Что будет с ценами на бензин в 2023-м. Для водителей приготовили неприятный сюрприз :: Autonews
В России в 2022 году бензин при инфляции в 11,1% подорожал на 0,6%, а дизель — на 8,4%. Таким образом, как считают власти, в стране удалось удержать рост цен на топливо. Что будет со стоимостью бензина и дизеля в 2023 году, эксперты и аналитики говорят с осторожностью. Правительство в свою очередь уверяет, что постарается сделать все возможное, чтобы рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке оставался не выше инфляции. Autonews.ru выяснил, какие главные факторы в 2023 году будут влиять на стоимость топлива и следует ли ждать ее изменения.
Издержки и рост акцизов
adv.rbc.ru
Как и в прошлые периоды, в 2023 году на розничные цены на бензин и дизель будут влиять несколько факторов, рассказал в беседе с Atonews.ru директор по медиапроектам КРОС и автор исследования «Ландшафт влияния. Исследование отраслевых ассоциаций и деловых объединений» Петр Кирьян.
Первый — рост акциза на моторное топливо в 2023 году на 4%. Эксперт подчеркнул, что это не транслируется в рост цен на АЗС на 4%, но вносит вклад в небольшой рост цен.
Второй — НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), если курс рубля будет показывать тенденцию к снижению относительно доллара и евро, то «в рублях» издержки нефтяных компаний будут расти. Наконец, свою роль сыграет позиция правительства по топливному демпферу — от того, как будет работать этот механизм, зависит, насколько долго АЗС будут готовы не переписывать ценники в новом году.
👉 За оторванный на заправке пистолет могут лишить прав. Что нужно знать
«Если брать отдельные рынки, то там мы уже год наблюдаем маркетинговые приемы АЗС нефтяных компаний. Цены на топливо понемногу ползут вверх, но для держателей карт лояльности, приложений и постоянных клиентов применяется система скидок, которая частично компенсирует общий, пусть и небольшой, но все-таки рост цен», — объяснил Кирьян.
Эмбарго и потолок цен
В свою очередь, руководитель аналитического центра «Независимого топливного союза» Григорий Баженов считает, что ценообразование на топливо в 2023 году будет во многом зависеть от правил, которые будут действовать на внутреннем и внешнем рынке в 2023 году. Например, следует помнить о введении эмбарго Евросоюзом, который является главным покупателем нефтепродуктов из России. По мнению эксперта, это может серьезным образом повлиять на доходность нефтяной отрасли. Также нужно не забывать о потолке цен. Баженов считает, что в любом случае эти нововведения наверняка будут обходиться, но все равно влияние на дисконт по отношению к российской нефти может быть существенным.
Фото: Allexander Makarov / Russian Look
«Это означает, что экспортеры будут серьезным образом терять в деньгах. В части нефти это менее проблематично, потому что поставки в значительной степени можно будет перенаправить. Что касается нефтепереработки, тут все более проблематично. Дело в том, что азиатские рынки, куда перенаправляются в основном наши товары, предпочитают покупать дешевое сырье, а не нефтепродукты, потому что у них есть свои мощные НПЗ. Вторая проблема — дефицит танкеров, которые перевозят нефтепродукты», — рассуждает Баженов.
Как считает эксперт, в таких условиях объемы нефтепереработки будут снижаться и, как следствие, уменьшатся объемы нефтедобычи. По мнению Баженова, никакой катастрофы с ценами из-за этого не произойдет, но важным моментом будет то, как правительство поведет себя по отношению к этим проблемам.
👉 Как снизить цены на бензин в России. Изучаем на примере Польши
«Если регуляторные требования сохранятся на прежнем уровне, то цены на бензин и дизельное топливо вряд ли будут увеличиваться как-то значительно», — подчеркнул он.
Что будет с ценами на топливо в 2023 году
Как заявил в интервью ТАСС вице-премьер России Александр Новак, в 2023 году власти будут стремиться не допустить роста цен выше инфляции. По словам чиновника, для этого в России действует демпфер — «уникальный инструмент, который сглаживает колебания мировых цен».
При его применении, если экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше условных внутренних, государство компенсирует производителям часть этой разницы. При этом в обратном случае нефтекомпании перечисляют часть прибыли в бюджет. Также Новак добавил, что считает удержание роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке не выше инфляции стратегической задачей.
Фото: Lennart Preiss / dpa / Global Look Press
Ведущий аналитик компании «Алгоритм Топливный Интегратор» Виктор Костюков в беседе с Autonews.ru не исключил рост цен на бензин в 2023 году, однако предположил, что он не будет иметь сверхбыстрый темп. Эксперт привел в пример статистику Росстата, согласно которой по итогам 2022 года цены на бензин АИ-92 выросли на 0,7%, а стоимость топлива марки АИ-95 увеличилась на 1,2%. По словам Костюкова, такие цифры в том числе вызваны падением спроса на бензин. Причем эта тенденция будет, скорее всего, продолжаться и в следующем году.
«Пониженный спрос на бензин будет наблюдаться и в 2023 году. Поэтому нам стоит ожидать аналогичных цифр с прошлым, 2022 годом. Цены на топливо должны удержаться в пределах инфляционного показателя. Налоговая нагрузка на нефтяников будет расти, а рынок остается очень слабым», — резюмировал Костюков.
👉 История заправок: от цистерн с топливом до искусственного интеллекта
При этом эксперт считает, что надеяться на снижение цен на топливо не стоит. По его словам, розничная стоимость бензина падает очень редко.
Сезонность и цены на топливо
Григорий Баженов также напомнил, что цены на топливо могут зависеть от сезонности. По словам эксперта, тут многое зависит от спроса. Например, летом он может быть выше, поэтому цены на топливо могут немного вырасти.
«Весной-летом количество предложений остается на обычном уровне, а спрос увеличивается. Дело не только в поездках на дачи и автопутешествиях, но также стоит помнить о посевных работах и связанных с этим процессах. В период экономической активности также обычно растут котировки на бирже и, как следствие, могут увеличиться цены на топливо. Главный вопрос — на каком уровне мы вошли в высокий сезон. Например, если у нас низкие биржевые цены, то никакого эффекта на стоимость топлива может и не быть совсем, и наоборот. Однако в любом случае рост цен тут будет совсем небольшой», — предположил Баженов.
Фото: Uwe Lein / DPA / Global Look Press
При этом зимой традиционно следует ожидать роста стоимости дизельного топлива. Это является следствием перехода автозаправочных станций на зимнее дизельное топливо, которое дороже летнего, и его в стране не так много.
«Раньше эту проблему решали процедурой блендинга. Можно было смешать летний дизель с керосином, и в итоге получалось зимнее топливо. Возникала экономия на акцизе, а на рынке появлялся доступный зимний дизель. Сейчас решить вопрос можно только повышением цен на дизель в этот период. Что касается лета, то, скорее всего, в это время года стоимость дизеля меняться не будет», — заключил эксперт.
- Какие автомобили и откуда чаще всего угоняли в 2022 году. Антирейтинг
- «Все растет в цене». Как подорожали запчасти в 2022 году
- Доллар снова начал расти. Что будет с ценами на машины в 2023 году
Дальше будет хуже. Что с белорусской нефтепереработкой? – DW – 13.07.2022
ПолитикаБеларусь
Александра Богуславская
13 июля 2022 г.
Беларусь потеряла главные экспортные рынки нефтепродуктов, НПЗ сократили переработку в два раза, но бензин в стране все равно дорожает. Подробнее о проблемах «нефтянки» — у DW.
https://p.dw.com/p/4E50T
НПЗ в НовополоцкеФото: Viktor Tolochko//dpa/Sputnik/picture allianceРеклама
Политический кризис в Беларуси, а затем и война в Украине критически отразились на главной экспортной отрасли страны — нефтепереработке. Сначала Минск потерял европейский рынок для своих нефтепродуктов, а после начала войны еще и Украина отказалась от белорусского бензина, хотя Беларусь была его крупнейшим поставщиком. Остались ли еще рынки сбыта у Беларуси, как ситуация отражается на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) и почему бензин в стране все равно продолжает дорожать?
Беларусь потеряла и европейский, и украинский рынки
Несмотря на несколько пакетов западных санкций против Беларуси, Украина первое время не стала присоединяться к ним и продолжила закупать белорусские нефтепродукты. Более того, по итогам 2021 года, поставки белорусского топлива в Украину увеличились на 18%, что составило 78% всего импорта бензина в страну.
Торговые отношения между сторонами прекратились только после начала войны, потому что официальный Минск поддержал российскую агрессию. Украина 16 июня арестовала активы белорусской топливной компании «БНК-Украина» на сумму более чем 20 млн гривен (около 682 тыс. долларов). Также стало известно об аресте активов белорусской нефтяной компании «Сервис Ойл».
Комментируя эту новость, директор Центра экономических исследований BEROC Катерина Борнукова говорит, что сейчас арест активов компаний имеет мало значения: «Конечно, не хотелось бы терять собственность над активами, но на фоне потери украинского и европейского рынков — это просто мелкая неприятность. А после окончания войны в Украине вероятно будет политическое лобби, чтобы не торговать с Беларусью».
Есть ли альтернативные рынки для белорусских нефтепродуктов
Оценить потери нефтеперерабатывающей отрасли сейчас сложно, ведь еще в прошлом году Белстат закрыл статистику, но Борнукова говорит, что ситуация серьезная: «В сторону украинского и европейского рынков шло около 95% экспорта, а теперь у нас остается внутренний рынок и российский. Те надежды, что у нас есть в других отраслях — на Центральную Азию, страны Дальней дуги, они не очень оправданы в случае нефтепереработки, потому что у этих стран есть свои поставщики. Получается, что внешних рынков практически нет, ведь даже в России нас никто не ждет, там хватает своих мощностей».
Эксперт по вопросам энергетики из Минска, который попросил не называть его имя по соображениям безопасности, рассказал DW, что потеря украинского рынка — действительно серьезная проблема, ведь это был очень привлекательный и маржинальный рынок для Беларуси, и нефтепродукты там торговались в премиум-сегменте. «Ранее говорили о переориентации экспорта на российский рынок, но это вызывает сомнения. На российском рынке нет дефицита нефтепродуктов, хотя я не исключаю, что в ограниченном количестве белорусское топливо может поставляться в ближайшие к Беларуси регионы России», — говорит эксперт.
Также он в целом не исключает, что какой-то объем нефтепродуктов может поставляться через российские порты на внешние рынки, ведь ранее Минск и Москва заключили соответствующее соглашение. Так, недавно министр транспорта РФ Виталий Савельев заявил, что в текущем году российские северо-западные порты отгрузят 2,4 млн тонн нефтепродуктов из Беларуси, а в прошлом году этот объем составил 2,1 млн тонн.
«Понятно, что сегодня белорусские власти пытаются сохранить нефтянку на плаву, в расчете на то, что завершится конфликт в Украине и удастся наладить поставки на внешние рынки. Для этого нужно по максимуму сохранить экспорт куда это возможно. Такие варианты прорабатываются, хотя куда конкретно они возможны, какие страны — пока сложно говорить», — отмечает эксперт по вопросам энергетики.
Белорусские НПЗ сократили переработку на 50%
Отсутствие прежних экспортных рынков также отражается на работе белорусских НПЗ. Последние годы оба завода («Нафтан» и Мозырский НПЗ) перерабатывали примерно 18 млн тонн нефти в год. Но недавно премьер-министр Беларуси Роман Головченко заявил, что из-за санкций белорусские НПЗ сократили переработку в два раза.
«Думаю, дальше будет только хуже. Если только Беларусь не найдет способы как-то обходить санкции, например, промаркируя нефтепродукты как не белорусские», — говорит Борнукова. По ее словам, уже видно снижение реальных зарплат на НПЗ. «Конечно, не такое критическое, как в химической отрасли — на 40%, но уже видим минус 10%. О прибыльности НПЗ точных данных нет, но можно догадываться — видно, что рентабельность этих предприятий падает, и скорее всего они работают в убыток», — отмечает она.
Эксперт из Минска говорит, что потеря Украины особенно отразилась на Мозырском НПЗ, который работал, в первую очередь, на этот рынок: «Еще в марте завод остановился на капитальный ремонт, который обычно длится месяц. А сейчас была информация, что ремонт планируют продолжать до конца сентября». Кроме того, как говорит эксперт, по косвенным данным можно догадываться, что у НПЗ увеличилась кредитная нагрузка.
Если экспорта нет, почему цены на бензин в Беларуси растут?
И эксперты, и само правительство отмечает, что сейчас нефтеперерабатывающая отрасль, в первую очередь, работает на внутренний рынок, который оценивается в 5-6 млн тонн ежегодно. Впрочем, несмотря на это, цены на топливо в Беларуси продолжают расти — за текущий год их уже повышали 20 раз. Эксперт по энергетике связывает это с уже упомянутыми кредитными задолженностями и отсутствием экспорта: «Решение этих проблем власти пытаются переложить не только на заводы, но и на потребителя. Но тем не менее, стоимость топлива остается низкой по сравнению с европейскими государствами».
Катерина Борнукова, в свою очередь, напоминает, что внутренний рынок бензина в Беларуси субсидирован: «Нефтепереработка зарабатывала на экспорте, а на внутреннем рынке теряла деньги, но покрывала потери за счет прибыли на внешних рынках, а теперь этого нет. Второй фактор — рост цен на нефть, который не мог не отразиться на белорусской нефтянке».
В такой ситуации, как говорят эксперты, Беларуси вполне бы хватило одного завода для обеспечения собственных нужд, но пока говорить об этом рано. «Может они рассчитывают на какое-то место на российском рынке, может проработают варианты по перепрофилированию, ведь нефтехимия — это не только про бензин и битум. Но надо понимать, что перепрофилирование требует инвестиций и времени — это не то, что можно быть сделано за месяц-два. В целом пока не было заявлений о том, что предприятия закрываются, это остается в приоритете и будет оставаться в ближайшие полгода. А если дальше не найдется какой-то выход, то да, возможно остановка одного из заводов или части мощностей на обоих», — считает Борнукова.
Смотрите также:
Беларусь под санкциями: что будет с экономикой
To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video
Написать в редакцию
Реклама
Пропустить раздел Еще по теме
Еще по теме
Пропустить раздел Топ-тема1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DWНа главную страницу
Беларусь как страна-транзитер газа
|
Российский газ: сколько это стоит?
Единая цена не подходит для всех европейских потребителей российского газа.
Изучение общедоступных данных показывает, что страны Западной Европы платят меньше «Газпрому», российскому государственному газовому гиганту, чем более бедные страны Центральной и Восточной Европы.
Так почему же Польша и Чехия платят более 500 долларов за тысячу кубометров газа, а по ту сторону границы Германия платит меньше 400 долларов?
«Цены Газпрома зависят от того, какие альтернативы существуют в этих странах», — говорит Джеймс Хендерсон, эксперт по российской нефтегазовой отрасли из Оксфордского института энергетических исследований. «По сути, он действует как дискриминирующий монополист. Если он имеет значительную долю рынка в стране или если он видит, что в стране есть ограниченные альтернативы, он устанавливает соответствующие цены».
Вот некоторые выводы:
— Некоторые из беднейших стран Европы платят самые высокие цены за российский газ.
Из пяти беднейших стран Европы только Молдова платит за российский газ ниже среднего. Македония, пятая беднейшая европейская страна, по данным МВФ, платит больше, чем любая другая страна (564 доллара за тысячу кубометров). Босния и Герцеговина, где среднемесячная заработная плата составляет около одной пятой от зарплаты в Германии, платит 515 долларов за тысячу кубометров.
— Некоторые богатейшие страны Европы, которые платят меньше за российский газ, также обвиняются в мягкости по отношению к России.
После аннексии Россией украинского полуострова Крым в марте и последующих боевых действий на востоке Украины, где Россию обвиняют в поддержке боевиков-сепаратистов, США и ЕС ввели целенаправленные санкции против Москвы.
Но Германию, Австрию и Францию, каждая из которых платит менее 400 долларов, обвиняют в сопротивлении более суровым наказаниям для России.
(Нажмите здесь, чтобы открыть полную интерактивную версию)
Германия, крупнейший клиент «Газпрома», купивший в 2013 г. 40 млрд куб. дальнейшие санкции. Франция отказалась отказаться от многомиллиардной сделки по продаже военных кораблей России и Австрии, которая платит 39 долларов.7 за тысячу кубометров, в июне подписали контракт на строительство австрийского участка российского газопровода в обход Украины.
Но менее чем за неделю до того, как Вена согласилась на условия с Москвой, Европейский Союз успешно оказал давление на Болгарию, которая платит на 100 долларов за тысячу кубометров больше, чем Австрия, чтобы она отложила свое соглашение с Россией по тому же газопроводу «Южный поток».
— Кремль использует дешевый газ как главный соблазн для стран присоединиться к Таможенному союзу.
Примерно в то время, когда бывший президент Украины Виктор Янукович отказался от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС в ноябре, президент России Владимир Путин пытался убедить Киев присоединиться к возглавляемому Россией Таможенному союзу, в который в настоящее время входят Беларусь и Казахстан.
В дополнение к списанию долга на 15 миллиардов долларов он предложил резко снизить сумму, которую Украина должна будет платить за импорт газа. Но если бы газ действительно был фактором, влиявшим на решение Украины о вступлении в Таможенный союз, она могла бы просто посмотреть на Белоруссию, которая при $166 за тысячу кубометров платит меньше, чем любая другая страна. Армения, которая в прошлом году внезапно объявила о своем намерении присоединиться к Таможенному союзу, отстает от Беларуси и платит 189 долларов.за тысячу кубометров. Обе страны получают весь свой природный газ из России.
(Нажмите здесь, чтобы открыть полную интерактивную версию)
— Другие бывшие советские республики получают почти весь свой газ из России — и много платят за него.
Некоторые из стран, которые больше всего зависят от России в плане газа, также яростно критикуют Москву. Три прибалтийские страны — Латвия, Литва и Эстония — все из которых решительно поддерживали Украину в нынешнем кризисе, получают 100% природного газа из России.
Leave a Reply