Константин Земцов: Как формируется цена на топливо в Украине
19 листопада 2018 06:04
3730
3
30
3
Не втрачайте часу!
Підписуйтесь на наш Telegram
Підписатися
Стоимость нефти в мире – это основной фактор цены на топливо.
Единица измерения объёма нефти – барелль (159 литров). В ноябре 2018 года цена барреля составляет около 67 долларов.
Из одного барреля нефти получается около 100 литров бензина. Доля нефти в цене бензина достигает до 30%. На стоимость черного золота влияют баланс спроса и предложения нефти в мире, ситуация на финансовых рынках, природные катаклизмы и технологические сбои.
В 2017 г. в Украине было добыто менее 1,5 млн. т. нефти. Страна потребляет около 10 млн.т. нефтепродуктов. Пик добычи нефти в Украине — 14,5 млн. т. в 1972 году. После чего добыча сократилась, тогдашнее руководство СССР посчитало нужным вкладывать в разработки месторождений в Сибири.
До 2005 года Украина обеспечивала свои потребности в бензине и дизтопливе за счет своего производства. Проектная мощность всех семи НПЗ превышает 52 млн. т. сырья в год. При своевременной модернизации этого хватило бы на почти пятикратное покрытие потребностей. Но заводы не получали инвестиций и один за другим были остановлены. Остались лишь Кременчугский НПЗ (частный) и Шебелинский ГПЗ государственной «Укргаздобычи». Сегодня они обеспечивают до 10% рынка.
Запустить другие НПЗ не имеет смысла — они устарели. К тому же, предположение, что стоимость нефтепродуктов можно снизить, перерабатывая отечественное сырье, ошибочно. Объемы собственной добычи на цену топлива влияют слабо, поскольку переработчики все равно покупают нефть по рыночным ценам. А себестоимость добычи в Украине такая же, как и в Азербайджане, РФ или Казахстане.
Почти 90% топлива в Украину поступает из Беларуси, Польши, Литвы и России.
В стоимость бензина на АЗС входят четыре главные составляющие: закупочная цена топлива, налоги, затраты и прибыль оператора.
Закупочная стоимость составляет 47% в цене бензина и 52% в цене дизтоплива.
Налоги: НДС – 20%. Акцизный сбор (для бензина ставка составляет 213,5 евро за 1 т. бензина, для дизтоплива — 139,5 евро.) Таким образом, доля налогов в цене достигает 33 – 40 %.
Затраты компаний (транспортировка, хранение, зарплаты, энергоносители и пр.) — еще 8 — 10% в цене топлива.
Маржа (прибыль) оператора АЗК, после вычета всех составляющих себестоимости и эксплуатационных расходов, около 3 — 5%.
Стоимость нефти в мире – это основной фактор цены. Но есть ещё внутренние факторы, это налоги и курс гривны по отношению к евро и доллару, за которые закупается до 90% реализуемых у нас нефтепродуктов.
Например, цена литовского бензина в Украине на АЗС достигает 33 грн. за литр или 1 евро.
Средняя цена бензина по всему миру составляет 32.05 грн. за литр.
Самый дешёвый бензин в Венесуэле, цена 23 коп. за 1 литр, а самый дорогой бензин в Гонконге (Китай) 58 грн.
Эксперты ожидают роста цен на бензин и дизель от 2 гривен
Украинские водители через несколько недель будут платить дороже за бензин – парламент одобрил возвращение налогообложения топлива. Насколько высоко поднимутся цены и чего ожидать от рынка, разбирались Vesti.ua.
Со всех по сто, с газа – по 52
На пленарном заседании 21 сентября Верховная Рада приняла закон о частичном возвращении акциза на топливо, внесенный как законопроект 29 августа 2022 года народными депутатами Андреем Мотовиловцем, Олегом Марусяком, Юлией Диденко и другими. Документ на данный момент, согласно информации на сайте Верховной Рады, отправлен на визирование в профильный комитет. После подписания президентом Украины и опубликования акцизы вступят в силу.
Ориентировочно закон заработает с конца сентября 2022 года и до конца военного положения, но не позже 1 июля 2023 года.
По данным народного депутата Ярослава Железняка, акцизы таковы:
- на бензин – 100 евро за 1000 литров;
- дизель – 100 евро за 1000 литров;
- биотопливо – 100 евро за 1000 литров;
- газ – 52 евро за 1000 литров;
- все виды топлива для нужд Минобороны – 0 евро за 1000 литров в период действия военного или чрезвычайного положения.
Ставка НДС на топливо остается льготной – 7%.
Ожидания власти
На стадии работы с проектом и в профильном комитете Верховной Рады, и в правительстве были уверены: решение не спровоцирует ценовое ралли на топливо на украинском рынке. В конце августа 2022 года парламентский комитет поддержал законопроект, который и был принят 21 сентября. В середине августа первый заместитель министра экономики Денис Кудин в эфире телемарафона заявил, что предложенные ставки акциза, с одной стороны, будут способствовать наполнению госбюджета, в частности Дорожного фонда. С другой, полагает замминистра, акцизы не окажут негативного влияния на рынок благодаря его насыщению: «Мы надеемся, что как раз в ситуации, когда цена могла бы пойти вниз, введение акциза негативно не отразится на гражданах, они фактически не должны это ощутить”.
Министр инфраструктуры Александр Кубраков ожидает поступлений + 3 млрд грн от акциза ежемесячно в госбюджет, что позволит ускорить ремонтные работы поврежденной в ходе войны инфраструктуры. «Надеюсь, что частичное возвращение акциза позволит хотя бы временные мосты, которые мы начали делать, восстановить до конца года», – заявлял он в середине августа.
В середине сентября председатель парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев в эфире телемарафона анонсировал снижение цен на топливо в Украине в связи со значительным удешевлением нефти на международных рынках. Из-за чего, по его мнению, украинские автолюбители возврата акциза почти не заметят.
Реакция рынка
Рынок на данный момент введение акциза еще не отыграл. Портал «Минфин» со ссылкой на данные «Консалтинговой группы А-95» информирует о незначительных колебаниях цен на топливо в среду, 21 сентября, когда за акцизы голосовала Верховная Рада.
Однако надо понимать: о решении парламента стало известно во второй половине дня, ближе к вечеру. И акцизы еще не введены. Поэтому краткосрочную ситуативную реакцию можно будет наблюдать 23-24 сентября, с учетом колебаний курсов доллара США и евро, а полноценную – после запуска новации в действие.
По данным портала «ВсеАЗС», средние цены 22 сентября на топливо в Киевской области составляли:
– на бензин А-95 – 49 грн 25 коп.;
– на газ – 27 грн 45 коп.;
– на дизтопливо – 53 грн 95 коп.
И с 21 сентября цены существенно не изменились.
Не более 1 гривни за литр
В переводе на гривни и литры акцизы составят: 4 грн – за 1 литр бензина или дизтоплива; на автогаз – 2 грн на литр, сообщил в социальной сети директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн. «Налог возвращен частично – эти ставки в среднем в полтора раза меньше, чем были. По нашим расчетам, эти ставки дадут в бюджет следующего года 31 млрд грн. Старые ставки дали бы 43 млрд грн. Целевое назначение акцизов, согласно принятому закону, – восстановление, ремонт и содержание дорожной инфраструктуры. В целом в этом заинтересованы и экономика, и частные автовладельцы, и армия. Повышения цен на АЗС не будет. Да, акциз увеличит закупочную стоимость, но в сентябре она снизилась из-за падения мировых цен на нефть и нефтепродукты. Цены на бензин и дизтопливо останутся стабильными. Возможно, незначительное подорожание автогаза – в пределах 1 грн/л”, – объяснил он.
При этом эксперт усматривает риск в росте количества нелегальных АЗС с дешевым топливом низкого качества и советует автолюбителям проверять качество того, чем они заправляют свой транспорт.
От 3-4 гривен за литр и выше
Расширения «серых” АЗС после введения топливного акциза ожидает и директор специальных проектов НПЦ «Психея” Геннадий Рябцев, поскольку подорожание бензина, дизеля и автогаза стимулирует спрос именно у таких полулегальных или нелегальных АЗС.
По мнению эксперта, цены на топливо с введением акциза в Украине вырастут от 2 грн за один литр.
«Сложно представить, что наши трейдеры из своих доходов эти 2-4 грн акциза за один литр отдадут государству. Поэтому если (нисходящий) тренд (цен на нефть) на европейском рынке не изменится и нефтепродукты на границе продолжат дешеветь, стоит ожидать подорожания бензина и дизельного топлива где-то от 2 грн за один литр и сжиженного газа – на 50-70 копеек. Если, что более вероятно, тренд сменится и к тому же еще подешевеет гривня, а эта тенденция уже наблюдается, то минимальное подорожание бензина и дизтоплива будет в пределах 3-4 грн за один литр, а сжиженного газа – на уровне 1 грн. Ценовые максимумы будут зависеть от того, насколько девальвирует гривня и подорожает топливо на границе”, – рассказал Геннадий Рябцев Vesti.ua.
Без учета и контроля
Прогнозировать максимальные цены на топливо в Украине сложно еще из-за одного фактора – неизвестного количества топлива на рынке. По словам Геннадия Рябцева, отсюда непонятна и структура цены на него. В то же время, он убежден, что акциз следовало вернуть, но с привязкой к соответствующей директиве ЕС, которая определяет соотношения ставок. В таком случае ставки были бы выше в 3,5 раза тех, что введены, но можно было бы ввести и сниженные. Главное – придерживаться принципа, заложенного в европейской директиве. И обязательно сопроводить это решение рядом мероприятий, которые ограничивали бы аппетиты трейдеров и не позволяли расти «серому” сегменту рынка. В частности, это гарантирование необходимых объемов топлива на украинском рынке соответственно военному положению. «То есть не делать, как сейчас, когда все везут неизвестно сколько топлива и непонятно через какие пункты пропуска, а установить обязательство по поставкам системными операторами на рынок определенных объемов топлива с обязательным возобновлением проверок качества и безопасности топлива, с усилением ответственности за продажу некачественного”, – убежден он. При этом не лишним было бы создать рассредоточенные топливные резервы вблизи западной границы Украины из топлива, зарезервированного государственными предприятиями, а также заключение крупнейшими потребителями топлива (например, «Укрзализныцей”) долгосрочных контрактов на поставки фиксированных объемов топлива с европейскими его производителями.
Эксперт не ожидает резкого роста цен на топливо ни в преддверии, ни сразу после введения акцизов. Однако на европейском рынке цены на нефть могут пойти резко вверх накануне и после 5 декабря, когда заработает европейское эмбарго на российскую нефть с присоединением к нему Великобритании и государств Британского Содружества, а также США. А это около 3-4% от суточного потребления нефти-сырца. Кроме того, ожидаются запрет транспортировать российскую нефть морским путем и отмена страхования танкеров с ним и самого топлива, перевозимого по морю. «Рост (цен на нефть) будет обязательно. Насколько существенный, определит объем свободного спекулятивного капитала на товарных биржах. Несмотря на то что сейчас предложение продолжает превышать спрос, котировки будут расти именно на этих информационных сообщениях. Ряд аналитических структур называют цифры в районе 140 долларов США за баррель, то есть, условно говоря, где-то на 40% выше нынешних цен«, – рассказал он.
В связи с этим Геннадий Рябцев не исключает и спекуляций на потребительском рынке Украины со ссылкой на подорожание топлива.
Отыграют и будут смотреть
Рынок отыграет возврат акцизов на горючее после введения решения в действие, убежден коммерческий директор Торгового дома «ДМС-ТРЕЙД» Сергей Ермаков, но бензин вряд ли заметно подорожает. По мнению эксперта, внутренний украинский рынок реагирует на тренды мирового рынка, поэтому продолжение снижения цен на нефть в мире скажется и на ценах нефтепродуктов в Украине. Кроме того, «если речь идет о краткосрочной реакции рынка, примерно неделю после введения акцизов, за счет наличия у сетей (АЗС) запаса прочности (резервов горючего, сформированных в доакцизный период), колебания цен у мейджоров (крупнейших операторов рынка) будут незначительными, – прогнозирует эксперт. – Вероятный рост цен на бензин нивелируется за счет маржи трейдеров и розничных сетей, на дизтопливо цены могут подняться в среднем на 2 грн на литр частично за счет снижения нефти и маржинальности трейдеров и розничных сетей. Ожидаю, больше всего подорожает автогаз – на 1-1,5 грн на литр. Впрочем, постепенное подорожание может начаться буквально на днях, поскольку операторы будут постепенно закладывать будущие расходы в цены. В целом введение акцизов является скорым решением государства ради наполнения госбюджета.
Можно было бы смотреть дальше и запускать стимулирующие долгосрочные правительственные программы: сжиженный газ в ЕС и мире используется в отоплении, с/х и промышленности, поэтому мы можем замещать сжиженным газом использование природного газа. Сжиженный газ – это профицитный продукт в мире, поэтому он будет дешевле природного. Возвращаясь к ценам на горючее, в средней и долгосрочной перспективе прогнозировать колебания цен сложно. На цены будут влиять три фактора: котировки нефти на мировых рынках, курс гривни и товарный баланс (т.е. дефицит или профицит) нефтепродуктов на внутреннем рынке Украины. При профиците цены на топливо будут уменьшаться. При этом следует отметить: цены на бензин и дизель будут иметь максимальную корреляцию с ценой нефти (на мировом рынке). Если нефть будет дорожать – горючее тоже поднимется в цене. Цена сжиженного газа, который является побочным продуктом переработки нефти, будет стабильнее, поскольку объемы его предложения на мировом рынке превышают спрос, поэтому корреляция цен для нашего рынка будет растянута во времени«.
Как инфляция, рост цен на газ и конфликт на Украине влияют на экономику США среднесрочный прогноз экономики США.
Майкл Джонс, доктор философии, профессор экономики им. Каутца-Уйбла в Университете Цинциннати, Колледж бизнеса им. Карла Х. Линднера, недавно дал интервью подкасту «The Kentucky Side», который ведет Майкл Монкс, чтобы обсудить эти насущные экономические проблемы. .
Майкл Джонс, доктор философии, адъюнкт-профессор экономики в Университете Цинциннати, Колледж бизнеса им. Карла Х. Линднера.
Возможно, наиболее тревожной проблемой для американцев является рост цен на газ, хотя Джонс отметил, что рост цен происходит «довольно долго».
«На прошлой неделе цены на газ составляли около 4 долларов за галлон; месяц назад они были ближе к 2,50 доллара. Мы наблюдали это довольно давно», — сказал Джонс. «Отчасти это связано с проблемами цепочки поставок. У нас были большие трудности с COVID и получением поставок с помощью наших логистических и транспортных сетей. Таким образом, часть разгона связана с проблемами, связанными с COVID».
К счастью, Джонс отметил, что США импортируют из России только от 4 до 5% своей энергии. Однако, по его словам, в краткосрочной перспективе мало что можно сделать для решения проблемы растущей стоимости нефти.
«Если вы поговорите с (американскими) производителями, они сталкиваются с теми же ограничениями цепочки поставок, что и другие отрасли», — сказал Джонс. «Они скажут вам: «Мы не можем найти рабочих; у нас проблемы с приобретением оборудования».
Повышение цен на газ — это лишь часть «большой истории инфляции», по словам Джонса.
«Мы только что увидели, что цены выросли почти на 8% в годовом исчислении. Энергия составляет довольно значительную часть этого увеличения», — сказал Джонс. «Поскольку у потребителей меньше денег, они больше не будут столько тратить на продукты, они не будут так много ходить куда-то».
Если вы хотите снизить инфляцию, вы должны поднять процентные ставки.
Это также неприятно для потребителей, потому что они не могут брать взаймы или тратить столько же, сколько раньше.
Майкл Джонс
Так называемая «Великая отставка» делу не помогает. Джонс сказал, что, хотя уровень безработицы находится на рекордно низком уровне, многие люди, особенно те, кто находится на грани выхода на пенсию со стабильными планами 401 (k), решили уйти с работы. Кроме того, работники наблюдают увеличение власти и переходят в другие компании, если их потребности не удовлетворяются из-за большого количества доступных рабочих мест.
«Я думаю, что интересно связать все эти темы вместе, когда мы начнем говорить о повышении цен на газ, теперь, когда у рабочих есть возможность работать из дома, я думаю, что это немного поможет смягчить этот пробег. — рост цен, потому что по мере того, как потребительский спрос на нефть начинает меняться, они также будут корректировать свое поведение», — сказал Джонс.
Возможным средством борьбы с инфляцией является повышение процентных ставок, о которых, по словам Джонса, «долгое время были очень низкими».
«Если вы хотите снизить инфляцию, вы должны поднять процентные ставки», — сказал Джонс. «Это также неприятно для потребителей, потому что они не могут брать взаймы или тратить столько же, сколько раньше».
Прослушать интервью полностью. Появление Джонса начинается в 30:20.
Impact живет здесь
Университет Цинциннати ведет государственные городские университеты в новую эру инноваций и влияния. Наши преподаватели, сотрудники и студенты спасают жизни, меняют результаты и меняют будущее в сторону нашего города. Далее живет здесь.
Является ли российско-украинский конфликт причиной роста цен на энергоносители?
Через месяц после того, как Россия вторглась в Украину, американцы платили в среднем на 20% больше за обычный неэтилированный бензин. Но война в Украине — не единственное, что влияет на цены на энергоносители. Инфляция росла в течение нескольких месяцев, и проблемы с цепочками поставок по-прежнему влияют на экономику. С этой более широкой точки зрения, какую часть роста цен на нефть и газ можно отнести на счет конфликта между Россией и Украиной?
Что вызывает рост или падение цен на газ?
Затраты на сырую нефть являются самым большим фактором, влияющим на цены на бензин. Когда цены на сырую нефть растут, цены на бензин также растут. Цена барреля сырой нефти зависит прежде всего от предложения на рынке. Когда крупные производители нефти создают больше предложения, стоимость сырой нефти обычно падает. Когда происходят перебои с поставками нефти или инфраструктурой, такие как российское вторжение в Украину, цены на сырую нефть могут расти, а вместе с ними и цены на газ.
Вставить на свой сайт
Копировать
В течение первого года пандемии COVID-19 произошло резкое падение спроса на продукцию нефтегазовой отрасли. Снижение спроса привело к большему количеству нефти, чем было необходимо, в результате чего цена барреля нефти стала отрицательной. Отрицательная цена на сырую нефть означала, что производители нефти будут платить кому-то за сохранение нефти. Согласно данным Управления энергетической информации, энергетические компании и богатые нефтью страны приспособились к ситуации и сократили добычу нефти и газа в 2020 году.
Недавно США ввели экономические санкции против России из-за конфликта на Украине. Одной из санкций стал запрет на импорт российских энергоресурсов. На долю России приходилось около 8% импорта нефти и газа в США в 2021 году. 8 марта США запретили импорт российской нефти, сжиженного природного газа и угля. Сокращение предложения сырой нефти на мировом рынке, как правило, вызывает рост цен на сырую нефть и бензин.
Выросли ли цены на сырую нефть и газ с начала войны?
По состоянию на 15 марта средняя цена барреля нефти составляла 96,44 доллара. Эта цена примерно на 36% выше, чем до начала российского вторжения. Но недавнее увеличение не является новым явлением. Стоимость сырой нефти в основном выросла с ноября 2020 года.
Вставить на свой сайт
Копировать
Цены на нефть обычно являются опережающим индикатором цен на газ. Если цены на нефть вырастут, цены на газ, вероятно, вырастут через несколько недель или наоборот.
По состоянию на 21 марта средняя цена обычного неэтилированного бензина составляла 3,88 доллара за галлон, что немного ниже, чем неделей ранее. Цена на бензин в США не была такой высокой с июля 2014 года. Цены на газ выросли на 20% с начала конфликта в Украине. Цены выросли на 3% после того, как США ввели санкции против российского импорта энергоресурсов.
Вставить на свой сайт
Копировать
Цены на бензин начали расти за несколько месяцев до недавнего конфликта. Цены на газ сегодня примерно на 41% выше, чем в марте прошлого года. По сравнению с мартом 2019 года, до пандемии, сейчас цены на газ примерно на 49% выше. Росту цен на газ способствовали многие факторы, такие как проблемы с цепочкой поставок, инфляционное давление и ожидания мирового рынка сбоев в связи с вторжением в Украину.
Цены на газ выше, чем в последние годы, но не на рекордно высоком уровне. С 2001 г. самая высокая средняя стоимость галлона обычного неэтилированного бензина на 14 июля 2008 г. составляла 5,10 доллара США9.0003
Влияет ли война в Украине на цены на электроэнергию?
Данные о ценах на электроэнергию с начала войны в Украине ограничены. Данные Бюро трудовой статистики показывают, что средняя стоимость электроэнергии в феврале этого года составляла около 0,148 цента за киловатт-час. Среднее значение за февраль 2022 года примерно такое же, как и год назад. Тоже примерно столько же, сколько в феврале 2019 года, до пандемии.
Вставить на свой сайт
Копия
Цена на электроэнергию в США менее изменчива, чем на нефть и газ. С 2012 года стоимость электроэнергии колебалась от 13,6 цента до примерно 16,4 цента за киловатт-час. В США существует множество источников электроэнергии, многие из которых не зависят от сырой нефти или других нефтепродуктов, таких как природный газ. Электростанции, работающие на угле, и возобновляемые источники энергии, такие как ветер, солнечная энергия или гидроэлектроэнергия, не так сильно страдают от войн и проблем с цепочками поставок.
Атомные станции США работают на импортированном уране. Около 16% импортируемого в США урана поступает из России. Торговые соглашения ограничивают российский импорт урана до 20% в США. Самые последние правительственные данные о ценах на уран относятся к 2020 году, задолго до начала нынешнего конфликта. Некоторые члены Конгресса выступили за внесение урана в список запрещенных в США российских энергетических продуктов.
Узнайте больше о ценах на бензин, о том, как измеряется инфляция, и о других последствиях российского вторжения в Украину для США.
Leave a Reply