Как получить политическое убежище в России
Политическое убежище (political asylum) — предоставляемое государством право въезда и пребывания на своей территории иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся с соответствующей просьбой к данному государству (право убежища).
Порядок предоставления Россией политического убежища предусмотрен указом президента РФ от 21 июля 1997 года № 746, которым утверждено соответствующее Положение. Положение устанавливает, что РФ предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно‑политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.
Ходатайства о предоставлении политического убежища принимают территориальные органы (ТО) Федеральной миграционной службы (ФМС) России.
Иностранные граждане и лица без гражданства, желающие получить политическое убежище на территории РФ, обязаны в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих им вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган ФМС России по месту своего пребывания с письменным ходатайством.
При подаче ходатайства заявитель вправе представлять любые документы в обоснование своего ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища. После заполнения ходатайства сотрудником территориального органа ФМС России, ответственным за прием ходатайства, проводится опрос заявителя с заполнением анкеты, которая является составной частью ходатайства.
После подачи ходатайства заявитель подлежит обязательной дактилоскопической регистрации в установленном порядке.
Действия (бездействия) должностных лиц ФМС России заявитель вправе обжаловать в установленном порядке руководителю ФМС России или в суд.
В случае принятия ходатайства к рассмотрению заявителю на период рассмотрения ходатайства выдается справка о законном пребывании иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства о предоставлении РФ политического убежища.
Справка наряду с документами, удостоверяющими личность заявителя, является подтверждением его законного пребывания на территории РФ.
При наличии достаточных оснований для рассмотрения ходатайство направляется в ФМС России для его рассмотрения. Днем принятия к рассмотрению ходатайства считается день поступления в ФМС России всех необходимых для его рассмотрения материалов.
ФМС России после рассмотрения ходатайства и получения заключений МИД России и ФСБ России направляет в Комиссию по вопросам гражданства при президенте РФ все материалы со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления заявителю политического убежища Российской Федерацией.
В случае подписания президентом России указа о предоставлении Российской Федерацией лицу политического убежища, ФМС России в семидневный срок со дня издания указа уведомляет лицо через свои территориальные органы о принятом решении.
Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.
Лицу, получившему политическое убежище, а также членам его семьи территориальным органом ФМС России по месту обращения лица с ходатайством выдается Свидетельство о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства Российской Федерацией политического убежища. Лицу, получившему политическое убежище, и членам его семьи территориальным органом ФМС России в установленном порядке оформляется вид на жительство.
В случае отклонения президентом РФ ходатайства, территориальный орган ФМС России вручает или направляет лицу уведомление о том, что его дальнейшее пребывание на территории Российской Федерации регулируется законодательством РФ, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на российской территории.
В соответствии с Положением, политическое убежище не может быть предоставлено лицу: преследуемому за действия, признаваемые в РФ преступлением; привлеченному в качестве обвиняемого по уголовному делу; прибывшему из третьей страны, где ему не грозило преследование; прибывшему из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; прибывшему из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ; представившему заведомо ложные сведения; имеющему гражданство третьей страны, где оно не преследуется.
Лицо, которому РФ предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях: возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства; выезда на жительство в третью страну; добровольного отказа от политического убежища на территории РФ; приобретения гражданства РФ или гражданства другой страны.
Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при президенте РФ по представлению уполномоченного федерального органа на основании заключений МИД РФ, МВД РФ, ФСБ РФ. Решение Комиссии доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Право политического убежища в России. Досье
12 июля 2013, 14:21
Дело Эдварда Сноудена
Политическое убежище — возможность иностранца или лица без гражданства неопределенно долгое время оставаться на территории данного государства и пользоваться защитой последнего, если у себя на родине этот иностранец подвергается преследованиям по политическим, религиозным, научным и иным основаниям подобного рода.
В 1992 году Россия присоединилась к Конвенции ООН 1951 года и Протоколу 1967 года, касающимся статуса беженцев. Российская Федерация предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства убежище на своей территории путем: предоставления политического убежища; признания беженцем; предоставления временного убежища.
Предоставление политического убежища на территории России гарантировано статьей 63 главы Конституцией РФ: «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права».
Указом президента РФ от 26 июля 1997 года утверждено «Положение о порядке предоставления в Российской Федерации политического убежища», согласно которому политическое убежище предоставляется лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно- политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.
Предоставление политического убежища производится указом президента Российской Федерации.
Ходатайства о предоставлении убежища принимают территориальные органы ФМС России. ФМС рассматривает ходатайство, запрашивает заключения МИД, ФСБ и направляет материалы в Комиссию по вопросам гражданства при президенте РФ со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления данному лицу политического убежища. Комиссия, рассмотрев ходатайство, со своими предложениями направляет его президенту для принятия решения. Срок рассмотрения ходатайств не должен превышать одного месяца в каждом из ведомств.
Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи данного лица при условии их согласия / согласие детей до 14 лет не требуется/.
Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами России, в частности, имеет право на работу в РФ без специального разрешения.
Человек не может получить политическое убежище, если он преследуется за действия, признаваемые в РФ преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН; если он совершил преступление и в отношении него имеется вступивший в силу приговор; прибыл из страны, где ему не грозило преследование; прибыл из государства, в котором развиты институты в области защиты прав человека; прибыл из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ; подал ложные сведения или имеет гражданство третьей страны, где не преследуется.
Право на политическое убежище считается утраченным, если данное лицо вернется в страну, которую покинуло; уедет на жительство в третью страну; добровольно откажется от убежища в России; приобретет гражданство РФ или другого государства. Лишение права политического убежища в РФ предусмотрено: по соображениям госбезопасности, из-за занятия деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН, совершения преступления и вступления в силу обвинительного приговора суда. Лишение политического убежища производится указом президента Российской Федерации.
Теги:
Дело Эдварда Сноудена
Читайте ТАСС
Новости
Дзен
отчетов EUAA о военной службе и политической оппозиции в РФ
NewsОпубликовано: 16 декабря 2022 г.
Отчеты EUAA о военной службе и политической оппозиции в Российской Федерации
Агентство Европейского Союза по вопросам убежища (EUAA) опубликовало два отчета по информации о странах происхождения (ИСП) о военной службе и политической оппозиции в России, соцработники в индивидуальной оценке заявлений о предоставлении международной защиты, поданных в странах ЕС+ гражданами России. Публикации появились после того, как EUAA зафиксировала возросшее, но не беспрецедентное количество заявлений о предоставлении убежища от граждан России в сентябре 2022 года, вероятно, из-за объявленной частичной мобилизации. Отчеты по ИСП дополнительно обеспечивают фактическую основу, на основе которой в 2023 г. будет выпущено страновое руководство EUAA по России9.0007
Image
В отчете EUAA COI о военной службе основное внимание уделяется вопросу прохождения военной службы в Российской Федерации после вторжения России в Украину 24 февраля 2022 года. приказ о «частичной» мобилизации от 21 сентября; а также возможности получения льгот и отсрочек. Кроме того, в докладе освещается использование Россией наемников и заключенных в продолжающихся боевых действиях, вербовка в армию в Чечне и случаи нарушения гуманитарного права и международного права в области прав человека, совершенные российскими военными в Украине.
Image
Отчет EUAA COI о политической оппозиции содержит обзор политического и правового контекста в Российской Федерации, включая последний закон, принятый российским правительством, ограничивающий свободу выражения мнений, собраний и ассоциаций. В этом контексте в отчете показано обращение с политическими оппонентами, журналистами, правозащитниками и активистами, а также с другими лицами, критикующими вторжение России в Украину в течение 2022 года.
Ситуация с предоставлением убежища в ЕС для граждан России
До вторжения в Украину граждане России подавали в среднем 600 ежемесячных заявлений о предоставлении международной защиты в ЕС+. После начала боевых действий количество заявок в ЕС+ колебалось от 1 100 до 1 400 в месяц в марте-августе 2022 года, а в сентябре в конечном итоге увеличилось до 1 600. В течение первых девяти месяцев года примерно две из каждых десяти российских заявок повторялись в одной и той же стране ЕС+.
С января 2022 г. страны ЕС+ вынесли около 4 800 решений первой инстанции по российским заявлениям, при этом 27 % решений о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты. С начала года количество дел, находящихся на рассмотрении в первой инстанции, увеличилось и на конец сентября достигло 11 100 дел.
Справочная информация
EUAA регулярно выпускает и обновляет отчеты с информацией о стране происхождения, целью которых является предоставление точной и надежной актуальной информации о третьих странах для поддержки органов ЕС+ по вопросам убежища и миграционных органов в принятии точных и справедливых решений по вопросам предоставления убежища. процедур, а также для информирования разработчиков национальной политики.
Поделиться этой статьей:
Непрозрачный процесс получения политического убежища в России может стать более сложным — Meduza
1
Что случилось?
МВД России вынесло на общественное обсуждение проект нового федерального закона «О предоставлении убежища на территории Российской Федерации». В случае его принятия в российском законодательстве впервые появится определение института политического убежища. Определение следующее:
«Политическое убежище предоставляется иностранному гражданину, ищущему защиты от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своего гражданства (бывшего обычного проживания) за общественно-политическую деятельность и убеждения не противоречат Конституции Российской Федерации, [или] нормам и принципам международного права».
2
Значит, в российском законодательстве нет определения политического убежища?
Нет, нет. Политическое убежище дважды упоминается в Конституции России. Более того, это единственный вид убежища, упомянутый в нем.
Согласно статье 89, решения о предоставлении убежища принимаются президентом. С середины 1990-х годов эта процедура регулируется указами президента.
Статья 63
1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
Статья 89
Президент Российской Федерации:
а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища ;
Лицо, ищущее убежища в России, должно лично обратиться в территориальные органы МВД. Если — после консультации с МИД и ФСБ — петиция принимается, она рассматривается Комиссией при Президенте по вопросам гражданства, а затем и самим главой государства.
Лица, получившие политическое убежище, лишь кратко упоминаются в других законах. Например, в одном документе говорится, что получатели убежища подлежат обязательной дактилоскопической регистрации; в другом говорится, что их запрещено передавать в другие страны в соответствии с Конвенцией о передаче лиц с психическими заболеваниями для недобровольного лечения.
Таким образом, функционирующего института политического убежища в России как такового нет.
3
Значит процесс не работает?
Процедура предоставления убежища есть, но найти информацию хотя бы о нескольких людях, получивших этот статус и защиту в России, практически невозможно. Каждый раз, когда предоставляется политическое убежище, оно должно быть оформлено отдельным указом президента. В открытом доступе есть только один такой документ: в 1992 году тогдашний президент Борис Ельцин предоставил политическое убежище гражданину Северной Кореи.
Теоретически возможно, что некоторые решения оформляются секретными или конфиденциальными указами. Они не предаются гласности и, за редким исключением, неизвестны даже их имена.
4
Обращаются ли люди за политическим убежищем в России?
Очень редко, но бывает. Федеральная миграционная служба публиковала статистику по этим запросам: с 2007 по 2014 год всего 20 человек пытались получить политическое убежище в России.
Также есть несколько судебных решений по заявлениям иностранных граждан, пытавшихся обжаловать решения об отказе в политическом убежище. Суды встали на сторону властей и в ряде случаев ссылались на то, что истцы «в принципе» не могли получить политическое убежище в России, поскольку «прибыли из стран с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области прав человека». защиты прав». Согласно предыдущей редакции указа президента, такие люди не имели права на получение убежища в России.
Например, в 2012 году это стало формальным поводом для отклонения заявления Джона Эрла Вайса — гражданина США, бежавшего из-под домашнего ареста в Колорадо и искавшего убежища в России. (В то время МИД России составлял ежегодный список стран с «развитыми институтами в области защиты прав человека» — он так и не был обнародован, но упоминался в решении суда об отказе Вайсу в предоставлении убежища.)
Однако в 2018 году президент России Владимир Путин снял это ограничение, и теперь теоретически любой иностранный гражданин может получить политическое убежище в России. (Соответственно, МИД России больше не ведет список стран с «развитыми институтами в области защиты прав человека», поскольку в этом больше нет необходимости.)
5
Значит ли это, что политическое убежище в России теперь получают больше людей?
Нет, это не так. Сегодня МВД курирует миграционную политику России вместо Федеральной миграционной службы. И, вообще говоря, он не публикует информацию о запросах на убежище. Тем не менее «Медузе» удалось получить некоторую информацию. С 2019 по 2021 год политическое убежище в России пытались получить 11 человек. Но ни одно ходатайство не было официально принято к рассмотрению.
6
А Эдвард Сноуден?
Первоначально Эдварду Сноудену было предоставлено временное убежище в России. Он получил постоянный вид на жительство осенью 2020 года и сразу после этого подал заявление на получение российского гражданства.
7
Упростит ли новый законопроект получение убежища в России?
Маловероятно. Порядок предоставления политического убежища остается прежним, как и основания для отказа. Иными словами, все эти вопросы по-прежнему полностью находятся в ведении президента России.
Более того, в новом законопроекте информация обо всех лицах, ищущих убежища, объявляется конфиденциальной. Поэтому в случае его принятия разглашение этой информации без письменного согласия заявителя будет запрещено не только государственным органам, но и другим организациям, в том числе средствам массовой информации. Это означает, что будет сложнее определить, работает ли этот институт должным образом, и узнать, сколько политических беженцев находится в стране.
Leave a Reply