Цены на бензин и дизтопливо вырастут в Казахстане. Минэнерго сделало заявление: Вчера, 16:44
Если оставить цены на бензин и дизтопливо прежними, то Казахстан уже в ближайшее время может столкнуться с тотальными дефицитом топлива. Об этом заявил исполняющий обязанности министра энергетики Болат Акчулаков, анонсируя повышение цен на бензин и дизтопливо, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Продолжение
«В целях стабилизации внутреннего рынка ГСМ необходимо снизить ценовую разницу между Казахстаном и соседними странами. Поэтому мы должны пойти на сложный, но в то же время нужный шаг: повысить предельные розничные цены, в частности:
- на бензин марки АИ-92 и АИ-93 со 182-187 в зависимости от региона до 205 тенге за литр — рост на 11 процентов;
- а цена на дизель составит 295 тенге за литр. Сейчас в зависимости от региона цена варьируется от 230-260 тенге — в среднем рост 20 процентов», — сказал Акчулаков на брифинге СЦК.
Соответствующий проект приказа, по его словам, будет опубликован сегодня.
Отвечая на вопрос журналиста, Болат Акчулаков назвал дату, когда казахстанцам ждать изменения цен.
«По закону мы размещаем их (проекты приказа. – Прим.) на сайте открытых нормативно-правовых актов. И далее, я думаю, числа 12 (апреля. – Прим.) они вступят в силу», — отметил министр.
Акчулаков пояснил, что ситуация в сопредельных странах оказывает значительное влияние на внутренний рынок Казахстана. К примеру, в марте прошлого года розничные цены на дизельное топливо в России снизились до уровня цен в Казахстане. В результате на приграничных с Россией АЗС существенно снизились продажи топлива, поскольку пропала заинтересованность в вывозе ГСМ из Казахстана. Но буквально через месяц пошел резкий рост розничных цен в соседних странах и, как следствие, уже осенью, несмотря на увеличение производства дизтоплива, Казахстан снова столкнулся с его острой нехваткой.
В этом году диспаритет цен сохраняется, заявил Акчулаков. По его словам, в такой ситуации казахстанский дизель будет однозначно утекать в другие страны в еще больших объемах. Согласно прогнозам, уже в этом году Казахстан может столкнуться с дефицитом в объеме до 850 тысяч тонн.
«С текущими ценами, сколько бы мы ни увеличивали производство ГСМ, его всегда будет не хватать.
С такой разницей в ценах переток в соседние страны как был, так и будет продолжаться. При этом его объемы будут только увеличиваться. Никакие ограничительные меры не дадут должного эффекта.
Сохранение диспаритета цен на ГСМ создает стимулы для работы теневого рынка и наносит ущерб национальным интересам Казахстана.
Низкие цены на ГСМ не дают возможности привлекать инвестиции и развивать нефтегазовую отрасль, проводить геологоразведку и пополнять ресурсную базу«, — резюмировал Акчулаков.
По его словам, если сейчас не сократить разницу в ценах, то уже в ближайшее время Казахстан столкнется с тотальным дефицитом топлива. Более того, это закроет пути для дальнейшего развития отрасли и угрожает энергетической безопасности страны, предупредил исполняющий обязанности министра энергетики.
Какими будут цены на бензин для АЗС, рассказали в Минэнерго
Деньги нужно считать, а Tengri.Деньги — читать! Подписывайтесь на наш Telegram-канал об экономике и финансах
Жаңалықты бірінші болып білгіңіз келсе, қазақ тіліндегі Telegram-арнамызға жазылыңыз!
Индекс бензина: сколько топлива в средней зарплате казахстанца?
Фото: Руслан Пряников
Аналитики Picodi.com изучили динамику стоимости бензина в Европе и мире в I полугодии 2022 года и подсчитали, сколько литров топлива можно купить на среднестатистическую казахстанскую зарплату.
Двукратное подорожание бензина
В первом полугодии 2022 года большинство стран нашего региона зафиксировали рекордный рост цен на бензин. Антилидером в этом отношении стала Турция, где бензин подорожал на 100%. Резкое повышение цен ощутили автомобилисты Украины (+63,3%), Молдовы (+53%) и Литвы (+43,9%).
На Мальте и в Азербайджане стоимость бензина оставалась стабильной в течение всего I полугодия. В России номинальная цена в рублях почти не изменилась, но в результате искусственного повышения курса рубля правительством стоимость литра бензина в долларах выросла на 32,5%. В свою очередь Казахстан — единственная страна в Европе и СНГ, где бензин немного подешевел (−0,7%). Средняя стоимость бензина в Казахстане в июне 2022 года составила 210,11 тенге, в январе же 1 литр можно было купить за 211,6 тенге.
Индекс бензина 2022
Дороже всего заправляются автомобилисты Норвегии (2,71 доллара/литр), Финляндии (2,67 доллара/литр) и Дании (2,62 доллара/литр). В пересчете на доллары бензин в Казахстане самый дешевый в данном рейтинге (из 31 выбранной страны), и его средняя стоимость составляет 0,47 доллара за литр. Также низкие цены на заправках радуют жителей России (0,89 доллара/л) и Беларуси (0,71 доллара/л).
Автомобилисты Швейцарии, Люксембурга и Дании на среднюю зарплату могут заправить свои машины самым большим количеством бензина: 2 455 л, 1 943 л и 1 502 л соответственно.
Согласно последним данным, среднемесячная зарплата в Казахстане равна 286 936 тенге (231 541,51 после уплаты налогов). Это значит, что среднестатистический казахстанец на среднюю оплату труда может купить 1 102 литра бензина. По сравнению с прошлогодними результатами покупательная способность средней казахстанской зарплаты по отношению к топливу увеличилась.
Таким образом выглядел индекс бензина в Казахстане в последние годы:
- 2019 – 825 литров;
- 2020 – 923 литра;
- 2021 – 1 015 литров;
- 2022 – 1 102 литра.
Стоимость бензина в мире: не везде растут цены
Наличие больших ресурсов сырья спасло некоторые страны от повышения цен на бензин. Мировая экономическая ситуация никак не затронула такие страны, как Саудовская Аравия, Кувейт и Катар. В свою очередь правительства Колумбии, Эквадора и Казахстана решили заморозить или установить верхнюю границу стоимости топлива.
В июне 2022 года самый дешевый бензин зафиксирован в Алжире (0,31 доллара/л), Кувейте (0,34 доллара/л) и Иране (0,35 доллара/л). А самой высокой ценой отличился Гонконг — 3 доллара за 1 литр бензина.
В мировом рейтинге соотношения стоимости бензина к средней зарплате лидирующие позиции продолжают занимать страны Персидского залива: Катар (5 968 литров), Кувейт (5 578 л) и Саудовская Аравия (4 372 л).
Последнее место рейтинга занимает Куба, где средняя оплата труда равна всего 27 литрам бензина.
Методология и источники данных
Индекс бензина — это ежегодный рейтинг соотношения стоимости бензина к средней зарплате, который составляют аналитики Picodi с 2019 года.
В этом исследовании использовались последние данные о средней оплате труда, размещённые на сайтах государственных статистических управлений или соответствующих министерств. Для стран, официальные органы которых не публикуют такие данные, была использована статистика с сайта Numbeo.
Средняя стоимость бензина за первое полугодие 2022 года в 102 странах была взята с сайта GlobalPetrolPrices.com и других локальных источников. Разница цен в июне по сравнению с январем рассчитывалась в местной валюте. Для вычисления количества литров топлива, которое можно купить на месячную зарплату, мы разделили среднюю заработную плату после уплаты налогов на среднюю цену 1 литра бензина. Для конвертации валют использовался средний курс Google Finance на июнь 2022 года.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено
использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного
материала необходимо разрешение редакции.
Где самое выгодное соотношение цены на топливо к средней зарплате
Премьер-министр рассказал, почему в Казахстане растут цены на топливо — — 04.
04.2023
По словам Смаилова, решение о повышении цен на топливо было жестким
Премьер-министр Алихан Смаилов поддержал повышение цен на топливо, заявив, что решение о повышении цен на топливо было жестким, но необходимым. Он также отметил, что цены на сжиженный газ также могут вырасти, так как необходимо поддерживать на плаву производителей сжиженного газа.
«Это трудное решение, которое мы должны были принять. Если бы мы отказались от этого, то столкнулись бы с нехваткой топлива», — сказал Смаилов.
Он также отметил, что власти зафиксировали колоссальный расход топлива в Казахстане. Однако не секрет, что реальный расход топлива в стране не изменился и остается достаточно низким. Настоящей причиной дефицита топлива является низкая цена, которая побуждает дилеров топлива нелегально вывозить тонны топлива из Казахстана для перепродажи в соседние страны.
«Реальное потребление здесь, в Казахстане, не сильно изменилось. Правительство много делает для увеличения производства топлива. За последние пять лет производство бензина и дизельного топлива выросло на 70% и 33% соответственно. В прошлом году мы произвели 5,2 миллиона тонн дизельного топлива. Это был рекордный показатель. Такого мы еще не видели», — сказал премьер-министр.
3 апреля Болат Акчулаков , исполнявший обязанности министра энергетики, заявил о повышении цен на топливо. Таким образом, Обычный-92 цена бензина вырастет с 0,41 до 0,45 доллара за литр, а цена дизельного топлива вырастет с 0,51 до 0,65 доллара за литр (рост на 11% и 20% соответственно).
По словам Акчулакова, у правительства нет другого выбора, кроме как допустить рост цен на топливо, чтобы смягчить ценовой разрыв с соседними странами и избежать дефицита топлива внутри страны. Этот шаг также был поддержан казахстанскими официальными лицами, поскольку Евразийский экономический союз стремится создать новый единый рынок нефтепродуктов в 2025 году9. 0006
Два года назад Асет Магауов , заместитель министра энергетики, также упомянул о различиях в тарифах в Казахстане и других странах-членах ЕАЭС. Например, акцизные тарифы и НДС в Казахстане значительно ниже, чем в России, Узбекистане и Киргизии. Сейчас правительство пытается сделать внутренние цены на топливо примерно такими же, как в соседних странах, и делает это постепенно.
Кроме того, Смаилов не исключил роста цен на сжиженный газ. Чиновник сказал, что вопрос находится на рассмотрении Антимонопольного агентства.
«Вероятно, мы увидим рост цен на сжиженный газ, потому что текущие цены не соответствуют действительности. Мы должны допустить рост цен, иначе этот бизнес не будет интересен производителям сжиженного газа», — сказал премьер.
В январе 2022 года резкое повышение цен на сжиженный газ, который является популярным топливом среди автомобилистов в Казахстане, вызвало протесты по всей стране и жестокие беспорядки в Алматы. В то время правительство хотело перейти на биржевое ценообразование. После протестов власти Казахстана приостановили эту реформу и продолжили административное регулирование цен.
Время считывания: ~ мин.
Почему в Казахстане дорожает бензин?
В Казахстане резко выросли цены на бензин. Что влияет на рост цен на топливо и будет ли дальше дорожать бензин?
СР
Бензин на заправках Казахстана начал постепенно дорожать с марта 2021 года. Например, в городе Нур-Султан средняя цена на самый популярный АИ-9Топливо 2 увеличилось со 150 до 176 тенге за литр, сообщает «Деловой Казахстан».
Аналитики FinReview.info выяснили, почему растут цены на топливо и будет ли дальше дорожать бензин.
Для начала разберемся, из чего формируется стоимость бензина.
Цены на бензин
После модернизации НПЗ в 2018 году казахстанские производители впервые за долгое время смогли полностью покрыть внутренний спрос на топливо. Сейчас НПЗ способны производить бензина на 24% больше, чем нужно рынку, а ближайший дефицит топлива наступит не ранее 2032 года. Безусловно, это знаковое событие для нефтегазового сектора страны, так как импорт дорогой бензин снизился в 32 раза.
Соответственно, по логике, Казахстан может самостоятельно формировать себестоимость топлива на внутреннем рынке, обеспечивая страну дешевым бензином. Однако на деле не все так просто — если цена на нефть в последние три года колебалась в значительных пределах, то падая, то повышаясь, цена бензина постепенно менялась, резко подорожав лишь в октябре 2017 года.
Причина заключается в том, что нефтяные компании поставляют на внутренний рынок от 30% до 50% нефти по себестоимости, а именно в пределах 25-30 долларов США за баррель. Розничная цена бензина формируется из его оптовой цены на НПЗ с учетом всех сопутствующих расходов по доставке от завода до АЗС — хранение на нефтебазе, эксплуатационные расходы, налоги, банковские услуги, НДС, заработная плата, наценка дающего и др. При этом доля масла в ценообразовании составляет всего 11%-14%, а наценка или чистая прибыль АЗС достигает всего 1-3 тенге за литр. То есть фактически предприятия зарабатывают на высоком спросе внутреннего рынка на бензин.
Теперь рассмотрим основные причины подорожания бензина:
Во-первых, начало продаж на товарной бирже приводит к гармонизации рынка топлива
Запуск торгов бензином на Товарная биржа ЕТС осуществлялась в рамках развития централизованной торговой инфраструктуры и перехода топливно-энергетического комплекса на рыночную экономику. На начальном этапе через биржу будет продаваться около 10% производимого в стране бензина. В дальнейшем его объем будет увеличен до 15%-20%.
С начала первой сессии аукцион продемонстрировал высокий спрос со стороны участников рынка. За первые семь сессий реализовано 19 тысяч тонн бензина АИ-92 и АИ-95. Общий оборот по этому топливу составил более 4 млрд тенге.
В результате были сформированы первые ценовые показатели на бензин. За всю торговую неделю стоимость топлива выросла на 39% со стартовой цены 169 тыс. тенге до 234,9 тыс. тенге за тонну. То есть от 125 до 174 тенге за литр. В ходе последней торговой сессии, которая состоялась 12 апреля, цена АИ-92 колебалась от 155 до 174 тенге за литр.
Соответственно выросла и розничная цена на АЗС.
Во-вторых, ремонтные работы на НПЗ грозят стране дефицитом бензина
Ремонт на Атырауском НПЗ начался из-за сбоя в подаче электроэнергии, что привело к аварийному отключению некоторых технологических установок. Внеплановая приостановка производства вызвала крайнюю нехватку запасов топлива в Западно-Казахстанской области, а возникший ажиотаж увеличил дефицит бензина и привел к росту розничных цен в регионе.
В целях обеспечения внутреннего рынка топливом запланированные капитальные ремонты на Павлодарском и Шымкентском заводах перенесены на более поздний срок. Тем не менее, эти работы будут проведены в этом году, что чревато еще большей нехваткой складских запасов.
В-третьих, ценообразование на бензин формируется из соотношения спроса и предложения
Государственное регулирование цен на топливо действовало до 2015 года. были ограничены установлением верхнего предела, то есть максимальной стоимости бензина. Эти меры были отменены в середине прошлого десятилетия, и рынок ушел в свободное плавание, оставаясь при этом под некоторым контролем государства. Например, поставки нефти на НПЗ по-прежнему осуществляются по себестоимости, а не по рыночной цене.
В свою очередь, свободное обращение на рынке означает, что окончательная стоимость формируется объемом спроса и объемом предложения. Государство больше не вмешивается в этот процесс и не субсидирует эту сферу.
В-четвертых, единый рынок нефти и нефтепродуктов в рамках ЕАЭС должен заработать к 2025 году
Создание общего рынка нефти и нефтепродуктов повысит доступность энергоресурсов для государств-членов ЕАЭС и расширит рынок сбыта для отечественных производителей. В результате стоимость бензина в регионе выровняется. Однако для Казахстана это означает увеличение стоимости, так как в стране самые низкие цены среди стран ЕАЭС. В частности, в России цена АИ-92 около 250 тенге за литр. Соответственно стоимость бензина может увеличиться на 50%.
Итак, это четыре основные причины подорожания бензина. Но остается вопрос, что именно нужно сделать Казахстану для сдерживания цен и развития нефтегазового сектора. Одним из таких инструментов могут стать инвестиции в нефтепереработку.
Инвестиции в нефтепереработку помогут снизить себестоимость бензина
Бензин является социально значимым товаром, и его цена влияет на ценообразование других товаров. То есть рост цен вызовет снижение потребительской способности населения, что негативно скажется на экономике.
Поэтому развитие нефтегазового сектора является стратегически важной задачей для страны. Однако для увеличения промышленного производства необходимы денежные вложения.
Leave a Reply