Так сколько же китайцев на самом деле?
Все мы знаем, что китайская цивилизация — одна из первых, образовавшихся на Земле. Древнеегипетской нации больше нет, вавилонян тоже, а вот китайцы вполне себе существуют больше пяти тысяч лет. Скажем, во время знаменитого крестьянского восстания «жёлтых повязок» против династии Хань во II—III вв. н.э. только одних повстанцев насчитывалось 2 миллиона человек, а в целом в Китае тогдашнего времени проживало 100 (!) миллионов народу.
И вот интересный вопрос — почему именно китайцы размножаются с такой космической скоростью? Ведь и в античной, и в средневековой Европе тоже имели в семьях по 10 детей, но население так серьёзно не увеличивалось.
В среднем, в стандартной семье Поднебесной рождалось 20 отпрысков, и это у бедных крестьян — люди побогаче, включая купцов и чиновников, имели несколько жён и десятки (если не сотни) наложниц. Достаточно сказать, что число «сексуальной обслуги» императора упомянутой династии Хань состояло из 700−900 (!) девушек, которые регулярно рожали детей.
В Западной Европе в бедных семьях младенцев иногда убивали или оставляли у порогов женских монастырей, поскольку малюток нечем было кормить. В Китае детей в древности рожали методом «конвейера», целенаправленно — вдруг из двух десятков отпрысков хоть один да выбьется «в люди», обеспечит родителей-бедняков в старости.
На удивление, и жили в тогдашней Поднебесной куда больше, чем в Европе в «тёмные века»: стоит вспомнить короля Франции Филиппа IV, умершего в 46 лет, его сына Людовика X, скончавшегося в 27 лет, Филиппа V, отправившегося на тот свет в 29 лет, и Карла IV — его положили в гроб в 34 года. Пища небогатых китайцев всегда являлась в основном растительной, а не мясной, и это позволяло им доживать примерно до 60 лет, что по тем временам исчислялось, как сейчас сто двадцать.
Единственной проблемой при таком безумном количестве народа была сама еда. Вспышки голода в Китае случались куда чаще, чем в Европе. Например, последним разразился так называемый «Великий Голод» в 1958—1961 гг. — в результате просчётов правительства Мао Цзэ-дуна в посевах риса умерло 36 миллионов человек. Интересно, но такие вещи и удерживали китайцев в древности и средние века от серьёзных военных экспансий — как отойти от главных рек, дающих рису воду, и идти в походы неизвестно куда, вдруг всё войско умрёт от недостатка питания?
Размножают народ специально?
Впрочем, существует множество конспирологических версий — дескать, число китайцев специально завышено: в 2, или даже в 3 (!) раза.
Сбежавший на Тайвань бывший президент Китая Чан Кай-ши в 1962 году заявил: «коммунисты завышают количество китайцев, чтобы весь мир боялся китайской армии».
На деле, как убеждён Чан-Кайши, в стране живёт не более 400 миллионов человек. Схожего мнения придерживается и российский специалист по Китаю Кирилл Лотков, заявляя: мол, КНР — страна закрытая, независимых подсчётов в её истории никогда не было, какие цифры они захотят, такие себе и «нарисуют». Согласно высказываниям Лоткова, огромное население нужно Китаю для давления на соседей, ибо сам факт, что китайцев полтора миллиарда сам по себе звучит пугающе: поэтому не следует верить на слово. Эти же предположения высказал публицист из Латвии Сергей Васильев (Seva-Riga), приведя данные — в США в год собирают 485 тонн зерна, и этого достаточно для пропитания 300 миллионов человек, а в Китае — 546 миллионов тонн зерна. Как же китайцы до сих пор не умрут с голоду? Правда, стоит заметить, что жители Китая едят в основном как раз-таки не хлеб, а рис. Другие сторонники «теории заговора» указывают — даже после войны с Японией (1937−1945), где Китай потерял 30 миллионов человек, его население, согласно статистике, вдруг увеличилось на 60 миллионов! В общем, проверить это невозможно, слухи неизбежны.
Почему китайцев так много?
Крестьяне, налоги и свиньи
Теперь относительно мысли, как прокормить такую прорву людей. В данный момент у Китая это удаётся относительно неплохо. Большинство крупных сельскохозяйственных угодий сосредоточено в устьях таких рек, как Хуанхэ и Янцзы. Уже в конце восьмидесятых Китай, до этого закупавший продовольствие за границей, начал экспортировать еду — в последние годы СССР все помнят тушёнку «Великая Стена». Пока огромная страна не насытилась, до начала двухтысячных годов действовал жёсткий приказ — крестьянам запрещалось переселяться в города. Они должны были жить в деревнях, и производить нужные государству продукты.
Сейчас, если фермер разводит свиней, он три года не платит государству налог — и может получить беспроцентный кредит на своё производство: Китай подходит к еде очень внимательно. Ведь случись хоть что-то — в гигантском государстве начнётся голод, а это, мягко говоря, будет катастрофа.
«Нам лучше перепроизводство, чем дефицит» — не скрывают китайские коммунисты.
Правда, разбогатев, Китай в последнее время стал отходить от этих принципов, и уже понемножку закупает рис во Вьетнаме и Таиланде. К чему это приведёт — станет видно. Только сейчас КНР начала производить качественные продукты, до этого еда была несколько грубовата — ведь главное было просто накормить миллиард с лишним людей.
Штраф за второго ребёнка
Другая версия, «пострашнее» — китайцев может быть не меньше, а… больше. Да-да. Дело в том, что в 1979—2015 гг. в Китае во имя ограничения рождаемости действовала утверждённая Компартией политика — «Одна семья — один ребёнок». Если какая-то пара осмеливалась завести второго ребёнка, ей следовало заплатить штраф — от 4 до 8 среднегодовых (!) зарплат, в зависимости от региона. Это стало привилегией лишь богатых людей.
В результате, по некоторым подсчётам, в Китае якобы имеются от 100 до 300 (!) миллионов «незаконнорожденных детей», которые скрывались своими нищими родителями, чтобы не «попасть» на штраф.
Они не ходили в детский сад, не учились в школах. Их судьба была однозначна — пополнить ряды гастарбайтеров, за копейки выполняющих тяжёлую работу в мегаполисах КНР — таких, как Шанхай, Гуанчжоу, Пекин и Шэнчжэнь. Если верить конкретно в этот вариант, то становится попросту страшно — ведь такими темпами размножения китайцы скоро и вовсе займут весь мир.
Тем не менее, официальная точка зрения правительства КНР иная. Население Китая стареет, там некому станет работать, и страна может утратить статус «всемирной фабрики». Именно поэтому в 2015-м году китайцам разрешили заводить двух детей на семью. 2 января 2019 года газета South China Morning Post сообщила сенсацию — в прошлом году население Китая впервые сократилось за 1 миллион 27 тысяч человек. Почему? Женщин в КНР существенно меньше, чем мужчин, а многие молодые пары не спешат обзаводиться детьми — ведь здравоохранение платное, учёба тоже, игрушки и детская одежда стоят немалых денег.
Tags: Китай
Telegram channel
от говорящих лисиц до храмов председателя Мао
- Главная
- События
- Афиша
- Лекции
Российская государственная библиотека, главное здание, конференц-зал
4 декабря 2016 года (16:00)
свободный, количество мест — 400, необходима предварительная регистрация
youtube.com/embed/4xAAE43HOu4″>
Лектор — Константин Тертицкий, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории Китая Института стран Азии и Африки МГУ.
Основные тезисы лекции:
Религии Китая имеют целый ряд особенностей, отличающих их от религий Европы и Ближнего Востока. В традиционном Китае верховной сакральной фигурой был император, а религии и учения (конфуцианство правильнее считать именно учением, имеющим черты религии) выполняли для императорской власти инструментальные функции. Это привело к тому, что в Китае никогда не было господствующей религии и, соответственно, не было стремления обратить в неё всё население страны.
Господствовавшее в сфере идеологии и образования конфуцианство признавало существование человеческой души и Неба как высшего начала, но собственно религиозными вопросами интересовалось мало — его прежде всего привлекали проблемы этики и управления государством.
Культурный разрыв между элитами и «народом», существующий в каждой развитой традиционной культуре, принял в Китае особые черты: среди простых людей могли сохраняться и возникать верования и практики, весьма предосудительные с точки зрения носителей высокой традиции. В результате получилось, что большая часть китайцев обладала своим собственным сложным комплексом верований. Этот мир сверхъестественного был огромен и с трудом поддавался описанию, хотя и имел свою внутреннюю логику, а также виды сверхъестественных существ. К храмам и священнослужителям буддизма или даосизма китайцы обычно обращались только время от времени, в зависимости от ситуации в той местности, где они жили.
Ещё одной чертой, выработавшейся в условиях длительного сосуществования нескольких религиозных традиций, был синкретизм: в каждом из трёх учений стали появляться элементы доктрины или практик двух других. Своеобразным результатом этого процесса стало возникновение десятков новых религий, для которых подобный синтез стал одной из идейных основ, позволявшей им претендовать на роль конфессии, соединяющей все прочие религии и стоящей над ними.
События ХХ века привели в Китае, так же как и во всем мире, к кризису религиозного сознания, вытеснению религии из жизни общества, распространению секуляризма и попыткам заменить религию идеологией. Однако и в этих условиях многие элементы традиционной религиозной системы продемонстрировали удивительную устойчивость, и они будут сохраняться в обозримой исторической перспективе.
СМОТРЕТЬ ПОЛНОЕ РАСПИСАНИЕ
К лекции «Китайские религии: от говорящих лисиц до храмов председателя Мао»
сотрудники Центра восточной литературы Российской государственной библиотеки
подготовили мини-выставку редких книг из фонда ЦВЛ РГБ: издания священных
текстов трёх учений (по-китайски 三教 сань цзяо) — конфуцианства, даосизма и буддизма.
Китай — страна многих религий. Конфуцианство и даосизм — исконно китайские, возникшие и развившиеся на почве древнейшей самобытной культуры и верований, уходящих далеко вглубь веков.
Конфуцианство
(по-китайски называется 儒学 жусюэ, а вовсе не по имени Конфуция, как это принято на Западе) — формально не религия, но прежде всего философское учение, теснейшим образом связанное с управлением государством. В конфуцианстве никогда не было церковной организации — её функции выполняли миряне, начиная с императора и заканчивая старшими в семье. Конфуцианство, за исключением коротких периодов, было господствующей религией в Китае; государственные должности могли занимать только конфуцианцы.
Основополагающий текст — 论语 Лунь юй, Беседы и суждения — начал составляться учениками Конфуция (551—479 гг. до н. э.) ещё при его жизни и был канонизирован в эпоху Хань (221 г. до н. э. — 220 г. н. э.). На выставке представлены пекинское и санкт-петербургское издания «Лунь юя» конца XIX века и жизнеописание Конфуция, изданное в Китае в 1826 году.
В «Беседах и суждениях» говорится: «Учитель сказал: «Молодые люди, находясь дома, должны проявлять почтительность к родителям, выйдя за ворота — быть уважительными к старшим, в делах — осторожными, в словах — правдивыми, безгранично любить людей и особенно сближаться с теми, кто обладает человеколюбием. Если у них после осуществления всего этого еще останутся силы, то потратить их надо на изучение вэнь-культуры»».
(Перевод Л. С. Переломова)
Лунь юй. — Пекин, 1890
Конфуций. Беседы и суждения. Т. 2, 3
Шифр хранения ЦВЛ РГБ: ЗВ 2-12/221
Шэн да ту. — Б. м., 1826
Биография Конфуция. Биография Мэн-цзы. Т. 6
Шифр хранения ЦВЛ РГБ: ЗВ 2-4/1165 (6)
Китайская хрестоматия. Вып. 2: Лунь-юй. — Санкт-Петербург, 1894
Конфуций. Беседы и суждения
Шифр хранения ЦВЛ РГБ:
ЗВ 2-24/62
Даосизм
— учение о Пути (道 Дао) — появился примерно в то же время, что и конфуцианство — в V веке до н. э. Его основателем считается Лао-цзы (VI—V вв. до н. э.). в «Исторических записках» Сыма Цяня говорится, что мудрец Лао-цзы в преклонном возрасте покинул Китай и ушёл на запад. Начальник пограничной заставы по имени Инь Си попросил его рассказать о своём учении, и тогда Лао-цзы составил «Книгу о Пути и добродетели» (道德经 Дао дэ цзин), ставшую основным каноническим текстом даосизма.
В «Каноне Пути и добродетели» сказано: «Кто поднялся на цыпочки, не может [долго] стоять. Кто делает большие шаги, не может [долго] идти. Кто сам себя выставляет на свет, тот не блестит. Кто сам себя восхваляет, тот не добудет славы. Кто нападает, тот не достигает успеха. Кто сам себя возвышает, не может стать старшим среди других. Если исходить из дао, всё это называется лишним желанием и бесполезным поведением. Таких ненавидят все существа. Поэтому человек, обладающий дао, этого не делает».
(Перевод Ян Хин-Шуна)
Дао дэ цзин цзе. — Б. м., 1896
Лао-цзы. Канон пути и добродетели. Т. 1, 2
Шифр хранения ЦВЛ РГБ: ЗВ 2-11/396
Дао Цзан. — Китай, 1607
Шифр хранения ЦВЛ РГБ: ЗВ 2-2/1
Даосский канон — собрание религиозных и философских сочинений даосизма. Включает три раздела: «Проникновение в истинное», «Проникновение в сокровенное» и «Проникновение в священное». В Центре восточной литературы РГБ хранится ксилографическое издание даосского канона, отпечатанное в 1607 году с досок, выгравированных в 1445 году. Это собрание насчитывает 5488 томов и 1487 сочинений (в РГБ имеется 4238 томов в виде комплектов книг-гармоник).
В I веке в Китай начал проникать
буддизм
. (В Китае существует легенда о том, что Лао-цзы, ушедший на запад, достиг Индии и стал наставником Будды.) Основополагающим текстом буддизма махаяны является Алмазная сутра, созданная приблизительно в III веке или в первой половине IV века. На выставке экспонируется факсимильная копия издания 1431 года, которое представляет собой первый образец двуцветной ксилографии в истории китайского книгопечатания.
Алмазная сутра: «Я слышал так, что однажды в Шравасти, в лесу Джеты, где некогда отдыхал Анатхапиндада, пребывал Благодатный совместно с большой общиной нищенствующих монахов, [числом] 12 с половиной сотен, и с очень многими великосущими просветлёнными существами (бодхисатвами). ..»
(Перевод В. П. Андросова)
Цзинь ган баньжо боломи цзин. — Тайбэй, 2010
Алмазная сутра. Перевод на китайский Кумарадживы
Факсимиле ксилографа 1431 года
Шифр хранения ЦВЛ РГБ: ЗВ 2-16/105
Рождаемость в Китае 1950-2023 | Макротренды
Диаграмма и таблица уровня рождаемости в Китае с 1950 по 2023 год. Прогнозы Организации Объединенных Наций также включены до 2100 года. с 2022.
Источник данных: Организация Объединенных Наций — World Population Prospects
MLA Ссылка:
Похожие страны по рождаемости | |
---|---|
Название страны | 2023 Рождаемость |
Экваториальная Гвинея | 31.361 |
Габон | 28.281 |
Ирак | 27.470 |
Намибия | 26.419 |
Самоа | 23.391 |
Тонга | 23.273 |
Гватемала | 22,954 |
Ботсвана | 22.274 |
Туркменистан | 20.777 |
Иордания | 20.681 |
Алжир | 20.461 |
Фиджи | 19.657 |
Белиз | 19.625 |
Парагвай | 19. 408 |
Южная Африка | 18.994 |
Гайана | 18.819 |
Эквадор | 18.474 |
Доминиканская Республика | 17.989 |
Казахстан | 17.832 |
Суринам | 17.469 |
Перу | 16.941 |
Венесуэла | 16.811 |
Ливия | 16.718 |
Ливан | 16.479 |
Иран | 16.347 |
Мексика | 16.329 |
Малайзия | 15.873 |
Ямайка | 15.107 |
Гренада | 15.061 |
Турция | 14.894 |
Азербайджан | 13,945 |
Колумбия | 13.772 |
Бразилия | 12.806 |
Коста-Рика | 12. 696 |
Армения | 12.316 |
Мальдивы | 12.089 |
Россия | 11.329 |
Черногория | 11.304 |
Албания | 10,988 |
Беларусь | 10.893 |
Китай | 10,645 |
Северная Македония | 10.034 |
Маврикий | 9.881 |
Таиланд | 9.532 |
Куба | 9.409 |
Румыния | 9.292 |
Сербия | 9.056 |
Болгария | 8,654 |
Китай — Исторические данные о рождаемости | ||
---|---|---|
Год | Рождаемость | Скорость роста |
2023 | 10,645 | -2,360% |
2022 | 10. 902 | -2,300% |
2021 | 11.159 | -2,250% |
2020 | 11.416 | -2,200% |
2019 | 11.673 | -2,150% |
2018 | 11.930 | -1,290% |
2017 | 12.086 | -1,270% |
2016 | 12.241 | -1,260% |
2015 | 12.397 | -1,230% |
2014 | 12.552 | -1,230% |
2013 | 12.708 | -0,160% |
2012 | 12.728 | -0,160% |
2011 | 12.748 | -0,150% |
2010 | 12.767 | -0,160% |
2009 | 12.787 | -0,160% |
2008 | 12.807 | -0,430% |
2007 | 12. 862 | -0,430% |
2006 | 12.917 | -0,430% |
2005 | 12,973 | -0,420% |
2004 | 13.028 | -0,420% |
2003 | 13.083 | -2,230% |
2002 | 13.381 | -2,180% |
2001 | 13.679 | -2,130% |
2000 | 13,976 | -2,090% |
1999 | 14.274 | -2,050% |
1998 | 14.572 | -3,760% |
1997 | 15.141 | -3,630% |
1996 | 15.711 | -3,500% |
1995 | 16.280 | -3,380% |
1994 | 16.850 | -3,270% |
1993 | 17.419 | -7,780% |
1992 | 18. 889 | -7,220% |
1991 | 20.359 | -6,730% |
1990 | 21.829 | -6,310% |
1989 | 23.299 | -5,930% |
1988 | 24.769 | 2,970% |
1987 | 24.054 | 3,060% |
1986 | 23.339 | 3,160% |
1985 | 22.623 | 3,260% |
1984 | 21.908 | 3,370% |
1983 | 21.193 | -1,210% |
1982 | 21.453 | -1,190% |
1981 | 21.712 | -1,180% |
1980 | 21,972 | -1,170% |
1979 | 22.231 | -1,160% |
1978 | 22.491 | -7,740% |
1977 | 24.378 | -7,180% |
1976 | 26. 265 | -6,700% |
1975 | 28.152 | -6,280% |
1974 | 30.039 | -5,910% |
1973 | 31,926 | -4,520% |
1972 | 33.438 | -4,330% |
1971 | 34.951 | -4,150% |
1970 | 36.463 | -3,980% |
1969 | 37,976 | -3,830% |
1968 | 39.488 | 0,040% |
1967 | 39.473 | 0,040% |
1966 | 39.458 | 0,040% |
1965 | 39.442 | 0,040% |
1964 | 39.427 | 0,040% |
1963 | 39.412 | 1,530% |
1962 | 38.818 | 1,560% |
1961 | 38.223 | 1,580% |
1960 | 37. 629 | 1,610% |
1959 | 37.034 | 1,630% |
1958 | 36.440 | -3,220% |
1957 | 37.652 | -3,120% |
1956 | 38.863 | -3,020% |
1955 | 40.075 | -2,930% |
1954 | 41.286 | -2,850% |
1953 | 42.498 | -2,770% |
1952 | 43.710 | -2,700% |
1951 | 44.921 | -2,630% |
1950 | 46.133 | 0,000% |
Прежняя политика Китая в отношении одного ребенка продолжает преследовать семьи: NPR
Наследие правления одного ребенка в Китае до сих пор болезненно ощущается многими из тех, кто страдал из-за того, что у них было больше детей.
Ран Чжэн для NPR
скрыть заголовок
переключить заголовок
Ран Чжэн для NPR
Наследие правления одного ребенка в Китае до сих пор болезненно ощущается многими из тех, кто страдал из-за того, что у них было больше детей.
Ран Чжэн для NPR
Примечание редактора: Этот рассказ содержит описания, которые могут вызвать беспокойство.
ЛИНЬИ, Китай — На улице идет дождь. Внутри ученик средней школы выполняет домашнее задание. Мать одобрительно смотрит на него.
Она особенно его защищает. Он самый младший из троих детей, которых эта мать родила в соответствии с политикой Китая в отношении одного ребенка.
Рожать его было огромным риском — и она не рискнула. Она доносила сына до срока, прячась в доме родственника. Она хотела избежать «чиновников по планированию семьи» в своей родной деревне, недалеко от Линьи, города с населением 11 миллионов человек в северной китайской провинции Шаньдун, где соблюдение политики было особенно жестоким.
От чего она пряталась? Что могли сделать с ней чиновники по планированию семьи? Она возражает, ее голос становится тише. «Все, что мы можем сделать, это продолжать жить», — говорит она. «Нет смысла пытаться понять общество».
Мать и бабушка заботятся о ребенке в Пекине, 1 января 2016 г. Супружеским парам в Китае в 2016 г. было разрешено иметь двоих детей после того, как опасения по поводу старения населения и сокращения рабочей силы положили конец неоднозначной ситуации в стране. Политика одного ребенка.
Фред Дюфур/AFP через Getty Images
скрыть заголовок
переключить заголовок
Фред Дюфур/AFP через Getty Images
Ее сын принадлежит к последнему поколению детей в Китае, чье рождение в то время было признано незаконным. Обеспокоенное тем, что быстрый рост населения создаст нагрузку на системы социального обеспечения и плановую экономику страны, китайское государство в конце XIX века начало ограничивать количество детей, которое могли иметь семьи. 70-е годы.
В большинстве случаев ограничением был только один ребенок. Затем в 2016 году государство разрешило двоих детей. А в мае, после того как новая перепись населения показала, что рождаемость снизилась, Китай поднял планку до трех детей. Государственные СМИ отметили эту новость.
Но наследие правила одного ребенка до сих пор болезненно ощущается многими родителями, пострадавшими из-за многодетности. Для некоторых боль все еще невыносима.
«Прошло столько лет, а я отпустила боль», — говорит мать троих детей, опустив глаза. «Если вы постоянно носите его с собой, это слишком утомляет».
Затруднительное положение матери
Однажды ночью в августе 2008 года мать приняла судьбоносное решение. Ее тело подавало ей все явные признаки того, что она снова беременна.
У нее уже было двое детей, и после этого она сделала четыре аборта, чтобы не платить разорительно высокий «социальный взнос», взимаемый с семей в качестве штрафа за нарушение ограничения рождаемости.
Медицинский персонал массирует младенцев в центре ухода за младенцами в Юнцюане, муниципалитет Чунцин, на юго-западе Китая, 15 декабря 2016 года. В 2016 году в Китае было рождено на 1 миллион детей больше, чем в 2015 году, после окончания политики одного ребенка.
AFP через Getty Images
скрыть заголовок
переключить заголовок
AFP через Getty Images
Но на этот раз она чувствовала себя иначе.
«У меня уже было двое детей, но мое сердце просто не чувствовало себя хорошо», — говорит женщина, которой сейчас за 50, и она работает неполный рабочий день на консервном заводе. NPR не использует ее имя для защиты своей личности из-за травмы, которую она перенесла. «Я подумал, что это все — если у меня не будет этого ребенка, мое тело больше не сможет иметь».
Чиновники в ее деревне активно охраняли семьи в соответствии с политикой одного ребенка. К началу 2000-х соблюдение этой политики начало ослабевать, поскольку ужасающие истории о принудительных абортах и неудачной стерилизации заставили политиков переосмыслить правило. Но начиная с 2005 года власти Линьи начали проводить эту политику с новой жестокостью.
Итак, мать скрылась, чтобы вынашивать сына. Однажды ночью к ее мужу подошли специалисты по планированию семьи, намереваясь оказать давление на него и его жену, чтобы они прервали беременность. Он использовал кирку, чтобы отогнать их, и был за это заключен в тюрьму на полгода.
Ее старый друг, слепой адвокат Чен Гуанчэн, прекрасно знает, через что пришлось пройти ей и десяткам тысяч других женщин в городе Линьи.
Китайские родители, у которых есть дети, рожденные вне политики страны в отношении одного ребенка, протестуют перед комиссией по планированию семьи в попытке отменить их штрафы в Пекине, 5 января 2016 г. В течение десятилетий политика планирования семьи в Китае ограничивала большинство городских пар. до одного ребенка, а сельские пары до двух, если их первой была девочка.
Нг Хань Гуан/AP
скрыть заголовок
переключить заголовок
Нг Хань Гуан/AP
«Врачи вводили яд прямо в череп ребенка, чтобы убить его», — говорит Чен, опираясь на записи, которые он сделал из интервью с сотнями женщин и их семьями в Линьи. «Другие врачи искусственно вызывали роды. Но некоторые младенцы были живы, когда рождались, и начинали плакать. Врачи душили или топили этих младенцев».
Ужас от такого ограничения рождаемости был широко распространен в Линьи, даже если сами жители не планировали рожать.
«Чиновники похитили бы вас, если бы вы попытались завести двоих детей. Если бы вы прятались и они не смогли бы вас найти, они похитили бы ваших старших родственников и заставили бы их стоять в холодной воде зимой», — вспоминает Лу Билунь, резидент.
Лу говорит, что преследование стало настолько жестоким, что пожилые жители Линьи стали бояться покидать свои дома из страха, что их могут похитить. Лу говорит, что он заплатил штраф в размере 4000 юаней, чтобы родить второго сына в 2006 году (около 500 долларов в то время), после того как несколько месяцев скрывал свою жену. «Это был не обычный уровень применения политики. Это было порочно», — говорит он.
Чен, адвокат, подал коллективный иск от имени женщин Линьи. Иск привел к извинениям властей Линьи и сокращению числа похищений, избиений и принудительных абортов.
Дети едут на игрушечном поезде в торговом центре в Пекине, 30 октября 2015 года. Решение Китая отменить политику одного ребенка принесло некоторое облегчение парам и продавцам товаров для детей, но правительство не отменило рождаемость. полностью ограничивает.
Энди Вонг/AP
скрыть заголовок
переключить заголовок
Энди Вонг/AP
Но китайское правительство наказало Чена за его активную деятельность, заключив его в тюрьму, а затем почти на три года заперев в его доме в деревне недалеко от Линьи.
В 2012 году Чен сбежал, взобравшись на стену и добежав до следующей деревни, несмотря на то, что он был слепым и сломал ногу во время побега. Там его подобрали сторонники и отвезли в посольство США в Пекине. Он смог прилететь в США после нескольких недель напряженных переговоров. Сегодня он живет в Мэриленде со своей семьей.
Цена неповиновения
«Политика была неправильной, и то, что мы сделали с Ченом, было правильным», — говорит сосед Чена, адвокат, подавший в суд на город Линьи. Мужчина хочет остаться неназванным, потому что считает, что его снова могут преследовать за разговоры о том времени.
В 1990-х годах, по его словам, чиновники по планированию семьи устроили ему засаду ночью в его доме и избили его палками, пытаясь убедить его жену сделать аборт их третьего сына.
Китайский юрист Чэнь Гуанчэн на митинге, посвященном 30-летию резни на площади Тяньаньмэнь, 4 июня 2019 г., на Западной лужайке Капитолия США. Чена преследовали и задержали в Китае после того, как он консультировал сельских жителей и говорил о злоупотреблениях со стороны властей в соответствии с правилом одного ребенка.
Алекс Вонг / Getty Images
скрыть заголовок
переключить заголовок
Алекс Вонг / Getty Images
«Руководители нашей страны не хотели, чтобы у нас были дети, и я не знал почему, но мы ничего не могли с этим поделать», — вздыхает он.
Он и его жена выстояли и родили троих сыновей. Они не зарегистрировали двух последних официально, чтобы не платить штраф, но отец говорит, что все же дал взятку чиновникам по планированию семьи, чтобы избежать дальнейших преследований. Эти экономические штрафы истощили его сбережения, и в последующие годы финансовые последствия усугубились.
Политика проникает в китайское общество другими, иногда неожиданными путями. Поскольку многие отдавали предпочтение сыну, а не дочери, в детские дома резко увеличилось число девочек, которых бросили или отдали на усыновление. День холостяка, крупнейший праздник онлайн-покупок в Китае — аналог Черной пятницы в США — является признанием многих холостяков, которые не могут найти партнеров в обществе с гендерным перекосом.
«Очень несбалансированное в гендерном отношении население также привело к росту цен на недвижимость в крупных городах, потому что семьи мужчин покупали квартиры, чтобы их сыновья имели право участвовать в брачном рынке, где миллионы пропавших без вести женщин», — говорит Мэй Фонг, который написал книгу о правиле одного ребенка. «Эти эффекты будут ощущаться в будущем поколении».
Ребенок идет рядом с правительственной пропагандой, на одной из которых написано «1,3 миллиарда человек объединились» на улицах Пекина, Китай, вторник, 8 марта 2016 года.
Нг Хань Гуан/AP
скрыть заголовок
переключить заголовок
Нг Хань Гуан/AP
Согласно переписи населения, проведенной в прошлом году, население стареет, а детей и людей трудоспособного возраста становится меньше, что является серьезным демографическим сдвигом, сопровождающимся собственным экономическим напряжением. Это подталкивает политиков к рассмотрению вопроса о повышении официального пенсионного возраста — в настоящее время 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин — впервые за 40 лет.
Тем не менее власти до сих пор разрешают парам иметь только троих детей. Почему Китай не удалит все заглавные буквы?
«Несмотря на все неопровержимые демографические данные, они говорят: «Нам нужно вас контролировать», — говорит автор Фонг. Сообщается, что руководство Китая, обеспокоенное и без того перегруженными системами государственного образования и здравоохранения, рассматривает возможность полного отказа от ограничений. Он медленно демонтировал свою огромную бюрократию по планированию семьи, созданную за последние четыре десятилетия. Согласно расследованию Associated Press, продолжает вводить более строгий контроль над рождаемостью, включая принудительную стерилизацию, среди этнических меньшинств, таких как тюркские уйгуры.
Некоторые демографы в Китае утверждают, что введение ограничений на рождаемость было необходимо для поддержания низкого уровня рождаемости. Но Стюарт Гитель-Бастен, демограф из Гонконгского университета науки и технологий, предупреждает, что однозначного ответа нет. «Существует только один Китай и только одна политика в отношении одного ребенка, поэтому практически невозможно сказать, каков был реальный эффект [политики]», — говорит он.
В семьях уже было меньше детей в 1970-х годах, до того, как политика вступила в силу в 1979 году. «Политика одного ребенка была не единственной, что произошло в Китае в 1980-х и 1990-х годах», — говорит Гитель-Бастен. «Была также быстрая урбанизация, экономический рост, индустриализация, женская эмансипация и более широкое участие женщин в рабочей силе».
Мужчина и ребенок отражаются на стеклянной панели с изображением тигра в Музее естественной истории в Пекине, 2 декабря 2016 года.
Энди Вонг/AP
скрыть заголовок
переключить заголовок
Энди Вонг/AP
Это того стоило
Тот факт, что дети вообще живы, заставляет Чена, адвоката, чувствовать, что его семь лет в тюрьме и под домашним арестом того стоили.
«Я действительно чувствую себя счастливым. Даже если бы мне пришлось сесть в тюрьму и терпеть побои, в конце концов, эти дети смогли выжить. Они, должно быть, уже в средней или старшей школе.»
Мать одного из этих школьников держит сына рядом. Одна из причин, по которой она возражала, когда впервые говорила с NPR, заключалась в том, как сильно ее семья боролась за его рождение.
Ее заботы в эти дни более приземленны. Она хочет начать готовиться к свадьбе сына — дорогостоящее мероприятие, поскольку сельские семьи ожидают от мужа материальных гарантий для любой будущей жены.
«Для этого нужно купить им машину, квартиру. Этого никто не может себе позволить», — жалуется она.
По ее словам, работа на ближайшем консервном заводе не позволяет ей нанимать ее на полную ставку, потому что она мать троих детей и ей нужно уходить каждый день, чтобы забрать сына из школы.
Итак, по иронии судьбы, теперь, когда людям разрешено иметь больше детей, они все более неохотно делают это из-за высокой стоимости ухода за детьми и их образования.
Leave a Reply