Статуя Свободы
Статуя Свободы (Statue of Liberty, полное название — Свобода, озаряющая мир) — одна из самых знаменитых скульптур в США и в мире, часто называемая «символом Нью-Йорка и США», «символом свободы и демократии», «Леди Свобода». Это подарок французских граждан к столетию американской революции.
Статуя Свободы находится на острове Свободы (Liberty Island), примерно в 3 км на юго-запад от южной конечности Манхэттена, одного из районов Нью-Йорка. До 1956 года остров назывался «остров Бедлоу» Bedloe’s Island), хотя в народе его называли «островом Свободы» уже с начала XX века.
Богиня свободы держит факел в правой руке и табличку в левой. Надпись на табличке гласит «JULY IV MDCCLXXVI» («4 июля 1776 года»), дата подписания Декларации независимости. Одной ногой «Свобода» стоит на разбитых оковах.
Посетители проходят 354 ступени до короны статуи свободы или 192 ступени до вершины пьедестала. В короне расположено 25 окон, которые символизируют земные драгоценные камни и небесные лучи, освещающие мир. Семь лучей на короне статуи символизируют семь морей и семь континентов (западная географическая традиция насчитывает именно семь континентов).
Общий вес меди, использованной для отлива статуи — 31 тонна, а общий вес ее стальной конструкции — 125 тонн. Общий вес цементного основания — 27 000 тонн. Толщина медного покрытия статуи — 2,37 мм.
Высота от земли до кончика факела — 93 метра, включая основание и пьедестал. Высота самой статуи, от верха пьедестала до факела — 46 метров.
Статуя была построена из тонких листов меди, отчеканенных в деревянных формах. Сформированные листы потом были установлены на стальной каркас.
Обычно статуя открыта для посетителей, как правило, прибывающих на пароме. Из короны, в которую можно подняться по лестнице, открывается обширный вид на нью-йоркскую гавань. В музее, расположенном в пьедестале (и доступном на лифте), находится выставка истории статуи.
Новый Колосс
В 1883 году американская поэтесса Эмма Лазарус написала сонет «Новый Колосс» (The New Colossus), посвященный статуе Свободы. 20 лет спустя, в 1903 году, он был выгравирован на бронзовой пластине и прикреплен на стене в музее, находящемся в пьедестале статуи. Знаменитые последние строки «Свободы» в русском переводе В. Лазаруса звучат так:
«Вам, земли древние, — кричит она, безмолвных
Губ не разжав, — жить в роскоши пустой,
А мне отдайте из глубин бездонных
Своих изгоев, люд забитый свой,
Пошлите мне отверженных, бездомных,
Я им свечу у двери золотой!»
Создание статуи свободы
Создать статую было поручено французскому скульптору Фредерику Огюсту Бартольди. Задумывалась она как подарок к столетнему юбилею Декларации Независимости в 1876 году. По одной из версий, у Бартольди даже была французская натурщица: красивая, недавно овдовевшая Изабелла Бойер, жена Иссака Зингера, создателя и предпринимателя в области швейных машин. «Она освободилась от неловкого присутствия ее мужа, который оставил ее лишь с самыми предпочтительными в обществе атрибутами: состоянием и детьми. С самого начала своей карьеры в Париже она была общеизвестной личностью. Будучи красивой французской вдовой американского предпринимателя, она оказалась подходящей моделью для статуи Свободы Бартольди».
По взаимной договоренности Америка должна была построить пьедестал, а Франция — создать статую и установить ее в США. Однако нехватка денег ощущалась по обе стороны Атлантического океана. Во Франции благотворительные пожертвования наряду с различными увеселительными мероприятиями и лотереей позволили собрать 2,25 млн франков. В Соединенных Штатах для сбора средств проводились театральные представления, художественные выставки, аукционы и боксерские бои.
Тем временем во Франции Бартольди потребовалась помощь инженера для решения конструктивных вопросов, связанных с сооружением такой гигантской медной скульптуры. Гюставу Эйфелю (будущему создателю Эйфелевой башни) было поручено спроектировать массивную стальную опору и промежуточный поддерживающий каркас, который позволит медной оболочке статуи двигаться свободно, сохраняя при этом вертикальное положение. Детальные разработки Эйфель передал своему помощнику, опытному инженеру по строительным конструкциям, Морису Кехлину. Интересно, что медь для статуи имеет российское происхождение.
Место для статуи Свободы в нью-йоркской гавани, утвержденное Актом Конгресса 1877 года, было выбрано генералом Уильямом Шерманом, с учетом пожеланий самого Бартольди, на острове Бедлоу, где еще с начала XIX века стоял форт в форме звезды.
Сбор средств для пьедестала продвигался медленно, и Джозеф Пулитцер (известный по премии Пулитцера) в своей газете World выступил с призывом поддержать сбор средств в фонд проекта.
К августу 1885 года финансирование пьедестала, спроектированного американским архитектором Ричардом Моррисом Хантом, было завершено, первый камень был заложен 5 августа. Строительство завершилось 22 апреля 1886 года. В массивную каменную кладку пьедестала встроены две квадратные перемычки из стальных брусьев; их соединяют стальные анкерные балки, уходящие вверх, чтобы там стать частью эйфелевского каркаса самой статуи. Таким образом статуя и пьедестал являются единым целым.
Статуя была завершена французами в июле 1884 года и доставлена в нью-йоркскую гавань 17 июня 1885 года на борту французского фрегата «Изере». Для перевозки статую разобрали на 350 частей и упаковали в 214 ящиков. (Ее правая рука с факелом, уже экспонировались на Всемирной выставке в Филадельфии в 1876 году, а затем в Мэдисон Сквере в Нью-Йорке.) Статую собрали на ее новом основании за четыре месяца. Торжественное открытие статуи Свободы, на котором выступил президент США Гровер Кливленд, состоялось 28 октября 1886 года в присутствии тысяч зрителей. Как французский подарок к столетней годовщине американской революции он опоздал на десять лет.
В голове Статуи Свободы
|
Статуя как маяк
Со дня своего открытия, статуя служила навигационным ориентиром и использовалась в качестве маяка. Три смотрителя в течение 16 лет по очереди поддерживали огонь в ее факеле.
Статуя как памятник культуры
История статуи Свободы и острова, на котором она стоит — это история перемен. Статуя была помещена на гранитный пьедестал внутри форта Вуд, построенного к войне 1812 года, стены которого выложены в форме звезды. Служба маяков США отвечала за обслуживание статуи до 1901 года. После 1901 года эта миссия была возложена на военный департамент. Президентским постановлением от 15 октября 1924 года форт Вуд (и статуя на его территории) был объявлен национальным памятником, границы которого совпадали с границами форта.
28 октября 1936 года, на 50-ти летнем юбилее открытия статуи, президент США Франклин Рузвельт сказал: «Свобода и мир — вещи живые. Чтобы они продолжали существовать, каждое поколение должно охранять их и вкладывать в них новую жизнь.»
В 1933 году обслуживание национального памятника было передано Службе национальных парков. 7 сентября 1937 года площадь национального памятника была увеличена и распространилась на весь остров Бедлоу, который в 1956 году был переименован в остров Свободы. 11 мая 1965 года остров Эллис был также передан Службе национальных парков и стал частью национального мемориала «Статуя Свободы». В мае 1982 года президент Рональд Рейган поручил Ли Якокка возглавить движение частного сектора по реставрации статуи Свободы. На реставрацию было собрано 87 млн долларов благодаря партнерству Службы национальных парков и корпорации «Статуя Свободы — остров Эллис», которое стало самым успешным сотрудничеством государственного и частного сектора в американской истории. В 1984 году, в начале работ по ее реставрации, статуя Свободы была внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 5 июля 1986 года отреставрированная статуя Свободы была вновь открыта для посетителей во время Уик-энда Свободы, посвященного ее столетию.
Статуя и безопасность
Статуя и остров были закрыты с 11 сентября 2001 года по 3 августа 2004 год вследствие террористической атаки на Всемирный торговый центр. 4 августа 2004 года памятник открыли, но сама статуя, включая корону, остается закрытой. Однако, в мае 2009 года секретарь внутренних дел США Кен Салазар объявил, что статуя будет вновь открыта для экскурсий с 4 июля 2009 года.
При подготовке материала использовались статьи из Википедии — свободной энциклопедии.
Смотрите также:
- Достопримечательности США
- Капитолий
- Белый дом
- Статуя свободы
- Индепенденс Холл
- Колокол Свободы
- Мемориал Вашингтона
- Мемориал Линкольна
- Пентагон
Статуя Свободы | Культурный обозреватель
Статую Свободы можно считать символом Америки: она не только приветствует всех прибывающих в Нью-Йорк морским путем, но и служит туристическим аттракционом, приносящим немалый доход. Со Свободой хотят познакомиться едва ли не все гости города. Добраться до островка, где она стоит, можно паромом от пристани Баттери-Айленд на Манхэттене – с моря открывается изумительный вид на самый красивый и фешенебельный район Нью-Йорка.
История создания знаменитой статуи началась в 1865 г. с дружеского ужина, устроенного французским правоведом Эдуардом Лабулэ. За трапезой хозяин предложил ознаменовать недавнюю отмену рабства в США сооружением статуи Свободы. Это было явным намеком на режим Наполеона III, вызывавший недовольство французских либералов. Гости не возражали, ведь они и сами относились к императору без восторга и видели в американской демократии пример для Франции. Один из них, 30-летний скульптор из богатой еврейской семьи Фредерик Огюст Бартольди, вдохновился идеей Лабулэ и стал обдумывать модель статуи. В 1867 г. он закончил проект. Правда, вначале установить статую предполагалось не в Америке, а… в Египте, где француз Фердинанд Лессепс вскоре намеревался завершить строительство Суэцкого канала. Статуя Свободы стояла бы у входа в него и освещала своим факелом путь проходящим судам, напоминая одновременно Колосса Родосского и каирского Сфинкса. Проект представили египетскому правителю Исмаилу-паше, который его отклонил – в казне не нашлось денег.
Позднее Бартольди осенила идея построить статую в США. «Я нашел прекрасное место, – писал он в своем дневнике. – Это остров Бедлоу в середине бухты. Он принадлежит правительству, т. е. всем штатам сразу, и находится прямо напротив входа в реку, который можно назвать воротами Америки».
Встал вопрос, из чего делать статую. Камень был труден для обработки и тяжел для перевозки. Бронза слишком дорога. Оставалась сталь, но никто до сих пор не возводил таких громадных стальных фигур. В итоге Бартольди решил сделать Свободу полой внутри, обшив медными листами каркас из стальных прутьев. Изготовление каркаса поручили инженеру Гюставу Эйфелю, уже прославившемуся своей башней, а обшивку заказали парижской фирме Каже и Готье. Бартольди очень хотел успеть к 4 июля 1876 г. – столетию Декларации независимости. Но работа оказалась слишком сложной. Кстати, с 1956 г. этот островок официально переименован в остров Свободы (Liberty Island).
В июне 1871 г. Бартольди отплыл в Нью-Йорк, пытаясь увлечь своей идеей американских богачей. Французский шарм Бартольди и его хорошо подвешенный язык распахнули перед ним двери лучших домов города. Его принимали президент Улисс Симпсон Грант, поэт Генри Лонгфелло, сенатор Чарлз Самнер. Он проехал чуть ли не всю страну, рассказывая о своем плане и демонстрируя модель статуи, наскоро слепленную им из гипса в нью-йоркском отеле. Американские толстосумы вежливо слушали, но раскошеливаться не спешили. Новые власти Франции видели в Америке союзника против враждебных европейских монархий. Бартольди и его друг Лабулэ убедили правительство Третьей республики профинансировать проект статуи Свободы. Пробным камнем стала статуя генерала Лафайета, французского маркиза, участника Войны за независимость США. Изготовленный Бартольди монумент был подарен мэрии Нью-Йорка. После этого настала очередь Свободы. В 1875 г. две страны разделили обязанности: французы оплачивали изготовление статуи и ее перевозку, а американцы – установку и пьедестал. В газетах появились призывы жертвовать деньги на памятник. Для поощрения спонсоров композитор Шарль Гуно специально написал «Кантату Свободы».
Многие миллионеры отказались пожертвовать на Свободу хотя бы доллар, а Рокфеллер во всеуслышание назвал затею чушью. Положение спас газетный магнат Джозеф Пулицер, одним он сулил завоевание французского рынка, другим обещал приток туристов, а неграм напоминал, что статуя знаменует их освобождение от рабства. В августе 1885 г. необходимые 100 тыс. долларов удалось собрать.
К августу 1876 г. была готова только рука с факелом длиной 10 м. Ее привезли в Филадельфию, где каждый желающий за 50 центов мог не только поглядеть на диковину, но и вскарабкаться по лесенке на балкончик, окружавший факел. Впереди была Парижская всемирная выставка 1878 г., на которой Бартольди планировал показать голову статуи. Но он опять опоздал – выставка открылась в мае, а голову в ореоле лучей доделали лишь в июне. Причиной стала вечная нехватка денег. Наконец, кто-то из друзей посоветовал скульптору провести благотворительную лотерею. Совет оказался спасительным — всего за год удалось собрать 250 тыс. франков, чего с лихвой хватало на завершение работ.
В октябре 1881 г. все части статуи были готовы, и Бартольди приступил к ее сборке в Париже. Он писал американским друзьям: «Свобода уже возвышается над ближними домами, а весной ее увидит весь город». Общая высота статуи от сандалий до верхнего луча короны достигала 46 м. Семь лучей короны символизировали земные континенты, а 25 окошек в ней – «природные богатства». Свободу одели в тогу, напоминающую о принципах античной демократии. Ее факел означал Просвещение, а ногами она попирала разорванные цепи рабства.
В короне статуи устроили смотровую площадку диаметром 10 м. Вход в статую был спереди, а аварийный вход находился в пятке левой ноги. Еще одна лестница вела к факелу. К нему собирались подвести газ, тут подоспело изобретение Эдисона, и свет факела стал электрическим. Внутри него размещалось 12 человек.
В июне 1884 г. все работы завершили – на торжественном открытии памятника присутствовали французский премьер-министр Ферри и посол США. Сразу после этого ее начали разбирать для долгого пути через океан. Между тем пьедестал для нее на острове Бедлоу еще не был готов. Конгресс несколько раз урезал расходы на его сооружение – американцы просто не могли попять, почему пьедестал должен стоить больше, чем сама статуя.
К тому времени 214 ящиков с частями статуи уже стояли на острове Бедлоу. Под руководством архитектора Ричарда Ханта срочно стали сооружать 27-метровый пьедестал. Его водрузили на основание высотой 15 м, на которое ушло 24 тыс. т. бетона. Пьедестал строили восемь месяцев, и еще полгода па нем монтировалась статуя. Наконец, 28 октября 1886 г. состоялось торжественное открытие. На улицах Нью-Йорка собралось около миллиона человек, на Уоллстрит организовали праздничное шествие. Собравшихся приветствовали президент Стивен Гровер Кливленд, посол Франции и представители крупного бизнеса – те самые, что не пожелали заплатить за статую. Конечно, присутствовал и радостный Бартольди, сказавший репортерам: «Сегодня сбылась мечта всей моей жизни». Потом он вместе с официальными лицами отправился на остров и сдернул с головы статуи гигантское покрывало, открыв миру сияющее лицо Свободы. Высота памятника вместе с пьедесталом достигала 90 м, и какое-то время он был высочайшим сооружением Нью-Йорка. Весила статуя 225 т. Потом началась будничная работа по обустройству статуи. Внутри нее сделали лестницу из 354 ступеней, по которой можно было подняться наверх, к самой голове. В 1916 г. снова объявили о сборе средств – на сей раз на прожекторы, которые освещали бы статую ночью. В том же году США вступили в Первую мировую войну и немецкие шпионы взорвали военную верфь на соседнем берегу. Взрыв повредил факел Свободы, и доступ туда закрыли.
В экскурсионный тур к статуе Свободы обычно включается посещение соседнего острова Эллис-Айленд, где в 1890 г. открыли центр по приему иммигрантов, прибывающих в США. Первой искательницей счастья, попавшей в него, стала 15-летняя ирландка Анна Мур, которую приветствовал сам мэр Нью-Йорка. До 1954 г. , когда центр закрыли, через остров прошло 12 млн человек. Для них американская свобода начиналась с унизительных допросов, обысков и вымогания взяток. Больных хроническими болезнями отправляли обратно, разрушая семьи. На острове выстроили огромные казармы, где приезжие — в основном итальянцы, евреи, поляки и немцы – ждали решения своей участи. В 1897 г. здания уничтожил сильный пожар, но их быстро отстроили вновь. Когда поток иммигрантов уменьшился и они стали прибывать в Штаты по воздуху, Эллис-Айленд закрыли.
С годами Свобода стала признанным символом Америки, потеснив дядю Сэма. К 100-летию сооружения провели ее капитальную реконструкцию, которая обошлась казне в 75 млн. долларов. К тому времени статую ежегодно посещали до 2 млн. туристов со всего мира. Для них в основании статуи оборудовали музей, повествующий об истории ее создания. Маленький остров заполонили сувенирные киоски. В сентябре 2001 г. в обстановке паники, вызванной терактами 11 сентября, статус закрыли для посетителей. Работы по модернизации системы безопасности обошлись почти в 30 млн. долларов. Теперь посетители при посадке на паром и входе в музей проходят через металлоискатели. К подножию станции пристроили две широкие деревянные лестницы, облегчающие эвакуацию. В августе 2004 г. доступ к Свободе был разрешен, но подниматься на смотровую площадку пока нельзя.
Из центра по приему иммигрантов решили сделать филиал музея, который начал работать в 1990 г. Сейчас в его зданиях можно увидеть вещи иммигрантов, их фотографии и стену с именами 400 тыс. людей, для которых остров стал воротами в новую жизнь. Эллис-Айленд далеко не так впечатляющ, как статуя Бартольди, но их не случайно объединили в один музей, ведь прекрасная идея свободы неотделима от ее практического воплощения.
<< Архитектура народов мира
Статуя Свободы | Финансовый район и Нижний Манхэттен, Нью-Йорк | Достопримечательности
Прошло более века с тех пор, как Леди Свобода впервые появилась на горизонте Нью-Йорка, но эта культовая статуя по-прежнему остается одним из самых устойчивых символов города. Впервые задуманная в 1865 году французским интеллектуалом Эдуардом де Лабуле как памятник республиканским принципам, разделяемым Францией и США, Статуя Свободы остается мощным символом основополагающих идеалов Америки. На протяжении поколений мигранты в Америку проплывали мимо статуи по пути в гавань Нью-Йорка и знали, что прибыли в страну свободы и возможностей.
Посещение Статуи Свободы — это не просто случай, когда нужно прийти в этот день. Статуя высотой 151 фут (93 м) стоит на собственном острове площадью 14,7 акров (6 гектаров), к юго-западу от Манхэттена, недалеко от берега Джерси. Доступ осуществляется на пароме из Бэттери-парка, и большинство посетителей посещают петлю, которая также проходит через остров Эллис, где с 1892 по 1924 год зарегистрировалось более 12 миллионов иммигрантов в США. Обе достопримечательности входят в число самых популярных мест в Нью-Йорке. поэтому лучше покупать билеты онлайн заранее, чтобы избежать душераздирающих длинных очередей.
Статуя Свободы гордо возвышается над рекой Гудзон ©Christophe Prenel/500px
Знакомство со Статуей Свободы
По прибытии на Остров Свободы ваши возможности будут зависеть от билета, который вы держите в руке. Стандартные билеты на паром дают автоматический доступ к территории острова, поэтому вы можете бродить у ног Леди Свободы и смотреть на ее вырисовывающуюся медную громаду. Билеты на восхождение на пьедестал в форме звезды лишь немного дороже, но они пользуются большим спросом, и их часто бронируют на месяцы вперед. Чтобы взобраться на корону Леди Свободы и насладиться захватывающим видом на город и гавань, вам нужно бронировать билеты за шесть месяцев.
При условии, что вы получили доступ, подъем на смотровую площадку в короне статуи предполагает крутой подъем по 354 ступеням внутри надстройки. Интерьер «Леди Свободы» на удивление тесный, в самой короне есть место для нескольких посетителей одновременно, и это налагает строгие ограничения на количество посетителей (отсюда и дефицит билетов). Вторая крутая лестница поднимается внутри поднятой руки статуи к факелу, но, к сожалению, доступ для публики был запрещен с 1916 года. Вы все равно получите довольно хороший вид на факел через окна короны.
С пьедестала статуи, построенного в стиле бастиона, также открывается прекрасный вид на гавань, хотя и не такой впечатляющий, как с короны. На острове Свободы есть различные варианты еды, все довольно ужасные, поэтому возьмите с собой пикник, чтобы поесть на лужайке у статуи или на морской стене перед видом на гавань.
Статуя Свободы — самый устойчивый образ Нью-Йорка ©Frank Schiefelbein/EyeEm/Getty Images
История
Статуя Свободы с самого начала была французским изобретением. Вдохновленные победой над рабством во время Гражданской войны в США, политический философ Эдуар де Лабулайе и скульптор Фредерик-Огюст Бартольди впервые пришли к этой идее за ужином в 1865 году. Получив одобрение властей Нью-Йорка, пара отправилась в Америку, чтобы выбрать место в 1871 году. На разных этапах в проекте также участвовали Эжен Виолле-ле-Дюк, реставрировавший собор Нотр-Дам в Париже, и Гюстав Эйфель, создавший внутренние стальные опоры статуи.
Претворение плана в жизнь было долгим и затянувшимся процессом. Затраты были покрыты частными спонсорами из Франции (которые заплатили за статую) и Америки (покрыли расходы на постамент), но в нескольких случаях средств не хватало. Рука с факелом была выставлена в Филадельфии и парке Мэдисон-сквер в Нью-Йорке, чтобы вызвать общественный интерес в 1876 году, а голова статуи была выставлена на Всемирной выставке в Париже в 1878 году, чтобы помочь французским усилиям по сбору средств. Издатель Джозеф Пулитцер начал кампанию по сбору средств, которая в конечном итоге привела к тому, что проект вышел за рамки, с небольшими пожертвованиями от примерно 120 000 участников.
Факел Статуи Свободы позолочен. ©Jon Davison/Lonely Planet
Известная полностью как Liberty Enlightening the World , 151-футовая (93-метровая) фигура представляет собой изображение греческого божества Либертас, а на его дизайн сильно повлияли неоклассическая скульптура Древней Греции и Рима. Бартольди был одержим Колоссом Родосским, и у него уже был один проект гигантской статуи с факелом, отвергнутый хедивом Египта.
Статуя была собрана в виде набора в Париже с использованием формованных медных пластин толщиной всего 2,4 мм, прикрепленных к внутренней стальной раме с помощью гибких железных стержней. Законченная статуя была отправлена в Нью-Йорк по частям и собрана на острове Свободы (тогда остров Бедлоу) и открыта для публики в 1886 году. Однако позолоченный факел, который вы видите сегодня, не является оригинальным; это было добавлено в 1984 для замены хрупкого оригинального фонаря, который был перенесен в вестибюль.
Билеты и практические советы
Заранее зарезервируйте билеты онлайн (до шести месяцев), чтобы получить доступ к короне Леди Свободы; Билеты на пьедестал немного легче достать, но статую все же стоит посетить по общему билету, даже если вы не сможете войти внутрь. Билет на паром до острова Свободы включает доступ на территорию и экскурсии с гидом или аудиоэкскурсии с гидом. Забронируйте билеты на паром заранее, чтобы избежать длинных очередей в течение дня.
Подниматься по узким узким ступеням к короне статуи тяжело, и его не должны предпринимать лица с тяжелыми заболеваниями, которые могут помешать им завершить восхождение. Вам понадобится добрых четыре или пять часов, чтобы как следует изучить остров Эллис и остров Свободы.
Как паромы Нью-Йорка стали порталом в другие миры
Паромы Нью-Йорка — лучший способ исследовать город.
Рестораны возле статуи Свободы
Из-за скудных ресторанов на острове вы либо захотите взять с собой пикник (в Financier Patisserie хороша выпечка), либо поесть в Финансовом квартале, прежде чем сесть на паром.
Hudson Eats
Le District
Fraunces Tavern
Financier Patisserie
Статуя Свободы | WTTW Чикаго
Поделиться
Tweet
Статуя Свободы, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк (1886 г.)
Узнайте, как статуя, которую мы считаем маяком для иммигрантов, была задумана французом Эдуардом Лабуле как прославление американской демократии и упрек его собственной нации. самодержавное правление.
Статуя Свободы была задумана французскими интеллектуалами в преддверии Гражданской войны в США как подарок, отмечающий отмену рабства, сохранение Союза и их неизменную надежду на нацию, основанную на принципах индивидуальной свободы и равенства.
Это также был хорошо продуманный акт протеста против французских властей.
Июньским вечером 1865 года, через два месяца после убийства президента Авраама Линкольна и через месяц после того, как последний генерал Конфедерации сдался армии Союза, они собрались на то, что впоследствии стало историческим званым обедом.
Их хозяином был Эдуард Рене де Лабулайе, французский профессор, специализирующийся на американской истории и убежденный сторонник отмены смертной казни. Лабуле и его друзьям надоели авторитарное правление императора Наполеона Третьего, его криминализация политической оппозиции и его открытая поддержка Американской Конфедерации.
Портрет Эдуарда Рене де Лабуле работы Гаспара-Феликса Турнашона, известного под псевдонимом Надар, опубликованный в 1900 году. Источник: Wikimedia.org показать американскому народу, что не все во Франции согласны с их лидером.
Лабуле, в частности, стремился критиковать французское авторитарное правительство, не становясь объектом преследований или тюремного заключения. Он предложил преподнести народу Соединенных Штатов подарок – памятник, который прославил бы место, которое Америка занимала в мировом воображении как маяк свободы и демократии.
Фредерик Огюст Бартольди, французский скульптор и архитектор, был среди гостей на званом обеде у Лабуле. Позже он спроектировал и построил памятник, а Лабуле был его главным покровителем и советником.
Фредерик Огюст Бартольди, 1880 г. Источник: Wikimedia.org
Но та ночь была только началом их монументального проекта. В течение многих лет после этого званого обеда Бартольди работал над эскизами. Главным источником вдохновения для него было римское божество Либертас, олицетворение личной свободы. Изображенный на официальной печати Французской Республики 1848 года, древний идол давал слегка завуалированный комментарий к тому, что он считал глубоким лицемерием французского правительства. Воплощение Бартольди будет величественным, как греческий Колосс Родосский. В одной руке она держала бы факел просветления. В другом она будет колыбелью книги законов, основы американской свободы. От ее короны будет исходить семь точек на семи континентах, символизирующих распространение ее вдохновения. У ее ног будут лежать разорванные цепи тирании.
Большая печать Второй французской республики. Источник: Wikimedia.org
Окончательный проект был не только художественным достижением, она была еще и триумфом инженерной мысли. Чтобы предотвратить ее раскачивание или опрокидывание на ветру, французский строитель мостов Гюстав Эйфель построил железную башню в качестве внутреннего якоря. Это был предшественник его знаменитой башни, которая сегодня возвышается над Парижем.
Бартольди собрал гигантскую медную фигуру, которую он назвал «Свобода, озаряющая мир», во дворе своей парижской студии, где она произвела сенсацию. Он финансировал свою работу в значительной степени за счет пожертвований французского народа.
Но в Америке многие с опаской относились к подарку и связанным с ним расходам. В течение десятилетий после Гражданской войны как государственные, так и частные ресурсы были истощены, и для установки такой величественной статуи потребовался бы большой пьедестал.
Мужчины в мастерской Бартольди в Париже, куют медные листы для строительства Статуи Свободы, 1883 год. Предоставлено Нью-Йоркской публичной библиотекой. Фото Альберта Ферника, 1883 г. Предоставлено Нью-Йоркской публичной библиотекой
Бартольди нужно было повысить интерес к Америке. Поэтому, хотя он и присматривался к острову Бедлоу у входа в гавань Нью-Йорка, он послал факелоносную руку Свободы на выставку столетия 1876 года в соседней Филадельфии.
Выставка стала хитом, и вскоре после этого в США был сформирован частный комитет для сбора средств на пьедестал Свободы. Но его усилия далеко не достигли цели. Тем временем губернатор Нью-Йорка Гровер Кливленд отказался вносить какие-либо деньги из бюджета штата. И хотя Конгресс санкционировал принятие статуи и предоставил Бартольди право выставить ее на острове Бедлоу, законодатели не выделили никаких федеральных средств на проект.
Рука с факелом была перенесена в Мэдисон Сквер Гарден, а остальная часть статуи была отправлена в 210 деревянных ящиках. Но они сидели без дела почти год. Другие города, в том числе Филадельфия, начали разрабатывать местные предложения, чтобы дать леди Свободе дом в своих городах.
Но тут, в самый последний момент, в дело вмешался газетный магнат Джозеф Пулитцер. Он запустил успешную краудфандинговую кампанию. В статье в New York World от 16 марта 1885 г. он призвал читателей открыть бумажники:
Мы должны собрать деньги! … 250 000 долларов, которые стоили создание Статуи, были уплачены массами французского народа — рабочими, торговцами, продавщицами, ремесленниками — всеми, независимо от класса. или состояние. Давайте ответим тем же. Давайте не будем ждать, пока миллионеры дадут нам эти деньги. Это не подарок миллионеров Франции миллионерам Америки, а подарок всего народа Франции всему народу Америки.
Пулитцер пообещал опубликовать имена жертвователей в своей газете в обмен на пожертвования любого размера. Примерно 125 000 человек внесли свой вклад, и за пять месяцев Пулитцер собрал более 100 000 долларов, в основном за счет небольших пожертвований в размере одного доллара или меньше. Преднамеренный или нет, этот шаг также оказался гениальным маркетинговым ходом. Продажи The New York World взлетел до небес, когда местные жители бросились покупать сувенирные экземпляры в те дни, когда их имена были опубликованы.
На следующий год статуя и пьедестал были наконец готовы.
28 октября 1886 года Бартольди открыл свою статую перед миллионной толпой. Возвышаясь на 151 фут над своим 89-футовым пьедесталом, Liberty Enlightening the World стала самым высоким сооружением в Нью-Йорке.
Лодки толпятся в гавани Нью-Йорка на посвящении Свобода, освещающая мир 28 октября 1886 года. Предоставлено Службой национальных парков США
Но ее идеалы были скорее целью, чем реальностью, даже для людей, живших на ее берегах. И она сразу же стала точкой сплочения американцев, вовлеченных в мириады борьбы.
Кроме двух французских гостей из команды строителей и проектировщиков, женщинам было запрещено присутствовать на церемонии открытия. Организаторы заявили, что не могут гарантировать свою безопасность в таком большом скоплении людей. Суфражистки в знак протеста зафрахтовали лодку, чтобы объехать остров во время празднеств, произнося свои протестные речи перед толпой.
Точно так же чернокожая газета Cleveland Gazette , которая широко освещала открытие, указывала, что, хотя сломанные кандалы у ног статуи были мощным символом, настоящая свобода оставалась неуловимой для многих афроамериканцев:
Сбросьте статую Бартольди, факел и все такое в океан, пока «свобода» этой страны не станет такой, что позволит трудолюбивому и безобидному цветному мужчине на Юге зарабатывать на приличное существование для себя и своей семьи, не будучи ку -kluxed [] возможно, убит, его дочь и жена оскорблены, а его имущество уничтожено. Идея «свободы» этой страны, «просвещающей мир»,… смехотворна до крайности.
Шесть лет спустя, когда соседний остров Эллис открыл свои двери в 1892 году, многие иммигранты, высадившиеся там, были отвергнуты или, если они добрались до берега, подвергались дискриминации при въезде в большие и малые города Америки.
Остров Эллис, служба новостей Bain, дата неизвестна. Фото любезно предоставлено Библиотекой Конгресса Остров Эллис, Служба новостей Bain, дата неизвестна. Фото любезно предоставлено Библиотекой Конгресса
Тем не менее, когда они проходили мимо факела Свободы, они тоже узнавали в ней символ приветствия и надежды. Американцы также восприняли это новое значение. В 1903, сонет Эммы Лазарус «Новый Колосс», написанный в 1883 году для сбора средств на пьедестал Свободы, украшал бронзовую доску. Ее слова теперь находятся под статуей, а часть стихотворения регулярно цитируется как американское вероучение:
Статуя Свободы. Фото Нейта Дорра
Дайте мне ваши усталые, ваши бедные,
Ваши сбившиеся в кучу массы, жаждущие вздохнуть свободно,
Жалкие отбросы вашего изобилующего берега.
Leave a Reply