«Русский автогаз повсюду». Украина закупает сжиженный газ, произведенный в России на миллионы долларов. Как это возможно? — Forbes.ua
- Категория
- Деньги
- Дата
Forbes
Автогаз российского происхождения смешивают с европейским, прежде чем импортировать в Украину Фото Shutterstock
Украина требует ужесточения санкций против России и запрета импорта российских товаров. Но от 20% до 30% автогаза в Украине имеет российское происхождение, что приносит стране-агрессору ежемесячно от $8 млн до $12 млн. Власти признают проблему и пытаются найти решение, однако пока безуспешно. Что заставляет украинских импортеров покупать российское горючее и как это работает
Forbes Ukraine выпустил новый номер журнала. Приобрести его с бесплатной доставкой можно по этой ссылке. В журнале: список 250 малых и средних компаний, лидерство генерала Залужного, падение миллиардера Жеваго, подробная история Dnipro-M и почти два десятка текстов.
«Российский автогаз повсюду. Смешивают все страны-поставщики: Румыния, Польша, Болгария, Литва», – говорит основательница компании-импортера сжиженного газа «Омния трейд» Юлия Андреева.
По оценкам «Консалтинговой группы А-95», последние месяцы около 30% всего импортируемого Украиной автогаза имело российское происхождение. Коллеги из компании «НефтеРынок» оценивают долю скромнее – в 20%. Но даже 20% – это около $8 млн.
Как это возможно при запрете на импорт товаров из России?
До вторжения Россия была самым крупным поставщиком сжиженного газа в Украину. В 2021-м общий импорт автогаза составил 1,5 млн т, треть шла напрямую из России. В белорусских и казахстанских поставках тоже была немалая доля российского топлива (обе страны занимали по 15%). В Украине производилось только 21% автогаза, по данным «Консалтинговой группы А-95».
После вторжения эти три самых больших канала недоступны, импортерам пришлось быстро перестроить логистические цепи. Они справились – в прошлом году украинцы потребили 1,1 млн т автогаза, из которых завезли Данные «Консалтинговой группы А-95»
» data-title=»»>837 900 т. Около 64% импортировали из Польши, еще по 10% – из Литвы и Румынии, говорит директор по научной работе Института экономических исследований и политических консультаций Со ссылкой на данные Евростата за 11 месяцев 2022 года.» data-title=»»>Вероника Мовчан.
Крупнейшие импортеры, по данным соучредителя «Консалтинговой группы А-95» Артема Куюна – БРСМ, ОККО, «Авантаж», «Захидэкотоп», «Надежда».
В ноябре Украина импортировала из Литвы 8100 т автогаза, по данным «НефтеРынка» Фото Инфографика: Александра Железнова
Большинство стран поставляет в Украину гораздо больше газа, чем ее производственные возможности. Последние месяцы Литва и Латвия экспортируют в Украину около В ноябре Украина импортировала из Литвы 8100 т автогаза, по данным «НефтеРынка».
» data-title=»»>8000 т. Единственный производитель сжиженного газа в странах Балтии – литовский Мажейкяйский НПЗ польской группы Orlen, который может экспортировать до 3000 т, говорит аналитик консалтинговой компании «НефтеРынок» Александр Сиренко.
Откуда дополнительные объемы?
Российско-европейский микс автогаза
В 2021-м крупнейшим источником сжиженного газа для Литвы была Латвия – 77,6%, а в Латвию газ попадал преимущественно из России – 88%, по данным Евростата. За девять месяцев 2022 года Латвия также закупила у России почти 90% По данным «Консалтинговой группы А-95».
» data-title=»»>автогаза.
В Литве, Польше, Румынии российский автогаз на газонакопительных станциях смешивается с американским или норвежским, объясняет Андреева из «Омния трейд». Если газ по крайней мере на 51% состоит из производимого в ЕС, он получает европейский сертификат происхождения. «Смесь газа из России и скандинавских стран вполне легально получает сертификат происхождения ЕС и идет на экспорт, в том числе и в Украину», – признает Сиренко.
При этом украинское законодательство не запрещает завозить автогаз без сертификата происхождения, то есть горючее, которое на 100% может быть российским, добавляет Куюн. По данным его компании, 56% ресурса из Литвы и Латвии уходит в Украину без сертификата происхождения, из других стран – 27%.
«Стараемся покупать газ с сертификатом Orlen, однако мы никогда не знаем, нет ли там российского газа, – признает Андреева из «Омния трейд». – Точно так же с российскими бензином и дизелем».
А что с российским бензином и дизелем?
Нефть российского происхождения начали смешивать с ресурсом других источников еще в апреле, писало издание The Wall Street Journal. В июне–июле в британские порты прибыло нефти из РФ на £80 млн, писало The Times.
Проблема сокрытия российского дизеля и бензина впереди, ведь эмбарго на импорт российских нефтепродуктов вступит в силу с 5 февраля, пишет Reuters. Предполагают, что для изменения источника происхождения ресурс будут сначала везти в другие страны, в частности Индию.
Что заставляет трейдеров во время войны везти сжиженный российский газ из стран Балтии?
Ответ на поверхности – меньшая цена.
Котировки российского сжиженного газа на границе Беларуси и Польши 18 января – $380, говорит Сиренко. Это на $200 дешевле, чем норвежский или американский Данные «Консалтинговой группы А-95».
» data-title=»»>газ.
Разница в $200 – это 4 грн/л в конечной цене, говорит Андрей Корольчук, руководитель компании «Люкс трейд ресурс».
Европейский выбор
В Министерстве энергетики Украины признают, что в Украину может ввозиться сжиженный газ российского происхождения, однако в меньших объемах, чем говорят эксперты. «30% – это преувеличение, – говорит Forbes заместитель министра энергетики Украины Николай Колиснык. – ЕС минимизирует поставки из России».
20 января Минэнерго провело заседание по поводу импорта сжиженного газа российского происхождения. Обменялись мнениями, быстрого и простого решения здесь нет, говорит Куюн.
«Борьбу с ресурсом российского происхождения нужно проводить не в Украине, а в ЕС. А процедуру проверки сертификатов происхождения нужно реформировать», – добавляет он. Пока импорт сжиженного газа из России в ЕС не запрещен, а подлинность сертификата трудно проверить, открытого реестра этих документов нет.
5 февраля в ЕС начнет действовать эмбарго на российские нефтепродукты. Колиснык из Минэнерго надеется, что это эмбарго остановит поставки сжиженного газа в ЕС из России. Сиренко не разделяет оптимизма чиновников: формулировка в восьмом пакете санкций размыта, сжиженный газ может избежать запрета.
Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Стоит ли устанавливать газ на авто в Украине 2022: стоимость
Стоимость автогаза на заправках уже вдвое меньше бензина. В то же время цена установки ГБО выросла. Есть ли сейчас смысл переоборудовать машину для работы на газе?
Переоборудование автомобилей с бензиновым двигателем на возможность использовать еще и автогаз (пропан-бутан) всегда было выгодно тем, кто много ездит. К примеру, сейчас в Украине практически невозможно найти такси, которое ездит на бензине – только на газе или дизеле. А вот обычные владельцы легковых автомобилей, которые приезжают за год 10-20 тысяч километров, очень тщательно рассчитывают рентабельность переоборудования на газобаллонное оборудование (ГБО).
Также интересно за август газ подешевел на 10%
По словам эксперта Консалтинговой группы “А-95” Артема Куюна, “украинский опыт показывает, что спрос на установку ГБО (особенно на коммерческий транспорт) начинает падать, когда соотношение газ/бензин находится выше уровня 65%. При равной доступности бензина и газа техническая целесообразность использования газа на уже установленном ГБО исчезает, только когда ценовая пропорция превышает 75%”.
Газ – дешевле, оборудование – дороже
На начало сентября средняя цена пропан-бутана на украинских АЗС составляет около 26 грн за литр. Стоимость бензина А95 – 49–51 грн за литр. Соотношение цены бензина к автогазу составляет около 50-55%. А это значит, что пользоваться газом на переоборудованном автомобиле с ГБО почти вдвое дешевле, чем бензином на том же автомобиле (расход газа всегда где-то на 15-20% больше, чем бензина).
Впрочем, за время войны существенно выросла стоимость установки газобаллонного оборудования. “В 2022 году закупочная цена оборудования, устанавливаемого при переоборудовании автомобилей на ГБО, выросла в евро где-то на 10%, – говорит Роман Матвеев, директор компании “Мотор-Газ”, являющейся дистрибьютором оборудования для ГБО Alex в Украине. – А такие компоненты как топливные баллоны для пропан-бутана выросли в цене на 30-40%”. Интересно, что баллоны для ГБО производились в Турции из металла, выплавленного в Мариуполе. Теперь украинским компаниям пришлось сменить поставщика этих комплектующих.
Таким образом, средняя стоимость оборудования ГБО наиболее популярного 4-поколения для 4-цилиндрового двигателя с распределенным впрыском горючего вместе с услугами установки сейчас составляет 500-600 евро вместо 450-500 евро в прошлом году. Учитывая, что в 2021 году за один евро давали 30 грн, а сейчас – 40, цена в гривнах выросла с 13 500 – 17 000 до 20 000 – 25 000 грн. Вдобавок, если в прошлом году компании, устанавливавшие ГБО, часто соглашались на рассрочку платежа, то сейчас таких условий почти ни у кого нет.
Экономия существует
Чтобы подсчитать окупаемость газобаллонного оборудования в нынешних условиях, рассчитаем расходы на бензин и газ для автомобиля с расходом в среднем 10 литров бензина на сотню километров или 12 л газа. Тогда ГБО стоимостью 500 евро полностью окупится за 10,5-12 тысяч километров, то есть где-то за год обычной эксплуатации. Если человек часто ездит между городами и накатывает 20 – 30 тысяч километров в год (т.е. 1,6 – 2,5 тысяч км в месяц), срок окупаемости снизится до полугода или даже четырех месяцев.
Окупаемость ГБО для авто с расходом бензина в 10 л на 100 км:
Ольга, владелица Renault Koleos с бензиновым двигателем, рассказала о своем опыте установки ГБО: “Если раньше заправка полного 60-литрового бака бензина в моем автомобиле обходилась в 3000 грн, то сейчас аналогичный объем газа опустошает мой кошелек на 1600 грн. То есть, только за каждую заправку я экономлю 1400 грн”.
Роман Матвеев подтверждает, что спрос на оборудование и установку ГБО в последнее время вырос. “Если в прошлом году мы испытывали снижение интереса автовладельцев к установке ГБО, то в этом году спрос снова возобновился, даже несмотря на удорожание оборудования, – говорит Роман. – И не только из-за экономии. Топливный кризис весной этого года показал, что владеть автомобилем, потребляющим два типа горючего, гораздо надежнее, чем одним. Все помнят, когда за бензином и дизтопливом на АЗС были огромные очереди и лимиты на заправку, а газ продавали без очередей и ограничений”.
Официальная статистика не показывает безумного роста в становлении ГБО, но на это есть несколько причин. “За первое полугодие 2022 года в украинских сервисных центрах было официально перерегистрировано 7,8 тысячи автомобилей на другой вид горючего – с бензина на газ-бензин. Это вдвое меньше, чем за аналогичный период в прошлом году”, – утверждают в Институте исследований авторынка.
Однако официальная статистика существенно отличается от реальной, ведь для перерегистрации авто с ГБО нужно платить около 3000 грн за сертификацию и 700 грн за новый техпаспорт, а в условиях войны эти дополнительные расходы для многих водителей кажутся избыточными. Поэтому многие автовладельцы не платят за узаконивание ГБО. Еще одна причина – во время активной фазы войны мало кто задумывался о переоборудовании, а количество автовладельцев в Украине уменьшилось из-за захвата части территорий и выезда на автомобилях за границу.
Кстати сколько стоит сертификация ГБО
Прогноз – в пользу газа
Решение об установке на свой автомобиль ГБО автовладелец принимает на основе многих факторов, в том числе исходя из прогнозов стоимости горючего в будущем. А оно, к сожалению, подорожает – из-за решений украинских парламентариев. Недавно они приняли в первом чтении закон, который повышает акцизы на горючее. Однако для газа снова есть хорошие новости – если на бензин акциз будет 100 евро за 1000 литров, то для пропан-бутана – вдвое меньше, то есть 50 евро.
“Согласно этому законопроекту, акциз прибавит около 2 грн/л к цене автогаза и 4 грн/л – к цене бензина, – уверен Артем Куюн. – По нашему прогнозу, по возвращении налогов средняя цена бензинов подтянется до 50-51 грн/л, автогаза – до 28-29 грн/л. Таким образом, соотношение цены газа и бензина будет на уровне 55-56%”.
Также интересно электромобили уже не выгоднее автомобилей с ГБО
Еще одна проблема, волнующая автовладельцев – качество горючего. Исходя из того, что все поставщики на АЗС в этом году изменились, у водителей уже нет уверенности в стабильности нефтепродуктов даже в крупных сетях АЗС. Например, некоторые нефтепродукты везут к нам из Индии или Казахстана, некоторые производят на украинских мини-НПЗ или нефтебазах.
“Качество LPG не изменилось по сравнению с довоенным периодом, – утверждает Артем Куюн. – И это делает автогаз более интересным по сравнению с другими моторными топливами, ведь качество дизельного топлива и бензина в Украине существенно ухудшилось”.
Исходя из всех факторов, установка ГБО на бензиновые автомобили снова выгодна. Ведь соотношение стоимости автогаза и бензина делает эксплуатацию на пропан-бутане более дешевой, а окупаемость установки ГБО даже с учетом удорожания компонентов – приемлемой.
Дополнительными преимуществами наличия на авто ГБО является возможность заправляться двумя видами горючего, что улучшает безопасность во время войны и увеличивает дальность пробега на одной заправке.
Высокие цены на бензин отпугивают американцев от покупки автомобилей
Немногие американцы покупают новые автомобили прямо сейчас, и почти для половины тех, кто не купил автомобиль в этом году, главной причиной этого были высокие цены на бензин. Об этом говорится в опросе, проведенном Harris Poll от имени TIME.
Ранее в этом месяце цены на газ в США впервые в истории достигли в среднем 5 долларов за галлон — результат войны России на Украине, сбоев в цепочках поставок из-за пандемии, инфляции и повышения спроса. Мало того, что все больше людей снова ездят на работу, но и летний сезон уже здесь, и все очень готовы отправиться в путь. Но с учетом того, что цены на заправке почти на 2 доллара за галлон выше, чем год назад, похоже, это заставляет некоторых людей дважды подумать о приобретении пожирателей бензина.
Опрос, в котором приняли участие более 1000 взрослых жителей США в конце июня, показал, что только 10% респондентов купили новую машину за последние шесть месяцев. И в дополнение к стоимости и типу автомобиля, как очевидным важным факторам, чуть более половины людей, которые купили автомобиль, сказали, что они учитывали цены на бензин при покупке. Для сравнения, 44% людей, купивших машину, заявили, что их заботит тип топлива, которое она использует. Между тем, только около трети опрошенных заявили, что забота об окружающей среде повлияла на их решение не покупать новый автомобиль.
Это говорит о том, что непосредственное влияние на кошельки людей, по-видимому, оказывает большее влияние на использование автомобилей в США, чем долгосрочные последствия вождения автомобилей, работающих на ископаемом топливе.
Мой коллега Джастин Уорланд ранее в этом году сообщал, что если все, начиная от пробок, аварий и загрязнения воздуха, учитывать в ценах на насосы, то бензин будет стоить дополнительно 2,10 доллара за галлон. Возможно, если бы такие расходы были заложены, автопарк США выглядел бы совсем иначе, чем сейчас.
Между тем, когда дело доходит до аренды автомобиля, цены на бензин и экология имеют еще меньшее значение. Наибольшей заботой опрошенных, арендовавших в прошлом году (около 15% от общего числа опрошенных), было получение автомобиля любого типа по лучшей цене, а для более чем 75% арендаторов это означало автомобиль с бензиновым двигателем. . Цены на бензин и экономия топлива имели значение чуть более чем для трети арендаторов, а четверть из них заявили, что для них важен тип топлива, на котором они арендовали автомобиль. В итоге только 19% людей заявили, что заказали гибрид или электромобиль.
Это может измениться. Hertz сообщает TIME, что наблюдает растущий спрос на экономичные, электрические или гибридные автомобили. А Enterprise Holdings, которой принадлежат бренды по аренде автомобилей Enterprise, National и Alamo, говорит, что «когда мы видели рост цен на топливо в прошлом, мы, как правило, начинаем видеть рост интереса потребителей к эффективности использования топлива и альтернативным вариантам топлива».
Однако дела, скорее всего, не замедлятся, так как мы приближаемся к более жарким месяцам. Enterprise Holdings сообщает, что «спрос и резервы на лето продолжают оставаться высокими, несмотря на цены на газ». Компания ожидает, что внутренние поездки будут соответствовать высокому уровню прошлого года: две трети их клиентов в ходе внутреннего опроса, проведенного в июне, заявили, что планируют отправиться в путешествие. Но, добавил он, «59% тех, кто сказал, что рассмотрит возможность остаться ближе к дому из-за более высоких цен на газ».
Свяжитесь с нами по телефону по адресу [email protected].
В Украине еврейская благотворительная организация покупает 40 электромобилей, так как топливный кризис препятствует доставке помощи
«Добровольцы не могут ждать на заправках, пока падают бомбы»
По мере того, как стоимость еды, лекарств и бензина растет вместе с числом получателей, которым они нужны, гуманитарные группы максимально повышают эффективность, опережая то, что они рассматривают как долгий путь
Женщина достает пакет помощи из электромобиля, принадлежащего Еврейским федерациям Украины, в Киеве, Украина, 1 августа 2022 г. (любезно предоставлено Еврейскими федерациями Украины/через JTA) Дороги восточной Украины — легкая часть дня Ильи Пулина, поскольку он в качестве волонтера доставляет продукты и лекарства по региону.
Самое сложное, сказал он Еврейскому телеграфному агентству, это найти и оплатить топливо в раздираемой войной стране.
После вторжения России в феврале «цены на топливо удвоились. На заправках стоят часовые очереди. А еще несколько дней назад паек составлял пять галлонов на человека», — сказал Пулин, 38-летний еврей, отец двоих детей из Днепра, профессор естественных наук, специализирующийся на термодинамике.
«Вы можете легко ждать шесть-семь часов на некоторых заправочных станциях, и до недавнего времени у вас было только пять галлонов. Это очень сложно», — сказал Пулин.
Чтобы решить эту проблему, которая затрагивает поставщиков помощи по всей стране, Федерация еврейских общин Украины, входящая в состав Хабада, потратила более 2 миллионов долларов на покупку парка из 40 электромобилей, в том числе некоторых автомобилей Volvo, которые она распространяет. в этом месяце для таких сообществ, как у Пулина.
Получить The Times of Israel’s Daily Edition
по электронной почте и никогда не пропустите наши главные новости
Адрес электронной почты для новостной рассылки
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
«Это спасет жизни», — сказал Шломо Саломон, раввин восточного города Кременчуга, где один член еврейской общины находится на аппарате жизнеобеспечения после того, как война лишила его доступа к важному лекарству, в котором он нуждался.
Стоимость автомобилей, в том числе электромобилей, резко возросла во всем мире из-за нехватки запчастей и других изменений, вызванных пандемией. Но даже при средней цене в 50 000 долларов каждая автомобили рассматриваются как разумная покупка, поскольку украинско-еврейские группы помощи и волонтеры используют свои обширные связи и источники финансирования на Западе, чтобы быстро адаптироваться к ситуациям, которые разворачиваются в течение пяти месяцев. долгое вторжение русских.
На фоне резкого роста потребностей получателей помощи и стоимости помощи — помимо топлива, цены на лекарства и продукты питания также резко выросли — Американский еврейский объединенный распределительный комитет, или «Джойнт», получает неожиданную отдачу от своих инвестиций. сделано несколько лет назад, по словам Амоса Лев-Рана, директора отдела внешних связей Джойнта в бывшем Советском Союзе.
Одним из них является переход Джойнта от доставки еды и лекарств нуждающимся евреям к системе, при которой получатели могут сами получить эти товары в ближайшем к ним супермаркете, используя карту с предустановленными платежами. Еще одна система — JOINTECH, которая позволяет лицам, осуществляющим уход, и другим лицам общаться с пожилыми людьми и другими получателями помощи в режиме онлайн, чтобы бороться с одиночеством без необходимости путешествовать.
«Все приспособления, которые мы сделали за последние несколько лет, теперь приносят нам большую пользу и позволяют сэкономить много средств», — сказал Амос Лев-Ран.
Иллюстрация: пережившая Холокост и беженка Татьяна Рябая, 99 лет, и ее дочь сидят на кровати в гостиничном номере в Молдове после бегства из Украины перед вылетом в Израиль специальным медицинским транспортным рейсом 27 апреля 2022 года. (Международное братство христиан и евреи)
В Николаеве, южном городе, родине Менахема Менделя Шнеерсона, последнего лидера хабадско-любавичской хасидской династии, нехватка топлива оказывает охлаждающее воздействие на готовность добровольцев выполнять поручения, по словам Шолома Готлиба, хабадского раввина, который живет в городе последние 25 лет.
«Есть солидарность и готовность к самопожертвованию, но после 160 дней войны о многом можно просить», — сказал он.
Многочасовое ожидание топливного пайка на легковоспламеняющейся заправке в условиях непрекращающихся российских бомбардировок — это «не то, чего разумно ожидать от добровольца», — сказал раввин, чья жена и 10 детей уехали на родину в Израиль после начала войны вне.
Не менее трети его общины, насчитывающей около 2000 человек, также покинули город, включая жену и детей Пулина, профессора естественных наук. Хелен Пулина, учитель английского языка, находится в Израиле. Ее мужу пришлось остаться дома из-за чрезвычайных правил, которые запрещают покидать Украину большинству мужчин моложе 60 лет. Она планирует обосноваться в Израиле и ждет момента, когда мужу разрешат к ней приехать.
Реклама
«Я изучаю иврит, осваиваюсь. Начинаю что-то новое. Очень неожиданно, но вот оно», — сказала она.
В первой половине 2022 года более 12 000 человек уехали из Украины в Израиль в соответствии с его законом о возвращении евреев и их родственников, что примерно в четыре раза больше, чем за весь 2021 год. по крайней мере 47000 евреев в 2020 году, вероятно, намного больше, поскольку многие тысячи дополнительных евреев уехали в Европу, Соединенные Штаты и другие страны.
Выжившие после Холокоста, спасенные с войны в Украине, прибывают в аэропорт Бен-Гурион недалеко от Тель-Авива, 27 апреля 2022 г. (Tomer Neuberg/Flash90)
Означает ли это движение, что меньшему количеству евреев требуется помощь в Украине?
— Верно как раз обратное, — сказал Готлиб.
Те, кто уезжают, как правило, молоды и имеют средства, чтобы быстро переехать, сказал он. Те, кто остается, часто переезжают к семьям за пределы городских центров, которые с большей вероятностью будут обстреляны российскими ракетами. Это удлиняет маршруты доставки еды и помощи, особенно в разрастающемся городе Николаеве и во многих деревнях, разбросанных вокруг него.
А еще есть те, кого «Джойнт» называет «новыми бедняками» — семьи или отдельные лица из среднего класса, которым впервые потребовалась помощь из-за финансового кризиса, вызванного войной, поскольку миллионы рабочих мест в Украине исчезли. и местная валюта погрузилась в штопор. С тех пор, как разразилась война, Джойнт стал свидетелем того, как около 1000 «новых бедных» евреев присоединились к его списку из примерно 37 000 получателей помощи.
Внутренне перемещенные евреи, которые переехали, как они надеются, в более безопасное место, чем их дом, являются еще одной новой и уязвимой группой, о которой должны заботиться «Джойнт» и другие еврейские гуманитарные организации.
Количество украинских евреев, проживавших в стране до войны, оспаривается. Европейский еврейский конгресс говорит, что их насчитывалось не менее 360 000 человек, тогда как крупное исследование демографии еврейских общин в Европе от 2020 года показало, что община не превышает 47 000 человек. В любом случае получатели помощи составляли значительную часть общества еще до войны.
Дела будут идти все хуже и хуже, считает раввин Меир Стамблер, председатель Федерации еврейских общин Украины, группы, связанной с Хабадом.
«Очевидно, что многие люди будут ввергнуты в нищету из-за войны, во время нее и в последующие годы», — сказал он корреспонденту JTA.
Leave a Reply