Школьная пора в Японии
Как устроено школьное образование в Японии
Вместо теплых дней приходят холодные, на улице начинает рано темнеть, загар, полученный во время летнего отпуска, тоже начинает сходить. Именно это говорит о том, что пришла пора осени вступить в свои права. Родители всех учеников тратят время и деньги на школьные принадлежности, формы и учебники. Пришло время 1 сентября – Международного Дня Знаний. В это время начинается радостная, но не для всех и не всегда, школьная пора в России. Но не во всех странах учебный год начинается в сентябре, в других государствах иные традиции и законы. Так учебный год в странах постсоветского пространства и местах, где был распространён «социалистический блок» начинается 1 сентября, к таким местам относятся: Чехия, Австрия, Германия, Украина, Беларусь, Казахстан, Грузия и другие страны.
Когда в Японии начинается учебный год?
В Японии начало учебного года значительно отличается от российского. Здесь процесс начинается в апреле, в середине весны, когда природа просыпается от зимнего сна, начинается новый период развития жизни, когда, наконец-то, начинает цвести сакура. Это очень символично, что именно в такой период у детей начинается учебный год. Именно здесь и начинаются особенности японского общества.
Праздник устраивают только для первогодок, они приходят вместе с родителями, осматриваются в школе, знакомятся с учителями, получают список со всеми необходимыми предметами для обучения. После этого первоклашки получают еще неделю на отдых и окончательные приготовления к школе, а затем начинается долгожданный учебный год.
В России мало времени уделяют подготовке детей из детских садов к школе, да, учат считать или писать, и прочие мелкие вещи, но в Японии все по-другому, подготовка к школе начинается уже в детском садике. Ученик, идущий в первый класс уже должен знать на приличном уровне математику и владеть двумя японскими алфавитами – хирагана и катакана. В стране Восходящего солнца, школа разделена на три этапа: начальная, средняя, старшая. В начальную школу идут в возрасте 6-7 лет, учатся там, на протяжении 6 лет. Затем идет средняя школа, здесь обучение проходит уже 3 года, с 7 класса по 9. Старшая школа в Японии является платной, и обучатся, в ней тоже предстоит на протяжении 3 лет, до 12 класса. Исходя из этого, можно сказать, что обязательное образование составляет 9 классов, но примерно 95% учеников идут в старшую школу, хотя там и платное обучение. Их не пугают цены и то, что с деньгами придется расстаться ради учебы.
Вообще японцы относятся с любовью к обучению, не важно, школа это или простая книга, они стараются заниматься им в любое свободное время, которое появляется в их жизни, насыщенной событиями.
Что в японских школах особенного?
Самая легкая пора это, пожалуй, начальная школа: ученикам не дают домашних заданий, отсутствуют экзамены, и нет даже серьезных проверочных работ. С первого же класса начинается погружение в японский язык, там этому придают большое значение, дети учат не только современный японский, но и древний, вместе со средневековым. Существуют еще и другие предметы. В средней школе к информатике, истории, мировой и отечественной, естественным наукам прибавляются предметы по выбору, уже можно с 12-14 лет определяться со своей будущей профессией.
В начальной школе не бывает больше 4 уроков в день, в средней их число возрастает, продолжительность учебы остается прежней, но в старшей школе уроки длятся по 50 минут и ученики проводят за занятиями по 8-10 часов. Ученики сидят на протяжении всех уроков в одном классе, и к ним приходят различные учителя. Как видите в России все наоборот. Перемены между уроками короткие, в основном 5-10 минут. В середине дня или по пришествию нескольких уроков у учеников есть право на обед, они приносят еду из дома или магазинов в специальных боксах, и едят прямо в классе, ведь в большинстве школ Японии нет столовых.
Дети совместно убираются: сплоченный коллектив и экономия для школы
К обязанностям школьников относится и уборка школы и участков около нее от мусора. За это отвечает отдельный класс, в отличие от России, где определенный участок закрепляют за учителем. В Японии все немного иначе. Старостами класса становятся дежурные, которые после окончания уроков следят за уборкой в классе и на пришкольном участке.
Одежда школьников
Каждая школа вправе выбирать свою форму для учеников, а учащийся обязан носить ее постоянно, пока находится в школе. То же самое правило относится и к спортивной одежде. Еще у учеников есть кепки, которые являются отличительным знаком определенной школы.
Каникулы и Япония: учеба, учеба и еще раз учеба
Весь учебный год японских школьников состоит из 3 семестров, которые разделены между собой каникулами. Первая часть учебного года начинается в начале апреля и заканчивается 20 июля. После следует длительный отдых, который длится до 1 сентября, то есть примерно 40 дней. В каком-то смысле учебный год у японцев тоже начинается 1 сентября. Затем начинается вторая часть учебного года, она длится с начала сентября и до конца декабря, после наступают зимние каникулы, которые длятся около 2 недель. Последняя часть учебного года начинается 7 января и длится до 25 марта. А спустя буквально неделю начинается новый учебный год, так что японские школьники отдыхают почти в два раза меньше, чем российские.
Общительные японцы: как заводить друзей и вливаться в любой коллектив
Еще одна особенность состоит в том, что каждый год состав класса полностью меняется, это позволяет ученикам развить коммуникабельность и навык заведения друзей. С учителями тоже все просто: они также меняются каждый год.
Кружки и секции
Начиная с момента средней школы, ученики могут вступать в различные секции и кружки. Они могут быть связаны с музыкой, технологиями, рисованием, в частности с мангой и каллиграфией, различными естественными науками, традиционной деятельностью, например, созданием икебаны. Кроме обучения в школе и занятиях в секциях, в Японии имеются курсы-дзюку. Так называются курсы, где ученики закрепляют знания с уроков и получают новые сведения. Ведь даже хорошая учеба в школе не гарантирует успешной сдачи экзамена и поступления в университет. Популярность курсов отлично отображает то, что лучшим подарком на день рождение подросткам являются билеты на подобные занятия.
Фестивали и различные праздники в японских школах (学園祭)
В сентябре проводится специальный день открытых дверей в школах и вузах, а такие дни любой может ознакомиться с выбираемой школой и узнать о ней много полезной информации. Подготовка к фестивалю начинается с началом второй части обучения, и длится примерно 3 недели. Созданием праздника занимаются ученики старшей школы, кроме последнего класса: они готовятся к экзаменам. Каждому из классов даются деньги от школы, на которые тот должен купить все необходимое. Из числа учеников выбираются главные лица, отвечающие за работу и сама рабочая группа.
Сам праздник очень веселый. Школы украшаются различными вещами: ленточками и плакатами. Каждый ученик одевает футболку, которая относится к области его обучения.
Проводятся конкурсы и квесты. Представители различных секций и кружков устраивают выступление, чтобы завлечь участников к себе в коллектив.
Итоги
Из статьи Вы узнали: как устроена школа в Японии, ее особенности, что характерно для японцев и просто множество полезной и интересной информации.
Система школьного образования в Японии
Школьное образование имеет огромное значение для будущего страны. В этой области существует немало проблем: снижение успеваемости учащихся, растущий разрыв между разными образовательными учреждениями и многое другое. В этом очерке мы познакомим вас с образовательной системой Японии – начиная с обязательного начального образования и заканчивая обучением в техникумах, которое дает выпускникам необходимые навыки для занятия той или иной профессиональной деятельностью.
Право и обязанность учиться в школе
По японским законам люди, на попечении которых находится ребенок, обязаны позаботиться о том, чтобы с шести до пятнадцати лет их подопечный получал обязательное общее образование в рамках образовательной системы. Обязательное образование – необходимое условие для поддержания демократии и процветания демократического государства. По мере роста и взросления дети получают нужные знания, развивают не только тело, но и здоровый дух – все это необходимо для формирования зрелой, полноценной личности.
Первого апреля практически все без исключения японские дети, которым уже исполнилось шесть лет, идут в первый класс начальной школы. В начальной школе преподают основы общеобразовательных предметов, учеба в ней длится шесть лет. В возрасте тринадцати лет дети переходят в школу средней ступени и учатся там три года. Девять лет обучения в начальной школе и школе средней ступени являются в Японии обязательными. В государственных школах нет вступительных экзаменов, платить за учебу и учебники не надо – обязательное государственное образование в Японии бесплатное. На родителях или опекунах лежат следующие финансовые обязательства: покупка школьной формы, оплата школьного питания и внешкольных мероприятий (экскурсий, поездок и т. д.). С другой стороны, в частных школах с платным обучением больше уроков, рассчитанных на дальнейшую учёбу в старшей школе и университете, и для того, чтобы успешно пройти в них вступительный экзамен, могут потребоваться немалые средства на дополнительные занятия. Так как количество родителей, желающих, чтобы их дети получили частное образование, не уменьшается, известные частные школы, как средней ступени, так и начальные, зачастую требуют очень высокую плату за обучение.
Одна из примечательных особенностей обязательного школьного образования в Японии – почти стопроцентная вовлечённость детей в процесс обучения. 99,8% японских детей посещают обязательные предметы. Это больше, чем в Англии, Франции и Китае, где этот показатель достигает 99%.
Что же касается дошкольников, то японские дети идут в детские сады в возрасте трех лет. Но дошкольное образование не является обязательным, поэтому оно платное, и родители могут выбрать, отправлять им ребенка в сад или нет.
Для детей иностранцев, проживающих в Японии, школьное образование не является обязательным, но если ребенок-иностранец идет учиться в государственную школу, то он получает бесплатное образование, в том числе и бесплатные учебники, точно так же, как и его японские одноклассники.
Колледжи с двухгодичной программой и техникумы с пятилетним обучением
После завершения обязательного образования в шестнадцать лет у учащихся Японии есть несколько возможностей продолжить образование: три года учебы в старшей школе до восемнадцати лет, общеобразовательные дневные профтехучилища и специальные техникумы (например, сельскохозяйственный, социальный и т. д.) или вечерние и заочные школы для работающей молодежи. Также существуют специальные старшие школы с пятилетним профессиональным обучением. Окончив среднюю школу, 98,1% учащихся выбирают один из вышеперечисленных вариантов и получают дальнейшее образование. Выше только южнокорейские показатели, где 99,9% учеников, окончивших среднюю школу, продолжают учиться.
В последнее время открывается все больше «совмещенных» общеобразовательных школ с шестилетним обучением, где школа средней ступени слита со старшей школой. Считается, что такая система увеличивает шансы поступления в престижный университет, поэтому с каждым годом увеличивается количество учеников, поступающих в такие школы. В последнее время также прослеживается новая тенденция – появляется все больше школ (например, таких как старшая школа при Международном христианском университете), в которых дух коллективизма выражен менее ярко. 70% учащихся таких школ – дети, жившие с родителями-японцами за границей и получившие там начальное образование.
Есть несколько типов высших учебных заведений, для поступления в которые необходимо закончить старшую школу: колледжи с двухгодичным курсом обучения, университеты (бакалавриат) и техникумы с более чем двухлетним обучением. После получения степени бакалавра можно продолжить учебу в аспирантуре, которая состоит из магистратуры (2 года) и докторантуры (3 года).
Многие японские компании при приеме на работу требуют, чтобы у кандидата было университетское образование. В 2013 году 50,8% (то есть половина) всех выпускников старшей школы сдали вступительные экзамены и продолжили обучение в вузе. При этом у тех, кто решил не получать высшего образования, а сразу начать работать, уровень занятости весьма высок и составляет 97%.
Техникумы – источник необходимых профессиональных навыков
Кроме того, в Японии в рамках системы профессионального образования существуют специальные заведения для получения профессиональных навыков, необходимых для того или иного вида профессиональной деятельности (сэммон-гакко, «профессиональное училище», официальное название – сэнсю-гакко, «школа профессионального обучения»). Зачастую там обучаются те, кто уже закончил старшую школу. В техникумах преподают не только поварское дело, инженерные и сельскохозяйственные специальности, но и дизайн, и языки. Учащиеся техникума могут брать курс по анимэ или компьютерным играм, овладеть искусством киноактера или стать спортсменом – выбор предметов действительно очень широк. Например в училище Mode Gakuen можно учиться на фэшн-дизайнера, визажиста и дизайнера интерьеров, в техникуме HAL готовят специалистов по производству компьютерных игр, компьютерной графики и анимационных фильмов, из школы дизайна Кувасава вышло немало талантливых дизайнеров. Растет число японских профтехучилищ, которые снискали себе славу не только в Японии, но и за ее пределами.
Почти все техникумы дают диплом о получении профессиональной подготовки, необходимой для трудоустройства. Поэтому студенты или офисные служащие, которые хотят получить определенную специальность (а таких людей, как оказалось, достаточно много), могут совмещать свою основную работу с учебой в техникуме. Если речь идет о специальности, которая может оказаться востребованной на основной работе человека, который учится в техникуме, то в некоторых случаях его работодатель может полностью или частично оплатить эту учебу.
Информация для иностранных студентов об учебе в Японии:
JASSO, японская организация помощи студентам. Краткий студенческий гид по Японии (ссылка на русском языке)
Фотография к заголовку: Перед церемонией начала учебного года в начальной школе города Кадзо (префектура Сайтама) девочка, семья которой переехала после стихийного бедствия из города Футаба в префектуре Фукусима, тянет руку, чтобы ответить на уроке (©Jiji)
▼Читайте также
Приживётся ли Международный бакалавриат в Японии? О системе общего предуниверситетского образования IB | Серия «Как учить японский язык?» Вместо предисловия |
Система образования в Японии | Посольство Японии в Соединенных Штатах Америки
В этом разделе представлен обзор системы образования в Японии и ресурсы для дополнительной литературы для тех, кто интересуется образовательной политикой в Японии.
В Японии дети обычно проходят 12-летнее формальное образование, состоящее из начального, неполного среднего и полного среднего образования. Прежде чем начать свое начальное образование в возрасте 6 лет, дети имеют возможность посещать детский сад в возрасте от 3 до 5 лет.
Обязательное образование начинается с 6 лет начальной школы и заканчивается 3 годами неполной средней школы, всего 9 лет. Затем учащиеся переходят в старшую среднюю школу, в которой учатся дети, завершившие обязательное образование, которое завершается через 3 года. Существует также возможность посещать среднюю школу после начальной школы, которая сочетает в себе неполное и неполное среднее образование. В последние годы в районах с меньшим населением была предоставлена возможность создавать школы обязательного образования, которые представляют собой школы, сочетающие начальную и неполную среднюю школу.
Школы для детей с особыми потребностями предназначены для детей со сравнительно тяжелыми формами инвалидности и нацелены на предоставление образования, соответствующего их индивидуальным образовательным потребностям. Эти школы разделены на четыре уровня, состоящие из детского сада, начальной, младших и старших классов средней школы. Обучение с особыми потребностями может также предоставляться учащимся с более легкими формами инвалидности, посещающим обычные начальные и неполные средние школы, либо записываясь в специальные классы меньшего размера, либо посещая ресурсные комнаты несколько раз в неделю для дополнительного обучения.
Высшее образование в Японии делится на технологические колледжи, младшие колледжи и университеты. Технологические колледжи предоставляют профессиональное образование учащимся, завершившим обязательное образование, и присваивают учащимся степени младшего специалиста после пяти лет обучения. Младшие колледжи предлагают 2–3-летние программы получения степени младшего специалиста для учащихся, получивших полное среднее образование, и большинство предлагаемых курсов относятся к гуманитарным, социальным наукам и подготовке учителей. Университеты предлагают 4-летнюю степень бакалавра для студентов, которые завершили полное среднее образование, а также 2-летнюю степень магистра и 3-летнюю докторскую степень.
Наконец, существуют специализированные колледжи и различные школы, которые в основном являются частными учреждениями и предлагают практические программы профессионального и технического образования. Специализированные учебные колледжи предлагают программы старших классов средней школы для тех, кто завершил обязательное образование, программы послесреднего образования и общие курсы. Учащиеся, завершившие программу старших классов средней школы, получают степень технического младшего специалиста. Разные школы, доступные для учащихся, завершивших обязательное образование, предлагают курсы по пошиву одежды, кулинарии и ремонту автомобилей среди многих других профессиональных профессий, и обычно длятся 1 год.
На основании Закона о школьном образовании японское национальное правительство устанавливает национальные стандарты учебных программ для начальных, средних школ и школ с особыми потребностями, чтобы поддерживать определенный уровень образования и обеспечивать одинаковое качество образования для всех. Национальные стандарты учебных программ пересматриваются каждые 10 лет. Национальным государственным органом, который публикует национальные стандарты учебных программ, является Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий (MEXT).
Советы по образованию затем устанавливают правила, касающиеся управления школами, включая учебный год, сроки обучения, порядок составления учебных планов и использования учебников и т. д. Советы по образованию (BOE) делятся на муниципальные и префектурные советы по образованию, в которых муниципальные BOE создают и контролируют начальные и неполные средние школы, а BOE префектур создают и контролируют старшие классы средней школы и школы специального образования.
В соответствии с национальными стандартами учебных программ отдельные школы составляют и выполняют учебные программы, устанавливая образовательные цели, организуя содержание уроков и распределяя учебные часы.
Дополнительная литература
- Обзор образования – Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий (MEXT)
- Красочная брошюра об образовании в Японии для печати – Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий (MEXT)
- http://www. nier.go.jp/English/educationjapan/index.html>Подробные статьи на темы, связанные с образованием в Японии – Национальный институт исследований политики в области образования (NIER)
- Образовательная политика в Японии: наведение мостов к 2030 г. – Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
Обучение нынешней японской рабочей силы и нового поколения японских студентов межкультурным и глобальным навыкам является приоритетом для правительства Японии. Успех на мировой арене требует понимания и терпимости к разнообразию, и ожидается, что студенты будут обладать этими навыками к моменту окончания университета. В результате правительство Японии предприняло усилия по сотрудничеству со школами и университетами, чтобы способствовать обмену студентами в обоих направлениях, чтобы увеличить культурный и образовательный обмен и перейти на интерактивные классы, которые поощряют учащихся к самостоятельности и инициативе.
Проекты в поддержку интернационализации образования
Японская программа обучения и обмена (JET) Инициатива , спонсируемая правительством Японии, которая привлекает молодых людей с высшим образованием из более чем 40 стран для работы в сообществах и школах по всей Японии. С 1987 года более 32 000 американцев приняли участие в программе либо в качестве помощников учителей иностранных языков в государственных школах, либо в качестве координаторов по международным отношениям, работающих в местных органах власти. | |
Ведущий глобальный университетский проект (MEXT) Проект MEXT, который оказывает финансовую поддержку отдельным японским университетам в проведении комплексной университетской реформы для повышения международной совместимости и конкурентоспособности. Отобранные университеты должны достичь многих ключевых показателей эффективности, начиная от наличия гибкого академического календаря и заканчивая сохранением определенного соотношения студентов, обучающихся за границей. | |
Японо-американская инициатива COIL (MEXT и ACE) Проект, который обучает вузы Японии и США программному обеспечению для совместного международного онлайн-обучения (COIL) для их интеграции в свои классы, где японские студенты работают со студентами из США над проектами университетских курсов, расширяя охват интернационализации. | |
Стипендия MEXT Конкурентная стипендиальная программа, полностью финансирующая студентов, получающих образование в японских университетах. | |
TeamUp (Фонд США-Япония) Предоставляет дорожную карту для построения стратегического партнерства в области высшего образования между Японией и США |
ЯПОНСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА | JAPAN Educational Travel
План учебного плана
Японская школьная система в основном состоит из шестилетней начальной школы.
школы, трехлетние неполные средние школы и трехлетние средние школы,
затем следуют двух- или трехлетние младшие колледжи или четырехлетние колледжи.
Обязательное образование длится 9 лет в начальной и средней школе.
школа. Школьные обмены во время образовательной поездки в Японию в основном
реализуется в младших и старших классах. Для физического или умственного
учащихся с ограниченными возможностями, существует система под названием «Образование с особыми потребностями».
поддерживать особых учащихся в развитии их уверенности в себе и, таким образом, в повышении
их социальное участие.
Карта школьного образования
Знакомство со школами в Японии
мероприятие Школьное расписание
В государственных школах Японии занятия проводятся пять дней в неделю, с понедельника по пятницу.
Пятница. Есть также школы, в которых занятия проходят по субботам. В юниорах
старших и старших классах, есть шесть уроков каждый день, обычно
по 50 минут на каждую. После занятий ученики убирают классы
посменно, а затем начинают свою клубную деятельность. Есть множество
клубы, такие как культурные и спортивные.
Пример школьного расписания
событие Академический календарь
В принципе учебный год начинается в апреле и заканчивается в марте
следующий год. В большинстве школ принята трехсеместровая система с первым
семестр с апреля по август, второй семестр с сентября по
декабрь и третий семестр с января по март. Существует также
летний перерыв (с конца июля до конца августа), зимний перерыв
(с конца декабря по начало января) и весенние каникулы
(с конца марта по начало апреля).
Пример академического календаря
мероприятие Школьная организация
В каждой школе есть директор, заместитель директора, учителя, школьная медсестра,
и другие сотрудники администрации. Как исполнительный директор, руководитель
берет на себя все обязанности школы, включая курсы, предоставляемые
и связанная с этим административная работа. Заместитель директора поддерживает директора
управлять административными делами школы и нести ответственность за
Образовательная деятельность учащихся и учебный план. Кроме того, в
Чтобы обеспечить бесперебойную работу школы, учителя берут на себя различные
обязанности, такие как забота об образовательной деятельности,
школьной жизни учащихся, а также рекомендации по трудоустройству учащихся после
выпускной. Многие школы также создают свои собственные комитеты, например
Комитет содействия международному обмену и другие.
Сопутствующая информация
Особенности японского образования
Об особенностях японского образования.
событие Об уровне образования
Уровень японского образования высок даже по мировым меркам. В
Программа ОЭСР по международной оценке учащихся (PISA), направленная на
пятнадцатилетних, японские школьники зафиксировали высокий уровень
достижений, особенно в областях, связанных с наукой. Образовательный
деятельность вне школы также процветает, и программы, ведущие к
осуществляется повышение квалификации.
Зачисление в средние школы, на вторую половину среднего образования,
достигает более 90%, и набор в колледжи также высок
достигает более 50%. Прием в средние школы и колледжи в основном
через вступительные экзамены, проводимые с января по март.
Источник:
ОЭСР
location_city Обучение иностранным языкам
Английский язык является обязательным предметом в средней и старшей школе. Там
также начальные школы, которые вводят английское образование от
промежуточные классы. В некоторых средних школах, кроме английской,
студентам также разрешено проходить курсы на китайском, корейском, французском,
немецкий и др.
location_city Студенческие клубы
Студенческие клубы являются характерной частью школьного образования Японии.
Под руководством учителей учащиеся с одинаковыми интересами к спорту,
культурная деятельность или области обучения добровольно собираются вместе
после занятий и в выходные дни. Есть также многочисленные студенческие клубы.
вращается вокруг японских традиционных видов спорта и культуры, таких как
дзюдо, кендо (японское фехтование), садо (японская чайная церемония),
кадо (японская цветочная композиция), сёдо (японская каллиграфия) и др.
Leave a Reply