Структура ОДКБ
Совет коллективной безопасности
Постоянный совет ОДКБ
Генеральный секретарь ОДКБ
Секретариат ОДКБ
Объединенный штаб ОДКБ
Парламентская Ассамблея ОДКБ
Совет министров иностранных дел ОДКБ
Совет министров обороны ОДКБ
Комитет секретарей советов безопасности ОДКБ
Рабочая группа по Афганистану
Военный комитет
Рабочая группа по вопросам информационной политики и информационной безопасностиРабочая группа по координации совместной подготовки военных кадров и научной работыРабочая группа по вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом
Общественные структуры
Межгосударственная Комиссия по военно-экономическому сотрудничеству
Координационный Совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков
Координационный Совет руководителей компетентных органов государств — членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией
Координационный совет по чрезвычайным ситуациям
Координационное совещание главных наркологов
Консультационный координационный центр по вопросам реагирования на компьютерные инциденты
Координационный совет уполномоченных органов государств – членов ОДКБ по вопросам биологической безопасности
Совет коллективной безопасности (СКБ) — высший орган Организации.
Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей. В состав Совета входят главы государств-членов. В период между сессиями СКБ вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами Организации, занимается Постоянный Совет, который состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами.
Совет министров иностранных дел (СМИД) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.
Совет министров обороны (СМО) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.
Военный комитет — создан 19. 12.2012 при Совете министров обороны Организации Договора о коллективной безопасности в целях оперативного рассмотрения вопросов планирования и применения сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности и подготовки необходимых предложений СМО.
Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.
Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен СКБ.
Секретариат Организации — постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.
Объединенный штаб ОДКБ — постоянно действующий рабочий орган Организации, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ.
СКБ имеет право создавать на постоянной или временной основе рабочие и вспомогательные органы Организации.
Организации Договора о коллективной безопасности
(справочная информация)
1. История создания, основы деятельности, организационная структура
Организация Договора о коллективной безопасности берет свое начало в заключении Договора о коллективной безопасности, который был подписан в Ташкенте (Узбекистан) 15 мая 1992 г. главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Позднее к нему присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия (1993 г.). Договор вступил в силу по завершении процессов национальной ратификации 20 апреля 1994 года. Ключевой статьей Договора является четвертая, гласящая, что:
«Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников настоящего Договора.
В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».
Кроме того, в статье 2 Договором устанавливается региональный механизм консультаций в случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности, а также предусматривается заключение дополнительных соглашений, регулирующих отдельные вопросы сотрудничества в сфере коллективной безопасности между государствами-участниками.
Договор о коллективной безопасности заключался на пять лет с возможностью последующего продления. В 1999 году Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызской Республикой, Россией и Таджикистаном был подписан Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности (ссылка), на основании которого сформировался новый состав стран – участниц и установлен автоматический порядок продления действия Договора на пятилетние периоды.
Дальнейшее развитие сотрудничества в формате Договора потребовало качественных институциональных изменений, что и привело к подписанию 7 октября 2002 года в Кишиневе (Молдавия) Устава Организации Договора о коллективной безопасности, которая с точки зрения международного права является региональной международной организацией безопасности.
В соответствии со статьей 3 Устава ОДКБ целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов.
На основании статьи 5 Устава ОДКБ Организация в своей деятельности руководствуется следующими принципами: приоритет политических средств перед военными, неукоснительное уважение независимости, добровольность участия, равенство прав и обязанностей государств-членов, невмешательство в дела, подпадающие под национальную юрисдикцию государств-членов.
К настоящему моменту в формате ОДКБ наработана разветвленная правовая база, регламентирующая деятельность Организации по всем основным направлениям обеспечения безопасности. К настоящему моменту заключено и в своем большинстве ратифицировано 43 международных договора по наиболее принципиальным вопросам межгосударственного взаимодействия в сфере коллективной безопасности, подписано 173 решения Совета коллективной безопасности по отдельным направлениям сотрудничества, утверждению планов и программ работы по конкретным проблемам коллективной безопасности, решению финансовых, административных и кадровых вопросов.
Органы ОДКБ, их полномочия и компетенция, а также порядок и процедуры взаимодействия определяются Уставом ОДКБ и принятыми в его развитие решениями Совета коллективной безопасности.
1. Уставные органы осуществляют политическое руководство и принимают решения по основным вопросам деятельности Организации.
— Совет коллективной безопасности является высшим органом Организации и состоит из глав государств-членов. Он рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей. Председательство в Совете передается в порядке русского алфавита, если Совет не примет иного решения.
— Совет министров иностранных дел является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.
— Совет министров обороны является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.
— Комитет секретарей советов безопасности является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности, противодействия современным вызовам и угрозам.
— Парламентская ассамблея является органом межпарламентского сотрудничества Организации, который в различных формах рассматривает вопросы деятельности ОДКБ, обстановку в зоне ее ответственности, ход выполнения решений уставных органов и задачи по их правовому обеспечению, обсуждает практику работы по ратификации международных договоров, заключенных в рамках ОДКБ.
— Постоянный совет ОДКБ занимается вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами ОДКБ в период между сессиями Совета коллективной безопасности. Он состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами в соответствии с их внутригосударственными процедурами.
2. Постоянно действующие рабочие органы.
— Секретариат ОДКБ осуществляет организационное, информационное, аналитическое и консультативное обеспечение деятельности уставных органов Организации. Он реализует подготовку проектов решений и других документов органов Организации. Секретариат формируется из числа граждан государств-членов на квотной ротационной основе (должностных лиц) пропорционально долевым взносам государств-членов в бюджет Организации и граждан государств-членов, нанимаемых на конкурсной основе по контракту (сотрудников). Местом нахождения Секретариата является город Москва, Российская Федерация.
— Объединенный штаб ОДКБ отвечает за подготовку предложений и реализацию решений по формированию в рамках Организации действенной системы коллективной безопасности, созданию коалиционных (региональных) группировок войск (сил) и органов управления ими, военной инфраструктуры, подготовке военных кадров и специалистов для вооруженных сил, обеспечению необходимым вооружением и военной техникой.
3. Вспомогательные органы, которые могут создаваться на постоянной или временной основе для решения задач, стоящих перед ОДКБ:
— Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков;
— Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию нелегальной миграции;
— Координационный совет руководителей компетентных органов по чрезвычайным ситуациям;
— Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству;
— Рабочая группа по Афганистану при Совете министров иностранных дел ОДКБ;
— Рабочая группа по вопросам информационной политики и информационной безопасности при Комитете секретарей советов безопасности ОДКБ.
2. Политическое сотрудничество
В соответствии со статьей 9 Устава ОДКБ в формате Организации функционирует механизм регулярных политических консультаций, в ходе которых обсуждаются оценки обстановки в зоне ответственности ОДКБ, ведется выработка общих позиций и поиск совместных подходов к актуальным проблемам международной повестки дня, согласовываются коллективные заявления. Встречи проводятся на уровнях министров иностранных дел, их заместителей, членов Постоянного совета при ОДКБ, а также экспертов. Особое внимание уделяется координации коллективных шагов государств – членов в международных организациях, для чего созываются периодические совещания полномочных представителей государств – членов ОДКБ при ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и других международных структурах, что позволяет более эффективно, на коллективной основе согласованно отстаивать общие интересы в этих международных структурах. В практику вошли неформальные встречи министров иностранных дел накануне заседаний СМИД ОБСЕ и сессий Генеральной ассамблеи ООН. Позитивный опыт сложился по итогам использования коллективных указаний полномочным представителям государств-членов при международных организациях.
Развивается сотрудничество с другими международными организациями на рабочем уровне. Подписаны меморандумы (протоколы) о сотрудничестве с ООН, ШОС, СНГ, ЕврАзЭС, Союзным государством, Планом Коломбо, Региональной антитеррористической структурой ШОС, Антитеррористическим центром и Координационной службой Совета командующих пограничными войсками СНГ.
Представители Секретариата регулярно принимают участие в работе профильных подразделений ООН и ОБСЕ. Генеральный секретарь ОДКБ регулярно представляет подходы Организации к тем или иным актуальным вопросам международной повестки дня в ходе мероприятий, проводимых под эгидой ООН, ОБСЕ, других объединений. В свою очередь, свидетельствами серьезной нацеленности этих организаций на развитие сотрудничества с ОДКБ стали выступления их генеральных секретарей, Пан Ги Муна, Ламберто Занньера на заседаниях Постоянного совета при ОДКБ.
Налажен механизм обмена мнениями по широкому кругу вопросов, представляющих взаимный интерес, между высшими административно-должностными лицами ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС, что позволяет на практическом уровне оптимизировать распределение функций между региональными организациями, в сферу ответственности которых входит обеспечение безопасности в государствах Евразии.
В 2010 году приняты меры по совершенствованию системы кризисного реагирования Организации. Она дополнена политическим механизмом мониторинга и предотвращения возможных конфликтов. Разработан и апробирован алгоритм функционирования органов ОДКБ и государств – членов по оперативному предоставлению материально-технической и гуманитарной помощи, оказанию информационной и политической поддержки в случае возникновения кризисных ситуаций в зоне действия Договора о коллективной безопасности. Обязательства по взаимной, в том числе и военной, поддержке распространены и на случаи вооруженного нападения незаконных вооруженных формирований и бандгрупп. Вводится возможность принятия решений в ограниченном формате заинтересованных государств – членов. Создана правовая основа для проведения экстренных консультаций и принятия решений, в том числе посредством видео-конференц-связи.
3. Военное строительство
Несмотря на важность и приоритетность коллективных политических действий для решения стоящих перед Организацией задач, спецификой ОДКБ является наличие дееспособного силового потенциала, готового к реагированию на широкий спектр традиционных и современных вызовов и угроз в евразийском регионе.
На сегодняшний момент в военную (силовую) составляющую Организации входят сформированные на широкой коалиционной основе Коллективные силы оперативного реагирования и Миротворческие силы, а также региональные группировки сил и средств коллективной безопасности: Коллективные силы быстрого развертывания Центральноазиатского региона, Региональная российско-белорусская группировка войск (сил) Восточноевропейского региона, Объединенная российско-армянская группировка войск (сил) Кавказского региона. Действует Объединенная система ПВО России и Беларуси, создается российско-армянская региональная система ПВО.
КСОР ОДКБ (более 20 тысяч человек личного состава) являются компонентой постоянной готовности и включают высокомобильные контингенты вооруженных сил государств – членов, а также формирования сил специального назначения, которые объединяют подразделения органов безопасности и специальных служб, органов внутренних дел и внутренних войск, органов чрезвычайного реагирования. В декабре 2011 года главами государств – членов принято решение по включению в состав КСОР специальных подразделений антинаркотических ведомств.
Коллективные силы оперативного реагирования являются универсальным потенциалом, способным решать задачи по урегулированию конфликтов различной интенсивности, проводить специальные операции по пресечению террористических атак, насильственных экстремистских действий, проявлений организованной преступности, а также по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Соглашением о миротворческой деятельности созданы Миротворческие силы ОДКБ (около 3,6 тысяч человек личного состава). На плановой основе ведется их обучение и подготовка к решению специфических задач по поддержанию мира. В 2010 году главы государств – членов выразили готовность, используя миротворческий потенциал ОДКБ для содействия Организации Объединенных Наций, внести вклад в предотвращение вооруженных конфликтов и мирное урегулирование возникающих конфликтных и кризисных ситуаций.
Контингентами региональных группировок, а также силами КСОР ОДКБ планово осуществляется совместная боевая подготовка. Регулярно проводятся учения и отработка других подготовительных мероприятий. Утверждена Межгосударственная целевая программа по оснащению КСОР ОДКБ современным оперативно совместимым вооружением и техникой. На эти цели Российской Федерацией планируется выделить значительные финансовые средства.
Предпринимаются шаги по созданию интегрированных систем военного назначения: объединенных систем противовоздушной обороны в центральноазиатском и других регионах, системы управления силами и средствами коллективной безопасности, информационно-разведывательной системы, системы технического прикрытия железных дорог.
Организация наряду с реализацией своих уставных целей на региональном уровне, решает задачи по содействию развитию национальных потенциалов государств – членов.
В соответствии с заключенным государствами – членами Соглашением об основных принципах военно-технического сотрудничества организована поставка союзникам по ОДКБ вооружения и военной техники по льготным (как для собственных нужд) ценам. Соглашение сыграло важную роль в том, что за 10 лет его практической реализации поставки продукции военного назначения в формате ОДКБ возросли практически десятикратно, превратились из политического в полноценный экономический фактор, в серьезную основу для формирования общего для ОДКБ рынка вооружений. Реализуемые подходы принесли государствам – членам ОДКБ выгоду, исчисляемую сотнями миллионов долларов США, а значительную часть поставок стали составлять современные и сложные образцы вооружения и военной техники.
Военно-техническое сотрудничество дополняется механизмом военно-экономической кооперации, которая предполагает выполнение в формате ОДКБ совместных программ НИОКР, модернизацию вооружений и военной техники – с соответствующим финансовым обеспечением этих мероприятий. Основными инструментами взаимодействия на этом направлении являются Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству и Деловой совет при МКВЭС, в рамках которых решаются вопросы сохранения специализации производств ОПК государств – членов, прорабатываются предложения о создании совместных предприятий по разработке, производству, утилизации и ремонту техники и вооружений.
Неотъемлемым элементом сотрудничества является совместная подготовка кадров для вооруженных сил, правоохранительных органов и специальных служб государств – членов. Ежегодно на бесплатной или льготной основе в соответствии с существующими в ОДКБ соглашениями только в Российской Федерации зачисляется: в военные ВУЗы – до тысячи граждан государств – членов, в правоохранительные и гражданские ВУЗы – до 100 человек. В подготовке специалистов в сфере безопасности в настоящее время задействовано несколько десятков соответствующих образовательных учреждений.
4. Противодействие современным вызовам и угрозам
После принятия в 2006 году решений о придании ОДКБ многофункционального характера, Организация наращивает свой вклад в противодействие региональным вызовам и угрозам. Для координации национальных мероприятий созданы и успешно функционируют необходимые координационные механизмы. Основная цель ОДКБ заключается в том, чтобы выйти на практическое взаимодействие соответствующих служб, обеспечить возможность каждодневного сотрудничества рядовых сотрудников, получить реальную отдачу от прилагаемых усилий. Для этого под эгидой ОДКБ регулярно проводятся коллективные специальные оперативно-профилактические операции.
Важной практической сферой усилий Организации является противодействие наркотрафику. Под эгидой Организации Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков проводит Региональную антинаркотическую операцию постоянного действия «Канал», цель которой заключается в выявлении и блокировании маршрутов контрабанды наркотиков, пресечение деятельности подпольных лабораторий, предупреждение утечки прекурсоров в нелегальный оборот, подрыв экономических основ наркобизнеса. В операции участвуют сотрудники органов наркоконтроля, внутренних дел (полиции), пограничной охраны, таможни, государственной (национальной) безопасности и финансовых разведок государств – членов Организации. В качестве наблюдателей в операции принимают участие представители около 30 государств, не входящих в ОДКБ, в том числе США, стран Евросоюза, ряда латиноамериканских государств, а также эксперты международных организаций: ОБСЕ, Интерпола и Европола.
Всего в ходе операций «Канал» из незаконного оборота изъято около 245 тонн наркотиков, в том числе более 12 тонн героина, около 5 тонн кокаина, 42 тонны гашиша, а также свыше 9300 единиц огнестрельного оружия и около 300 тысяч штук боеприпасов.
В феврале 2011 г. главами государств-членов ОДКБ было принято Заявление по проблеме наркоугрозы, исходящей из Афганистана. Продолжается работа в Совете Безопасности ООН по продвижению инициативы о придании афганскому наркопроизводству статуса угрозы миру и безопасности.
Под руководством Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию нелегальной миграции проводятся скоординированные оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции и по противодействию незаконной миграции которые предусматривают совместные усилия по перекрытию каналов незаконной миграции граждан третьих стран и пресечению преступной деятельности обеспечивающих трафик лиц и организованных групп «Нелегал».
Осуществляются совместные усилия в сфере обеспечения международной информационной безопасности. Активно развивается взаимодействие специальных подразделений органов безопасности и внутренних дел в целях пресечения преступлений в сфере современных информационных технологий в рамках операции «Прокси».
Решением Президента Российской Федерации на базе МГУ создан Центр современных информационных технологий, где организована подготовка специалистов в сфере информационной безопасности. Последний поток из 19 слушателей – представителей государств – членов завершил обучение в Центре 14 декабря 2012 года.
5. Информационная работа и межпарламентское сотрудничество
Важную роль в деятельности Организации играет межпарламентское сотрудничество. С 2006 года действует Парламентская ассамблея ОДКБ (ссылка), которая, по сути, является второй после инструментов исполнительной власти несущей конструкцией, обеспечивающей стабильность в деятельности ОДКБ.
ПА ОДКБ является важным средством политического сотрудничества ОДКБ. Гибкость парламентской работы позволяет в необходимых случаях проявлять большую оперативность и открытость при реагировании на актуальные события международной жизни, при установлении контактов с нашими партнерами на Западе. Традиционно, в целях анализа военно-политической обстановки в регионах коллективной безопасности проводятся выездные заседания постоянных комиссий Парламентской ассамблеи с последующим докладом Совету ПА.
Парламентская ассамблея ОДКБ также играет значительную роль в обеспечении единых подходов к гармонизации законодательства, работой над сближением правовых полей государств-членов, прежде всего, по вопросам основной деятельности Организации, а именно: незаконный оборот наркотиков, нелегальная миграция, борьба с терроризмом и организованной преступностью.
ОДКБ ведет интенсивную информационно-аналитическую работу, активно взаимодействует со средствами массовой информации, журналистскими организациями и пресс-службами органов власти государств – членов в целях взаимодополнения усилий в сфере информационного сотрудничества, противодействия пропаганде насилия, идеологии расизма и ксенофобии. Выходит печатный орган ОДКБ, которым является периодический информационно-аналитический журнал «Союзники». На МТРК «Мир» организована еженедельная телепрограмма с одноименным названием. На Радио России выходит ежемесячная передача «Международная политика – ОДКБ».
Экспертами Института ОДКБ проводятся фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру вопросов, касающихся Организации. Бюро Института ОДКБ действует в Армении, открыто его представительство на Украине. Функционирует Научно-экспертный совет ОДКБ, в рамках которого с привлечением экспертов ведущих научных центров государств – членов рассматриваются актуальные проблемы формирования системы коллективной безопасности в современных геополитических условиях.
Refworld | Поиск по издателю
Последнее обновление:
Среда, 05 июля 2023, 10:02 GMT
- English
- | Español
- | Русский
-
УВКБ ООН -
Законодательство -
Юриспруденция -
Информация о странах -
Просмотреть -
Ресурсы
-
Мой профиль
- Домашняя страница»
- Поиск по издателю»
- Сузить результаты поиска
- Тип
- Страна
- Тема
-
Тип
Поиск с применением данного фильтра не дал никаких результатов. Пожалуйста, введите другой запрос.
по ключевому слову
и / или стране
Все страныАвстралияАвстрияАзербайджанАлбанияАлжирАмериканские Виргинские островаАмериканское СамоаАнгильяАнголаАндорраАнтигуа и БарбудаАргентинаАрменияАрубаАфганистанБагамские ОстроваБангладешБарбадосБахрейнБеларусьБелизБельгияБенинБермудские ОстроваБолгарияБоливияБосния и ГерцеговинаБотсванаБразилияБританские Виргинские островаБрунейБуркина-ФасоБурундиБутанВануатуВатиканВенгрияВенесуэлаВосточный ТиморВьетнамГабонГаитиГайанаГамбияГанаГваделупаГватемалаГвинеяГвинея-БисауГерманияГибралтарГондурасГонконгГренадаГренландия (административная единица)ГрецияГрузияГуамДанияДжибутиДоминикаДоминиканская РеспубликаЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранИрландияИсландияИспанияИталияЙеменКабо-ВердеКазахстанКаймановы островаКамбоджаКамерунКанадаКатарКенияКипрКирибатиКитайская Народная РеспубликаКокосовые островаКолумбияКоморыКонго, Демократическая РеспубликаКонго, РеспубликаКорейская Народно-Демократическая РеспубликаКорея, РеспубликаКоста-РикаКот-д’ИвуарКубаКувейтКыргызстанЛаосЛатвияЛесотоЛиберияЛиванЛивияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМаврикийМавританияМадагаскарМакаоМалавиМалайзияМалиМальдивыМальтаМароккоМартиникаМаршалловы ОстроваМексикаМозамбикМолдоваМонакоМонголияМонтсерратМьянмаНамибияНауруНепалНигерНигерияНидерландские Антильские островаНидерландыНикарагуаНиуэНовая ЗеландияНовая КаледонияНорвегияОбъединённые Арабские ЭмиратыОманОстров НорфолкОстрова КукаОстрова ПиткэрнОстрова Святой Елены, Вознесения и Тристан-да-КуньяПакистанПалауПалестинаПанамаПапуа — Новая ГвинеяПарагвайПеруПольшаПортугалияПуэрто-РикоРоссийская ФедерацияРуандаРумынияСальвадорСамоаСан-МариноСан-Томе и ПринсипиСаудовская АравияСеверная МакедонияСеверные Марианские островаСейшельские ОстроваСенегалСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСербияСингапурСирийская Арабская РеспубликаСловакияСловенияСоединенное Королевство Великобритании и Северной ИрландииСоединенные Штаты АмерикиСоломоновы ОстроваСомалиСуданСуринамСьерра-ЛеонеТаджикистанТаиландТанзанияТогоТокелауТонгаТринидад и ТобагоТувалуТунисТуркменистанТурцияТёркс и КайкосУгандаУзбекистанУкраинаУоллис и ФутунаУругвайФедеративные Штаты МикронезииФиджиФилиппиныФинляндияФолклендские островаФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияХорватияЦентральноафриканская РеспубликаЧадЧерногорияЧешская РеспубликаЧилиШвейцарияШвецияШри-ЛанкаЭквадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭстонияЭфиопияЮжно-Африканская РеспубликаЮжный СуданЯмайкаЯпония
Совет Европы | Члены, структура и история
Европейский суд по правам человека
Смотреть все СМИ
Категория:
История и общество
- Известные работы:
- Европейская конвенция о правах человека
- Дата:
- 5 мая 1949 г. — настоящее время
г.
- Головной офис:
- Страсбург
- Связанные люди:
- Антониу Гутерриш
Альсиде де Гаспери
См. весь соответствующий контент →
16 июня 2023 г., 6:57 по восточноевропейскому времени (AP)
Китай осуждает резолюцию парламента ЕС об ограничении свободы Гонконга
Министерство иностранных дел Китая осудило резолюцию, принятую Европейским парламентом в отношении Гонконга сокращение прав на свободу слова
Совет Европы , организация европейских стран, которая стремится защищать демократию и права человека и продвигать европейское единство путем развития сотрудничества по правовым, культурным и социальным вопросам. Штаб-квартира совета находится в Страсбурге, Франция. (Совет Европы не следует путать с Европейским советом, который является директивным органом Европейского Союза.)
Совет Европы был основан 5 мая 1949 года 10 западноевропейскими странами — Бельгией, Данией, Францией, Ирландией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Швецией и Великобританией. С 1950-х по 1980-е годы к этим первоначальным членам присоединились 13 других — Австрия, Кипр, Финляндия, Западная Германия, Греция, Исландия, Лихтенштейн, Мальта, Португалия, Сан-Марино, Испания, Швейцария и Турция. С падением коммунистических режимов по всей Восточной Европе в конце 1980-х годов Совет значительно расширил свой состав. Между 1990 и 2007 Албания, Армения, Азербайджан, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чехия, Эстония, Грузия, Венгрия, Латвия, Литва, Северная Македония, Молдова, Черногория, Польша, Румыния, Россия, Сербия, Словакия, Словения, и Украина были приняты в Совет Европы. Кроме того, княжества Андорра и Монако присоединились в 1994 и 2004 годах соответственно. В марте 2022 года Совет исключил Россию в ответ на неспровоцированное вторжение этой страны в Украину.
More From Britannica
Европейское право: Европейский Союз и Совет Европы
Совет Европы занимается вопросами, представляющими общий интерес для его членов, включая права человека, предупреждение преступности, злоупотребление наркотиками, охрану окружающей среды, вопросы биоэтики и миграцию. Для управления этими делами Совет разработал более 160 международных соглашений, договоров и конвенций, которые заменили буквально десятки тысяч двусторонних договоров между различными европейскими государствами. Среди наиболее важных его соглашений – Европейская конвенция о правах человека (1950), Европейская культурная конвенция (1954 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.), Европейская конвенция о предотвращении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания (1987 г.), Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1995 г.) и Конвенция о правах человека и биомедицине (1997 г.). После краха коммунизма в Восточной и Центральной Европе в 1989–1991 годах Совет помог странам региона пересмотреть свои конституции и правовые кодексы, а также демократизировать свои политические системы.
Совет Европы состоит из четырех основных органов: Комитета министров, Парламентской ассамблеи, Конгресса местных и региональных властей Европы и Секретариата. Комитет министров, который собирается два раза в год, состоит из министров иностранных дел всех членов совета. Он определяет бюджет совета и программу его деятельности на основе рекомендаций, сделанных ему Парламентской ассамблеей и различными экспертными комитетами. Парламентская ассамблея, которая собирается четыре раза в год, является совещательным органом, состоящим из представителей национальных парламентов. Конгресс местных и региональных властей Европы является консультативным органом, представляющим местные и региональные (субнациональные) органы власти в рамках совета. Секретариат, в котором работает около 1000 человек, обслуживает три другие основные организации в составе совета.
За прошедшие годы Совет Европы учредил ряд специальных органов и экспертных комитетов, таких как Европейский комитет по проблемам преступности, Европейская комиссия по правам человека, Европейский суд по правам человека, Комитет по культурному наследию, Совет Европейского фонда социального развития (бывший Фонд переселения Совета Европы), Европейский комитет по правовому сотрудничеству и Руководящий комитет по местным и региональным органам власти.
Мэтью Дж. ГейблРедакторы Британской энциклопедии
Страны Совета Европы | Страны в Совете Европы 2023
Варианты карты
Членство
Наблюдатель, не являющийся членом
Наведите указатель мыши на кнопкуНажмите на плитку для получения подробной информации.
Основанный в 1949 году со штаб-квартирой в Страсбурге, Франция, Совет Европы (СЕ) представляет собой международную организацию, состоящую из 46 членов, которая занимается продвижением прав человека, демократии и верховенства закона. Ценности Совета Европы включают свободу выражения мнений, свободу собраний, свободу средств массовой информации, равенство и защиту меньшинств от дискриминации и ненависти. Он проводит кампании по таким причинам, как повышение безопасности детей и меньшинств, и борется с общественным злом, включая коррупцию, терроризм, разжигание ненависти и насилие в семье. Страны Совета Европы не применяют высшую меру наказания (смертную казнь) за преступления. Хотя эти две организации независимы друг от друга, в СЕ входят все 27 членов Европейского союза (ЕС). Фактически, ни одна страна никогда не присоединялась к Европейскому союзу, не вступив сначала в Совет Европы.
Исключение России из Совета Европы
На начало 2022 года в Совете Европы было 47 членов и шесть наблюдателей, не являющихся членами. Однако 24 февраля 2022 года Россия начала вторжение в Украину. Совет Европы приостановил членство России днем позже, 25 февраля, поскольку действия страны явились явным нарушением гуманитарных ценностей СЕ. В ответ Россия 15 марта 2022 года объявила о выходе из Совета Европы. Однако Комитет министров СЕ предпочел не медлить и в тот же день единогласно проголосовал за прекращение членства России в Совете Европы. Россия присоединилась к СЕ 28 февраля 1996.
Страны Совета Европы
Страна | Дата регистрации | Страна | Дата регистрации | Страна | Дата регистрации | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Албания | 13 июля 1995 года | Греция | 09 августа 1949 г. | Нидерланды | 05 мая 1949 г. | ||
Андорра | 10 ноября 1994 г. | Святой Престол (наблюдатель) | 07 марта 1970 г. | Северная Македония | 09 ноября 1995 г. | ||
Армения | 25 января 2001 г. | Венгрия | 06 ноября 1990 г. | Норвегия | 05 мая 1949 г. | ||
Австрия | 16 апреля 1956 г. | Исландия | 07 марта 1950 г. | Польша | 26 ноября 1991 г. | ||
Азербайджан | 25 января 2001 г. | Ирландия | 05 мая 1949 г. | Португалия | 22 сентября 1976 г. | ||
Бельгия | 05 мая 1949 г. | Израиль (наблюдатель) | 02 декабря 1957 г. | Румыния | 07 окт 1993 | ||
Босния и Герцеговина | 24 апреля 2002 г. | Италия | 05 мая 1949 г. | Сан-Марино | 16 ноября 1988 г. | ||
Болгария | 07 мая 1992 г. | Япония (наблюдатель) | 20 ноября 1996 г. | Сербия | 03 апреля 2003 г. | ||
Канада (наблюдатель) | 03 апр 1996 | Латвия | 10 февраля 1995 г. | Словакия | 30 июня 1993 г. | ||
Хорватия | 06 ноября 1996 г. | Лихтенштейн | 23 ноября 1978 г. | Словения | 14 мая 1993 года | ||
Кипр | 24 мая 1961 г. | Литва | 14 мая 1993 года | Испания | 24 ноября 1977 г. | ||
Чехия | 30 июня 1993 г. | Люксембург | 05 мая 1949 г. | Швеция | 05 мая 1949 г. | ||
Дания | 05 мая 1949 г. | Мальта | 29 апреля 1949 г. | Швейцария | 06 мая 1963 г. | ||
Эстония | 14 мая 1993 года | Мексика (наблюдатель) | 01 декабря 1999 г. | Турция | 13 апреля 1950 г. | ||
Финляндия | 05 мая 1989 г. | Монако | 05 октября 2004 г. | Украина | 09 ноября 1995 г. | ||
Франция | 05 мая 1949 г. | Черногория | 11 мая 2007 г. | Соединенное Королевство | 05 мая 1949 г. |
Leave a Reply