Какие меры помогут обеспечить экономический рост
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Экономика
14.12.2020 13:57
Поделиться
Евгения Мамонова
Падение ВВП России составит 3,8-4% на конец 2020 года. К активному восстановительному росту экономика вернется во втором квартале 2021 года, а на докризисный уровень выйдет только в 2022 году, сообщил главный экономист ВЭБ РФ, член Правления ВЭО России Андрей Клепач в ходе научного форума «Стратегия для России», организованного Вольным экономическим обществом России и Международным Союзом экономистов.
iStock
По мнению экспертов Форума, чтобы выйти на темпы экономического роста выше 3%, нужны дополнительные меры и стимулы. Среди них — изменение качества производственного капитала и рабочих мест, поддержание доходов населения, увеличение инвестиций в основной капитал, вложений в «экономику знаний», развитие жилищного строительства и отечественного экспорта.
«Можно отметить, что меры, которые приняло правительство, уменьшили масштабы спада российской экономики в 2020 году, по нашей оценке, на 1,8%, — подчеркнул Андрей Клепач. — В реальные доходы населения они добавили более 3 процентных пунктов. Иначе мы получили бы падение не около 5%, а 7-8%».
Главный экономист ВЭБ РФ отметил, что прекращение действия большинства мер в конце 2020 года и ограниченный эффект бюджетного правила будут препятствовать V-образному отскоку экономики в 2021 году и сдержат рост ВВП в 2021-2024 годах.
По словам эксперта, чтобы выйти на темпы роста выше 3%, нужны дополнительные социальные и секторальные меры, в том числе — для поддержания доходов населения.
«Ситуация с доходами населения, как мы видим за последние 7 лет, является крайне болевой точкой, серьезным социальным вызовом и ограничением для экономического роста», — отметил Андрей Клепач.
Президент ВЭО России и Международного Союза экономистов Сергей Бодрунов напомнил, что основной целью модернизации не только социальной, но в целом экономической политики является устойчивое повышение уровня и качества жизни населения, именно на это должны быть направлены все преобразования.
«Оценка всех проводимых реформ должна проводиться именно через призму роста благосостояния россиян и уровня их жизни», — процитировал Сергей Бодрунов академика Леонида Абалкина.
Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член Правления ВЭО России Александр Широв отметил, что главная проблема — в социальной сфере.
«Наша экономика — это на 50% потребительский спрос, — уверен Александр Широв. — Понятно, что ни уровень, ни качество жизни, ни та оплата труда, которую получают большая часть работников, нас устроить не могут. — отметил ученый. — Нужно изменить качество производственного капитала, тех рабочих мест, которые у нас сейчас есть, потому что когда 30% рабочих мест являются низкотехнологичными и малооплачиваемыми, трудно ожидать высокий уровень доходов населения в этих секторах».
«Перед экономикой стоят фундаментальные вызовы и главный из них — это повышение уровня жизни и доходов населения, — поддержал коллег президент ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, вице-президент ВЭО России Александр Дынкин. — Есть два взаимосвязанных пути — экономический рост и инновационная экономика. И здесь нет того звена, потянув за которое, можно вытащить всю цепь, нет одного волшебного рецепта».
По словам академика Дынкина, пространство инновационной конкуренции в экономике ограничивает значительная доля госсектора. «Тиражирование инноваций означает способность создавать на своей территории высокую добавленную стоимость, — отметил Александр Дынкин. — Если это происходит, значит доля высококвалифицированного труда в национальной экономике растет и соответственно растет уровень жизни. Какие ресурсы можно использовать? Хотел бы отметить, что в странах инновационных лидерах госсобственность составляет 5-10%. Китай демонстрирует блестящие инновационные достижения при доле госпредприятий в выпуске ВВП порядка 30%.У нас, по скромным оценкам,государственная собственность составляет 45-50%».
«В России слабы институты защиты интеллектуальной собственности, высоки риски венчурных инвестиций, мы по-прежнему ориентируемся на линейные и вертикально интегрированные инновационные модели, в то время ка весь мир перешел к нелинейным, плоским структурам, -добавил Александр Дынкин. При определении посткризисной стратегии эти обстоятельства стоит учитывать».
Академик Абел Аганбегян назвал четыре главных драйвера экономического роста:инвестиции в основной капитал, вложения в «экономику знаний», жилищное строительство и развитие экспорта.
«Нам нужен финансовый форсаж — следует перейти с 2021 года на 10-14% рост этих драйверов, — уверен Абел Аганбегян. — У нас огромные внутренние резервы. В этом году они впервые перевалили за 600 млрд долларов».
По словам Абела Аганбегяна, переход к стимулированию экономического роста требует изменения бюджетного правила и «распечатывания» резервов. Эти средства, используя долгосрочные низкопроцентные инвестиционные кредиты, следует направить на технологическое перевооружение, создание новой транспортно-логистической инфраструктуры, введение новых мощностей высокотехнологичных отраслей.
Заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, член Правления ВЭО России Яков Миркин согласился с необходимостью использовать до 30-40% резервов для стимулирования инвестиций внутри страны, в том числе на закупки технологий и оборудования.
Ученый привел формулу сверхбыстрого роста экономики, которая включает умеренный, осторожный финансовый форсаж, рост монетизации, насыщенности кредитами и финансовыми инструментами при значимом сокращении процента и инфляции,регулирование счета капитала рыночными методами, снижение налоговой нагрузки до 31-32% ВВП и введение максимум стимулов для прямых иностранных долгосрочных портфельных инвестиций.
По словам Якова Миркина, необходим взвешенный рост торгового протекционизма, который через торговые и неторговые барьеры стимулирует перемещение в Россию производства, а также программа дешевой ипотеки и программа инвестиций для выравнивания уровня жизни для 15-20 регионов, являющихся зонами национального бедствия.
Все эти меры, по словам ученого, дадут 4-5% рост российского ВВП и масштабную реструктуризацию экономики, создадут основы для массовых прямых иностранных инвестиций и трансфертов технологий из-за рубежа.
По итогам форума будут подготовлены и направлены в органы государственного управления экспертные предложения в «Единый план достижения национальных целей до 2030 года».
Поделиться
Макроэкономика
Статистические издания
Настоящее издание, подготовленное Федеральной службой государственной статистики, содержит официальную статистическую информацию, отражающую явления и процессы, произошедшие в экономической и социальной жизни Российской Федерации. Здесь дается полное представление об изменениях в стране за период 2005-2021 годы по федеральным округам, республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам России.
При подготовке сборника использованы данные, получаемые органами государственной статистики от предприятий, организаций, населения в ходе проведения статистических наблюдений, переписей, выборочных обследований, данные министерств и ведомств Российской Федерации,а также информация, получаемая от организаций, которые проводят обследования, опросы для сбора сведений экономического и социального характера.
В сборнике представлены статистические данные о демографической и экологической ситуации в регионах России. Помещена информация о занятости населения и уровне его благосостояния. Представлены данные о валовом региональном продукте и фактическом конечном потреблении домашних хозяйств, приведены сведения, характеризующие основные области социальной сферы. Опубликована информация об основных фондах, инвестициях в основной капитал и прямых иностранных инвестициях. Один из разделов сборника содержит общую характеристику предприятий и организаций, а также информацию по малому и индивидуальному предпринимательству. Значительный интерес представляет статистика, освещающая положение в организациях отдельных видов экономической деятельности – промышленного производства, сельского, лесного хозяйства, рыболовства и рыбоводства; строительства, транспорта, в организациях, обслуживающих население. Отражены данные о научном потенциале субъектов Российской Федерации, результатах исследований и разработок, инновационной деятельности и о внедрении и использовании информационных технологий. Финансовую систему характеризуют сведения о доходах и расходах бюджетов субъектов Российской Федерации, а также деятельность кредитных организаций и страховщиков.
Публикуются статистические данные об индексах цен (тарифов) на товары и услуги в потребительском и производственном секторах экономики. В сборнике представлен раздел, характеризующий внешнюю торговлю.
По ряду показателей приведено распределение мест, занимаемых отдельными регионами в Российской Федерации.
Данные по показателям в разрезе видов экономической деятельности приводятся в соответствии с внедренными в статистическую практику с 1 января 2017 года общероссийскими классификаторами видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 и продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014. Аналогичные сведения за период до 2016 г. включительно, разработанные в соответствии с ранее действовавшим Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД-2007) ОК 029-2007 и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) (КПЕС 2002) ОК 034-2007, опубликованы в статистическом сборнике «Регионы России. Основные социально-экономические показатели. 2017», электронная версия которого размещена на официальном сайте Росстата в рубрике «Публикации».
Данные за 2020 год по отдельным показателям уточнены по сравнению с опубликованными ранее, за 2021 год в ряде случаев являются предварительными.
В целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученныхот организаций (п.5 ст.4, ч.1 ст.9 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»), информация о производстве отдельных видов продукции, косвенно раскрывающая единственных производителей в субъекте Российской Федерации, приведена только по федеральным округам.
Официальное издание «Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022», представляющее основные статистические данные в разрезе регионов страны, дополняется сборником «Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации», содержащим общий обзор федеральных округов и субъектов Российской Федерации. Наряду с этим с периодичностью один раз в два года издается сборник «Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов», в котором публикуется информация о центрах субъектов Российской Федерации, а также о городах с численностью населения свыше 100 тысяч человек.
Сборник «Регионы России. Социально-экономические показатели» – наиболее полное издание Федеральной службы государственной статистики, дающее объективную информацию об экономическом и социальном развитии регионов страны. Книга будет интересна читателям, желающим получить всестороннее представление о современном состоянии экономики и социальной сферы Российской Федерации.
С 2014 года статистический сборник «Регионы России. Социально-экономические показатели» издается только в электронном виде для размещения на официальном сайте Росстата (https://rosstat.gov.ru) в рубрике «Публикации».
Приложение к ежегодно издаваемому сборнику «Регионы России. Социально-экономические показатели» содержит статистические данные в разрезе субъектов Российской Федерации по показателям, публикуемым в сборнике, в длительной динамике лет с 2000 по 2021 гг. (по годам) и размещается на сайте Росстата.
Экономическое развитие | Определение, примеры, программы, важность и факты
Асуанская плотина
См. все СМИ
- Ключевые люди:
- Абхиджит Банерджи
Эстер Дюфло
Гуннар Мюрдал
Теодор Уильям Шульц
Джагдиш Бхагвати
- Похожие темы:
- внешняя помощь
фордизм
промежуточная технология
дирижизм
Совместное развитие технологий
См. весь связанный контент →
экономическое развитие , процесс, посредством которого простая национальная экономика с низким доходом трансформируется в современную индустриальную экономику. Хотя этот термин иногда используется как синоним экономического роста, обычно он используется для описания изменений в экономике страны, включающих как качественные, так и количественные улучшения. Теория экономического развития — как примитивная и бедная экономика может превратиться в сложную и относительно процветающую — имеет решающее значение для слаборазвитых стран, и обычно именно в этом контексте обсуждаются вопросы экономического развития.
Экономическое развитие впервые стало серьезной проблемой после Второй мировой войны. Когда эпоха европейского колониализма закончилась, многие бывшие колонии и другие страны с низким уровнем жизни стали называться слаборазвитыми странами, в отличие от экономики развитых стран, под которыми понимались Канада, Соединенные Штаты, страны западных Европа, большинство стран Восточной Европы, тогдашний Советский Союз, Япония, Южная Африка, Австралия и Новая Зеландия. Поскольку в последующие десятилетия уровень жизни в большинстве бедных стран начал расти, они были переименованы в развивающиеся страны.
Не существует общепринятого определения того, что такое развивающаяся страна; также нет ничего из того, что составляет процесс экономического развития. Развивающиеся страны обычно классифицируются по критерию дохода на душу населения, и обычно считается, что экономическое развитие происходит по мере роста доходов на душу населения. Доход на душу населения в стране (который почти синонимен объему производства на душу населения) является наилучшей доступной мерой стоимости товаров и услуг, доступных для общества в расчете на одного человека в год. Хотя существует ряд проблем с измерением как уровня дохода на душу населения, так и темпов его роста, эти два показателя лучше всего подходят для оценки уровня экономического благосостояния в стране и ее экономического роста.
Прежде чем анализировать причины недостаточного развития, следует рассмотреть некоторые статистические и концептуальные трудности использования общепринятого критерия отсталости. Статистические трудности хорошо известны. Начнем с неловких пограничных случаев. Даже если анализ ограничивается слаборазвитыми и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки, существуют богатые нефтью страны, которые имеют доход на душу населения намного выше остальных, но в других отношениях являются слаборазвитыми по своим общим экономическим характеристикам. Во-вторых, существует ряд технических трудностей, из-за которых доход на душу населения во многих слаборазвитых странах (выраженный в международной валюте, такой как доллар США) является очень грубым показателем их реального дохода на душу населения. К этим трудностям относятся несовершенство основных статистических данных о национальном доходе и населении, неадекватность официальных обменных курсов, по которым национальные доходы в пересчете на соответствующие национальные валюты пересчитываются в общий знаменатель доллара США, а также проблемы оценки стоимость неденежной составляющей реальных доходов в слаборазвитых странах. Наконец, существуют концептуальные проблемы в интерпретации значения международных различий в уровне дохода на душу населения.
Хотя трудности с показателями дохода хорошо известны, показатели дохода на душу населения достаточно хорошо коррелируют с другими показателями экономического благосостояния, такими как ожидаемая продолжительность жизни, уровень детской смертности и уровень грамотности. Другие показатели, такие как состояние питания и наличие больничных коек, врачей и учителей на душу населения, также тесно связаны с уровнем дохода на душу населения. Хотя разница, скажем, в 10 процентов в доходах на душу населения между двумя странами не обязательно свидетельствует о разнице в уровне жизни между ними, фактические наблюдаемые различия имеют гораздо большую величину. Доход на душу населения в Индии, например, оценивался в 270 долларов в 1919 году.85. Напротив, в Бразилии стоимость оценивалась в 1640 долларов, а в Италии — в 6520 долларов. Хотя экономисты приводят ряд причин, по которым вывод о том, что уровень жизни в Италии в 24 раза выше, чем в Индии, может быть завышен, никто не сомневается в том, что уровень жизни в Италии значительно выше, чем в Бразилии, которая, в свою очередь, выше, чем в Индии. с большим отрывом.
Интерпретация низкого уровня дохода на душу населения как показателя бедности в материальном смысле может быть принята с двумя оговорками. Во-первых, уровень материального благосостояния зависит не от дохода на душу населения как такового, а от потребления на душу населения. Они могут значительно различаться, когда большая часть национального дохода отвлекается от потребления на другие цели; например, через политику принудительного сбережения. Во-вторых, бедность страны точнее отражает репрезентативный уровень жизни основной массы ее населения. Это может быть намного ниже простого среднего арифметического дохода или потребления на душу населения, когда национальный доход распределяется очень неравномерно и существует большой разрыв в уровне жизни между богатыми и бедными.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас
Обычное определение развивающейся страны принято Всемирным банком: «развивающиеся страны с низким доходом» в 1985 году определялись как страны с доходом на душу населения ниже 400 долларов; «развивающиеся страны со средним уровнем дохода» были определены как страны с доходом на душу населения от 400 до 4000 долларов США. Безусловно, страны с одинаковым доходом на душу населения в остальном могут не быть похожими друг на друга: некоторые страны могут получать большую часть своих доходов от капиталоемких предприятий, таких как добыча нефти, в то время как другие страны с аналогичным доходом на душу населения могут иметь более высокие доходы. многочисленные и более продуктивные способы использования своей рабочей силы, чтобы компенсировать отсутствие богатства в ресурсах. Например, в Кувейте доход на душу населения в 1919 году оценивался в 14 480 долларов.85, но 50% этого дохода приходится на нефть. В большинстве случаев экономические и социальные показатели Кувейта были значительно ниже показателей других стран с аналогичным доходом на душу населения. Экономика с централизованным планированием также обычно считается отдельным классом, хотя Китай и Северная Корея повсеместно считаются развивающимися странами. Основная трудность заключается в том, что цены в меньшей степени служат индикаторами относительного дефицита в странах с централизованно планируемой экономикой и, следовательно, менее надежны в качестве индикаторов наличия товаров и услуг на душу населения, чем в странах с рыночной экономикой.
Оценки процентного увеличения реального дохода на душу населения допускают несколько меньшую погрешность, чем оценки уровней доходов. В то время как ежегодные изменения дохода на душу населения находятся под сильным влиянием таких факторов, как погода (которая влияет на объем сельскохозяйственного производства, который является важной составляющей дохода в большинстве развивающихся стран), условия торговли страны и другие факторы, темпы роста доход на душу населения за периоды в десять или более лет убедительно свидетельствуют о темпах роста среднего экономического благосостояния в стране.
Экономическое развитие | Определение, примеры, программы, важность и факты
Асуанская плотина
См. все СМИ
- Ключевые люди:
- Абхиджит Банерджи
Эстер Дюфло
Гуннар Мюрдал
Теодор Уильям Шульц
Джагдиш Бхагвати
- Похожие темы:
- внешняя помощь
фордизм
промежуточная технология
дирижизм
Совместное развитие технологий
См. весь связанный контент →
экономическое развитие , процесс, посредством которого простая национальная экономика с низким доходом трансформируется в современную индустриальную экономику. Хотя этот термин иногда используется как синоним экономического роста, обычно он используется для описания изменений в экономике страны, включающих как качественные, так и количественные улучшения. Теория экономического развития — как примитивная и бедная экономика может превратиться в сложную и относительно процветающую — имеет решающее значение для слаборазвитых стран, и обычно именно в этом контексте обсуждаются вопросы экономического развития.
Экономическое развитие впервые стало серьезной проблемой после Второй мировой войны. Когда эпоха европейского колониализма закончилась, многие бывшие колонии и другие страны с низким уровнем жизни стали называться слаборазвитыми странами, в отличие от экономики развитых стран, под которыми понимались Канада, Соединенные Штаты, страны западных Европа, большинство стран Восточной Европы, тогдашний Советский Союз, Япония, Южная Африка, Австралия и Новая Зеландия. Поскольку в последующие десятилетия уровень жизни в большинстве бедных стран начал расти, они были переименованы в развивающиеся страны.
Не существует общепринятого определения того, что такое развивающаяся страна; также нет ничего из того, что составляет процесс экономического развития. Развивающиеся страны обычно классифицируются по критерию дохода на душу населения, и обычно считается, что экономическое развитие происходит по мере роста доходов на душу населения. Доход на душу населения в стране (который почти синонимен объему производства на душу населения) является наилучшей доступной мерой стоимости товаров и услуг, доступных для общества в расчете на одного человека в год. Хотя существует ряд проблем с измерением как уровня дохода на душу населения, так и темпов его роста, эти два показателя лучше всего подходят для оценки уровня экономического благосостояния в стране и ее экономического роста.
Прежде чем анализировать причины недостаточного развития, следует рассмотреть некоторые статистические и концептуальные трудности использования общепринятого критерия отсталости. Статистические трудности хорошо известны. Начнем с неловких пограничных случаев. Даже если анализ ограничивается слаборазвитыми и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки, существуют богатые нефтью страны, которые имеют доход на душу населения намного выше остальных, но в других отношениях являются слаборазвитыми по своим общим экономическим характеристикам. Во-вторых, существует ряд технических трудностей, из-за которых доход на душу населения во многих слаборазвитых странах (выраженный в международной валюте, такой как доллар США) является очень грубым показателем их реального дохода на душу населения. К этим трудностям относятся несовершенство основных статистических данных о национальном доходе и населении, неадекватность официальных обменных курсов, по которым национальные доходы в пересчете на соответствующие национальные валюты пересчитываются в общий знаменатель доллара США, а также проблемы оценки стоимость неденежной составляющей реальных доходов в слаборазвитых странах. Наконец, существуют концептуальные проблемы в интерпретации значения международных различий в уровне дохода на душу населения.
Хотя трудности с показателями дохода хорошо известны, показатели дохода на душу населения достаточно хорошо коррелируют с другими показателями экономического благосостояния, такими как ожидаемая продолжительность жизни, уровень детской смертности и уровень грамотности. Другие показатели, такие как состояние питания и наличие больничных коек, врачей и учителей на душу населения, также тесно связаны с уровнем дохода на душу населения. Хотя разница, скажем, в 10 процентов в доходах на душу населения между двумя странами не обязательно свидетельствует о разнице в уровне жизни между ними, фактические наблюдаемые различия имеют гораздо большую величину. Доход на душу населения в Индии, например, оценивался в 270 долларов в 1919 году.85. Напротив, в Бразилии стоимость оценивалась в 1640 долларов, а в Италии — в 6520 долларов. Хотя экономисты приводят ряд причин, по которым вывод о том, что уровень жизни в Италии в 24 раза выше, чем в Индии, может быть завышен, никто не сомневается в том, что уровень жизни в Италии значительно выше, чем в Бразилии, которая, в свою очередь, выше, чем в Индии. с большим отрывом.
Интерпретация низкого уровня дохода на душу населения как показателя бедности в материальном смысле может быть принята с двумя оговорками. Во-первых, уровень материального благосостояния зависит не от дохода на душу населения как такового, а от потребления на душу населения. Они могут значительно различаться, когда большая часть национального дохода отвлекается от потребления на другие цели; например, через политику принудительного сбережения. Во-вторых, бедность страны точнее отражает репрезентативный уровень жизни основной массы ее населения. Это может быть намного ниже простого среднего арифметического дохода или потребления на душу населения, когда национальный доход распределяется очень неравномерно и существует большой разрыв в уровне жизни между богатыми и бедными.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас
Обычное определение развивающейся страны принято Всемирным банком: «развивающиеся страны с низким доходом» в 1985 году определялись как страны с доходом на душу населения ниже 400 долларов; «развивающиеся страны со средним уровнем дохода» были определены как страны с доходом на душу населения от 400 до 4000 долларов США. Безусловно, страны с одинаковым доходом на душу населения в остальном могут не быть похожими друг на друга: некоторые страны могут получать большую часть своих доходов от капиталоемких предприятий, таких как добыча нефти, в то время как другие страны с аналогичным доходом на душу населения могут иметь более высокие доходы. многочисленные и более продуктивные способы использования своей рабочей силы, чтобы компенсировать отсутствие богатства в ресурсах. Например, в Кувейте доход на душу населения в 1919 году оценивался в 14 480 долларов.85, но 50% этого дохода приходится на нефть. В большинстве случаев экономические и социальные показатели Кувейта были значительно ниже показателей других стран с аналогичным доходом на душу населения. Экономика с централизованным планированием также обычно считается отдельным классом, хотя Китай и Северная Корея повсеместно считаются развивающимися странами. Основная трудность заключается в том, что цены в меньшей степени служат индикаторами относительного дефицита в странах с централизованно планируемой экономикой и, следовательно, менее надежны в качестве индикаторов наличия товаров и услуг на душу населения, чем в странах с рыночной экономикой.
Leave a Reply