Таджики : Народы Самарской области : Этнокультурная карта : ВСЕ МЫ
В Самарской области проживает 7 195 человек (2010 год)
Самоназвание – тоджик.
Численность и расселение. Общая численность – около 20 млн. человек. Основное население Таджикистана (6,3 млн. человек). Проживают в Афганистане (8,0 млн. человек), Узбекистане, Пакистане и других странах. В Российской Федерации живут 200,0 тысяч таджиков.
Антропологический тип – памиро-ферганская раса большой европеоидной расы.
Родной язык – таджикский, дари. Принадлежит к иранской ветви индо-иранских языков индоевропейской языковой семьи. Письменность на основе арабской и русской графики.
Традиционная религия – ислам, преимущественно суннитского толка, таджики-памирцы являются мусульманами исмаилитами.
Этнические группы – северные и южные таджики, горно-бадахшанцы.
Этногенез и история заселения Самарской области
Предками современных таджиков являются оседлые земледельцы — бакрийцы, согдийцьи, древние жители Ферганской долины, а также кочевые племена саков, обитавшие на Памире. Эта земля входила в созданное персами Ахеменидское государство, а с 330 года до н.э. в империю Александра Македонского. Формирование таджикского этноса завершилось в IХ-Х веках, в рамках империи Сасанидов.
Во второй половине ХIХ — начале ХХ века северные таджики вошли в состав России. В 1924 образована Таджикская АССР, в 1929 преобразованная в Таджикскую ССР, с 1991 — независимая Республика Таджикистан.
Консолидация нации у таджиков не завершилась и к концу XX века, в Таджикистане продолжаются этнические процессы ассимиляции таджиками памирских народов и ягнобцев.
Первая волна таджикских мигрантов появилась в Самаре в 1970-е годы; сюда они приезжали учиться в Самарский педагогический институт по направлению руководства Советского Таджикистана, а возвращались на родину учителями математики, русского языка и литературы. Те, кто по семейным или иным обстоятельствам остались в Самаре, сегодня являются авторитетными лидерами таджикской общины. Среди них есть преподаватели самарских вузов, руководители строительных организаций.
После распада СССР в Таджикистане вспыхнула гражданская война; после ее завершения многие бежали от политических преследований в Россию, в западные страны. Эта категория таджиков-беженцев смогла в кратчайшие сроки встать на путь интеграции в самарское сообщество, многие из них своевременно оформили гражданство, вид на жительство.
Трудовые мигранты последних лет являются наиболее бесправными, они плохо знают русский язык. Бесправные таджикские мигранты работодателями часто используются в качестве низкооплачиваемой рабочей силы. В силу социальной пассивности, низкого образовательного уровня, плохого знания русского языка и безвыходного положения, таджики — выходцы из многодетных, бедных семей, чаще всего подвергаются унижениям и дискриминации.
Типы поселений
Традиционные селения компактные, тесно застроенные, с лабиринтом кривых улиц и тупиков, с выходящими в них глухими стенами домов и заборов — дувалов.
Типы жилья
Дома в основном глинобитные (в горных районах и каменные постройки), с плоской крышей, иногда с террасой (айвон). Жилище делилось на мужскую и женскую половины: в женскую — внутренняя часть дома — посторонние не допускались. Характерна особая комната для гостей (мехмонхона): пол в ней застилается кошмами, хлопчатобумажными и шерстяными паласами, коврами, на которых по периметру помещения раскладывают длинные узкие стёганые одеяла для сидения (курпача), в центре — скатерть (дастархан). Стены украшают вышивкой (сюзани), коврами. У равнинных таджиков стенные ниши по традиции часто выполняют функции шкафов.
Традиционное хозяйство и промыслы
Исконным занятием таджиков было пашенное земледелие в сочетании со скотоводством. В равнинных, горных и высокогорных (Западный Памир) районах применялось искусственное орошение. Выращивались главным образом зерновые (злаковые и бобовые), садовые культуры, хлопчатник (на равнине), на землях, расположенных выше, — просо, ячмень, огородные и бахчевые культуры, плодовые. В земледелии использовались кетмени и пахотные орудия типа рала (омоч, испор), тягловой силой служила пара волов.
Скотоводство в сельском хозяйстве равнинных районов играло вспомогательную роль (крупный рогатый скот, в небольшом количестве лошади, ослы, овцы и козы). Для горных таджиков скотоводство составляло более существенную отрасль хозяйства. Оно было основано на вертикальном кочевании. Летом скот перегоняли на горные луга и часть жителей переселялась туда для пастьбы, но основное население оставалось в кишлаке. На летовках в горах были обычны своеобразные женские товарищества (наубати шир, пейвоз) по сливу молока: объединявшиеся в такую артель женщины поочерёдно получали весь удой всего стада для заготовления впрок масла, сыра и т.п.
У равнинных таджиков издавна были развиты различные ремёсла — изготовление хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных и суконных тканей (ткали мужчины), ювелирное искусство, гончарное и др.; многие из ремёсел имели древние традиции (резьба по дереву и ганчу, декоративная вышивка и др.). У горных таджиков товарное значение получили изготовление шерстяных тканей (мужчины), вязание и вышивка (женщины).
Национальная кухня
Основой питания в горных районах были хлеб (в виде лепёшек) и молочные продукты, в том числе топлёное масло, сыр сухой (курут) и творожный (панир), лапша, различные каши; в равнинных — лепёшки. Блюда из риса, лапша, манты (большие пельмени), растительное масло (в том числе хлопковое), овощи и фрукты. Лепёшки выпекают в особых глиняных печах (танур). Мясо едят баранье и говяжье, часто тушёное с лапшой или реже с картофелем. Праздничное традиционное угощение у равнинных таджиков — плов, у горных — суп из баранины (шурбо). Традиционные сласти: халва, кристаллический сахар (набот), нишалло (кремообразная масса из сахара, сбитых яичных белков и мыльного корня), конфеты (парварда) и т.п. Чай пьют предпочтительно зелёный, чёрный — обычно в холодное время года.
Национальный костюм
Традиционная одежда таджиков имела свои особенности в каждом из этнокультурных регионов, но обладала и общими чертами. У мужчин — рубаха туникообразного покроя, штаны с широким шагом, распашной халат, пояс-платок, тюбетейка, чалма и кожаные сапоги на мягкой подошве, кожаные с заострённым носом галоши (их носили отдельно, иногда надевали на сапоги), в горных местностях — туфли типа сабо с тремя шипами на подошве для удобства ходьбы по горным тропам.
У женщин — туникообразного покроя платья, в сельских районах — из гладких тканей, в горных южных районах — вышитые, особенно в Дарвале и Кулябе (образцы народного декоративного искусства). Широкие шаровары имели напуск у щиколотки. Головной убор — платки, тюбетейки (у гиссарских таджичек). Горожанки и равнинные таджички носили распашной халат, местную обувь. У горянок халатов не было.
В современной одежде таджиков сочетаются традиционные элементы — верхний халат, тюбетейка с городской одеждой. Таджички сохраняют больше традиционных элементов одежды. Девушки и молодые женщины в основном носят платье на кокетке, которое широко распространено в Средней Азии (кроме Туркмении). Шаровары шьются эже, у молодых женщин значительно выше щиколотки. Традиционные украшения сочетаются с современными: ожерелья, подвески, серьги, кольца.
Праздники и обряды
Излюбленные народные зрелища — выступления канатоходцев, фокусников, кукольный театр. Успешно развиваются национальная литература, наука, профессиональные виды искусства, в том числе музыка, балет.
По материалам издания Дружба народов на Самарской земле. – Самара, 2015
Мигранты в России: откровенная история таджика о непростой жизни в Москве — 25 января 2023
Саша Печенька занимался гражданским активизмом
Фото: Саша Печенька
Поделиться
Активист из Таджикистана Саша Печенька переехал в Москву 15 лет назад. Парень рассказал об особенностях жизни мигрантов в Москве и за что его выгнали из России на 40 лет корреспонденту MSK1.RU Марии Габисовой. Публикуем его историю от первого лица.
Я любил Москву с самого детства, как приехал в 2008 году и пошел в четвертый класс. Здесь огромные широкие проспекты, много разных людей, разные национальности и религии. Я мог спокойно жить, не бояться своих взглядов и интересов.
Привыкнуть было несложно, потому что в Таджикистане я учился в русскоязычной школе. Хотя у нас, как и в Казахстане, например, русский язык немного другой, звучит иначе. У меня и на родине была куча друзей разной национальности: евреи, немцы, таджики, русские, татары. Мы все хорошо ладили и разговаривали на русском языке, чтобы не запариваться. Так что тогда у меня не было никакого чувства угнетения, но есть очень много неприятных историй из школы.
Я плохо ладил с одноклассниками. Однажды выходил из столовой, а в коридоре меня увидела бойкая девчонка Ксюха. Она ходила вся в рунах, была «правая». Ну это был 2009–2010 и период расцвета национализма в России. Тесак был еще жив, например, и я слышал, что рандомных дагестанцев и таджиков убивали. Так вот, эта девочка смотрит на меня и очень громко, чтобы все услышали, говорит: «О, смотрите, вспомнишь таджикское говно, вот и оно». Я тогда маленький был и очень сильно плакал.
Тесак, он же Максим Марцинкевич (8 мая 1984 — 16 сентября 2020) — российский общественный деятель, видеоблогер неонацистского толка, сооснователь и идеолог неформального международного общественного движения «Реструкт», действовавшего на постсоветском пространстве.
Фото: Саша Печенька
Поделиться
А однажды я ехал в метро — и заходят бритоголовые. Мне 10–11 лет, я сижу в вагоне, а они начинают на меня пялиться, смеются: «Ой, смотри, какой чуркеныш». Я тогда не знал, кто такие нацики, для меня это просто было пугающе. Потом я подумал, что они от меня отстали, но они стали говорить: «Дай волосы потрогать, дай волосы потрогать!» — и смеяться. А у меня был такой ежик, волосы во все стороны. Но я не молчал, оказал им сопротивление. Сказал: «**** [Блин], убери руки!» Один тогда ответил «**** [Ничего] себе, как заговорил этот чуркеныш. Ща как **** [ударю]». Он замахнулся — у меня вся моя короткая одиннадцатилетняя жизнь пролетела перед глазами. Все, кто сидел в вагоне, ничего не могли сказать, тоже боялись.
Когда я вспоминаю это всё, думаю о том, что мне повезло. Я вырос с нормальной психикой и научился стоять за себя, пошел заниматься тхэквондо, боксом. Мне пофиг теперь уже, но есть куча ребят, которым это навредило.
Куча людей в России подвергается бытовому расизму. И если человеку мало лет, он будет очень сильно переживать об этом. У меня даже был знакомый мальчик-еврей, который из-за этого чуть себя не убил. А у нас в школе было распространено угорать над другими национальностями.
Позже я уехал в Ставрополь и вернулся в Москву в конце подросткового возраста, в главный момент становления и взросления. Я много работал в разных местах, потому что у меня нет образования, выбирать не приходится. Находил то, что могло мне понравиться, и вписывался. Самое крутое, что я успел поработать флористом, санитаром в ковид-госпитале, на политической кампании в Государственную думу, детским аниматором, волонтерствовал, был официантом, барменом, торговал мёдом — чего только я не делал.
Другой неприятный случай был уже недавно, в начале пандемии. Я развозил продукты, помогал бабушкам и дедушкам, занимался благотворительностью. В один из таких дней я заходил в метро, меня остановил полицейский и говорит: «Извините, а вы случайно не из Китая? А то вы так выглядите, как китаец, который бациллы разносит».
Фото: Саша Печенька
Поделиться
Еще один раз был, когда я развозил продукты во время пандемии. Мы привезли ветеранке Второй мировой войны еду, которую сами купили, чтобы она из дома не выходила. Приходим, ждем, пока выйдет ее сиделка, а там сидят две бабушки и начинают на меня гнать:
— Вот вас понаехало. Чего вы в свои южные страны не едете? Что вы тут делаете?
Я им ответил, что привез два пакета продуктов для ветеранки со второго этажа, что я не преступник.
Одна из них говорит:
— Да вы все прикрываетесь этой благотворительностью, а потом вечером вы — хоп-па! — ножик в спину и заберете мою пенсию.
Это тоже обидно, потому что ты помогаешь людям, а они в ответ так себя ведут. Чтобы хотя бы десятую часть всех подобных историй рассказать, нужно очень много времени.
Мне до сих пор кажется, что Москва прекрасная. Я очень жалею, что меня там сейчас нет. Я бы с радостью отдал всё, чтобы вернуться в этот город и быть с друзьями. Многие из них, к сожалению, сейчас в российских тюрьмах. Например, Дима Иванов, автор телеграм-канала «Протестный МГУ», или акционист Павел Крисевич. Хотел бы вернуться, чтобы помогать людям, жить и развиваться в России. Хотя в Польше тоже очень круто! Я теперь там живу.
Фото: Саша Печенька
Поделиться
В Россию мне никак. Меня признали нежелательным лицом и запретили мне въезд в страну на 40 лет. Также выслали, например, комика Идрака Мирзализаде и правозащитницу Валентину Чупик. Это очень меня подкосило, потому что я строил планы на будущее в Москве. Мы с женой хотели детей, квартиру. Душа из-за этого воет.
В Польше мне тоже нравится. Подался на международную защиту, потому что я не могу вернуться домой в Таджикистан или в Россию, которую тоже считаю домом. Но РФ часто выдает спецслужбам Таджикистана активистов — и там их сажают на долгий срок.
Фото: Саша Печенька
Поделиться
В Таджикистане с оппозиционерами не считаются, а я считаюсь врагом таджикского государства. Дело в том, что я выступаю против войны в Кыргызстане, пишу об этом у себя в соцсетях, пишу статьи, много говорю об этом. Считаю, что лично Рахмон и его армия несут ответственность за этот конфликт. А еще я публичный атеист, поддерживаю феминизм. Складывая всё это, становится понятно, что в Таджикистане я сяду в тюрьму. Я даже слышал, что против меня хотели открыть дело.
В Польше национализма меньше, у меня не было случаев дискриминации. Наоборот, мне все респектуют и выражают сочувствие, помогают по возможности. Я выучил язык на разговорном уровне, меня даже хвалят.
Вообще хочется, чтобы мир стал менее жестоким. Есть ощущение, что все с ума посходили. Я всю жизнь везде чужой. В Таджикистане я считался русифицированным, в России был чуркой, в Европе я сейчас русня. Я прочувствовал много ксенофобии и расизма на своей шкуре. Мне кажется, это бессмысленное занятие. Мой посыл к миру — нужно быть добрее друг к другу и помогать при возможности. Это важно.
Ранее мы публиковали колонку корреспондентки MSK1.RU о том, как живется осетинке в Москве. Мы также рассказывали, как устроен спецприемник в Сахарово, в котором мигранты содержатся перед депортацией.
Проблема прав человека: пример таджикских иммигрантов в России
На недавнем выступлении в Институте Кеннана Давлат Худоназаров, президент Гуманитарного фонда «ФОКУС», Москва, и Галина Старовойтова, научный сотрудник по правам человека и разрешению конфликтов, Институт Кеннана , обсудили причины и последствия трудовой миграции из Таджикистана в Россию. Он утверждал, что после окончания гражданской войны, бушевавшей в Таджикистане на протяжении большей части 1990-х годов, эмиграция стала самой серьезной проблемой страны. По словам Худоназарова, таджики исторически являются оседлым народом и не склонны к миграции. 1989 Советская перепись показала, что 36 000 таджиков проживали за пределами своей исторической родины Таджикистана и Узбекистана. Сегодня официальная статистика говорит о том, что в России проживает 126 тысяч таджиков, а Худоназаров считает, что реальное число достигает 600 тысяч. Он отметил, что это означает, что от 20 до 25 процентов взрослых таджиков живут за пределами Таджикистана.
Таджики мигрируют в Россию, по словам Худоназарова, потому что экономика Таджикистана не оправилась от гражданской войны, закончившейся в 1997 — высокий уровень безработицы и низкие зарплаты. В то же время многие таджики не смирились с распадом Советского Союза и не видят Россию как отдельную страну. Однако Худоназаров утверждал, что, хотя миграция кажется многим таджикам желательной, она может быть очень трудной и опасной. Таджики могут легально въезжать в Россию без визы, но российская система разрешений на проживание (система прописки) фактически делает невозможным легальное проживание и работу таджиков в России, утверждает он. Слабое положение таджикских иммигрантов отдает их в зависимость от своих работодателей и преступных групп: они много работают на опасных работах за небольшую плату, у них удерживают или крадут зарплату, и они, как и другие мигранты неславянского происхождения, подвергаются нападениям со стороны ультранационалистических банд.
Таджикские мигранты отправляют своим семьям значительные суммы денег, сказал Худоназаров. Общая сумма денежных переводов равна государственному бюджету, и многие семьи не могут без них прожить. Но трудовая миграция пагубно сказывается и на Таджикистане, считает Худоназаров. К негативным последствиям миграции относятся: меньшее количество браков, низкая рождаемость, распад традиционной семейной структуры, более низкий статус женщины, распространение инфекционных заболеваний.
Худоназаров считает, что можно было бы организовать миграцию так, чтобы это было выгодно и России, и Таджикистану. России нужны иммигранты, чтобы компенсировать демографический спад и поддерживать экономический рост, а Таджикистану нужны связи с более сильной российской экономикой, чтобы поддержать свое население. Худоназаров выступает за то, чтобы Россия либерализовала свой миграционный режим и чтобы таджики мигрировали в Россию как семейные единицы и стремились стать законными и постоянными жителями России. Однако, по его словам, ни одна из сторон не проявляла особой заинтересованности в создании постоянного легального сообщества таджикских иммигрантов. Таджики надеются вернуться на родину и не заинтересованы в том, чтобы легализовать свой статус или привезти свои семьи. Россия, со своей стороны, не воспользовалась возможностью рекрутировать квалифицированных русскоязычных мигрантов из Таджикистана и других бывших советских республик. Худоназаров отметил, что Путин и другие российские официальные лица, похоже, признают необходимость иммиграции в Россию, но мало что было сделано для либерализации миграционного режима или облегчения жизни мигрантов.
Профиль группы таджиков в России
Введение/История
Таджики Средней Азии – старейшая сохранившаяся народность в этом регионе. Название «тадзик» относится к традиционно некочевому народу, говорящему на различных формах персидского языка. Они были наследниками и носителями среднеазиатской культуры, распространившейся с Иранского нагорья на территорию, простирающуюся примерно от Каспийского моря до границ Китая. В сельских поселениях они выращивали многие виды сельскохозяйственных культур. Таджики были ремесленниками, и их города располагались вдоль караванных путей, связывающих Персию, Китай и Индию для международной торговли. Таджики неоднократно подвергались вторжениям и завоеваниям на протяжении всей своей истории, что является одной из причин, по которой они не вписываются ни в одну этническую категорию. Армии Александра Великого, арабы в седьмом веке, Чингисхан, турки, британцы и Российская империя оказали глубокое влияние на этих людей. Фактически, многочисленные вторжения стали основным фактором расселения таджиков в другие места, такие как Иран, Туркменистан, Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан, Грузия и Украина. Они особенно многочисленны в Узбекистане, Афганистане и на своей родине, в Таджикистане. Многие также мигрировали в Россию, страну, в которой на протяжении многих десятилетий господствовали таджики.
Какова их жизнь?
Таджики – гордый, разнообразный, живучий народ, но также признан добрым и гостеприимным. Они трудолюбивы и очень ориентированы на семью. Большинство таджиков в России — рабочие-мигранты, и россияне часто недовольны ими, считая, что они отнимают у них работу. С момента обретения Таджикистаном независимости в 1991 году были предприняты усилия по возрождению таджикского языка и культуры среди таджиков в Таджикистане и за его пределами. К сожалению, в сознании некоторых это связано с исламской религиозной системой. Этот вопрос также может стать политизированным, особенно в странах, где таджики являются этническим меньшинством, например, в России. Российское правительство сотрудничает с правительством Таджикистана, поэтому таджики в России, которые протестуют против того, что делает их правительство, будут отправлены обратно в Таджикистан.
Каковы их убеждения?
Практически все таджики — мусульмане, причем большинство из них — мусульмане-сунниты консервативной ханафитской ветви. Ислам пронизывает все сферы жизни, включая ритуалы, связанные с рождением, половым созреванием, браком и смертью. Однако они также практикуют спиритизм, основанный на народных верованиях, в том числе с использованием амулетов и оберегов. У некоторых из них, особенно в городах России, ислам ослаблен.
Каковы их потребности?
Таджикский народ недоступен, где бы он ни жил, в том числе и в России. Их традиционный ислам притупил их дух к потребности в прощении от безгрешного Спасителя. У них еще нет движения ко Христу среди таджикского населения.
Молитвенные очки
Молитесь, чтобы в этом десятилетии произошло народное движение ко Христу среди таджиков. Молитесь, чтобы Господь благословил таджиков таким образом, чтобы они знали, что он единственный достоин их похвалы и преданности. Молитесь, чтобы рабочие уехали к таджикам в Россию. Молитесь за таджиков, особенно за их старших, чтобы они жаждали истины и праведности, которые приведут их к Иисусу Христу.
Писание Молитвы за таджиков в России.
Leave a Reply