимые баллы для каждого теста. Для этого требовалась норма, по которой можно было бы калибровать каждый тест. К счастью, мы смогли построить эту норму, используя информацию из тестов в Соединенных Штатах, стране, которая имела самую раннюю, самую сложную и самую полную систему тестирования. Соединенные Штаты участвовали во всех международных испытаниях с 1964, а также поддерживает отдельную собственную систему продольного тестирования, Национальную оценку образовательного прогресса (NAEP). Имея эту информацию, можно было сопоставить баллы по каждому отдельному международному тесту друг с другом посредством подключения этих тестов к NAEP. Чтобы получить дополнительную точность, мы использовали вариацию баллов по подмножеству более развитых развитых стран, чтобы получить оценку разброса баллов по странам. Выполнив эти два шага, мы смогли объединить все доступные оценки для каждой страны в показатели среднего уровня когнитивных навыков для каждой страны.
В число 50 стран, для которых нам удалось разработать сопоставимый показатель уровня когнитивных навыков, входят 30 демократических стран с рыночной экономикой, принятых в члены ОЭСР, большинство из которых находятся на относительно высоком уровне экономического развития. Остальные 20 стран находятся на более низком уровне экономического развития. На Рисунке 2 вы можете определить самые высокие показатели, такие как Финляндия и Япония, средние показатели, такие как США и Германия, и низкие показатели, включая Албанию, Филиппины и Южную Африку.
Влияние на экономический рост
Мы хотели использовать эту новую информацию, чтобы сравнить экономические выгоды от более высоких уровней только успеваемости в школе с выгодами от более высоких уровней когнитивных навыков. Поэтому мы измерили средний уровень образования и средний уровень когнитивных навыков для как можно большего числа стран и изучили их связь со среднегодовыми темпами роста валового внутреннего продукта (ВВП) страны на душу населения с 1960 до 2000 года.
Во-первых, мы рассмотрели влияние средней успеваемости в школе на темпы экономического роста. (Была сделана поправка на начальный уровень ВВП, потому что «легче» расти, если вы начинаете с более низкого уровня; то есть легче копировать более продуктивные технологии, чем инициировать прогресс самостоятельно. ) Когда мы провели этот анализ и обнаружили, как и другие экономисты до нас, что, когда среднее количество лет обучения в стране было выше, экономика росла более высокими годовыми темпами в последующие десятилетия. В частности, мы обнаружили, что в 50 странах каждый дополнительный год среднего обучения в стране увеличивает средний 40-летний темп роста ВВП примерно на 0,37 процентных пункта.
Это может показаться не таким уж большим, но учтите тот факт, что со времен Второй мировой войны темпы роста мировой экономики составляли от 2 до 3 процентов ВВП в год. Повышение его на 0,37 процентных пункта означает увеличение ежегодных темпов роста более чем на 10 процентов по сравнению с тем, что могло бы произойти в противном случае, что является значительной величиной.
Но влияние улучшенных когнитивных навыков, измеряемое успеваемостью учащихся на тестах по математике и естественным наукам, значительно больше. Когда мы провели анализ еще раз, на этот раз также включив в нашу модель средние результаты тестов страны, мы обнаружили, что страны с более высокими результатами тестов демонстрируют гораздо более высокие темпы роста. Если результаты тестов одной страны были на 0,5 стандартных отклонения выше, чем в другой стране в течение 1960-х годов — немногим меньше, чем текущая разница в баллах между такими ведущими странами, как Финляндия, Гонконг и США — темпы роста первой страны были в среднем на один процентный пункт ежегодно выше в течение следующих 40 лет. период, чем темпы роста второй страны. Кроме того, если принять во внимание влияние более высоких уровней когнитивных навыков, значение для экономического роста школьной успеваемости, т. е. дополнительных лет обучения, сводится к нулю (см. рис. 3). Стране выгодно просить своих учащихся оставаться в школе в течение более длительного периода времени только в том случае, если учащиеся вследствие этого чему-то учатся.
Еще одним свидетельством важности качества образования для экономического роста является наша способность объяснить глобальные колебания роста ВВП. Когда мы попытались объяснить экономический рост, используя информацию только об уровне успеваемости в школе и уровне ВВП страны в 1960 г. , мы смогли объяснить только одну четверть наблюдаемых нами различий между странами. Но когда мы также включили когнитивные навыки в наши статистические модели экономического роста, мы смогли объяснить почти три четверти различий между странами этими тремя факторами. Другими словами, более высокий уровень когнитивных навыков, по-видимому, играет важную роль в объяснении международных различий в экономическом росте.
Конечно, исходный уровень экономического развития, школьная успеваемость и познавательные способности — не единственные факторы, влияющие на экономический рост. Может ли быть, что какой-то другой фактор, который мы упустили из виду, ответственен за тесную связь между результатами тестов и экономическим ростом?
Другие экономические исследования выявили два дополнительных фактора, влияющих на темпы экономического роста страны: безопасность ее прав собственности и ее открытость для международной торговли. При учете этих двух факторов положительное влияние когнитивных навыков на ежегодный экономический рост становится несколько меньше, но все же составляет 0,63 процентных пункта на половину стандартного отклонения тестовых результатов. Это наилучшая доступная оценка размера влияния когнитивных навыков на экономический рост.
Другими часто обсуждаемыми детерминантами экономического роста являются рождаемость и география. Однако, когда мы приняли во внимание общий коэффициент рождаемости и общие географические показатели, такие как широта или доля территории страны, расположенной в тропиках, ни одна из этих дополнительных переменных не была существенно связана с экономическим ростом. Еще раз, сильный эффект когнитивных навыков оставался очевидным.
Мы провели множество дополнительных тестов, чтобы оценить достоверность этих основных результатов. Например, мы оценили отношения за более короткие периоды времени, использовали различные подмножества международных тестов и сравнили меньшие группы из 50 стран.
Один из наших тестов был особенно интересным. Мы посчитали возможным, что эффект когнитивных навыков мог быть результатом присутствия в нашей выборке стран Восточной Азии, большинство из которых имеют как высокий уровень когнитивных навыков, так и быстрорастущую экономику. Чтобы увидеть, повлияло ли включение этих стран в наше исследование на наши результаты, мы исключили их из одной из наших моделей. Влияние когнитивных навыков оставалось очень сильным, хотя и уменьшилось.
Мы также рассмотрели когнитивные навыки, измеренные в 1960-х до середины 1980-х годов, чтобы увидеть, как они повлияли на экономический рост в период с 1980 по 2000 год, чтобы убедиться, что сами когнитивные навыки не были вызваны экономическим ростом. Опять же, наши основные выводы остались нетронутыми. Наконец, мы рассмотрели, влияют ли предполагаемые когнитивные способности страны на заработок иммигрантов, работающих в Соединенных Штатах. Более высокие когнитивные навыки в родной стране трансформировались в более высокие заработки, если иммигранты получали образование на своей родине, а не в Соединенных Штатах.
Таким образом, наше понимание здравого смысла важности хороших школ может быть документально подтверждено достаточно точно. Высококвалифицированная рабочая сила может ежегодно повышать экономический рост примерно на две трети процентного пункта.
Больше ученых-ракетчиков или базовые навыки для всех?
Чтобы лучше понять взаимосвязь между когнитивными навыками и экономическим ростом, мы изучили отдельное влияние улучшений на разных уровнях национального распределения навыков. Грубо говоря, несколько «ракетчиков» на самом верху распределения стимулируют экономический рост или необходимо «образование для всех»?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы измерили долю учащихся в каждой стране, достигших порога базовых знаний по математике и естественным наукам, а также долю учащихся, достигших очень высоких результатов. Чтобы оценить важность базовых компетенций, мы определили долю учащихся, достигших хотя бы самого базового уровня, то есть не более чем на одно стандартное отклонение ниже международного среднего показателя по всем странам ОЭСР. В среднем по стране ОЭСР, участвовавшей в нашем исследовании, 89% учащихся достигли хотя бы этого самого базового уровня. Доля учащихся, обладающих хотя бы базовыми навыками, широко варьируется в зависимости от страны: от всего лишь 18 процентов в Перу до 9 процентов. 7 процентов в Нидерландах и Японии. Чтобы показать способность страны формировать большой штат учащихся с высокими показателями успеваемости, мы определили долю учащихся с очень высокими показателями — на одно стандартное отклонение или выше среднего показателя по ОЭСР. В среднем по всем странам 6 процентов учащихся показали такой высокий уровень. Опять же, страны сильно различаются в этом отношении: от 0,1% в Колумбии и Марокко до 18% в Сингапуре и Корее и 22% на Тайване.
Что важнее для роста — иметь значительный штат высокоэффективных сотрудников или довести всех до базового уровня производительности? Ответ, кажется, не один или другой, а оба! Когда мы оценили важность каждого из них в рамках одной и той же модели, мы обнаружили, что каждый из них по отдельности важен для экономического роста. То есть, по-видимому, имеют значение как показатели стран в обеспечении того, чтобы почти все учащиеся достигли базового уровня, так и их показатели в подготовке учащихся с высокой успеваемостью.
Нетрудно представить причины, по которым важны значительные кадры высококвалифицированных граждан и почти универсальные базовые навыки. Даже если страна просто использует новые технологии, разработанные в других местах, как это часто бывает в развивающихся частях мира, чем больше работников имеют хотя бы базовые навыки, тем легче им будет использовать эти новые технологии. . Некоторым работникам требуется высокий уровень квалификации, чтобы они могли помочь адаптировать новые технологии к конкретной ситуации в своей стране. В странах, находящихся на технологическом фронте, очевидно, требуется значительное количество ученых, инженеров и других новаторов. Но то же самое относится и к рабочей силе, обладающей базовыми навыками, необходимыми для выживания в технологической экономике.
Но даже если результаты кажутся интуитивно правильными, их следует воспринимать как наводящие на размышления, а не как окончательные, потому что два измерения когнитивных навыков тесно связаны друг с другом, и наши модели с трудом выделяют точное влияние каждого из них в отдельности. В большинстве стран с высоким процентом учащихся с очень высокими когнитивными навыками базовые навыки почти универсальны. И наоборот, страны со значительным процентом учащихся, не имеющих даже базовых навыков, как правило, имеют лишь небольшой процент высококвалифицированных учащихся. Тем не менее, эта модель не идеальна, поэтому мы можем, по крайней мере предварительно, определить влияние каждого типа человеческого капитала, и мы вполне уверены, что можем рекомендовать, чтобы страны сосредоточили ресурсы на своих «лучших и наиболее способных работниках». » и убедитесь, что «ни один ребенок не остался без внимания».
Влияние становления мировым лидером
Что тогда будет означать для экономического роста, если такая страна, как Соединенные Штаты, чьи в настоящее время показатели несколько ниже среднего показателя стран ОЭСР, сумела повысить свои показатели на 50 пунктов ( или 0,5 стандартного отклонения), чтобы он был наравне с мировыми лидерами? (В среднем на экзаменах PISA 2006 по математике и естественным наукам такие страны, как Канада и Корея, набрали примерно на 50 баллов больше, чем США, Гонконг и Тайвань — примерно на 60 баллов, а Финляндия — на 74 балла выше. ) Это увеличение составляет 50 баллов. контрольные точки — это именно то, что Джордж Буш-старший и губернаторы вместе обещали в 1989 Соединенные Штаты достигнут к 2000 году.
К сожалению, такие достижения не были достигнуты. Но если бы обещание было выполнено к 2000 г., наши результаты показывают, что к 2015 г. ВВП был бы на 4,5% выше, чем при отсутствии такого прироста (см. рис. 4). Этот 4,5-процентный прирост ВВП равен общей сумме, которую США в настоящее время тратят на образование K-12. Другими словами, если бы эти деньги эффективно повысили когнитивные способности на 50 тестовых пунктов, что приблизило бы Соединенные Штаты к мировому лидерству, экономической отдачи стране, вероятно, хватило бы, чтобы покрыть все расходы на образование в 2015 году и позже. .
Рисунок 4 показывает, что преимущества успешных реформ становятся еще более очевидными, если мы посмотрим дальше. За 75 лет даже реформа, вступающая в силу через 20 лет (вместо губернаторских 10 лет), дает реальный ВВП на 36% выше, чем он был бы, если бы уровень когнитивных способностей не изменился.
Ничто из этого не означает, что образование является единственным фактором, способствующим развитию когнитивных навыков в обществе. Семья, индивидуальные способности и здоровье в сочетании с качеством школы определяют уровень успеваемости учащегося. Тем не менее есть все основания полагать, что единственный лучший путь к более высокому уровню когнитивных навыков — это укрепление системы образования страны. В конце концов, большинство людей думают, что это основная цель системы.
Американское исключение?
Соединенные Штаты никогда не преуспевали в международных оценках успеваемости учащихся. Наоборот, его уровень когнитивных навыков находится примерно на среднем уровне среди развитых стран. Тем не менее темпы роста ВВП страны были выше, чем в среднем за последнее столетие. Если когнитивные навыки так важны для экономического роста, как мы можем объяснить загадочный случай с США?
Частично ответ заключается в том, что Соединенные Штаты могут опираться на свой исторический рекорд мирового лидера в области образования. Кроме того, у Соединенных Штатов есть и другие преимущества, некоторые из которых полностью отделены от качества школьного образования. В США в целом более свободные рынки труда и товаров, чем в большинстве стран мира. Там меньше государственного регулирования фирм, а профсоюзы менее влиятельны, чем во многих других странах. В более широком смысле в США, как правило, меньше вмешательства правительства в экономику, включая более низкие налоговые ставки и минимальное государственное производство через национализированные отрасли. В совокупности эти характеристики экономики США стимулируют инвестиции, позволяют фирмам быстро разрабатывать новые продукты и виды деятельности и позволяют американским рабочим приспосабливаться к новым возможностям.
Эти экономические институты, кажется, важны сами по себе и в сочетании с когнитивными способностями. Наш анализ показывает, что ценность качественной системы образования существенно снижается в странах с закрытой экономикой. По нашим оценкам, влияние улучшения когнитивных навыков на одно стандартное отклонение на ежегодный экономический рост составляет 0,9 процентных пункта в год в странах с закрытой экономикой, определяемой жесткими ограничениями на международную торговлю, и 2,5 процентных пункта в странах с открытой экономикой. Возможно, богатый человеческий капитал в сочетании с экономикой невмешательства способствует устойчивому экономическому росту.
Дело также в том, что в течение 20-го века система образования США развивалась быстрее, чем в остальном мире. США настаивали на открытии средних школ для всех граждан. Высшее образование расширилось за счет развития университетов, предоставляющих землю, законопроекта о правах военнослужащих, а также прямых грантов и ссуд студентам. Выдающаяся система высшего образования США является мощным двигателем технического прогресса и экономического роста в США, не учтенных в нашем анализе. По большинству оценок американские колледжи и университеты занимают самые высокие места в мире.
Хотя сильные стороны экономики США и ее системы высшего образования дают некоторую надежду на будущее, ситуация на уровне K–12 должна вызывать опасения по поводу долгосрочных перспектив экономики США, которые в конечном итоге могут оказать влияние также в системе высшего образования. Система высшего образования США также может столкнуться с проблемами в связи с улучшением высшего образования во всем мире. Другие страны делают больше для защиты прав собственности и открытия своей экономики, что позволит им лучше использовать свой человеческий капитал. Совершенно очевидно, что историческое преимущество США в успеваемости подошло к концу, поскольку половина стран ОЭСР в настоящее время превосходит США по среднему количеству лет образования, которое получают их граждане. Эти тенденции могут легко ускориться в ближайшие десятилетия.
Дело не только в деньгах
Наши доказательства четкой и прочной связи между когнитивными навыками и экономическим ростом должны стимулировать дальнейшие усилия по проведению реформ. Улучшение успеваемости по математике, к которому призывает программа «Ни одного отстающего ребенка», будет иметь значение, вопреки тому, что иногда предполагают критики. Тем не менее, реформаторам следует помнить, что деньги сами по себе не приведут к необходимым улучшениям. Многие дорогостоящие попытки улучшить школьное образование по всему миру не привели к реальному улучшению успеваемости учащихся.
Экономический рост возможен только благодаря реформам, которые действительно улучшают когнитивные навыки. Выявление того, что работает и как это реализовать в масштабах всего общества, остается проблемой не только для США, но и для многих стран мира. Но если мы хотим оставаться экономически конкурентоспособными, нам нужно решить загадку наших школ и ответить на вызов губернаторов. Мы не должны просто потому, что не смогли достичь их в прошлом, решать, что цели не были законными или важными.
Эрик А. Ханушек — старший научный сотрудник Гуверовского института Стэнфордского университета. Дин Т. Джеймисон — профессор экономики здравоохранения Медицинской школы Калифорнийского университета в Сан-Франциско. Элиот А. Джеймисон — специалист по инвестициям в Babcock & Brown. Людгер Вёссманн — профессор экономики Мюнхенского университета и руководитель отдела человеческого капитала и инноваций Института экономических исследований Ifo. Мнения, выраженные в этой статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают мнение их работодателей.
Различные этапы развития — экономика
Экономическое развитие
· Больше, чем экономический рост
· Включает повышение уровня жизни, сокращение бедности, расширение диапазона экономических/социальных возможностей и повышение свободы/самоуважения.
· По мере развития экономики население увеличивается.
Различные этапы развития
· Развитые экономики имеют высокие доходы, высокий уровень жизни, высокую долю работников, занятых в третичном секторе, высокий уровень производительности и высокий уровень инвестиций.
· Развивающиеся экономики, как правило, имеют более низкие доходы и более низкий уровень жизни.
· Организация Объединенных Наций делит страны на три уровня:
– Высокий уровень человеческого развития
– Средний уровень человеческого развития
– Низкий уровень человеческого развития
· Всемирный банк делит страны на: Средний доход
— Низкий доход
Показатели развития
· Общий метод: Реальный ВВП на душу населения . Он измеряет важные аспекты, такие как материальный уровень жизни, но не измеряет все аспекты развития.
· Более широко используемым показателем является Индекс человеческого развития (ИРЧП) , который включает ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования и реальный ВВП на душу населения.
· Страны классифицируются по ИЧР следующим образом:
– Более 0,8 – высокий уровень развития
– 0,5 – 0,79 – средний уровень развития
– Ниже 0,5 – низкий уровень развития
· Коста-Рика, Вьетнам и Заир занимают более реальный ВВП на душу населения.
· Кувейт, Пакистан и Саудовская Аравия занимают более высокое место по реальному ВВП на душу населения, чем ИЧР
Характеристики РАЗВИВАЮЩИХСЯ экономик
Ø Низкие доходы на душу населения : В среднем люди в развивающихся странах обычно беднее, чем люди в развитых странах
Ø Низкий уровень сбережений из-за низкого дохода доход низкий, скорее всего будет низким
Ø Низкая ожидаемая продолжительность жизни и высокий уровень младенческой смертности : Ожидание дожить до определенного возраста отличается в каждой стране. Например, в Японии это 83 года, а в Зимбабве — 37 лет 9.0117 Ø Высокие темпы прироста населения : В развивающихся странах уровень рождаемости превышает уровень смертности, и существует высокий коэффициент демографической нагрузки.
Ø Низкий уровень образования и здравоохранения : Результаты в низком уровне производительности
Ø Низкий уровень капитальных благ и плохая инфраструктура : Снижение производительности количество людей может не имеют доступа к чистой воде для питья и мытья
Ø Относительно большое количество работников, занятых в первичном секторе : Неполная занятость может быть высокой, что может снизить производительность
Ø Концентрация на узком спектре экспорта : Развивающиеся страны могут попасть в ловушку отсталости или порочного круга бедности .
Различия между развивающимися странами
· Не существует двух одинаковых развивающихся стран, и развивающаяся страна может не обладать всеми ожидаемыми характеристиками
· В некоторых странах, таких как Бразилия, может не хватать ресурсов для удовлетворения основных потребностей человека. Однако ее реальный ВВП на душу населения растет, и страна медленно переходит от производства с низкой квалификацией к производству с более высокой квалификацией. Его финансовый сектор также растет
Почему правительства стремятся добиться развития
— Более высокий реальный ВВП
– Более высокий уровень жизни граждан
– Расширение диапазона экономических и социальных возможностей выбора При этом население страны должно быть возможность пользоваться большим количеством товаров и услуг. При равномерном распределении доходов и снижении бедности все люди получат доступ к более высокому уровню жизни, что поможет добиться развития.
· Повышение уровня жизни: сокращение бедности принесет пользу как бедным, так и обществу в целом.
Преимущества для бедных:
— Доступ к предметам первой необходимости
— Улучшает психическое и физическое здоровье
— Повышает ожидания средняя стоимость 90 117 — Делает страну более интернациональной конкурентоспособный
— Снижает загрязнение окружающей среды, поскольку люди имеют более широкий доступ к санитарии и экологически безопасным формам отопления.
Leave a Reply