Русская диаспора в Китае: У Пушкина в Пекине
У Пушкина в Пекине
20.02.2014
Поделиться
Как и чем живет русская диаспора в Поднебесной
—
Шумные, изобилующие многоцветьем азиатских узоров чайнатауны уже давно стали привычными «обитателями» крупнейших городов мира – Сиднея, Сингапура, Нью-Йорка, Лондона, Парижа. Проворные китайцы успешно ассимилируются на территориях других государств, объединяясь в общины и оказывая друг другу посильную помощь. Прижились они и в России – учатся в вузах, работают в российских и международных компаниях, ведут собственный бизнес. А что же с обратной ситуацией – как живут русские в Китае и с какими проблемами им приходится сталкиваться в Поднебесной?
Тысячи среди миллиарда
Согласно статистике, на сегодняшний день в Китае живет почти 14 тысяч русских. По сравнению с другими национальностями, постоянно проживающими в миллиардной стране, эта цифра (не включающая, впрочем, бизнесменов, студентов и полмиллиона российских туристов, ежегодно посещающих Китай) более чем скромна. Численность российской диаспоры так невелика в силу того, что после образования КНР практически все русские были вынуждены уехать из Китая. После этого в течение многих лет поселиться в этой стране было невозможно. Приток русских начался лишь в начале 1990-х, когда Китай стал понемногу открываться.
В настоящее время основная масса русскоязычного населения сосредоточена в Пекине и Шанхае, отдельные группы русских живут в Гонконге, Харбине и провинциях. Особенность нынешних «китайских русских» состоит в том, что в основном они молоды – это те, кто в 1990-х студентом приехал в Китай, да так здесь и остался – учились, работали, заводили семьи. Также в число представителей русской диаспоры входят нынешние студенты, предприниматели, ведущие бизнес в Поднебесной, и сотрудники представительств российских компаний. Русских можно также встретить в офисах международных организаций и филиалах зарубежных компаний.
Маленькая Россия
Исторически сложилось так, что русская диаспора, населяющая китайскую столицу, всегда была менее организованной, чем, скажем, наши соотечественники в Харбине или Шанхае. А в конце 1980-х в Пекин потянулись представители челночного бизнеса, облюбовавшие северо-западный район Сичжимэнь. Немного позже российские предприниматели переместились в район улицы Ябаолу, где сейчас образовался целый русский район, называемый местными жителями «китайский Брайтон-Бич» или «маленькая Россия в Китае». Однако живущие поблизости китайцы любят пошутить, что эта «маленькая китайская Россия» – явление непостоянное. «Раньше на этом месте был польский рынок, сейчас русский, а завтра он может стать африканским», – говорят они.
Русский район Ябаолу находится практически в самом центре китайской столицы, в нескольких минутах ходьбы от района иностранных посольств и всего в десяти минутах езды на такси от площади Тяньаньмэнь. Улица Ябаолу тянется с запада от восточного участка второй окружной дороги до восточной стороны Храма Солнца. Общая протяженность улицы – около 300 метров. За 10 лет это место превратилось в комплекс торговых центров с разветвленной инфраструктурой. Появилась сеть ресторанов, где работают русские повара, парикмахерские с русскими мастерами.
Среди русских, живущих на Ябаолу, не только коммерсанты, но и переводчики, парикмахеры, музыканты, а также «карго» – элита Ябаолу, те, кто занимается отправкой и таможенной очисткой грузов. Специалисты, работающие в иностранных корпорациях, и представители крупного бизнеса не очень-то жалуют Ябаолу, опасаясь криминала. Китайцы утверждают, что в свое время криминал пришел на Ябаолу вместе с русскими. Тем не менее крупных криминальных структур здесь нет – русских рэкетиров еще в начале 1990-х выгнала отсюда китайская мафия.
Селедка – в дефиците
До начала 2000-х одной из самых актуальных проблем для русских пекинцев было отсутствие аутентичной русской пищи. Многие, находясь вдалеке от исторической родины, буквально грезили о привычной желудку сметане, хорошем сыре, черном хлебе, пирогах с капустой и пельменях. Сейчас же колбасу, зерновой хлеб и даже свеклу можно купить в крупных супермаркетах и магазинах импортных продуктов для иностранцев. А ситуацию со специфически русскими продуктами – черным хлебом, творогом, сельдью, икрой – решают небольшие магазины, нацеленные специально на российскую аудиторию, рядом с посольством РФ и в районе Ябаолу.
Первой и по сей день самой популярной торговой точкой такого рода остается магазин «У бабушки», расположенный напротив главных ворот российского посольства. Его держит бодрая китайская старушка, которая помнит не одно поколение россиян, обитавших в Пекине. Ассортимент ее лавки весьма богат – здесь есть даже русская жвачка, шоколад, пряники, сгущенка, шпроты, майонез, лавровый лист и укроп.
В 2007 году в этом же здании открылась русская кулинария «Чашка чая», решившая проблемы домашней еды для многих русских холостяков в Пекине. Продающиеся тут готовые салаты и полуфабрикаты раскупают в мгновение ока. Русская хозяйка научила китайских работниц готовить селедку под шубой, печеночный торт, квасить капусту, лепить пельмени и вареники и даже печь пирожки и готовить торт «Графские развалины». Эти продукты не похожи на конвейерные изделия из обычных российских супермаркетов, они сделаны не в «промышленных» объемах, а в ограниченных – по-домашнему. Единственный минус этой кулинарии – в ней не продают супы (чаще всего, утверждает хозяйка, посетители интересуются наличием борща и ухи).
Зато горячие первые и вторые блюда можно поесть в русских ресторанах китайской столицы, которых насчитывается около дюжины. Основные рестораны располагаются опять же в местах скопления русскоязычной публики – в районе посольства и Ябаолу. Ресторан «Трактир Пушкин» легко идентифицировать при въезде на проспект Дунчжимэньнэй по теремочному входу с витыми пилонами, раскрашенными в старорусском стиле. Откушать картошечки с зеленью и сдобрить свою трапезу традиционными русскими алкогольными напитками сюда приходят не только русские пекинцы, но и представители российской диаспоры, проживающие в других городах.
Русские в Шанхае: дорого и сердито
Периодом расцвета русской диаспоры в Шанхае считаются 30-е годы XX века. Тогда в городе начал работать русский драматический театр, открылась балетная школа, появился состоящий в основном из русских Шанхайский муниципальный оркестр. Именно в тот период из Парижа в Шанхай перебрался легендарный русский артист Александр Вертинский. Здесь гастролировал Федор Шаляпин. Однако со временем ситуация изменилась: после 1945 года большинство русских шанхайцев уехало в СССР или на Запад. После того как в 1962 году закрылось советское консульство, а в 1966-м началась «культурная революция», в Шанхае осталось не более 10 человек из числа бывших белоэмигрантов и прибывших после 1949 года советских граждан. Ситуация начала меняться только в конце восьмидесятых. Российскому консульству было возвращено его прежнее здание на слиянии рек Сучжоухэ и Хуанпу (кстати, Россия – единственная страна, консульство которой занимает в Шанхае отдельное здание). В 1990-е в Шанхай вслед за бурным экономическим ростом потянулись российские бизнесмены.
На сегодняшний день в городе насчитывается около тысячи постоянно проживающих русских. Основную часть русского населения составляют бизнесмены и студенты. Предпринимателей из России и стран СНГ притягивают сюда предприятия, расположенные в районе Шанхая и в прилегающих районах провинций Цзянсу и Чжэцзян, а также проводимые в Шанхае промышленные выставки. В шанхайских вузах по программам межвузовского и межгосударственного обмена обучается немало студентов из России, изучающих в Поднебесной китайский язык.
Те, кто оказывается в Шанхае впервые, сразу сталкиваются с проблемой жилья. Даже прибывая сюда на очень долгий срок, не стоит рассчитывать на то, что приобрести квартиру удастся без проблем. Еще до 2006 года китайские власти легко распродавали недвижимость иностранцам, в том числе и выходцам из России. Предложение было весьма интересным, а потому поток желающих переполнил рынок – цены полезли вверх. Из-за этого правительство ввело ряд ограничений. Теперь купить в Шанхае недвижимость может только работающий здесь иностранец (после предъявления действующей рабочей визы или справки с работы). В любом случае разрешение на покупку квартиры человек может получить только после года проживания в стране. При этом приобрести можно только одну квартиру и только для личного проживания. Сегодня квадратный метр в Шанхае стоит около $4,5 тыс. В таких условиях единственным выходом для русских шанхайцев становится аренда. Средняя цена аренды однокомнатной квартиры с мебелью в неплохом районе составляет 2500–3000 юаней (250–300 евро) в месяц. Найти жилье можно как минимум двумя способами: воспользоваться интернет-ресурсами, специализирующимися на помощи русским, живущим в Китае, либо обратиться к фирме-посреднику, «фандичань», которые есть в каждом квартале Шанхая.
Еще одна проблема заботит тех россиян, чьи дети достигли школьного возраста. В Пекине на этот случай есть хорошая российская школа при посольстве. В Шанхае же имеется лишь начальная школа при консульстве. Пытаясь разрешить ситуацию, родители стали организовывать маленькие учебные группы: 10–12 семей кооперируются и приглашают хороших преподавателей из России. Дети ходят в китайские школы, а в свободное от занятий время посещают уроки по изучению русского языка, русской литературы и отечественной истории.
Русская диаспора Шанхая принимает самое активное участие в деятельности Координационного совета соотечественников Китая. В 2004 г. при его содействии из Свято-Николаевского храма и кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных», построенных русскими эмигрантами в 1930-х годах, были выведены увеселительные заведения. О возобновлении служб православными священниками пока говорить не приходится, поскольку это противоречит китайскому законодательству, запрещающему деятельность иностранных религиозных организаций на территории КНР. Однако, по заверению китайских властей, «в дальнейшем здания будут иметь культурное назначение, связанное с историей российского присутствия в Китае».
Вместе – веселее
Китай становится для некоторых эмигрантов настоящим испытанием – слишком разнятся культуры и менталитеты. Приезжающие нередко испытывают сложности в межкультурном общении и нуждаются в поддержке. На этом фоне в определенный момент в разных китайских городах стали появляться организации, объединяющие русских.
Первой подобной организацией стал Русский клуб в Шанхае, созданный в декабре 1998 года. Изначально он появился, чтобы обеспечить площадку для общения между соотечественниками. В настоящее время Клуб содействует сплочению русской общины. На его базе организуются ежемесячные встречи русской диаспоры, курсы китайского языка, тематические семинары и информационная поддержка российского бизнеса в Китае. Сейчас Русский клуб в Шанхае работает над созданием русской библиотеки, оказывает помощь в продвижении произведений русской литературы и искусства на китайском рынке, а также сотрудничает с китайскими издательствами. Кроме того, он старается внести свою лепту в повышение статуса России, для чего публикует в китайских СМИ материалы российских авторов. Немного позже аналогичные клубы стали появляться в Пекине, Харбине, Урумчи и других городах. Их деятельность благоприятно влияет не только на преодоление разобщенности «китайских русских», но и существенно повышает качество их жизни на территории Поднебесной.
Текст: Екатерина Пугачева
Теги:
Китай
Туризм
Шанхай
Пекин
Как живут русские в Шанхае
Оглавление статьи
Блог — это малая часть моих знаний про путешествия и легкий намёк на реальную тревел-экспертизу. Чтобы сэкономить время, финансы и съездить так, как не сможете спланировать сами — закажите разработку маршрута у меня.
Изначально я задумывала написать статью под названием «как живут русские за границей» и начать с чего-то общего об экспатах, но закончила на том, что тема «как живут русские в Шанхае» будет интереснее всего для рассказа.
У всех, конечно, есть друзья, которые страстно мечтали жить/учиться за границей и туда в итоге уехали. Дальше история развивается в двух направлениях: либо эти люди ассимилировались там и остались, либо они пожили какое-то время (обычно это время учебы в университете) и вернулись обратно. В моем окружении соотношение вернувшихся к оставшимся 9:1.
В какой-нибудь грязный ноябрь ты начинаешь судорожно вспоминать кто из твоих друзей сильно скучает за границей (обычно это можно измерить по количеству постов в соц.сетях) и строишь планы на захват «бугра».
Наверняка у них там так классно! Лучше чем у нас. Собравшись и в самый мерзкий день сев на самолет до Европы, ты предвкушаешь как вы, вместе с твоей подругой детства, будете отрываться эти 4 дня, кутить и завоевывать «этот известный европейский город». Но по приезду все истории заканчиваются одинаково: твой друг/ подруга живут в общежитии или крохотной квартирке еще с 5-ю такими же студентами (если что, средняя стоимость нормального жилья в Европе около 500 евро в месяц), еду готовят из дешевых заморозок и ездят на великах, чтобы экономить на транспорте. И когда ты умоляешь друга включить отопление в доме (на улице же ноябрь! европейский, но ноябрь!), соседи протестующе качают головой, мол, сама счета за отопление оплачивать будешь. В поправками на хорошие воспоминания, но большинство ситуаций моих друзей выглядело именно так.
Отличается лишь ситуация с русскими ребятами в Шанхае.
Однажды я попала через подругу в эту русскую тусовку в одном из самых крутых китайских мегаполисов и я хочу рассказать вам о том, как живут, чем занимаются и что едят русские в Шанхае.
Для начала поясню — кто и зачем уезжает в Шанхай. В моей жизни несколько историй: кто-то поехал учить китайский по советам родителей ( а-ля «китайцы скоро захватят мир»), кто-то захотел пожить заграницей и подвернулся дружелюбный Китай, а кто-то просто не нашел себе применения в России и решил отхватить кусочек счастья в китайском мегаполисе. В любом случае, эти очень разные люди съезжаются в Шанхай в поисках одного — чего-то лучшего, чем жизнь в родном городе. И они правы — Шанхай может дать очень много.
Китайцы — довольно специфический народ, среди которого довольно сложно ассимилироваться. Они не пускают в свои компании, да и вообще редко пускают в свой круг доверия, поэтому приезжающие в Китай иностранцы вынуждены искать таких же приезжих для общения. Так и образуются целые коммуны одной национальности, внутри которых возникают институты общения — чаты, группы, встречи, фирмы и тд.
Блог — это малая часть моих знаний про путешествия и легкий намёк на реальную тревел-экспертизу. Чтобы сэкономить время, финансы и съездить так, как не сможете спланировать сами — закажите разработку маршрута у меня.
Разнообразить свое путешествие я советую с помощью Трипстера.
Cобственно на группах в китайском мессенджере WeChat (все американские программы в Китае заблокированы) и строится вся социальная жизнь русских экспатов: там обсуждают еду (например, одна девушка делает творог и продает его исключительно через чат), передают посылки (отбивают таким образом часть денег на авиабилет), находят работу, обсуждают мужиков и женщин и все, что еще только вздумается. При этом в каждой из этих групп состоит около 500 человек, на данный момент проживающих в Шанхае. Эти люди хоть и не знают друг друга, но чувствуют такую общность, что в любое время суток вам ответят в чате на любые вопросы.
Чем зарабатывают русские в Шанхае
«Хочешь жить — умей вертеться», — основной девиз всех приезжающих в Шанхай за новой жизнью.
Вы даже и представить себе не можете на чем можно заработать, сотрудничая с китайцами. Например, девушки часто устраиваются работать в детсады, представляясь американками. Это очень котируется, их берут даже без документов, а китайские мамочки очень рады, что их дети воспитываются Аннами из USA (к слову, британский акцент в Китае не в моде). Дальше идет моделинг, причем начиная от платного промоушена в клубах, заканчивая серьезными съемками в кино.
Тут хочется остановиться по подробнее, потому что будучи в Шанхае я лично попала в эту фишку заработка — один вечер для эксперимента работала промоутером в клубе (ну как работала — веселилась, танцевала, а на выходе еще и заплатили), а на следующий день попала на китайскую кино площадку, где снимали мою подругу для корпоративного ролика.
Моделинг в клубах — занятие очень незаконное.
В Шанхае все клубы делятся на китайские и европейские. Чтобы из первой категории им перейти во вторую, они нанимают белых европейцев (что само по себе явление статусное) для массовки. Если все проходит успешно и без облав, тогда китайские клубы становятся европейскими. Все это незаконно, выполняется система найма и поиска девушек через чаты, а чтобы попасть, надо отправить коллаж со своими фото — промоутеры сортируют желающих по цвету волос и росту (котируется блонд 165+). В конце вечера ты получаешь свои $20 наличными в клубном подвале и быстро уходишь, чтобы не попасть под проверку.
Заработки на киносъемках дело более высокооплачиваемое (от $100-$500 в день в зависимости от проекта), но более муторное. Съемочный день длится около 12 часов, и обычно проходит далеко за городом. Во время этой процессии ничего не понятно, издалека это выглядит как толпа курящих бездействующих китайцев. Но в итоге даже что-то снимают, оплачивают такси домой и рассчитывают наличными.
Уставшие и обкуренные мы едем с площадки домой, а я думаю какой-же нелегкий труд этот нелегальный заработок для блондинок.
Те, кто посмелее, открывают свои салоны (обычно это такие мини-салоны на квартирах) в бьюти-индустрии, но, конечно, только для русских. Так как для китаянок стандарт русской красоты (особенно эпиляции) далек как Марс. Мальчики открывают кальянные и это так же пользуется большой популярностью у русских.
Как обманывают китайцев русские в Шанхае
Белый человек для китайца — это априори круто. Обо всех спецификах портрета жителей поднебесной я уже писала в отдельной статье. Поэтому нажиться на простом китайском обывателе в силу своей изобретательности для русского человека — святое дело. Руководствуясь принципом «В Китае все хорошо, кроме китайцев» русские во всю обводят местных вокруг пальца, делая на этом большие деньги. Вы уже поняли, что в китайском детском саду любой белый может представиться американцем, и ему поверят. Так же можно придумать своей личности любое алиби, например, что ты охранник-телохранитель (и тебя наймут охранять какую-нибудь важную звезду на гастролях).
Одна моя знакомая занималась в детстве бальными танцами и сделала фейковый сертификат о своих достижениях. После она около года разъезжала по всему Китаю в составе жюри по самым престижным конкурсам бальных танцев. Другую позвали на завод изображать роль контролирующего органа с российской стороны в составе важной делегации (достаточно было бормотать неразбериху на русском во время осмотра). Некоторые другие ребята делают классный бизнес, заявляя богатым китайцам о высоком качестве своих продуктов (собирающихся при этом на соседней от заказчика заводе). И местные им верят! Ведь говорит же Белый Человек!
Почему русские уезжают из Китая
Этот рассказ — как завершение одной прекрасной истории. Ведь в Шанхае я была уже 2 или 3 года назад. Еще тогда у меня от всего этого «внутреннего мира русских в Шанхае» волосы на голове дыбом стояли и я думала написать о том, как живут и чем занимаются наши сограждане. Но что-то я тянула, было непонятно к чему это приурочить и зачем вообще выносить эту информацию в массы. Но сейчас случилось неладное — китайское государство начало вести агрессивную политику против русских в Китае и многие уехали обратно, притесненные новыми законами. Поэтому я поняла, что самое время освежить в кратком интервью с подругой свои воспоминания и обличить все это в текст.
Итак, почему же русские уезжают из Китая?
Не смотря на то, что всех «бесят тупые китайцы», люди живут в Шанхае и вертятся. При этом не знают как и когда они вернутся на родину. В таком случае катализатором является что? Визовый режим. Его сделали более жестким именно для русских, и теперь спокойно пересекать границу много раз по бизнес визе уже не так легко как раньше. Банки перестали выдавать карты иностранцам, обмены валют в банковских отделениях не меняют валюту гражданам с российскими паспортами, в фирмах постоянно проводят визовые проверки, поднимают налоги. Даже хозяева квартир теперь охотнее сдают их китайцам, нежели белым русским (хотя раньше было наоборот).
В общем на лицо — вытеснение русских из государства, мол, хватит уже нас обманывать, зарабатывать деньги без налогов и жить без ассимиляции в культуру.
Вот и думайте кто прав, кто виноват в такой ситуации. А тем, кто вернулся, уже даже не хочется искать работу с использованием китайского языка. Вечный конфликт интересов.
Блог — это малая часть моих знаний про путешествия и легкий намёк на реальную тревел-экспертизу. Чтобы сэкономить время, финансы и съездить так, как не сможете спланировать сами — закажите разработку маршрута у меня.
Этнический русский «дядя Петров» вызывает споры о том, что значит быть китайцем
Си-Эн-Эн
—
С ярко-голубыми глазами, светлой кожей и густыми каштановыми волосами Петр Петров не похож на типичного китайца.
Это связано с тем, что Петров, настоящее имя которого Дун Дэшэн, живет на своей родине в провинции Хэйлунцзян и является этническим русским, принадлежащим к 55 официально признанным меньшинствам Китая.
В стране, где преобладает этническая группа ханьцев, проживает 92% населения — или 1,2 миллиарда человек — 44-летний Петров говорит, что его внешность и происхождение выделяют его. Но фермер, бегло говорящий по-китайски с сильным северо-восточным акцентом — он не говорит по-русски — почти за одну ночь стал сенсацией в социальных сетях.
Петр Петров — этнический русский, один из 55 официальных меньшинств Китая.
В конце 2017 года Петров начал публиковать видео своей жизни в одном из самых популярных потоковых приложений Китая, Kuaishou. В клипах он играл со своей собакой Little White; ест пельмени со своей семьей; ухаживал за посевами кукурузы и сои.
В течение года он стал вирусным.
Некоторых зрителей смутила его внешность: один пользователь Kuaishou спросил, где Петров купил свои «цветные контактные линзы», не веря, что его ярко-голубые глаза настоящие. Но больше привлекали его заразительный энтузиазм и мальчишеское обаяние.
Сегодня у Петрова почти 1,5 миллиона подписчиков.
Некоторые фанаты даже приехали из самых южных провинций Китая в его маленькую деревню, расположенную недалеко от китайско-российской границы, чтобы встретиться с «дядей Петром», привезя множество подарков, в том числе столько алкоголя, по словам Петрова, он еще не все выпил. .
«Сначала мне очень не нравилось пользоваться социальными сетями, — сказал Петров. — Но в итоге получилось здорово.
Но больше, чем создание звезды социальных сетей, видео Петрова вызвали в сети дискуссию о том, что значит быть «китайцем» в обществе, где этническая однородность и социальное соответствие являются нормой.
Октябрьская революция 1917 года привела к краху имперской России. Коммунист-революционер Владимир Ленин стал известен во время революции и в конце концов захватил власть в России и сформировал Советский Союз — первое в мире коммунистическое государство.
С 1917 по 1922 год разразилась жестокая гражданская война между Красной Армией и антикоммунистическими силами, которые боролись за то, чтобы определить политическую и экономическую судьбу России. Во время конфликта и послевоенных потрясений тысячи россиян, в том числе предки Петрова, жившие в Поярково, небольшой деревне недалеко от российско-китайской границы, бежали в Китай.
За это время Китай был разделен на конкурирующие военные клики и был номинально объединен только в 1928 году Китайской националистической партией после более чем десятилетнего политического маневрирования и войны.
cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_155BE993-CD08-2185-6D06-4EE231982AAF@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»>В 1926 году прадедушка и прабабушка Петрова перевезли своих двух сыновей через замерзшую реку Амур в Китай на лошадях и поселились в уезде Сюнькэ в провинции Хэйлунцзян. Через несколько лет прабабушка и дедушка Петра развелись, а его прабабушка вышла замуж за ханьского китайца и приняла его фамилию Дун.
Семья осталась в регионе почти столетие.
Они были среди тысяч этнических русских, бежавших с родины в поисках безопасности в Китай. Прабабушка Ли Гофу была русской аристократкой, которая вышла замуж за ханьского китайца, работавшего в ее деревне. После десятилетий беспорядков пара бежала из России через границу в уезд Сюнькэ в 1919 году.31. «Каждый праздник Пасхи (Пасха) она смотрела через реку Амур (в Россию) и плакала», — сказал 47-летний Ли о своей бабушке.
Многие русские были инженерами и купцами, поселившимися в Харбине, столице провинции Хэйлунцзян. Русские строители уже приступили к сооружению Китайско-Восточной железной дороги, которая соединила Россию с ее восточными районами. Со временем городской пейзаж Харбина стал усеян нотками русской культуры, появились русские магазины и соборы, многие из которых существуют до сих пор.
Русские школьницы болтают на улице в Харбине примерно в 1929 году.
Alamy Стоковое Фото
Русский православный Софийский собор был построен в 1907 году и является достопримечательностью Харбина, который имеет прозвище «Восточная Москва».
Чжан Пэн/LightRocket через Getty Images
Но для этнических русских в Китае жизнь не всегда была мирной.
В 1960-х и 70-х годах китайско-советские отношения находились на грани кипения, поскольку две коммунистические державы боролись за идеологическое превосходство и вели серию пограничных столкновений. Этнических русских подозревали в двойной лояльности, а некоторых членов семьи Ли обвиняли в том, что они «советские шпионы».
Ли вспоминает, что в то время его бабушка боялась говорить по-русски, опасаясь преследований, которые имели продолжительные последствия. «Когда можно было безопасно говорить по-русски, моей бабушки уже не было в живых», — сказал Ли. «После этого учить (нас, русских) было некому».
В документальном фильме 2013 года независимой китайской продюсерской студии под названием «Весенний праздник Петра Петрова» Петров вспоминал, что его дед был ложно обвинен в том, что он «советский шпион», и в результате был лишен должности капитана грузового корабля. судно.
Русская архитектура в Харбине в феврале 1932 года.
Associated Press
В этом фильме Петров говорил о необходимости постепенно сделать свою родословную более ханьской через брак, намекая на то, что его потомки будут избавлены от потенциальной дискриминации в будущем. У Петрова и его жены, китаянки хань, есть 10-летняя дочь и 20-летний сын, которые учатся в колледже в другой провинции.
При этом Петров не считает себя русским — он сказал в фильме, что чувствует себя полностью китайцем.
Несмотря на то, что в Китае около 15 000 этнических русских, в комментариях к одному из видео Петрова один пользователь был ошеломлен тем, что человек из этой группы может говорить на северо-восточном диалекте Китая. В ответ несколько других пользователей напомнили оригинальному плакату, что Петров на самом деле является гражданином Китая.
Джеймс Лейболд, адъюнкт-профессор Университета Ла Троб в Австралии, специализирующийся на этнической политике Китая, сказал, что складывается впечатление, что «гражданин Китая не может быть полностью принят в качестве подлинного китайца», если он не обладает типичные физические характеристики ханьцев.
«С точки зрения официальной политики барьеров нет, — сказал Лейболд. «Но с точки зрения прожитой реальности все еще есть очень серьезные барьеры».
Семейный снимок Петровых, сделанный в 1971 году. Отец и мать Петрова изображены в верхнем ряду посередине и слева.
Использование стереотипных расовых особенностей ханьцев в качестве маркера китайской идентичности не редкость. В 2015 году на церемонии, проведенной в Сан-Франциско для американских семей, усыновивших китайских детей, генеральный консул Китая Ло Линьцюань сказал усыновленным детям, что их «черные глаза, черные волосы и темная кожа» напоминают об их китайском происхождении. Об этом сообщает государственное новостное издание China Daily.
Лейболд сказал, что этническая политика Китая менялась между обязательствами защищать особую идентичность меньшинств и ассимиляцией их уникальных культур в основное русло ханьского народа. Но с тех пор, как президент Си Цзиньпин пришел к власти в 2013 году, он сказал, что произошел сдвиг в сторону «гораздо более ассимилирующего подхода».
Это наиболее очевидно в Синьцзяне, где правительство США обвинило Пекин в произвольном задержании до двух миллионов жителей-мусульман в «лагерях перевоспитания».
44-летний Петр Петров родился в Китае, но из-за его внешности те, кто следит за его видео в Интернете, с трудом признают, что он китаец.
Но жесткая тактика, наблюдаемая в Синьцзяне, применялась не против всех меньшинств, добавил Лейболд, пояснив, что другие группы, такие как этнические русские или народ дай, проживающий на юго-западе Китая, рассматриваются правительством как политически послушные и, следовательно, как полезный контрнарратив.
По словам Лейболда, предполагаемая «иностранность» Петрова отчасти объясняет его привлекательность. «Есть элемент экзотики — он говорит по-китайски, но выглядит как иностранец», — сказал Лейболд.
Ирония, конечно, в том, что Петров не иностранец: он гражданин Китая в четвертом поколении.
Что-то, что даже некоторые из его поклонников все еще пытаются принять.
Печальная история этнических русских в Китае
Каждый год Дун Дэшэн с нетерпением ждет праздника Пасхи. Для 48-летнего фермера фестиваль знаменует собой конец очень холодной зимы в провинции Хэйлунцзян на северо-востоке Китая. Кроме того, это единственный раз, когда он открыто прославляет свое русское происхождение.
Когда наступает день, Дун надевает традиционную белую рубашку с красными краями и манжетами, покидает свои кукурузные и соевые поля и присоединяется к празднованию в Бяньцзяне. Деревня, расположенная всего в нескольких километрах от сибирской границы, является одним из нескольких районов северного Китая, где проживает большая этническая русская община. Более 40% местного населения имеют русское происхождение.
Донг весь день пьет и танцует, а иногда снимает игривые видео для своей ленты в социальных сетях. До пандемии его трюк на вечеринках заключался в том, чтобы разыграть российских туристов, которые часто с изумлением обнаруживали, что голубоглазая каштановая фигура была гражданином Китая по рождению и воспитанию.
«Я люблю Басике », — говорит Дун, используя китайскую транслитерацию русского слова Пасха, Пасха . «Это когда люди, похожие на меня, собираются вместе».
Но в остальное время года образ жизни Дуна почти не отличается от образа жизни его соседей-ханьцев. Он научился в юном возрасте максимально сливаться с окружающими.
Донг почти не говорит по-русски. Он помнит, как его бабушка готовила борщ , но так и не научила его его готовить. Он предпочитает shazhu cai — или «еда для свиней» — северо-восточная китайская еда с большим количеством свиных субпродуктов и тушеных овощей.
Это распространено среди русской общины Бяньцзяна. Это наследие травмирующей истории, которая подчеркивает сложность расовой и политической динамики современного Китая.
В начале ХХ века китайскую границу пересекли тысячи россиян, большинство из которых были беженцами, спасавшимися от войны и революции. И все же немногие нашли покой и безопасность, к которым стремились.
Их преследовали война и революция: Вторая мировая война, гражданская война в Китае, затем годы политических кампаний. Отношения между Китаем и Россией разладились. Разразилась культурная революция. Каждый раз страдала русская диаспора.
Сообщество отреагировало стремлением ассимилироваться в китайское общество. Многие женились на ханьских китайцах. Остальные перестали говорить по-русски и опустили головы. Немногие поддерживали отношения с Россией, и их дети часто росли, мало зная о собственном наследии.
Все изменилось совсем недавно. Пасхальный фестиваль в Бяньцзяне начали проводить в 2015 году, после того как местное правительство в надежде на развитие туризма добавило этот праздник в свой официальный список «нематериального культурного наследия». (С 2020 года праздничные мероприятия приостановлены из-за пандемии COVID-19.)
Официально сегодня в Китае зарегистрировано чуть более 16 000 этнических русских, сосредоточенных в основном на северных территориях провинции Хэйлунцзян, автономном районе Внутренняя Монголия, и Синьцзян-Уйгурский автономный район. Реальное число, вероятно, больше, так как многие этнические русские зарегистрированы как ханьцы.
Родственники Дуна жили недалеко от Бяньцзяна в течение четырех поколений. Согласно семейной легенде, прадед Дуна по имени Петров был командиром кавалерии у последнего российского царя Николая II. После Октябрьской революции Петров и его семья восемь лет жили в бегах, избегая ареста советскими властями. В 1926 году они, наконец, переправились через замерзающую реку Амур в Китай.
Поселившись сразу за границей с Китаем, Петров поддерживал свою жену и двух сыновей, разводя лошадей для богатой местной семьи. На конюшнях он подружился с уроженцем восточной китайской провинции Шаньдун по фамилии Дун.
Но Петров изо всех сил пытался смириться со своим пониженным статусом в Бяньцзяне. Он начал сильно пить, ссориться с женой и бить детей. Жена вскоре ушла от него к китайскому коллеге, приняв фамилию уроженца Шаньдуна. С тех пор семья называется Донг.
Дедушка Дуна, переехавший в Китай с Петровым всего в 9 лет, женился на такой же русской эмигрантке. Она бежала из страны со своей матерью в возрасте 7 лет после того, как ее отец погиб во время Гражданской войны в России. Донг считает, что семья имела аристократическое происхождение.
«Моя прабабушка читала русские книги и Библию, — вспоминает он. «Она выглядела элегантно. Не может быть, чтобы она была из обычной семьи».
Исчезновение наследия семьи началось с дедушки Дуна, на которого сильно повлияло преследование, которому он подвергался в детстве, говорит Донг. Он всю жизнь питал ненависть к России и запрещал семье говорить по-русски.
Донг вырос, почти ничего не зная о культуре своих предков. Когда бы он ни спрашивал о России, старик говорил ему: «Мы китайцы».
Семья также скрывала свои русские корни из более практических соображений. Этнические русские с их характерными чертами лица часто становились объектами дискриминации и политических кампаний, говорит Фэн Цзявэнь, двоюродный брат Дуна.
Дедушка Фэна по материнской линии, воевавший на стороне Китая в Корейской войне, был ложно обвинен в том, что был «советским шпионом» во время Культурной революции. Его водили по улицам и подвергали публичным «сеансам борьбы».
Бабушка Фэна, Чжан Юйлань, до сих пор помнит ужас, который она испытала в конце 19-го века.60-е годы. По ее словам, двое ее родственников, служивших чиновниками, в то время погибли, а еще несколько этнических русских в этом районе получили ранения.
«Раньше я говорил по-русски, но любого, кто говорил хотя бы одно слово во время Культурной революции, отправляли в тюрьму», — говорит Чжан.
Даже поколение Донга столкнулось с проблемами. Над Дуном издевались в школе, и его регулярно называли « маози » — расистский термин для русских, который примерно переводится как «волосатый». В детстве он вспоминает, что хотел сделать косметическую операцию, чтобы выглядеть более китайским. Его тетя красила свои светлые волосы в черный цвет.
Позже Дун решил жениться на ханьской женщине. «Все хотят быть нормальными, — говорит он. «Выйдешь замуж за ханьца, и твои дети в принципе не будут выглядеть русскими».
В конце концов, Донг надеется, что его семья сможет стереть все следы своих русских корней. Его сын, который в настоящее время учится в средней школе, предпочел изучать английский, а не русский язык как иностранный. По его словам, его дочь сделает то же самое. Помимо Пасхи, Дун не соблюдает дома никаких русских традиций и надеется, что его дети когда-нибудь тоже выйдут замуж за ханьских партнеров.
«У моих внуков не будет русских черт, и они будут частью большой (китайской) семьи», — говорит он.
Тем не менее, по странному стечению обстоятельств, европейское лицо Дуна также сделало его небольшой знаменитостью. Фермер нашел полезную подработку в качестве актера, сыграв русских бандитов, американских солдат и колониальных полицейских в китайских фильмах и телешоу.
«В основном я играю за русских», — говорит Донг. «Но я также могу играть с европейцами в целом».
В декабре 2015 года он также принял участие в китайском реалити-шоу «15 из нас», в котором 15 человек из разных регионов Китая жили вместе на отдаленной горе. Он быстро пользовался успехом у зрителей, которые были очарованы кажущимся контрастом между его внешним видом и сильным северо-восточным китайским акцентом.
После этого опыта Донг взял себе имя Петр Петров и начал общаться со своими поклонниками в социальных сетях. Его последователи ласково называют его дядей Питером.
Дядя Питер, однако, скоро устал от интернет-славы. Его вспыльчивый характер и пьянство, в которых он винит свои русские гены, означали, что он часто плохо реагировал на комментарии, которые ему не нравились. «Посмотрите на маози !» (Заблокировано.) «Тебе нравится Китай?» («Я китаец. Что, черт возьми, мне должно нравиться, если не Китай?!») «Сожалеете ли вы об утрате русской культуры?» («Какого черта!? Мы китайцы!»)
Несмотря на то, что он живет в нескольких километрах от реки Амур, Дун никогда не был в России до 2014 года, когда режиссер Ли Чао попросил его стать главным героем документального фильма «Дом, в который ты никогда не сможешь вернуться».
Фильм рассказывает о Донге и его семье, когда они путешествовали во Владивосток, где столетие назад, возможно, прошел его прадед Петров. Большую часть поездки Дун не испытывал ничего, кроме любопытства туриста к экзотической еде и обычаям, с которыми он столкнулся.
Но затем создатели фильма взяли Донга, чтобы увидеть Триумфальную арку, построенную в ознаменование визита царя Николая II во Владивосток в 1891 году. Когда экскурсовод объяснил, как царь однажды прошел через арку, Донг сломался на камеру. Он до сих пор испытывает эмоции, вспоминая тот момент восемь лет спустя.
«Мой прадедушка мог быть с царем на арке, в расцвете царской России», — говорит он. «Потом он стал беглецом, бежал в Китай, чтобы разводить лошадей, развелся с женой, потерял детей. Мне было его искренне жаль».
Тан Гэ, антрополог из Хэйлунцзянского университета, изучающий русскую диаспору в Китае, говорит, что у многих этнических русских сложные отношения со своим наследием. Он вспоминает встречу с метисом — русским термином, означающим «смешанная кровь», который часто используется для обозначения людей со смесью русского и китайского происхождения — в деревне Внутренней Монголии в 1995 году.
«Кто мы такие? ” — спросила женщина, родившаяся в Китае, но имеющая в основном русское происхождение. «Китайский язык? Не русский? Нет. Кто мы?»
Первые метиса в Китае были потомками китайских горняков, которые отправились работать на недавно открытые золотые прииски в Забайкальском крае России в 1860-х годах, говорит Тан. Многие мужчины, родившиеся в провинциях Шаньдун и Хэбэй, женились на русских женщинах и создали там семьи, прежде чем вернуться в Китай.
«Этнические русские с самого начала были гибридом ханьской и русской культур, — говорит Тан.
Долгое время китайское правительство не признавало метис как отдельная этническая группа. В 1953 году власти включили этнических русских в число 55 официальных этнических меньшинств страны, но этот ярлык применялся только к нескольким сотням русских иммигрантов в первом поколении, поселившихся в Синьцзяне. метиса , живущих в других местах, были зарегистрированы как ханьцы.
Во время переписи 1990 года метиса из получили возможность изменить свою этническую принадлежность на русскую. Однако многие, особенно те, кто живет у реки Амур в Хэйлунцзяне, отказались это сделать. Большинство русских мигрантов в первом поколении в Бяньцзяне были женщинами, которые вышли замуж за местных холостяков-ханьцев, чтобы спастись от крайней нищеты.
Когда местные органы власти по всему Китаю начали принимать культуру меньшинств, дедушке Дуна предложили мешки проса, коричневый сахар и ежегодное пособие, чтобы изменить идентичность своей семьи на этническую русскую. Он отказался. «Моя семья не выжила бы без Китая», — сказал он Донгу.
Не все этнические русские общины ассимилировались в такой степени, как Бяньцзян. В Энхэ, деревне во Внутренней Монголии, многие пожилые жители до сих пор говорят дома по-русски и остаются прихожанами Восточной православной церкви.
«У них сильная русская идентификация, поскольку они передали свою культуру и убеждения, — говорит Тан.
Линь Мэнмэн, этническая русская в четвертом поколении, недавно уволилась с работы в крупной китайской компании, чтобы открыть гостиницу в русском стиле в Энхэ. Другие местные жители были назначены официальными культурными наследниками, которым поручено сохранять традиционные аспекты русской культуры, такие как приготовление хлеба и кваса, пение народных песен и танцы.
«Мы любим нашу русскость, — говорит Лин.
В последние годы русская культура также пережила небольшое возрождение в Бяньцзяне. Местные власти, надеясь на развитие туризма, отремонтировали несколько домов в русском стиле и построили Музей истории села площадью 300 квадратных метров.
«Деревня процветает, — говорит Фэн. «Люди в других местах завидуют».
За последние несколько лет даже Донг стал больше интересоваться своим русским прошлым. По неоднократным просьбам своих поклонников он завел аккаунт на китайской видеоплатформе Kuaishou и регулярно делится клипами из своей жизни в Бяньцзяне.
Обычно Донг отказывается говорить о своей русской идентичности, но иногда он смягчается. В одном из недавних видео он впервые попробовал селедку по-русски в только что открывшемся русском ресторане. В другом он испек русский хлеб с начинкой из зеленого лука — шутка в том, что почти каждое блюдо на северо-востоке Китая готовится с зеленым луком.
Война на Украине, однако, пробудила болезненные воспоминания у многих в Бяньцзяне. Фэн говорит, что кадры конфликта на китайском телевидении заставили его много думать о своих предках.
«Эта война кажется особенно близкой», — говорит он. «Может быть, это потому, что во мне течет русская кровь».
Чжан, его бабушка, разделяет эти чувства. «Мы бежали в Китай и пережили японское вторжение. Мои дядя и отец погибли на войне», — говорит она. «Людям нужен мир… Люди могут иметь счастливую жизнь только с чувством безопасности».
Донг, напротив, говорит, что война не его дело. «Я хочу, чтобы война закончилась, но я не могу с этим особо связываться», — говорит он.
В то же время Донг чувствует растущее желание передать историю своей семьи. Однажды он попытался записать его, но отказался из-за медленного почерка.
Leave a Reply