ТЬЮТОРСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ | Мел
1. С чего начинается самостоятельна работа по по формированию и реализации индивидуальной образовательной программы?
Разворачивая рассуждения в отношении активизирующей функции индивидуальной тьюторской консультации, очевидно, что речь идет о мотивационной функции специалиста, насколько он сможет создать условия для осознания собственных (для тьюторанта) смыслов в движении по реализации ИОП.
Что лежит в основе подобной мотивации? На наш взгляд с методологией тьюторства созвучна концепция А. Лэнгле о четырех фундаментальных экзистенциальных мотивациях (далее — ФМ) [4]. Автор выделяет четыре ФМ, которые становятся основанием для мотивационного процесса.
1-я ФМ: соотнесение с миром — «Я есть — но могу ли я быть?»
2-я ФМ: соотнесение с жизнью — «Я живу — но нравится ли мне жить?»
3-я ФМ: соотнесение с самим собой — «Я есть — но имею ли я право быть самим собой?»
4-я ФМ: соотнесение со смыслом — «Я есть здесь — но для чего я пришел в этот мир? Что я должен делать?».
Понимание мотивационных оснований обретения смысла дает специалистам сопровождающих профессий, в нашем случае — тьюторам, методологические основания для осуществления консультационной поддержки, а именно, активизировать (мотивировать) проектировочную деятельность через нахождение личных смыслов ситуации (кейса).
Тьютор — тот, кто задает вопросы. Опираясь на вопросы, специально подобранные для встречи с каждым конкретным школьником, тьютор и тьюторант совместно составляют рабочий план по реализации определенного шага ИОП.
Как вложить в эти вопросы смыслообразующий контекст? С чего начать?
В практике индивидуальных консультаций подростков, которые приходят с вопросами относительно выбора профиля обучения на уровне среднего общего образования, выбора направления будущего профессионального образования для нас важно запустить размышления в следующей логике:
1. Определение исходной точки. «Откуда я иду? Что есть отправная точка моего пути сейчас? В чем причина затруднения? Что неясно?». На этом этапе очень важно подробнее описать ситуацию, своей жизни, без оценок, без сожалений — как данность.
2. Формулирование отношения к ситуации. «Что меня затрагивает в этой ситуации? Где я нужен?». На этом этапе очень важно соотнести ситуацию выбора, которая реально стоит перед тьюторантом с его ценностями. Это, в свою очередь, дает ресурс для понимания того что есть для начала движения, что необходимо «добрать» (актуализировать или же присвоить) — знания, умения, навыки, пробный опыт.
3. Направление движения. «Куда мы идем? Куда я должен прийти? Ради чего я здесь?». Если я понимаю откуда иду, если я вижу свои ресурсы для выхода из сложившейся ситуации, то куда я смогу прийти? Не потому, что кто-то сказал, а потому, что я сам вижу смысл для себя сделать выбор направления движения.
Такая логика консультационной беседы созвучная с пониманием смысла, предложенным еще В. Франклом: смысл — есть самоотдача делу, отношениям проекту [7]. Подобное понимание позволяет сместить акцент с себя самого в ситуации –на саму ситуцию, осуществить сторонний взгляд на нее.
2. Что является условиями успешной тьюторской консультации?
Для того чтобы начался настоящий диалог, важно создать атмосферу комфорта, достигнуть состояния раппорта. По большому счету, выполняя это условие мы удовлетворяем 1-ю ФМ, давая понять, что тьюторант «может быть», может активно развивать собственную способность «быть в мире».
Лишь обеспечив ощущения опоры, комфртного пространства как физичекого так и психологического мы постепенно создаем условие доверия к миру, что может стать важным моментом во взаимоотношения тьютора и тьюторанта. Только доверяя, человек начинает отвечать на вопросы и открывается истинный.
Развитие диалога — выход на рассказ о себе, своих интересах и ценностях, своих проблемах и домыслах — все, что может быть полезным тьютору в сопровождении построение ИОП. Психологи-консультатнты называют этот этап «Исповедь», а в практике тьюторского сопровождения на этом этапе мы часто используем опосредованные средства работы — картирование. Например, построение карты интересов или карты моих учебных дефицитов. Создавая пространство, в котором тьюторант безопасно может рассказывать о себе, где специально для этого выделено время, где есть заинтересованный (тьютор) взрослый готов эмпатийно выслушать и принять позицию своего тьюторанта — это следующий поворотный момент в построении эффективного диалога тьютора и тьюторанта. Во многом — это условия исполнения 2-й ФМ.
Проявляя заинтересованность и выразив готовность ответить на любой вопрос тьюторанта, при необходимости (по запросу тьюторанта) дать оценку представленному опыту, ценностям, тьютор демонстрирует свое справедливое отношение и заинтересованное внимание. Оба — и тьютор, и тьюторант — начинают сторонне обсуждать сферу интересов тьюторанта, что становится условием соотнесения себя и мира, себя и других — тьюторант принимает себя как ценность, со своим достоинствами и недостатками, определяя свои сильные стороны, на которые уже можно опереться для достижения целей. По сути своей — удовлетворение 3-ей ФМ.
Наконец, говоря об исполнении 4-й ФМ, смысла как перспективы поступка, мы начинаем выстраивать деятельность по анализу ресурсов в соответствие с тем интересом, который понятен и важен для тьюторанта: осознание контекстов (семья, друзья, школа, хобби и др. сферы жизни подростка), понимание реального действия, которое тьюторант будет осуществлять и за которое готов нести ответственность, но главное — придание истинного личного смысла этому действию, только в этом случае отношение будет ответственным!
3. Чему посвящены консультации тьютора?
Анализируя практику тьюторского сопровождения в школе можно выделить несколько видов тьюторских консультаций.
Так в начале учебного года может быть проведена стартовая консультация, ее суть заключается в постановке тьюторантом (обучающимся) ближайших целей и задач, происходит формулирование и фиксация ожиданий тьюторанта и проектируется план работы (индивидуальные встречи, работа в тьюторской группе).
В процессе сопровождения движения по индивидуальному образовательному маршруту (индивидуальной образовательной программе) важны аналитические консультации, суть которых заключается в анализе событий, выявление его влияния на тьюторанта (обучающегося), нахождение плюсов и минусов в деятельности. Безусловно, что в процессе достижения некоторого этапа маршрута необходима рефлексия — трудности и неожиданности, с которыми пришлось столкнуться, в этом случае так же необходима консультация тьютора. Результатом консультации аналитического характера становится понимание необходимости следованию по маршруту (переход к следующему этапу) или необходимости корректировки маршрута.
Если вести разговор о консультации, ориентированной на подведение промежуточных итогов реализации образовательного маршрута, то актуальной становится консультация рабочая, где не только констатируется факт получения промежуточного результата, например, проекта обучающегося, но и обсуждаются стратегии преодоления трудностей, без которых сложно представить движение по индивидуальному образовательному маршруту. В качестве разновидности рабочей консультации в нашей практике мы выделяем тематическую консультацию, ее цель обсудить актуальные проблемы по запросу обучающихся (тьюторантов). Из опыта работы темы бывают такими: «Как не выбиваться из графика и что мешает ему следовать?», «С чего начать практическую часть проекта?», «Выбор профиля обучения: мой выбор или выбор моих родителей?».
Итоговая консультация становится формой фиксации продвижения, обучающегося (тьюторанта) относительно поставленных целей и задач, соотнесение полученных результатов с тем, что было запланировано.
Групповые консультации тьютора — тьюториалы. Рассматривая консультационную функцию тьютора в разрезе массовой школы, чаще приходится сталкиваться с групповой консультацией класса, группы обучающихся — тьюториалом. Однако данное представление о тьюториале является не едеинственным, что делает необходимым дать краткий анализ его.
В 2013 году в книге «Профессия „тьютор“» представлена трактовка данного термина. Авторами подчеркиваются характерные черты тьюториала, как учебного группового тьюторского семинара: открытость, интенсивность, использование интерактивных методов. Специфика подобной формы такова, что участие в тьюториалах способствует интенсивному развитию мыслительных, коммуникативных, рефлексивных способностей тьюторантов. Кроме того, потенциал тьюториалов позволяет разнообразить учебный процесс, актуализировать познавательную и творческую деятельность, создать атмосферу доверия, поддержки, сотрудничества. Рекомендованная частота использования — около одного раза в месяц [5].
Таким образом, тьюториал на определенном этапе рассматривался в качестве группового семинара — в отличие от беседы (консультации), как индивидуальной формы взаимодействия тьютора с тьюторантом. Проследим, как данное понятие использовалось в практике тьюторского сопровождения.
Очевидно, что столь востребованная и эффективная форма тьюторского сопровождения на всем протяжении ее использования является предметом осмысления и широкого обсуждения в сообществе.
Осваивая инструментарий и изучая возможности тьюториала, члены МТА обращают внимание на отличие его от иных форм антропопрактик. В частности, отмечается необходимость «различить тьюториалы от всевозможных модных сегодня тренингов, типа тренингов личностного роста, психотерапевтических групп различного толка, тренингов лидерства и т. п.» [3]. Также для осмысления характерных черт тьюториала чрезвычайно продуктивным является сравнительный анализ тьюторских и коучинговых практик. Например, при сопоставлении выявлены различия «в организации временного режима: если коучинговые сессии четко определены по времени и количеству для достижения определенного результата, то тьюториалы проходят в более плавном режиме и имеют более длинную программную организацию» [4].
Отметим также следующую тенденцию: граница между групповой и индивидуальной формой сопровождения стирается. Так, уже в 2015 году при сравнительном анализе тьюторских и коучинговых форм работы индивидуальные и групповые тьюториалы упоминаются как равноправные варианты. В перечислении форм работы есть упоминание «канонических индивидуальных и групповых тьюториалов», среди форматов тьюторского сопровождения указаны индивидуальные и групповые тьюториалы [6].
Столь же подвижной оказалась частота использования данной формы. При необходимости тьюториал интенсивно включается в образовательный процесс: «В течение 5–6 дней команда тьюторов работала с подростками 5–9 классов. За этот период была проведена серия встреч-тьюториалов, связанных общей целью/замыслом, — спровоцировать активность самопознания подростков для проявления профессиональных интересов».
Подводя итоги, мы можем сделать вывод о том, что на данный момент в профессиональном сознании тьюториал обозначает любую целенаправленную встречу с тьютором — индивидуальную или групповую, — непосредственно посвященную индивидуальной образовательной программе, где использованы различные профессиональные средства работы с тьюторантом. Чаще всего при этом помимо беседы и вопросов применяется такое средство, как личностно-ресурсное картирование. В групповом тьюториале могут присутствовать элементы семинара: круговые форматы, разделение на мини-группы, колнсультации.
Таким образом, в ходе накопления практического опыта тьюториал утратил признак, обозначающий количество тьюторантов-участников. В настоящий момент данная форма объединяет в себе различные варианты встреч с тьюторантами. При этом наполнение, методическая специфика зависит от их возраста, этапа работы с индивидуальной образовательной программой, от того, внутри или вне образовательной организации проходит тьюториал.
Понимая, что тьюторское сопровождение — это, прежде всего, работа с картой возможностей и расширением границ коллективного и индивидуального действия, целесообразно выстраивать встречи с обучающимися именно в этом ключе: создать условия для построения карты возможностей, ее осознания и возможность сочетания ее с картами возможностей других. И вот, как раз, это сочетание, интеграция, индивидуальных карт возможностей позволяет расширить границы действия индивида, соотнести это действие с личными целями и в создавшейся избыточной среде сделать выбор.
Рассматривая тьюториал как ведущую форму работы тьютора с обучающимися (тьюторантами), стоит ориентировать его на создание пространства для осознания, для построения собственной индивидуальной траектории в соответствии с личными интересами, глубинными мотивами, т. е. среду и ситуацию самоопределения.
4. Как соотносятся модели тьюторского сопровождения и тьюторская консультация?
Консультационная функция неотъемлемый атрибут тьюторского сопровождения, но для более точного попадания консультации (достижения ее целей) не достаточно осознавать методологические основания консультационной деятельности, но и четко понимать в рамках какой модели тьюторского сопровождения они, консультации, реализуются.
Для систематизации в выборе модели и облегчения ориентации в этой деятельности разработан и успешно используется в практике конструктор модели тьюторского действия (автор М.Ю. Чередилина).
Основой конструктора стали восемь параметров: по трудовой функции, по контингенту (категориям детей), по форме обучения, по отношению к урочной и внеурочной деятельности, по виду деятельности обучающегося, по направленности на элемент учебной деятельности, по масштабу, по уровню общего образования.
На данной основе мы можем выделить для каждого параметра некоторые направления и виды тьюторского сопровождения, а затем, комбинируя их в различных сочетаниях, получить конкретные модели, которые опираются на представленную классификацию.
К примеру, комбинация «одаренные обучающиеся, начальная школа, очная форма, в творческой деятельности, во внеурочной деятельности» соответствует сопровождению младших школьников в художественно-изобразительной деятельности.
Разворачивая разговор про арсенал инструментария тьютора, нельзя обойти стороной его консультационную функцию. Вступая в роли консультанта, тьютор сохраняет позицию педагога (НЕ псхолога), осуществляя тем самым педагогическое консультирование. Однако, нельзя не принимать во внимание существующие методологические основания консультационной деятельности, имеющиеся в практике консультативной психологии. На наш взгляд, созвучна с целями тьюторского сопровождения концепция А. Лэнгле о четырех фундаментальных экзистенциальных мотивациях. В методическом аспекте важно определиться с рамками сценария (модели) тьюторского сопровождения, что позволит не только конкретизировать цели консультации, но и определить ее форму — индивидуальная, групповая, фронтальная.
1. Долгова Л.М. Нормативно-правовое оформление деятельности тьютора в образовательном учреждении. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора. М.2011. С. 14.
2. Ковалева Т. М. Коучинг и тьюторство как современные антропопрактики // Тьюторство в открытом образовательном пространстве и коучинг: взаиморесурсность двух профессий. М.2015. С. 11.
3. Ковалева Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1–4. — М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2010. — 56 с. — С. 37.
4. Ковалева Т.М., Кобыща Е.И., Попова С. Ю., Теров А.А., Чередилина М. Ю. Профессия «Тьютор». М. 2013. С. 97.
5. Логинов Д. А. Организация тьюторского сопровождения образовательного процесса // Экономика образования. — № 1. — 2013 г. — С. 169-172.
6. Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. — М.: Генезис, 2009. — 235 с. — С. 37-59.
7. Франкл В. Воля к смыслу. — М.: ЭКСМО, 2000. — 368 с.
8. Чередилина М. Ю. Виды и направления тьюторского сопровождения в школе: практический конструктор моделей // бизнес. образование. право. вестник волгоградского института бизнеса. — № 2 (39). — 2017 г. — с. 290-296.
Тьюторская консультация как организационная форма работы тьютора с «самостью» тьюторанта – Межрегиональная тьюторская ассоциация
Логинов Д.А. Тьюторская консультация как организационная форма работы тьютора с «самостью» тьюторанта // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.
Тьюторская консультация как организационная форма работы тьютора с «самостью» тьюторанта
Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) является индивидуальной организационной формой тьюторского сопровождения и представ- ляет собой обсуждение тьютора с тьюторантом значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого школьника. Целью тьюторской беседы и является прежде всего активизация каж- дого школьника с учетом именно его способностей, особенностей его характера, навыков общения и т. д. на дальнейшую самостоятельную работу по формированию и реализации своей индивидуальной образо- вательной программы (далее — ИОП).
В статье рассматривается консультационная деятельность тью- тора, ее методологические и методические аспекты.
Ключевые слова: тьютор, тьюторская компетентность, консуль- тация, тьюториал, акцент мотивации.
Активизация самостоятельной работы по формирова- нию и реализации ИОП: методологический аспект. Развора- чивая рассуждения в отношении активизирующей функции индивидуальной тьюторской консультации, очевидно, что речь идет о мотивационной функции специалиста, насколько он сможет создать условия для осознания собственных (для тьюторанта) смыслов в движении по реализации ИОП.
Что лежит в основе подобной мотивации? На наш взгляд с методологией тьюторства созвучна концепция А. Лэнгле о четырех фундаментальных экзистенциальных мотивациях
(далее — ФМ) [4]. Автор выделяет четыре ФМ, которые стано- вятся основанием для мотивационного процесса.
- я ФМ: соотнесение с миром — «Я есть — но могу ли я быть?»
- я ФМ: соотнесение с жизнью — «Я живу — но нравит- ся ли мне жить?»
- я ФМ: соотнесение с самим собой — «Я есть — но имею ли я право быть самим собой?»
- я ФМ: соотнесение со смыслом — «Я есть здесь — но для чего я пришел в этот мир? Что я должен делать?»
Понимание мотивационных оснований обретения смыс- ла дает специалистам сопровождающих профессий, в нашем случае — тьюторам, методологические основания для осуще- ствления консультационной поддержки, а именно, активизи- ровать (мотивировать) проектировочную деятельность через нахождение личных смыслов ситуации (кейса).
Тьютор — тот, кто задает вопросы. Опираясь на вопро- сы, специально подобранные для встречи с каждым конкрет- ным школьником, тьютор и тьюторант совместно составляют рабочий план по реализации определенного шага ИОП.
Как вложить в эти вопросы смыслообразующий контекст?
С чего начать?
В практике индивидуальных консультаций подростков, которые приходят с вопросами относительно выбора профи- ля обучения на уровне среднего общего образования, выбора направления будущего профессионального образования для нас важно запустить размышления в следующей логике:
- Определение исходной точки. «Откуда я иду? Что есть от- правная точка моего пути сейчас? В чем причина затруднения? Что неясно?». На этом этапе очень важно подробнее описать ситуацию, своей жизни, без оценок, без сожалений — как данность.
- Формулирование отношения к ситуации. «Что меня затра- гивает в этой ситуации? Где я нужен?». На этом этапе очень важно соотнести ситуацию выбора, которая реально стоит перед тьюторантом с его ценностями.
Это, в свою очередь, дает ресурс для понимания того что есть для начала дви- жения, что необходимо «добрать» (актуализировать или же присвоить) — знания, умения, навыки, пробный опыт.
- Направление движения. «Куда мы идем? Куда я должен прийти? Ради чего я здесь?». Если я понимаю, откуда иду, если я вижу свои ресурсы для выхода из сложившейся ситуации, то куда я смо- гу прийти? Не потому, что кто-то сказал, а потому, что я сам вижу смысл для себя сделать выбор направления движения. Такая логика консультационной беседы созвучная с пони-
манием смысла, предложенным еще В. Франклом: смысл — есть самоотдача делу, отношениям проекту [7]. Подобное понимание позволяет сместить акцент с себя самого в ситуации — на саму ситуацию, осуществить сторонний взгляд на нее.
Что является условиями успешной тьюторской кон- сультации? Для того чтобы начался настоящий диалог, важно создать атмосферу комфорта, достигнуть состояния раппорта. По большому счету, выполняя это условие мы удовлетворяем 1-ю ФМ, давая понять, что тьюторант «может быть», может активно развивать собственную способность «быть в мире».
Лишь обеспечив ощущения опоры, комфортного простран- ства как физического, так и психологического, мы постепенно создаем условие доверия к миру, что может стать важным мо- ментом во взаимоотношения тьютора и тьюторанта. Только доверяя, человек начинает отвечать на вопросы и открывается истинный.
Развитие диалога — выход на рассказ о себе, своих инте- ресах и ценностях, своих проблемах и домыслах — все, что может быть полезным тьютору в сопровождении построения ИОП. Психологи-консультатнты называют этот этап «Исповедь», а в практике тьюторского сопровождения на этом этапе мы часто используем опосредованные средства работы — карти- рование. Например, построение карты интересов или карты моих учебных дефицитов. Создавая пространство, в котором тьюторант безопасно может рассказывать о себе, где специ- ально для этого выделено время, где есть заинтересованный (тьютор) взрослый готов эмпатийно выслушать и принять пози- цию своего тьюторанта — это следующий поворотный момент в построении эффективного диалога тьютора и тьюторанта. Во многом это условия исполнения 2-й ФМ.
Проявляя заинтересованность и выразив готовность отве- тить на любой вопрос тьюторанта, при необходимости (по запро- су тьюторанта) дать оценку представленному опыту, ценностям, тьютор демонстрирует свое справедливое отношение и заинте- ресованное внимание. Оба — и тьютор, и тьюторант — начинают сторонне обсуждать сферу интересов тьюторанта, что становится условием соотнесения себя и мира, себя и других — тьюторант принимает себя как ценность, со своим достоинствами и не- достатками, определяя свои сильные стороны, на которые уже можно опереться для достижения целей. По сути своей — удо- влетворение 3-ей ФМ.
Наконец, говоря об исполнении 4-й ФМ, смысла как пер- спективы поступка, мы начинаем выстраивать деятельность по анализу ресурсов в соответствии с тем интересом, кото- рый понятен и важен для тьюторанта: осознание контекстов (семья, друзья, школа, хобби и др. сферы жизни подростка), понимание реального действия, которое тьюторант будет осу- ществлять и за которое готов нести ответственность, но глав- ное — придание истинного личного смысла этому действию, только в этом случае отношение будет ответственным!
Чему посвящены консультации тьютора? Анализируя практику тьюторского сопровождения в школе можно выде- лить несколько видов тьюторских консультаций.
Так в начале учебного года может быть проведена стар- товая консультация, ее суть заключается в постановке тью- торантом (обучающимся) ближайших целей и задач, проис- ходит формулирование и фиксация ожиданий тьюторанта и проектируется план работы (индивидуальные встречи, ра- бота в тьюторской группе).
В процессе сопровождения движения по индивидуально- му образовательному маршруту (индивидуальной образова- тельной программе) важны аналитические консультации, суть которых заключается в анализе событий, выявление его влияния на тьюторанта (обучающегося), нахождение плюсов и минусов в деятельности. Безусловно, что в процессе до- стижения некоторого этапа маршрута необходима рефлек- сия — трудности и неожиданности, с которыми пришлось столкнуться, в этом случае также необходима консультация тьютора. Результатом консультации аналитического характера становится понимание необходимости следования по марш- руту (переход к следующему этапу) или необходимости кор- ректировки маршрута.
Если вести разговор о консультации, ориентированной на подведение промежуточных итогов реализации образова- тельного маршрута, то актуальной становится консультация рабочая, где не только констатируется факт получения про- межуточного результата, например проекта обучающегося, но и обсуждаются стратегии преодоления трудностей, без которых сложно представить движение по индивидуальному образовательному маршруту. В качестве разновидности рабо- чей консультации в нашей практике мы выделяем тематиче- скую консультацию, ее цель обсудить актуальные проблемы по запросу обучающихся (тьюторантов). Из опыта работы, темы бывают такими: «Как не выбиваться из графика и что мешает ему следовать?», «С чего начать практическую часть проекта?», «Выбор профиля обучения: мой выбор или выбор моих родителей?».
Итоговая консультация становится формой фиксации продвижения, обучающегося (тьюторанта) относительно по- ставленных целей и задач, соотнесение полученных результа- тов с тем, что было запланировано.
Групповые консультации тьютора — тьюториалы. Рассматривая консультационную функцию тьютора в разрезе массовой школы, чаще приходится сталкиваться с групповой консультацией класса, группы обучающихся — с тьюториалом. Однако данное представление о тьюториале является не едеин- ственным, что делает необходимым дать краткий анализ его.
В 2013 году в книге «Профессия “тьютор”» представлена трактовка данного термина. Авторами подчеркиваются харак- терные черты тьюториала как учебного группового тьютор- ского семинара: открытость, интенсивность, использование интерактивных методов. Специфика подобной формы такова, что участие в тьюториалах способствует интенсивному разви- тию мыслительных, коммуникативных, рефлексивных спо- собностей тьюторантов. Кроме того, потенциал тьюториалов позволяет разнообразить учебный процесс, актуализировать познавательную и творческую деятельность, создать атмосферу доверия, поддержки, сотрудничества. Рекомендованная частота использования — около одного раза в месяц [5].
Таким образом, тьюториал на определенном этапе рассма- тривался в качестве группового семинара — в отличие от бе- седы (консультации), как индивидуальной формы взаимодей- ствия тьютора с тьюторантом. Проследим, как данное понятие использовалось в практике тьюторского сопровождения.
Очевидно, что столь востребованная и эффективная фор- ма тьюторского сопровождения на всем протяжении ее ис- пользования является предметом осмысления и широкого об- суждения в сообществе.
Осваивая инструментарий и изучая возможности тью- ториала, члены МТА обращают внимание на отличие его от иных форм антропопрактик. В частности, отмечается не- обходимость «различить тьюториалы от всевозможных мод- ных сегодня тренингов, типа тренингов личностного роста, психотерапевтических групп различного толка, тренингов лидерства и т. п.» [3]. Также для осмысления характерных черт тьюториала чрезвычайно продуктивным является сравни- тельный анализ тьюторских и коучинговых практик. Напри- мер, при сопоставлении выявлены различия «в организации временного режима: если коучинговые сессии четко опреде- лены по времени и количеству для достижения определенно- го результата, то тьюториалы проходят в более плавном режи- ме и имеют более длинную программную организацию» [4].
Отметим также следующую тенденцию: граница между групповой и индивидуальной формой сопровождения стира- ется. Так, уже в 2015 году при сравнительном анализе тьютор- ских и коучинговых форм работы индивидуальные и группо- вые тьюториалы упоминаются как равноправные варианты. В перечислении форм работы есть упоминание «канониче- ских индивидуальных и групповых тьюториалов», среди фор- матов тьюторского сопровождения указаны индивидуальные и групповые тьюториалы [6].
Столь же подвижной оказалась частота использования дан- ной формы. При необходимости тьюториал интенсивно вклю- чается в образовательный процесс: «В течение 5–6 дней коман- да тьюторов работала с подростками 5–9 классов. За этот период была проведена серия встреч-тьюториалов, связанных общей целью/замыслом,— спровоцировать активность самопознания подростков для проявления профессиональных интересов».
Подводя итоги, мы можем сделать вывод о том, что на данный момент в профессиональном сознании тьюториал обозначает любую целенаправленную встречу с тьютором — индивидуальную или групповую,— непосредственно посвя- щенную индивидуальной образовательной программе, где использованы различные профессиональные средства работы с тьюторантом. Чаще всего при этом, помимо беседы и вопро- сов, применяется такое средство, как личностно-ресурсное картирование. В групповом тьюториале могут присутствовать элементы семинара: круговые форматы, разделение на мини- группы, консультации.
Таким образом, в ходе накопления практического опыта тьюториал утратил признак, обозначающий количество тью- торантов-участников. В настоящий момент данная форма объ- единяет в себе различные варианты встреч с тьюторантами. При этом наполнение, методическая специфика зависит от их возраста, этапа работы с индивидуальной образовательной программой, от того, внутри или вне образовательной органи- зации проходит тьюториал.
Понимая, что тьюторское сопровождение — это, прежде всего, работа с картой возможностей и расширением границ коллективного и индивидуального действия, целесообразно выстраивать встречи с обучающимися именно в этом ключе: создать условия для построения карты возможностей, ее осо- знания и возможность сочетания ее с картами возможностей других. И вот как раз это сочетание, интеграция, индивидуаль- ных карт возможностей позволяет расширить границы дей- ствия индивида, соотнести это действие с личными целями и в создавшейся избыточной среде сделать выбор.
Рассматривая тьюториал как ведущую форму работы тью- тора с обучающимися (тьюторантами), стоит ориентировать его на создание пространства для осознания, для построения собственной индивидуальной траектории в соответствии с личными интересами, глубинными мотивами, т. е. среду и ситуацию самоопределения.
Тьюторская консультация и модели тьюторского сопровождения. Консультационная функция — неотъем- лемый атрибут тьюторского сопровождения, но для более точного попадания консультации (достижения ее целей) не- достаточно осознавать методологические основания консуль- тационной деятельности, но требуется и четко понимать, в рамках какой модели тьюторского сопровождения они, консультации, реализуются.
Для систематизации в выборе модели и облегчения ориен- тации в этой деятельности разработан и успешно используется в практике конструктор модели тьюторского действия (автор М. Ю. Чередилина).
Основой конструктора стали восемь параметров: по тру- довой функции, по контингенту (категориям детей), по форме обучения, по отношению к урочной и внеурочной деятельно- сти, по виду деятельности обучающегося, по направленности на элемент учебной деятельности, по масштабу, по уровню об- щего образования.
На данной основе мы можем выделить для каждого па- раметра некоторые направления и виды тьюторского сопро- вождения, а затем, комбинируя их в различных сочетаниях, получить конкретные модели, которые опираются на пред- ставленную классификацию.
К примеру, комбинация «одаренные обучающиеся, на- чальная школа, очная форма, в творческой деятельности, во внеурочной деятельности» соответствует сопровождению младших школьников в художественно-изобразительной деятельности.
Разворачивая разговор про арсенал инструментария тью- тора, нельзя обойти стороной его консультационную функцию. Вступая в роли консультанта, тьютор сохраняет позицию педа- гога (НЕ психолога), осуществляя тем самым педагогическое консультирование. Однако нельзя не принимать во внимание существующие методологические основания консультацион- ной деятельности, имеющиеся в практике консультативной психологии. На наш взгляд, созвучна с целями тьюторского со- провождения концепция А. Лэнгле о четырех фундаменталь- ных экзистенциальных мотивациях. В методическом аспекте важно определиться с рамками сценария (модели) тьюторско- го сопровождения, что позволит не только конкретизировать цели консультации, но и определить ее форму — индивидуаль- ная, групповая, фронтальная.
Литература:
- Долгова Л. М. Нормативно-правовое оформление деятельности тьютора в образовательном учреждении. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нор- мирование и стандартизация деятельности тьютора. М.2011. С.
- Ковалева Т. М. Коучинг и тьюторство как современные антропо- практики // Тьюторство в открытом образовательном простран- стве и коучинг: взаиморесурсность двух профессий.
М.2015. С.
- Ковалева Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопрово- ждения в общем образовании»: лекции 1–4.— М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.— 56 с.— С. 37.
- Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова С. Ю., Теров А. А., Чередили- на М. Ю. Профессия «Тьютор». М. 2013. С.
- Логинов Д. А. Организация тьюторского сопровождения образова- тельного процесса // Экономика образования. — № 1. — 2013 г. — С. 169 –
- Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций.— М.: Генезис, 2009.— 235 с.— С. 37–59.
- Франкл В. Воля к смыслу.— М.: ЭКСМО, 2000.— 368 с.
- Чередилина М. Ю. Виды и направления тьюторского сопрово- ждения в школе: практический конструктор моделей // Бизнес. Образование. Право. Вестник волгоградского института бизне- са.— № 2 (39).— 2017 г.— с. 290–296.
Роль тьютора – Педагоги-новаторы
Что такое живой вебинар?
Живой вебинар — это интерактивное онлайн-обучение. Участники могут общаться с ведущим(и) во время мероприятия с помощью функции живого чата.
Что такое вебинар по запросу и как получить к нему доступ?
Обучение по запросу — это ранее записанный веб-семинар, доступный в Интернете, к которому можно получить доступ в любое время и в любом месте. Записаться на онлайн-тренинги можно в любое время. Вы получите запись через неделю после прямого эфира. Запись является лицензией на доступ к кампусу и доступна в течение одного года с даты покупки.
Какова продолжительность вебинаров?
Вебинары длятся от 60 до 90 минут. Пожалуйста, проверьте каждую тренировку для точного времени.
Как зарегистрироваться?
Вы можете зарегистрироваться онлайн, добавив товар в корзину. Вы также можете зарегистрироваться по факсу (1-866-508-0860), электронной почте ([email protected]) или по почте, заполнив бумажную регистрационную форму. Бумажная регистрационная форма уникальна для каждого вебинара и доступна на странице каждого продукта.
Как запросить размещение?
Для размещения субтитров или других приспособлений, пожалуйста, свяжитесь с нами за 7 дней. 303.955.0415 или [email protected]
Когда мне зарегистрироваться?
Вы можете зарегистрироваться в любое время, даже утром в день прямого эфира. Если событие в прямом эфире произошло, вы можете приобрести обучение (запись) сеанса по запросу. Записаться на онлайн-тренинги можно в любое время.
Каков процесс посещения прямого эфира?
Процесс выглядит следующим образом:
- Вы получите данные для входа в течение 5 минут после регистрации на вебинар.
- Материалы презентации будут доступны до начала трансляции. Пожалуйста, проверьте ссылку в электронном письме с информацией для входа.
- В день трансляции участники могут войти в систему за 30 минут до начала. После входа в систему участники могут просматривать слайды PowerPoint, задавать вопросы и оставлять комментарии через функцию чата.
- Мы отправим участникам по электронной почте ссылку на запись в понедельник после прямой трансляции.
Доступна ли запись? И на сколько хватает записи?
Примерно через неделю после завершения вебинара в прямом эфире участники получат ссылку на запись, которую можно отправить всем преподавателям и сотрудникам для просмотра в любое время и в любом месте. Запись является лицензией на доступ к кампусу и доступна в течение одного года с даты прямого эфира.
Каковы технические требования?
Innovative Educators использует Zoom в качестве поставщика веб-конференций. Если вы ранее не посещали мероприятие Zoom, присоединитесь к тестовому собранию, чтобы убедиться, что ваш компьютер совместим с Zoom. Обязательно пройдите этот тест до прямого эфира.
В чем преимущества онлайн-обучения?
Экономичный : Поездки не требуются. Онлайн-обучение — это инновационный способ предоставить всем вашим преподавателям и сотрудникам разнообразные возможности профессионального развития по одной низкой цене! Чем больше вы тренируетесь, тем больше вы экономите, так как регистрационный взнос взимается с учреждения, а не с человека.
Easy : Вы получите подробный список инструкций по электронной почте. Если у вас возникнут какие-либо проблемы, мы всегда здесь, чтобы помочь.
Практический : Наши учебные занятия посвящены наиболее важным и актуальным проблемам, с которыми сегодня сталкиваются педагоги. Наша основная цель — предоставить участникам информацию, обучение и навыки, необходимые для немедленного осуществления позитивных изменений в их учреждениях.
Первоклассные докладчики : Наши докладчики являются экспертами в предметной области и признаны в своей области.
Добавленная стоимость : При покупке онлайн-обучения вы также получаете лицензию на доступ к записи на весь кампус сроком на один год. Преподаватели и сотрудники могут получать к нему доступ так часто, как им удобно, из любого места.
Удовлетворение гарантировано : Наше онлайн-обучение гарантировано на 100%. Если вы не удовлетворены, мы предоставим вам кредит для будущего вебинара или обучения по запросу по вашему выбору (равной или меньшей стоимости).
Как мы можем использовать эти тренинги?
Гибкое обучение :
- Прямая трансляция: Рекламируйте и посещайте веб-семинар в прямом эфире и подведите итоги сразу после него.
- Гибрид: раздайте запись всем преподавателям и сотрудникам в начале каждого месяца и запланируйте обсуждение в конце месяца, чтобы определить, как вы будете реализовывать представленные стратегии.
- По требованию: Распространите запись среди преподавателей и сотрудников, чтобы они могли смотреть в любое время и в любом месте.
Обучение без отрыва от работы : запланируйте проведение вебинара без отрыва от работы или назначьте день и время, чтобы показать запись в лекционном зале или большом конференц-зале и пригласить преподавателей и сотрудников на мозговой штурм и обсудить последствия для вашего учреждения.
Онлайн-сообщества преподавателей и сотрудников : раздайте записи преподавателям и сотрудникам, чтобы они могли смотреть в любое время и в любом месте.
Поощрение персонала : Разработайте программу вебинара с ежемесячными темами и отметьте сотрудников, которые реализуют лучшую идею, связанную с темой.
Team-Building : Используйте эти тренинги для создания межфункциональных и междисциплинарных команд для укрепления коллегиальности.
Обучение новых сотрудников : Включите онлайн-обучение в программу обучения новых сотрудников, чтобы обеспечить согласованность.
Внедрение и последующая деятельность : Используйте руководство и оценочные материалы, предоставленные Innovative Educators, для планирования, реализации и отслеживания вашего прогресса.
Сколько стоит живой вебинар или обучение по запросу?
1 Обучение (живой веб-семинар или обучение по запросу) — 425 долларов США Неограниченное количество подключений, лицензия на доступ к записи на территории всего кампуса на один год.
Стоимость пакета
- 2 тренинга — 645 долларов США Неограниченное количество подключений, запись на один год (доступ на весь кампус)
- 3 тренинга — $900 Неограниченное количество подключений, запись на один год (доступ на весь кампус)
- 6 тренингов — $1500 Неограниченное количество подключений, запись на один год (доступ на весь кампус)
Какой вид оплаты вы принимаете?
Вы можете оплатить кредитной картой (American Express, MasterCard или Visa), заказным письмом, чеком или электронным переводом средств. Вы можете написать нам по электронной почте ([email protected]), позвонить по телефону 303-955-0415 или по факсу 1.866.508.0860.
Срок оплаты 90 дней.
Куда отправить платеж?
Пожалуйста, отправьте чеки и заказы на покупку на наш почтовый адрес:
Innovative Educators
3277 Carbon Place
Boulder, CO 80301
Каковы ваши правила отмены?
Ниже приведены правила отмены бронирования.
- За 30 дней: полный возврат средств
- За 14 дней: плата за обработку в размере 100 долларов США
- Менее 14 дней: кредит на другое событие IE. Обратите внимание, что регистрация на вебинар в прямом эфире включает доступ к записи, которой вы можете поделиться, поскольку это лицензия на доступ к кампусу. Мы отправим запись по электронной почте в понедельник после прямого эфира. По вопросам, пожалуйста, напишите нам или позвоните 303,955.0415.
Как стать частным репетитором: индивидуальное обучение
У каждого ученика свои уникальные образовательные потребности. Когда-то репетиторство было просто строгой, строгой программой, длящейся часами вне школы; теперь частные репетиторы из разных слоев общества регулярно встречаются со студентами, чтобы помочь им освежить навыки, подготовиться к тестам и изучить более сложные предметы. Учащиеся столь же разнообразны, как и их наставники: некоторые учатся визуально, в то время как другие в большей степени полагаются на свои слуховые ощущения для восприятия информации.
В качестве частного репетитора вы помогаете людям использовать их сильные стороны в обучении и предоставляете ценные рекомендации на пути к получению образования. Семьи могут нанимать репетиторов самостоятельно. Или образовательные учреждения, желающие предоставить учащимся экспертные ресурсы для поддержки их обучения, также могут нанимать репетиторов. Компании сосредотачиваются на удовлетворении разнообразных потребностей в репетиторстве, будь то помощь учащимся начальной школы в освоении навыков чтения или помощь старшеклассникам в подготовке к SAT. Мало того, некоммерческие и государственные учреждения также нанимают репетиторов.
Очевидно, что у начинающих наставников есть из чего выбирать. И если вы хотите максимально раскрыть свой потенциал, рекомендуется степень магистра. Узнайте, как стать репетитором в этой статье.
Что делает частный репетитор
Независимо от типа организации, в которой они работают, частные репетиторы работают со студентами один на один, уделяя особое внимание каждому. Это позволяет им распознавать области, в которых у учащихся возникают проблемы — как с точки зрения предмета, так и стиля обучения — и предлагать индивидуальные решения. На базовом уровне работа будет включать в себя встречи со студентами, выявление препятствий в обучении и поиск способов их преодоления, создание инновационных планов уроков и помощь в выполнении домашних заданий и подготовке к экзаменам. Воспитатели младших детей могут также общаться с родителями и учителями. То, в каком именно направлении будет развиваться ваша карьера, зависит от того, какие образовательные и карьерные возможности вы преследуете.
Как стать частным репетитором
Репетиторы начинают с самообразования. Независимо от того, где вы хотите работать, степень бакалавра будет минимальным требованием. Если вы собираетесь обучать кого-то предмету, будь то английская литература или биология, вы сами должны хорошо знать этот предмет. Таким образом, ваш первый шаг — решить, какие предметы вы хотели бы преподавать. Большинство репетиторов сосредотачиваются на трех или четырех основных предметах. Например, если вы получаете степень бакалавра в области STEM, вы можете заниматься репетиторством по биологии, предварительному исчислению и статистике.
Следующие шаги к тому, чтобы стать частным репетитором, частично зависят от того, с каким клиентом вы хотите работать (частная семья, учебное заведение и т. д.) и с каким уровнем обучения вы хотите работать. Вы можете почувствовать это, занимаясь репетиторством на добровольных началах во время учебы в бакалавриате. Некоторым людям нравится работать с маленькими детьми (имеется в виду, что репетиторство в начальной школе было бы идеальным), в то время как другие предпочитают работать с подростками. После того, как вы получите степень бакалавра и узнаете, с какой возрастной группой вы хотите работать, у вас будет лучшее представление о том, где вы хотите работать.
Типичные рабочие места для репетиторов включают следующее:
- Школы . Если вы хотите работать один на один с детьми, будь то 7-летние или 17-летние, то школа идеально подходит для вас. Вас будут окружать другие преподаватели, разделяющие вашу страсть к обучению, что может быть полезным.
- Требуется образование. Требуется степень бакалавра, а также может потребоваться степень магистра.
- Путь развития. Если вы начинаете в школе, вы можете перейти на более высокий уровень с дополнительным образованием. Допустим, вы работаете с младшими школьниками. Вы видите детей, изо всех сил пытающихся учиться в классе. В конце концов вы решите, что хотите быть в положении, в котором вы можете осуществлять более широкие изменения сверху вниз, поэтому вы получаете степень магистра в области преподавания с элементарной направленностью.
Возможно, в конечном итоге вы станете директором школы.
- Другие необходимые навыки. Вам нужны четкие коммуникативные навыки, а также творческий подход, чтобы придумывать увлекательные планы уроков. Терпение и настойчивость также важны, так как вам может понадобиться подбадривать учеников, когда они разочаровываются.
- Репетиторская компания. Репетиторская компания нанимает команду предметных экспертов для работы с различными областями и возрастными группами. Вы будете работать не только со студентами, но и сотрудничать с другими сотрудниками и руководством компании.
- Требуется образование. Большинству репетиторских компаний требуется как минимум степень бакалавра, и они рассматривают степень магистра как преимущество. Если вы преподаете в таких областях, как подготовка к SAT, репетиторские компании могут потребовать, чтобы вы сами набрали определенный балл на экзамене.
- Путь развития.
Возможности во многом зависят от размера компании. Если компания достаточно велика, вы можете подняться по служебной лестнице от роли практического наставника до более управленческой должности, например, должности, на которой вы обучаете других наставников.
- Другие необходимые навыки. Вы должны иметь возможность общаться и работать с разными людьми, как со студентами, так и с вашими коллегами, поэтому непредвзятость важна. Гибкость в отношении того, чему вы обучаете и когда это необходимо.
- Независимый бизнес. Вы также можете открыть собственный репетиторский бизнес. У вас будет больше гибкости, но у вас также будет меньше стабильности — вам придется создать свой собственный список клиентов и постоянно суетиться для бизнеса. Кроме того, независимое обучение может означать, что у вас не будет других преподавателей, с которыми можно было бы общаться ежедневно.
- Требуется образование. Степень бакалавра является необходимым минимумом.
Хотя на этом можно и остановиться, приобретение степени магистра выделит вас среди конкурентов. Получение аккредитации Национальной репетиторской ассоциации (NTA) также поможет привлечь клиентов.
- Путь развития. Вам придется развивать свой бизнес самостоятельно, расширяя список клиентов за счет сетей и рекламы. Вы можете продолжить свое образование, чтобы расширить свои предложения и тем самым привлечь больше клиентов.
- Другие необходимые навыки. В дополнение к отличным коммуникативным и репетиторским навыкам вам потребуются отличные навыки управления временем и планирования, чтобы совмещать работу с разными клиентами. Вы также захотите изучить основы маркетинга, например, как настроить свой собственный веб-сайт.
- Требуется образование. Степень бакалавра является необходимым минимумом.
- Образовательная организация. Многие различные организации нанимают частных репетиторов, в том числе некоммерческие ассоциации, государственные учреждения и компании, занимающиеся образованием (например, издательские компании, создающие учебники и другие учебные материалы).
Такие должности обычно дают вам более широкий контроль над методами и тактикой обучения и могут даже позволить вам работать в роли, определяющей политику.
- Требуется образование. Почти всегда требуется степень бакалавра. Степень магистра рекомендуется и может потребоваться для некоторых ролей. Получение аккредитации от NTA также является плюсом.
- Путь развития. В дополнение к степени бакалавра и практическому опыту для более высоких должностей часто требуется степень магистра.
- Другие необходимые навыки. Важны навыки общения, отстаивания интересов и лидерства. Вы должны быть в состоянии говорить от имени учащихся и представлять их потребности перед школьной администрацией и родителями.
Перспективы работы для репетиторов
Перспективы работы для людей, занимающих должности помощников преподавателей, хорошие. По данным Бюро статистики труда США (BLS), с 2016 по 2026 год ожидается рост на 8 процентов. Увеличение набора студентов и ожидаемое увеличение финансирования государственных и федеральных образовательных программ поддержат этот скачок. Заработная плата варьируется в широких пределах. BLS сообщает, что самые низкие 10 процентов работников получили менее 18 670 долларов, а самые высокие 10 процентов получили более 41 020 долларов. На момент написания статьи PayScale оценивает среднюю годовую зарплату репетиторов в диапазоне от 20 738 до 83 277 долларов. Причиной такого широкого диапазона между низкими и высокими зарплатами является разнообразие доступных должностей: некоторые репетиторы работают только неполный рабочий день, как, например, отмечает BLS. Опять же, высшее образование будет означать больше возможностей с точки зрения трудоустройства и доступа к более старшим и более высокооплачиваемым должностям.
Если вам интересно, как стать частным репетитором, и вы хотите максимально увеличить свой потенциал заработка, узнайте больше об онлайн-программах магистра искусств в области преподавания и онлайн-магистра образования в области образовательной политики и лидерства Американского университета.
Leave a Reply