Цена бензина в Украине – сколько и как зарабатывают заправки
Санкционная война против Беларуси набирает обороты. Вслед за ЕС учить уму разуму белорусскую власть принялись в США, которые с четверга намерены возобновить экономические санкции против целого ряда белорусских компаний. В том числе из нефтяного сектора. Если Украина к ним присоединится, что в свете последних событий не станет особой неожиданностью, то украинским трейдерам придется перекрыть более половины топливных поставок. Естественно, это может спровоцировать дефицит бензина и скачок цен. Но даже без этого ситуация на рынке остается напряженной.
Беларусь уже в пять раз сократила поставки топлива в Украину, а в правительстве, опасаясь возможного дефицита, хотят разрешить АЗС поднять цены еще на 1 грн. Как устроен рынок нефтепродуктов в Украине, сколько зарабатывают на литре топлива АЗС и что льют в бак украинцам, разбирались «Вести».
Ударили по Беларуси, а пострадает Украина
Cегодня, 3 июня, вступают в силу американские санкции против Беларуси, вводимые после принудительной посадки пассажирского самолета Ryanair в Минске для ареста основателя оппозиционного Telegram-канала Nexta Романа Протасевича. Об этом на днях заявила пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки. Согласно заявлению, санкции вводят против девяти белорусских государственных предприятий.
По данным издания Bloomberg, в санкционный список вошли, в том числе, предприятия нефтяной промышленности: НПЗ «Нафтан», «Белнефтехим», «Белнефтехим США», а также Белорусский нефтяной торговый дом. Санкции предусматривают 45-дневный период на прекращение определенных операций с участием этих предприятий. Таким образом американские власти решили наказать белорусские власти «за эскалацию волны репрессий режима Лукашенко против стремлений народа Беларуси к демократии и правам человека«, — заявила Псаки.
Но упомянутые санкции с высокой долей вероятности ударят и по Украине. А именно — по украинскому рынку топлива.
«Сократили поставки в 5 раз»
Ни для кого не секрет, что наша страна крайне зависима от импорта нефтепродуктов. По данным Госстата, всего в прошлом году Украина импортировала их почти на 8 млрд долларов. Больше половины — из Беларуси. По данным Госстата, в прошлом году мы закупили 690,1 тыс. тонн А-95 на сумму $278,9 млн. И 66% от этого обьема было завезено из соседней страны. Остальной объем поступил из Литвы и Румынии (228,5 тыс. тонн на 97 млн долл. и 4,1 тыс. тонн на 1,8 млн долл. соответственно).
Подобная ситуация и по бензину марки А-92, а также дизельному топливу. По данным Консалтинговой группы «А-95» в 2020 году белорусские нефтепродукты занимали 40% всего украинского рынка бензина, 30% рынка дизельного топлива и 17,4% — рынка автогаза.
Но при чем здесь американские санкции? Дело в том, что российские нефтяники, опасаясь распространения санкций и на них, существенно ограничили поставки нефти в Беларусь. Из-за этого там нависла угроза дефицита топлива. «С учетом того, что США объявили о санкциях, РФ ограничила поставки нефти в Беларусь. На одном из двух белорусских НПЗ, «Нафтан», который отвечал за снабжение нефтепродуктами внутреннего рынка Беларуси, возник дефицит нефти. Кроме того, второй белорусский НПЗ — Мозырский — с 1 июня ушел на плановый предупредительный ремонт«, — сказал «Вестям» генеральный директор торгового дома Sunoil Леонид Косянчук.
В частности, уже в июне вместо традиционных 55 тыс. тонн бензина А-95 Беларусь поставит в Украину всего 10 тыс. тонн, сообщают источники профильного издания enkorr. Хотя до этого речь шла о полном обнулении поставок в Украину. Впрочем, как говорит «Вестям» Косянчук, если это произойдет, то Украина столкнется с катастрофическим дефицитом. «Если украинские власти бездумно присоединятся к американским санкциям, то мы рискуем столкнуться с реальным дефицитом топлива. По крайней мере, потребуется какое-то время, чтобы перестроить инфраструктуру для получения импорта по морю и увеличить собственную переработку«, — сказал «Вестям» Косянчук.
И вероятность такого исхода событий, учитывая нынешние настроения украинской власти, достаточно велика. «В течение последней недели активно обсуждается идея введения секторальных экономических санкций против Беларуси. В этом русле присоединение к американским санкциям не выглядит чем-то из ряда вон выходящим. Все сидят «на измене» и тихо молятся, чтобы этого не случилось, но что у Байдена (президента США Джозефа Байдена. — Ред.) в голове, одному ему и известно«, — говорит гендиректор Prime Group, компании по оказанию транспортных и логистических услуг, Дмитрий Леушкин.
«Топливо снова подорожает»
Что касается розничной цены бензина, то уже в июне вся эта ситуация спровоцирует виток роста стоимости топлива. Правда, в этот раз драйверами станут не премиальные сети, а более дешевые АЗС, которые будут подтягивать цену к максимально допустимой. «Премиальный сегмент, который это решение и спровоцировал, уже потерял свои системы лояльности. Грубо говоря, они вынужденно выполнили просьбу президента о том, чтобы АЗС перенесли свои системы лояльности и скидку на стелу и не пугали людей заоблачными ценами. Я говорю о ситуациях, когда они на стеле ставили ценник 31–32 грн за литр, а потом с учетом индивидуальных скидок продавали топливо на 2–5 грн дешевле. Теперь такие манипуляции невозможны. Но есть и обратная сторона медали. Решение о предельной торговой надбавке подстегнуло так называемых дискаунтеров, лоукостеров и представителей среднего ценового сегмента активно повышать стоимость своего бензина, приближая ценник к указанным пределам. Хотя еще месяц назад многие из них даже мечтать не могли, чтобы ставить 30 грн за литр. А в результате за все заплатит конечный потребитель. То есть простые украинцы, когда заедут на заправку«, — сказал «Вестям» Леонид Косянчук.
Напомним, согласно правительственному решению от 14 мая, на период действия карантина в Украине установлены предельные уровни торговой надбавки к средней цене дизельного топлива (не выше 7 грн/литр) и бензина (не выше 5 грн/литр). При этом средняя стоимость дизтоплива и бензина, включающая таможенные платежи, должна рассчитываться на основании данных Platts CIF NWE за предыдущий календарный месяц/декаду. Согласно этим расчетам, средняя цена дизельного топлива на май с учетом предельной наценки должна составлять 27,89 грн/л, бензинов — 30,22 грн/л. «Выше этих лимитов задрать ценник АЗС не смогут. Но если цена окажется выше, то, как вы сами понимаете, никто себе в убыток торговать не будет«, — добавляет Косянчук.
Это хорошо понимают и в правительстве. Поэтому в Кабмине предлагают добавить в существующую формулу еще одну составляющую — логистические и «другие затраты, предусмотренные контрактом» в размере 27 долларов на тонну нефтепродуктов.
То есть базовая цена, рассчитанная Минэкономики, автоматически станет выше — на литре это почти 3 цента или 80–90 копеек в зависимости от курса. Фактически это значит, что правительство может разрешить АЗС повышать цены на топливо еще почти на гривну.
«Цена — не показатель»
Таким образом, Украина оказалась в ситуации, когда цена бензина на АЗС больше не отражает его качество. Несмотря на бренды и разницу в ценах, практически все топливо, которое можно купить на украинских заправках, поступает с двух нефтеперерабатывающих заводов. Это Кременчугский НПЗ (Украина) и Мозырский НПЗ (Беларусь). Есть также ряд АЗС с литовским продуктом. См. инфографику «Вестей».
«Можно ли по цене определить качество нефтепродуктов? Как мы видим, невозможно. Нефтепродукты от одного и того же производителя могут продаваться в двух различных сетях по ценам, которые существенно отличаются«, — отмечает исполнительный директор Международной академии стандартизации Олег Цильвик.
Так, например, как объясняет главный редактор журнала «НефтеРынок» Александр Сиренко, что касается Мозырского НПЗ, то у него топливо покупают около 30–40 различных украинских юрлиц, которые продают топливо в розницу. «То есть, грубо говоря, все покупают у одного завода. При этом разница между закупочными ценами небольшая. Скидки могут быть разве что 2–5 долларов на тонну. А это копейки на литре«, — отмечает Сиренко.
Маржа на литре превышает 5 грн
А вот почему разная цена на стелах, это уже, как говорят эксперты, в основном дело маркетинга конкретных сетей. «Кто-то зарабатывает 3 грн на литре, а кто-то — 5 грн и больше. Причем сейчас мы наблюдаем миграцию покупателей из премиального сегмента в лоукост. В результате, чтобы удержать на уровне свою прибыль, премиальные АЗС не уменьшают, а иногда и повышают цену при снижении пролива«, — отмечает Цильвик.
При этом, как говорит «Вестям» Косянчук, средняя маржа оператора зависит от множества факторов. «Например, у дискаунтеров она составляет до 2 грн. Это в лучшем случае. Чаще всего 1,6–1,8 грн на литре. А вот премиальные сети с такой маржой просто не выживут. Потому что расходы на литр топлива у них значительно выше, даже несмотря на то, что выше и проливы. Все зависит от того, сколько у вас работает сотрудников на заправке, сколько осветительных приборов, какое энергопотребление. Это называется условно-постоянные затраты на содержание сети. Поэтому для одного оператора 1,8 грн маржи — это нормально, а для других — это за гранью выживания. На Мotto или SunOil работает, например, пять человек, а на ОККО или WOG — 25 человек. А ведь им всем нужно платить зарплаты. Сюда же нужно добавить расходы на рекламу. Поэтому, если раньше мы говорили «заправка с кафе», то сегодня мы говорим «кафе с заправкой». Потому что основной доход премиальных сетей идет за счет быстрого питания, кофе и так далее«, — сказал «Вестям» Косянчук.
Как «двойка» превращается в «пятерку»
Впрочем, как говорит «Вестям» директор специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев, размер условно-постоянных затрат — это не единственное, что влияет на цену литра. «Есть, скажем так, и другие отличия. А именно то, что конкретно доходит до покупателя. Помните, как у классика: «Однако за время пути собака могла подрасти!» Так и здесь. В пути многое происходит с топливом. Внезапно увеличиваются его объемы, характеристики, цвет, качество. Например, можно очень легко из «двойки» сделать «пятерку» (из А-92 — А-95). Есть множество октаноповышающих присадок, которых на цистерну нужно всего 10 литров. И стоят они недорого. Самое элементарное — это спирт. 96% медицинского спирта достаточно, чтобы получить плюс парочку значений в исследовательском числе. Понятно, что никто спирт в таких количествах не доливает. Но есть разнообразные ароматические углеводороды, амины и другие добавки, которыми не брезгуют пользоваться наши АЗС. Одним словом, существует очень много компонентов, которые можно добавлять в топливо, чтобы обеспечить необходимое октановое число. И, к сожалению, отсутствие государственной системы контроля качества и безопасности нефтепродуктов не может обеспечить потребителям должное качество от завода до бензоколонки«, — сказал «Вестям» Рябцев.
То, что украинские АЗС не брезгуют присадками, косвенно подтверждает и статистика. По данным Консалтинговой группы «А-95», в первом квартале 2021 года импорт смесей октаноповышающих компонентов, используемых при производстве бензинов, увеличился почти в два раза. При этом некоторые компании — владельцы сетей АЗС даже не скрывают, что импортируют в страну только А-92, но на АЗС продают еще и все виды А-95. А по данным Госстата, в прошлом году в страну было импортировано 314,1 тыс. тонн бензина марки А-92 на сумму 114 млн долларов. Столь высокие объемы импорта данной марки — лишнее подтверждение тому, что из белорусской «двойки» делают «пятый» в кустарных условиях.
И, наконец, бензина с октановым числом 98 и выше в Украину завозится крайне мало. В прошлом году такого бензина было импортировано всего 14,4 тыс. тонн. Но, несмотря на это, бензин марки А-98 сегодня предлагает чуть ли не каждая сетевая АЗС.
«Ни одной проверки за год»
За счет постоянной работы технологов распознать «бодягу» не всегда возможно даже в лаборатории. К слову, полномочия по проверке качества и безопасности нефтепродуктов лежат на Государственной экологической инспекции. Но, как отмечают в Международной академии стандартизации, за весь прошлый год представители Госэкоинспекции не взяли ни одного образца пробы топлива с украинских АЗС. В то же время сама Госэкоинспекция постоянно рапортует о десятках, а то и сотнях проверок. Как объясняет «Вестям» Геннадий Рябцев, проверки действительно есть, но носят они исключительно формальный характер. «В основном такие проверки заканчиваются на том, что представители инспекции приходили на АЗС и смотрели, а есть ли в уголке копии сертификата соответствия и качества. Если они их не находили, то заявляли, что заправка реализует некачественные нефтепродукты, выписывали штраф и уходили. К сожалению, такие у нас проверки…» — сказал «Вестям» Рябцев.
В то же время в информационном пространстве регулярно появляются разнообразные экспертизы качества, продаваемого на украинских АЗС топлива. Одна из последних была проведена по заказу Международной академии стандартизации. Под мониторинг качества (бензин марки А-95 и дизельное топливо) попали семь сетевых АЗС: ОККО, БРСМ, SOCAR, Motto, «Авантаж 7», WOG и Sunoil. Результаты, как говорят организаторы, неплохие. Но и над чем работать — тоже есть.
«Все вписываются в технический регламент, и сказать, что какой-то бензин более качественный — невозможно. Фактически это одно и то же качество«, — заявил по итогам исследования исполнительный директор Международной академии стандартизации Олег Цильвик. В то же время, как говорит «Вестям» Рябцев, слепо доверять исследованиям не стоит. «В последнее время в информационном поле мы видим жесткую конфронтацию. Поэтому и манипуляции исключать нельзя«, — сказал «Вестям» Геннадий Рябцев.
Материал опубликован в газете «Вести» от 3 июня №097. Полный выпуск газеты «Вести» вы можете приобрести в местах распространения прессы или оформить онлайн-подписку.
Цены на бензин вырастут с 1 июля — Новости Украины
- Главная
- Энергетика
01 апреля, 2023, 14:12
Поделиться
© agropolit
Эксперт называет такой шаг правильным.
С 1 июля 2023 года в Украине планируется возврат налогов на топливо до довоенного уровня, что в свою очередь приведет к повышению цен на топливо. Об этом заявил директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.
«Нефтепродукты – импортный товар. Думаю, не сильно ошибусь, если скажу, что это вторая строчка в валютных расходах государства после оружия. Отток валюты надо сокращать. Повышение налогов и соответственно рост цен – одно из средств сокращения потребления горючего. Считаю это решение правильным», – отметил Куюн.
Эксперт назвал три причины необходимости такого шага:
- Стране нужны деньги.
- Цены на нефть упали. Если в марте 2022 года это было $140, то сейчас $75/барр. А значит, смягчения, введенные в прошлом году, неактуальны.
- Снижение НДС привело к злоупотреблениям некоторых импортеров, которые из-за низкого налога начали выводить прибыль из страны путем фиктивного завышения цен на импортируемый нефтепродукт.
Он также спрогнозировал, на сколько вырастут цены. Если ориентироваться на текущую ситуацию и возврат к довоенным акцизам, то следующим образом:
- Бензин – на 11,2 грн/л (с 47,17 до 58,35 грн/л)
- Дизтопливо – на 7,7 грн/л (с 47,43 до 55,10 грн/л)
- автогаз – на 2,6 грн/л (21,77 до 24,40 грн/л).
«Но. Высокие налоги – риск возобновления схем по уклонению от них. Налоговая должна быть готова к этой борьбе, потому что ожидаемый эффект для бюджета может и не произойти», – подчеркнул Куюн.
Related video
Напомним, год назад в Украине отменили акциз и снизили НДС на горючее, поскольку цены на нефть в результате войны взлетели до $140/барр, а ситуация в крайней была крайне тяжелая и неопределенная. Тогда правительство решило поддержать потребителя, снизить налоги и таким образом предотвратить удорожание горючего на 10 грн/л.
Подготовил/ла Лия Ильченко
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме
Вас заинтересует
Цены на бензин снова достигли рекордного уровня : NPR
Цены на бензин снова достигли рекордного уровня Цены на бензин подскочили до национального рекорда без поправки на инфляцию, превзойдя предыдущий рубеж, достигнутый около двух месяцев назад. Это происходит как раз перед ключевым летним автомобильным сезоном.
Бизнес
Газовый насос на станции 1 февраля в Хьюстоне. Цены на бензин достигли нового национального рекорда без поправки на инфляцию, превысив предыдущий пик, установленный около двух месяцев назад.
Брэндон Белл / Getty Images
скрыть заголовок
переключить заголовок
Брэндон Белл / Getty Images
Газовый насос на станции 1 февраля в Хьюстоне. Цены на бензин достигли нового национального рекорда без поправки на инфляцию, превысив предыдущий пик, установленный около двух месяцев назад.
Брэндон Белл / Getty Images
Цены на бензин в США достигли очередного рекордного уровня во вторник, поскольку война России в Украине продолжает потрясать нефтяные рынки.
Согласно данным AAA, средняя стоимость галлона обычного топлива достигла 4,374 доллара. Это самый высокий показатель без поправки на инфляцию, превышающий предыдущий рекорд в 4,331 доллара за галлон, установленный в марте, вскоре после вторжения России в Украину.
По данным ААА, год назад цены на бензин составляли чуть менее 3 долларов за галлон.
Проблема с заправкой возникает из-за того, что цена на нефть подскочила выше 100 долларов за баррель после вторжения России и с тех пор остается высокой.
Помимо мировых рынков, цены на бензин в США обычно растут в летние месяцы из-за повышенного спроса и более дорогой летней топливной смеси.
Эта историческая тенденция, смешанная с волатильностью мировых цен на нефть, не является хорошим признаком для облегчения на заправке.
Президент Байден объявляет из Белого дома в Вашингтоне, округ Колумбия, 31 марта, что США выпустят рекордное количество нефти из стратегических запасов нефти.
Николас Камм/AFP через Getty Images
скрыть заголовок
переключить заголовок
Николас Камм/AFP через Getty Images
Президент Байден объявляет из Белого дома в Вашингтоне, округ Колумбия, 31 марта, что США выпустят рекордное количество нефти из стратегических запасов нефти.
Николас Камм/AFP через Getty Images
Байден пытается справиться с ростом цен на газ
Нефть марки Brent, глобальный эталон сырой нефти, во вторник утром торговалась по 105 долларов за баррель.
Western Texas Intermediate, основной ориентир США, упал на уровне 102 доллара за баррель.
Президент Байден работал над увеличением добычи нефти, чтобы снизить цены на газ.
Он призывает производителей нефти в США увеличить производство, хотя и без особого успеха. И он призвал нефтяной картель ОПЕК+ увеличить добычу нефти, опять же, до предела.
Администрация Байдена также объявила об историческом выпуске 180 миллионов баррелей нефти из запасов страны на случай чрезвычайной ситуации.
Сообщение спонсора
Стать спонсором NPR
Мировые цены на продовольствие и топливо не снизятся до 2024 года из-за войны в Украине: Всемирный банк — национальный
Канада
By Maytaal Angel
Reuters
Опубликовано 26 апреля 2022 г., 10:47
Обновлено 26 апреля 2022 г. 10:49
Канадцы должны столкнуться с «очень высокой» ценой конфликта с Россией: посол ООН
СМОТРЕТЬ: Канадцы должны столкнуться с «очень высокой» ценой конфликта с Россией, говорит посол ООН — 27 марта 2022 г.
Глобальные скачки цен на продовольствие и топливо, связанные с войной между Россией и Украиной, продлятся как минимум до конца 2024 года и повышают риск «стагфляции», говорится в последнем отчете Всемирного банка «Обзор товарного рынка».
В своем первом всестороннем анализе влияния войны на товарные рынки банк, который предоставляет кредиты и гранты странам с низким и средним уровнем дохода, заявил, что мир столкнулся с самым большим скачком цен на сырьевые товары с 1970-х годов.
Это усугубляется, по его словам, ограничениями в торговле продуктами питания, топливом и удобрениями, которые усугубляют и без того повышенное инфляционное давление во всем мире.
«Политики должны использовать любую возможность для ускорения экономического роста внутри страны и избегать действий, которые наносят ущерб мировой экономике», — сказал Индермит Гилл, вице-президент Всемирного банка по справедливому росту, финансам и институтам.
Россия является крупнейшим в мире экспортером природного газа и удобрений и вторым по величине экспортером сырой нефти. Вместе с Украиной на нее приходится почти треть мирового экспорта пшеницы, 19% экспорта кукурузы и 80% экспорта подсолнечного масла.
Производство и экспорт этих и других товаров были прерваны после вторжения России в Украину 24 февраля.
Leave a Reply