Как рост цен на бензин в Казахстане повлияет на стоимость такси
С 12 апреля министерство энергетики Казахстана значительно подняло розничные цены на бензин и дизтопливо. Возможно такое решение и окажет определённое влияние на стоимость товаров и услуг, но едва ли для кошельков казахстанцев оно будет значительным, считает экономический обозреватель Юрий Масанов. К каким последствиям может привести рост цен на ГСМ, эксперт рассказал корреспонденту BaigeNews.kz.
Вынужденная мера
Масанов отметил, что одна из причин повышения предельных цен на моторное топливо — это значительная разница в ценах на бензин и дизель между рынками Казахстана и соседних с нами государств — России, Узбекистана, Кыргызстана.
«Разница в ценах стимулировала транзитные автомобили заправляться именно в Казахстане, а отдельных «предприимчивых» граждан — на вывоз топлива из нашей страны туда, где можно продать дороже. Бензин вывозят разными способами», — сказал он.
Эксперт привёл в пример случай прокладки трубы, через которую перекачивали топливо, через границу.
«Часто на грузовики приваривают цистерны, которые якобы выступают бензобаками, таковыми не являясь», — отметил Юрий Масанов.
По словам спикера, дизельное топливо в России стоит дороже, чем в Казахстане, на 40 процентов, в Кыргызстане – более чем 60 процентов, а с Узбекистаном разница составляет почти в два раза.
«Выгоды большие, поэтому и стараются вывозить. Для казахстанцев же результат не очень хороший — дефицит топлива. По этой причине и требуется повышение цен — оставить топливо внутри Казахстана, чтобы у наших граждан не было проблем с доступом к нему», — пояснил экономист.
Влияние на инфляцию
В связи с повышением цен на моторное топливо в обществе сразу начинают думать о подстегивании инфляции. Но Юрий Масанов считает, что влияние будет более чем ограниченным.
«Первое. Доля дизельного топлива в потребительской корзине составляет 0,4 процента, а бензина марки АИ-92 — около двух процентов. Рост цен не повысит инфляцию даже на процент, а на самом деле это будет и менее половины процента», — объяснил он.
Эксперт отметил, что у инфляции есть куда более важные факторы, чем цена на дизель или бензин.
«Конечно, определённое влияние будет, но едва ли для кошельков казахстанцев оно будет значительным. Например, если мы говорим об общественном транспорте или такси, где, казалось бы, цена топлива имеет прямое влияние на цены услуг для конечных потребителей, то там тоже всё не так просто», — добавил экономист.
Что будет с ценами на такси
По словам эксперта, в затратах услугодателей куда большую роль играют расходы на зарплаты, которые нужно индексировать из-за накопившейся инфляции, обслуживание и ремонты. Последние, как раз, влияют на тарифы сильнее нынешнего удорожания бензина или дизеля, считает Юрий Масанов.
«Масла и запчасти у нас импортируются, а потому ситуация на зарубежных рынках, где инфляция тоже высокая, влияет на них напрямую в сторону роста цен. Также что касается такси, то в агрегаторах динамическое ценообразование, зависящее от множества факторов, включая даже погодные условия или регион. Цены на такси разные в Астане и Алматы, Павлодаре и Шымкенте при одинаковых ценах на топливо по всей стране», — заявил эксперт.
Нельзя забывать о возможном спекулятивном росте цен на товары и услуги, добавил он.
«Но это ситуация, когда отдельные предприниматели пытаются прикрыться ростом цен на топливо, чтобы увеличить свои доходы. При том что очевидно, расходы их значительно не выросли. Параллельно с этим мы видим, что инфляция в Казахстане уже снижается, тренд, я думаю, продолжится. Если в февраля годовая инфляция у нас была 21,3 процента, то в марте уже — 18,1 процента. Тренд нисходящий, и даже при определённом вкладе роста цен на топливо в общую инфляцию, она всё же будет идти вниз», — заключил Юрий Масанов.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!
В Казахстане цена на бензин вырастет для двух областей
Жители Костанайской и Северо-Казахстанской областей со второго полугодия будут платить за 92-й бензин на 5 тенге дороже, чем остальная страна. Кроме того, для всех подорожает Аи-95, передает корреспондент ИА «АгроИнфо».
Проект приказа Министра энергетики Республики Казахстан «Об установлении предельных цен на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен»(далее – Проект) размещен на официальном портале «Открытые НПА».
Согласно Проекта ведомство планирует установить предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен, в следующем размере с учетом налога на добавленную стоимость:
1) бензин марки Аи-80 – 89 тенге за литр;
2) бензин марки Аи-92 и Аи-93:
в Костанайской, Северо-Казахстанской областях – 187 тенге за литр;
в городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент, в Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Алматинской, Атырауской, Жамбылской, Карагандинской, Кызылординской, Павлодарской, Туркестанской, Мангистауской областях, а также в областях Абай, Жетісу, Ұлытау – 182 тенге за литр;
3) дизельное топливо (летнее, межсезонное):
в Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Костанайской, Северо-Казахстанской областях, а также в области Абай – 260 тенге за литр;
в городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент, в Алматинской, Атырауской, Жамбылской, Карагандинской, Кызылординской, Павлодарской, Туркестанской, Мангистауской областях, а также в областях Жетісу, Ұлытау – 230 тенге за литр. Эти цены предлагается установить еще на 180 дней (с июля по декабрь 2022 года).
Напомним, что проекты приказов Правительства не имеют юридической силы и публикуются для обсуждения и информации.
Сейчас согласно действующему приказу Минэнерго от 6 января 2022 года № 2 в Казахстане установлены следующие цены на нефтепродукты для розничной торговли с НДС:
1) бензин марки Аи-80 – 89 тенге за литр;
2) бензин марки Аи-92 – 182 тенге за литр;
3) бензин марки Аи-93 – 182 тенге за литр;
4) бензин марки Аи-95 – 215 тенге за литр;
5) дизельное топливо (летнее, межсезонное):
в Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Костанайской, Северо-Казахстанской областях – 260 тенге за литр;
в городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент, в Алматинской, Атырауской, Жамбылской, Карагандинской, Кызылординской, Павлодарской, Туркестанской, Южно-Казахстанской областях – 230 тенге за литр.
Срок действия этих цен и данного приказа истекает 3 июля 2022 года. С начала июля текущего года начнут действовать новые цены согласно Проекту. Особых изменений в нем нет, лишь для Костанайской и Северо-Казахстанской областей стоимость бензина марки А-92 и А-93 поднимется на 5 тенге до 187 тенге за 1 литр. Связывают энергетики этот рост с тем, что розничные реализаторы двух областей расположены от заводов-производителей нефтепродуктов дальше других регионов. Операционные (логистические) затраты по доставке бензина в Костанайский и Северо-Казахстанский регионы выше, чем в остальные области Казахстана.
Также Минэнерго планирует исключить из перечня нефтепродуктов, на которые устанавливается государственное регулирование цен, бензин марки Аи-95 сроком на 180 календарных дней. Как поясняет ведомство, в связи с тем, что в общем пуле производимых в Казахстане автомобильных бензинов доля Аи-92 составляет 80%, а Аи-95 и выше (далее Аи-95+) – 20 %. Вместе с тем, при производстве Аи-95+ требуется больший расход дорогостоящих импортных присадок и высокооктановых компонентов бензинов: риформат, крекинг-бензин, изомеризат и др. Цены на импортные присадки коррелируют с ценами на нефть и обменными курсами, следовательно, себестоимость автомобильных бензинов Аи-95+ выше, чем Аи-92. Отмена государственного регулирования цены на бензин марки Аи-95 приведет к его резкому росту с начала июля.
Гани Ермек
Поделиться материалом
Казахстанская нефть, газ, электричество, альтернативы, анализ возобновляемых источников энергии и данные EIU
Казахстанская нефть, газ, электричество, альтернативы, анализ возобновляемых источников энергии и данные EIU
Поиск
Поиск
Не подписан?
Подать заявку на бесплатную пробную версию здесь
19 апреля 2023 г. | Казахстан | Нефти и газа
Общественные настроения остаются нестабильными даже после планов президента по политическим и экономическим реформам.
11 апреля 2023 г. | Несколько стран | Натуральный газ
Цены на газ в Европе и США, возможно, и упали, но в Европе они по-прежнему остаются высокими по историческим меркам.
3 апреля 2023 г. | Несколько стран | Сырая нефть
Ожидается, что цены останутся волатильными как в сторону повышения, так и в сторону понижения из-за преобладающей глобальной экономической неопределенности.
20 января 2023 г. | Несколько стран | Нефти и газа
EIU ожидает, что большинству стран удастся избежать рецессии при условии, что цены на газ не вырастут снова.
19 декабря2022 | Несколько стран | Сырая нефть
Падение производства и ослабление Китаем карантинных ограничений поддержат рост цен.
10 ноября 2022 г. | Несколько стран | Сжиженный природный газ
Несмотря на наращивание хранилищ природного газа, цены снова вырастут, когда погода начнет остывать.
11 октября 2022 г. | Несколько стран | Сырая нефть
Действия картеля надолго удержат цены на нефть выше.
4 августа 2022 г. | Казахстан | Возобновляемые источники
Недавние сообщения также сигнализируют о том, что ЕС может стать крупнейшим иностранным инвестором проекта.
11 июля 2022 г. | Несколько стран | Нефти и газа
Перебои, если они затянутся, могут нанести особый ущерб возможностям Казахстана по экспорту нефти.
31 марта 2022 г. | Несколько стран | Натуральный газ
Дополнительные поставки газа будут представлять собой перенаправление с других рынков, а не дополнительную добычу.
Казахстан: казахстанцам газа нет
- In English
Казахстан занимает 19-е место в мире и 4-е место среди стран СНГ по запасам газа. Однако около половины населения страны не имеют доступа к газу и сжигают уголь.
Потребление газа в Казахстане неуклонно растет – с 2017 по 2021 год оно увеличилось почти на 5 миллиардов кубометров, по данным Министерства энергетики. По итогам 2021 года уровень газоснабжения страны составил 57,67 процента, т.е. сейчас доступ к газу имеют 11 миллионов человек. Почти 42 процента негазифицированных казахстанцев, то есть около 8-9 миллионов человек, не имеют доступа к газу и вместо этого сжигают уголь.
По словам министра энергетики Болата Акчулакова, наименее газифицированными регионами являются Атырауская, Алматинская и Мангистауская области.
Сагымбай Жанахметов. Фото: CABAR.asia
Сагымбай Жанахметов — многолетний житель села Бигаш Алматинской области. По его словам, их дом должны были газифицировать 10 лет назад, но с тех пор ничего не изменилось.
«Каждый год обещают провести газ, водопровод и интернет-кабель. Но каждый раз слова остаются на бумаге. Всю жизнь мы сжигаем уголь или дрова. Зимой покупаем 10 тонн угля, занимаем деньги. Сейчас у меня слабое здоровье. Я много раз был у акима села, и он сказал, что скоро будет газ. Но мы в это не верим», — сказал Жанахметов.
Поселок Зеленое Восточно-Казахстанской области газифицирован в 2014 году. Однако не все дома были подключены. Природный газ был подведен только к дому акима, некоторым чиновникам и основным зданиям. Хотя поселок находится в 5 км от Уральска, его жителям приходится топить углем, а воду носить из колодца.
«В поселке Зеленое 113 домов, мы были счастливы жить почти в городе. Однако условия здесь хуже, чем в отдаленных деревнях. Газ подавался хаотично, т.е. в акимат, на АЗС и т.д. А к тому месту, где живут простые люди, газ забыли подвести. Написали письмо акиму района, каждый день пишем жалобы, но никто не ответил», – житель села 9. 0043 Балауса Сеилханова сказала.
Фото: CABAR.asia
Аналогичная ситуация в селе Мендикар Костанайской области. В 2010 году здесь проживало почти 2400 человек, сейчас осталось только 700. Жители села покидают свои дома и уезжают в другие районы, потому что в селе нет питьевой воды и газа.
Кулпаш Арзыметкызы. Фото: CABAR.asia
«Такое ощущение, что о нас все забыли. Никого не интересует, как мы живем. Хотя аким каждый год докладывает, что район полностью газифицирован. Но мы этого не видим. На покупку угля мы экономим круглый год, так как уголь доставляется из города. Если бы у нас был газ и вода, здесь было бы легче жить», пенсионерка Кулпаш Арзыметкызы сказал.
Жителям поселка Алшалы Толебийского района Туркестанской области уже несколько лет обещают газ. Хотя в соседних селах уже есть газопроводы, на прокладку газопровода в Алшалы денег не хватает. Некоторые жители отчаялись дождаться помощи властей и готовы сами платить за газопровод. Хотя дело это затратное – 150 тысяч тенге (341 доллар) с каждого частного дома.
«Уголь у нас некачественный, покупаем зимой по выкупной цене, но тепла дает меньше. Мой ребенок постоянно болеет, у меня почечная болезнь. Но наш край считается теплым. Газовые баллоны очень дорогие, мы покупаем их раз в два месяца, так как хотим немного сэкономить. Теперь я готовлю на открытом воздухе. Иногда случаются пожары. Я все время боюсь, что ветер будет дуть, когда я готовлю. Я не надеюсь, что в нашем доме будет природный газ», — сказала жительница села Сайра Биболат .
Столица Казахстана – Нур-Султан – не газифицирована в полном объеме. За последние тридцать лет разработано как минимум три нереализованных проекта. Сегодня газ есть только в двух районах – почти 3,5 тысячи домов. Для этого построено более 680 километров газораспределительных сетей, созданы локальные сети.
Девятнадцатый в мире
Газовый вопрос в Казахстане является одним из ключевых и в январе 2022 года вызвал массовые протесты, а затем и беспорядки по всей стране. Из-за отсутствия газопроводов некоторые люди покупают сжиженный газ в баллонах, и его цена в начале года выросла вдвое.
Казахстан Беспорядки и кризис
2 января жители Жанаозена, Мангистауской области и Актау вышли на улицы с протестом и требованием снизить цены на топливо. На следующий день многочисленные группы протестующих начали проводить акции протеста в Нур-Султане, затем к акциям присоединились жители Атырау, Алматы, Караганды, Уральска, Талдыкоргана, Кызылорды и Шымкента.
Затем протесты переросли в волнения. 6 января временное правительство ввело ограничение цен на сжиженный газ и топливо сроком на шесть месяцев, а также 180-дневный мораторий на повышение цен на коммунальные услуги.
По данным ОПЕК за 2020 год Казахстан занимает 19 место в мире и 4 место в СНГ по запасам газа.
Добыча газа в стране стабильно росла до 2019 года, а затем темпы добычи несколько замедлились. Но большая часть добываемого в Казахстане природного газа идет на экспорт.
Казахстан имеет генеральную схему газификации страны до 2030 года, которая должна обеспечить максимально коммерчески оправданный уровень газификации населения и увеличить долю потребления газа в структуре топливно-энергетического баланса страны.
Согласно документу, предусматривалось газифицировать только населенные пункты, расположенные вблизи крупных магистральных газопроводов: газификация Карагандинской и Северо-Казахстанской областей, а также Тарбагатайского района Восточно-Казахстанской области не рассматривалась.
«Прокладывать многокилометровые отводы к отдаленным малонаселенным районам экономически невыгодно, так как их потребность в газе значительно ниже затрат на застройку. Чтобы сделать такие проекты коммерчески выгодными, нужны крупные инвесторы или государственные субсидии. Только тогда в отдаленных районах будет газ», — сказал Нурлан Сауырбаев , экономист и руководитель проекта информационно-аналитического центра «Кулан».
На заседании правительства в конце мая 2022 года премьер-министр поручил представить обновленный проект генеральной схемы газификации до 1 июля. Также обсуждается вопрос газоснабжения северных и восточных регионов страны.
Рассмотрены два варианта подключения. Первый из российских источников. Маршрут пройдет через Барнаул-Рубцовск-Семей-Усть-Каменогорск, с ответвлением на Павлодар, а также Ишим-Петропавловск-Кокшетау-Нур-Султан.
Альтернативным вариантом газоснабжения является подача газа из строящегося магистрального газопровода Сарыарка.
Окончательное решение будет принято осенью. До 1 сентября соответствующие органы должны провести комплексную оценку этих вариантов.
Прогнозируемый дефицит
Ежегодно из государственного бюджета на газификацию страны выделяется около 36-40 миллиардов тенге (82-91 миллион долларов). По словам чиновников, идет газификация жилых массивов, но ей мешают бюрократическая волокита, коррупция, аварии на заводах и низкая цена на газ. Более того, по словам министра энергетики Болата Акчулакова, основная часть магистральных газопроводов была построена еще в советское время и сегодня для их безопасной эксплуатации требуются большие инвестиции.
«Генеральный план газовой промышленности разработан и представлен в правительство. Мы ожидаем, что в ближайшее время он будет одобрен правительством. Сейчас роста производства нет, потому что частые ремонты старых заводов приводят к сокращению общего выпуска сжиженного газа. Нам необходимо модернизировать систему бесперебойного газоснабжения», — сказал Акчулаков на «правительственном часе», выступая перед парламентом 6 июня. Затем готовые объекты должны быть переданы QazaqGaz для дальнейшей эксплуатации. По состоянию на 2020 год общее количество непереданных объектов по республике составило 1 227 объектов на сумму 302 млрд тенге (687,31 млн долларов США). Минэнерго предлагает внести изменения в Бюджетный кодекс, чтобы QazaqGaz нес ответственность за выплату денежных средств и качество объектов.
QazaqGaz является портфельной компанией государственного фонда «Самрук-Қазына». Компания управляет централизованной инфраструктурой, обеспечивающей транспорт товарного газа по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям, обеспечивает международный транзит и реализацию газа как на внутреннем, так и на внешнем рынках, занимается разработкой, финансированием, строительством и эксплуатацией газопроводов и газовых резервуаров.
Leave a Reply