Украина: Опасности и неоправданно долгое ожидание на пунктах пропуска
(Киев) – В условиях бесконечных очередей на пунктах пропуска через линию разграничения (соприкосновения) на востоке Украины между территорией, контролируемой правительством, и отдельными районами Донецкой и Луганской областей, которые контролируются «сепаратистами», гражданские лица рискуют здоровьем и подвергаются опасности, иногда – смертельной, заявила сегодня Хьюман Райтс Вотч.
Click to expand Image
Люди ожидают своей очереди на пункте пропуска в Новотроицке, контролируемом де-факто властями ДНР. 21 декабря 2016 года.
© 2016 Таня Купер для Хьюман Райтс Вотч
Как выяснила международная правозащитная организация, отсутствие на пунктах пропуска санитарно-гигиенических и других условий и наличие поблизости минных полей чревато превращением в смертельно опасный и без того нелегкого процесса пересечения линии разграничения гражданскими лицами, которым нередко приходится подолгу ждать на жаре или на морозе. Перестрелки вдоль линии разграничения, участившиеся к тому же в последнее время, означают, что люди, ожидающие своей очереди на пропуск, в том числе с ночевкой, могут попасть под огонь стрелкового оружия или артиллерии. Все стороны конфликта должны соблюдать свои обязательства по международному гуманитарному праву в части ограждения гражданского населения от опасностей войны. Власти по обе стороны должны исключить ситуации, в которых люди страдали бы без необходимости.
«Гражданское население на востоке Украины имеет по обе стороны линии разграничения множество родственных, человеческих или имущественных связей, у кого-то возникает необходимость в получении государственных услуг, — говорит Таня Купер, исследователь Хьюман Райтс Вотч по Украине. – Стороны конфликта должны признать необходимость постоянного пересечения линии разграничения и, соответственно, содействовать этому, избегая ситуаций, которые были бы чреваты риском для здоровья или даже жизни».
В ноябре – декабре 2016 г. Хьюман Райтс Вотч проинтервьюировала более 80 человек по обе стороны линии разграничения и на месте ознакомилась с ситуацией на всех четырех работающих пунктах пропуска в контролируемой правительством части Донецкой области и в так называемой «серой», или нейтральной, зоне. Последняя тянется вдоль 500-километровой линии разграничения между пунктами пропуска и в большинстве мест имеет ширину всего в несколько сотен метров. Соответственно, одна ее сторона контролируется правительством Украины, другая – де-факто властями самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР). Мы также проинтервьюировали людей, которые пользуются единственным действующим пунктом пропуска в Луганской области (пешеходным), и побеседовали с сотрудниками нескольких групп, помогающих пострадавшим от конфликта.
Все наши собеседники, имеющие опыт переходов, рассказывали о значительных трудностях, особенно о долгом ожидании, которое в зависимости от времени года усугубляется морозом, дождем или жарой. Причинами длительного ожидания являются недостаточное число пунктов пропуска и нехватка персонала. Более половины наших собеседников говорили, что сталкивались с длительным ожиданием неоднократно, вплоть до вынужденной ночевки. При этом пункты пропуска нередко должным образом не обустроены, отсутствуют такие элементарные вещи, как туалеты и зона ожидания.
Наши собеседники также отмечали ненадлежащее обращение со стороны военнослужащих с обеих сторон, включая произвольный отказ в пропуске, грубость, оскорбления и взяточничество.
Причины, по которым гражданским лицам приходится пересекать линию разграничения, могут быть самыми различными. На контролируемой правительством стороне нам называли такие, как необходимость навестить родственников, проверить оставленное имущество или съездить домой на выходные. Жителям районов, контролируемых «сепаратистами», приходится регулярно ездить на правительственную сторону, чтобы получить пенсии и другие социальные выплаты, навестить родных, обратиться за медицинской помощью и решить различные административные вопросы, такие как пенсионный учет или оформление свидетельства о рождении ребенка. Необходимость поездок может также вызываться покупкой продуктов, хозяйственных товаров и медикаментов, которые могут быть слишком дорогими или вообще отсутствовать на той или другой стороне; некоторым людям нужно попасть на кладбище, где похоронены их близкие.
10 января Хьюман Райтс Вотч направила украинским властям письмо, в котором мы выразили озабоченность в связи с ограничениями на передвижения через линию разграничения и настоятельно призвали правительство безотлагательно принять меры по облегчению положения тысяч людей, пользующихся пунктами пропуска.
По официальным данным, которые были предоставлены нам Госпогранслужбой Украины, в декабре 2016 г. – январе 2017 г. ежедневно через каждый пункт пропуска в обе стороны проходило от 3 до 7 тыс. человек. На встрече 8 февраля представители Госпогранслужбы отмечали, что максимальный поток приходится на период с 15-го по 25-е число каждого месяца, когда жители с территорий, не контролируемых правительством, едут получать пенсии и другие социальные выплаты.
Хьюман Райтс Вотч отмечает, что недавняя эскалация боестолкновений в районе контролируемой правительством Авдеевки – города вблизи линии разграничения в Донецкой области с населением около 22 тыс. человек – усугубляет риски для тех, кто живет в районе линии разграничения и пересекает ее. Только за период с 29 января по 3 февраля 2017 г. с правительственной стороны были убиты почти два десятка человек, в том числе трое гражданских лиц. По данным муниципальных властей, в городе пострадали 114 индивидуальных и 8 многоквартирных домов. Повреждения имеются и в других населенных пунктах, расположенных в этом районе по линии разграничения. 2 февраля обстрелу подвергся пункт пропуска у контролируемой правительством Марьинки. В тот момент там не было людей, которые заночевали бы в ожидании пропуска, однако пострадали некоторые объекты и было перебито электроснабжение.
Контролируемые ДНР Донецк и Макеевка обстреливались украинскими правительственными силами 31 января – 3 февраля 2017 г. За период с 29 января по 9 февраля Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ в Украине подтвердила гибель 9 гражданских лиц по обе стороны линии соприкосновения в Донецкой области.
Правительство Украины вправе контролировать передвижения через линию разграничения, однако все участники конфликта должны не только не препятствовать, но и содействовать свободному доступу гражданского населения по обе ее стороны без произвольных и неоправданных задержек, отмечает Хьюман Райтс Вотч. Правительство не обязано оказывать финансовую помощь подконтрольным «сепаратистам» структурам власти, однако сохраняющееся состояние конфликта не освобождает его от обязательств в области прав человека в отношении гражданского населения.
«И украинские власти, и поддерживаемые Россией ‘сепаратисты’ в Донецкой и Луганской областях должны в первую очередь заботиться о безопасности и благополучии гражданского населения, — говорит Таня Купер. – Простые люди не должны до бесконечности нести основное бремя вооруженного конфликта на востоке Украины».
Пункты пропуска на востоке Украины (контрольные пункты въезда-выезда)
Хьюман Райтс Вотч проводила исследования на линии разграничения в ноябре и декабре 2016 г.
В ноябре два наших исследователя, для которых русский язык является родным, проинтервьюировали более 50 жителей населенных пунктов по обе стороны линии разграничения, в том числе Донецка, Макеевки, Старобешево, Северодонецка, Славянска, Краматорска, Марьинки и Красногоровки. Один исследователь работал на контролируемой правительством территории на пункте пропуска у Марьинки, другой прошел через тот же пункт со стороны самопровозглашенной Донецкой Народной Республики, интервьюируя людей на стороне «сепаратистов» и в «серой», или нейтральной, зоне между блокпостами обеих сторон. Официально эта полоса контролируется украинским правительством, однако из-за вооруженного конфликта функционирующих учреждений там практически не осталось.
20 – 22 декабря 2016 г. исследователем Хьюман Райтс Вотч были взяты интервью у 32 человек с правительственной стороны линии разграничения на всех четырех действующих пунктах пропуска: Майорск, Марьинка, Новотроицкое и Гнутово (Пищевик). В Майорске наш исследователь побывал ночью, когда пункт не работал, в Новотроицке и Гнутово – днем. В Марьинке мы интервьюировали людей и в дневное, и в ночное время.
Мы общались также с сотрудниками семи украинских неправительственных групп и международных организаций, оказывающих помощь вынужденным переселенцам и жителям территорий вдоль линии разграничения.
В ходе встречи с нами 8 февраля представители Госпогранслужбы Украины сообщили, что их ведомство предпринимает шаги по облегчению положения гражданских лиц, живущих по обе стороны линии разграничения. В частности, увеличивается численность личного состава на каждом пункте пропуска, по фактам взяток сотрудники привлекаются к ответственности (в 2016 г. обвинение было предъявлено 59 сотрудникам), на всех пунктах устанавливаются камеры, обеспечивающие онлайновую трансляцию в Координационный центр при штабе АТО в Краматорске и центральный аппарат Госпогранслужбы в Киеве.
В Госпогранслужбе признают сохранение некоторых серьезных недостатков и отмечают, что для реального облегчения пересечения линии разграничения гражданскими лицами необходимо взаимодействие между всеми сторонами конфликта.
Недостаточное число пунктов пропуска
В настоящее время на 500-километровой линии разграничения, разделяющей контролируемую правительством территорию и районы, которые контролируются де-факто властями ДНР и ЛНР, действует пять контрольных пунктов въезда-выезда: Майорск, Марьинка, Новотроицкое и Гнутово в Донецкой области и в Станице Луганской в Луганской области (только пешеходный). Пункты пропуска работают с 06:00 до 20:00 в летний период и с 08:00 до 17:00 – в зимний.
Когда та или иная сторона по соображениям безопасности или по другим причинам временно закрывает переход на конкретном пункте, люди направляются на ближайшие открытые, что приводит к очередям и снижает вероятность попасть на другую сторону до окончания рабочего времени. В последнем случае многие остаются у пункта на ночь: либо на обочине непосредственно у блокпоста, в том числе и в нейтральной зоне, либо в ближайшем населенном пункте, чтобы попытаться пересечь линию разграничения на следующий день.
Из предоставленных нам Госпогранслужбой данных следует, что в декабре 2016 г. линию разграничения ежедневно пересекали от 15 до 27,5 тыс. человек. 13 февраля 2017 г. прошло почти 18 тыс. человек.
Большинство проинтервьюированных нами гражданских лиц с обеих сторон линии разграничения называли нехватку пунктов пропуска серьезной проблемой. В частности, они говорили, что в Луганской области на единственном пункте нередко приходится ожидать полный день или дольше, при этом в зимнее время ситуация осложняется тем, что люди вынуждены по несколько часов ждать на открытом воздухе, в то время как с правительственной стороны всего одно – два небольших укрытия.
Люди, следующие через пункты пропуска на личном автотранспорте, могут переждать в машине, однако пешеходам приходится выносить все тяготы непогоды. В июне 2015 г. украинские власти запретили прямые рейсы общественного транспорта на территорию, контролируемую ДНР и ЛНР, поэтому пассажирам приходится выходить у блокпоста на правительственной стороне и стоять с багажом в очереди на пропуск. После этого они могут воспользоваться другим транспортом уже на территории «сепаратистов». Некоторые в этой ситуации пользуются платными автобусами, которые выполняют челночные рейсы, переправляя пассажиров через нейтральную зону.
Несколько сотрудников местных и международных гуманитарных организаций говорили нам, что пяти пунктов пропуска на 500-километровую «границу» недостаточно, чтобы многочисленные вынужденные переселенцы и другие лица, затронутые конфликтом, могли пересекать ее без неоправданных ограничений.
Некоторые наши собеседники рассказывали, что пытаются вместо единственного пешеходного пункта пропуска в Станице Луганской пользоваться пунктами в Донецкой области, что существенно увеличивает время и транспортные расходы. Однако и там, как говорили нам жители и гуманитарные сотрудники, регулярно в обе стороны пересекающие линию разграничения, имеющихся четырех пунктов пропуска автотранспорта недостаточно для обеспечения нормальных поездок.
В Госпогранслужбе Украины нам сообщили, что в марте 2016 г. в г. Золотое Луганской области был открыт второй контрольный пункт въезда-выезда, однако пока он не функционирует для пропуска гражданских лиц из-за нежелания де-факто властей ЛНР обеспечивать его работу на своей стороне.
Длительное время ожидания
Хьюман Райтс Вотч проинтервьюировала несколько гражданских лиц и гуманитарных работников, которые регулярно пользуются пунктом пропуска в Станице Луганской в Луганской области. Все они заявили, что нередко проводят на каждой стороне по два – пять часов. В контролируемом правительством Северодонецке гуманитарный работник рассказал нам, что в октябре 2016 г. его мать и 80-летняя бабушка потратили на переход шесть часов.
Из 8 человек, проинтервьюированных нами в ноябре у пункта пропуска в контролируемой правительством Марьинке, пятеро заявили, что им пришлось заночевать у блокпоста с той или другой стороны из-за длинных очередей и короткого периода работы пункта. Мужчина, следовавший через этот пункт из Краматорска в Донецк, рассказал, что однажды ему потребовалось на пересечение два полных дня. «Спросите любого здесь, вам скажут, что и с ними такое бывало», — сказал он. Из 25 человек, проинтервьюированных нами на стороне ДНР, 19 заявили, что по меньшей мере однажды оставались на этом пункте на ночь.
По оценке сотрудника международной гуманитарной группы, самым проблемным с обеих сторон является пункт пропуска в Майорске. Длинные очереди там являются нормой, и люди нередко ночуют у блокпостов в ожидании открытия. На момент нашего посещения этого пункта с украинской стороны около 18:00 20 декабря в одной из двух палаток, поставленных Госслужбой Украины по чрезвычайным ситуациям, мы обнаружили шесть пожилых женщин. Они рассказали, что не успели пройти до закрытия и остались в палатке на ночь до утра. Большинству женщин было за 60, две – с инвалидностью. 76-летняя женщина из Горловки на территории ДНР, не успевшая вернуться, в разговоре с нашим исследователем расплакалась: «Разве я такое заслужила? Всю свою жизнь только и работала, думала на пенсии спокойно поживу. А теперь они [украинские пограничники на пункте пропуска] меня террористкой называют. За что, спрашивается?»
Несколько местных жителей и сотрудников международных гуманитарных организаций, работающих в контролируемой правительством части Донецкой области, утверждают, что за последние месяцы в очереди на пропуск умерли по меньшей мере трое пожилых гражданских лиц. В СМИ сообщалось, что 22 января на пункте пропуска Марьинка умер мужчина, следовавший из Донецка в Днепр. Это произошло в нейтральной зоне, которая недоступна для машин скорой помощи. На сайте Госпогранслужбы Украины сообщалось, что в тот день с обеих сторон ожидали пропуска около 300 машин. Независимым подтверждением этой информации мы не располагаем.
С начала вооруженного конфликта в 2014 г. сотни людей подорвались на минах, неразорвавшихся кассетных суббоеприпасах и других взрывоопасных пережитках войны. По данным ООН, мины и другие взрывоопасные предметы присутствуют на 74 000 акрах территории Украины. В прошлом году британская организация по разминированию HALO Trust идентифицировала в регионе 97 минно-опасных территорий, и это только предварительные оценки.
Некоторые люди, которые ездили через линию соприкосновения со стороны районов Донецкой области, контролируемых де-факто властями ДНР, рассказывали, что, несмотря на комендантский час, который действует до 05:00, садились в автобус примерно в 02:30 – 04:00, чтобы занять место в очереди на украинский пункт пропуска, который открывается в 08:00 (09:00 по зимнему времени ДНР).
В ноябре 2016 г. наш исследователь на таком автобусе, который ходил, как «маршрутка», пересек линию разграничения со стороны Донецка на правительственную сторону через пункт пропуска Марьинка.
Водитель сказал, что нужно быть готовым к 03:00, поскольку после двух часов ночи он начнет собирать по всему Донецку и ближним пригородам людей, с которыми он уже договорился по телефону, чтобы успеть пройти через блокпост ДНР и занять место в очереди на пункт пропуска в Марьинке. Он объяснил, что, если они будут там к 03:30, окажутся уже не первыми, а после тех, кто заночевал с предыдущего дня, но все равно достаточно близко к началу очереди, чтобы пройти часов в 9 – 10 утра, «если все хорошо пойдет».
Несколько пассажиров подтвердили Хьюман Райтс Вотч, что другие водители каждый день следуют примерно такому же графику: собирают пассажиров ночью и к 03:30 становятся в очередь в нейтральной зоне. Движение в ночное время в ДНР запрещено, но, как сказали нам водитель и несколько пассажиров, дело только за тем, чтобы «проплатить правильным людям».
К 06:00, через час после окончания комендантского часа в ДНР, в нейтральной зоне уже скопилась длинная очередь из машин и пешеходов, среди которых были и пожилые, и маленькие дети. Автобус с нашим исследователем добрался до пункта пропуска примерно к 9 утра по украинскому времени (10 утра по времени ДНР). Таким образом на прохождение самой очереди потребовалось пять с половиной часов, а с момента посадки в автобус прошло шесть часов. До введения пропускного режима дорога от Донецка до Марьинки на машине занимала около получаса.
Наши собеседники в один голос говорили, что пересечение линии разграничения особенно тяжело дается пожилым, детям, беременным женщинам и людям с инвалидностью, которые могут нуждаться в дополнительной помощи или которым трудно выносить тяготы длительной толкотни в очереди на холоде при отсутствии в нейтральной зоне туалетов.
Украинские власти предусматривают право приоритетного прохода для женщин на поздних сроках беременности, кормящих матерей с детьми и людей с инвалидностью, однако многие представители льготных категорий не знают об этом, поскольку стенды с соответствующей информацией отсутствуют. Пограничники и гражданские лица также отмечали, что попытки правомерного прохода вне очереди нередко провоцируют агрессию и силовое сопротивление со стороны остальных.
Отсутствие базовых удобств
В связи с избыточно длинными очередями на пунктах пропуска ощущается острая необходимость в оборудовании их базовыми удобствами для облегчения положения гражданских лиц, особенно в летнее и зимнее время. На стороне, которая контролируется «сепаратистами», такие базовые удобства, как питьевая вода и укрытия, нередко отсутствовали в принципе, не говоря уже о нейтральной зоне, где люди проводят в очереди преобладающую часть времени.
На правительственной стороне ситуация несколько лучше благодаря активным усилиям нескольких международных гуманитарных групп, однако на всех пунктах пропуска по-прежнему ощущается нехватка нормальных туалетов, укрытий от солнца и дождя летом и от холода и снега зимой, а также точек раздачи питьевой воды. На украинской стороне ответственность за обеспечение пунктов пропуска базовыми удобствами лежит на местных администрациях контролируемых правительством районов Донецкой и Луганской областей. Отсутствие или неудовлетворительное санитарное состояние базовых удобств создает серьезные проблемы людям с расстройствами здоровья и ограниченной мобильностью, а также людям с малолетними детьми.
В Луганской области сотрудники гуманитарных организаций и местные жители говорили нам, что на украинской стороне пункта пропуска есть навес и палатка, где люди могут согреться и получить горячий напиток, но на стороне ЛНР ничего такого нет.
Наши собеседники на пункте пропуска Марьинка жаловались на состояние туалетов, которые предоставлены международными гуманитарными организациями, но не содержатся в надлежащем состоянии местными властями. Все наши собеседники подчеркивали, что самая тяжелая ситуация в нейтральной зоне. Из-за отсутствия там нормальных туалетов людям приходится справлять нужду прямо в поле, что не только унижает человеческое достоинство, но и прямо сопряжено с риском для жизни с учетом минной опасности.
Когда наш исследователь ожидал в нейтральной зоне открытия украинского пункта пропуска, он наблюдал, как мужчины мочились на обочину, повернувшись спиной к очереди, а женщинам, среди которых были и пожилые с больными ногами, приходилось спускаться с обочины в поле и усаживаться в отдалении на глазах у всех, поскольку какая-либо растительность отсутствовала. Некоторые женщины возмущались таким «позором» и говорили, что к тому же боятся наткнуться на мину, но в ситуации длительного ожидания и отсутствия туалетов другого выхода у них не было.
Электронные разрешения
В январе 2015 г. правительство Украины ввело пропускной режим в зону АТО. В июне того же года было введено электронное разрешение. Гражданские лица могут обратиться с заявлением о его оформлении, заполнив специальную онлайн-форму, срок действия – год. Предусмотрена также возможность оформления в нескольких населенных пунктах на контролируемой правительством территории (Краматорск, Великая Новоселка, Мариуполь, Бахмут, Старобельск), а также по телефону.
При наличии малейших несоответствий информации в электронном разрешении и сведений в паспорте (отличается одна буква имени или фамилии, цифра в номере паспорта), а также в случае истечения срока действия разрешения украинские пограничники отказывают такому человеку в пропуске.
В таком случае приходится вносить исправления онлайн или лично и потом уже снова возвращаться на пункт пропуска после изменения базы данных. В случае возникновения у пограничников подозрений относительно личных данных человека, его внешности или багажа они отправляют его к сотрудникам Службы безопасности Украины, которые присутствуют на том же пункте пропуска.
Заявление онлайн заполняется за несколько минут, однако его рассмотрение занимает до 10 рабочих дней. При наличии компьютера и навыков работы с ним, не говоря уже о наличии электричества и выхода в интернет, это не вызывает больших проблем. В противном случае процедура может оказаться обременительной. Отсутствует также процедура, в рамках которой можно было бы подать заявление на срочное оформление электронного разрешения по состоянию здоровья и другой неотложной ситуации.
Рекомендации всем сторонам конфликта: правительству Украины и де-факто властям самопровозглашенных ДНР и ЛНР:
· Увеличить число пунктов пропуска вдоль линии разграничения, особенно в Луганской области, где на данный момент функционирует единственный пункт, причем только пешеходный.
· Доукомплектовать кадрами и дооснатить пункты пропуска в интересах облегчения перехода, особенно в зимние месяцы.
· Обеспечить наличие на всех пунктах пропуска нормальных туалетов, укрытий от непогоды, пунктов обогрева и точек раздачи питьевой воды.
· Проводить расследование и принимать меры реагирования по заявлениям о фактах коррупции и вымогательства со стороны пограничников и других должностных лиц на пунктах пропуска; в рамках борьбы с коррупцией формализовать процедуру перехода и широко оповестить о ней гражданское население.
· Обеспечить с обеих сторон приоритетный пропуск уязвимых категорий, таких как пожилые, люди с инвалидностью, малолетние дети, беременные женщины и др. Широко обнародовать информацию о таких льготах и обеспечить ее визуальную доступность на пунктах пропуска.
Службе безопасности Украины:
· Отработать систему выдачи электронных разрешений в интересах ускорения процесса; обеспечить людям, не имеющим доступа к электричеству, компьютеру или интернету, пожилым, а также людям с инвалидностью возможность получения электронного разрешения без неоправданных сложностей, в том числе через увеличение числа мест подачи заявлений лично. Обеспечить возможность пропуска без электронного разрешения по гуманитарным и неотложным медицинским основаниям.
The February 17, 2017 report incorrectly stated that there was no procedure in place to allow people to apply for an emergency e-pass if it is needed for family emergency or other extraordinary situations, however this only pertains to medical emergency or other extraordinary situations. Additionally, the crossing points are open from 6 a.m. to 8 p.m. during the summer, instead of closing at 10 p.m.
Свет Троицы, первая в мире ядерная бомба
Свет ядерного взрыва не похож ни на что другое на Земле. Это потому, что тепло ядерного взрыва не похоже ни на что другое на Земле. Семьдесят лет назад, когда было испытано первое атомное оружие, его свет назвали космическим. Где еще, кроме недр звезд, температура достигает десятков миллионов градусов? Именно это обжигающее излучение, высвобождаемое в результате реакции, длящейся около миллионной доли секунды, делает свет настолько неземным, что придает ему силу прожигать фотобумагу и ранить человеческие глаза. Жара такова, что воздух вокруг него становится светящимся и раскаленным, а затем непрозрачным; на мгновение яркость скрывается. Затем воздух расширяется наружу, излучая свою энергию со скоростью звука — взрывная волна, которая разрушает дома, больницы, школы, города.
Испытанию было присвоено вызывающее воспоминания кодовое имя Тринити, хотя, кажется, никто точно не знает, почему. Одна из теорий состоит в том, что Дж. Роберт Оппенгеймер, глава лаборатории правительства США в Лос-Аламосе, штат Нью-Мексико, и научный руководитель Манхэттенского проекта, в рамках которого была разработана и изготовлена бомба, выбрал это название как намек на поэзию Джона Донна. Бывшая любовница Оппенгеймера, Джин Тэтлок, студентка Калифорнийского университета в Беркли, когда он был там профессором, познакомила его с работами Донна до того, как покончила с собой в начале 19 века.44. Но позже Оппенгеймер утверждал, что не помнит, откуда взялось это название.
Операция была обозначена как совершенно секретная, что было проблемой, так как вся суть заключалась в том, чтобы создать взрыв, который можно было бы услышать за сто миль вокруг и увидеть за двести. Как сохранить такое зрелище в тайне? Оппенгеймер и его коллеги рассмотрели несколько мест, в том числе участок пустыни примерно в двухстах милях к востоку от Лос-Анджелеса, остров в восьмидесяти милях к юго-западу от Санта-Моники и ряд песчаных отмелей в десяти милях от побережья Техаса. В конце концов, они выбрали место гораздо ближе к дому, недалеко от Аламогордо, штат Нью-Мексико, на полигоне армейских ВВС в долине под названием Хорнада-дель-Муэрто («Путешествие мертвеца», указание на его неумолимый ландшафт). Пресную воду нужно было доставлять по семьсот галлонов за раз из города, расположенного в сорока милях. Для подключения участка к телефонной связи требовалось проложить четыре мили кабеля. Самая дорогая отдельная статья в бюджете была на строительство бомбоубежищ, которые защитили бы некоторых из более чем двухсот пятидесяти наблюдателей за испытанием.
Район непосредственно вокруг полигона был малонаселенным, но отнюдь не бесплодным. Это было в пределах двухсот миль от Альбукерке, Санта-Фе и Эль-Пасо. Ближайший город с населением более пятидесяти человек находился менее чем в тридцати милях, а ближайшее заселенное ранчо — всего в двенадцати милях — большие расстояния для человека, но не для света или радиоактивного облака. (Одним из наиболее необычных финансовых ассигнований Тринити позже было приобретение нескольких десятков голов крупного рогатого скота, шерсть которых обесцвечивалась в результате взрыва.) Армия подготовилась к введению военного положения после испытаний, если это необходимо, держа под рукой 160 вооруженных сил для организации любой эвакуации. Фотопленка, чувствительная к радиоактивности, хранилась в близлежащих городах, чтобы в будущем предоставить «медицинские юридические» доказательства заражения. Сейсмографы в Тусоне, Денвере и Чиуауа, Мексика, покажут, как далеко можно обнаружить взрыв.
Испытательное оружие Тринити.
Courtesy Лос-Аламосская национальная лаборатория
16 июля 1945 года, в запланированную дату испытаний, погода была плохой. По области бушевали грозы, создавая двойную опасность электричества и дождя. Испытательное оружие, эвфемистически известное как гаджет, было установлено внутри лачуги на вершине стофутовой стальной башни. Это было чудовище Франкенштейна из проводов, винтов, переключателей, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов и диагностических устройств, и оно было настолько грубым, что его можно было сбить с ног проходящей бурей. (Это уже случилось однажды с моделью электрической системы бомбы.) Дождь или даже слишком много облаков могли вызвать другие проблемы — спонтанную радиоактивную грозу после взрыва, непредсказуемое увеличение взрывной волны от слоя теплого воздуха. Позже было подсчитано, что даже без учета возможности механического или электрического сбоя, вероятность того, что гаджет не будет работать оптимально, составляет более одного из десяти.
Ученые были готовы отменить испытание и дождаться улучшения погоды, когда в пять утра условия стали улучшаться. В пять десять объявили, что испытание продолжается. В пять двадцать пять в небо выстрелила ракета возле башни — пятиминутное предупреждение. Другой поднялся в пять двадцать девять. За сорок пять секунд до нулевого часа в контрольном бункере щелкнул переключатель, запустив автоматический таймер. Незадолго до половины шестого электрический импульс пронесся через пустыню на пять с половиной миль от бункера к башне, к взрывному устройству бомбы. За стомиллионные доли секунды вокруг ядра устройства взорвалась серия из тридцати двух зарядов, сжав плутониевую сферу внутри от размера апельсина до размера лайма. Затем гаджет взорвался.
Генерал Томас Фаррелл, заместитель командующего Манхэттенским проектом, находился в контрольном бункере вместе с Оппенгеймером, когда прогремел взрыв. «Вся страна была освещена жгучим светом, интенсивность которого во много раз превышала яркость полуденного солнца», — писал он сразу же после этого. «Он был золотым, фиолетовым, фиолетовым, серым и синим. Он освещал каждую вершину, расщелину и гребень близлежащего горного хребта с ясностью и красотой, которую невозможно описать, но нужно увидеть, чтобы вообразить. Это была та красота, о которой мечтают великие поэты, но описывают ее очень плохо и неадекватно». В двадцати семи милях от башни физик из Беркли и лауреат Нобелевской премии Эрнест О. Лоуренс выходил из машины. «Как только я ступил на землю, меня окутал теплый яркий желто-белый свет — от тьмы до яркого солнечного света в одно мгновение», — писал он. Джеймс Конант, президент Гарвардского университета, наблюдал из VIP-зала. смотровая площадка, в десяти милях от башни. «Грандиозность света и его длина ошеломили меня», — написал он. «Все небо внезапно наполнилось белым светом, как на краю света».
За первые миллисекунды огненный шар Тринити прожег фотопленку.
Предоставлено Национальным управлением архивов и документации
Троица была снята исключительно в черно-белом режиме и без звука. На основных кадрах взрыва огненный шар вылетает из кадра, прежде чем оператор, ошеломленный зрелищем, поворачивается вверх, чтобы проследить за ним. Письменные отчеты об испытаниях, которых существует множество, задаются вопросом, как описать опыт, для которого еще не была изобретена терминология. Некоторые в конце концов останавливаются на том, что станет стандартным словарем. Луис Альварес, физик и будущий участник бомбардировки Хиросимы, наблюдал Троицу с воздуха. Он сравнил облако обломков, поднявшееся на высоту около тридцати тысяч футов за десять минут, с «парашютом, надуваемым большим электрическим вентилятором», отметив, что оно «похоже на большой гриб». Чарльз Томас, вице-президент Monsanto, крупного подрядчика Манхэттенского проекта , заметил то же самое. «Это было похоже на гигантский гриб; стебель — это тысячи тонн песка, засосанные взрывом; вершина гриба была цветущим огненным шаром», — написал он. «Он напоминал гигантский мозг, извилины которого постоянно менялись».
За несколько месяцев до испытаний ученые Манхэттенского проекта подсчитали, что мощность их бомбы эквивалентна от семисот до пяти тысяч тонн тротила. Как оказалось, сила детонации равнялась примерно двадцати тысячам тонн тротила — в четыре раза больше ожидаемого максимума. Свет был виден даже в Амарилло, штат Техас, более чем в двухстах восьмидесяти милях к востоку, по другую сторону горного хребта. Сообщалось о разбитых окнах в Сильвер-Сити, штат Нью-Мексико, примерно в ста восьмидесяти милях к юго-западу. Здесь, опять же, письменные отчеты сходятся. Томас: «Можно с уверенностью сказать, что ничего страшнее человек еще не создавал». Лоуренс: «Были сдержанные аплодисменты, но скорее приглушенный ропот, граничащий с благоговением». Фаррелл: «Сильный, продолжительный, устрашающий рев… предупреждал о конце света и заставлял нас чувствовать, что мы, ничтожные вещи, были кощунственными». Тем не менее, военная полиция в штатском, дислоцированная в близлежащих городах, сообщила, что те, кто увидел свет, похоже, приняли объяснение правительства, которое заключалось в том, что взорвался склад боеприпасов.
Троица была лишь первым ядерным взрывом лета 1945 года. Еще два последовали в начале августа над Хиросимой и Нагасаки, в результате чего погибло до четверти миллиона человек. К октябрю Норрис Брэдбери, новый директор Лос-Аламоса, предложил Соединенным Штатам провести «последующие Тринити». Он утверждал, что о бомбе нужно узнать больше, в служебной записке новому координационному совету лаборатории, и без непосредственного давления на создание оружия для войны «еще одно ТР может быть даже ЗАБАВНЫМ». Через год после испытаний в Аламогордо начались новые, на атолле Бикини на Маршалловых островах. Им не давали литературных названий. Эйбл, Бейкер и Чарли должны были состояться по 19 лет.46; Рентген, Иго и Зебра были намечены на 1948 год. Это были буквы военного радиоалфавита – уточнение того, кто на самом деле хозяин бомбы.
Облученная рентгеновская пленка Kodak.
Предоставлено Национальным управлением архивов и документации
К 1992 году правительство США провело более тысячи ядерных испытаний, и другие страны — Китай, Франция, Великобритания и Советский Союз — присоединились к этому безумию. Последний наземный взрыв произошел над высохшим соленым озером Лоб-Нур на северо-западе Китая в 1980. Мы находимся в нескольких годах от того дня, когда ни один живой человек не увидит воочию тот неземной свет. Но Тринити оставила после себя подержанные вывески. Поскольку устройство взорвалось так близко к земле, огненный шар засосал грязь и мусор. Часть его расплавилась и осела обратно, превратившись в радиоактивно-зеленое стекло, получившее название Тринитит, а часть уплыла. Небольшое количество пыли попало в реку примерно в тысяче миль к востоку от Аламогордо, где в начале августа 1945, он был отправлен на бумажную фабрику, которая производила соломенный картон для Eastman Kodak. В соломенный картон была упакована часть промышленной рентгеновской пленки компании, которая при проявлении была испещрена темными пятнами и точечными звездами — последнее проявление первого света атомной эры.
Участок Тринити — Национальный парк Уайт-Сэндс (Служба национальных парков США)
16 июля 1945 года первая в мире атомная бомба была взорвана примерно в 60 милях к северу от Национального монумента Уайт-Сэндс.
Ракетный полигон Уайт-Сэндс Фото
16 июля 1945 года, через неделю после создания ракетного полигона Уайт-Сэндс (WSMR), первая в мире атомная бомба была взорвана в северо-центральной части полигона, примерно в 60 милях к северу от Национального памятника Уайт-Сэндс.
Для испытания проекта «Тринити» бомба была помещена на вершину 100-футовой стальной башни, получившей обозначение «Ноль». Ground Zero находился у подножия башни. Оборудование, приборы и пункты наблюдения были установлены на различных расстояниях от Ground Zero. Деревянные наблюдательные укрытия были защищены бетонными и земляными баррикадами, а ближайшая наблюдательная точка находилась в 5,7 милях от Ground Zero.
В 5:30 утра 16 июля ядерное устройство, известное как «Гаечка», было успешно взорвано. Для большинства наблюдателей, наблюдавших через темные очки, яркость света от взрыва затмила ударную волну и звук, которые пришли через несколько секунд. Разноцветное облако поднялось в воздух на 38 000 футов за семь минут. Там, где раньше была башня, образовался кратер шириной в полмили и глубиной в восемь футов. Песок в кратере под воздействием сильного жара расплавился в стеклообразное твердое вещество цвета зеленого нефрита. Этот материал получил название тринитит. Точка взрыва получила название Trinity Site.
Хотя информация об испытании не публиковалась до тех пор, пока атомная бомба не была использована в качестве оружия, вспышка света и ударная волна произвели яркое впечатление на территории радиусом не менее 160 миль.
Вторая в мире атомная бомба под кодовым названием «Малыш» была взорвана над Хиросимой, Япония, 6 августа 1945 года. Три дня спустя третья бомба под кодовым названием «Толстяк» разрушила город Нагасаки. Бомбардировка Хиросимы была вторым искусственным ядерным взрывом в истории после испытания Тринити и первым взрывом на основе урана. Бомбы взорвались на территории Тринити, а в Нагасаки были плутониевые ядра. Корпус бомбы «Толстяк» выставлен перед центром для посетителей WSMR.
После взрыва Зона Тринити была окружена забором из проволочной сетки протяженностью более мили, и были вывешены знаки, предупреждающие людей о радиоактивности. Сайт был закрыт как для персонала WSMR, так и для широкой публики. К 1953 году большая часть радиоактивности пошла на убыль, и в сентябре того же года был проведен первый день открытых дверей Trinity Site.
Leave a Reply