Очередной дефицит ГСМ в Казахстане обнажил проблемы государственного регулирования
Фото: Офелия Жакаева
Накануне, 12 апреля, вступил в силу приказ министра энергетики, устанавливающий новые предельные розничные цены – до 205 тенге за литр на бензин марки АИ-92 и АИ-93 и до 295 тенге – на дизельное топливо. Директивными мерами правительство решает проблему дефицита дизтоплива, который возник опять же из-за государственного вмешательства.
Не дизелить
Дефицит ГСМ этой весной разворачивался постепенно. В начале марта казахстанские СМИ писали о продажах дизтоплива в Алматы по талонам, намекая на грядущий дефицит в преддверии посевных работ. Еще несколько аналогичных по содержанию сообщений в прессе вынудили минэнерго опубликовать опровержение, вышедшее в начале апреля, что в южной столице только на шести из 215 АЗС отсутствует дизтопливо.
Но спустя пару дней городские власти признали дефицит дизтоплива и связали его с ремонтными работами на Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе. Предприятие, по информации акимата Алматы, обеспечивает город до 40% поставок ГСМ. Другой причиной, как уверяла городская администрация, стал «ажиотажный спрос» со стороны жителей области и владельцев транзитного транспорта. Акимат оценил рост потребления на 30–35%, и чтобы обеспечить горожан и городские службы горючим, на некоторых АЗС лимитировали отпуск солярки.
3 апреля Болат Акчулаков, на тот момент исполняющий обязанности министра энергетики, заявил, что необходимо снизить ценовую разницу между Казахстаном и соседними странами, чтобы стабилизировать внутренний рынок ГСМ. Согласно приказу министра, вступившему в силу 12 апреля, предельные розничные цены на бензин марки АИ-92 и АИ-93 с 182–187 тенге за литр в зависимости от региона выросли до 205 (+11%), на дизель – с 230–260 тенге до 295 тенге (в среднем рост на 20%).
Доводы Акчулакова в пользу повышения цен отличались от предыдущих объяснений властей, почему в стране дефицит солярки. С текущими ценами, по его мнению, сколько бы ни увеличивали производство ГСМ, его не будет хватать. Ценовая разница (в Казахстане дешевле, у соседей дороже) стимулирует переток ГСМ в приграничные государства.
«Сохранение диспаритета цен на ГСМ создает стимулы для работы теневого рынка и наносит ущерб национальным интересам Казахстана. Низкие цены на ГСМ не дают возможности привлекать инвестиции и развивать нефтегазовую отрасль, проводить геологоразведку и пополнять ресурсную базу», – заявил Акчулаков.
Тезис о том, что диспаритет цен является основным фактором дефицита, повторил на следующий день премьер-министр Алихан Смаилов. «К примеру, в России дизель стоит дороже на 45%, в Кыргызстане – на 64%, в Узбекистане – в 2 раза. В итоге дешевое топливо различными путями перетекает в соседние страны», – отметил глава кабмина.
Он привел данные годового потребления солярки: в Казахстане – 370 литров на душу населения, в России – 225 литров, в Кыргызстане – 98 литров, в Узбекистане – 44 литра. Высокое потребление дизтоплива в Казахстане, по словам Смаилова, сложилось из-за роста вывоза ГСМ транзитным транспортом и с серым экспортом. «Притом, что реальное потребление в основных отраслях экономики республики практически не изменилось», – считает премьер.
Сдержать цену, запретить экспорт
Объявленное повышение цен усугубило дефицит. Розничные реализаторы, действуя по предпринимательски, вполне рационально сократили продажи на фоне новостей о предстоящем подорожании топлива. В этих действиях Агентство по защите и развитию конкуренции увидело нарушение закона. «В связи с участившимися фактами ограничения реализации ГСМ на АЗС в регионах Казахстана агентство напоминает, что данные действия являются нарушением антимонопольного законодательства», – указано в пресс-релизе, опубликованном 5 апреля.
Спустя три дня состоялось заседание координационного центра, где обсуждались меры по обеспечению внутреннего рынка нефтепродуктами. Было заявлено, что запасов дизтоплива достаточно для потребностей страны, но по состоянию на 7 апреля солярка отсутствовала на 415 АЗС (или 13% от общего количества).
Магзум Мирзагалиев, председатель правления нацкомпании «КазМунайГаз», на этом заседании заявил, что дефицит последних дней связан с тем, что владельцы АЗС держат топливо на нефтебазах, ожидая роста цен. «На частных нефтебазах удерживается 73% от имеющегося в наличии объема дизтоплива по стране», – отметил он.
Вице-министр финансов Ержан Биржан поделился информацией о том, что было проанализировано более 3 тыс. заправочных станций. Было выявлено 152 АЗС, которые сократили продажи, несмотря на наличие дизтоплива. Такое поведение бизнеса чиновник назвал «признаки ограничения продаж».
Чтобы исправить ситуацию, чиновники предложили регулярные рейды. «Спекуляции с ГСМ и «придерживание» топлива на нефтебазах категорически недопустимы, так как это напрямую влияет на энергетическую безопасность страны. Коллег из КГД, АФМ и АЗРК прошу усилить контроль за ситуацией на АЗС. При выявлении фактов неотпуска ГСМ при его наличии – не «церемониться» и наказывать по всей строгости закона», – заявил вице-премьер Роман Скляр.
В то время, пока правительство пытается решить проблему дефицита дизтоплива, на горизонте замаячила другая проблема, вызванная еще одной директивной мерой. В понедельник, 11 апреля, представили мини-НПЗ провели пресс-конференцию, на которой обсуждали другой приказ государства, который ограничивает на четыре месяца экспорт нефтепродуктов. С запретом экспорта дизтоплива и бензина под ограничение попали нефрас, уайт-спирит, печное и судовое топливо – они являются продуктами переработки малотоннажных НПЗ.
«Как производители этих продуктов, мы понимаем переживания правительства относительно запрета на экспорт дизельного топлива из страны. Однако нам непонятно, по какой причине запрещать экспорт других нефтепродуктов», – заявил Абдыманап Исабаев, представитель НПЗ Mangystau Oil Refining.
«Наше обращение связано с тем, чтобы отрегулировать приказ. И если действительно есть дефицит дизельного топлива, то мы предлагаем Министерству энергетики запретить его экспорт. Мы не против этого. Однако предоставить нам возможность поставлять другие виды продукции на экспорт за пределы ЕАЭС», – добавил Исабаев.
Очередная история с дефицитом ГСМ еще раз подтвердила законы экономики. Государственное регулирование цен на краткосрочном отрезке стабилизирует волатильность цен, на средне- и долгосрочном – создает негативные последствия. В регулируемой отрасли сокращаются инвестиции, растут риски дефицита и разрастания теневой торговли. Вмешательство в ценообразование создает дисбалансы на рынке, что влечет за собой высокие общественные издержки по их устранению.
Обычно регулированием цен на нефтепродукты занимаются развивающиеся страны с высокой долей бедного населения, для которого накладно покупать топливо по мировым ценам. Еще это удел нефтедобывающих стран, для властей которых дешевое топливо – больше политический вопрос престижа.
Власти Казахстана продолжительное время регулируют цены на нефтепродукты, усиливая искажения на этом рынке. К примеру, модернизация крупнейших НПЗ была произведена за счет ресурсов институтов развития, иначе говоря, за счет государственных денег. Частный бизнес на фоне регулируемых низких цен на бензин и дизель не хотел вкладываться.
Государственное вмешательство в ценообразование создает издержки не только в экономике. Поводом для недовольства в январе 2022 года стала инициатива властей увеличить предельные цены на автогаз. В последние годы, когда автогаз был значительно дешевле бензина (опять же, благодаря государственному регулированию), в стране появилось много автомобилей с ГБО. К примеру, в начале 2022 года легковых автомобилей с ГБО насчитывалось почти 300 тыс., хотя десять лет назад их количество не достигало и 30 тыс. Инициатива по повышению предельных розничных цен вызвала возмущение у большинства автолюбителей, которых поддержали остальные слои населения, и все это переросло в политический кризис.
Почему нефтетрейдеры Кыргызстана ждут повышения цен на ГСМ в Казахстане
В Казахстане предельные цены на продажу ГСМ в розницу с 12 апреля будут устанавливаться с ориентиром на цены в Кыргызстане и Узбекистане. О том, как это отразится на рынке топлива Кыргызстана, «Курсиву» рассказал Канат Эшатов, глава Ассоциации нефтетрейдеров соседней республики.
«Данное решение положительно повлияет на работу нефтетрейдеров, так как нелегальный импорт у нас должен уменьшиться. Предприимчивым жителям не будет больше смысла завозить из Казахстана ГСМ для их реализации», – отметил глава ассоциации.
Главной причиной контрабанды бензина из Казахстана была разница в цене, которая достигала 17,55 сома (90,63 тенге) за литр. Это ощутимо сказалось на рынке топлива в Кыргызстане.
«Из-за контрабанды заметно падали продажи ГСМ на АЗС, особенно в приграничных с Казахстаном областях. Спрос на бензин там снижался на 50–60%, а в Таласской области даже на 70%», – сообщил Канат Эшатов.
Контрабандистов не остановило даже то, что крупные игроки рынка снизили цены на топливо. Это произошло после того, как Служба антимонопольного регулирования КР провела «мероприятия превентивного характера с нефтетрейдерами в целях недопущения необоснованного роста цен, особенно во время проведения весенне-полевых работ». К примеру, с начала 2023 года цена на дизель в разных сетях сократилась на 1,6–2,5 сома (8,3–12,9 тенге) – до 71,9–74,1 сома (371 385 тенге) за литр. Тем не менее «бензиновые челноки» продолжили незаконно ввозить ГСМ в Кыргызстан из Казахстана – за нелегальную торговлю только за три месяца 2023 года Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения КР оштрафовало 269 кыргызстанцев на 807 тыс. сомов (4,1 млн тенге).
Подготовила Жылдыз Аджиева
Сеть АЗС «Казмунайгаз» снизила розничные цены на бензин АИ-92 и дизтопливо
1 апреля 2020, 15:01
15926
Мария Дубовая
в Нур-Султане и Алматы литр АИ-92 стоит 150 тенге, дизтопливо – 183 тенге.
1 апреля 2020 года сеть автозаправочных станций «КазМунайГаз» снизила розничную стоимость ходового бензина АИ-92 и дизельного топлива, сообщает пресс-служба ТОО «PetroRetail».
Цена за литр АИ-92 на стеле АЗС «КазМунайГаз» снизилась на 2-9 тенге, дизельного топлива – 7-10 тенге. Сегодня в Нур-Султане и Алматы литр АИ-92 стоит 150 тенге, ДТ 183 тенге. В других городах и ряде областей цены за АИ-92 находятся в диапазоне 150-155 тенге, ДТ – 182-186 тенге за литр.
«При формировании цены на топливо компания PetroRetail, в первую очередь, отталкивается от закупочной цены НПЗ, а также расходов на железнодорожную транспортировку и хранение нефтепродуктов на нефтебазах», – говорится в сообщении.
В начале 2020 года акциз на топливо в Казахстане повысился на 12 тенге. С тех пор цена бензина в сети АЗС «КазМунайГаз» по сей день не повышалась на полную стоимость акциза.
21 марта президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил Правительству снизить цены на дизтопливо для сельхозпроизводителей до 165 тенге за литр или на 15% от рыночной цены. Для этого будет выделено около 390 тысяч тонн дизтоплива по льготной цене.
Читайте также: Что будет, если цена нефти на устье месторождения будет ниже нуля?
С начала апреля в Казахстане вводится запрет на ввоз бензина железнодорожным транспортом из России. Также снимается запрет на вывоз бензина и других нефтепродуктов из Казахстана автомобильным транспортом.
Поделиться:
Читайте новости без рекламы. Скачайте мобильное приложение informburo.kz для iOS или Android.
Розничные цены на обычный бензин
Розничные цены на обычный бензин
На этой странице используется JavaScipt
- Пожалуйста, используйте Internet Explorer 3+ или Netscape Navigator 3+
- Убедитесь, что в вашем браузере включен JavaScript
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| 24. 04.23 | 01.05.23 | 08.05.23 | 15.05.23 | 22.05.23 | 29.05.23 | Просмотр История | |||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
3,656 | 3.600 | 3,533 | 3,536 | 3,534 | 3,571 | 1990-2023 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3,543 | 3,492 | 3,427 | 3,397 | 3,381 | 3,427 | 1992-2023 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3,498 | 3,488 | 3.433 | 3.415 | 3,427 | 3,526 | 1993-2023 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3,637 | 3. 610 | 3,565 | 3,546 | 3,544 | 3.600 | 1993-2023 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3,494 | 3.417 | 3,338 | 3,297 | 3,267 | 3,293 | 1993-2023 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3,552 | 3,484 | 3,393 | 3.440 | 3,469 | 3,484 | 1992-2023 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3,255 | 3,147 | 3.045 | 3.079 | 3.040 | 3.121 | 1992-2023 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3,547 | 3,534 | 3,538 | 3,518 | 3,579 | 3,622 | 1992-2023 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| 4,548 | 4,547 | 4. 530 | 4,519 | 4,514 | 4,534 | 1992-2023 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| 4.390 | 4.423 | 4.411 | 4.413 | 4.408 | 4.415 | 1998-2023 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 4,694 | 4,661 | 4,638 | 4,615 | 4. 609 | 4,643 | 2000-2023 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3,498 | 3.401 | 3,324 | 3,246 | 3,246 | 3,393 | 2000-2023 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3,648 | 3,573 | 3,482 | 3.420 | 3,344 | 3,377 | 2003-2023 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3,474 | 3,466 | 3.406 | 3,382 | 3,395 | 3,491 | 2003-2023 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3,581 | 3,544 | 3,459 | 3.431 | 3,486 | 3,492 | 2000-2023 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3,612 | 3,627 | 3,580 | 3,566 | 3,560 | 3,597 | 2000-2023 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
3,598 | 3. 481 | 3,334 | 3,609 | 3,491 | 3,467 | 2003-2023 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
3,252 | 3.108 | 2,993 | 3,065 | 2,997 | 3,096 | 2000-2023 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 4.447 | 4.494 | 4.466 | 4.492 | 4,524 | 4,571 | 2003-2023 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3,486 | 3,458 | 3. 409 | 3,397 | 3.415 | 3,498 | 2003-2023 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| 4,185 | 4.174 | 4.100 | 4.054 | 4.101 | 4.125 | 2000-2023 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3,612 | 3.501 | 3,374 | 3,588 | 3,514 | 3,496 | 2003-2023 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3,494 | 3.402 | 3,294 | 3.219 | 3.216 | 3,367 | 2000-2023 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3,195 | 3.106 | 3. 000 | 2,991 | 2,956 | 2,995 | 2000-2023 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| 4,691 | 4.670 | 4,626 | 4.607 | 4.611 | 4,663 | 2000-2023 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
3,668 | 3,623 | 3,582 | 3,518 | 3.440 | 3.411 | 2003-2023 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3,537 | 3,518 | 3,464 | 3.450 | 3.434 | 3,519 | 2000-2023 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| 4.710 | 4,637 | 4,612 | 4,579 | 4,617 | 4,626 | 2000-2023 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| 4,579 | 4,626 | 4,629 | 4. 640 | 4,652 | 4,659 | 2003-2023 |
— = данные не сообщаются; — = не применимо; NA = недоступно; W = Скрыто, чтобы избежать раскрытия данных отдельных компаний. |
Примечания: Традиционная область – это любая область, в которой не требуется продажа риформинг-бензина. На данном участке могут реализовываться все виды готовых автомобильных бензинов. Зона RFG — это зона недостижения озона, определенная Агентством по охране окружающей среды США (EPA), которая требует использования реформулированного бензина. Мы прекратили публиковать цены на дорожное дизельное топливо с низким содержанием серы (LSD) на уровне США 8 декабря 2008 г., поскольку из-за правил Агентства по охране окружающей среды США (EPA) дизельное топливо продавалось меньшим количеством станций. Мы продолжали собирать данные о ценах на ЛСД в торговых точках и включали их в среднюю цену на дизельное топливо всех типов до 26 июля 2010 г., когда больше ни одна торговая точка не сообщала о продажах ЛСД. Начиная с 26 июля 2010 г. публикация цен на дизельное топливо со сверхнизким содержанием серы (ULSD) стала полностью представлена средней ценой на дизельное топливо всех типов. По состоянию на 1 декабря 2010 г. (1 сентября 2006 г. в Калифорнии) любое продаваемое автомобильное дизельное топливо соответствует стандарту ULSD в соответствии с требованиями EPA для дорожного дизельного топлива. Мы не собирали еженедельные данные о розничных продажах автомобильного бензина в период с 10 по 19 декабря.90 и 14 января 1991 г. Среднемесячные и годовые средние значения представляют собой простые средние значения недельных данных. Для месяцев и лет с неполными еженедельными рядами данных среднемесячные и/или годовые значения недоступны. 14 мая 2018 г. мы внесли изменения в статистическую методологию, чтобы повысить точность расчетов недельных розничных цен на бензин. В результате этих изменений в статистической методологии опубликованные оценки розничных продаж бензина на 14 мая 2018 г. нельзя напрямую сравнивать с оценками, опубликованными на 7 мая 2018 г. 13 июня 2022 г. мы внесли изменения в статистическую методологию, чтобы повысить точность еженедельные оценки розничных цен на автомобильное дизельное топливо. В результате этих изменений статистической методологии опубликованные розничные цены на автомобильное дизельное топливо на 13 июня 2022 г. не могут быть напрямую сопоставимы с ценами, опубликованными на 6 июня 2022 г. См. ссылку «Определения, источники и примечания» выше для получения дополнительной информации об этой таблице. |
Дата выпуска: 30.05.2023 |
Дата следующего выпуска: 05.06.2023 |
новости полиции Даббо сегодня — Google
AlleNewsVideosBilderMapsShoppingBücher
suchoptionen
Полицейский округ Среднего Запада Ораны — Facebook
www. facebook.com › OranaMWPD
Dubbo Police или Crime Stoppers 1800 333 000. Любой с информацией об этом происшествии настоятельно рекомендуется связаться с Crime Stoppers: 1800 333 000 или https://nsw.
Новости Dubbo в прямом эфире — Mirage News
www.miragenews.com › tag › dubbo
Новости Dubbo в прямом эфире освещают события с последними обновлениями. Будьте в курсе последних новостей Даббо… Полиция обвиняет трех человек в вооруженном ограблении в Даббо.
Последние новости — общедоступный сайт полиции Нового Южного Уэльса
www.police.nsw.gov.au › Главная › Новости
Последние новости · 16 часов назадМужчина и подросток найдены мертвыми в Ямбе · 13 часов назадБывшему офицеру предъявлено обвинение – юг -west Sydney · 13 часов назадПризыв для …
Последние новости — общедоступный сайт полиции Нового Южного Уэльса
www.police.nsw.gov.au › Домашняя страница › Новости
Последние новости; Мужчина и подросток найдены мертвыми в Ямбе Четверг, 1 июня 2023 г. , 20:45:15; Бывшему офицеру предъявлено обвинение — юго-запад Сиднея, четверг, 01 июня 2023 …
Даббо — Последние новости и заголовки из Австралии и мира
www.9news.com.au › dubbo
Женщине из Даббо предъявлено обвинение после якобы мошеннического требования о мышиной чуме и COVID-19 на сумму 65 000 доллароввыплаты помощи при стихийных бедствиях. преступление 13:57 3 ноября …
Полиция Нового Южного Уэльса Последние новости: Последние расследования и инциденты
www.9news.com.au › nsw-police
расследования по всему штату, включая грабежи Нового Южного Уэльса, полицейские преследования, пропавшие без вести …
Суд и чрезвычайная ситуация | Ежедневный либерал | Даббо, Новый Южный Уэльс
www.dailyliberal.com.au › News
Полиция Нового Южного Уэльса прибыла на место аварии двух автомобилей к востоку от Оринджа. Lehrmann урегулировал иск о клевете против News Corp.
Последние новости Даббо | The National Tribune
www.
Leave a Reply