Сколько страны ЕС платят России за газ во время войны
Сколько страны ЕС платят России за газ во время войны — OstWest TV
13.06.2022
Из-за санкций российские нефтегазовые концерны были вынуждены продавать свою нефть и природный газ с большими скидками, но даже несмотря на скидки, Россия неплохо зарабатывает, ведь цены на энергоносители выросли.
За первые 100 дней ведения войны в Украине Россия получила 93 миллиарда евро дохода за экспорт энергоносителей в страны Евросоюза, об этом сообщает финский Центр исследований энергии и чистого воздуха. Таким образом, ЕС по-прежнему остается крупнейшим покупателем российского газа и нефти.
Среди отдельных стран-покупателей российского сырья на первое место вышел Китай, от которого Россия за последнее время получила 12,6 млрд евро, за ним следует Германия — 12,1 млрд евро, сразу за Германией идет Италия — на ее долю приходится 7,8 миллиардов евро в бюджет России. Кроме того, Франция в последнее время стала покупать значительно больше российского сжиженного газа, чем прежде. Основные доходы Россия получает от продажи сырой нефти, остальная часть поступает от продажи нефтепродуктов, сжиженного газа и угля.
Посол Украины в Германии Андрей Мельник, заявил в интервью телеканалу немецкой газеты BILD, что Германия, таким образом, послушно софинансирует войну России, переводя сотни миллионов евро в Москву за российский импорт нефти. А на эти деньги Путин смог бы купить по 300 танков ежедневно.
com/embed/e3a-VjtF1ko?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>
За первые три месяца войны в Украине немецкое правительство одобрило поставку Киеву различного вооружения на общую сумму превышающую 350 млн. евро, об этом говорится в ответе министерства экономики Германии, на которое ссылается немецкому агентству печати DPA.
Для сравнения: согласно правительственным данным Соединенные Штаты с начала войны и до 1-го июня поставили Украине оружия и оборудования на сумму свыше 4,5 миллиардов долларов, сюда входит в том числе тяжелое вооружение, такое как гаубицы и реактивные системы залпового огня.
Описание платежа
Please enter a description
Сумма платежа
RUB
Please enter a price
Please enter an Invoice ID
Diese Webseite verwendet Cookies. Hier klicken für mehr Informationen. Schlissen
Чего ждать после запрета на услуги юристов Великобритании и Евросоюза
Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов
Евросоюз и Великобритания объявили о новых санкциях, которые будут включать в себя запрет оказывать юридические услуги. Если раньше юристам из недружественных стран нельзя было помогать только лицам, которые подпали под санкции, сейчас в такой ситуации может оказаться широкий круг российских компаний. Под запретом частично оказался консалтинг. Представительство в судах по-прежнему разрешено, хотя доступ к нему российских лиц затрудняют «культура отмены» и повышенная осторожность британских юристов. Что изменится на юррынке для юристов и их клиентов — спрогнозировали эксперты.
Ограничения в сфере консалтинга в Великобритании
Запад вводит все новые политически мотивированные санкции из-за специальной военной операции, которая длится уже больше полугода. Под запрет или ограничения подпадает не только импорт и экспорт широкого ряда товаров стратегического назначения и массового спроса, но и различные услуги, включая юридические. Если весной юристам не позволяли консультировать отдельных клиентов — крупные банки, олигархов и политиков из России, то сейчас запреты охватят более широкий круг лиц.
британские
Санкции Великобритании предстоит соблюдать британским лицам по всему миру, а небританским лицам — на территории Британии. Кроме того, в слегка измененном виде они действуют в заморских территориях Великобритании, например на Британских Виргинских островах (популярная офшорная юрисдикция), и распространяются на юристов с БВО, обращает внимание партнер санкционной практики Никольская Консалтинг
Никольская Консалтинг
Федеральный рейтинг.
группа
ГЧП/Инфраструктурные проекты
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market)
группа
Международный арбитраж
группа
Природные ресурсы/Энергетика
группа
Санкционное право
группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)
группа
Финансовое/Банковское право
группа
Антимонопольное право (включая споры)
группа
Международные судебные разбирательства
группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)
группа
Недвижимость, земля, строительство
группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market)
Сергей Еремин.
30 сентября Великобритания объявила, что ограничивает оказание юридических услуг лицам из РФ. Британские юристы предоставляют российским клиентам 59% всех импортируемых юруслуг, говорится в пресс-релизе. Там написано, что новые меры затронут «некоторые коммерческие и транзакционные услуги и затруднят российскому бизнесу международные операции».
В отличие от ЕС Британия еще не выпустила нормативный регламент, а только пресс-релиз, поэтому ясности по многим вопросам пока нет.
Из заявления правительства Великобритании пока непонятно, распространяется ли запрет на оказание услуг всем физическим лицам, которые являются гражданами Российской Федерации или находятся на ее территории, что считать «российским» юридическим лицом или «связанным» лицом и так далее.
Марианна Рыбынок, советник КА Хренов и партнеры
Хренов и партнеры
Федеральный рейтинг.
группа
Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market)
группа
Банкротство (споры mid market)
группа
Семейное и наследственное право
18-20место
По количеству юристов
26место
По выручке на юриста
43место
По выручке
, солиситор с лицензией SRA (Solicitors Regulation Authority) на осуществление юридической деятельности по английскому праву
Что касается британского запрета «консультационных услуг в рамках корпоративных и коммерческих транзакций», по мнению Рыбынок, под ними стоит понимать услуги, связанные:
- с M&A;
- реструктуризацией;
- акционерными соглашениями;
- договорами о совместных предприятиях (joint ventures), дистрибьюторскими и агентскими договорами и др.
Более осторожен в трактовках заявления Денис Алмакаев, партнер, глава практики международных судебных споров LEVEL Legal Services
LEVEL Legal Services
Федеральный рейтинг.
группа
Международные судебные разбирательства
группа
Ритейл, FMCG, общественное питание
группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)
группа
Частный капитал
группа
Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры)
группа
Интеллектуальная собственность (Консалтинг)
группа
Интеллектуальная собственность (Регистрация)
группа
Комплаенс
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market)
группа
Международный арбитраж
группа
Недвижимость, земля, строительство
группа
Санкционное право
группа
Фармацевтика и здравоохранение
группа
Финансовое/Банковское право
группа
Природные ресурсы/Энергетика
По его мнению, круг «услуг по консультированию» еще только предстоит очертить. Рынок ждет детальных разъяснений, как это было в отношении предыдущих пакетов санкций, отмечает Алмакаев.
Ограничение доступа к юридическим услугам британских юристов потенциально способно нанести ущерб крупному бизнесу, международной торговле с участием РФ и некоторым другим правоотношениям с иностранным («недружественным») элементом. Ведь здесь еще с 1990-х годов привыкли заключать сделки по английскому праву. У него более предсказуемое толкование договора и более единообразное правоприменение, чем у российского.
Кроме того, английское право особенно популярно для сделок слияний и поглощений (M&A), рынка капитала, банковского права, инфраструктурных проектов. Именно в этих областях крупные клиенты нередко нанимали иностранных юристов.
Ограничения в сфере юридического консалтинга в ЕС
Восьмой пакет санкций Евросоюза, объявленный утром 6 ноября, включает в себя, в частности, запрет оказывать юруслуги российским компаниям. Согласно обновленному регламенту, опубликованному вечером 6 октября, им теперь нельзя предоставлять юридические услуги:
❌ по вопросам, не связанным с разрешением споров, включая коммерческие сделки, в том числе применение или толкование закона;
❌ с участием с клиентами или от лица клиентов в коммерческих сделках, переговорах и других процедурах с третьими лицами;
❌ по подготовке, исполнению, проверке юридических документов.
По-прежнему разрешаются:
✔️ юридические услуги, связанные с представительством в судах, арбитражах и при медиации, включая представление интересов, консультирование, проверку документов;
✔️ юридические услуги, связанные с представительством в административных органах, и аналогично весь сопутствующий сервис.
Европейские санкции обязаны соблюдать лица стран ЕС и любые лица, находящиеся на территории ЕС. Вероятно, найти консультантов по правовым системам конкретных стран ЕС будет сложнее: нечасто встретишь, скажем, специалиста по праву Швеции за пределами Северной Европы, говорит Еремин.
Он уточняет, что право стран ЕС менее универсально и чаще встречается в узкоспециализированных договорах — морского фрахта, поставки определенных товаров и так далее.
Представительство в судах
Стороны сделок по английскому праву обычно договаривались разрешать споры в международном арбитраже (например, в Лондонском международном третейском суде (LCIA), в Международном арбитражном центре в Сингапуре (SIAC) и других). Из 258 дел, рассмотренных в 2019 году в Коммерческом суде Лондона (London Commercial Court), 90 прошли с участием сторон из России и стран бывшего СССР.
Запрета на представительство в судах нет, и есть основания не ждать его в новых пакетах санкций. Заявление Великобритании не затрагивает контекст судебных и арбитражных разбирательств, обращает внимание Рыбынок. По ее словам, доступ к правосудию — один из основополагающих принципов английского права, что до сих пор заставляло законодателя избегать прямого запрета на представление интересов российских физических и юридических лиц в судебных разбирательствах. Рыбынок указывает на решение суда Виргинских островов в деле JSC VTB Bank v Alexander Katunin BVIHC (COM) 2014/0062, принятое в марте 2022 года. Там юридической фирме Ogier отказали в ходатайстве о прекращении представления интересов ВТБ в связи с тем, что против банка ввели санкции.
Аналогичное разъяснение о судебном представительстве давалось и на уровне Евросоюза: «Санкции не влияют на оказание услуг в судах, ведь право на защиту в судах и на средства правовой защиты фундаментальные».
Осторожность и «культура отмены»: дело не только в санкциях
Впрочем, иногда юрфирмам удавалось отказаться от клиента даже в судах. Это пример из Америки, где, как и в Великобритании, руководствуются общим правом. В мае 2022-го суд США удовлетворил ходатайство юридического гиганта Latham & Watkins, который разорвал отношения с ВТБ из-за санкций. Банку стоило больших усилий найти нового представителя в суде, пришлось обращаться к небольшим и куда менее известным фирмам. Сначала помогать ВТБ взялась нью-йоркская фирма Brafman & Associates, но она не смогла найти банк для расчетов (в частности, два банка отказались проводить платежи из России). В итоге клиента взяла Ford O’Brien Landy.
Как показывает этот пример, проблема не только в рестрикциях, но и в «культуре отмены», которая подталкивает иностранных юристов по своей инициативе отказываться от клиентов из РФ. «Некоторые юрфирмы начали отказывать вне зависимости от санкционного элемента еще весной», — говорит Рыбынок.
Практика
Еще одна причина не брать российских клиентов или разрывать с ними отношения — повышенная осторожность. Пока неизвестно, как будет в британском запрете очерчен круг подсанкционных лиц, но Еремин не сомневается, что местные юристы будут толковать это понятие максимально широко. В частности, июльские совместные разъяснения NCA (Национальное уголовное агентство, подразделение МВД Великобритании) и OFSI (Офис имплементации финансовых санкций) о лицах, помогающих россиянам уклоняться от британских санкций, уделяют много внимания роли консультантов в целом и юристов в частности, обращает внимание Еремин. По его словам, эти комментарии NCA и OFSI оказали «угнетающее действие» на британское юридическое сообщество.
Британские юристы стали проявлять избыточную осторожность даже там, где объективно нет речи об обходе санкций.
Никольская Консалтинг
Никольская Консалтинг
Федеральный рейтинг.
группа
ГЧП/Инфраструктурные проекты
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market)
группа
Международный арбитраж
группа
Природные ресурсы/Энергетика
группа
Санкционное право
группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)
группа
Финансовое/Банковское право
группа
Антимонопольное право (включая споры)
группа
Международные судебные разбирательства
группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)
группа
Недвижимость, земля, строительство
группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market)
Сергей Еремин
Несмотря ни на что, некоторые юрфирмы все же продолжали работать с российскими клиентами, если те не подпадали под санкции. Новые рестрикции еще больше сократят объем таких услуг.
«Ратификация новых санкций Великобритании ожидается путем изменений во вторичное законодательство согласно действующим положениям основного английского Закона о санкциях и борьбе с отмыванием денег 2018 года (SAMLA 2018)», — говорит Рыбынок.
Хотя английское право все еще доступно для договоров с участием российских лиц, остается вопрос, кто будет по нему консультировать, рассуждает Еремин. Основной совет эксперта: переходить на российское право там, где это возможно, тем более за последние годы количество и качество инструментов по нему заметно выросло.
Какие изменения вероятны для юррынка в связи с новыми санкциями
- Международные юрфирмы, которые все еще оказывали услуги российским клиентам, могут от них отказываться.
- Основная нагрузка, скорее всего, ляжет на ньюльфы — бывшие офисы иностранных юридических фирм, которые еще до начала специальной военной операции оказывали услуги по иностранному праву.
- Становятся еще более востребованными российские юристы, имеющие двойную квалификацию, то есть допущенные к практике, например, в англосаксонских странах. Они трудятся в основном именно в ньюльфах в силу международного характера их работы.
- Юристов с двойной квалификацией не хватит, чтобы удовлетворить потребности рынка. Придется искать усиление в тех несанкционных юрисдикциях, право которых максимально близко к английскому. Отчасти речь идет про «островные» юрисдикции, отчасти — про страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
- Роль английского права со временем будет снижаться. Время покажет, будет ли оно замещаться российским правом. В краткосрочной перспективе стоит ожидать «поворота на Восток», причем как в части применимого права, так и в части площадок для разрешения споров.
Спрогнозировал Денис Алмакаев, партнер LEVEL Legal Services
LEVEL Legal Services
Федеральный рейтинг.
группа
Международные судебные разбирательства
группа
Ритейл, FMCG, общественное питание
группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)
группа
Частный капитал
группа
Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры)
группа
Интеллектуальная собственность (Консалтинг)
группа
Интеллектуальная собственность (Регистрация)
группа
Комплаенс
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market)
группа
Международный арбитраж
группа
Недвижимость, земля, строительство
группа
Санкционное право
группа
Фармацевтика и здравоохранение
группа
Финансовое/Банковское право
группа
Природные ресурсы/Энергетика
- Интерправо
Нидерланды: государство-член ЕС | Европейский Союз
Нидерланды с самого начала были активны в ЕС. Голландские официальные лица, например, принимали непосредственное участие в формировании европейской сельскохозяйственной политики и Экономического и валютного союза (ЭВС).
Нидерланды и объединение Европы
После Второй мировой войны мир и стабильность в Европе были крайне необходимы. Европейские страны решили работать вместе по экономическим вопросам, исходя из принципа, что страны, которые зависят друг от друга, не будут воевать. В 1952 Нидерланды вместе с Бельгией, Францией, Италией, Люксембургом и Западной Германией создали Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). ЕОУС способствовал экономическому росту и обеспечил большую занятость и процветание.
В 1957 году те же шесть стран подписали Римские договоры, первый из которых учредил Европейское экономическое сообщество, а второй – Европейское сообщество по атомной энергии, более известное как Евратом.
В 1958 году бывший министр сельского хозяйства Нидерландов Сикко Маншолт был назначен комиссаром ЕС по сельскому хозяйству. Он возглавит внедрение эффекта масштаба в сельском хозяйстве и разработку общей европейской сельскохозяйственной политики. Нидерланды всегда были главным бенефициаром этих реформ. Отчасти благодаря ЕС он является одним из крупнейших в мире экспортеров сельскохозяйственной продукции.
Нидерланды и Маастрихтский и Лиссабонский договоры
В 1973 г. Дания, Ирландия и Соединенное Королевство присоединились к Европейскому сообществу (ЕС), а в 1981 г. за ними последовала Греция. В 1986 г. были приняты Испания и Португалия. После падения Берлинской стены темпы расширения ускорились: в 1995 г. к ним присоединились Австрия, Финляндия и Швеция, а в 2004 г. Союз расширился за счет включения Кипра, Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии и Словении. . К последним присоединились Болгария и Румыния, присоединившиеся в 2007 г.
В 1992 году 12 государств-членов подписали Маастрихтский договор, который лег в основу Европейского Союза. Договор содержал соглашения по целому ряду важных вопросов, включая Экономический и валютный союз (ЭВС). В 2002 году евро стал официальной валютой многих стран-членов ЕС. С тех пор голландским отдыхающим, которые посещают одну из других стран еврозоны, больше не нужно обменивать свои деньги. В то время еврокомиссар по внешним связям Ханс ван ден Брук, бывший министр иностранных дел Нидерландов, сыграл важную роль в реализации Маастрихтского договора.
В декабре 2009 г. вступил в силу Лиссабонский договор, предусматривающий ряд реформ, направленных на то, чтобы сделать ЕС более демократичным, более легким в управлении, более эффективным и решительным после недавнего вступления в ЕС 12 новых государств-членов. Договор, который позволяет ЕС принимать решения быстрее, принес Нидерландам большую пользу. Кроме того, более демократичный характер ЕС позволяет Нидерландам лучше защищать свои интересы.
За все эти годы ЕС доказал необходимость сотрудничества. Многие проблемы выходят за рамки национальных границ, например, окружающая среда, преступность, болезни животных и транспорт. В этих областях Нидерланды больше не могут проводить политику, независимую от политики ЕС. Как и все другие государства-члены, Нидерланды должны работать со своими соседями.
Нидерланды и внутренний европейский рынок
Европейский Союз в настоящее время состоит из 27 государств-членов, и пограничный контроль между многими странами ЕС отменен. Это обеспечивает свободное передвижение людей, товаров и услуг в пределах ЕС. Голландцы могут поселиться и работать в других странах Европы гораздо легче, чем когда-либо прежде. Кроме того, голландским компаниям намного проще вести дела с компаниями в соседних странах, поскольку они используют ту же валюту и поскольку пограничный контроль остался в прошлом.
В качестве еврокомиссара, отвечавшего за внутренний рынок, налогообложение и таможенный союз с 1999 по 2004 год, бывший министр внешней торговли Нидерландов Фриц Болкештайн сыграл важную роль в создании единого внутреннего рынка.
Джуди спрашивает: готов ли ЕС к дальнейшему расширению? — Carnegie Europe
Димитар БечевПриглашенный научный сотрудник Carnegie Europe
Расширение остается флагманом внешней политики ЕС, но ЕС все меньше и меньше готов его проводить. Несмотря на толчок, вызванный войной России на Украине, профсоюз не в состоянии принять новых членов с Западных Балкан, не говоря уже о Восточной Европе.
Аналогичным образом, ни одна страна-кандидат, похоже, не готова соответствовать критериям вступления в ЕС или действительно гарантировать, что после вступления в ЕС не произойдет отступления от демократии в стиле Венгрии и Польши.
Черногория, которая ведет переговоры о присоединении с 2012 года, вероятно, находится в лучшем положении для присоединения. При некотором встречном ветре эта крошечная балканская страна может пробиться в ЕС к концу десятилетия. Но трудно представить себе, что еще одна западнобалканская нация проложит себе дорогу — и уж точно не Сербия, которая должна сначала урегулировать косовский спор и пройти процесс радикальной редемократизации, что может стать еще большим препятствием.
«Геополитическое» расширение за счет Украины также маловероятно, пока бушует война. В таких обстоятельствах наша лучшая надежда состоит в том, что ЕС будет двигаться вперед, углубляя интеграцию на отраслевом уровне, особенно по таким вопросам, как энергетика и климат, а также по услугам и цифровому переходу. Такая модель принесет некоторые экономические выгоды всем сторонам, не завышая слишком высоких ожиданий и не рискуя серьезного разочарования.
Кшиштоф Блендовски Приглашенный адъюнкт-профессор Жешувского университета информационных технологий и менеджмента
Нет, скорее всего, ЕС не сможет принять больше членов, но должен.
Послужной список предыдущих волн расширения был безошибочно положительным: экономическое отставание от более бедных регионов, привязка разрозненной и часто шаткой юриспруденции к единой правовой системе и растущее европейское сознание, и это лишь некоторые из acquis . Все они способствовали укреплению политической стабильности на континенте. Если скептики сомневаются в их ценности, они быстро разочаруются, заглянув в учебники по европейской истории.
К сожалению, наряду с этой историей успеха появился политический нарратив, породивший евроскептицизм и национализм. Украинская зерновая борьба — прекрасный пример мелочной ограниченности в противовес глупому отсутствию стратегического видения. Группы с особыми интересами — читайте здесь польских фермеров — всегда будут сражаться. Тем не менее, они и им подобные непреднамеренно продолжают сводить на нет политику, отвечающую интересам ЕС в целом.
Расширение Украины и Балкан представляет жизненно важный долгосрочный стратегический интерес для ЕС. Тем не менее, он почти наверняка потерпит неудачу в ближайшем будущем. Реформировать ЕС, чтобы он мог следить за лесом так же, как за деревьями, сложно, потому что против него всегда будут противодействовать центробежные силы.
Кинга БрудзинскаНаучный сотрудник Института Дунайского региона и Центральной Европы, Вена
Лучше быть готовым. Если Европа хочет быть игроком, у ЕС нет другого выбора, кроме как расти. Политика расширения принесла ЕС много пользы за эти годы. Это видят даже граждане ЕС. В среднем в ЕС сейчас больше людей поддерживают дальнейшее расширение ЕС (52 процента), чем против него (38 процентов). Этого не было четыре года назад, когда отношение было обратным: 45 процентов были против и 43 процента за.
Но, конечно же, дьявол кроется в деталях. Даже одна из самых восторженных стран по поводу расширения — Польша — сейчас с трудом осознает последствия принятия Украины в европейский клуб, даже до того, как процесс действительно начался.
Чтобы произошло следующее расширение, ЕС и его соседи должны быть готовы. Сегодня нет ни одной из сторон. Институциональная архитектура ЕС громоздка и нуждается в корректировке. Как заметили некоторые критики после 2004 года, в комиссии было больше членов, чем серьезных должностей. Точно так же политики не проявляют интереса к изменениям в договорах. Кроме того, ЕС должен привести себя в порядок, когда дело доходит до соблюдения верховенства права.
Наконец, нам нужно изменить мышление. Это может быть просто семантикой, но если Центральную и Восточную Европу, после девятнадцати лет пребывания в качестве полноправных членов, все еще называют «новой», тогда нам нужно подождать, пока они «вырастут», прежде чем мы будем приветствовать новых.
Денис ЧенусаМладший эксперт Центра восточноевропейских исследований, Вильнюс
В нынешних геополитических условиях любое расширение ЕС за пределы Западных Балкан выглядит малореальным.
Процессом, который, скорее всего, временно заменит идею расширения, будет так называемая прогрессивная европейская интеграция через области тесного сотрудничества под знаменем ЕС. Как показал пример Польши, даже влиятельный сторонник расширения ЕС на восток склонен ставить на первое место национальные и электоральные интересы.
Восточные европейцы также будут конкурировать за средства для вступления в ЕС с шестью странами Западных Балкан и Турцией. Чтобы расшириться, ЕС как наднациональный институт и существующие государства-члены должны договориться о том, что им придется увеличить бюджет союза и сократить участие тех, кто сейчас является частью клуба. Чем беднее потенциальные новички — Молдова и Грузия — или те, кого считают рискованными конкурентами на чувствительном агропродовольственном рынке ЕС (Украина), — тем более сложные существующие ресурсы ЕС, эластичность которых в настоящее время ограничена, будут разделены со старейшими и все более нервными государствами-членами.
Чтобы расширение работало, необходимо иметь честное опережающее мышление о развитии текущих ограничений. Принятие желаемого за действительное и поверхностные подходы лишь поставят под угрозу расширение в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Томас де ВаальСтарший научный сотрудник Carnegie Europe
Непохоже. Расширение Европейского Союза является геополитическим императивом. Сохранение «серой зоны» государств на востоке Европы вне союза — это, безусловно, путь к катастрофе. Но в нынешнем виде расширение также весьма проблематично.
Этот процесс слишком технический и слишком политический. Включение десятков тысяч страниц acquis и согласование с техническими стандартами достаточно сложно для крупных европейских стран с реальной глубиной управления, но почти невозможно для Молдовы или Украины. Это займет как минимум десятилетие — более двух избирательных циклов, — когда может случиться что угодно.
Политику мы видим в довольно произвольном списке условий, которым должна соответствовать каждая страна-кандидат, и в том, что одного вето достаточно, чтобы заблокировать весь процесс. Северная Македония должна быть ведущей страной-кандидатом, но не из-за местных проблем с Болгарией. Венгрия Виктора Орбана или постмакроновская Франция могут просто захлопнуть дверь, если захотят.
Как уже говорили многие эксперты, необходима перестройка процесса расширения, которая с самого начала обещает реальные преимущества единого рынка и только в самом конце обеспечивает полное членство в институтах и право голоса.
Федерико Фаббрини Профессор права ЕС Дублинского городского университета
Если геостратегические события, и особенно война на Украине, создают непреодолимую тягу к еще одному крупному расширению Европейского Союза на восток, внутренне ЕС не готов управлять этим процессом.
С организационной точки зрения принятие решений в профсоюзе слишком сильно зависит от единогласия. Тем не менее, если решение в двадцать семь лет часто оказывалось пугающим, в том числе из-за умелого использования права вето такими странами, как Венгрия, увеличение числа государств-членов только усугубит ситуацию.
Более того, с финансовой точки зрения ЕС по-прежнему имеет лишь ограниченные фискальные возможности. Тем не менее, если по настоянию некоторых стран, таких как Германия, эксперимент по выпуску общих долговых обязательств а-ля ЕС следующего поколения останется единичным, неясно, как ЕС сможет нести огромные затраты на реконструкцию Украины и ее интеграцию. и других соседних стран на единый рынок и за его пределы.
Конференция о будущем Европы, завершившаяся в мае 2022 года, правильно определила эти проблемы и призвала к реформам, повышающим институциональную эффективность ЕС и расширяющим его финансовую огневую мощь. На данный момент только Европейский парламент последовательно настаивает на реализации этих рекомендаций путем внесения изменений в договор.
Суть дела в том, что большинство государств-членов, за заметными исключениями, такими как Франция, выступают против идеи конституционных реформ. Тем не менее, в большей степени, чем в предыдущих шагах в истории европейской интеграции, углубление должно предшествовать расширению.
Линас КоялаДиректор Центра изучения Восточной Европы, Вильнюс
Вопрос о расширении ЕС продолжает оставаться предметом споров. В то время как публичные обсуждения часто сосредоточены на темах макроуровня, таких как позиция лидеров ЕС в отношении потенциального членства Украины, важно также рассмотреть практические вопросы. Недавняя проблема с экспортом зерна служит примером того, как практические опасения могут иметь серьезные последствия.
Одним из таких практических вопросов является то, как ЕС может сбалансировать потребность в инвестициях в новые государства-члены, уделяя при этом приоритетное внимание углублению сотрудничества в таких областях, как оборона и климат. Более того, T Экономист недавно отметил, что восемнадцать из двадцати семи стран-членов ЕС получают от ЕС больше, чем вносят в настоящее время, но это число может измениться до четырех или пяти стран, если Украина присоединится.
Кроме того, Единая сельскохозяйственная политика остается важным приоритетом бюджета ЕС. Украина, один из ведущих мировых экспортеров зерна и пшеницы, сделает реформу ЕСП неизбежной, и это будет непросто.
Политические лидеры должны обратить внимание на эти проблемы и работать над поиском решений. Хотя очевидно, что Украина принадлежит к ЕС, жизненно важно предотвратить возможную негативную реакцию со стороны граждан ЕС, которые могут быть обеспокоены последствиями расширения* 9.0003
Феликс КраватцекСтарший научный сотрудник Центра восточноевропейских и международных исследований (ZOiS)
Скорость, с которой Европейский Совет присвоил статусы кандидатов Молдове и Украине и признал право Грузии на членство в июне 2022 года, не должна отвлекать внимание от того факта, что чтобы стать членом ЕС, обычно требуется около десяти лет. Даже самое быстрое присоединение Швеции и Финляндии заняло пять лет, в то время как Турция является кандидатом с 1999 года. Соответствие Копенгагенским критериям и преодоление сложностей acquis communautaire сложно и кажется нереальным для украинского правительства реализовать в нынешних условиях.
Кроме того, дебаты о расширении создают нереалистичные ожидания. Для одобрения расширения требуется единогласное согласие Совета ЕС и ратификация на национальном уровне. Некоторые члены, такие как Италия, Франция, Германия, Дания и Нидерланды, скептически относятся к расширению. Что характерно, канцлер Германии Олаф Шольц в своей пражской речи подчеркнул необходимость реформы ЕС для обеспечения жизнеспособности союза.
Вместо того, чтобы выдавать желаемое за действительное по поводу членства в ЕС, текущий момент должен предоставить ЕС возможность оценить, что он может предложить государствам, не вступившим в полноправное членство. Этот список разнообразен и включает в себя Великобританию, потенциально Венгрию, а также тех, кто остается бессрочными кандидатами. Присоединение, выходящее за рамки текущих соглашений об ассоциации, позволит установить связи между соседними странами Европы и ЕС, избегая при этом риска застоя ЕС.
Яцек КухарчикПрезидент Института общественных дел, Варшава
1 мая 2004 года Польша и девять других стран присоединились к Европейскому Союзу. Эйфория по поводу того, что стало известно как «большой взрыв», в значительной степени затмила тот факт, что присоединение к ЕС сопровождалось опасениями части польского общества по поводу его немедленных последствий. Одной из таких групп были фермеры, которые думали, что конкуренция со стороны более современного сельскохозяйственного сектора в «старых» государствах-членах нанесет ущерб польскому сельскому хозяйству. Однако такие сценарии конца света не сбылись, и сельское хозяйство в Польше после присоединения процветало.
Девятнадцать лет спустя протесты фермеров побудили польское правительство поспешно ввести запрет на украинскую сельскохозяйственную продукцию. До этого Польша была стойким сторонником членства Украины в ЕС, и это решение подорвало этот беспристрастный консенсус. Хотя заманчиво рассматривать этот кризис как пример более глубокого противоречия между расширением ЕС и национальными интересами, настоящие причины кроются в поразительной некомпетентности правительства под руководством Закона и справедливости (ПиС), которое потратило драгоценные месяцы, ничего не делая для предотвращения предсказуемый кризис, а затем запаниковала перед лицом восстания своего основного электората.
Главный урок здесь заключается в том, что риторика национальных интересов слишком часто является прикрытием популизма и некомпетентности правительств ЕС. Готовность ЕС к расширению будет определяться не только необходимыми институциональными реформами, но и способностью европейского общественного мнения противостоять национал-популизму.
Линас ЛинкявичюсБывший министр иностранных дел и обороны Литвы
Я бы добавил дополнительные сопутствующие вопросы. Готов ли ЕС поддерживать принципы и ценности, провозглашенные во всех учредительных документах? Готов ли ЕС защищать эти ценности, где и когда им бросают вызов? Понимает ли ЕС, что он не единственный центр притяжения? Многие страны до сих пор не могут свободно выбирать свой путь политической интеграции, потому что они сталкиваются с имплицитным правом вето тоталитарных режимов. Получают ли эти модели правильный ответ?
Раздираемый внутренними разногласиями и противоречиями, ЕС не в состоянии сформулировать твердую принципиальную позицию, единую политику внутри себя. Тоталитарные режимы консолидируют власть и претендуют на изменение мирового порядка. Они отрицают либеральную демократию, пренебрегают основными правами человека и разоблачают аргументы власти.
ЕС генерирует шестую часть мировой экономики, но как глобальный модератор практически ничего не может сделать в разрешении кризисов и конфликтов на своем континенте. В Европе есть военные и замороженные конфликты, на которые ЕС не может повлиять. Без пересмотра системы голосования квалифицированным большинством (QMV) ЕС не сможет преодолеть препятствия в защите верховенства права, согласовании санкций и выработке общей политики в отношении тоталитарных режимов. Вряд ли она будет готова к своевременному и эффективному расширению.
Война России против Украины дала Европе шанс консолидироваться. Примером тому является значительная финансовая поддержка Украины. Теперь должны последовать политические шаги.
Денис МакшейнБывший министр Европы Великобритании
Да, ЕС может и должен взять на себя ответственность. Начните с Западных Балкан, где в 1999 году Великобритания, Франция, Германия и США положили конец десятилетию сербских эскадронов смерти и этнических чисток. Двадцать четыре года спустя ни одной из малых стран региона не разрешили вступить в ЕС. Последние тщетные попытки ЕС и США отучить Сербию от путинской марионетки только что провалились.
Когда Греция присоединилась к Европейскому экономическому сообществу в 1981 году, Греция считалась бедной, коррумпированной и конфликтующей с Турцией страной. Сегодня ЕС может легко принять Албанию, Косово и Северную Македонию. В противном случае они будут припаркованы в Европейском политическом сообществе президента Эммануэля Макрона и забыты до греческих календ.
Украина нуждается в особом соглашении, поскольку фермеры в Восточной Европе заставят политиков наложить вето. Грузии нужно прекратить казнить Саакашвили. Молдова может войти, как это сделал Кипр. ЕСВД и три его высоких представителя сделали все возможное. Теперь ему нужно лидерство национального правительства, особенно для того, чтобы положить конец сюрреалистическому идиотизму в Афинах, Братиславе, Бухаресте и Мадриде о том, что Косово не существует.
«Увеличение» — плохое слово. Речь идет о том, чтобы сделать Европу целостной, свободной и демократической. Ожидание идеального момента похоже на ожидание Годо. Начните с Северной Македонии, Албании, а затем продолжайте по одному.
Штефан МайстерРуководитель Центра порядка и управления в Восточной Европе, России и Центральной Азии Немецкого совета по международным отношениям (DGAP)
Честно говоря, нет, ЕС не готов к дальнейшему расширению. У него нет структур принятия решений и голосования, чтобы привлечь больше членов, особенно в таком большом обществе, как Украина. Его структура финансирования, особенно в сельскохозяйственном секторе, нуждается в реформах, и у него есть проблемы с верховенством закона и управлением с такими странами, как Венгрия и Польша.
Этот новый толчок к расширению в связи с российским вторжением в Украину — это шанс окончательно реформировать ЕС и сделать его более стратегическим игроком по соседству. Ответом может быть только параллельный процесс интеграции новых членов на востоке и юго-востоке в сочетании со структурной реформой ЕС.
В настоящее время ЕС не готов быть геополитическим игроком, потому что ему не хватает набора инструментов, особенно для политики безопасности, амбиций и общего видения государств-членов. Расширение означает создание новой основной группы, которая продвигается вперед с интеграцией. Существует возможность частичной и частичной интеграции или интеграции более широких соседей, таких как Центральная Азия, в некоторых секторах. Это также может включать расширение возможностей подключения в сочетании с экспортом норм и стандартов ЕС, а также отмену членства, если страна больше не разделяет нормы ЕС.
Джон О’БреннанПрофессор и Жан Монне, заведующий кафедрой европейской интеграции Университета Мейнут
Почти десять лет назад я написал статью, в которой утверждал, что политика расширения ЕС была «плоской линией» на траектории «замороженных глав переговоров» в атмосфере растущее недоверие между «инсайдерами» и «аутсайдерами» ЕС в сторону все более неопределенного направления.
С тех пор практически ничего не изменилось. ЕС застрял в отношениях с Западными Балканами, для которых характерны невыполненные обещания, инерция и патовая ситуация. Государства-члены все чаще и чаще негативно вмешивались в переговоры.
Более серьезной проблемой является обструкционизм президента Франции Макрона и других лидеров Европейского совета, которые более или менее выступили против любых дальнейших присоединений в ближайшем будущем. Это важно, потому что история расширения демонстрирует симбиотическую связь между степенью серьезности — и, следовательно, достоверности — предложения ЕС о вступлении и темпами реформ в государствах-кандидатах.
В настоящий момент у элит стран-кандидатов практически нет стимулов для проведения реформ, на которых настаивает ЕС, потому что они не верят, что это будет вознаграждено прогрессом в их перспективе вступления.
Решение о предоставлении Молдове и Украине статуса кандидата было правильным. Но спор об украинском зерне наглядно демонстрирует противоречивость позиции ЕС по расширению.
ЕС должен планировать союз тридцати пяти государств-членов в следующем десятилетии. Но чтобы добиться этого, государства-члены должны серьезно отнестись к процессу и своей ответственности вести, а не препятствовать, и установить дату для этих присоединений.
Джордж Пагулатос Генеральный директор Греческого фонда европейской и внешней политики (ELIAMEP)
ЕС должен выполнить свои обязательства перед странами-кандидатами. Некоторые, как Западные Балканы, слишком долго находились в прихожей. А некоторые, например Северная Македония, предприняли смелые изменения, чтобы получить присоединение. Ставки неоткрытия велики с точки зрения доверия к ЕС и оставления этих стран уязвимыми для влияния третьих держав, таких как Россия, Турция или Китай.
Однако соответствие критериям присоединения должно быть реальным и устойчивым, а не просто галочкой. Вопрос не в том, может ли расширение быть нежелательным для некоторых государств-членов, — вполне может быть. Вопрос в том, как обеспечить, чтобы расширение не подорвало единство и сплоченность ЕС и послужило бы укреплению союза и более сильной Европе в мире. (Виктор Орбан является напоминанием о том, как любой неприспособленный член может подорвать единство ЕС и его стремление говорить единым голосом).
Чтобы гарантировать, что расширению должно предшествовать углубление, способность принимать общие решения, особенно по внешней и оборонной политике. К этому ЕС пока не готов, как и все страны-кандидаты. Поэтапная интеграция, связывающая более тесный доступ ЕС к европеизации, является прагматичным способом сохранить импульс расширения, гарантируя, что союз не размывается.
Катерина ПищиковаМладший научный сотрудник Istituto per gli Studi di Internazionale (ISPI)
Где ЕС хочет быть через десять-пятнадцать лет? Это вопрос, который мы должны задать в первую очередь.
ЕС является продуктом либерального международного порядка. Его уникальная природа и его внешняя политика sui generis проистекают из привилегированного положения в плане безопасности и процветания, которым он обладал как неотъемлемая часть этого порядка.
Этот порядок уже некоторое время рушится, и хотя мы все болеем за торжество либерально-демократических сил и норм, российская агрессия против Украины вполне может стать последним ударом по этому порядку.
Это поднимает вопросы об идентичности ЕС и его внешнеполитических амбициях, особенно по соседству. Вместо того, чтобы заниматься самовосхваляющей риторикой о том, что он достаточно смел, чтобы предложить то, что считается самым большим и ценным призом в виде статуса кандидата, для находящихся в бою восточных соседей, ЕС должен провести откровенное обсуждение своей региональной стратегии при наихудших сценариях. .
Вся идея расширения основана на проведении структурной внешней политики путем поддержки глубокой трансформации государств и обществ. Этого невозможно достичь, не принимая во внимание непосредственные угрозы и факторы уязвимости. Новый раунд расширения, если и когда он произойдет, не может быть копией того, что произошло в совершенно иных исторических обстоятельствах. ЕС должен быть готов сначала радикально переосмыслить свои стратегические приоритеты.
Кристи РайкЗаместитель директора Международного центра обороны и безопасности, Таллинн
ЕС пережил геополитическое пробуждение в результате полномасштабного вторжения России в Украину, что, в частности, привело к предоставлению Украине статуса страны-кандидата. После 24 февраля 2022 г. ЕС наконец взялся за решение российско-украинского конфликта, а не просто старался держаться от него в стороне, как это было в 2014–2021 гг. Теперь он должен выполнить свои обещания и фактически работать над полноправным членством Украины в рамках будущего урегулирования.
ЕС сегодня не готов, Украина тоже. Важна приверженность шаг за шагом двигаться к присоединению Украины. Украина делает свою домашнюю работу, несмотря на продолжающуюся войну, но ЕС еще даже серьезно не приступил к своей домашней работе.
Те государства-члены, которые наиболее заинтересованы в поддержке Украины, должны нести особую ответственность и участвовать в дебатах о том, что необходимо изменить в ЕС, прежде чем Украина и другие страны-кандидаты смогут присоединиться. Им необходимо решить сложные вопросы о том, как управлять последствиями для институтов и процессов принятия решений, бюджета ЕС, Общей сельскохозяйственной политики и политики сплочения, а не просто говорить «нет» любым предложениям по внутренней реформе, настаивая на быстром расширении. Некоторые другие государства-члены не против использовать отсутствие внутренних реформ в качестве причины для отказа от расширения.
Моника СусДоцент Польской академии наук, Варшава
Краткий ответ: нет, это не так.
Более длинный ответ: у него может не быть возможности быть полностью готовым. В то время как расширения 2004 и 2007 годов были политически и экономически обоснованы, дестабилизация архитектуры европейской безопасности после российского вторжения в Украину сделала расширение союза геополитической проблемой. В частности, поскольку статус кандидата был предоставлен странам, которые непосредственно подвергаются российской гибридной войне или, как Украина, подверглись вторжению со стороны России.
Leave a Reply