Основы конституционного строя России и США: сравнительный анализ
Аннотация. В статье рассмотрены основные особенности конституционного строя на примере России и США, выявлены основные черты сходства и различия между двумя конституциями. Также внимание уделяется и пробелам в конституционном законодательстве вышеназванных государств.
Ключевые слова: конституция, конституционный строй, разделение властей, политические основы, экономические основы, государство.
Рассматривая особенности российской и американской правовых систем, прежде всего, стоит обратить внимание на их активные изменения, которые продолжают происходить и по сегодняшний день. Причинами такой динамичности правовой системы вышеназванных государств является кодификация права, а также смещение политической и правовой ориентации в обществе. Также обращает на себя внимание, что страны находятся в «молчаливом» конфликте между собой. В отличие от российского законодательства, правовые документы США более многочисленны. И потому предметом рассмотрения данной статьи будет выступать сравнение конституций, а именно – основ конституционного строя США и России, с целью выявления различий и сходств, а также сопоставления недостающих норм с целью совершенствования отечественной конституции или наоборот, конституции США.
Особенностью Конституции РФ является четкая детализация: каждая ее статья содержит пункты. Что же касается непосредственно конституционных основ, то в американской конституции, принятой в 1787 году (ныне действующей), закреплены схожие во многом основы с Конституцией РФ. [1] Включая в свой состав семь частей, конституция США определяет структуру государственных органов, выстроенную на системе сдержек и противовесов. Такая система означает, что между властными структурами происходит распределение компетенций на федеральном уровне, на уровне союза и штатов. Также в указанном документе установлен порядок его изменения. Поскольку в Конституции США содержатся лишь всеобщие тезисы организации центральной государственной власти и разделения компетенции между Союзом и штатами, можно говорить о наличии пробелов в Основном законе данного государства: во-первых, это организация законотворческого процесса Конгрессом, и в-третьих –политические, общественно-экономические и общественно-культурные права человека и гражданина. Но несмотря на вышеперечисленное, действующая уже свыше двух столетий, Конституция США постоянно адаптируется к изменяющимся условиям; а судьями Верховного суда США оказывается поддержка в судебных толкованиях, поскольку данному органу в США принадлежит функция конституционного контроля (в России аналогичную функцию исполняет Конституционный Суд РФ)[2]. Таким образом, содержание американской конституции выходит за рамки собственно конституционного текста. Особенность конституции США в том, что она имеет свою фактическую и юридическую формы: фактическая – это существующий государственный строй, а юридическая – писаные нормы права, обладающие высшей юридической силой[3].
Характерной особенностью конституционного строя в США является закрепленный в Конституции принцип народного суверенитета, образование суверенного федеративного государства, а также демократические принципы организации государственности, приоритет федерального права над правом штатов. Конституция США оказала огромное влияние на распространение в мире доктрины конституционализма.
Еще одной основой конституционного строя в США является двухпартийность: в стране действуют две главные партии – Республиканская и Демократическая. Уже почти 20 лет (с1994 года)[4] партия Республиканцев обладает большинством в палатах Конгресса: данная партия поддерживает идею сокращения финансирования различных социальных программ, а также финансовой помощи зарубежным странам.
Что касается Демократической партии, то она имеет прямо противоположные идеи: данной партии принадлежит на сегодняшний день президентский пост. Поддержкой данная партия пользуется у довольно различных слоев населения, а характер ее деятельности можно описать как монополистическая буржуазия.
Среди основ конституционного строя США немаловажную роль играет принцип разделения властей – на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Так, верховным законодательным органом является Конгресс, включающий в себя Палату представителей и Сенат. Избрание Палаты представителей, включающей в себя 435 членов, производится на основе прямых выборов (применяется мажоритарная система абсолютного большинства)[4]. Избрание Сената, который представляет интересы штатов, происходит по аналогичной системе на шестилетний срок. Обновляется палата Сената на одну треть каждые два года.
Исполнительная власть в США представлена Президентом, который является и главой государства тоже. Избирается президент на 4-хлетний срок, но не прямыми, а косвенными выборами (т.е. через специальных выборщиков). Главное отличие от России – выборы президента в нашей стране являются прямыми и всеобщими. Согласно Конституции, президент считается избранным при условии получения абсолютного числа голосов выборщиков. Президент избирается Палатой представителей из числа 3-х кандидатур, которые получили наибольшее количество голосов. Следует отметить, что, как и в России, президент США наделен довольно широкими полномочиями, так как совмещает в себе роль главы государства и главы правительства одновременно. Более того, на современном этапе общественного развития в США намечена тенденция к фактическому расширению объема президентских полномочий.
Что касается судебной власти в США, то здесь действует единая система судов, главенствующее место в которой отведено Верховному суду США. Штаты имеют свои собственные судебные системы. Федеральные суды уполномочены рассматривать уголовные дела, а также гражданские, если иск предъявлен к федеральным властям. Суды штатов также рассматривают уголовные дела (большую их часть), а также гражданские дела.
Верховный суд США упомянут в Конституции США[3]. В его компетенцию входят дела о спорах между штатами, а также дела, стороной в которых выступают послы иностранных государств и др.
Также одной из основ конституционного строя в США является форма государственного устройства: его особенностью в США является то, что по своему составу население всей страны однонациональное (несмотря на существование множества наций на территории Америки, все они признаются единой американской нацией), а потому США не может быть федеративным государством. Важным вопросом является и гражданство: свое гражданство имеет каждый штат (также, как и свою конституцию).
Конституция США разграничивает сферу исключительной компетенции федерации и сферу исключительной компетенции штатов.
Рассмотрим теперь основы конституционного строя в России. Так, теория отечественного конституционного права выделяются следующие виды таких основ:
— отражающие взаимосвязь государства с обществом;
— отражающие различные сферы жизни общества и влияние на них государства.
Итак, первую из вышеперечисленных групп образуют такие основы, как защита прав и свобод человека государством (данный принцип отражен в ст. 2 Конституции РФ)[5].
Ведущей основной конституционного строя в России является демократия. Так, власть носит демократический характер, что регламентировано ст. 1 Основного закона РФ. Указанный принцип означает, что народ имеет право непосредственного участия во власти, выражая свое мнение через референдумы, выборы, участие в местном самоуправлении, отправлении правосудия.
Следующей основой конституционного строя России является ее форма правления. Российская Федерация — республика, т.е. высшие органы власти в ней избираются путем выборов (населения или другими выборными органами, лицами), а их полномочия имеют четко установленный законом срок[6].
Кроме того, статья 1 Конституции устанавливает форму государственного устройства и закрепляет принцип правового государства в России. Так, наша страна, имея довольно сложный национальный и территориальный состав, является, в отличие от США, федерацией. Аналогично с США, в России действует разделение власти – как по горизонтали, так и по вертикали.
Статья 4 Конституции устанавливает верховенство закона на всей территории государства: вся деятельность органов государства должна быть подчинена праву, которое является социальным регулятором и способствует свободному общественному развитию. В обществе, где верховодит закон, признаются и равным образом защищаются общественные интересы всех социальных групп, а возникающие социальные конфликты решаются мирно.
Сходство отечественных основ конституционного строя с тем, что существует в США, проявляется также и в закрепленном суверенитете народа. Так, статья 3 Конституции РФ признает народ важнейшим источником государственной власти, закрепляя принцип прямой демократии, о котором уже упоминалось выше.
Рассматривая вторую группу основ конституционного строя России, выделим в ней следующие особенности:
1) Статья 7 Конституции устанавливает, что Россия является социальным государством, которое направляет свою политику на создание условий, достойно жизни и возможностей свободного развития человека;
2) Статья 8 закрепляет принцип экономического плюрализма, заключающегося в единстве экономического пространства на всей территории страны, что предполагает свободное перемещение товаров, услуг и финансов. Также в России незыблемыми являются такие составляющие экономики, как конкуренция, свобода предпринимательства и равная защита всех форм собственности.
3) Статья 13 Основного закона закрепляет принцип политического и идеологического плюрализма. Данные принципы – основы конституционного строя, означают, что на территории России признается политическое и идеологическое многообразие, многопартийность. В России запрещается устанавливать какую-либо идеологию в качестве обязательной или государственной. Как видим, в США, в отличие от России, многопартийность проявляется в основном, в виде двух партий, с противоположными интересами.
4) Статья 14 устанавливает, что Российская Федерация — светское государство: запрещено устанавливать какую-либо религию в качестве государственной; все религиозные объединения равны перед законом и полностью отделены от государства[5].
Политические основы обладают рядом признаков, которые можно сгруппировать следующим образом, по списку:
— Разделение властей (по вертикали и по горизонтали), в последнем случае власть делится на три ветви, так же, как и в США: законодательная, исполнительная и судебная. Все вышеперечисленные ветви власти выполняют строго отведенные им функции; они полностью самостоятельны и независимы друг от друга, хотя на практике и наблюдается их тесное взаимодействие между собой.
— Обязательность исполнения всех законов и иных нормативно-правовых актов. Их соблюдение обязательно для всех субъектов – как для властных органов, которые их издают, так и для граждан. Для всех граждан РФ устанавливается правовые равенство, независимо от того, где они проживают или находятся в определенный момент времени. Никто не может быть лишен гражданства.
— Принцип федеративности, означающий, что Россия является целостным государством, в состав которого входят различные по своему статусу субъекты (области, края, республики и т.п.)[6]. Все субъекты имеют равные права. В США федеративность отсутствует, так как народ, проживающий на территории данного государства, считается единонациональным, что и отличает его от России, где равным образом признаются и защищаются права всех народов, населяющих ее территорию. Отсюда же вытекает принцип суверенности: территория России населена почти 450 нациями, такого объединения нет ни в одной стране мира.
Иными политическими основами конституционного строя России, которые уже были нами перечислены выше, является республиканская форма правления. В России глава государства является выборным и сменным лицом, периодичность срока устанавливает Конституция. Кроме того, в нашей стране присутствуют иные признаки республики: сильная президентская и парламентская власть. На данный момент наблюдается движение политических основ конституционного строя России в сторону президентской республики, однако, Россия не утратила признаки государства с ведущей ролью парламента.
Относительно экономических основ, стоит отметить, что они также закреплены в разных статьях Конституции. Если их кратко представить, то они будут выглядеть в виде следующих положений:
— формирование рыночной экономики;
— привлечение к участию в экономике государства частных хозяйственных субъектов;
— принцип соблюдения честной добросовестной конкуренции между хозяйствующими субъектами;
— государственный контроль с целью ограничения монополий. Закон пресекает недобросовестную конкуренцию, создавая условия для эффективного развития и продвижения товаров на рынке.
Таким образом, на основании проведенного нами сравнения двух конституций – США и России, мы пришли к выводу о наличии множества сходств между основами конституционного строя двух стран: и в России, и в США действует республиканская форма правления, защищаются и признаются высшей ценностью права и свободы личности, присутствует ярко выраженная система разделения властей. Что же касается отличий, то главным из них, на наш взгляд, является наличие многопартийности: если в России формально закреплена многопартийность, в США узаконены две основные противоборствующие партии. Однако на практике в нашей стране, до проявления многопартийности еще предстоит очень долгий путь, поскольку в последние годы на политическую жизнь общества все больше оказывает влияние одна – правящая партия.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30. 12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник.-7-е изд., перераб. и доп.- М.: НОРМ ИНФРА-М, 2012. – 608с.
3. Конституции зарубежных государств : Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия : учебное пособие / Сост., пер., авт. введ. и вступ. ст. В. В. Маклаков. -6-е изд., перераб. и доп. -М.: Волтерс Клувер,2009. -598.
4. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы (С.А. Авакьян, «Журнал российского права», N 11, ноябрь 2003 г.)
5. Меньшов, В. Л. Конституционное право России: Учебник / В.Л. Меньшов. — М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2019. — 208 с.
6. Таева, Н. Е. Конституционное право Российской Федерации. Практикум: Учебное пособие / Н.Е. Таева. — М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2019. — 106 с.
Журнал Международная жизнь — «Мы, народ Соединенных Штатов…». Интересные факты о Конституции США
Конституция США – старейший и самый краткий в мире основной закон. Она состоит из преамбулы и 7 статей, и с некоторыми изменениями (27 поправок) действует до настоящего времени. Преамбула, семь статей и 27 поправок совместно составляют 4400 слов. При этом историки утверждают, что Конституция была написана 30 людьми за 100 рабочих дней. Для своей эпохи она была выдающимся демократическим и революционным документом. Секрет ее долгожительства кроется в классических и абстрактных нормах, содержащих универсальные конституционные ценности.
«Отцы-основатели» выработали документ, оказавший историческое влияние на конституционное развитие многих государств мира, на становление и развитие таких демократических институтов, как народный суверенитет, народное представительство, парламентаризм, разделение властей.
Подлинник Конституции США хранится в Национальном архиве США в Вашингтоне, где он выставлен для обозрения в специально оборудованной витрине вместе с Декларацией независимости. А в честь этого события, А установлен праздник — День Конституции и Гражданства в США.
Конституция США была принята 17 сентября 1787 года на Конституционном Конвенте в Филадельфии, а затем ратифицирована всеми тринадцатью существовавшими тогда штатами.
Ратификация Конституции США продолжалась боле двух с половиной лет, и завершилась 29 мая 1790 года, когда положительно проголосовал штат Род-Айленд. Здесь документ был принят большинством всего в два голоса — 34 против 32. Похожая ситуация сложилась и в Нью-Йорке, где сторонники Конституции опередили ее противников всего на три голоса — 30 против 27.
Преамбула к Конституции США содержит всего одно предложение, однако она является наиболее цитируемым разделом документа: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и принимаем эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки».
Конституция США действует вот уже больше 200 лет, однако за это время документ подвергся довольно ощутимой переработке при помощи принятия поправок. К настоящему времени принято 27 поправок к этому документу.
Первые десять поправок к Конституции США представляют из себя единый пакет, вошедший в историю под названием «Билль о правах». Поправки, закрепляющие основные права и свободы человека и гражданина и обеспечивают механизм их реализации, были предложены Джеймсом Мэдисоном 25 сентября 1789 года на заседании Конгресса США первого созыва и вступили в силу 15 декабря 1791 года.
Последняя на данный момент, 27-я поправка к Конституции США, устанавливает, что закон, изменяющий размер жалованья сенаторов и конгрессменов, может вступить в силу только после следующих выборов в Палату представителей. Данная поправка была предложена еще в 1789 году, вместе с «Биллем о правах», однако достаточное для ее вступления в силу количество штатов ратифицировало документ только 5 мая 1992 года.
За время действия Конституции США в Конгресс были внесены более десяти тысяч проектов поправок. Практически все подобные проекты были отклонены на стадии обсуждения поправок в комиссиях Конгресса.
Ограничение на количество президентских сроков, в течение которых один человек может занимать высший пост в стране, изначально в Конституции США отсутствовало. Законодательно это правило было закреплено 22-й поправкой, принятой лишь в 1951 году.
21-я поправка к Конституции США, принятая в декабре 1933 года, выполняет всего лишь одну функцию — она прекращает действие 18-й поправки. В 1919 году 18-я поправка запрещала производство, продажу, перевозку, экспорт и импорт алкогольных напитков на территории США. «Сухой закон» действовал 14 лет, пока президент Рузвельт, убедившись, что подобные меры эффекта не дают, не инициировал принятие 21-й поправки. Это единственный случай в истории Соединенных Штатов, когда внесённая в Конституцию поправка отменяла ранее внесённую поправку.
Конституция США до сих пор содержит достаточное число анахронизмов. Например, запрещает в мирное время помещать солдат на постой без согласия владельца дома или предоставляет Конгрессу право выдавать каперские свидетельства (документы, предоставлявшие право частным судовладельцам захватывать торговые суда вражеских государств).
Ведутся споры о XII поправке к Конституции США — является ли Коллегия выборщиков гарантом стабильности политической системы страны или, наоборот, бесполезным анахронизмом. Многие выступают за то, чтобы сделать президентские выборы прямыми. Опрос, проведенный на сайте компании CNN, показал, что 69% американцев считают необходимой реформу действующей системы.
Подготовил Петр Журавлев по материалам РИА «Новости» и издания «Аргументы и Факты».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs
Конституции США, России и штата Миссури — 1126 слов
Введение
Идея сравнения конституций разных стран стала заразительной в современном мире. Ученых просят сравнить конституции социалистических стран с конституциями капиталистических стран. Благодаря достижениям в базе знаний ученые придумали способы, которые они могут использовать для сравнения различных конституций.
В этой статье сравниваются конституция США, конституция России и конституция штата Миссури. Американская конституция, российская конституция и конституция штата Миссури могут показаться удивительно похожими в некоторых аспектах.
Однако сходство в этих конституциях маскирует различия, существующие под ними. Большинство сходств в конституции обнаруживается, когда пользователи смотрят на общие конституционные положения. Однако при рассмотрении конкретных положений конституций начинают проявляться различия.
Таким образом, во избежание искажения информации некоторые сходства следует принимать за чистую монету, а не за их специфику.
В общем смысле большинство конституций затрагивают некоторые основные вопросы. Эти основные вопросы могут быть использованы для определения сходства между вышеупомянутым государством и странами. Принимая это во внимание, конституция США, конституция России и конституция штата Миссури регулируют вопросы, связанные с распределением власти в правительстве.
Эти конституции пытаются определить, как власть/мощь будет распределяться между различными органами правительства (Mannheimer 8). Конституции пытаются предусмотреть элемент власти, чтобы гарантировать, что власть не будет сосредоточена в одном органе.
Таким образом, эти конституции разделили полномочия между различными органами (Mannheimer 8). И конституции Соединенных Штатов, и конституция России устанавливают федеральное правительство с тремя ветвями: исполнительной, судебной и законодательной (Mannheimer 9).).
Более того, в вопросе о власти все эти конституции выступают за избрание лидера. Этот лидер должен быть избран всенародным голосованием. Поэтому они отвергают английскую монархическую систему, при которой власть передается по наследству.
Конституции России и США схожи в том, что они состоят из двухпалатного законодательного органа (Mannheimer 11). Это означает, что есть меньший дом с двумя представителями из разных регионов.
Еще одна область сходства трех конституций — это вопрос об отношениях между правительством и его гражданами. Все три конституции пытаются решить вопрос о том, как граждане будут относиться к государству. В частности, в разделе о взаимоотношениях в конституциях обсуждаются вопросы о правах резидентов и граждан, о порядке получения гражданства данного государства, а также об обязанностях и обязанностях гражданина перед государством.
В дополнение к этому, конституции пытаются ответить на вопрос об обязанностях и обязательствах государства перед гражданином.
Еще одно сходство между тремя конституциями проявляется в отношениях между различными уровнями правительства. Все три конституции пытаются установить отношения между центральным правительством и различными подуровнями в правительстве.
Конституции России, США и конституция штата Миссури выступают за отношения с различными культурами, этносами и религиозными группами.
Различие в конституции заключается в том, что более тонкие детали, дополняющие конституцию, обычно изменчивы. Как уже было сказано ранее, сходства маскируют различия, имеющие место между различными конституциями (Mannheimer 9).
В отличие от российской конституции, американская конституция была разработана после того, как тринадцать новых штатов согласились сформировать единое правительство. Эта конституция была разработана, когда страна находилась в состоянии сильного политического стресса. Тринадцать новых независимых штатов не доверяли целям правительства.
На самом деле конституция Америки была ратифицирована при голосовании, вероятно, меньше одной шестой мужчин в Америке. Концепция демократии изначально не была включена в американскую конституцию, несмотря на то, что этот термин широко используется в Америке. С другой стороны, Россия столкнулась с другими политическими условиями.
Например, Россия уже существовала как нация к тому времени, когда они сформулировали свою конституцию. Россия разработала свою конституцию в 1993 году, потому что им угрожал тот факт, что федерация вот-вот распадется. Поэтому при создании конституции они создали несколько отличий от конституции Соединенных Штатов.
В Соединенных Штатах конституция запрещает конгрессу выдвигать религиозную группу, которая может пользоваться поддержкой федерального правительства (Mannheimer 12). Это связано с тем, что федеральное правительство зависело от налогообложения, которое не исключает из налогообложения ни одну группу или религию. Однако это положение действительно только в случае федерального правительства.
Отдельным штатам было разрешено выбирать предпочитаемую религию. Фактически, американские гражданские права защищены в соответствии с Биллем о правах. В отличие от этого факта Конституция России прямо уполномочивает федеральное правительство защищать гражданские права. Кроме того, федерация защищает религиозные и политические права.
Полномочия президента в американской конституции предусмотрены в статье II, раздел 2-3. Президент американского правительства является главнокомандующим вооруженными силами. Кроме того, президент имеет право назначать должностных лиц федерального правительства в соответствии с конституцией Соединенных Штатов (Carnahan 17).
Это означает, что президент может назначать должностных лиц только после того, как конгресс одобрил его назначение. В отличие от этого, статья 80 Конституции России предусматривает, что президент является главой государства. Более того, российский президент является гарантом гражданских прав и прав человека.
Конституция России наделяет президента большей властью. Он может назначать всех федеральных чиновников, кроме премьер-министра. Президент России может назначить премьер-министра только в том случае, если Дума согласится на его выбор.
Разница между конституцией штата Миссури и национальной конституцией
Федеральная конституция имеет преимущественную силу над конституцией штата. Однако между федеральной конституцией и конституцией штата Миссури существуют некоторые различия. Некоторые из обнаруженных различий включают различия в функциях.
Функции местного самоуправления в Миссури должны соответствовать требованиям штата. Поэтому при создании собственной конституции штат Миссури включает в свою конституцию другие функции, которых нет в общей конституции (Blanda 4).
В дополнение к этому, конституция штата снабжена более ориентированными на политику положениями, чем национальная конституция. Это связано с тем, что она удовлетворяет потребности разных людей в штате, в отличие от национальной конституции, которая удовлетворяет потребности американцев в целом. В конституцию штата Миссури можно внести поправки легче, чем в федеральную конституцию.
Заключение
Различное сходство встречается в конституциях разных стран. Однако эти сходства маскируют основное различие, которое наблюдается между различными конституциями.
Поэтому при изучении различий и сходств, которые могут возникнуть в конституциях разных стран, некоторые аспекты принимаются за чистую монету. Это связано с тем, что более глубокое изучение таких аспектов может выявить больше различий, чем сходств.
Процитированные работы
Бланда, Шон. «Конституция штата: права штата». Ежедневная Конституция 3.1 (2012): 4. Печать
Карнахан, Робин. Конституция США: Конституция штата Миссури. PDF-файл. Веб.
Мангеймер, Дэвид. «Сравнение американской и российской конституций». Форум правосудия Аляски 24.4 (2008): 8–12. Распечатать.
Президентская подотчетность в России и США
«Подотчетность государственных служащих — или кажущееся ее отсутствие — является серьезной проблемой для демократических обществ во всем мире и тем более для квазидемократических обществ, таких как Россия», — начала Марта. Мерритт, доцент кафедры политологии Университета Нотр-Дам, на лекции в Институте Кеннана 17 марта 2003 года. Она объяснила, что демократическая политическая подотчетность «отличается сложной сетью наблюдателей и проверок, которые ограничивают способность лидеров разрабатывать государственную политику, ведущую к неоправданному ущербу», в отличие от быстрого возмещения ущерба, которого некоторые желают. Согласно Мерритту, «подотчетность по самой своей природе является своеобразным явлением в политической жизни, и ее следует понимать как явление постфактум, а не как нечто, что может произойти одновременно с действием или даже до него». Мерритт утверждал, что между подотчетностью и политической властью существует автоматическое напряжение, поскольку те, кто находится у власти, стремятся ограничить политическую подотчетность, а те, кто не у власти, стремятся ее усилить, и что это напряжение особенно интересно в случаях России и Соединенных Штатов.
Меррит рассказал, как война действует как ограничение политической ответственности как в России, так и в Соединенных Штатах. Она пояснила, что в России «война была фундаментальной частью осуществления федерального государственного строительства» и «предназначена для легитимации и укрепления президентской власти». Мерритт отметил, что урегулирование как первого, так и второго чеченских кризисов помогает проиллюстрировать, как война ограничила политическую ответственность президента Путина и его предшественника президента Ельцина. Однако она утверждала, что, несмотря на относительно короткую историю и ограниченную роль, политическая подотчетность все еще существует в России. Она объяснила, что российская политическая среда намного сложнее, чем когда-то, и существуют определенные элементы, которые могут обеспечить «прото-подотчетность». Мерритт утверждал, что в случае с Россией подотчетность, очевидно, является явлением постфактум, и демократические инструменты, такие как выборы, не доказали, что они эффективно возлагают ответственность на российских лидеров.
По словам Мерритта, президент Путин создал в России «двухуровневую систему» политической подотчетности. Она объяснила, что Путин и другие правительственные чиновники относительно прямолинейно разрешают внешнеполитические разногласия, но предоставляют мало информации или обоснований по внутренним вопросам. Используя в качестве примера последний чеченский кризис, Мерритт объяснил, как режим эффективно подавляет освещение в местных и зарубежных СМИ нарушений прав человека в самой Чечне. Но последствия отравления газом захватчиков и пленных в московском театре показали четкий разрыв между отечественной и зарубежной прессой, который нельзя объяснить давлением только со стороны режима. Мерритт сказал, что чеченская война приобрела особую силу в период президентства Путина, позволяя президенту «выступать в роли защитника российского народа, в то же время заставляя военных заниматься войной, которая идет не очень хорошо».
Мерритт отметил, что в случае Соединенных Штатов к войне относятся по-другому, потому что общение между людьми и президентом требует, чтобы «Соединенным Штатам требовалось намного больше времени, чтобы мобилизовать свою военную машину». Она заявила, что «подотчетность как голос оппозиции, призывающей к ограничению осуществления власти, является очень сложным вопросом, когда страна находится в состоянии войны, потому что есть своего рода тефлоновый щит, который поднимается, когда мы сплачиваемся как одна нация». Мерритт предположил, что одно из основных различий между делами России и США заключается в том, что, хотя чеченский кризис служит расширению президентской власти в России, война под руководством США в Ираке является частью «пакета, направленного на ослабление федеральной власти». По словам Мерритта, наиболее резкое различие между двумя системами заключается в том, что президент США доказал свою способность развязывать военные действия, которые крайне непопулярны во всем мире и вызывают неоднозначную реакцию дома, потому что он «заимствует многовековой авторитет американской президентской власти. »
Различия в потенциале подотчетности президента в России и США также имеют структурные корни в полномочиях президента, помимо явно меньшего количества конституционных сдержек и противовесов в России. Мерритт отметил, что в Конституции России президент не определен как часть исполнительной власти, хотя и курирует ее. Поэтому президент России структурно подотчетен меньшему количеству сил, чем президент США, который возглавляет исполнительную власть и принадлежит к политической партии.
В заключение Мерритт напомнил аудитории, что, как бы ни были недовольны американцы ответственностью в американской политике, важно признать, что «существует сеть наблюдателей, собирающих информацию, которая может привлечь к ответственности государственных чиновников США», хотя и не в настоящее время.
Leave a Reply