Арифметика для АЗС | Inbusiness
В последние дни в казахстанском интернет-пространстве появилось много так называемых диванных вирусологов и диванных экономистов, которые дают свои сомнительные прогнозы на самые разные темы: от коронавируса до цен на бензин.
Кстати, стоимость ГСМ в нашей нефтедобывающей стране всегда и ранее была в центре внимания казахстанцев, и вопрос о том, почему у нас бензин такой дорогой, особенно на фоне низких цен на нефть, актуален до сих пор.
Корреспондент inbusness.kz обратилась к генеральному директору ассоциации KAZENERGY Болату Акчулакову, который дал пояснения на волнующие сегодня всех вопросы.
– Болат Уралович, с начала апреля крупные розничные продавцы ГСМ в Казахстане снизили цены на бензин на пять-семь тенге за литр. Сегодня цены в сети крупных АЗС республики на уровне 150-152 тенге за литр, то есть снижение составило немногим более 4% за литр топлива. Почему при падении нефтяных котировок на 55%, стоимость бензина снизилась только на 4%?
– Чтобы ответить на этот вопрос, прежде нужно понять принцип ценообразования на ГСМ. Необходимо понимать, что бензин как товар ничем не отличается от любого другого. То есть он имеет свою себестоимость и цену реализации. Давайте обратимся к языку цифр, потому что он самый точный, и рассмотрим, из чего и как складывается цена за один литр бензина Аи-92, на примере Атырауского НПЗ (АНПЗ).
Все знают, что фактическая розничная цена бензина на внутреннем рынке складывается от непосредственно стоимости нефти, оптовой цены, сформированной на нефтеперерабатывающем заводе, и цены розничного реализатора. Поэтому для начала рассмотрим все слагаемые оптовой цены.
Итак, стоимость нефти, поставляемой на переработку на АНПЗ, обходится давальцам около 55 000 тенге за тонну, или 17 долларов за баррель (по данным агентства Argus). Далее стоимость услуг по переработке нефти завода составляет чуть более 41 тысячи тенге за тонну. Полученный в процессе переработки бензин облагается акцизами непосредственно на заводе, и это еще чуть более 24 тысяч тенге за тонну (по дизельному топливу – 540 тг/т).
Затем готовые нефтепродукты отгружаются с завода путем подачи железнодорожных цистерн – это еще около трех тысяч тенге за тонну (включая в том числе и их уборку).
Кроме этого, давалец нефти на АНПЗ самостоятельно осуществляет поставку октаноповышающих присадок, несет расходы по лабораторным исследованиям нефти, обслуживание банковских займов, что составляет около 3000 тенге за тонну.
Таким образом, учитывая стоимость нефти и ее переработки, себестоимость одной тонны бензина составляет порядка 127 тысяч тенге за тонну, или 95 тенге за литр, без учета НДС (с учетом плотности при переводе тонны в литры).
– С расходами по переработке на НПЗ мы определились, а дальше готовый продукт – бензин идет на АЗС… то есть подошли к тому, как будет дальше формироваться розничная цена…
– Стоимость бензина на АЗС формируется исходя из ее оптовой цены на НПЗ с учетом всех сопутствующих расходов по доставке от завода до заправки. Сюда входят:
- оптовая цена на НПЗ (для удобства в восприятии цифр мы не учитываем здесь НДС, который мы добавим в самом конце расчета): 95 тенге за литр + 4 тенге за литр (маржа давальца нефти) = 99 тенге за литр;
- доставка от НПЗ до региона сбыта (Костанай, Уральск) – 11,5 тенге за литр;
- расходы по хранению на нефтебазах – до 4 тенге за литр;
- постоянные расходы розничного реализатора (содержание АЗС, зарплата персонала, транспортировка между нефтебазой и АЗС, обслуживание банковских займов) – порядка 14-15 тенге за литр и выше;
- маржа розничного реализатора (с которой уплачивается КПН) – 5 тенге за литр;
- розничный акциз составляет 0,4 тенге за литр, а НДС – 16 тенге за литр.
Суммируя все вышеперечисленные цифры, мы получаем текущую розничную цену на АЗС – 150-152 тенге за литр, включающую в себя расходы всей цепочки от переработки до цены на стелле АЗС.
– В таком случае мы видим, что в конечной стоимости большая часть приходится на цену на нефть. Но мировые цены, как видим, резко упали. И речь идет уже о цене меньше $20 за баррель нефти. Как быть с этим уровнем цен на сырье?
– Во-первых, отмечу, что ценообразование на нефть на внутреннем рынке имеет свои особенности, что связано в первую очередь непосредственно с себестоимостью добычи самой нефти, ведь нефть – это тоже товар. Сырую нефть необходимо сначала добыть и подготовить до товарного качества, иначе нефтеперерабатывающий завод ее не примет, а также различные затраты, связанные с ее хранением и транспортировкой.
Во-вторых, ценообразование на нефть внутри Казахстана не имеет жесткой привязки к мировым ценам. К примеру, в течение 2017-2018 гг. цена нефти марки Brent на мировых рынках колебалась от 45 до 80 долларов за баррель, однако розничная цена бензина в стране была в коридоре 153-163 тенге за литр. Причем с конца 2017 года и почти на протяжении всего 2018 года мировая цена нефти сорта Brent росла, а цена на бензин внутри страны, наоборот, снижалась со 163 до 153 (некоторые сети АЗС продавали и по 148 тенге).
В-третьих, дальнейшее значительное сокращение цен на поставляемую нефть и в конечном счете на нефтепродукты от текущего уровня, на мой взгляд, возможно только при поддержке государства и общества. Важнейшими задачами нефтегазовой отрасли в это непростое время являются сохранение и поддержание уровня добычи, прирост запасов при достаточном финансировании геологоразведочных работ и поддержание работоспособности нефтепереработки.
При этом хочу заметить, что для загрузки отечественных НПЗ нефтедобывающие компании предоставляют значительные объемы добываемой нефти.
Так, к примеру, нефтяники Актюбинского и Кызылординского регионов поставляют до 90% добываемой нефти на отечественные НПЗ.
С актуальными данными по стоимости нефти на НПЗ республики можно ознакомиться в источниках, выпускаемых информационными агентствами Argus, Thomson Reuters.
– Нефть на НПЗ поставляют не сами нефтедобывающие компании, а так называемые давальцы – трейдеры. Какова их прибыль в этой цепочке от НПЗ до АЗС?
– Что касается маржи давальца нефти (трейдера), то, как видно из вышеуказанного, она является незначительной и неизменной – трейдер не получает дополнительные доходы от ценовых изменений.
– В Вашей цепочке образования цены возникает вопрос: почему казахстанские НПЗ не извлекают прибыли из производимой продукции?
– Как известно, НПЗ республики осуществляют переработку нефти по давальческой схеме переработки, то есть оказывают услуги по переработке нефти, что и является источником дохода НПЗ для закрытия привлеченных на модернизацию займов, содержание персонала, проведение обслуживания технологического оборудования, выплаты дивидендов акционеру. Для самостоятельного приобретения нефти с целью ее дальнейшей переработки и реализации готовой продукции НПЗ должны иметь собственные либо заемные средства, чего на данном этапе наши заводы не имеют.
Вместе с тем одним из крупнейших участников рынка переработки нефти выступает собственник всех трех наших НПЗ – это национальная компания «КазМунайГаз», которая и получает доходы от реализации продуктов переработки нефти.
– Сегодня мы ждем запланированной на четверг, 9 апреля, новой видеовстречи ОПЕК+, когда может решиться вопрос, от которого зависит, поднимется ли мировая цена на нефть или нет. А насколько цена в 20 долларов и ниже за баррель критична для Казахстана?
– Если говорить в целом о ситуации с мировыми ценами на нефть, то здесь нужно сказать, что на это повлияли два основных фактора. Первое – это резкое сокращение потребления нефти в мире в связи с пандемией, вызванной новым типом коронаривуса и, второе, отсутствием в настоящий момент единогласия между основными добывающими нефть странами об уровне суточной добычи. Надеюсь, что на предстоящей 9 апреля встрече в формате ОПЕК+ будет найден компромисс в данном вопросе и цены постепенно вернутся на оптимальный уровень.
Отмечу, что текущий уровень мировых цен 25-30 долларов за баррель не выгоден никому из добывающих стран. Например, добыча сланцевой нефти в США уже не рентабельна при цене ниже 40 долларов. Конечно, можно оптимизироваться и продолжать добычу и при таких низких ценах. Но критическим здесь является невозможность нефтедобытчиков аккумулировать необходимые средства для финансирования геологоразведочных работ, направленных на поиск новых месторождений, а также поддерживать текущий уровень добычи на разрабатываемых месторождениях.
Если такая ситуация будет сохраняться еще долго, тогда в последующие 10 лет мир может столкнуться с дефицитом самой нефти, так как, к сожалению, месторождения любых полезных ископаемых имеют свойство истощаться, а потому необходимо постоянно искать новые.
Кульпаш Конырова
Поделиться публикацией в соцсетях:
Эксперты назвали причины роста цен на ГСМ на АЗС Казахстана
Отчего зависит «розница»
Цены на нефтепродукты на АЗС республики заметно выросли в последние дни. Так, цена одного литра бензина ходовой марки АИ-92 на заправках Nomad Оil выросла со 154 до 160 тенге, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
«В этом месяце повышение наших розничных цен на бензин было связано с ростом оптовых цен на ГСМ с 1 февраля текущего года. Помимо этого, с 1 января выросли железнодорожные тарифы за доставку нефтепродуктов внутри страны», – пояснила inbusiness.kz коммерческий директор компании Nomad Оil Юлия Жернакова.
Тем временем цены не бензин на АЗС под брендом Qazaq Oil от ТОО PetroRetail еще старые.
«Почему на сегодняшний день мы еще не подняли цены на топливо?
Это связано с тем, что мы мониторим остатки топлива на нефтебазах на предмет «дешевых» партий. Как только в реализацию поступят партии по новой «дорогой» цене, то цены на бензин поднимутся», – сказала корреспонденту inbusiness. kz начальник отдела маркетинга PetroRetail Асель Алимханова.
В свою очередь эксперт рынка нефтепродуктов Ерлан Жаукин перечислил причины роста оптовых цен на казахстанском рынке ГСМ.
«В первую очередь выросли мировые котировки на само сырье – нефть и на нефтепродукты. Это связано с тем, что мир отреагировал на начало вакцинации. Мы видим, что карантинные меры хоть и осторожно, но смягчаются», – сказал г-н Жаукин.
Вторая причина, по словам эксперта, кроется в большой разнице цен на бензин между АЗС Казахстана и на АЗС сопредельных с нами стран.
«Сегодня мы вновь наблюдаем переток большого объема более дешевого по цене казахстанского бензина из приграничных регионов. Так, разница в цене на бензин у нас и в России составляет 100 тенге за литр. Срабатывает принцип «сообщающихся сосудов» – ГСМ перетекает туда, где цена выше, чтобы уровень их сравнялся», – подчеркнул г-н Жаукин.
Третья причина роста цен на ГСМ – это существенная разница между экспортной ценой нефти и ее стоимостью на внутреннем рынке.
«Если ранее нефтяники субсидировали поставку нефти на внутренней рынок на уровне 50 долларов США за тонну перерабатываемой нефти, то сегодня эти расходы в среднем выросли почти до 100 долларов», – резюмировал эксперт.
А в ассоциации KAZENERGY считают, что повышение стоимости цен на казахстанский бензин помогает предотвратить его «вымывание» с внутреннего рынка.
Закон рынка: спрос рождает предложение
В министерстве энергетики республики, отвечая на запрос inbusiness.kz, напомнили, что у нас государственное регулирование цен отменено еще с 2015 года на бензин, а с 2016 года – на дизельное топливо.
«Цена определяется самим рынком на основе спроса и предложений», – подчеркнули в ведомстве.
Там также напомнили, что основными факторами при ценообразовании являются стоимость нефти в республике (внутренние цены), процессинг (услуга по переработке нефти), налоги и акцизы, расходы по лабораторным испытаниям и присадкам, обслуживание банковских займов, подача-уборка цистерн, транспортировка товара и другие сопутствующие расходы.
«Таким образом, конечная цена для потребителей складывается на основании оптовой стоимости нефтепродукта, всех транспортных расходов до АЗС, хранения на нефтебазах, расходы розничного реализатора, а также акцизы и налоги», – перечислили в минэнерго.
В ведомстве считают, что нынешнее повышение цен на нефтепродукты на внутреннем рынке в какой-то степени спасает нас от возможного дефицита и связанного с ним нового витка цен.
«Разница уровня оптовых цен приведет к неконтролируемому вывозу бензина в приграничные страны, а разница уровня розничных цен приведет к «вымыванию» ГСМ с АЗС в приграничных областях в баках и канистрах, как это было ранее», – резюмировали в минэнерго.
Общий рынок нефти ЕАЭС
Вот уже долгое время страны – участники ЕАЭС ведут переговоры о создании общего рынка нефти и нефтепродуктов, чтобы устранить в будущем такие вот контрабандные перетоки ГСМ через открытые границы стран этого экономического союза.
Эксперты предупреждают, что надо быть готовыми к тому, что создание общего рынка нефти и нефтепродуктов неминуемо приведет к некоторому росту цен. Как сообщил ранее в интервью inbusiness.kz председатель президиума нефтесервисных компаний Казахстана Рашид Жаксылыков, к 2025 году в странах ЕАЭС должен сократиться разрыв в ценах на бензин. Например, российский бензин сегодня значительно дороже казахстанского.
Он напомнил, что только в прошлом году из-за того, что в нашей стране стоимость бензина ниже, российские фуры в больших объемах заправлялись на казахстанских АЗС. Увеличение розничной цены на ГСМ будет происходить за счет роста налогообложения, без какого-либо увеличения маржи для субъектов рынка нефтепродуктов, трейдеров и АЗС. Для этого планируется поэтапно повышать ставку акциза.
Кульпаш Конырова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!
Поделиться публикацией в соцсетях:
В рейтинге стран с дешевым бензином Казахстан занял 8-е место из 167
В рейтинге по наименьшей стоимости бензина Казахстан занял 8-е место среди 167 стран-участниц. Стоимость казахстанского бензина составила 170,2 тг за литр, сообщает energyprom.kz.
Открывают рейтинг страны с самым дешёвым бензином — Венесуэла, Иран и Ангола. Замыкает рейтинг Сирия, где стоимость бензина в тенговом эквиваленте достигает 1,1 тыс. за литр.
По данным Бюро национальной статистики АСПиР РК, в декабре 2020 года бензин в Казахстане стоил немногим дороже, чем годом ранее. Так, на 0,8% подорожал бензин АИ-95/АИ-96, до 171,3 тг за литр; на 1,4% — АИ-98, до 190,2 тг за литр; на 2,7% — АИ-92, до 150,6 тг за литр.
За январь–декабрь 2020 года в стране произвели 4,5 млн тонн моторного топлива — почти столько же, сколько в аналогичном периоде годом ранее (сравниваются оперативные данные за январь–декабрь 2020 и 2019 годов).
В разрезе регионов наибольший объём производства традиционно пришёлся на Шымкент, где работает ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс»: 2 млн тонн бензина — на 2,6% больше, чем годом ранее. Следом идут Павлодарская (1,4 млн тонн, плюс 5,7% за год) и Атырауская (1 млн тонн, минус 15%) области. В этих регионах работают Павлодарский нефтехимический и Атырауский нефтеперерабатывающий заводы.
Спрос (экспорт плюс реализация на внутреннем рынке) по итогам одиннадцати месяцев 2020 года практически полностью обеспечили отечественные компании. На долю экспорта пришлось 11,7%, против 1% годом ранее. Казахстан отправил на внешние рынки уже 476,7 тыс. тонн бензина.
В денежном выражении экспорт составил 161,8 млн долл. США — в 7,5 раза больше, чем в 2019 году. На страны СНГ пришлось 39,3% экспорта бензина в натуральном выражении. Основными импортёрами казахстанского бензина стали Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. На остальные страны мира соответственно пришлось 60,7% экспорта, основные импортёры среди них — Афганистан, Грузия и Нидерланды.
В Казахстане с начала года снизились цены на бензин и дизтопливо — М. Досмухамбетов
В Казахстане с начала года снизились цены на бензин и дизтопливо — М.
Досмухамбетов
Увеличение объема нефтепродуктов повлияло на розничный рынок, где наблюдалось снижение цен на бензин с начала года. Об этом в рамках пресс-конференции в Правительстве Казахстана рассказал первый вице-министр энергетики РК Махамбет Досмухамбетов.
«Если говорить по самой популярной марке автобензина АИ-92, то с начала года цена снизилась на 5 тенге и составила 148,5 тенге. При этом для сравнения с Российской Федерацией, этот же бензин стоит больше 259 в пересчете на тенге за литр», — сказал М. Досмухамбетов.
Также произошло незначительное снижение цены на дизельное топливо. Сегодня цена на уровне 193,25 тенге за литр. Для сравнения в Российской Федерации дизельное топливо стоит более чем 283 тенге.
С целью поддержания производства с июля текущего года открыт экспорт автобензина с возможными рынками сбыта за пределы Евразийского экономического союза. Экспортные поставки уже начаты. Экспортировано порядка 32,6 тыс. тонн автобензина.
«Экспорт идет и будет наращиваться. Поскольку на сегодня у нас уже сложился профицит бензина. Вы знаете, что несколько месяцев назад у нас стоял вопрос затоварки. Наши заводы просто вынуждены были сокращать производство, поскольку резервуарные парки были заполнены. Поэтому экспорт будет. Но это уже зависит от конкретных договоренностей», — сказал первый вице-министр.
Также М. Досмухамбетов проинформировал, что на сегодня выработано 481 тыс. тонн керосина, что составляет 212% к объему прошлого года. Как отметил первый вице-министр, отечественные заводы полностью покрывают потребности в авиакеросине, дизтопливе и бензине.
Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-бот
АИ-92 поднимается в цене | КТК
АИ-92 поднимается в цене
Цена на 92-й бензин поползла вверх. И неожиданностью для казахстанцев это не стало. Дело в том, что с 1 января в стране увеличилась ставка акцизного налога на ГСМ – плюс 10 тенге за литр. И АЗС тут же отреагировали. Повышение местами доходит до 8 тенге, а стоимость литра – до 155.
Автор: Ардак Мауина
22.01.2020
Сатжан Каримов, зам. директора департамента Министерства энергетики РК:
– Государственное регулирование было отменено на такие виды топлива, как бензин АИ-92 и дизельное топливо. Рынок сам контролирует и регулирует цены на данные виды продуктов. Поэтому говорить о том, что данное повышение – это сложное какое-то математическое действие, нет. Это связано с повышением акцизов.
До каких пределов может вырасти цена на бензин, в Минэнерго прогнозировать не стали. Лишь сообщили, что в стране нет дефицита нефтепродуктов. Напротив, запасы бензина превышают потребности. А вот в Министерстве национальной экономики связи между ростом акцизного налога и розничной цены не увидели. По той же причине – избыток топлива в стране. Там напомнили, что удорожание акцизов должно было остановить утечку нашего бензина за границу, где он значительно дороже. Но владельцы АЗС мнение Миннацэкономики явно не разделили. Одними из первых рост цен почувствовали в Нур-Султане, Алматы, Шымкенте и Петропавловске. Теперь казахстанцы ожидают подорожания и других товаров и услуг.
Юлдаш Мусаев, водитель:
– Пассажиров везем, самое минимальное – это 1000 тенге, 125 километров ехать. Это не оправдывает. Продукты, все эти цены подняли. У нас, по-моему, в Казахстане и нефть, и все выходит, но с каждым днем поднимается. Еще неизвестно, на сколько они поднимут. И как будем дальше жить, не знаем мы.
Compass | Compass
Автозаправочный комплекс европейского формата, объединивший в себе Express Market и многотопливную автозаправочную станцию.
Помимо недорогой и качественной заправки бензином, дизтопливом и газом, у нас работает полноценный Express Market, в котором около 3 тысяч наименований товаров повседневного спроса, комфортная зона кафе с WiFi-сервисом , предлагающая посетителям горячие и прохладительные напитки, свежую выпечку и блюда фаст-фуд. Кафе оборудовано станцией Сибилла, печью для выпечки, фризером для мороженого в рожках и кофейным автоматом.
Мы экономим ваше время, предлагая товары, продукты питания, молоко, овощи и фрукты по конкурентным ценам в городе. Удобное расположение магазина у дома с продуманной парковкой и навигацией, быстрое и качественное обслуживание дарит вам возможность не спеша насладиться деликатесами кафе и ароматным кофе. Сэкономьте время на рутинных делах и подарите его себе!
Бренд Compass разработан в Казахстане. Идея формата заправки заимствована из европейского опыта, где такие комплексы уже привычное дело. У нас ушло много времени на поиски подходящей концепции магазина, покупку просторных земельных участков, воплощение дизайна внешнего вида и интерьера магазина в работающий комплекс.
В создании комплекса приняли участие международные компании – немецкая компания WANZL разработала и произвела торговое оборудование, белорусская компания VDS создала архитектуру комплекса, компания LP-group оснастила заправку новейшими Топливно-Раздаточными Колонками (ТРК) Gilbarco. Управляется АЗС системой Retalix StorePoint, разработанной компанией Retalix® Ltd (Израиль).
Наливочные системы на АЗС полностью электронные, что гарантирует точную дозировку топлива. Все спроектировано таким образом, чтобы сократить вредные выбросы в атмосферу.
На станции реализуется топлива Казахстанских и Российских нефтеперерабатывающих заводов: бензин Аи-92 и Аи-95, дизельное топливо и сжиженный газ. Топливо сертифицировано и проходит строгий контроль качества в нашей лаборатории, проводятся замеры основных характеристик. Только после проверки топливо поставляется на станции.
Сколько стоит бензин на столичных АЗС? ─ NewTimes.kz
Практически ежегодно стоимость бензина привлекает к себе внимание. Особенно в весенне-осенний период — начало посевной и уборочной страды, поскольку обычно в это время цены устремляются вверх. Нынче продавцы топлива решили также не изменять традициям и накинули пару, а то и все 10-20 тенге за литр нефтепродукта.
«У нас уже две недели цена бензина 160 тенге. Все наши автозаправочные станции придерживаются единой ценовой политики. У нефтепродукта есть себестоимость и есть определенные расходы. Все суммируется, и выводится цена. Мы закупаем нефтепродукт казахстанского производства. Все остальное является коммерческой тайной предприятия и предоставляется в государственные органы», — сказала представитель ТОО «In Oil LTD KZ» Юлия Жернакова.
Для того чтобы выяснить, какие ценники сейчас висят на астанинских АЗС, фотокорреспондент ИА «NewTimes.kz» объехал несколько станций.
Судя по цифрам табло, стоимость Аи-92 начинается от 156 тенге и достигает 160 тенге, Аи-96 — от 181 до 189 тенге. Цена на Аи-98 колеблется от 189 до 207 тенге.
Понятно, что конкурентная среда порождает своеобразную динамику. Однако наряду с этим возникает резонный вопрос: как регулируется стоимость и кто контролирует отечественный рынок продаж автомобильного и дизельного топлива (ДТ — прим. NT)?
Оказывается, еще в 2015 году в Казахстане решили не контролировать стоимость нефтепродуктов, точнее, бензина, а спустя 12 месяцев под этот же пункт попало и ДТ. Власти решили просто: «Пусть цены на бензин определяются рынком на основе спроса и предложений».
«Конечная цена для потребителей складывается на основании оптовой стоимости нефтепродукта, всех транспортных расходов до АЗС, из хранения на нефтебазах, расходов розничного реализатора, а также акцизы и налоги. По состоянию на 2 марта этого года совокупный запас нефтепродуктов находится на комфортном уровне, в частности, по бензину — 252,6 тыс тонн, что достаточно для покрытия 20-суточной потребности страны, а по дизельному топливу — 347,1 тыс тонн, что обеспечивает потребность внутреннего рынка на 27 суток. Факторов ограничения реализации ГСМ и дефицита не наблюдается», — сообщил советник министра — официальный представитель министерства энергетики РК Серикжан Ерментаев.
На фоне недавней новости о том, что двухдневные переговоры ОПЕК+ завершилась триумфальным согласием членов соглашения на рост добычи нефти (+20 тыс баррелей в сутки для Казахстана), есть небольшая надежда на то, что стоимость на бензин в РК немного стабилизируется, но не факт, что так и будет.
В агентстве по защите и развитию конкуренции РК сообщили, что на сегодняшний день цены на бензин — в конкурентной среде.
«Мы их не регулируем. Мониторинг сейчас ведем. Итоги будут позже», — добавили в агентстве.
Получается, что в настоящее время нет предельных цен на бензин, стоимость формируется на основе спроса и каждый продавец может устанавливать ее на основе внутренних правил? Что здесь сказать? Раскошеливайтесь, господа водители, раскошеливайтесь…
Казахстан возглавил рейтинг стран по ценам на бензин
Фото motor.kz
В Казахстане установлены самые низкие цены на бензин среди стран Европы, но темпы роста цен самые высокие, сообщает «РИА Рейтинг».
В исследовании проанализирована ситуация на топливном рынке Европы и составлен рейтинг стран по ценам на бензин в 2018 году. В него вошли 33 страны, в том числе Казахстан.
Согласно рейтингу цена на бензин АИ-95 в Казахстане на начало года составляет 176 тенге. Это самая низкая цена среди стран, представленных в рейтинге. На втором месте — Беларусь (206,7 тенге), на третьем — Россия (233 тенге). Самые высокие цены на бензин АИ-95 установлены в Нидерландах (629 тенге).
В 2017 году цена на АИ-95 в Казахстане выросла на 20,4%. Это самый высокий показатель роста среди участников рейтинга. В шести странах Европы произошло снижение цен на бензин, в трех они не изменились.
Согласно статистике рейтинга, дизельное топливо в Казахстане стоит 210 тенге, это второй по величине показатель после Беларуси (208 тенге). За год цена на дизельное топливо в Казахстане выросла на 25,8%, и это также самый значительный рост цен среди европейских стран.
В октябре 2017 года аналитики отметили, что бензин в Казахстане дорожает так же, как в 2014 году. Особенно быстро росли цены на АИ-92: за 9 месяцев 2017 года они выросли на 9,4%. Однако в 2016 году цены выросли всего на 1,5%. Более значительный уровень роста наблюдался в 2014 году, когда за 9 месяцев цены выросли сразу на 11,4%.
«Qazaq Times»
Топливный кризис сильно ударил по Казахстану
Несмотря на то, что Казахстан был вторым по величине производителем и экспортером нефти в бывшем Советском Союзе, уступая только России, Казахстан исторически страдал от хронического дефицита топлива для внутреннего потребления.Национальная энергетическая безопасность находится на первом месте в списке приоритетов страны, однако с момента обретения независимости в решении этой проблемы не было достигнуто значительного прогресса. Серьезность ситуации вновь проявилась в конце сентября, когда национальный авиаперевозчик AirAstana предупредил о надвигающейся нехватке авиатоплива. Компания выступила с обвинениями в адрес российских экспортеров, которые в настоящее время доминируют на казахстанском рынке, широко транслируя свое сообщение через средства массовой информации (Kapital.kz, Forbes.kz, Информ.kz, 25 сентября).
Согласно официальной статистике, четыре ключевые российские нефтяные компании — Роснефть, Газпром нефть, Лукойл и Татнефть — в прошлом году экспортировали в Казахстан в среднем 44 000 метрических тонн высокооктанового керосина в месяц. В этом году импорт упал примерно до 15 000 метрических тонн в месяц, или примерно до 180 000 за весь год. Между тем, Шымкентский нефтеперерабатывающий завод, один из трех казахстанских нефтеперерабатывающих заводов на юге страны, который наполовину принадлежит Китайской национальной нефтяной корпорации (CNPC), в 2016 году произвел всего 240 000 метрических тонн авиационного топлива.Остальное было завезено из России. Напротив, общий спрос со стороны отечественных авиакомпаний в 2017 году должен превысить 800 000 метрических тонн. Это оставляет пробел в размере примерно 380 000 метрических тонн. Среди российских экспортеров Газпром, как сообщается, уведомил правительство в Астане о своей неспособности увеличить поставки из-за неожиданно высокого спроса в самой России, который может продлиться до середины весны 2018 г. (Sputniknews.kz, 10 октября; Motor.kz, 19 октября; сегодня. .kz, 9 октября).
По теме: Трюдо, где ваш резервный план для арктического запрета?
Октябрь месяц начался с длинных очередей на заправках и растущего недовольства по поводу неспособности правительства полностью обеспечить внутренний рынок.Казахстан зависит от импортируемого газа и дизельного топлива, в основном из России, что составляет около 40 процентов от общего годового потребления. Зависимость от авиационного топлива, производство которого требует более высокой степени очистки, еще больше — 70 процентов. Впоследствии Минэнерго признало свою вину, признав, что топливный кризис усугубился одновременной остановкой всех трех НПЗ для проведения работ по модернизации и сезонного технического обслуживания. С тех пор правительство пообещало ряд шагов по снижению совокупной топливной зависимости до 30 процентов в ноябре и всего лишь до 20 процентов в декабре и в дальнейшем.Среди них импорт до 200 000 метрических тонн самого популярного вида топлива АИ-92 и увеличение внутреннего производства за счет других видов топлива (Abctv.kz, Интерфакс, 13 ноября; Neftegaz.ru, 10 октября). .
Министр энергетики Канат Бозумбаев получил официальный выговор от президента Нурсултана Назарбаева, который в середине октября уволил своего заместителя Ассета Магауова, а также заместителя генерального директора КазМунайГаз Данияра Берлибаева за «плохую работу». В последний раз такие карательные перестановки произошли в мае 2016 года, когда президент уволил тогдашнего министра национальной экономики Ерболата Досаева после нескольких недель протестов против неоднозначной земельной реформы правительства (см. EDM, 16 мая 2016 года).Но в то время как Досаев сразу же возглавил государственную холдинговую компанию и сохранил полное доверие Назарбаева, карьеры Магауова и Берлибаева стали прямыми жертвами последнего топливного кризиса. Сам министр энергетики также столкнулся с потенциальным кризисом доверия, особенно после технической аварии на Павлодарском НПЗ в первую неделю ноября. Из-за некачественного обслуживания была остановлена установка по очистке водорода. В результате Минэнерго и КазМунайГаз были вынуждены заказать в России дополнительно 90 000 метрических тонн дизельного топлива, хотя до сих пор его было в достаточном количестве (Rambler.ru, 9 ноября; Kursiv.kz, 11 октября; Liter.kz, 10 октября).
Связано: находится ли биотопливо в США под угрозой?
Несмотря на кажущуюся сезонность нынешнего кризиса, регулярная хроническая нехватка топлива имеет более глубокие корни. Казахстан инициировал масштабную модернизацию трех своих НПЗ еще в 2009 году, ранее отвергнув план строительства нового четвертого НПЗ по лучшим западным стандартам. С тех пор общие затраты выросли до более чем 3 миллиардов долларов.Между тем завершение работ несколько раз откладывалось. По оценке министерства энергетики, Павлодарский и Атырауский НПЗ, соответственно на севере и западе страны, будут готовы производить увеличенные объемы газа, дизельного и авиационного топлива с 2018 года. Бозумбаев заявил 15 ноября, что Казахстан сможет удовлетворить внутренний спрос собственными средствами в июле или августе 2018 года с потенциалом производства до 900 000 метрических тонн авиационного топлива. , значительно опережая современные показатели потребления (Rambler.ru, Inform.kz, 15 ноября 2017 г .; Нефтегаз, 14 декабря 2016 г. ).
Хотя вышеперечисленные планы могут реализоваться не так быстро, как прогнозировалось, последний топливный кризис бросил новый взгляд на казахстанско-российские отношения в сфере энергетики. С одной стороны, российские производители придерживаются рыночной логики, когда отказываются продавать топливо Казахстану на невыгодных или несколько менее выгодных условиях, чем они могут рассчитывать на внутреннем рынке. С другой стороны, энергоносители, безусловно, являются крупнейшим источником двусторонней торговли между Россией и Казахстаном, а также во всем Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), членами которого являются оба государства.Существующие планы экономической интеграции предполагают, что общий энергетический рынок может появиться не ранее 2025 года. Сложность ситуации обусловлена рядом факторов, в том числе фундаментальных, таких как спрос и предложение, стратегическая важность нефти для национального суверенитета, разница в ценах. , имеющаяся трубопроводная инфраструктура и т. д. Однако отсутствие сотрудничества по столь важному вопросу является еще одним раздражителем в двусторонних отношениях.
Фонд Джеймстауна
Другие важные статьи Oilprice.com:
Минэнерго Казахстана стремится формировать самую низкую и доступную цену на газ для населения
Нур-Султан, 25 ноября — Neftegaz.RU. В ходе пресс-конференции вице-министр энергетики Казахстана Мурат Журебеков рассказал о ценообразовании на газ в рамках 1-го этапа газоснабжения Нур-Султана. По его словам, окончательная цена для столичного потребителя складывается из трех основных факторов.
Первая — это закупочная цена у недропользователя, по которой планируется закупить газ с западных месторождений, а именно это будет Кашаганский газ, Тенгизский газ, а также Актюбинская группа месторождений.Цена будет регулироваться Министерством энергетики совместно с Комитетом по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики.
«Вторая часть — транспортировка газа. Транспортировка газа будет осуществляться по трубопроводу Бейнеу — Бозой — Шымкент. Там наш тариф определен и пойдет дальше по новому газопроводу. Третьим фактором, влияющим на цену, является стоимость газораспределительных сетей. Они финансируются из бюджета. Поэтому воздействие будет минимальным.Единственное, это будет тариф на обслуживание сети. Основным фактором, который повлияет на цену, является тариф на новый газопровод, на который израсходовано 267 миллиардов тенге », — сказал Журебеков.
По словам Журебекова, после ввода в эксплуатацию строительная компания передает газопровод в управление компании «Интергаз Центральная Азия», которая является дочерней структурой национального оператора «КазТрансГаз» для дальнейшей эксплуатации.
«После этого компания будет защищать тариф в Минэкономики.После утверждения тарифа будет определена оптовая цена в столице и с учетом розничной цены для потребителя. Хочу сообщить, что мы не будем ждать ввода газопровода в эксплуатацию. Премьер провел встречу 13 ноября. Создана рабочая группа, и до конца месяца будут представлены варианты цен на газ », — сказал он.
Как отметил Журебеков, стоимость будет не дешевле угля, но при этом газ в столице и других регионах будет дешевле других альтернативных источников энергии, таких как дизельное топливо или мазут.
Рост ВВП достиг 4,1%: Правительство Казахстана подводит итоги социально-экономического развития за 10 месяцев
Рост ВВП достиг 4,1%: Правительство Казахстана подводит итоги социально-экономического развития за 10 месяцев
На заседании Правительства под председательством Премьер-министра Бакытжана Сагинтаева были подведены итоги социально-экономического развития страны и исполнение республиканского бюджета за 10 месяцев 2018 года.
Министр национальной экономики Тимур Сулейменов сообщил, что в январе — октябре 2018 года экономика Казахстана сохраняет положительную динамику роста.
«Рост ВВП в отчетном периоде составил 4,1%. Основными факторами экономического роста стали высокая инвестиционная активность, замедление инфляции, а также рост производства в базовых отраслях экономики », — сказал министр.
По словам Сулейменова, инвестиционный спрос растет уверенными темпами.Инвестиции в основной капитал увеличились на 20,8%. Промышленное производство сохраняет устойчивую тенденцию роста. Рост составил 4,7%, опережая рост обрабатывающей промышленности над горнодобывающей.
«Опережающий рост обрабатывающей промышленности обусловлен сохранением динамики в ключевых обрабатывающих отраслях. Это машиностроение, нефтепереработка, химия и металлургия. Горнодобывающая промышленность выросла на 4,6%. Рост связан с увеличением добычи железной руды, угля и бурого угля, природного газа, нефти и руд цветных металлов », — пояснил Сулейменов.
Динамика строительной отрасли стабилизировалась на уровне 4,1%.
«Рост связан с увеличением строительства жилых домов, промышленных объектов, реконструкцией дорог и модернизацией Шымкентского НПЗ», — сказал министр.
Кроме того, по данным министерства, одновременно с расширением реального сектора экономики увеличивается выпуск неторгового сектора.Производство услуг выросло на 4%. Основной вклад внесли торговля (7,2%) и транспорт (4,5%).
Внешняя торговля сохраняет тенденцию устойчивого роста. За восемь месяцев наблюдается рост на 21,6%. Экспорт увеличился на 28,2%. В основном это связано с более высокими темпами поставок нефти, сельскохозяйственной продукции, нефтяных газов, алюминиевых и медных руд.
Ситуация на рынке труда по-прежнему благоприятная. С начала 2018 года трудоустроено 414,5 тыс. Человек.Заработная плата растет умеренными темпами. В январе — сентябре среднемесячная заработная плата увеличилась до 158 200 тенге. Прирост в реальном выражении был оценен на 1,9%. Реальные денежные доходы на фоне роста заработной платы и замедления инфляционных процессов в январе — августе 2018 г. увеличились на 3,5%.
Председатель Нацбанка Данияр Акишев сообщил, что инфляция в октябре 2018 года составила 0,4%, что ниже ожидаемого прогноза. В результате годовая инфляция упала до 5.3% против 7,7% в октябре 2017 года. Это самый низкий уровень годовой инфляции с 2015 года. Низкие темпы инфляции в конце 2018 года позволяют сохранить годовую инфляцию в коридоре 5-7%.
В октябре Нацбанк принял решение об увеличении размера базовой ставки с 9% до 9,25%. Установленный размер позволяет увеличить спрос на тенге и активы, а также сохранить удобные условия для получения кредитов наличными. Депозиты юридических и физических лиц за девять месяцев 2018 года увеличились на 0.8% по сравнению с соответствующим периодом 2017 года и составили 17,6 трлн тенге.
Также Акишев доложил о ходе реализации Программы 7–20–25. Программу проводят семь банков. По состоянию на 8 ноября 2018 года банками одобрено 2900 кредитных заявок на сумму 35 млрд тенге. Нацбанк проводит разъяснительную работу среди населения. Работает колл-центр круглосуточно. В ближайшее время на базе компании Baspana будет запущен проект «Предварительные знания», который позволит каждому казахстанцу оценить свои возможности для участия в программе в режиме онлайн.
Министр финансов Алихан Смаилов, в свою очередь, отчитался об итогах исполнения государственного бюджета за 10 месяцев 2018 года. Таким образом, за отчетный период показатели доходов (без трансфертов) по сравнению с аналогичным периодом 2017 года улучшились на всех уровнях. бюджета. Темп роста доходов государственного бюджета составил 117,5%, республиканского бюджета — 120,6%, местных бюджетов — 110,4%.
Исполнение бюджета улучшилось. Неиспользование государственного бюджета по сравнению с 10 месяцами 2017 года уменьшилось на 58 млрд тенге, республиканского бюджета — на 21 млрд тенге и местных бюджетов — на 40 млрд тенге.
Смаилов сообщил, что процент исполнения по расходам лучше показателей прошлого года. Расходы государственного бюджета исполнены на 98,2%, республиканского бюджета — на 98,7%, местных бюджетов — на 98,3%. Расходы республиканского бюджета составили 7 788 млрд тенге. По неосуществленным 100 млрд тенге: экономия бюджета — 13 млрд тенге, 87 млрд тенге — не освоена.
Государственным органам оказывается методическая, техническая и иная помощь в решении вопросов, связанных с освоением бюджетных средств.Министерство финансов вместе с центральными и местными органами власти проводит собрания выборщиков. В результате этой работы отдельные администраторы и местные исполнительные органы определили бюджетные программы с риском неиспользования. В настоящее время ведется работа с администраторами по перераспределению до 10% годовых сумм бюджетных программ в соответствии с бюджетным законодательством. Итоги работы станут известны 15 ноября 2018 года. Кроме того, Минфин предложил привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц этих администраторов.
Смаилов отметил, что приоритетной задачей на четвертый квартал является, во-первых, сбалансированное использование бюджетных средств. Для этого совместно с государственными органами своевременно принимаются все необходимые документы и проводятся бюджетные процедуры для исполнения уточненного республиканского бюджета на 2018 год. Во-вторых, в ноябре 2018 года центральные и местные органы власти должны подготовить предварительные планы государственных закупок для реализации. республиканский бюджет на 2019–2021 годы. В-третьих, с ноября 2018 года администраторы должны начать объявлять тендеры на госзакупки 2019 года за счет бюджетов всех уровней.
Заслушав отчет министра финансов, премьер-министр отметил, что поддерживает предложенные меры по дисциплинарному наказанию должностных лиц администраторов программы, не использовавших выделенные средства. Сагинтаев поручил продолжить работу по выводу неиспользованных средств и возврату их в республиканский бюджет. Между тем в бюджете на 2019 год необходимо более пристально рассмотреть те мероприятия и цели, по которым произошло непосвящение.
Министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек сообщил, что по итогам 10 месяцев 2018 года объем промышленного производства составил 104,7%, в том числе добыча — 104,6%, обрабатывающая промышленность — 105,4%. Положительное промышленное производство сохраняется в 14 регионах.
В горнодобывающем секторе производство железной руды увеличилось на 8,1% в результате увеличения производства на АО «Соколов-Сарбайский ГОК». Объем руд цветных металлов достиг 103,8%.
В обрабатывающей промышленности наблюдается рост и достижение годовых планов по отраслям: машиностроение — на 14.На 2%, химическая промышленность — на 8,5%, производство мебели — на 3,9%, бумага — на 6,4%, резиновые и пластмассовые изделия — на 2,1%.
По транспортному комплексу индекс физического объема за первые 10 месяцев составил 104,5%. Касымбек сообщил, что плановый годовой показатель будет достигнут за счет увеличения объемов транзитных контейнеров и увеличения экспорта газа в Китай.
Индекс физического объема строительства составил 104,1%, план выполнен. Положительная динамика наблюдается по 13 направлениям.По итогам 10 месяцев в жилищном строительстве введено 9,8 млн квадратных метров жилья, что на 111,6% к аналогичному периоду 2017 года. Всего по республике введено 85 990 единиц жилья, в том числе 30 704 индивидуальных дома. Рост жилищного строительства по сравнению с прошлым годом продолжается в 14 регионах страны.
В целом Касымбек отметил, что до конца 2018 года планируется выйти на плановые значения по всем отраслям, курируемым Министерством.
Министр энергетики Канат Бозумбаев сообщил, что за 10 месяцев 2018 года основные показатели топливно-энергетического комплекса показали положительную динамику роста. Таким образом, объем добычи нефти и конденсата составил около 74,5 млн тонн, что на 4,7% больше по сравнению с соответствующим периодом 2017 года и 3,5% к плану на 10 месяцев.
«Добыча нефти по трем крупным проектам составила 44,3 млн тонн, в том числе 10,7 млн тонн на месторождении Кашаган, 23.4 миллиона тонн на Тенгизе и 10,1 миллиона тонн на Карачаганаке. При этом экспорт нефти составил 59,8 млн тонн, что на 3,6% больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года », — сообщил министр энергетики.
Объем переработки нефти составил 13,5 млн тонн нефти, что на 9% больше, чем за аналогичный период 2017 года, и превышает план на 2,2% за 10 месяцев тонн. Объем производства нефтепродуктов составил 9,5 млн тонн, увеличившись на 7.На 9% к аналогичному периоду 2017 года и на 3,6% к плану на 10 месяцев.
«В целом ситуация на рынке нефтепродуктов стабильная, дефицита горюче-смазочных материалов нет. По состоянию на 9 ноября в Казахстане средняя розничная цена на бензин АИ-92 составляет 155,9 тенге, на дизельное топливо — 192,7 тенге. Количество остатков ГСМ достаточно для покрытия потребностей внутреннего рынка: запасы бензина АИ-92 — 272 тысячи тонн, дизельного топлива — 121 тысяча тонн », — сообщил Бозумбаев.
По данным Минэнерго, из-за несоответствия розничных цен на нефтепродукты на заправочных станциях страны по сравнению с соседними странами, есть свидетельства высокого потребления ГСМ транзитным транспортом в приграничных районах. Так, для сравнения, розничная цена бензина марки АИ-92 в Казахстане составляет 155,9 тенге за литр, в Российской Федерации — 233,1 тенге за литр, в Узбекистане — 265,4 тенге за литр, в Кыргызстане — 233 тенге за литр.Стоимость литра дизельного топлива в Казахстане составляет 192,6 тенге, в Российской Федерации и Кыргызстане — 250,7 тенге, в Узбекистане — 207,9 тенге. Эти факторы, по словам Бозумбаева, влияют на стоимость дизельного топлива в Казахстане.
В настоящее время отгрузка дизельного топлива сельхозпроизводителям при плане 394,4 тыс. Тонн составила 383,9 тыс. Тонн или 97,3% к плану. В соответствии с заявкой Минсельхоза потребность в дизельном топливе полностью удовлетворена. На стабильный отопительный период 2018–2019 гг. Утвержден график поставки мазута в социально-производственные объекты и учреждения в количестве 312 000 тонн по цене 80 000 тенге за тонну. Отгрузка осуществляется в приоритетном порядке в соответствии с оплатой.
Добыча газа составила 45,7 млрд м³, что на 4,9% больше, чем в январе — октябре 2017 г., или на 6,2% больше плана за 10 месяцев 2018 г. Экспорт газа составил 16,8 млрд м³, что больше, чем за аналогичный период прошлого года. 2017 почти на 21%.Произведено 2,5 млн тонн сжиженного нефтяного газа, что на 6,5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.
Производство нефтяных битумов составило 772 тыс. Тонн, что на 116% к аналогичному периоду 2017 года и 106% к плану 2018 года. Выработка электроэнергии составила 87,4 млрд кВтч, что на 5,2% больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.
В заключение Бозумбаев отметил, что достижение основных показателей находится под постоянным контролем и мониторингом Минэнерго.В четвертом квартале 2018 года топливно-энергетический комплекс продолжит динамичное развитие.
Первый вице-министр сельского хозяйства Арман Евниев сообщил, что физический объем валовой продукции сельского хозяйства за 10 месяцев составил 102,5%, в том числе растениеводство — 101,6% и животноводство — 103,9%.
«В республике завершена уборка зерновых культур. Убрано около 15,1 млн га (100%). При урожайности 15 урожая собрано около 22,8 миллиона тонн зерна.1 ц / га », — сказал Евниев.
Поголовье основных видов животных увеличилось в среднем на 5,7%, производство мяса — на 4%, молока — на 3,4%. Производство продуктов питания за этот период увеличилось на 2,8%.
Отчитываясь об исполнении республиканского бюджета, Евниев отметил, что из республиканского бюджета Минсельхозу на 2018 год выделено 355,7 млрд тенге. План развития на отчетный период (1 ноября 2018 года) составил 309,6 млрд тенге, 306 . Использовано 6 млрд тенге, или 99% от плана.
Руководители ряда областей — первый заместитель акима Алматинской области Л. Турлашов, акимы Алматы Б. Байбек, Кызылординской области — Кушербаев К., Мангистауской области — Ю. Тугжанов доложили о мерах, принятых для достижения запланированных показателей.
Будьте в курсе новостей Премьер-Министра и Правительства Казахстана — следите за официальным Telegram-каналом
bne IntelliNews
Извините, но вы использовали все свои бесплатные статьи для
в этом месяце для bne IntelliNews.Подписаться
продолжить чтение всего за 119 долларов в год.
Ваша подписка включает:
- Полный доступ к ежедневному контенту bne на bne
интернет сайт - Цифровая подписка на наш ежемесячный
флагман bne IntelliNews
журнал, доставленный на ваш почтовый ящик - Цифровая подписка на
«редакторский
выбирает «электронные письма» три раза в неделю
выделение наших лучших статей - Полный доступ к 10-летнему архиву bne
статьи
bne IntelliNews
119 долларов в год
А пока мы также предлагаем бесплатный
подписка на
BNE
цифровая еженедельная газета подписчикам
онлайн-пакет.
Нажмите здесь, чтобы узнать больше о вариантах подписки,
в том числе в печатную версию нашего
флагманский ежемесячный журнал:
Дополнительная подписка
опции
Оцените наши ежедневные новости премиум-класса
сервис, ориентированный на профессиональных инвесторов, которые
охватывает 30 стран с развивающейся экономикой
Европа:
Получать
IntelliNews PRO
По любым другим вопросам о наших
товары или корпоративные скидки пожалуйста
свяжитесь с нами по
продажи @ intellinews.ком
Если вы больше не желаете получать
наши электронные письма,
отпишитесь здесь.
Казахстан 2018
РГП Институт ядерной физики
Национальный ядерный центр РГП
Казахстан имеет три исследовательских реактора в Национальном ядерном центре и один исследовательский реактор в Институте ядерной физики, где проводятся следующие исследования:
радиационное материаловедение; изучение взаимодействия строительных материалов и теплоносителей; исследование выбросов твэлов при делении, их осаждения и фильтрации в различных условиях;
безопасность атомных станций; испытания тепловыделяющих сборок и стержней на переходных и аварийных режимах работы; моделирование плавления фрагментов активной зоны реактора и взаимодействия расплавленного материала с теплоносителем;
разработка и внедрение методов и технологий ядерной физики; производство изотопов различного назначения, например хлорида таллия-201 для ранней диагностики сердечных заболеваний.
Работа по созданию и развитию ядерной энергетики Казахстана вошла в один из основных разделов Республиканской целевой научно-технической программы, разработанной на 1992 — 1993 гг. И определяющих цели, задачи и направления Национального ядерного центра и его учреждений.
Постановлением Правительства Республики Казахстан № 925 от 20 августа 2002 года утверждена Концепция развития урановой промышленности и атомной энергетики Республики Казахстан на 2002-2030 годы.Поставленные в концепции задачи направлены на превращение казахстанской энергетики в высокотехнологичную, наукоемкую, динамично развивающуюся отрасль, которая стала бы прочной основой для форсированного и устойчивого развития национальной экономики и повышения благосостояния нации. Сейчас разрабатывается Государственная программа развития атомной отрасли и энергетики РК.
Программа охватывает период с 2000 по 2030 год и определяет стратегию первого этапа создания и развития национальной ядерной энергетики.
Одним из первых шагов в реализации этой программы было проведение технико-экономического обоснования строительства атомных электростанций. Специалистами НЯЦ РК проведена большая работа по проведению технико-экономических обоснований строительства АЭС в отдельных регионах (Южно-Казахстанская АЭС), обоснованию инвестиций в строительство АЭС малой мощности в Лениногорске и Курчатове, разработке технико-экономических обоснований использования атомных электростанций. источники энергии для решения проблем теплоэнергетики г. Алматы.
Успешное развитие атомной энергетики невозможно без решения проблем ее безопасной эксплуатации. Для создания реакторов повышенной безопасности и систем локализации проектных и запроектных аварий необходим детальный анализ процессов, связанных с плавлением активной зоны, поведением топлива, материалов и конструкций ядерного реактора в переходных и аварийных режимах. Одним из направлений обоснования безопасности ядерной энергетики является экспериментальное моделирование процессов, сопровождающих отдельные этапы развития тяжелых аварий АЭС, связанных с расплавлением активной зоны реактора.
В настоящее время наименее изучены заключительные фазы тяжелых аварий, когда расплав материалов активной зоны (кориум) падает на нижнюю часть корпуса реактора. Работа в этом направлении на Семипалатинской опытной базе была начата в 1983 году и продолжается до сих пор.
Уникальность экспериментальной базы НЯЦ РК, результаты и опыт изучения поведения топлива, материала и конструкции ядерного реактора при моделировании переходных и аварийных режимов работы вызывают интерес специалистов из разных стран.
Наиболее важными исследованиями в последние годы являются исследования по двум проектам: экспериментальные исследования для подтверждения безопасности легководных реакторов (проект COTELS) и экспериментальные исследования для подтверждения безопасности быстрых реакторов (проект EAGLE).
Казахстанских национальных проектов по программе технического сотрудничества с
МАГАТЭ на 2012-2014 гг.
1 | Управление и сохранение ядерных знаний в Казахстане. | KAZ / 0/003 |
2 | Высокоэффективный анализ активации нейтронов для нужд промышленности Казахстана. | КАЗ / 8/006 |
3 | Сопровождение модернизации и перевода реактора ВВР-К на низкообогащенное урановое топливо. | КАЗ / 9/010 |
4 | Поддержка радиоэкологического мониторинга. | КАЗ / 9/011 |
Европейские региональные проекты МАГАТЭ на 2014-2015 годы, в которых участвует Казахстан
1 | Создание национальных правовых рамок | RER0038 | |
2 | Расширение и диверсификация применения ядерных технологий в сфере культурного наследия | 370 RER0039 | RER1007 |
4 | Поддержка управления качеством воздуха (этап II) | RER1013 | |
552 | 552 | RER1014 | |
6 | Создание инфраструктуры безопасности для Национальной программы по атомной энергии | RER2006 | |
7 | Укрепление потенциала ies для управления сроком службы атомной электростанции для долгосрочной эксплуатации | RER2010 | |
8 | Улучшение энергетического планирования, инфраструктуры ядерной энергетики и надзора за ядерной безопасностью для стран, рассматривающих возможность разработки или расширения программ ядерной энергетики | ||
9 | Поддержка профилактики и борьбы с вредителями плодовых мух на Балканах и в Восточном Средиземноморье | RER5020 | |
10 | Усиление однофотонной эмиссионной компьютерной томографии / компьютерной томографии (SPECT / CT) и позитронной томографии (SPECT / CT) Эмиссионная томография (ПЭТ) / КТ-гибридная визуализация для диагностики хронических заболеваний | RER6026 | |
11 | Обеспечение качества / контроль качества в рентгеновской диагностике | RER6028 | |
Улучшение услуг лучевой терапии за счет углубления знаний онкологов-радиологов и радиотерапевтов | RER6029 | ||
13 | Повышение потенциала медицинской физики в области радиационной онкологии в Содружестве Независимых Государств | Укрепление медицинской физики в радиационной медицине | RER6031 |
15 | Наращивание потенциала для разработки и реализации комплексных программ восстановления территорий, затронутых добычей урана | Поддержка вывода из эксплуатации и обращения с отходами для Чернобыльской, Игналинской АЭС и АЭС А1 | RER9106 |
17 | Укрепление потенциала обращения с радиоактивными отходами 9027 2 | RER9107 | |
18 | Укрепление инфраструктуры образования и подготовки кадров и повышение компетентности в области радиационной безопасности | RER9109 | |
19 | Усиление полномочий и возможностей инспекций | ||
20 | Создание устойчивой национальной регулирующей инфраструктуры для обеспечения ядерной и радиационной безопасности | RER9111 | |
21 | Поддержка вывода из эксплуатации установок, использующих радиоактивные материалы | Поддержка программ восстановления окружающей среды | RER9121 |
23 | Поддержка безопасного управления урановыми производственными площадками | RER9122 | |
24 | Поддержка возвращения к нормальным радиологическим условиям окружающей среды на территориях, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС | RER9123 | |
25 | Установление усиленного контроля за облучением населения | RER9127 | |
26 | Укрепление национальных возможностей для радиологической защиты рабочих и контроля профессионального облучения | RER9128 | |
27 | Оценка безопасности использования ядерной энергии, оценка использования ядерной безопасности Программа образования и обучения (SAET) | RER9129 | |
28 | Укрепление и гармонизация национального потенциала реагирования на ядерные и радиологические аварийные ситуации | RER9130 | 29 | Повышение эксплуатационной безопасности атомных электростанций | RER9131 |
30 | Укрепление технических возможностей государств-членов в области медицинской радиационной защиты | RER9132 |
Качество и полезность сланца Шубарколь из Казахстана
org/ScholarlyArticle»> 1Brendow, K., Мировые проблемы и перспективы горючего сланца, Oil Shale , 2003, vol. 20, нет. 1. С. 81–92.
Google ученый
Кузнецов, Горючие сланцы мира , М .: Недра, 1975.
Битумы, асфальты и гудроны , Чилингарян Г.В. and Yen, T.F., Eds., Amsterdam: Elsevier, 1978.
Google ученый
Зеленин Н.И., Озеров И.М., Справочник по горючим сланцам, . Л .: Недра, 1983.
Глезин И.Л., Ефимов В.М., Петухов Е.Ф. и др., Справочникработчика . (Справочник сланца), Рудин М.Г. и Серебрянников Н.Д., ред. Л .: Химия, 1988.
.
Google ученый
Фрайман Г.Б. Сланцевая промышленность: процессы и тенденции развития, Уголь , 1999, №2.8. С. 39–41.
Фрайман Г.Б., Мяков С.Б., Салихов Р.М. Состояние и перспективы развития сланцевой промышленности. 8. С. 52–55.
Ефимов В.М., Юнас Р.Э., Дойлов С.К., Аранович Ю.В., Сланцеперерабатывающая промышленность СССР и пути ее развития, , М .: ЦНИИТЕнефте. 1982.
Петров А.М., Бородулин В.А., Григорьева А.В. Безотходная промышленность при добыче сланцев. 10. С. 9–12.
Шейндлин А.Е. Горючие сланцы как перспективное сырье для народного хозяйства, Горючие Сланцы, , 1984, №2. 1. С. 2–5.
Проблемы полукоксования насыпного сланца, Тр. Научно-исслед. Inst. Сланцев .1978. 22.
Проблемы создания мощных генераторов для полукоксования горючих сланцев . М .: ЦНИИТенефтехим, 1991, № 4, с.25.
Поконова Ю.В. и Файнберг В.С., Химия сланцев, Итоги науки и техники, Сер .: Технол. Орг. Вещей , 1985, т. 10.
Google ученый
Ефимов В.М., Пурре Н.А., Раппу Л.И. Характеристика сланца как технологического сырья // Тр. Научно-исслед. Inst. Сланцев , 1973, вып. 19. С. 7–15.
Петрович Н.И., Остроухов Н.Н., Васильев В.В., Саламатова Е.В., Страхов В.М. Сравнение состава бензиновых фракций, полученных полукоксованием кукерситового сланца в системах Kiviter и Petroter, Coke Chem ., 2018, т. 61, нет. 10. С. 401–407.
Артикул
Google ученый
Петрович Н.И., Остроухов Н.Н., Васильев В.В., Саламатова Е.В., Страхов В.М. Сравнение дизельных фракций, полученных полукоксованием кукерситового сланца на различном оборудовании, Coke Chem ., 2019, т. 62, нет. 1. С. 23–28.
Артикул
Google ученый
Петрович Н.И., Остроухов Н.Н., Васильев В.В., Саламатова Е.В., Страхов В.М. Сравнение легких мазутных фракций, полученных полукоксованием кукерситового сланца в газогенераторе и в твердотопливной системе. , Coke Chem ., 2019, т. 62, нет. 6. С. 249–257.
Артикул
Google ученый
Зеленин Н.И., Файнберг В.С., Чернышева К.Б., Химия и технология сланцевой смолы, , М .: Химия, 1968.
Полозов В.Ф. , Озеров И.М. Промышленная классификация горючего сланца. Тверь. Топл . (Москва), 1974, вып. 1. С. 81–85.
Сыроежко А.М., Фугалия Х., Славошевская Н.В., Страхов В.М. Термическая и термохимическая обработка обычных и обогащенных сланцев разных генетических типов в смесях с нефтяными остатками, Coke Chem ., 2011, т. 54, нет. 5. С. 169–175.
Артикул
Google ученый
Герасимов А.М., Сыроежко А.М., Дронов С.В., Страхов В.М. Переработка углеродсодержащих материалов в смеси с горючими сланцами. 55, нет. 5. С. 184–187.
Артикул
Google ученый
Васильев В.В., Антикоррозионные и гидроизоляционные материалы на основе нетрадиционного сырья-сланцевых смол и окисленных нефтяных битумов (Антикоррозионные и гидроизоляционные материалы на основе необработанного битума) . Санкт-Петербург: С.-Петербург. Гос. Инж.-Экон. Ун-т, 2007.
Коломиец В.А., Кураков Ю.И., Самофалов В.С. Использование горючего сланца в производстве графитированных продуктов, Материалы XII Всероссийского угольного совета «Инновационные направления, изменения. и эффективности использования минерально-сырьевой базы твердых горючих ископаемых, Тезисы докладов . Инновационные тенденции в изучении, оценке и эффективном использовании минеральных ресурсов твердых ископаемых. , Тез. Докл., Ростов-на-Дону, 2010, с.121–125.
Оюнболд Д., Сыроежко А.М., Славошевская Н.В., Страхов В.М., Влияние угольных, сланцевых, нефтехимических вяжущих и наполнителей на свойства горновой массы с холодной утрамбовкой, Coke Chem ., 2010, т. 53, нет. 6. С. 222–227.
Артикул
Google ученый
Федоров В.А., Сигналов И.Н., Душина А.П., Алесковский В.Б. Использование циклонной золы пылевидного сланца для очистки сточных вод // Цветн.Мет ., 1978, вып. 4. С. 33–34.
Поконова Ю.В. , Грабовский А.И. Сорбция благородных металлов сорбентами из сланцевых продуктов // Цветн. Мет ., 1989, вып. 1. С. 121–122.
Курунов И.Ф., Яриков И.С., Ляпин С.С., Емельянов В.Л. Промышленное использование шунгита при выплавке чугуна. 7. С. 9–13.
Никитин Л.Д., Портнов Л.В., Бугаев С.Ф., Долинский В.А., Использование шунгита в доменной плавке, Сталь, Перевод . , 2007, т. 37, нет. 10. С. 858–860.
Артикул
Google ученый
Долинский В.А., Никитин Л.Д., Портнов Л.В. и др. Возможное использование шунгита в доменных печах Западно-Сибирского металлургического комбината // Изв. Высш. Учебн. Завед., Черн. Металл ..2007. 12. С. 16–19.
Близнюков А.С. Использование минералов шунгита в доменной плавке, Черн.Металл., Бюл. Научно-Тех. Экон. Инф ..2008. 5. С. 5–14.
Мизин В.Г. , Страхов В.М. Промышленное использование минералов шунгита в производстве ферросплавов. Металл., Бюл. Научно-Тех. Экон. Инф ..2009. 10. С. 78–83.
Нечипуренко С.В., Тасибеков Х.С., Токнаев Р.Р. и др., Шунгиты Казахстана: свойства и пути практического использования, , Алматы: Казах. .Ун-та, 2018.
Новикова Н.В., Синькова Л.А., Семенов Л.В. Использование углеродсодержащих минералов в доменной промышленности // Уголь . 9. С. 20–21.
Страхов В.М. Отходы коксового производства от угля СС в качестве доменного сырья // Коксохим ., 2007, т. 50, нет. 4. С. 92–93.
Артикул
Google ученый
Байсанов С.О., Толымбеков М.Ж., Жарменов А.А. и др., Использование глинистой породы при выплавке ферросиликоалюминия, Coke Chem .
Leave a Reply