Кто такой тьютор и зачем он ребёнку на семейном образовании, обязанности тьютора в школе
Кто такой тьютор
Тьютор в школе — это специалист, который исследует интересы и создаёт среду для развития ребёнка. Он ориентируется не на потребности учебной программы или образовательного стандарта, а на потребности учащегося. При этом тьютор старается привести его познавательные запросы в гармонию с интересами и возможностями семьи.
Чтобы яснее осознать роль и обязанности тьютора в образовании, обособим его от других специалистов, занимающихся развитием личности и работающих со школьниками.
Чем тьютор отличается от дефектолога
Тьюторов могут ошибочно принимать за педагогов-дефектологов. Однако сферы их деятельности и задачи различаются.
Задача педагога-дефектолога состоит в изучении психофизических особенностей, системы восприятия и темперамента для восстановления или коррекции недостающей функции. Например, дефектолог может разглядеть у слабовидящего ребёнка музыкальные задатки и сфокусировать развитие в этом направлении.
Задача тьютора: создавать события, которые меняют образ мыслей и представление о будущем. Это одна из форм антропопрактики — работа в пространстве субъективной реальности человека.
Эпигенетические исследования показывают, что независимо от унаследованных задатков, всегда есть место потенциалу неизвестности и развитию. Взаимодействие в новой среде, с новыми людьми и новыми способами способно изменить будущее. В обязанности тьютора в школе входит открыть ребёнку возможности для такого взаимодействия.
<<Форма демодоступа>>
Чем тьютор отличается от коуча
Главное отличие: коучи работают со старшими подростками и со взрослыми. Коуч подталкивает человека в движении к уже сформированной цели и обычно даёт довольно жёсткие установки.
Задача тьютора: помочь ребёнку понять, чего он хочет. Тьютор часто работает в ситуации неопределённости, когда познавательный запрос ещё не сформирован. У него более мягкие, подталкивающие к самостоятельным решениям методы.
Чем тьютор отличается от психолога
Школьный психолог оказывает психологическую помощь детям и взрослым. Часто — в конфликтных ситуациях. При этом применяются психологические методы.
Задача тьютора: помочь с самоопределением. Тьютор в школе — это прежде всего педагог. По профессиональному стандарту он обязан пройти соответствующую переподготовку. Отдельные специалисты могут иметь ещё диплом психолога, но в тьюторском сопровождении используется педагогический инструментарий.
Чем тьютор отличается от репетитора
Задача репетитора: улучшить знания ребёнка по конкретному предмету в рамках определённой программы.
Задача тьютора: дать свободу и научить брать на себя ответственность. Он не объясняет сложные темы и не заставляет учиться. Тьютор в образовании создаёт среду и объясняет, что каждое действие и бездействие имеет вес.
Чем тьютор отличается от наставника
Задача наставника: реагировать на возникающие у ребёнка трудности. Это могут быть сложности с планированием времени, самоконтролем, освоением отдельного предмета, учебной мотивацией.
Задача тьютора: помощь в прокладывании для ребёнка индивидуального образовательного маршрута, включающего в себя формальное и неформальное обучение. Вот их особенности:
- Формальное обучение связано с получением документов установленного образца. Оно может быть основным (получение школьного аттестата) и дополнительным (диплом музыкалки или художки). Всегда ограничено по времени.
- Неформальное обучение направлено на удовлетворение личных интересов. Может выражаться в каком-либо форматном мероприятии (экскурсии, мастер-классе, дискуссионном клубе, лагере) или быть случайным (например, на образование может повлиять беседа с эрудированным человеком). Не имеет дедлайнов, может продолжаться всю жизнь.
Инструменты и этапы работы тьютора
Далее мы разберём, чем занимается тьютор и как строятся его взаимоотношения с подопечными. Его работа предполагает несколько встреч и разные виды взаимодействий:
- Беседа. Тьютор с ребёнком ведёт разговор по определённым правилам. С помощью коучинговых технологий, активного слушания и различных поддерживающих элементов выстраивается открытый диалог. Открываясь, собеседник переходит на новый уровень осознания и выходит из беседы интеллектуально обогащённым. Неконтактным детям предлагаются альтернативные формы общения — рисунки, тексты и другие.
- Вопросы. Когда установлен доверительный контакт, тьютор начинает выявлять запрос ребёнка — задаёт особым образом сформулированные вопросы. Если подросток не готов отвечать, инструмент заменяется на другой.
- Личностно-ресурсная карта. Наглядное изображение путей реализации познавательного запроса ребёнка. На карту вносятся все доступные ресурсы: школьные и внеурочные, онлайн и офлайн. Удобно составлять в виде майндмэпа. Как правило, пополняется при каждой встрече ребёнка и тьютора.
- Пробы. Это новые для человека действия, выполняемые на условиях безопасности. Ребёнок должен осознавать, что может попробовать что-то новое и в любой момент отказаться, если не понравилось, его не будут ругать, не поставят «двойку»; а если понравится, напротив, ему помогут масштабировать проект.
Примерное содержание ресурсной карты
Когда школьнику необходим тьютор
- Когда семья строит план образования детей. Особенно актуально на семейном образовании.
- Когда у ребёнка пропал интерес к учёбе или нужна помощь в формировании познавательного запроса.
- Когда хочется увидеть имеющиеся образовательные ресурсы и найти новые.
В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» мы часто сталкиваемся с такими потребностями детей и родителей, поэтому запустили ещё одно направление персонального сопровождения учащихся.
<<Форма с консультацией>>
Тьюторское сопровождение в «Фоксфорде»
Наша программа тьюторского сопровождения направлена на личностное развитие — это взгляд в будущее ребёнка.
Программа осуществляется дистанционно: тьютор и ребёнок общаются в режиме реального времени по видеосвязи.
<<Форма семейного образования>>
Участники программы:
- тьюторы — специалисты, непосредственно работающие с детьми;
- тьюторант и представители тьюторанта — ребёнок и родители.
Структура программы включает в себя 9 индивидуальных онлайн-встреч. Первая общая встреча со всеми участниками программы проводится в начале тьюторского сопровождения, а вторая — в конце.
Тьютор в школе не обсуждает с подростком личную жизнь, внутрисемейные отношения, вопросы религии. Если ли у родителей появятся вопросы, они могут принять участие во встрече — в начали или в конце.
Темы индивидуальных встреч:
- «Моё будущее. Мои мечты и планы» — интенция подростка о своём будущем и будущем человечества.
- «Моя ресурсная карта» (начало) — выявление доступных и желаемых ресурсов.
- «Моя ресурсная карта» (окончание) — аккумуляция культурно-предметных и социальных ресурсов.
- «Путь к мечте» (начало) — разграничение мечтаний, целей и планов.
- «Путь к мечте» (продолжение) — постановка цели, пробы, фиксация того, что получилось.
- «Строю свой индивидуальный маршрут» — саморазвитие, самоконтроль, тайм-менеджмент, рефлексия.
Чтобы присоединиться к программе «Вперёд к своей мечте!», необходимо подать заявку. Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» отправит вам ссылку для ознакомления с офертой. После оплаты вы получите анкету для подбора тьютора для ребёнка. Вопросы и предложения можно направлять на почту [email protected].
Тьюторы — кто это такие и чем они занимаются
О профессии персонального наставника, задачи которой понимают далеко не все учителя и родители
Рассказываем о новой важной профессии, задачи которой понимают далеко не все учителя и родители. О профессии тьютора в России впервые заговорили более двадцати лет назад, но интерес со стороны родительского сообщества появился совсем недавно. И хотя многие до сих пор не подозревают об огромной роли тьютора в образовательном процессе, уже сейчас понятно, что школа будущего вряд ли сможет обойтись без этой позиции. Почему? Давайте разбираться вместе.
Кто такой тьютор?
Тьютор (англ. tutor — наставник, репетитор, преподаватель) — это человек, который сопровождает ребенка в учебном процессе, помогает ему решать многие образовательные и организационные вопросы.
Тьютором в педагогическом сообществе называют человека, который сопровождает ребенка в учебном процессе, помогает ему решать многие образовательные и организационные вопросы. Если школьник боится сделать выбор, не может самостоятельно составить расписание или не знает, как поговорить с учителем о пересдаче контрольной, он может обратиться к тьютору. А тьютор как наставник всегда поддержит ребенка, поможет ему разобраться в себе и найти те точки опоры, которые помогут двигаться вперед. У родителей часто возникает вопрос, чем тьютор отличается от учителя или психолога. Если задача учителя — подготовить и подать материал в максимально доступной для детей форме, а психолога — объединить усилия родителей, педагогов и учителей для решения проблемы, возникающей у ребенка, то роль тьютора заключаетcя в другом. Он сопровождает ребенка в обучающей среде, следит, чтобы тот не терял учебную мотивацию и понимал, что он хочет получить от школы и занятий в целом. Тьютор — это друг и соратник школьника. Именно поэтому во многих европейских странах и в США на эту должность предпочитают брать молодых ребят, которые только-только окончили университет. Они проще входят в доверие к детям (особенно подросткам) и могут положительно повлиять на выбор образовательной траектории.
Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного
периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься
Тьютор в обычной школе
В целом профессия тьютора включает в себя множество обязанностей, и в этом нет ничего особенного. Ведь работа специалиста с каждым учеником, как правило, ведется индивидуально, а значит требует от педагога актуализации разных методов в зависимости от характера и учебных целей конкретного ребенка. Так, скажем, обязанности тьютора, который занимается с детьми в младшей школе, сильно отличаются от обязанностей тьютора, работающего с детьми в среднем и старшем звене. Бывает, что словом «тьютор» называют репетитора, индивидуального наставника, который просто подтягивает ребенка по разным предметам.
О своем опыте взаимодействия с таким тьютором рассказывает мама двоих детей, детский писатель Ольга Митькина:
«В прошлом году моя дочка сменила школу. Новый класс учился по незнакомой, более сложной программе — и через несколько недель после начала года у нее начались проблемы с обучением. Тогда администрация назначила ей индивидуального тьютора, которого выбрали из учителей начальных классов. Дочка несколько месяцев занималась по всем предметам с этой учительницей, пока не нагнала других учеников и не присоединилась к своему классу».
В этом случае тьютором назначили учительницу, она просто занималась индивидуально с девочкой, чтобы та без труда влилась в учебу в классе. Это один вариант тьюторства.
Тьюторство в онлайн-школе
Другой вариант — поддерживать в ребенке «огонь» учебной мотивации.
О нем мы попросили рассказать руководителя службы персональных наставников (тьюторов) в Домашней школе «ИнтернетУрок» Анну-Марию Панасий:
«Главное отличие тьютора в онлайн-школе от тьютора в очной школе состоит в том, что он, как правило, контактирует с ребенком только по телефону. Он не использует мимику и жесты и ограничивается голосом. Исключение — занятия с младшими школьниками. Обычно родители таких ребят просят, чтобы с малышами связывались по скайпу с видеотрансляцией. И это понятно. Детям в таком возрасте еще довольно сложно воспринимать информацию только на слух.
В остальном существенных отличий нет.
Задача персонального наставника в онлайн-школе — подружиться с ребенком и мотивировать его учиться. Конечно, это может сделать и родитель, но у него не всегда есть возможность подключиться к учебному процессу. А детям обязательно нужен человек, который помогает им и поддерживает.
Поэтому очень удобно, когда где-то рядом (пусть и не физически) есть тот, кто направляет тебя хотя бы по техническим вопросам.
Онлайн-школа хоть и предполагает всего двух участников обучающего процесса — ученика и компьютер, но ребенок не остается один на один с ПК, за экраном монитора есть педагоги, которые проводят онлайн-консультации, отвечают на вопросы, проверяют домашнее задание.
Ребенок, который ранее не учился через интернет, может растеряться, когда приступает к первым урокам. Конечно, всю необходимую информацию (техническую и учебную) он может найти на сайте, но гораздо приятнее понимать, что в школе есть человек, который знает тебя и всегда готов ответить на любой вопрос.
Наличие персонального наставника добавляет момент персонализации, которого и так мало в дистанционном обучении.
А тут ребенок знает, что у него в онлайн-школе есть «свой человек».
Отношения школьника и тьютора похожи на отношения ученика и классного руководителя. Взрослый выступает в качестве наставника: помогает составить учебный план, учит структурировать и дробить дела. Он шаг за шагом учит ребенка самодисциплине и самоконтролю, но мягко, без давления.
Тьютор — это человек, который всегда находится на стороне школьника».
Подпишитесь на нашу рассылку
Нажимая на кнопку «Подписаться», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Тьютор в инклюзивной школе
Помимо тьюторов, занимающихся с обычными ребятами, в школах все чаще встречаются специалисты, которые сопровождают учебный процесс детей с особенностями развития. О нюансах работы такого специалиста рассказывает тьютор ресурсного класса школы № 2065 Анна Лешкевич:
В нашей школе должность тьютора появилась год назад, когда мы стали принимать в обычные классы деток с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Таким школьникам тьютор необходим, так как у ребят не всегда получается регулировать свое поведение самостоятельно, а также соблюдать требования по учебе.
Тьютор в нашей школе — педагог, который от и до сопровождает образовательный процесс детей с особенностями развития.
Что он делает?
Представляет собой коммуникативный мостик между учителем и учеником.
Приходит на помощь ребенку, когда тот не услышал или не понял задание. Он моментально включается в учебный процесс и объясняет ученику материал доступными для него способами (с помощью жестов, карточек PECS), помогает ему выполнять какие-то упражнения, адаптирует под него задания.
Приведу пример. Первоклассники на уроке ИЗО делают аппликацию слона. Ребята вырезают несколько фигур из цветной бумаги (круги и овалы), а потом наклеивают их на белый лист. Ребенок с ОВЗ в младшей школе часто не умеет крепко держать ножницы, соответственно, никак не может вырезать сложные фигуры. Но мы не отказываемся от задания. Просто ребенок выполняет его так, как умеет (а умеет он резать только по прямой). Тогда вместо овала он делает квадрат, вместо круга — прямоугольник.
И пока ребенок с ОВЗ вырезает своего квадратного слона, я помогаю с заданием другим детям.
Уведомление и заявление о переходе на семейное обучение
Какие органы уведомлять? Как правильно составить и отправить заявление? Разбираемся вместе.
И так мой подопечный видит, что он включен в рабочий процесс наравне с другими детьми. Что я — не тетенька, которая приставлена к нему, чтобы делать его каким-то особенным. Я — друг и помощник всех ребят, которым нужна моя помощь. Это называется инклюзией. Это очень важный момент, который определяет отношения между детьми в классе.
Конечная цель тьютора — научить ребенка с особенностями жить в обычном мире: переносить шум, находиться в толпе, принимать решения.
И если еще год назад ребенок не умел самостоятельно завязывать ботинки или не справлялся с гигиеническими процедурами, то сейчас мы видим большой прогресс. Мы всегда находимся рядом со своими подопечными и готовы помочь во всем, но если мы уверены, что ребенок на 100% готов выполнить какое-то дело самостоятельно, мы тут же дистанцируемся. Ведь наша задача — стать ребенку ненужными».
Анна Лешкевич очень точно подобрала слова, которые описывают конечную цель любого тьюторства — «стать ребенку ненужными». Пока маленький человек ходит в школу, ему необходима опора, «костыль», без которого не всегда получается уверенно принимать решения, уверенно делать выбор, в случае с инклюзией — уверенно чувствовать себя полноценным и нужным в социуме человеком. И грамотный и опытный тьютор сделает все для того, чтобы ребенок нашел свой путь. И очень жаль, что не все школы признают профессию тьютора важной и жизненно необходимой школьнику.
Вопрос-ответ
Если ребёнок переходит на индивидуальную форму обучения в выпускных классах, могут ли у него возникнуть трудности с поступлением в высшие учебные заведения?
На индивидуальное обучение ребёнка можно перевести только по медицинским показаниям или достаточно желания ребёнка и родителей?
Могут ли ученики на индивидуальной форме участвовать в конкурсах и олимпиадах?
Letidor. ru
Образец должностной инструкции репетитора
| Workable
Используйте это описание работы репетитора для рекламы своих вакансий и поиска подходящих кандидатов. Не стесняйтесь изменять обязанности и требования в зависимости от ваших потребностей.
В обязанности репетитора входит:
- Проверка классных или учебных тем и заданий
- Помощь учащимся с домашними заданиями, проектами, подготовкой к экзаменам, рефератами, исследованиями и другими академическими задачами
- Работа с учащимися, чтобы помочь им понять ключевые понятия, особенно те, которые были изучены в классе
Краткое описание работы
Мы ищем репетитора, который присоединится к нашему учебному заведению, чтобы помочь учащимся проверять классные задания, проверять экзамены и готовиться к тестам как в классе, так и за его пределами.
Репетитор отвечает за помощь учащимся в изучении и понимании новых концепций и выполнении заданий. Они готовят уроки, изучая планы уроков, подробно просматривая учебники, чтобы понять тему, которую они будут преподавать, и предоставляя дополнительные проекты, если это необходимо, во время занятия.
В конечном счете, вы будете работать непосредственно с учащимися, чтобы помочь им лучше понять концепции, преподаваемые в классе. Вы также можете общаться с учителями или родителями, чтобы отслеживать прогресс.
Обязанности
- Способствовать обучению, росту и развитию учащихся
- Продемонстрировать академическую компетентность в предметной области (областях) и разработать учебный план
- Поддерживать установку на рост в отношении обучения и педагогической практики учащихся
- Облегчение решения проблем благодаря пытливому уму и навыкам критического мышления
- Эффективно сотрудничать с родителями и организацией для повышения успеваемости учащихся
Требования и навыки
- Подтвержденный опыт работы репетитором или аналогичной должности
- Терпеливый, гибкий, позитивный, последовательный, надежный и готовый к сотрудничеству с чувством юмора
- Способность конструктивно относиться к наблюдению и коррекции
- Способность положительно контролировать студентов
- Диплом средней школы или его эквивалент предпочтительнее
Часто задаваемые вопросы
Чем занимается репетитор?
Репетитор обучает студентов за пределами класса и помогает им подготовиться к экзаменам. Они делают это, оценивая свои потребности в обучении и слабые стороны навыков, которые нуждаются в улучшении.
Каковы обязанности и ответственность репетитора?
Репетитор отвечает за оказание индивидуальной помощи ученикам. Они изучают планы уроков и просматривают учебники, чтобы подготовиться к репетиторскому занятию, которое включает в себя подготовку дополнительных проектов, а также ответы на вопросы о материале, изучаемом в классе или в задании, если это необходимо.
Что делает репетитора хорошим?
Хороший репетитор должен обладать отличными коммуникативными навыками, чтобы общаться со своими учениками и делиться сложной информацией в зависимости от потребностей своего ученика. Они также должны иметь четкое представление о различных предметах, чтобы студенты могли учиться во время занятий.
С кем работает репетитор?
Репетитор обычно работает непосредственно со студентами за пределами класса. Иногда они работают с учителями, чтобы узнать, что ученики должны улучшить, чтобы подготовиться к тестам.
Что делает репетитор?
Репетиторство — старейший метод обучения в мире. Когда Платон и Сократ вели дискуссии с небольшими группами греческих ученых, они были наставниками. Европейская знать в средние века и эпоху Возрождения нанимала наставников для обучения своих детей. Мы занимаемся репетиторством на протяжении тысячелетий, и по сравнению с репетиторством школьное обучение находится в зачаточном состоянии. Но что делает репетитор и чем репетиторство отличается от обучения в классе? Читайте дальше, чтобы узнать, чем репетиторство отличается от повседневных методов обучения.
Кто такой репетитор?
Репетитор — это эксперт в предметной области, который передает знания и навыки либо один на один, либо в небольших группах. В прошлом репетиторство было роскошью, доступной только самым богатым семьям. Сегодня успешные программы репетиторства доступны по всей стране в школах, церквях и некоммерческих организациях, а видеоконференции дали учащимся доступ к частным онлайн-сервисам репетиторства.
Современные репетиторы работают в тесном контакте с учащимися всех уровней, от детского сада до колледжа, улучшая успеваемость по всем предметам, а также помогая старшеклассникам получить наилучшие результаты по SAT, ACT, GRE и другим стандартизированным тестам.
В чем разница между учителем и репетитором?
Хотя репетиторы и учителя являются инструкторами, эти две профессии очень разные. Оба подталкивают студентов к совершенствованию и обучению, но тактика, которую они используют, сильно различается.
Учителя должны преподавать установленную программу в больших классах учеников. Средний класс средней школы США включает 17 или более учеников, а в самых больших классах иногда бывает 30 и более учеников. Столкнувшись с большими классами, установленным учебным планом и ограниченным временем для изучения всего предметного материала, учителя должны преподавать в соответствии с общими потребностями всего класса, а не с учетом индивидуальных потребностей отдельных учащихся. Эти ограничения могут привести к тому, что учащиеся не получат достаточно внимания, необходимого для освоения ключевых понятий, в то время как более продвинутые учащиеся могут найти темп занятий медленным и немотивирующим.
Учителя также ограничены необходимостью преподавания с учетом стандартизированных тестов, и они вынуждены соответствовать определенным академическим критериям, которые не всегда хорошо согласуются с успеваемостью учащихся или уровнями навыков. Хороший репетитор не связан этими ограничениями.
Что делает репетитор?
Репетиторов часто нанимают для улучшения успеваемости, но они несут ответственность и за гораздо большее. Вместо того, чтобы просто просматривать школьную работу, хороший репетитор работает в тесном контакте с каждым учеником, чтобы определить его потребности и оценить его понимание материала. Преподаватель ведет студента через обсуждения, которые помогают им научиться применять материал.
Возьмем, к примеру, репетиторство по математике. Вместо того, чтобы показывать учащемуся, как решить конкретную проблему, преподаватель помогает учащемуся понять ключевые понятия, которые позволяют решить проблему. Это дает ученику навыки, которые он может применить в будущем.
Целью репетиторства является не только улучшение успеваемости, хотя это, естественно, забота учащихся, учителей и родителей. На самом деле хорошее репетиторство учит студентов привычкам и поведенческим моделям, которые им нужны, чтобы стать независимыми учениками на всю жизнь.
По мере того, как учащиеся реализуют свой учебный потенциал, их самооценка повышается. Небольшие успехи в классе опираются друг на друга, укрепляя уверенность ученика в себе. Учащийся понимает, что он может применить свои недавно полученные учебные навыки и критическое мышление в других занятиях, хобби и карьере. Конечная цель хороших наставников состоит в том, чтобы ученики достигли точки, когда репетиторство больше не нужно, потому что они научились преуспевать самостоятельно.
Что делает репетитора хорошим?
Конечно, репетитор должен быть экспертом в своей области, но одних знаний недостаточно, чтобы стать хорошим репетитором. Вы можете быть великим ученым или спортсменом, но если вы не сможете эффективно передать эту информацию своим ученикам в понятной им форме, вы не станете эффективным наставником.
Репетиторы нуждаются в соответствующей подготовке; их нужно научить репетиторству. Они также должны учиться на протяжении всей жизни, демонстрируя образ мышления, который они прививают своим ученикам. Это одна из причин, по которой репетиторы Revolution Prep посвящают 30 часов профессиональному развитию в год, чтобы убедиться, что они всегда учатся и совершенствуют свои способности.
В дополнение к знаниям и обучению, личность является важным фактором при найме на должность репетитора. Наставник вашего ученика должен быть увлечен обучением, стремиться делиться своими знаниями и быть готовым подходить к каждому ученику непредвзято.
Leave a Reply