Возможности без желания. Почему Россия не станет вассалом Китая
Общие интересы руководства двух стран и логика противостояния с Западом создают прочный базис для достаточно равноправного сотрудничества. В нем у Китая есть определенная возможность, но нет особых причин превращать Россию в своего вассала
С началом войны взаимодействие России и Китая выросло во всех направлениях. Москва не скрывает того, что делает на КНР ставку в глобальном противостоянии с Западом, и видит в Пекине альтернативный центр силы со схожими интересами и ценностями. Товарооборот двух стран, достигший в прошлом году рекордных $190 млрд, увеличился еще на 39% в первом квартале этого года (квартал к кварталу). Резко вырос и экспорт российского сырья в Китай, и импорт в Россию китайской бытовой и строительной техники, мобильных телефонов, автомобилей и огромного количества других товаров.
Неудивительно, что все это порождает разговоры о формировании чуть ли не вассальной зависимости России от Китая, где Пекин, пользуясь экономическими рычагами и изоляцией России на Западе, сможет превратить Москву в послушную марионетку, принуждая к унизительным и односторонним уступкам. Причем эти опасения единодушно разделяют и самые жесткие противники российского режима на Западе, и провоенные ультрапатриоты в самой России.
Очевидная, более чем десятикратная разница в размерах экономик двух стран превратила выражение про «вассальную зависимость» в штамп, о верности которого уже никто особо не задумывается. И напрасно, потому что при ближайшем рассмотрении выясняется, что зависимость эта совсем не такая односторонняя и тем более — не вассальная, а у России сохраняется немало рычагов в отношениях с Китаем.
Отсутствие доказательств
Начать стоит с самого распространенного тезиса об экономической зависимости, которая на поверку оказывается совсем не такой тотальной. Даже после рекордного роста во время войны доля Китая в торговле России достигла примерно 22%, что, несомненно, много, но не беспрецедентно. Такая же доля у КНР, например, в торговле Южной Кореи, что не мешает последней оставаться близким союзником США и проводить независимую от Пекина внешнюю политику.
Еще большая доля (26%) приходится на Китай во внешней торговле Австралии, руководство которой активно участвует в работе антикитайских объединений AUKUS и Quad. Не говоря уже про Тайвань, где Китай обеспечивает почти 40% внешнеторгового оборота, но это не особенно помогает Пекину добиться от тайваньцев более дружественной позиции.
Конечно, в отличие от России, ни Южная Корея, ни Австралия, ни Тайвань не обложены западными санкциями, а потому не так ограничены в выборе торговых партнеров. Но значение Китая во многих глобальных цепочках поставок таково, что и без санкций он оказывается фактически безальтернативным потребителем и поставщиком огромного перечня продукции и ресурсов. Тут можно вспомнить пример Австралии, которая, начав в 2019 году «первый в истории декаплинг» (разрыв связей с Китаем по политическим соображениям), столкнулась с таким падением экспорта, что до сих пор уговаривает Пекин откатить ситуацию назад.
Сейчас Китай — крупнейший торговый партнер примерно для 120 государств, и многие из них экономически куда более зависимы от него, чем Россия. Этот дисбаланс не мешает им выходить из инвестиционных соглашений, десятилетиями вести с Пекином пограничные конфликты и становиться союзниками США или Евросоюза. В российском случае тут нужно добавить оговорку про экспорт газа, где гибкость сильно ограничена из-за зависимости от соответствующей инфраструктуры, но уже с нефтью выбор партнеров у Москвы гораздо шире. Даже сейчас объем поставок российской нефти в Индию (1,7 млн баррелей в день) и некрупные развивающиеся страны (1,6 млн) вполне сопоставим по отдельности с экспортом в КНР (2,2 млн).
Если говорить об импорте, помимо Китая, целый ряд стран (Турция, ОАЭ, Индия, государства Центральной Азии) становятся хабами для серой торговли, которые вполне способны обеспечить какой-никакой приток нужных товаров на российский рынок. Новые пакеты санкций, без сомнения, сделают работу стран-посредников тяжелее, но представить их стопроцентную эффективность достаточно трудно: это потребует кропотливой многолетней работы, связанной с угрозами в адрес государств, правительства которых заботятся о своем суверенитете не меньше Китая. Товары, попавшие в Россию через Турцию или Казахстан, могут быть дороже или хуже китайских, но от этого они не перестают быть реальной альтернативой.
Не видно пока и тех уступок, к которым Пекин должен был бы принуждать Москву с помощью новообретенных экономических рычагов. Россия так и не присоединилась к флагманскому проекту Си Цзиньпина «Пояс и Путь», не признала претензии Китая на акваторию Южно-Китайского моря и не торопится заключать с китайцами кабальные концессионные соглашения или хотя бы изменять законодательство в этом направлении. Перенос на территорию РФ грязных производств (обсуждался, но не случился), строительство вылетных железнодорожных путей, не имеющих остановок в самой России (такой стала бы магистраль Пекин — Берлин, будь проект реализован), одностороннее снижение пошлин или хотя бы введение безвизового режима для граждан КНР показали бы, что Китай нужен России больше, чем она ему, но ничего из этого не происходит.
Через почти полтора года после начала войны взаимодействие между РФ и КНР идет в основном по тем же правилам, что и до нее. Единственным значимым развитием ситуации стало недавнее открытие небольших пограничных маршрутов Благовещенск — Хэйхэ и Нижнеленинское — Тунцзян, которые строились абсурдно долго из-за противодействия российских спецслужб.
Объем инвестиций из Китая в Россию увеличился в 2022 году на 150%, но по-прежнему остается небольшим, в том числе потому что Москва не готова принимать китайские вложения совсем уж без ограничений.
На независимость Москвы косвенно указывает и череда уголовных дел о шпионаже в пользу Китая среди российских ученых, которые российские спецслужбы сознательно выносили в прессу. Их можно было бы попытаться замять, чтобы не раздражать партнеров, но никто этого не делает, несмотря на установленную в стране жесткую цензуру. Трудно представить себе аналогичную публичную кампанию, например, в Германии в отношении информаторов американской разведки.
Отсутствие мотивов
Есть и другой важный вопрос, на который трудно ответить в рамках логики вассалитета: для чего конкретно Пекин мог бы стремиться установить с Москвой такие неравноправные отношения? И без всякого давления трудно найти сферы, где Россия отказывалась бы сотрудничать с Китаем на обычных условиях.
Российский рынок открыт для китайских товаров, и в расширении их ввоза заинтересован скорее Кремль, чья задача — не допустить социального напряжения. Точно так же, без дополнительного давления, Россия сама охотно поставляет в Китай столько необходимых ему ресурсов, что их поток ограничен только пропускной способностью торговых путей.
В технологической сфере ситуация сложнее: чрезмерная зависимость от поставок критического оборудования одной компании (например, Huawei) действительно создает угрозу безопасности. Но здесь ситуация для России не слишком изменилась со времен довоенного сотрудничества с Западом. Российского оборудования нет и не появится, а значит, выбор состоит в том, кто будет иметь доступ к данным: Вашингтон, Брюссель или Пекин. В нынешней конфигурации сотрудничество с Китаем создает наименьшую угрозу для безопасности Кремля.
Попытки Пекина продавить Москву по небольшому числу тех направлений, где это могло бы иметь смысл (политические заявления, отдельные ресурсные концессии), были бы чреваты катастрофическими последствиями. В прошлом году Владимир Путин наглядно продемонстрировал, на какие жертвы он готов заставить пойти Россию ради противостояния «угрозам ее суверенитету», как его понимают в Кремле. Так что в случае реальной попытки вассализации со стороны Китая российское руководство скорее предпочло бы лишить россиян китайских товаров и полностью перейти на серый импорт через другие страны, чем подчиниться Пекину.
Нематериальные активы
В довершение, война не только усилила китайские позиции в отношениях с Россией, но и дала Москве несколько важных козырей. Главные среди них — это информация о противостоянии санкциям и о боевых действиях против западного оружия, которую Китаю кроме как из Кремля просто неоткуда больше получить.
Пекин уже давно рассматривает углубление конфронтации с Западом как неизбежный процесс. Нельзя сказать, что такой подход не имеет под собой оснований. С момента объявления администрацией Барака Обамы политики «поворота в Азию» в 2011 году Китай рассматривается в США исключительно как стратегический противник, даже если это определение периодически разбавляют заявлениями о возможности конструктивного взаимодействия. Евросоюз долго старался стоять в стороне от этой конфронтации, но в 2019 году также закрепил Китай в стратегических документах как «системного противника».
Менять свою политику Пекин, очевидно, не намерен, поэтому введение новых санкций по образцу российских выглядит лишь вопросом времени. Тесное взаимодействие между администрациями руководителей и другими госорганами двух стран позволяет Пекину понять, как санкции влияют на экономику, какие существуют способы обхода и уклонения от них, как будет вести себя финансовая система, какие меры защиты эффективны, а какие — нет. Конечно, экономики России и Китая очень разные, но обе они функционируют на рыночных началах и многие процессы в них схожи.
Опыт, который сейчас получает российская армия в Украине, еще более интересен для Пекина. Значительная часть китайского оружия либо закуплена у России, либо является результатом эволюции российских и советских образцов. В Украине это оружие проходит масштабное испытание на прочность в столкновении с западными образцами, причем в настоящей войне.
Конечно, в случае атаки на Тайвань этот опыт может пригодиться не полностью, но даже десятую часть этой информации пришлось бы добывать кровью солдат и ценой поражений, если бы Китай решил приобрести ее самостоятельно. А налаженное взаимодействие между военными двух стран дает Китаю доступ к ней без особых затрат.
Отношения между Россией и Китаем отнюдь не безоблачны, но общие интересы руководства двух стран и стратегическая логика противостояния с Западом создают прочный базис для достаточно равноправного сотрудничества. В нем у Китая есть определенная возможность, но нет особых причин превращать Россию в своего вассала. И перспектив изменения в этой ситуации на горизонте 5–10 лет нет.
следующего автора:
- Михаил Коростиков
Фонд Карнеги за Международный Мир и Carnegie Politika как организация не выступают с общей позицией по общественно-политическим вопросам. В публикации отражены личные взгляды авторов, которые не должны рассматриваться как точка зрения Фонда Карнеги за Международный Мир.
Статья Путина «Россия и Китай
Президент России Владимир Путин написал статью для газеты «Жэньминь жибао» «Россия и Китай — партнерство, устремленное в будущее». Она размещена на сайте Кремля.
ТАСС публикует полный текст статьи главы государства.
Рад возможности со страниц одного из крупнейших и наиболее авторитетных мировых изданий обратиться к дружественному китайскому народу в преддверии государственного визита в Россию Председателя КНР Си Цзиньпина. Это значимое событие вновь подтверждает особый характер российско-китайского партнёрства, которое всегда строилось на взаимном доверии, уважении суверенитета и интересов друг друга.
С предстоящими переговорами мы связываем большие ожидания. Не сомневаемся, что они придадут новый мощный импульс всему комплексу двустороннего сотрудничества. Для меня это также прекрасная возможность увидеться с добрым старым другом, с которым у нас сложились самые тёплые отношения.
Мы познакомились с товарищем Си Цзиньпином в марте 2010 года, когда он приезжал в Москву во главе представительной китайской делегации. Наша первая встреча прошла очень по-деловому и в то же время искренне и доброжелательно. Такой стиль общения мне лично глубоко импонирует. Знаю, что в Китае уделяют большое значение дружбе и человеческим взаимоотношениям. Неслучайно мудрец Конфуций сказал: «Разве это не радость, когда издалека приезжает друг!» Мы в России также высоко ценим эти качества, для нас настоящий друг — как родной брат. В этом наши народы очень схожи.
Три года спустя, примерно в те же мартовские дни, мы вновь встретились в столице России. Тогда Си Цзиньпин посетил нашу страну с первым государственным визитом после избрания на пост Председателя КНР. Тот саммит задал тон и динамику российско-китайским отношениям на многие годы, стал ярким свидетельством особого характера отношений России и Китая, определил вектор их ускоренного и устойчивого развития.
Прошло десятилетие, что по меркам истории наших стран, связанных узами многовековых традиций добрососедства и сотрудничества, — просто мгновение. За это время в мире многое менялось, и часто не в лучшую сторону, но неизменным осталось главное — прочная российско-китайская дружба, которая последовательно укрепляется на благо и в интересах наших стран и народов. Прогресс, достигнутый в двусторонних связях, впечатляет. Российско-китайские отношения вышли на наивысший за всю их историю уровень и продолжают крепнуть, по своему качеству они превосходят военно-политические союзы времен холодной войны, в них нет ведущего и ведомого, нет каких-либо ограничителей или запретных тем. Наш политический диалог стал предельно доверительным, стратегическое взаимодействие — всеобъемлющим и вступающим в новую эпоху. Мы с Председателем Си Цзиньпином встречались около 40 раз и всегда находили время и возможность для общения и в самых разных официальных форматах, и в обстановке «без галстуков».
Одним из наших приоритетов является торгово-экономическое партнёрство. По итогам 2022 года и без того солидный двусторонний товарооборот удвоился и достиг 185 миллиардов долларов. Это — новый рекорд. И у нас есть все основания полагать, что поставленная нами с Председателем Си Цзиньпином планка в 200 миллиардов долларов будет превышена не в 2024-м, а уже в нынешнем году. При этом важно, что во взаимной торговле растет доля расчётов в национальных валютах и наши отношения становятся еще более суверенными.
Успешно реализуются долгосрочные совместные планы и программы. Например, российско-китайский магистральный газопровод «Сила Сибири» по своим масштабам без преувеличения стал «сделкой века». Существенно выросли объемы поставок отечественной нефти и угля. С участием наших специалистов в Китае строятся новые атомные энергоблоки, китайские компании активно подключаются к СПГ-проектам, крепнет промышленная и сельскохозяйственная кооперация. Мы вместе осваиваем космическое пространство, развиваем новые технологии.
Россия и Китай – державы с древними самобытными традициями и колоссальным культурным достоянием. И сейчас, когда сняты все связанные с пандемией ограничения для взаимных контактов, важно как можно скорее наращивать гуманитарные и туристические обмены, способствуя тем самым упрочению социальной базы российско-китайского партнёрства. Особую роль в этом играет проведение межгосударственных тематических годов. Например, 2022–2023 годы посвящены очень востребованному нашими гражданами сотрудничеству в области физической культуры и спорта.
В отличие от некоторых претендующих на гегемонию и вносящих разлад в мировую гармонию стран Россия и Китай в буквальном и переносном смысле строят мосты. Так, в прошлом году наши приграничные регионы соединили два мостовых перехода через Амур, давно ставший «рекой дружбы». Среди «волн и ветров» на планете мы тесно взаимодействуем в международных делах и, стоя плечом к плечу, «как скала посреди бурного потока», эффективно координируем внешнеполитические позиции, боремся с общими угрозами, реагируем на современные вызовы. Активно продвигаем такие демократичные многосторонние структуры, как ШОС и БРИКС, которые становятся всё более авторитетными и влиятельными, обретают новых партнёров и друзей. Этой же цели служит работа по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и инициативы «Один пояс, один путь».
Совместно с единомышленниками наши страны последовательно выступают за формирование более справедливого многополярного мироустройства, основанного на международном праве, а не на неких «правилах», обслуживающих потребности «золотого миллиарда». Россия и Китай последовательно работают в интересах создания равноправной, открытой, инклюзивной, не направленной против третьих стран системы безопасности в регионе и мире в целом. В этой связи отмечаем конструктивную роль китайской «Инициативы в области глобальной безопасности», которая созвучна российским подходам в этой сфере.
Мы видим, что внешний геополитический ландшафт претерпевает кардинальные изменения. «Коллективный Запад» все отчаяннее цепляется за архаичные догмы, за свое ускользающее доминирование, ставя на кон судьбы целых государств и народов. Проводимый США курс на двойное сдерживание России и Китая, а также всех, кто не поддается американскому диктату, приобретает все более острый и напористый характер. Идет демонтаж архитектуры международной безопасности и сотрудничества. Россия объявлена «непосредственной угрозой», а Китай — «стратегическим конкурентом».
Признательны за взвешенную линию КНР в связи с происходящими на Украине событиями, за понимание их предыстории и подлинных причин. Приветствуем готовность Китая сыграть конструктивную роль в деле урегулирования кризиса. Как и китайские друзья, мы выступаем за неукоснительное соблюдение Устава ООН, уважение норм международного права, в том числе гуманитарного. Привержены принципу неделимости безопасности, который грубо нарушается блоком НАТО. Глубоко обеспокоены безответственными и просто опасными действиями, способными подорвать глобальную ядерную безопасность. Не приемлем нелегитимные односторонние санкции, которые должны быть отменены.
Россия открыта к политико-дипломатическому урегулированию украинского кризиса. Однако еще в апреле 2022 года мирные переговоры были прекращены отнюдь не нами. Будущее мирного процесса зависит исключительно от готовности к серьезному разговору с учётом сложившихся геополитических реалий. К сожалению, ультимативные требования в адрес России говорят лишь об оторванности от таких реалий и незаинтересованности в поиске выхода из сложившейся ситуации.
При этом спровоцированный и старательно подогреваемый Западом кризис на Украине – самое яркое на сегодня, но отнюдь не единственное проявление намерений сохранить доминирование на международной арене и однополярный миропорядок. Нельзя не понимать, что НАТО пытается придать своей деятельности глобальный охват, нацелившись на проникновение в Азиатско-Тихоокеанский регион. Что некоторые силы настойчиво стремятся раздробить общеевразийское пространство на сеть «эксклюзивных клубов» и военных блоков, направленных на сдерживание развития наших стран, на ущемление их интересов. Однако добиться этого никому не удастся.
Именно российско-китайские отношения сегодня фактически выступают краеугольным камнем региональной, да и глобальной стабильности, стимулируют экономический рост, служат гарантом позитивной повестки в международных делах. Они – образец гармоничного созидательного сотрудничества между крупными державами.
Уверен, что наша дружба и партнёрство, основывающиеся на стратегическом выборе народов двух стран, продолжат расти и крепнуть во имя благополучия и процветания России и Китая. И этому, несомненно, будет способствовать нынешний визит в Россию Председателя КНР.
Теги:
Путин, Владимир ВладимировичРоссияКитай
Как Китай видит мятеж Евгения Пригожина
Китай | Chaguan
Для официальных лиц в Пекине беды России подтверждают изречение Мао: партия должна командовать оружием
W уроки шляпы могут ли китайские лидеры извлечь уроки из недавней вагнеровской драмы в России? По словам пекинских ученых, Китай не та страна, которой нужны уроки. Вместо этого Россия должна изучить хороший пример Китая. В частности, Владимиру Путину следует поучиться у основателей Коммунистической партии Китая, которые установили строгий политический контроль сверху вниз над вооруженными боевиками с первых дней революции. Они цитируют изречение председателя Мао Цзэдуна: «Партия командует оружием, оружие никогда не должно командовать партией».
Послушайте эту историю. Наслаждайтесь аудио и подкастами на iOS или Android.
Ваш браузер не поддерживает элемент
Этот самодовольный тон может удивить некоторых на Западе. Логика подсказывает, что турбулентность в России должна спровоцировать кризис неуверенности в себе в коридорах китайской власти. В конце концов, всего за несколько дней до вторжения г-на Путина в Украину российский лидер заручился письменным соглашением о дружбе «без ограничений» со своим китайским коллегой Си Цзиньпином. Пока российские войска и наемники зверствуют на Украине, китайские дипломаты и пропагандисты придерживаются неизменного сценария, а именно, что в войне виноват Запад, который загнал Россию в угол, расширив Альянс НАТО , и продлевается за счет оружия, поставляемого для получения прибыли американскими торговцами оружием. Они придерживаются этих пророссийских тезисов, даже когда они подрывают имидж Китая во многих западных столицах, особенно в Европе.
Отвергая все призывы осудить вторжение, Си Цзиньпин лично поддержал Путина. Во время государственного визита в Москву в марте китайский лидер остановился у дверей Кремля и позволил камерам записать, как он называет Путина своим «дорогим другом», прежде чем сказать ему: «Сейчас происходят изменения, подобных которым у нас еще не было». видели в течение 100 лет, и мы должны вместе продвигать эти изменения».
Сегодня ставка г-на Си на г-на Путина выглядит более рискованной, чем раньше. Тем не менее, если посторонние ожидают услышать, как китайские лидеры открыто беспокоятся о поддержке проигравшего, они не понимают природу связи двух лидеров. Правителей Китая и России мощно объединяет презрение к Западу и его либеральным демократическим нормам. Их слова отражают общую убежденность в том, что старый, более мрачный мировой порядок, основанный на балансе интересов отдельных государств с особым уважением к великим державам, возвращается. Каждая страна привносит в эту борьбу очень разные инструменты и приемы. В Китае официальные лица и ученые полупублично соглашаются, что Россия может быть безрассудным и иногда вызывающим тревогу другом. Но они же называют эту борьбу за доминирование долгой. Важно то, что в конце концов Запад должен быть вытеснен с мировой авансцены.
За последние несколько дней цензоры и руководители пропаганды разрешили китайской общественности получать относительно нефильтрованные сообщения о мятеже группы Вагнера. В то время как официальные СМИ публиковали осторожные сообщения, называя кризис внутренним делом России, новостные интернет-издания и комментаторы были менее осторожны. Цензоры разрешили репостить и обсуждать видеообращения основателя наемнической группировки Евгения Пригожина о коррупции в российском высшем командовании. Пользователи сети сравнили его с разными китайскими повстанцами древности (популярным выбором был Ань Лушань, вероломный генерал восьмого века). Такая относительная открытость может сигнализировать о том, что Китай дает себе пространство для маневра, если беды Путина продолжатся. Проще говоря, это, кажется, свидетельствует об отсутствии паники наверху в Пекине.
Недавние события должны укрепить доверие Китая, полагает Чжоу Бо, старший полковник в отставке Народно-освободительной армии (номер НОАК ), который сейчас работает в Центре международной безопасности и стратегии Университета Цинхуа. Он вспоминает, как Мао навязал партийные ячейки и комиссаров Красной Армии, когда она была разношерстной бандой партизан, и хвалит современную НОАК за сохранение этой «прекрасной» традиции. «Возможно, то, что произошло в России, просто доказывает руководству Китая, что мы делаем правильно», — говорит г-н Чжоу. Россию устраивало использовать наемников для проецирования власти за границей, иначе группа Вагнера была бы обуздана раньше, предполагает он, точно так же, как Америке было выгодно использовать вооруженных подрядчиков из таких фирм, как Blackwater в Ираке, или британской Ост-Индской компании для построения империи. с коммерческими войсками. Но такой аутсорсинг никогда не будет допущен в Китае. И PLA когда-либо вербует осужденных из тюрьмы, как это делала группа Вагнера, «независимо от того, насколько они храбры», — говорит он.
Китай использует частные охранные компании для охраны своих граждан, работающих за границей, уступает г-н Чжоу, бывший офицер связи НОАК , международным патрулям по борьбе с пиратством у берегов Африканского Рога. Но, добавляет он, это связано с тем, что инициатива «Один пояс, один путь», обширная инфраструктурная схема, ведет китайские фирмы в опасные места.
Хорошие друзья, разные бизнес-модели
Китай не прочь использовать гражданских для выполнения неоднозначных, квазивоенных задач. Рыбаков на борту больших кораблей со стальным корпусом иногда призывают в качестве поддерживаемого государством «морского ополчения» для запугивания соседей Китая. Но при проецировании силы за границу Китай, как правило, отдает предпочтение порядку, говорит Алессандро Ардуино из Королевского колледжа Лондона, автор готовящейся к печати книги «Деньги для беспредела: наемники, частные военные компании, дроны и будущее войны». Около 20 китайских частных охранных компаний действуют за границей. По его словам, помимо защиты китайских компаний и инвестиций в Африке и других странах, они часто являются «послами бренда» высокотехнологичных средств контроля численности населения Китая, продавая камеры с распознаванием лиц, дроны и другие комплекты для наблюдения. Многие китайские охранники не вооружены, при необходимости нанимая местных жителей с оружием. Напротив, российские частные военные компании, такие как группа Вагнера, активно наживаются на хаосе и убийствах. «Небезопасность — это их бизнес-модель», — говорит г-н Ардуино о россиянах.
Одержимый стабильностью Китай может показаться маловероятным сторонником безрассудной и кровавой авантюры Путина на Украине. Но цели Китая больше, чем этот конфликт. Если война затянется и если в финале Запад окажется утомленным, разделенным и ослабленным, на что Китай все еще надеется, партийные лидеры в Пекине простят России немного хаоса в пути. Тем временем командиры НОАК могут ожидать новых лекций об абсолютной лояльности г-ну Си. ■
Узнайте больше от Чагуана, нашего обозревателя по Китаю:
Си Цзиньпин обращается к древней истории Китая в поисках новой власти (15 июня)
Конец западной наивности в отношении Китая (8 июня)
Почему Коммунистическая партия боится прав геев (25 мая) 900 03
Также: Как колонка Chaguan получила свое название
Эта статья появилась в китайском разделе печатного издания под заголовком «Вагнеровские драмы провалились в Китае»
Китай 1 июля 2023
- спасать затонувшие корабли в Южно-Китайском море
- Чтобы понять Си Цзиньпина, нужно погрузиться в классику
- Китайское реалити-шоу о сельском хозяйстве и пропаганде
- Как Китай видит мятеж Евгения Пригожина
Из выпуска от 1 июля 2023 года
9 0083 Откройте для себя истории из этот раздел и другие материалы в списке содержания
Ознакомьтесь с изданием Повторно используйте этот контент
Россия теряет контроль над Центральной Азией?
Прошлый месяц стал важной вехой в дипломатической карьере председателя КНР Си Цзиньпина. Он пригласил лидеров пяти государств Центральной Азии в город Сиань на их первый в истории совместный саммит с Китаем. Прием с празднествами, достойными церемонии открытия Олимпийских игр, был роскошным даже по китайским меркам. Он совершил официальный набег Китая на регион, который даже сегодня часто называют, к лучшему или к худшему, задним двором России. Помпа и похвалы, которые Си и его гости из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана осыпали друг друга, побудили некоторых наблюдателей провозгласить китайско-российскую схватку за Центральную Азию, в которой Пекин только что одержал победу на Расходы Кремля.
По правде говоря, китайская и российская силовые игры в Центральной Азии сложны и изощренны. Влияние Китая растет, но Пекин и близко не узурпирует Москву как истинного гегемона в Центральной Азии. Более того, какое бы соперничество ни существовало, оно намного перевешивается пересекающимися интересами и возможностями для сотрудничества. Россия может превращаться в младшую партию в углубляющемся асимметричном партнерстве с Китаем, но в Центральной Азии она по-прежнему является доминирующей державой и все больше, а не меньше, готова координировать свои действия с Китаем.
Если расширяющееся влияние Пекина в регионе что-то и раскрывает, так это то, что государства Центральной Азии, спустя более чем три десятилетия после обретения независимости от Советского Союза, начинают становиться самостоятельными региональными политическими акторами, а не объектами столкновение интересов и амбиций великой державы. Все пять стран региона должны справиться с растущим Китаем, воинственной Россией и углубляющимся расколом между этими двумя соседями и Западом. С этой целью они поддерживают Путина, не поворачиваясь полностью спиной к Западу, и принимают Китай, подстраховываясь с помощью России. Пекин и Москва, в свою очередь, действуют осторожно, стремясь учитывать интересы как друг друга, так и государств Центральной Азии.
ИЛЛЮЗИЯ ОТЧУЖДЕНИЯ
Распространено мнение, что если Москва и Пекин вступят в конфликт, то, скорее всего, из-за их пересекающихся интересов в Центральной Азии. С этой точки зрения, Китай использует момент слабости России, вызванный его катастрофическим вторжением в Украину, и саммит в Сиане был его первым шагом.
Безусловно, глобальное влияние России за последний год пострадало, и Центральная Азия в этом отношении не исключение. Возьмем, к примеру, Казахстан, где недавний опрос Гэллапа показал, что сейчас больше людей не одобряют влияние России за рубежом, чем одобряют его — впервые в истории страны. И хотя правительства стран региона не вводили собственных санкций в связи с войной в Украине, в основном они соблюдали режим западных санкций. Но такие отклонения от повестки Москвы — прагматичные акты экономического самосохранения, а не признаки реального разрыва.
Всего за неделю до саммита в Сиане все пять лидеров стран Центральной Азии отправились в Москву на ежегодный военный парад в честь Дня Победы. Оптика стоять рядом с президентом России Владимиром Путиным, чтобы отпраздновать победу Советского Союза во Второй мировой войне, даже когда он ведет войну с соседней Украиной, не ускользнула от внимания его гостей. Но они, вероятно, решили, что посещение парада будет более безопасным, поскольку были уверены, что не рискуют быть наказанными Западом за участие в параде, но не знали, как Путин, лично пригласивший их, отреагирует на пренебрежительное отношение.
Силовые игры Китая и России в Центральной Азии сложны и изощренны.
С начала войны Москва позаботилась о том, чтобы время от времени напоминать своим соседям об их месте в региональной иерархии. Например, начиная с лета прошлого года, он временно закрывал каспийский нефтепровод, который проходит по территории России и служит жизненно важным каналом для экспорта казахстанской нефти в Европу. Хотя в большинстве этих случаев российские власти ссылались на технические проблемы или экологические проблемы, не вызывающие доверия, часто казалось, что остановки происходят после того, как правительство Казахстана вступило в конфликт с Кремлем.
У Москвы гораздо больше рычагов влияния. Это важнейший источник основных товаров для Казахстана и Кыргызстана, его коллег по Евразийскому экономическому союзу. Торговля России со всей Центральной Азией стремительно растет, увеличившись на 20 процентов в 2022 году. Когда Россия временно запретила весь экспорт сахара и муки в начале войны, это способствовало дефициту бюджета и рекордно высокой инфляции в регионе. Между тем выходцы из Центральной Азии продолжают переезжать в Россию в поисках работы: по данным МВД России, в 2022 году прибыло более десяти миллионов трудовых мигрантов из Центральной Азии, что на два миллиона человек больше, чем в предыдущем году.
В основе этих экономических связей лежит глубокое доверие, связывающее политические элиты всего региона. В Центральной Азии, как и в путинской России, власть в основном находится в руках седовласых мужчин, выросших в Советском Союзе. Они знают друг друга десятилетиями и говорят на одном языке, как в культурном, так и в буквальном смысле, поскольку все свободно говорят по-русски. Первая поездка новых руководителей и высокопоставленных чиновников почти всегда совершается в Москву.
Россия по-прежнему обладает значительной мягкой силой в Центральной Азии.
Все чаще российские чиновники отвечают взаимностью. В 2022 году Путин впервые за долгое время посетил все пять стран Центральной Азии за один год. Почти все члены Совета безопасности России совершили аналогичные поездки после вторжения в Украину, как и влиятельные российские бизнес-лидеры. Несколько недавних расследований в СМИ показали, что за этими дружескими неформальными обменами стоят коррупционные схемы, с помощью которых Москва помогает набивать карманы правящей элиты Центральной Азии.
Не менее настойчива роль России как модели авторитарной стабильности. В последние годы Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан ввели ограничительные законы, очень похожие на более ранние российские прототипы, от запрета на «пропаганду ЛГБТ» до ужесточения контроля над независимыми СМИ и неправительственными организациями, сотрудничающими с западными институтами.
В более широком смысле Россия по-прежнему обладает значительной мягкой силой в Центральной Азии. Прокремлевские российские СМИ продолжают распространять пропаганду по городам региона, и небезуспешно: репутация России пострадала, но Согласно недавнему опросу Central Asia Barometer, 23 процента казахстанцев по-прежнему винят в войне Украину (27 процентов считают, что виновата Россия, а половина респондентов не определились). В Кыргызстане 30 процентов обвиняют Украину и только 19 процентов считают ответственной Россию.
НЕДООЦЕНКА КООРДИНАЦИИ
Как и заявления об ослаблении влияния России в Центральной Азии, представление о том, что Китай стремится заменить Россию в качестве гегемона в регионе, является неточным. Там, где стороны расходятся во мнениях, у Москвы нет иного выбора, кроме как отступить и приспособиться. Но по многим вопросам интересы Китая и России не конкурируют. Война на Украине и углубляющийся раскол между Китаем и США сблизили Москву и Пекин. Эта взаимозависимость распространяется и на их отношения в Центральной Азии.
Нигде присутствие Китая на сцене не является более заметным, чем в сфере торговли и инвестиций, в том числе в рамках проектов, слабо связанных с инициативой «Один пояс, один путь». Его торговля с регионом больше и растет быстрее, чем у России, достигнув в прошлом году 70 миллиардов долларов против 40 миллиардов долларов России. Однако это расширение произошло не за счет России. Большая часть этого осуществляется в форме экспорта центральноазиатских товаров в Китай — экспорта, от которого Россия, сама являющаяся ведущим экспортером сырьевых товаров, почти не нуждается. Пекин также позаботился о том, чтобы не разрушить Евразийский экономический союз: он не создавал конкурирующего наднационального института и официально не добивался заключения соглашений о свободной торговле с другими членами Евразийского экономического союза, помимо России. Конечно, он по-прежнему ведет значительную двустороннюю торговлю с этими странами, и у Москвы нет иного выбора, кроме как согласиться, поскольку она не может конкурировать с рынком, технологиями или деньгами, которые может предложить Пекин.
В вопросах региональной безопасности китайские и российские интересы и влияние часто дополняют друг друга. Главным приоритетом для обеих сторон является сохранение нынешних режимов в Центральной Азии и недопущение Запада и, прежде всего, Соединенных Штатов. И далеко не в стороне, Россия по-прежнему занимает видное место: Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан находятся под ее зонтиком безопасности как часть возглавляемой Россией Организации Договора о коллективной безопасности. В Таджикистане и Кыргызстане также расположены российские военные базы и общая с Россией единая региональная система противовоздушной обороны. Военные в регионе поддерживают тесные рабочие отношения со своими российскими коллегами, включая доступ к российскому оружию по субсидированным ценам и совместную подготовку и обучение в российских академиях. Даже Узбекистан и Туркменистан, хотя и не являются членами ОДКБ, имеют двусторонние соглашения с Россией, которые ограничивают их возможности по расширению своих связей в сфере безопасности с другими государствами. Соглашения также дают России возможность политического и военного вмешательства во внутренние дела Узбекистана и Туркменистана — полномочия, которые Россия использовала, когда возглавила «миротворческую операцию» ОДКБ по подавлению внутриэлитных столкновений в Казахстане в январе 2022 года. Этот эпизод стал убедительным напоминанием. что Москва остается единственным внешним игроком, который может использовать свои вооруженные силы для поддержки дружественных режимов.
Центральная Азия — испытательный полигон для инструментов безопасности, которые Пекин еще не использовал в других местах.
В отличие от России, которая рассматривает свои интересы безопасности в Центральной Азии с точки зрения национальной безопасности и геополитической конкуренции, Китай довольствуется защитой своих коммерческих интересов и следит за тем, чтобы события в соседних странах не угрожали политической стабильности дома. Провинция Синьцзян на крайнем западе Китая граничит с Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном, и она похожа на них по культуре, этнической принадлежности, языку и религии гораздо больше, чем на другие части Китая. С тех пор, как эти страны обрели независимость после распада Советского Союза, Пекин стремился установить с ними дружеские отношения, опасаясь, что в противном случае они могут вдохновить или разжечь сепаратизм в Синьцзяне.
Еще одна озабоченность Пекина заключается в том, что Центральная Азия может служить мостом для джихадистов из Афганистана, чтобы объединить силы с уйгурскими экстремистами в Синьцзяне, особенно после того, как в 2016 году террорист-смертник атаковал посольство Китая в Бишкеке, столице Кыргызстана. десятилетий, но особенно после теракта в Бишкеке, Китай провел десятки совместных военных учений со своими центральноазиатскими коллегами и провел сотни встреч на высоком уровне с их военными и разведывательными службами. Он также расширил сотрудничество в области военных технологий, участвовал в многочисленных программах обмена, связывающих офицеров из Центральной Азии с китайскими военными университетами, и проводил регулярное совместное патрулирование границы.
В ходе этих обменов мнениями Центральная Азия превратилась в испытательный полигон для инструментов безопасности, которые Пекину еще предстоит использовать где-либо еще. В Кыргызстане, например, он впервые применил практику привлечения частных охранных компаний для охраны китайских инвестиционных проектов. Еще одним таким экспериментом было направление китайских военизированных полицейских подразделений для патрулирования и охраны иностранных границ: с 2018 года Китай создал две такие базы на таджикско-афганской границе, увеличив силу для таджикских властей. Если первая из этих баз стала для Кремля неожиданностью и раздражением, то вторая, построенная в 2021 году, таких возражений не вызвала. Похоже, Москва стала рассматривать постепенно растущее присутствие Китая в сфере безопасности не как конкурентный вызов, а как возможность разделить бремя.
ЭКОЛОСТОРОННЕЕ ПАРТНЕРСТВО
Изменение взглядов России на китайские базы в Таджикистане указывает на более широкий сдвиг: усиление роли Китая как доминирующего игрока в странах, расположенных вдоль его границы — на данном этапе неизбежный результат — происходит не против воли России но в то время, когда связи между двумя странами углубляются, хотя и асимметрично и в пользу Китая. Даже если в Центральной Азии есть повод для соперничества, и Москва, и Пекин рассматривают дружественные двусторонние отношения в качестве приоритета, особенно на фоне усиливающейся конфронтации с Западом.
Государства Центральной Азии сами по себе не имеют выхода к морю и зажаты между двумя великими державами, которые все больше объединяются.
Leave a Reply