русофобия, ссоры с друзьями и украинская доминация в СМИ — Реальное время
Общество
00:00, 03.04.2022
Сюжет: Наши за рубежом: как к «русским» относятся за пределами России
Переехавшие в Израиль россияне отмечают рост антироссийских настроений
В мире по-разному реагируют на российскую спецоперацию на Украине, в ряде стран зафиксировали случаи дискриминации россиян. «Реальное время» пообщалось с бывшими соотечественниками за рубежом, чтобы узнать, как изменилось отношение к ним за последний месяц. О настроениях в Израиле рассказывают Дмитрий Шлеймович, проживающий там более 30 лет, и Анна Михайловская, переехавшая в эту страну вместе с мужем 3 года назад.
«Орала на весь офис, что русские — это фашисты, пособники Гитлера»
Дмитрий Шлеймович живет в городе Арад на юге Израиля. В эту страну он переехал в 1991 году. С началом спецоперации на Украине мужчина столкнулся с массовым проявлением русофобства. Причем в основном, по его словам, угрозы поступают не от израильтян, а от живущих в стране украинцев.
— Сейчас травля исходит именно от русскоязычных выходцев с Украины или либерально настроенных выходцев из России. Я попросил начальство пресечь в офисе разговоры на тему Украины хотя бы в рабочее время, — рассказал Дмитрий, — Сегодня я получил истерический ответ от одной тоже русскоговорящей сотрудницы, у которой проблемы с моим происхождением: орала на весь офис, что русские — это фашисты, пособники Гитлера. И что проблема нашего офиса в том, что у нас теперь работает «русский фашист», «пособник Гитлера»! И это она орала на весь офис.
Сам Дмитрий разговоры о политике вести не любит, однако местное русскоговорящее население очень интересуется этим вопросом и его позицией. На этой почве ссорятся даже старые друзья:
— Я, конечно, не хотел общаться на тему Украины с людьми меня окружающими, но им всем интересно мое мнение. Зачем меня этим добивать, если вы знаете мое мнение? Зачем спрашивать меня, если тем более вы знаете, что я априори не хочу с вами об этом говорить. Зачем? Хотите со мной поссориться? Два довольно близких мне человека ушли за забор собственного лицемерия и русофобии.
С началом спецоперации на Украине мужчина столкнулся с массовым проявлением русофобства. Фото предоставлено Дмитрием Шлеймовичем.
«Все русскоязычные СМИ в Израиле под управлением выходцев из Украины»
Средства массовой информации в Израиле, по мнению Дмитрия, не способствуют снижению градуса напряжения. Освещение ситуации получается достаточно однобоким, официальную позицию России местные медиа не озвучивают.
— У нас в прессе до последнего времени только об Украине и говорили. А все русскоязычные СМИ в Израиле под управлением выходцев из Украины, так там такие страшные сказки, что туда лучше даже не заходить в принципе. Никто ничего толком не объясняет. В медиапространстве одни эмоции. Иногда израильские телеканалы и газеты цитируют украинские СМИ. Потом, правда, иногда опровергают, но цитируют. Я не видел, чтобы пророссийские акции освещались в израильских СМИ, — рассказал бывший россиянин.
По его мнению, проукраинская позиция в информационном поле преобладает из-за большей сплоченности и инициативности украинцев, проживающих в Израиле.
— Украинцы организовываются, устраивают митинги, устраиваются на работу в СМИ, дают интервью, они уверены в себе, они хорошо формулируют каждую фразу, они просто оккупировали все информационное пространство в Израиле как на русском языке, так и на иврите. Стоит отметить, что самые инициативные среди русскоговорящих граждан Израиля — это именно украинцы. 85% бизнеса, который принадлежит русскоязычным в Израиле, — это бизнес выходцев с Украины, большинство успешных русскоговорящих владельцев стартапов — тоже выходцы с Украины, — рассказал Дмитрий.
По его словам, давление со стороны общественности и средств массовой информации приводит к тому, что некоторые пророссийски настроенные граждане вынуждены молчать о своей позиции или даже публично поддерживать Украину:
— Многие русские в силу своего информационного поля в своем окружении принимают сторону украинцев, у меня на счету уже пять человек в близком окружении, которые в 2014-м были полностью, и даже радикально, на стороне России. Они это объясняют личными интересами и нежеланием ссориться со своими «украинскими» друзьями, ведут себя крайне осторожно.
Серьезного скачка цен Дмитрий не почувствовал, подорожание, по его словам, началось еще со времен пандемии, так что говорить о влиянии нынешних событий сложно:
— Только бензин пока что. На остальное внимания не обратил. Тут и до ситуации с Украиной все уже дорожало, еще с ковида процесс подорожания был запущен. Израиль всегда отстает в вопросе всемирного кризиса.
Серьезного скачка цен Дмитрий не почувствовал, подорожание, по его словам, началось еще со времен пандемии. Фото: ynet.co.il
«Украинцев среди русскоговорящего населения здесь большинство»
Бывшая россиянка Анна Михайловская переехала в Израиль вместе с мужем три с половиной года назад. Девушка отмечает, что население в Израиле активно интересуется политикой:
— Сейчас каждый раз, когда встречаюсь с новым человеком, меня спрашивают, откуда я: из России или с Украины. И следом вопрос, как я отношусь к ситуации на Украине. Но на работе отношение осталось таким же, как и было, буллинга со стороны местных не встречала.
Анна отмечает, что в ее русскоговорящем окружении преобладают именно украинцы. Последний месяц среди них преобладают тревожные настроения.
— Украинцев среди русскоговорящего населения здесь большинство. И понятное дело, у всех есть родственники на Украине. Кто может, перевозит их сюда. Все наши русскоговорящие друзья здесь — украинцы. И с самого начала спецоперации они очень переживали за своих родных. Как и мы, потому что никто не хотел бы оказаться на их месте.
«Отказалась от чтения новостей, связанных с этим, совсем»
В информационном поле, по словам Анны, новости действительно подаются однобоко — только с украинской позиции. От просмотра прессы девушка со временем отказалась.
— Местные СМИ всю информацию преподносят с позиции Украины. В этом плане тяжело оставаться объективным. Спустя неделю с начала операции я отказалась от чтения новостей на эту тему совсем. Потому что эмоциональное состояние пошатнулось, а у меня маленький грудной ребенок, сами понимаете.
Из-за преобладания украинцев акции в поддержку Украины в Израиле собирали больше народа, тем не менее были и пророссийские митинги.
Акции в поддержку Украины в Израиле собирали больше народа, тем не менее были и пророссийские митинги. Фото: walla.co.il
— Проводили несколько массовых акций в поддержку Украины. В Хайфе, Тель-Авиве, Иерусалиме и возле резиденции премьер-министра Израиля. А на прошлой неделе была пророссийская акция в Нетании, но она была очень малочисленной по сравнению с акциями в поддержку Украины. И вроде как украинцы не остались в стороне и провели свою акцию. Но не было стычек, все прошло цивилизованно, — рассказала Анна.
Подорожания продуктов в Израиле Анна пока не наблюдает, однако есть проблема с резко повысившимся ценами авиабилетов.
— Очень подорожали билеты на самолет. Я уже два с лишним года не виделась с родителями. Они своего внука видели только по вотсапу, у нас только отменили изоляцию по прилету из-за «короны», как началась «операция» на Украине. А мы уже собирались лететь в отпуск. Теперь даже не представляю, когда увижусь с родителями с такими-то ценами. Они поднялись ровно в два раза. На нашу семью (я, муж, годовалый ребенок) билеты без багажа стоят 1 312 долларов. И это не связано с курсом доллара вообще, как оказалось. Пытались поймать волну, когда рубль совсем упал, цены поднялись и так и не падают. А еще и «Аэрофлот» рейсы отменил. В Москву можно прилететь либо прямым рейсом израильской авиакомпанией или с пересадками в Турции или ОАЭ. В ближайшее время «Аэрофлот» должен возобновить полеты, но пока не дают возможность купить билеты, — сообщила Анна.
Эмиль Зиянгиров
Общество
Жизнь в Израиле для русских
Идея переехать в Израиль для большинства иностранцев кажется привлекательной: страна известна на весь мир своим удивительным климатом и высоким уровнем экономического развития.
Земля обетованная лидирует по количеству иммигрантов: ежегодно на ее территорию возвращаются тысячи евреев из разных стран мира, русских репатриантов, а также переезжают иностранцы без еврейских корней для того, чтобы начать новую жизнь.
Однако, прежде чем принимать решение о радикальной смене обстановки, нужно взвесить все «за» и «против». Для этого важно заранее узнать все особенности жизни в Израиле для русских, разобраться в сложностях еврейских традиций и системе государственного строя.
Высокий уровень жизни
Израиль отличается стабильно высоким уровнем экономического развития и быстрыми темпами технического прогресса. Граждане этой страны знают, что при добросовестном исполнении своих обязанностей на работе их ждет достойная оплата труда, а также полный спектр социальных гарантий.
Для комфорта израильтян соответствующие государственные службы постоянно следят за развитием транспортных сообщений, коммерческой инфраструктуры и социальной сферы.
Средняя зарплата по стране – около 2,5 тысяч долларов, и этой суммы хватает на достойную жизнь в Израиле для русских с возможностью накопления сбережений, несмотря на высокий уровень цен на коммунальные услуги.
Социальная поддержка
Кроме высокого уровня развития медицинских услуг, в Израиле постоянно совершенствуется система помощи незащищенным группам населения – детям, пожилым, людям с особыми потребностями, сиротам, многодетным матерям и семьям, которые утратили кормильца.
ПОМОЩЬ В ПОЛУЧЕНИИ ГРАЖДАНСТВА ИЗРАИЛЯ
- Определим ваши шансы на получение гражданства
- Соберем полный пакет документов
- Подготовим к консульской проверке
- Поможем на територии Израиля
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА ГРАЖДАНСТВО
Расчет пенсионных выплат происходит в зависимости от количества лет, в течение которых человек работал на территории страны и выплачивал налоги в соответствующий фонд. Пожилые люди, которые работали менее 10 лет, на пенсию рассчитывать не могут: по закону им положена только выплата пособия по старости. Однако сумма этой выплаты действительно поражает: она рассчитывается исходя из суммы средней заработной платы, которую нужно умножить на количество проработанных лет на благо страны.
Постоянная забота о населении отличает израильское правительство от органов власти других стран, и население ощущает реальную поддержку государства. Это способствует благоприятной моральной обстановке: жители страны не живут в постоянной борьбе за свои права.
Показатели качества жизни
Доказано, что у израильтян показатели продолжительности и качества жизни одни из самых высоких в мире: значительно выше, чем у русских граждан. В среднем люди живут 70–75 лет, что связано, в первую очередь, с качеством медицинской помощи, а также с благоприятной экологической обстановкой, развитой системой образования и высокими социально-культурными ценностями.
Также позитивно влияет отсутствие психологических потрясений – СМИ в Израиле не «нагнетают обстановку», а вечером в израильских городах не страшно ходить по улице.
Низкий уровень преступности
Высокий уровень экономического развития и забота о малообеспеченных гражданах страны стали причинами отсутствия криминогенной обстановки на Святой земле. Израильтяне отличаются миролюбивым нравом и желанием найти компромисс в процессе решения конфликтов.
Это также обеспечивает безопасность местным жителям и приезжим: вечерами можно спокойно гулять по безлюдным улицам, а детей не страшно оставить одних на улице. Высокий уровень внутренней безопасности делает страну особенно привлекательной для жизни.
Гражданская сознательность
Высокий уровень социальной ответственности и активная гражданская позиция израильтян определяет уважительное отношение к окружающим и к обществу в целом. Менталитет граждан израильского государства отличается законопослушанием и стремлением к общественному порядку, а также высоким уровнем патриотизма.
Для иностранцев с другими привычками, в частности, для русского человека в Израиле, такой уровень развития общества может показаться непривычным. Но есть и плюс: сознание довольно быстро меняется, уступая место разумным идеям повсеместного соблюдения правил.
Экологическая безопасность
Кроме того, что жители Земли обетованной с любовью и трепетом относятся к своей родине, правительство страны тщательно следит за состоянием окружающей среды. Например, на законодательном уровне ограничивается количество автомобилей в городах, а государственные и общественные организации контролируют вопросы сохранения природных богатств.
Климат
Погодные условия на Святой земле действительно курортные: практически круглый год израильтяне наслаждаются теплом и солнечными днями. Местные жители говорят, что такой климат можно приравнять к райскому: не зря Бог приготовил для евреев именно это место.
Несмотря на то, что территория еврейского государства не очень большая, она вмещает несколько климатических зон, поэтому можно выбрать наиболее подходящий для жизни регион.
Наиболее благоприятным для жизни в Израиле считается побережье Средиземного моря. Однако важно учитывать, что теплый и влажный климат израильских субтропиков может оказаться недостаточно комфортным для русского человека, который привык к холодным зимам или плохо переносит жару.
Курортные зоны
Страна расположена на восточном побережье Средиземного моря, что делает ее привлекательной локацией для летнего пляжного отдыха. Именно здесь располагается Мертвое море, известное своими уникальными целебными свойствами.
Для лечебных целей особенно популярны такие курорты, как Эйн Бокек у Мертвого моря, Хайфа на средиземноморском побережье, а также Тверия, расположенная у озера Кинерет. Молодые люди могут найти в Израиле места для активного отдыха – например, Тель-Авив на Средиземном или Эйлат на Красном море.
Война
Один из главных минусов Святой земли – это постоянное состояние войны. Военные действия стали неотъемлемой частью жизни израильтян.
Израиль граничит с восточными странами, такими как Иран, Сирия, Ливан, Сектор Газа, что и определяет постоянные поводы для вооруженных конфликтов. Однако стоит отметить, что израильская армия отличается высокой боеспособностью, а постоянная поддержка США в разы увеличивает финансовые и военные силы.
Традиции
Главное отличие Израиля от любой другой страны – это жизнь по солнечно-лунному календарю. Месяц для израильтян начинается в день новолуния, и от движения Луны отсчитываются праздничные и памятные даты. Неделя у евреев начинается не с понедельника, а с воскресенья, и заканчивается субботой, когда наступает Священный Шаббат.
Каждую субботу в Израиле останавливается все: с заходом солнца в пятницу для евреев наступает Священный день отдыха от всего, который принято встречать и провожать, чтобы отделить от будних. Соблюдение Шаббата – это одна из десяти главных заповедей, которые нужно выполнять каждому еврею. Практически все жители Святой земли следуют традиции беспрекословно.
Найти работающий магазин в субботу можно только в том случае, если его владельцы и сотрудники – не евреи. Также в Священный день в Израиле не ходит транспорт, не работают заведения общественного питания, а лифты функционируют в особом режиме, самостоятельно останавливаясь на каждом этаже, чтобы евреям не приходилось нажимать на кнопки.
Религия
Для верующих Израиль по праву считается Святой землей, на которой сходятся воедино три мировые религии – иудаизм, мусульманство и христианство. Поэтому паломничество туда – это важное мероприятие для представителей любого из этих вероисповеданий.
Иудаизм прочно укоренился в сознании израильтян, и религии подчиняются практически все сферы их жизни. Строгое повсеместное соблюдение обрядов и традиций, изучение Торы в школах и беспрекословное выполнение всех заповедей – это может показаться непривычным для светского человека.
Светская жизнь в Израиле удивительно граничит с религиозной. В государстве нет конституции, поэтому ее роль выполняет Библия, а также обычные светские законы. В качестве одного из примеров переплетения религии и обыкновенной жизни можно привести сертификацию товаров в специальной системе соответствия требованиям кашрута.
В брак в Израиле вступить могут только пары, где оба партнера – евреи. В случае смешения национальностей регистрация происходит в других странах.
Иврит
Знание государственного языка в Израиле – это не только способ быстро «влиться» в атмосферу, но также обязательное условие для учебы в израильских государственных школах и вузах, трудоустройства наравне с израильтянами, оформления документов для получения вида на жительство и гражданства. Несмотря на то, что многие жители страны свободно говорят на русском или английском, а в частных школах и некоторых вузах ведется преподавание на языках репатриантов, знание иврита важно для полноценной жизни русских в Израиле.
Льготы
Кроме социальных выплат и льготных услуг для пенсионеров, инвалидов и других социально незащищенных групп населения, правительство в Израиле также обеспечивает привилегии для иностранцев, которые выбирают страну для жизни в качестве студентов или работающих.
При временном пребывании на учебе или в рабочей поездке иностранцы получают право скидок на жилье и проезд в общественном транспорте, а репатрианты могут воспользоваться льготными условиями поступления в вузы. Так можно совместить приятное с полезным: получить качественное образование, которое признается во всем мире, и побывать в уникальных исторических местах, посмотреть на природные богатства Святой земли.
Стиль в одежде
При выборе одежды евреи ориентируются на погодные условия и собственный комфорт. Поэтому чаще всего на улице можно встретить местных жителей, одетых в свободные штаны и кофты из натуральных тканей, шлепки или сандалии. Каблуки и вычурные наряды – это стиль, по которому можно распознать туристов и отдыхающих.
Однако многое определяет сам город. Например, в Тель-Авиве легко можно встретить людей в европейской одежде, деловых костюмах и сотрудников бизнес-центров, одетых по-офисному дресс-коду.
Сложности жизни в Израиле
Евреи работают шесть дней в неделю, поскольку отдыхают только во время Шаббата. Учащимся следует морально подготовиться к шестидневке в школах и вузах, а работающим иностранцам привыкнуть к отсутствию двух долгожданных выходных.
Покупка квартиры в Израиле – недешевое удовольствие, и большинство евреев вынуждены арендовать жилье. Однако оплата коммунальных услуг также обходится дорого в связи с недостаточным уровнем природных ресурсов – газа и пресной воды. Централизованного отопления и горячей воды в домах нет, и местным жителям приходится оплачивать постоянную работу бойлеров и кондиционеров. Коммуналка обходится каждому жителю примерно в 200–300 долларов в месяц.
Несмотря на закон о бесплатном образовании, во время обучения детей большие суммы расходов связаны с оплатой дополнительных занятий, кружков, спортивных секций. Также можно выбрать частную школу с оригинальной системой образования или преподаванием на русском языке, однако бесплатное обучение предлагается только в государственных учреждениях. По скромным подсчетам доход семьи из двух взрослых с ребенком должен составлять около 14 000 шекелей в месяц (около 4115 долларов).
Армия
Кроме религиозного культа, в этой стране повышенное внимание уделяется армии. Часто служба в элитных войсках открывает гораздо больше возможностей, чем высшее образование, поэтому евреи со всего мира приезжают на историческую родину, чтобы пополнить ряды израильских солдат. Жизнь в ожидании войны стала нормой в Израиле, а теракты вошли в привычный распорядок дня. По этим причинам правительство уделяет большое внимание вооружению государства.
Военное положение – это одна из «обратных сторон медали» жизни в еврейской стране, поэтому русским репатриантам нужно учесть все особенности вооруженных конфликтов на момент переезда. В городе постоянно звучат аварийные сигналы о возможной опасности, на входах в торговые центры и другие общественные места установлена охрана и металлодетекторы, а дважды в год в Израиле проходят массовые боевые учения.
Для русского человека такая обстановка может быть непривычной и вызывать ряд негативных впечатлений.
Проблемы
Долголетие граждан в Израиле частично сыграло против них и привело к тому, что в государстве подняли пенсионный возраст. Официально выход на пенсию возможен в 62 года для женщин и в 67 лет – для мужчин. Однако жизнелюбие и работоспособность израильтян часто приводят к тому, что они не отказываются от работы даже по достижению почтенного возраста для выхода на «заслуженный отдых».
Климат израильского государства известен не только своими курортными зонами, но также некоторыми проблемами. Определенные части страны отличаются засушливыми условиями, и в особо жаркие периоды года проблема недостатка чистой пресной воды становится актуальной для всех жителей Святой земли.
Кроме сложностей климата, удивляет и разнообразие местной фауны Земли обетованной: людям постоянно приходится закрывать двери, ставить москитные сетки и другие средства защиты. Это нужно для того, чтобы крупные насекомые не залетали в дома, поскольку они могут стать причиной аллергических реакций, неприятных укусов и просто мешать отдыхать ночью.
Что в итоге
Израиль – многогранная страна, жизнь в которой притягивает иностранцев из всех уголков мира. Чаще всего на Землю обетованную возвращаются евреи, близкие которых живут в других странах. А в некоторых случаях на Святую землю перебираются целыми семьями, в том числе русские.
Магия духовности Иерусалима переплетается со светскими нравами Тель-Авива, а исторически значимые места располагаются рядом с современными космическими обсерваториями и IT-компаниями. Многие русские едут на отдых, учебу и работу на Святую землю, а верующие мечтают о паломнической поездке.
Миролюбивый и трудолюбивый нрав людей, которые живут в Израиле, их почитание семейных традиций и национальных достояний действительно удивляет и вызывает уважение. Евреи общительны настолько, что им необязательно знать человека, чтобы заговорить с ним. Также израильтянина удивит, если он увидит, что человеку в беде никто не помогает: этим людям не свойственно равнодушие и поведение в стиле «каждый сам за себя».
Евреи давно осознали, что для построения успешного государства все жители страны должны объединиться и вместе идти к общим целям. На этом пути они радостно принимают в свою «семью» репатриантов, а также иностранцев, которые всей душой прониклись ценностями еврейского народа и готовы это доказать.
Со своей стороны команда центра репатриации «Герцль» предлагает всестороннюю помощь и сопровождение русских репатриантов на всех этапах оформления гражданства в Израиле. Стать гражданином еврейской страны несложно, если тщательно подготовиться к оформлению всех документов и довериться специалистам, опыт которых поможет решить все вопросы быстро и без бюрократических сложностей.
Израильская российская загадка | The Economist
Ближний Восток и Африка | Отправляйтесь в Святую Землю
Нейтралитет еврейского государства в отношении войны в Украине может пошатнуться
| Иерусалим
F или последние семь лет Израиль и Россия тесно сотрудничали друг с другом на земле и в небе Ближнего Востока. Однако война на Украине может нарушить эти договоренности. 15 июля российский суд обязал Еврейское агентство закрыть свои офисы в России. Агентство технически не является частью правительства Израиля, но действует от его имени, поддерживая связи между государством Израиль и еврейской диаспорой по всему миру. Прежде всего, это облегчает эмиграцию евреев в Израиль.
Послушайте эту историю. Наслаждайтесь аудио и подкастами на iOS или Android.
Ваш браузер не поддерживает элемент
До вторжения Владимира Путина в Украину в феврале отношения были хорошими. Даже после того, как в 2015 году Россия направила в Сирию экспедиционный корпус для поддержки тогда еще несостоявшегося режима Башара Асада, вскоре был согласован modus vivendi. Несмотря на оккупацию сирийского воздушного пространства, Россия позволила Израилю продолжать бомбить иранских союзников Сирии, сражающихся за Асада, на земле. По сути, российские и израильские военные самолеты поделили между собой небо над Сирией.
Но в мае российская зенитная батарея обстреляла израильский самолет. Министр обороны Израиля Бени Ганц назвал это «разовым инцидентом». Однако с тех пор Россия публично призвала Израиль полностью прекратить свои операции в Сирии. Тем не менее, израильские воздушные налеты на страну продолжаются.
В Кремле говорят, что приказ о закрытии Еврейского агентства был не политическим, а просто юридическим вопросом. Власти России утверждают, что агентство нарушило местные законы, собирая информацию о гражданах России. Правительство Израиля настроено скептически. «Правовые вопросы, подобные этим, решались тихо и без заголовков в прошлом», — говорит высокопоставленный чиновник в Иерусалиме. «Понятно, что это давление исходит непосредственно сверху — чтобы Израиль не встал на сторону Украины в войне».
После вторжения России 24 февраля Израиль твердо держался в стороне, отказывая украинцам в поставках оружия и в основном воздерживаясь от высказываний о войне. Двумя основными причинами израильского нейтралитета были российское военное присутствие через границу Израиля в Сирии и большие еврейские общины в России и Украине. Более миллиона русскоязычных евреев эмигрировали в Израиль с тех пор, как три десятилетия назад распался бывший Советский Союз. Они стали мощным политическим электоратом.
Два предыдущих премьер-министра Израиля, Нафтали Беннет и Биньямин Нетаньяху, были старательно нейтральны по отношению к России. Но в апреле Яир Лапид, тогдашний министр иностранных дел, резко осудил военные преступления России под Киевом. С тех пор, как он стал премьер-министром 1 июля, он, в отличие от своих предшественников, не проявлял никакого желания договориться о встрече или телефонном разговоре с Путиным. Проблемы Еврейского агентства в России, возможно, были предупредительным выстрелом г-на Путина, чтобы держать г-на Лапида в узде.
Евреи хорошо помнят погромы, учиненные русскими при царях, и антисемитскую дискриминацию в советское время. Г-н Путин, напротив, поддерживал дружеские связи с еврейской общиной России на протяжении большей части своего правления за последние два десятилетия. Тем не менее еврейская эмиграция как из России, так и из Украины в Израиль снова резко возросла — в этом году она составила не менее 30 000 человек (см. диаграмму).
В любом случае Путин вызвал демонов истории, назвав президента Украины Владимира Зеленского, который является евреем, «нацистом». Неудивительно, что Израиль обеспокоен тем, что он, возможно, возвращается к старым дурным привычкам царизма и использует российских евреев в качестве пешек. ■
Эта статья появилась в печатном издании в разделе «Ближний Восток и Африка» под заголовком «Гадкие царские вибрации».0038
Из номера от 30 июля 2022 г.
Узнайте истории из этого раздела и другие в списке содержания
Ознакомьтесь с изданием
Повторно используйте этот контент
Иммиграция русских евреев и будущее израильско-палестинского конфликта
Миграция русских евреев в Израиль, как и другие международные потоки конца XIX века80-х и начала 1990-х гг., является массовым явлением, которое можно объяснить, прежде всего, традиционными факторами. Миграция происходит, когда людей тянет в новую страну, где условия кажутся лучше, или когда их вынуждают бежать от трудных обстоятельств. Отличительный аспект иммиграции русских евреев в Израиль заключается в идеологическом предприятии: степени, в которой сионизм мотивировал и направлял иммигрантов именно в эту страну. Нынешний иммиграционный поток уходит своими корнями еще до основания Израиля в 1948. В период с 1919 по 1948 год в Палестину прибыло 52 350 евреев из Советского Союза, что составляет 10,8 процента от 483 000 еврейских иммигрантов за этот период. [1] Что касается современной миграции, Натан Щаранский, ведущий российский еврейский диссидент, который годами боролся за то, чтобы покинуть Советский Союз, сказал, что, если бы у него был шанс, около 100 000 российских евреев предпочли бы эмигрировать в Соединенные Штаты, а не в Израиль. . [2]
Социально-экономические и политические последствия иммиграции евреев из России не ограничиваются израильским еврейским обществом. Они затрагивают также палестинцев в Израиле и на оккупированных территориях. По мере того, как российские еврейские иммигранты интегрируются в израильскую жизнь и политику, их взгляды и ориентации могут также повлиять на политику израильского правительства в отношении политического урегулирования с палестинцами, что имеет последствия для арабо-израильских отношений и для региона в целом.
Государство иммигрантов
Характер Израиля как государства иммигрантов лучше всего отражает процент тех, кто родился за пределами страны. В 1948 году из 716 700 евреев более 64 процентов родились за пределами страны. В 1992 году из 4 218 200 евреев более 41% родились за пределами страны. [3] В период с 1948 по октябрь 1992 года в Израиль прибыло 2 279 179 еврейских иммигрантов. Русские евреи составляли почти 27 процентов от этого общего количества (64 процента русских евреев прибыли с 19 января90). Примерно 14,4% всех евреев, проживавших в Израиле в 1992 г., были выходцами из различных частей бывшего Советского Союза. [4]
Российских еврейских иммигрантов сегодня, по большому счету, не интересуют сионистские или идеологические мотивы. По сравнению с иммигрантами 1970-х, которых «тянул» Израиль, иммигрантов 1990-х «подталкивала» ситуация в Советском Союзе и сложность иммиграции в Северную Америку. [5] Нынешний поток российских евреев хорошо подходит под определение мигрантской общины: группа с высокими образовательными достижениями и относительно хорошим уровнем жизни, но с ограниченными перспективами экономической безопасности или продвижения.
Израильские эксперты и официальные лица обычно называют антисемитизм важным фактором еврейской эмиграции из Советского Союза и стран Содружества Независимых Государств. [6] Не обязательно не соглашаясь, следует отметить, что большинство россиян пережили тяжелые социально-экономические и политические условия. Факт остается фактом: российские евреи имеют возможность уехать и иметь страну, которая готова их принять.
В 1970-е годы 33 процента иммигрантов из России имели 13 и более классов образования. В 1990-х, пропорция может быть на самом деле выше. Большинство иммигрантов из городских районов и получили образование в свободных профессиях. Имеются указания на то, что их положение в Советском Союзе было выше среднего для городского населения страны как по доходам, так и по жилищным условиям. [7] Среди русских иммигрантов было почти в четыре раза больше ученых, академиков и других смежных специалистов, чем среди еврейской рабочей силы в Израиле — 69,4% по сравнению с 26,9%. [8]
Между возрастной структурой иммигрантов из России и граждан Израиля нет большой разницы, хотя население Израиля относительно моложе. Экономически активные (в возрасте от 15 до 64 лет) составляют несколько более высокий процент среди иммигрантов, чем среди израильтян. На каждые 100 человек трудоспособного возраста приходится 67 иждивенцев среди израильтян и только 56 среди иммигрантов. (Этот коэффициент зависимости от возраста в 1989 году составлял 52 для США, 105 для Западного берега и 112 для сектора Газа.) [9] Что касается пола, то у иммигрантов меньше мужчин на одну женщину по сравнению с населением Израиля. [10] Это приводит к увеличению количества высококвалифицированных женщин среди иммигрантов, ищущих возможность трудоустройства, и, возможно, к увеличению числа домохозяйств, которыми руководят женщины.
Social Impact
Прибытие более 400 000 российских евреев за последние три года усугубило трудности израильской экономики. Уровень безработицы 10,6% в 1991 г. , как ожидается, увеличится до 11,5% в 1993 г. [11] Среди иммигрантов 1991 г. безработица составляет 38,5%. [12] Такой высокий уровень безработицы заставил многих евреев, все еще находящихся в России и независимых республиках, ждать, прежде чем принять решение об эмиграции в Израиль. [13]
Некоторые израильтяне рассматривают количество иммигрантов, их образование и профессию как предвестники трансформации экспортной экономики страны в пользу капиталовложений в развитые отрасли. [14] Однако на данный момент абсорбция иммигрантов является монументальной задачей. На каждые 100 000 прибывающих требуется не менее 20 000 новых рабочих мест, 30 000 единиц жилья и основных услуг. Каждая новая работа требует инвестиций в размере около 60 000 долларов. Министерство абсорбции Израиля разработало «прямой метод», согласно которому иммигранты имеют свободный выбор места для поселения; их не направляют в центр абсорбции (как это было с 20 000 эфиопских евреев, прибывших в 1991). Новым иммигрантам из России в первый год выделяют 4000 долларов на оплату аренды жилья, курсов иврита и предметов первой необходимости. Таким образом, к 1991 году было принято более 200 000 иммигрантов, что обошлось примерно в 800 миллионов долларов. [15]
Из-за нежелания правительства взимать прямые налоги для покрытия расходов на абсорбцию, в 1991 году Израиль запросил у США кредитные гарантии на сумму 10 миллиардов долларов сверх обычных 3 миллиардов долларов помощи Израиля. Соглашение было достигнуто после избрания Ицхака Рабина, и к 19 марта93, Израиль должен был получить первый миллиард долларов по этой сделке, предназначенный для долгосрочных инвестиций. Израиль также получил от Франции кредитные гарантии на 500 миллионов долларов; более ранняя поддержка США в виде жилищной ссуды на сумму 400 миллионов долларов в октябре 1990 года; и 500 миллионов долларов в виде недорогих займов от американских евреев. Некоторые пришли к выводу, что поддержка, которую Израиль получает для принятия иммигрантов, на самом деле превышает стоимость абсорбции. [16] В социальном плане прибытие русских евреев было встречено с некоторой двойственностью еврейскими гражданами с низким доходом и 1 миллионом палестинцев в Израиле, которые опасались, что огромные расходы на абсорбцию иммигрантов лишат существующие бедные районы средств на лучшее жилье и работу. . Некоторые противопоставляли открытую щедрость государства по отношению к новоприбывшим строгому подходу к удовлетворению их основных потребностей. 19 мая в Израиле возникли «палаточные городки»90, чтобы подчеркнуть потребности в убежище и других потребностях. [17]
Центральный регион, в который входит Тель-Авив, принял самый высокий процент иммигрантов, несмотря на усилия правительства по поощрению заселения Галилеи на севере и Беэр-Шевы на юге. Из-за своей профессиональной структуры, концентрации израильского населения в городских районах и существующих этнических сетей большинство иммигрантов тяготели к старым городским поселениям вдоль побережья. Однако есть признаки того, что многие иммигранты будут селиться за пределами мегаполисов, если будут развиваться отрасли, привлекающие людей с их техническими навыками. [18]
Политическое влияние
Политики правого толка изначально были взволнованы перспективой большой волны еврейских иммигрантов из России. Во-первых, они считали, что иммигранты, покинувшие коммунистическое общество, в политическом плане склонятся вправо. Во-вторых, ожидалось, что такие иммигранты будут более сомнительно, чем израильтяне-ветераны, относиться к перспективам мирного урегулирования с «недемократическим» арабским миром. [19] Однако правые были разочарованы, так как новички оказались более заинтересованными в социально-экономическом улучшении, чем в продвижении политических перспектив правых. Когда лидеры «Ликуда» связали поселение на оккупированных территориях с абсорбцией иммигрантов, они отвлекли деньги от работы и жилья в Израиле, что отрицательно сказалось на материальном положении иммигрантов. 200 000 имеющих право голоса «русских» избирателей 19 июняНа парламентских выборах 92 года предпочтение отдавалось левоцентристскому лагерю Ликуду с перевесом от 47 до 18 процентов. [20]
Чтобы понять общее влияние русско-еврейской иммиграции на палестинское арабское меньшинство в Израиле, нужно начать с того факта, что 64 процента всех палестинских семей в Израиле находятся за чертой бедности — по крайней мере, в три раза больше. для еврейского населения. [21] Безработица в арабских странах вдвое превышает средний показатель по стране. Среди арабских ученых безработица превышает 40 процентов. 58 арабских муниципальных советов не в состоянии удовлетворить основные образовательные, социальные, экономические и инфраструктурные потребности. Даже премьер-министр Ицхак Рабин упомянул о «позорном» неравенстве, отделяющем арабов от евреев в Израиле.
Арабское меньшинство опасается дальнейшего расширения пропасти, отделяющей его от еврейского большинства. Арабским выпускникам средних школ и университетов приходится конкурировать с высококвалифицированными иммигрантами. Им и другим арабам, работающим в промышленности и сфере услуг, предстоит замена иммигрантами. План правительства по созданию 30 000 новых рабочих мест в 1993 году не мотивирован ситуацией с безработицей среди арабов. Некоторые утверждают, что арабы выиграют в долгосрочной перспективе, поскольку 23 процента их рабочей силы занято в строительстве, но спрос на строительную рабочую силу был ограничен новыми методами строительства и недавней готовностью еврейских рабочих из низшего класса искать работу. в разработке. [22]
С демографической точки зрения массовая иммиграция русских евреев призвана уменьшить вес арабского меньшинства. Темпы естественного прироста среди арабов снижаются: с 3,5% в 1965 г. до 2,8% в 1990 г. В некоторых районах страны, где арабы составляют большинство, прибытие значительного числа баланс. Это уже произошло в Галилее, где до 1992 г. большинство арабов составляли арабы: в настоящее время баланс составляет 50,5% евреев и 490,5 процента арабов. [23]
По мере того, как еврейские общины, близкие к арабским, расширяются, чтобы принять новых иммигрантов, жилищные и другие социальные проблемы становятся все более тяжелыми для арабов. Ограничения на землепользование способствуют более высокой плотности населения в арабских населенных пунктах. При ограниченных ресурсах арабских муниципальных советов такая более высокая плотность населения может привести к дальнейшему снижению уровня жизни и негативным экологическим последствиям.
С ожидаемым снижением демографического веса палестинцев и с давлением, вызванным нынешней волной иммиграции, многие опасаются, что будет сопровождаться падение и без того низкого уровня арабского политического влияния и представительства в государственных и общественных учреждениях. Это, вероятно, затруднит интеграцию арабского меньшинства в жизнь государства и может привести к межобщинным конфликтам и конфронтации.
Последствия для оккупации
Последствия еврейской иммиграции из России для оккупированных территорий были лучше всего сформулированы в 1990 году тогдашним премьер-министром Ицхаком Шамиром, который утверждал, что большая волна иммиграции требует «большого Израиля», чтобы «приютить все люди.» [24] Правительство Шамира инвестировало 1,3 миллиарда долларов в период с июня 1990 года по январь 1992 года, построив более 18 000 домов на оккупированных территориях, по словам членов Кнессета Хаима Орона и Дэвида Цукера. Четверть всего государственного жилья, построенного за 18 месяцев, находилась на оккупированных территориях. Правительство 19Бюджет 92 года позволял построить две трети всего государственного жилья на оккупированных территориях. [25] План правительства Шамира состоял в том, чтобы построить 106 000 единиц жилья на Западном берегу для размещения 400 000 поселенцев в ближайшие три-четыре года. [26]
Смена правительства в Израиле в июне 1992 г. привела к изменению приоритетов, по крайней мере, такое впечатление произвел премьер-министр Рабин. Однако строительство 9000 единиц жилья для 45 000 поселенцев (не считая Иерусалима) все еще находится в стадии строительства, и ожидается, что оно будет завершено в ближайшее время. Поселенцы, которые переедут в эти единицы, не обязательно должны быть советскими евреями, но они облегчат жилищные перспективы иммигрантов в Израиле.
Прибытие русских иммигрантов и вопрос заселения оккупированных территорий должны быть добавлены к длинному списку израильских оккупационных действий, направленных на лишение палестинцев их земли и ресурсов. К 1991 году Израиль экспроприировал около 65 процентов Западного берега и почти 50 процентов сектора Газа. Около 10 процентов еврейских иммигрантов из России направляются в еврейские кварталы Восточного Иерусалима, окружающие теперь арабскую часть города. Начиная с 1990, 8500 единиц готового жилья были выделены в районы «большого Иерусалима» Неве-Яаков, Гило и Писгат-Зеев, чтобы помочь принять новых иммигрантов. Строительные работы в районе Писгат-Зеев, всего в нескольких километрах к востоку от северного арабского пригорода Бейт-Ханина, подтверждают опасения, что этот район станет крупнейшим жилым массивом Израиля. [27]
Прибытие российских евреев явно подкрепило израильскую политику затопления арабской части Иерусалима. В начале 19В 90-е годы демографический баланс в Восточном Иерусалиме составлял 150 000 палестинцев и 120 000 израильтян. По словам Моше Амирава, члена городского совета Иерусалима, жилищная статистика Иерусалима свидетельствует о дискриминации: «С 1967 года для евреев было построено 70 000 квартир, а для арабов — только 5 000. Создано десять современных еврейских кварталов, но ни одного для арабов. Шесть кварталов были реабилитированы в рамках проекта «Обновление»; ни одного не было в арабском секторе. За последние 23 года были одобрены десятки генеральных планов для еврейского сектора, ни один не был утвержден для арабов на востоке и севере города». И это несмотря на то, что с 19 июня арабское население Иерусалима увеличилось как минимум на 70 000 жителей. 67. [28]
Палестинцы на оккупированных территориях, как и их соотечественники в Израиле, также должны конкурировать с иммигрантами за рабочие места. С 1967 года около 300 000 палестинцев эмигрировали с Западного берега и из сектора Газа. Большинство эмигрантов имеют высшее образование и уезжают из-за ограниченных перспектив трудоустройства на оккупированных территориях. Уровень безработицы среди палестинцев в настоящее время оценивается от 25 до 40 процентов, в зависимости от сектора экономики.
Израильские демографические эксперты отмечают 2015 год как «дату паритета», когда в Израиле и на оккупированных территориях будет равное количество евреев и арабов. К 2010 году они ожидают, что в стране будет 6,5 миллиона евреев из 12 миллионов евреев во всем мире. [29] Пока не будет всеобъемлющего решения арабо-израильского конфликта, демографический детерминизм не заставит соперничающее национальное население исчезнуть. Необходимы реалистичные и прагматичные политические решения, чтобы формировать будущее не путем конфронтации и борьбы, а посредством более тесных отношений, основанных на уважении и взаимном признании.
Примечания
[1] Иммиграция в Израиль 1991 , Специальная серия 920 (Иерусалим: Центральное статистическое бюро, 1992), с. 33. Обширную библиографию по этой теме см. в Leenah al-Qattan, «Soviet Jewish and Israel: Immigration and Settlement, A Selected Bibliography, 19.85 октября 1992 г.», Journal of Palestine Studies 22/2 (зима 1993 г.).
[2] Едиот Ахронот , 12 января 1990 г.
[3] Статистический обзор Израиля 1991 , с. 83; и Ежемесячный статистический бюллетень (ноябрь 1992 г.), с. 3.
[4] Иммиграция в Израиль 1991 , с. 33 и Ежемесячный статистический бюллетень , с. 10. Шестьдесят пять процентов иммигрантов из Советского Союза в 1970-х и 1980-х годах были выходцами из России, 25 процентов — с Кавказа и 10 процентов — из Узбекистана и Таджикистана.
[5] Майкл Сонис, «География иммиграции из Советского Союза в семидесятые и восьмидесятые годы», в География абсорбции иммигрантов: уроки прошлого и перспективы на будущее (Иерусалим: статьи и тезисы конференции, Еврейский университет , июль 1990 г. ), с. 67.
[6] Элиша Эфрат, «География прямой абсорбции иммигрантов из Советского Союза», в География абсорбции иммигрантов , с. 80.
[7] Гур Офер и др., Обследование семейного бюджета советских иммигрантов в Советском Союзе , Research Paper 32 (Иерусалим: Советский и восточноевропейский исследовательский центр, Еврейский университет, март 1979 г.).
[8] Иммиграция в Израиль 1991 , с. 60. Цифры за 1990 год см. в Statistical Abstract of Israel 1991 , p. 344.
[9] Соотношение США из Population Handbook (Вашингтон, округ Колумбия: Population Reference Bureau, 1991), p. 7. Соотношение палестинцев, рассчитанное на основе данных Statistical Abstract of Israel 1991 .
[10] Соотношение рассчитано на основе Иммиграция в Израиль 1991 , с. 35, и Статистический обзор Израиля 1991 , с. 85.
[11] Daily Press , 1 января 1993 г. Проценты за 1991 г., опубликованные в Statistical Abstract of Israel 1992 , стр. 370-371.
[12] Statistical Abstract of Israel 1992 , p. 187.
[13] См. Jerusalem Post , 10 февраля 1992 г., о различных взглядах Ицхака Переца, министра абсорбции, и Симхи Диница, главы Еврейского агентства, о причинах снижения иммиграции русских евреев,
[14] См. интервью с Узи Бензиманом в Haaretz , 12 января 1990 года. 601.
[16] Валид Амари и Тайсир Баласи, Предпосылки и последствия советской еврейской иммиграции (Иерусалим: Дар аль-Авда, 1990), с. 39.
[17] Иерусалимский центр СМИ и коммуникаций, Советская еврейская иммиграция и израильские поселения на Западном берегу и в секторе Газа , 19 декабря.90, с. 25.
[18] Сонис, с. 69.
[19] Щаранский, Указ. соч.
[20] Леон Хадар, «Землетрясение на выборах 1992 года и падение «Второй израильской республики»», Middle East Journal 46/4 (осень 1992 г.), с. 614.
[21] Расем Хамиси, «Влияние еврейской иммиграции на арабов в Израиле», в География абсорбции иммигрантов , с.
Leave a Reply