бытовой расизм во время апартеида
Новости
15.01.2023
Умер Вахтанг Кикабидзе
Сборник
Сибирь
Новости
14.01.2023
Умерла Инна Чурикова
Новости
29.12.2022
Умер композитор Эдуард Артемьев
Апартеид с языка африкаанс переводится как «раздельность». Европейцы, проживавшие в ЮАР, в рамках этой политики пользовались широкими правами, в то время как коренное африканское население было практически бесправным.
Первые колонии в Южной Африке появились ещё в середине 17-го века. Активнее всего эту территорию осваивали голландцы, однако помимо них сюда приезжали французы, немцы, англичане, ирландцы и португальцы. Европейцы прочно обосновались на африканской земле и, став полноправными жителями Южной Африки, получили название «африканеры».
Ограничение темнокожих в правах практиковалось с тех пор, как только в Африке появились европейцы. Ещё сильнее угнетать коренное население стали, когда в 1910 году африканеры добились положения доминиона в Британской империи и создали Южно-Африканский Союз. С 1948 года власть окончательно перешла к африканерам: именно тогда в Южной Африке официально начал существовать апартеид.
Сражение у Роркс-Дрифт во время Англо-зулусской войны. Источник: wikipedia.org
На всеобщих выборах 1948 года (в которых темнокожее население не имело права голоса) Национальная партия Южно-Африканского Союза сделала основой своей программы политику апартеида. Под этим подразумевалось продолжение и углубление той расовой сегрегации (разделения населения по какому-либо признаку), которая уже практиковалась с начала 20-го века. С этой программой Национальная партия под руководством протестантского священника Даниэля Малана одержала безоговорочную победу на выборах. Фактически к власти в ЮАС пришла тайная организация крайних националистов.
Даниэль Малан — премьер-министр Южно-Африканского Союза в 1948—1954 годах. (pinterest.com)
Стоянка такси для белых людей. 1967 год. (pinterest.com)
С приходом к власти Национальной партии появляется большое количество законопроектов, ущемляющих права темнокожего населения. С 1950 года в ЮАС принимаются законы, которые сегодня, скорее всего, назвали бы бесчеловечным.
Надписи на английском и африкаанс, 1957 год. (pinterest.com)
Так, например, с 1950 года вступил в силу один из основных законов режима апартеида о запрете смешанных браков. В то же время, надо сказать, смешанные браки тогда не одобряли практически во всём мире. Более того, этот закон, если разобраться, ущемлял не только права темнокожих, но и права белого населения, поскольку на них этот запрет распространялся точно так же. В продолжение этого закона была принята поправка, согласно которой внебрачная связь между белыми и представителями других рас считалась уголовным преступлением.
Знаки Веллингтонской ж/д станции по расовой сегментации. 1955 год. (pinterest.com)
В 1950 году был издан так называемый «Акт о групповых областях», согласно которому расовые группы разделили географически — путём создания специальных «хоумлендов» для темнокожих африканцев. Таким образом, внутри ЮАС были образованы специальные резервации, которые находились под управлением местной африканской политической элиты. При этом для африканцев, проживающих в «хоумлендах», был введён особый паспортный режим: они не могли попасть на территорию «для белых людей», которая, кстати, занимала большую часть страны.
Туалет для не белокожих. 1986 год. (pinterest.com)
То есть фактически на территории ЮАС были созданы маленькие государства для темнокожих со своей властью и своими порядками. За пределы «хоумленда» можно было выезжать только при предъявлении специального удостоверения, которое подтверждало, что человек работает на территории «для белых». При этом даже те немногие африканцы, которые имели возможность покидать «хоумтаун», выполняли самую тяжёлую и грязную работу. Пойманный без особого разрешения африканец на территории «для белых» должен был быть арестован, а его дело передавалось в суд.
Документ темнокожего жителя ЮАР. (pinterest.com)
На законодательном уровне было закреплено ущемление прав темнокожего населения в повседневной жизни: так, например, в автобусах практически все сидячие места были предназначены для белых, для них же существовали отдельные больницы, где работали профессиональные врачи, тогда как темнокожие часто вовсе не получали необходимой медицинской помощи. На образование одного африканца правительство тратило в 10 раз меньше, чем на образование европейца.
Предупреждающий знак: Внимание, остерегайтесь аборигенов! 1956 год, Йоханнесбург. (pinterest.com)
Расовая сегрегация коснулась даже пляжей: лучшие из них европейцы зарезервировали для себя. Также африканцы практически не имели возможности посещать кинотеатры, гостиницы, театры и рестораны. Не только потому, что у них не хватило бы на это денег, но ещё и потому, что вход в эти заведения им был запрещён.
Белые дети в пруду только для белых детей, 1956 год. (pinterest.com)
Очевидно, что такое положение дел не устраивало темнокожее население. Поначалу сопротивление силовым структурам режима оказывали гангстерские группировки африканской молодёжи, которые иногда даже совершали вооружённые набеги на белые поселения. В 1960 году полиция расстреляла мирных демонстрантов в посёлке Шарпевиль: тогда погибли 69 человек. После этого лидеры движения против апартеида создали боевую организацию «Копьё нации».
Полиция избивает темнокожих демонстрантов. (pinterest.com)
В 1976 году полицейские снова открыли огонь по мирной демонстрации: теперь под ударом оказались немногочисленные африканские студенты, недовольные принудительным обучением на языке африкаанс. Согласно официальным данным, были убиты 26 человек.
Жертва разгона демонстрации в Соуэто, 1976 год. (pinterest.com)
Темнокожий юноша в знак протеста против политики апартеида садится в автобус «только для белых». (pinterest.com)
К началу 1990-х правящим силам ЮАР стало ясно, что сохранять и далее существующую систему апартеида уже невозможно. Были освобождены политзаключённые, амнистированы диссиденты. Правительство начало диалог с оппозицией.
Нельсон Мандела. Источник: karsh.org
Его результатом стало проведение в 1994 году всеобщих выборов, на которых победил Африканский национальный конгресс. 9 мая 1994-го Национальная ассамблея избрала президентом ЮАР активного борца с режимом апартеида Нельсона Манделу.
Сборник: Апартеид в ЮАР
Политика расовой сегрегации проводилась в стране с 1948-го по 1994 год и была завершена после избрания президентом ЮАР Нельсона Манделы.
- Статьи
- Африка
- XX-XXI вв.
«Непокорённый» Нельсон Мандела
«Непокорённый» Нельсон Мандела
«Мы должны использовать время мудро и помнить: правое дело можно начать в любую минуту», — говорил человек, ставший первым темнокожим президентом ЮАР.
- Статьи
- Африка
- XX век
Полвека ненависти: бытовой расизм во время апартеида
Полвека ненависти: бытовой расизм во время апартеида
Политика апартеида в Южно-Африканской Республике предполагала чёткое разделение людей по расовому признаку.
- Статьи
- Африка
- XX-XXI вв.
Винни Мандела: национальный герой, аферистка и уголовница
Винни Мандела: национальный герой, аферистка и уголовница
Она поддерживала Нельсона Манделу все 27 лет его тюремного заключения. Пока муж отсиживал срок, Винни с головой окунулась в политику.
- ЕГЭ
- Африка
- XX век
Апартеид в ЮАР
Апартеид в ЮАР
Что ты знаешь о расовой сегрегации в Африке?
- Статьи
- Африка
- XX-XXI вв.
«Непокорённый» Нельсон Мандела
«Мы должны использовать время мудро и помнить: правое дело можно начать в любую минуту», — говорил человек, ставший первым темнокожим президентом ЮАР.
- Статьи
- Африка
- XX век
Полвека ненависти: бытовой расизм во время апартеида
Политика апартеида в Южно-Африканской Республике предполагала чёткое разделение людей по расовому признаку.
- Статьи
- Африка
- XX-XXI вв.
Винни Мандела: национальный герой, аферистка и уголовница
Она поддерживала Нельсона Манделу все 27 лет его тюремного заключения. Пока муж отсиживал срок, Винни с головой окунулась в политику.
- ЕГЭ
- Африка
- XX век
Апартеид в ЮАР
Что ты знаешь о расовой сегрегации в Африке?
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Европа
- XX век
Кто предал Зою?
- Статьи
- Европа
- XX век
Была ли успешной денацификация в Германии?
- Статьи
- Европа
- XX век
Смерть Сталина — закономерный финал болезни или убийство?
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Рядом с императрицей: судьба Зинаиды Менгден
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Басни Крылова в иллюстрациях
- Статьи
- Европа
- XX век
Великое ограбление поезда
- Статьи
- Европа
- XV век
Маршал-людоед
- Статьи
- Европа
- XX век
Галина Брежнева и другие крёстные матери бриллиантовой мафии
- Статьи
- Европа
- XIX век
«Указ о вольных хлебопашцах»
- Статьи
- Европа
- XV век
Грюнвальдская битва
- Статьи
- Европа
- XIX век
И навеки веков: история жён декабристов
- Статьи
- Европа
- XX век
Кто предал Зою?
- Статьи
- Европа
- XX век
«Факел смерти»: самая крупная железнодорожная катастрофа в СССР
- Статьи
- Европа
- VIII-XV вв.
«Средневековый танк»: как устроен рыцарский доспех
- Статьи
- Европа
- XX век
Была ли успешной денацификация в Германии?
- Статьи
- Европа
- XX век
Смерть Сталина — закономерный финал болезни или убийство?
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Рядом с императрицей: судьба Зинаиды Менгден
- Статьи
- Азия
- XVI век
Жизнь и смерть атамана Ермака
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Басни Крылова в иллюстрациях
- Статьи
- Европа
- XX век
Сбежавшая из СССР
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 212143
Кто предал Зою?
- 📚 Статьи
- 👀 132363
Была ли успешной денацификация в Германии?
- 📚 Статьи
- 👀 96523
Смерть Сталина — закономерный финал болезни или убийство?
- 📚 Статьи
- 👀 96358
Рядом с императрицей: судьба Зинаиды Менгден
- 📚 Статьи
- 👀 83768
Басни Крылова в иллюстрациях
- 📚 Статьи
- 👀 59544
Великое ограбление поезда
- 📚 Статьи
- 👀 57238
Маршал-людоед
- 📚 Статьи
- 👀 49577
Галина Брежнева и другие крёстные матери бриллиантовой мафии
- 📚 Статьи
- 👀 48551
«Указ о вольных хлебопашцах»
- 📚 Статьи
- 👀 48179
Грюнвальдская битва
- 📚 Статьи
- 👀 226932
И навеки веков: история жён декабристов
- 📚 Статьи
- 👀 212143
Кто предал Зою?
- 📚 Статьи
- 👀 162803
«Факел смерти»: самая крупная железнодорожная катастрофа в СССР
- 📚 Статьи
- 👀 141517
«Средневековый танк»: как устроен рыцарский доспех
- 📚 Статьи
- 👀 132363
Была ли успешной денацификация в Германии?
- 📚 Статьи
- 👀 96523
Смерть Сталина — закономерный финал болезни или убийство?
- 📚 Статьи
- 👀 96358
Рядом с императрицей: судьба Зинаиды Менгден
- 📚 Статьи
- 👀 93759
Жизнь и смерть атамана Ермака
- 📚 Статьи
- 👀 83768
Басни Крылова в иллюстрациях
- 📚 Статьи
- 👀 76654
Сбежавшая из СССР
Что такое апартеид? Режим апартеида в ЮАР
Содержание статьи
- Апартеид: режим дискриминации
- Как нарушались права?
- Протесты
- Падение режима апартеида
Апартеид: режим дискриминации
26 мая 1948 года на выборах в ЮАР (в то время Южно-Африканском Союзе) победила Национальная партия. С этого момента в стране на государственном уровне начала проводится политика апартеида.
Апартеид — это официальная политика расовой сегрегации, то есть принудительное разделение людей на расовые, этнические или другие группы в повседневной жизни. Апартеид имеет долгую историю.
Южно-Африканский Союз возник в 1910 году в результате объединения Капской провинции, Республики Наталь, Оранжевого свободного государства и Трансвааля. Во главе первого правительства новой британской колонии встал Бурский генерал Луис Бота.
С самых первых дней существования Южно-Африканского Союза (ЮАС) стали внедряться практики:
- сегрегации;
- расизма;
- дискриминации.
Как нарушались права?
Избирательное право темнокожих, потомков от смешанных браков и переселенцев было нарушено. Голосовать имели право лишь те, кто обладал высоким имущественным цензом. Кроме того, это правило действовало не везде. 93% избирателей составляло светлокожее меньшинство жителей Южной Африки.
Термин «апартеид» впервые публично использовал в 1917 году Южнооафриканский политик Ян Христиан Смэтс.
После Второй Мировой войны начался процесс деколонизации. Белое меньшинство опасалось потери власти. В период с 1949 по 1953 годы в стране приняли девять расовых законов. Вопросами теории и практики апартеида занялось специально-созданное Южноафриканское бюро по изучению расовых отношений. Браки между «белыми» и темнокожим населением были запрещены. Запрет касался и подобных браков, заключенных за границей.
Жители ЮАС получили удостоверения, в которых была зафиксировала расовая принадлежность. По акту о «регистрации» жители ЮАС делились на европейцев, темнокожих и «цветных» (не европейцы, но и не коренные жители). Самой дискриминируемой группой были африканцы. Они составляли около 80% населения ЮАС, а проживать должны были на 13% территории страны в особых резервациях («хоумлендах») или в бантустанах (по имени группы народов банту).
- Более 3 миллионов человек переселили в эти резервации, согнав их с мест постоянного проживания. На территорию «белых» жители резерваций допускались только для выполнения самых тяжелых и грязных работ при наличии специального разрешения.
- Совместное обучение «белых» и темнокожих детей не допускалось. Африканцам с самого раннего возраста внушалась мысль о неравенстве и о норме этого неравенства.
- Медицина для темнокожих также была отдельной. Ее уровень не шел ни в какое сравнение с медициной для «белых». Кроме того, в ряде гетто больниц не было вовсе. Политика апартеида проводилась везде: на транспорте, в сфере общественного питания, в кинотеатрах, театрах, парках, церквях. Так, например, в автобусах сидячие места были предназначены только для «белых».
Протесты
В 1960 году начались протесты темнокожего населения против политики апартеида. В город Шарпевиль 700 темнокожих вышли на улицы, требуя свободно приезжать в города без специального разрешения. В результате столкновения погибло 69 и ранено 180 протестующих.
Мировое сообщество резко осуждал политику апартеида в ЮАР. Апартеид признали преступлением против человечества. Он был официально осужден ООН.
Лидером протеста против апартеида стал Нельсон Мандела. Борец против несправедливости провел 27 лет в одиночной камере и вышел на свободу в 1990 году. В это время президентом ЮАР был Фредерик Виллем де Клерк, который вынужден был официально отменить дискриминационные меры. Он снял запрет на деятельность старейшей организации африканского населения ЮАР — Африканского национального конгресса.
Падение режима апартеида
Правящая элита ЮАР стала осознавать, что режим апартеида обречен из-за резкого изменения политической ситуации в мире.
25 июля 1993 года в Кейптауне произошел теракт. Четверо темнокожих ворвались в церковь Святого Иакова, убив 12 и ранив 47 человек. Фредерик Виллем де Клерк, находясь под сильным международным давлением, дал согласие на проведение всеобщих демократических выборов. Выборы состоялись 26-29 апреля 1994 года. Победу одержал Африканский национальный конгресс. Президентом ЮАР стал Нельсон Мандела. Период апартеида в ЮАР завершился.
Читайте также:
- Почему политик не может говорить «Вы пиаритесь»
- Христианин и две политики
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Подпишитесь на Правмир в
Выбор читателей «Правмира»
Подпишитесь на самые интересные материалы недели.
Апартеид | Южная Африка, определение, факты, начало и конец
пляж в Южной Африке эпохи апартеида
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Дэниел Ф. Малан
Хендрик Фервурд
Йоханнес Герхардус Стрейдом
- Похожие темы:
- Южная Африка
расовая сегрегация
принять закон
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Что такое апартеид?
Апартеид (африкаанс: «обособленность») — это название политики, которая регулировала отношения между белым меньшинством и небелым большинством в Южной Африке в 20 веке. Хотя расовая сегрегация существовала там уже давно, название апартеид впервые было использовано примерно в 1948 году для описания политики расовой сегрегации, проводимой правительством белого меньшинства. Апартеид диктовал, где южноафриканцы в зависимости от их расы могли жить и работать, какое образование они могли получить и могли ли они голосовать. События начала 1990-е годы ознаменовали конец узаконенного апартеида, но его социальные и экономические последствия остались глубоко укоренившимися.
Южная Африка: Вторая мировая война
Узнайте больше об апартеиде в контексте более широкой истории Южной Африки.
Когда начался апартеид?
Расовая сегрегация долгое время существовала в Южной Африке, управляемой белым меньшинством, но эта практика была распространена при правительстве, возглавляемом Национальной партией (1948–1994 гг.), и партия назвала свою политику расовой сегрегации апартеид (африкаанс: «обособленность»). В Законе о регистрации населения 1950 года южноафриканцы классифицировались как банту (черные африканцы), цветные (лица смешанной расы) или белые; позже была добавлена азиатская (индийская и пакистанская) категория. Другие акты апартеида диктовали, где южноафриканцы, на основе их расовой принадлежности, могли жить и работать, тип образования, которое они могли получить, могли ли они голосовать, с кем они могли объединяться и какие сегрегированные общественные объекты они могли использовать.
Национальная партия
Узнайте больше о Национальной партии.
гонки
Узнайте больше о концепции гонки.
Как закончился апартеид?
При администрации президента ЮАР Ф. В. де Клерка в начале 1990-х гг. было отменено законодательство в поддержку апартеида, а в 1993 г. была принята новая конституция, предоставившая избирательные права чернокожим и другим расовым группам. в 1994 году привело к созданию правительства черного большинства во главе с видным активистом борьбы с апартеидом Нельсоном Манделой из партии Африканский национальный конгресс. Хотя эти события ознаменовали конец узаконенного апартеида, социальные и экономические последствия апартеида глубоко укоренились в южноафриканском обществе.
F.W. de Klerk
Узнайте больше о F.W. de Klerk.
Нельсон Мандела
Узнайте больше о Нельсоне Манделе.
Что такое эпоха апартеида в истории Южной Африки?
Эпоха апартеида в истории Южной Африки относится к тому времени, когда Национальная партия возглавляла правительство белого меньшинства страны, с 1948 по 1994 год. политика сегрегации, основанная на истории расовой сегрегации страны между правящим белым меньшинством и небелым большинством. В течение этого времени политика апартеида определяла, где южноафриканцы в зависимости от их расы могли жить и работать, тип образования, которое они могли получить, могли ли они голосовать, с кем они могли общаться и какие отдельные общественные объекты они могли использовать. .
Южная Африка: Вторая мировая война
Узнайте больше об апартеиде в контексте более широкой истории Южной Африки.
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
апартеид , (африкаанс: «обособленность») политика, которая регулировала отношения между белым меньшинством Южной Африки и небелым большинством на протяжении большей части второй половины 20-го века, санкционируя расовую сегрегацию и политическую и экономическую дискриминацию небелых. Хотя законодательство, легшее в основу апартеида, было отменено к началу XIX в.90-х, социальные и экономические последствия дискриминационной политики сохранились и в 21 веке.
Расовая сегрегация, санкционированная законом, широко практиковалась в Южной Африке до 1948 года. Но когда в том же году к власти пришла Национальная партия во главе с Дэниелом Ф. Маланом, она расширила политику и дала ей название апартеид . Реализация апартеида, часто называемого «раздельным развитием» с 1960-х годов, стала возможной благодаря Закону о регистрации населения 1950, в котором все южноафриканцы классифицируются как банту (все чернокожие африканцы), цветные (лица смешанной расы) или белые. Позднее была добавлена четвертая категория — азиатская (индийская и пакистанская). Одним из других наиболее значительных актов с точки зрения формирования основы системы апартеида был Закон о групповых территориях 1950 года. Он устанавливал жилые и деловые районы в городских районах для каждой расы, а представителям других рас запрещалось жить, работать. , или владения землей в них, что привело к тому, что тысячи цветных, чернокожих и индейцев были изгнаны из районов, классифицированных для занятия белыми. На практике этот акт и два других в 19Законы № 54 и 1955 г., которые стали известны под общим названием «Законы о земле», завершили процесс, начатый аналогичными законами о земле, принятыми в 1913 и 1936 гг.: конечным результатом стало выделение более 80 процентов земель Южной Африки для белого меньшинства. Чтобы усилить сегрегацию рас и предотвратить вторжение чернокожих в белые районы, правительство ужесточило существующие законы о «пропусках», которые требовали от небелых иметь при себе документы, разрешающие их пребывание в запретных зонах.
Другие действия также привели к физическому разделению рас. В соответствии с Законом об органах власти банту 19 г.51 правительство восстановило племенные организации для чернокожих африканцев, а Закон о содействии самоуправлению банту 1959 г. создал 8 (позже расширенных до 10) африканских хоумлендов, или бантустанов. Закон о гражданстве родины банту 1970 года сделал каждого чернокожего южноафриканца, независимо от фактического проживания, гражданином одного из бантустанов, которые были организованы на основе этнических и языковых групп, определенных белыми этнографами. Чернокожие были лишены южноафриканского гражданства и, таким образом, исключены из южноафриканской политической системы. Правительство Южной Африки манипулировало внутренней политикой, так что уступчивые вожди контролировали администрацию большинства этих территорий. Четыре из бантустанов — Транскей, Бопутатсвана, Венда и Сискей — позже получили независимость как республики, хотя ни один из них никогда не был признан иностранным правительством, а остальные бантустаны имели разную степень самоуправления. Независимо от их независимости или статуса самоуправления, все бантустаны оставались зависимыми как в политическом, так и в экономическом плане от Южной Африки. Однако зависимость южноафриканской экономики от небелой рабочей силы мешала правительству проводить эту политику раздельного развития.
Отдельные образовательные стандарты были установлены для небелых. Закон об образовании банту (1953 г.) предусматривал создание государственных школ, которые должны были посещать чернокожие дети, с целью обучения детей ручному труду и черной работе, которую правительство считало подходящей для представителей их расы. Закон о расширении университетского образования (1959 г.) в значительной степени запрещал установленным университетам принимать небелых студентов. Правительство создало новые этнические университетские колледжи — по одному для цветных, индейцев и зулусов и по одному для студентов сото, тсвана и венда, а также медицинскую школу для чернокожих.
Также были приняты другие законы для легализации и институционализации системы апартеида. Закон о запрещении смешанных браков (1949 г.) и Закон о внесении поправок в Закон о безнравственности (1950 г.) запрещают межрасовые браки или секс. Закон о подавлении коммунизма (1950 г.) определил коммунизм и его цели в широком смысле, включая любую оппозицию правительству, и уполномочил правительство задерживать любого, кто, по его мнению, мог способствовать «коммунистическим» целям. Закон о возмещении убытков (1961 г.) разрешил сотрудникам полиции совершать акты насилия, пытать или убивать при исполнении служебных обязанностей.
Политика, предписывающая физическое и политическое разделение расовых групп, называлась «великим апартеидом», а законы и постановления, разделявшие южноафриканцев в повседневной жизни, назывались «мелким апартеидом». , отдых или рестораны, которые можно использовать в зависимости от расы.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас
История апартеида в Южной Африке
Предыстория и политика апартеида
Прежде чем мы сможем взглянуть на историю периода апартеида, необходимо понять, что такое апартеид и как он повлиял на людей.
Что такое апартеид?
В переводе с африкаанс означает «обособленность». Апартеид был идеологией, поддерживаемой правительством Национальной партии (НП), и был введен в Южной Африке в 1948 году. Апартеид призывал к раздельному развитию различных расовых групп в Южной Африке. На бумаге казалось, что это призыв к равному развитию и свободе культурного самовыражения, но то, как это было реализовано, сделало это невозможным. Законы апартеида заставляли разные расовые группы жить отдельно и развиваться отдельно, причем крайне неравномерно. Он пытался остановить все смешанные браки и социальную интеграцию между расовыми группами. Во времена апартеида дружба с представителем другой расы обычно вызывала подозрения или того хуже. Более того, апартеид был социальной системой, которая ставила в невыгодное положение большинство населения просто потому, что они не имели цвета кожи правителей. Многих держали чуть выше нищеты, потому что они были «небелыми».
В основных принципах апартеид не слишком отличался от политики сегрегации правительств ЮАР, существовавшей до прихода к власти в 1948 году Африканерской националистической партии. Основное отличие состоит в том, что апартеид сделал сегрегацию частью закона. Апартеид жестоко и насильственно разделял людей и имел грозный государственный аппарат для наказания несогласных. Еще одна причина, по которой апартеид считался гораздо худшим, чем сегрегация, заключалась в том, что апартеид был введен в период, когда другие страны отходили от расистской политики. До Второй мировой войны западный мир не так критично относился к расовой дискриминации, и в этот период Африка была колонизирована. Вторая мировая война высветила проблемы расизма, заставив мир отвернуться от такой политики и поощряя требования деколонизации. Именно в этот период Южная Африка ввела более жесткую расовую политику апартеида.
Люди часто задаются вопросом, почему была введена такая политика и почему она получила такую большую поддержку. Можно назвать различные причины апартеида, хотя все они тесно связаны между собой. Основные причины кроются в идеях расового превосходства и страха. Во всем мире на расизм влияет идея о превосходстве одной расы над другой. Такие представления встречаются во всех группах населения. Другой основной причиной апартеида был страх, поскольку в Южной Африке белые люди составляют меньшинство, и многие опасались, что потеряют работу, культуру и язык. Очевидно, что это не оправдание апартеида, но объясняет, как люди думали.
Первоначальные архитекторы апартеида Источник изображения
Законы об апартеиде
При создании государства апартеида было принято множество законов. Вот несколько столпов, на которых он основывался:
Закон о регистрации населения 1950 г. Этот закон требовал, чтобы люди регистрировались в соответствии с их расовой группой. Это означало, что Министерство внутренних дел будет вести учет людей в зависимости от того, были ли они белыми, цветными, черными, индийцами или азиатами. Тогда к людям будут относиться по-разному в зависимости от их группы населения, и поэтому этот закон лег в основу апартеида. Однако не всегда было так просто решить, к какой расовой группе принадлежит человек, и это вызывало некоторые проблемы.
Закон о групповых территориях 1950 г. Это был закон, положивший начало физическому разделению между расами, особенно в городских районах. Закон также призывал к перемещению некоторых групп людей в районы, отведенные для их расовой группы.
Закон о содействии самоуправлению банту 1959 года В этом законе говорилось, что разные расовые группы должны проживать в разных районах. Только небольшой процент Южной Африки был оставлен для чернокожих (которые составляли подавляющее большинство), чтобы сформировать свою «родину». Этот закон также избавил от «черных пятен» в белых районах, переместив всех чернокожих из города. Хорошо известные переезды были в округе 6, Софиатауне и леди Селборн. Затем этих чернокожих поселили в поселках за пределами города. Они не могли владеть здесь собственностью, только арендовать ее, так как земля могла принадлежать только белым. Этот акт вызвал много трудностей и негодования. Люди потеряли свои дома, были перемещены с земли, которой они владели в течение многих лет, и были перемещены в неосвоенные районы вдали от места работы.
Некоторые другие важные законы:
Закон о запрещении смешанных браков, 1949 г.
Закон о внесении поправок в Закон о безнравственности, 1950 г.
Закон о отдельном представительстве избирателей, 1951 г.
Сопротивление до 1960 г. не только, как это часто предполагается, от тех, кто пострадал от негативных последствий дискриминации. Критика исходила и из других стран, и некоторые из них поддержали движение за свободу Южной Африки.
Некоторыми из наиболее важных организаций, участвовавших в борьбе за освобождение, были Африканский национальный конгресс (АНК), Панафриканский конгресс (ПАК), Партия свободы Инката (IFP), Движение черного сознания (BCM) и Объединенный Демократический фронт (ОДФ). Существовали также индейские и цветные организованные движения сопротивления (например, Индийский конгресс Натала (NIC), Организация цветных людей), организованные группы белых (например, радикальное Движение вооруженного сопротивления (ARM) и Black Sash) и церковные группы (Христианская организация). института). Рассмотрим АНК.
АНК
АНК был основан в Блумфонтейне в 1912 году, вскоре после образования Южно-Африканского Союза. Первоначально он назывался Национальный конгресс коренных жителей Южной Африки (SANNC). Это началось как движение для черной элиты, то есть тех черных, которые были образованы. В 1919 году АНК направил в Лондон делегацию, чтобы просить о новой сделке для чернокожих Южной Африки, но их позиция не изменилась.
Делегация Национального конгресса коренных жителей Южной Африки в Англии, 19 июня.19 Источник изображения
История сопротивления АНК проходит через три этапа. Первым был диалог и петиция; вторая прямая оппозиция и последняя период изгнанной вооруженной борьбы. В 1949 году, сразу после введения апартеида, АНК встал на более воинственный путь, при этом Молодежная лига играла более важную роль. АНК представил свою Программу действий в 1949 году, поддерживая забастовки, протесты и другие формы ненасильственного сопротивления. Нельсон Мандела, Оливер Тамбо и Уолтер Сисулу начали играть важную роль в АНК в этот период. В 1952 АНК начал кампанию неповиновения. Эта кампания призывала людей целенаправленно нарушать законы апартеида и предлагать себя для ареста. Была надежда, что увеличение числа заключенных приведет к краху системы и получит международную поддержку АНК. Чернокожие садились в «белые автобусы», пользовались «белыми туалетами», входили в «белые зоны» и отказывались пользоваться пропусками.
Leave a Reply