Объяснение низких цен на бензин в Венесуэле | Анализ
На этой неделе законодатели в Каракасе решают один из самых остро обсуждаемых вопросов в венесуэльской политике: цены на бензин.
Текущие средние цены на бензин в США, составляющие около 2,42 доллара США за галлон, являются самыми низкими почти за два десятилетия, но по сравнению с Венесуэлой даже они являются шокирующе высокими.
С 1997 года регулируемые правительством Венесуэлы цены на бензин не менялись с 0,098 боливаров (Б) за литр. Это менее 0,02 доллара США и, безусловно, является самым дешевым в мире. За границей бразильцы платят более чем в пять раз больше. Между тем, в некоторых частях Колумбии цены на бензин могут быть на 7000 процентов выше.
Бензин стоит меньше, чем вода в бутылках, молоко или пиво. За стоимость гамбургера в Каракасе (250 батов) вы могли бы гипотетически заправить почти 200 мотоциклов или 17 небольших грузовых автомобилей. Если вы закажете картошку фри и газировку с этим бургером (30 батов за маленькую газировку и 50 батов за картошку фри), вы можете выстроить восемь внедорожников и еще пару мотоциклов позади этих грузовых автомобилей.
Преимущества низких цен очевидны – бензин может позволить себе каждый, даже бедняк. Например, на месячную минимальную заработную плату в Венесуэле можно купить более 56 000 литров бензина. Для сравнения, минимальная заработная плата в США составляет чуть более 1600 долларов США в месяц.
Однако у щедрых государственных субсидий есть и недостатки, такие как высокая стоимость для государственного бюджета. В настоящее время правительство ежегодно тратит около 20 миллиардов долларов США на поддержание своих субсидий на бензин. В то время как правительство оплачивает счета, многие водители выбирают дорогие автомобили, такие как внедорожники, которые пользуются бешеной популярностью в Венесуэле с 1980-х годов. По данным министерства энергетики и нефти, ежедневно внутренний рынок Венесуэлы потребляет около 700 000 баррелей нефти. В среднем это составляет примерно восемь баррелей нефти в год на человека. В конце концов, при таких низких ценах пробег едва ли является серьезной проблемой. Экологические группы также утверждали, что субсидии на бензин способствовали загрязнению воздуха, указывая на автомобилистов, которые предпочитают оставлять свои машины на холостом ходу, а не выключать зажигание.
Так что же делает правительство?
Бывший президент Уго Чавес критиковал высокий уровень субсидий на бензин, назвав цены в 2007 году «непристойными».
Сейчас президент Николас Мадуро принимает меры. С конца 2013 года его правительство призвало к общенациональному диалогу по этому вопросу, приглашая Национальное собрание, бизнес-группы, революционеров на низовом уровне, защитников окружающей среды и широкую общественность для обсуждения цен. Мадуро и другие высокопоставленные правительственные чиновники признали, что необходимо найти баланс, чтобы цены на бензин оставались достаточно низкими, чтобы потребители не пострадали, но были повышены до более справедливой цены для государственной нефтяной компании PDVSA. Когда в декабре 2013 года было впервые объявлено о национальном диалоге, вице-президент Хорхе Арреаса предположил, что цены PDVSA должны подняться как минимум до 0,77 млрд шиллингов, чтобы покрыть производственные затраты.
Тем не менее, Мадуро заявил, что не стоит торопиться со взбалтыванием цен, и окончательная цифра будет результатом всесторонних консультаций, чтобы все ушли из-за стола переговоров довольными.
Почему Венесуэла обречена на крах
Беспорядки на улицах. Убийства протестующих. Нехватка потребительских товаров, таких как туалетная бумага и мука. Отключения питания. Конфискация частной собственности. Бегство капитала. Инфляция более 50%. Самый высокий уровень убийств в мире.
Ситуация в Венесуэле стала настолько ужасной, что мы вполне можем быть свидетелями заката дней режима Чавеса-Мадуро.
Но не задерживайте дыхание. Деспоты, живущие за счет доходов от природных ресурсов, за последние 100 лет имели на удивление прочный послужной список. Саддам Хусейн выжил благодаря безжалостности и подачкам сторонникам партии Баас. Каддафи усовершенствовал ту же модель в Ливии. Саудовцы и другие султанаты и эмираты Персидского залива выжили, подкупив членов племени. Роберт Мугабе из Зимбабве все еще жив благодаря своей торговле кровавыми алмазами.
В любом случае большой босс не теряет голову, расплачиваясь со всеми, кто имеет значение.
Уго Чавес, похоже, обладал такой же выносливостью. Но с разницей. Чавес и Мадуро – вместо того, чтобы просто сосредоточиться на том, чтобы набивать гнезда своих генералов, министров и деятелей, – нашли другой способ растранжирить огромное нефтяное богатство Венесуэлы. Более мудрые люди создали бы механизм, с помощью которого народ Венесуэлы мог бы использовать нефтяные богатства для финансирования инвестиций и накопления капитала (как, скажем, в Норвегии). Вместо этого они просто отдали все это.
В самом деле, этого может и не случиться в этом месяце или в этом году, но Венесуэла в конечном счете обречена на крах из-за дешевого бензина.
В соответствии с положением Венесуэлы как держателя крупнейших в мире запасов нефти, Чавес установил цену на бензин в официальном эквиваленте 5 центов США за галлон. Используя более реалистичный обменный курс черного рынка, галлон бензина в Венесуэле стоит меньше одного цента. Вы можете заправить внедорожник дешевле, чем цена шоколадного батончика.
Одно дело, когда диктатор заискивает перед своими подданными, раздавая деньги. Сегодня вы можете обменять наличные деньги на товары. Вы можете накопить и купить что-нибудь побольше завтра. И что очень важно, вы можете вкладывать деньги и создавать капитал. Наличные имеют непревзойденную ценность опциона.
Но в Венесуэле дешевый бензин не работает. Конечно, некоторые предприимчивые венесуэльцы заполнили бы свои баки, поехали бы в Колумбию, откачивали и продавали с прибылью. Но большинство просто принимают это как должное, как воздух для дыхания. Вы не можете обменять это, не можете продать это, не можете сохранить это.
Со временем, когда правительство постоянно предоставляет своим людям неторгуемые субсидии, они начнут считать это правом, а не привилегией. Когда это произойдет, им больше не придет в голову быть благодарными своему великодушному президенту за подачку. Когда наступает этот само собой разумеющийся момент, подачка больше не сохраняет никакого политического капитала для правителя, который ее возглавляет. Наоборот, как только население увидит субсидию как право, она обязательно станет для лидера политической ответственностью, связывающей ему руки и препятствующей осуществлению более разумной политики.
Дайте людям право, и они поблагодарят вас, но ненадолго. Попробуйте отнять это право, и они восстанут. В последний раз Венесуэла пыталась поднять цены на газ в 1989 году, когда на улицах вспыхнули беспорядки.
Дешевый бензин — вот почему правительство президента Николаса Мадуро обречено на крах. Он не может существенно поднять цены на газ, не спровоцировав еще более масштабного популистского восстания, чем то, которое уже разорило столицу. Но без перемен венесуэльская экономика и ее государственная нефтяная компания Petroleos Venezuela (PDVSA) не могут существовать долго.
Давайте поработаем с цифрами, чтобы увидеть, насколько это плохо:
Прес. Мадуро с работниками PDVSA. (Кредит: АП)
Венесуэла производит около 2,5 млн баррелей нефти в день, примерно столько же, сколько Ирак.
Внутри страны потребляется около 800 000 баррелей бензина и дизельного топлива в день, за которые PDVSA не получает ни цента. Это около 290 миллионов баррелей в год субсидируемой нефти.
Сколько это стоит PDVSA? Министр нефти Рафаэль Рамирес заявил, что безубыточная стоимость поставки очищенного бензина в массы составляет 1,62 доллара за галлон, или около 70 долларов за баррель. Но поскольку нефтеперерабатывающие заводы Венесуэлы не могут производить достаточно топлива для удовлетворения спроса, PDVSA также приходится импортировать около 80 000 баррелей в сутки нефтепродуктов (за которые они должны платить гораздо более высокую рыночную цену, превышающую 2,50 доллара за галлон). В целом субсидируемое топливо обходится PDVSA примерно в 50 миллиардов долларов в год — это как минимум 25 миллиардов долларов в год на топливные субсидии плюс еще около 20 миллиардов долларов в виде упущенных доходов, которые PDVSA отчаянно нуждается в реинвестировании в свои нефтяные месторождения. Даже хорошо управляемой компании было бы трудно выкарабкаться из такой большой ямы.
Вычитая эти 800 000 баррелей в сутки внутреннего потребления из общего объема в 2,5 млн баррелей в сутки
оставляет в общей сложности 1,7 миллиона баррелей в сутки, которые Венесуэла может продать на мировом рынке.
Но у нас больше вычетов. Чтобы финансировать топливные субсидии и другие социальные расходы, PDVSA брала огромные кредиты. Согласно заявлениям PDVSA, ее долг увеличился с 15,5 миллиардов долларов в 2008 году до 43 миллиардов долларов в настоящее время. Крупнейшим кредитором Венесуэлы является Китай, который, как сообщается, с 2007 года одолжил стране 50 миллиардов долларов. Китай не заинтересован в получении венесуэльских боливаров; она настаивает на том, чтобы ей заплатили нефтью — около 300 000 баррелей нефти в день.
Плата Китаю за нефть сбивает товарные запасы PDVSA до 1,4 миллиона баррелей в сутки.
Мы еще не закончили. Чавес был не просто великодушен к своему народу. Стремясь подружиться со своими соседями, он заключил договор под названием Petrocaribe, по которому PDVSA поставляет глубоко субсидированную нефть на Кубу, Ямайку, Гаити и Никарагуа. Хотя поставки в пиковые периоды превышали 200 000 баррелей в сутки, включая 100 000 баррелей в сутки на Кубу, есть свидетельства того, что PDVSA сократила объемы. Неудивительно, что Доминиканская Республика, как сообщается, расплачивается с PDVSA черными бобами. Куба присылает врачей и спортивных тренеров. (Ямайка оценивает свой долг PetroCaribe перед Венесуэлой в 2,5 миллиарда долларов.)
Как будто этого было недостаточно, PDVSA через свое американское нефтеперерабатывающее подразделение Citgo даже пожертвовала топочного мазута на сумму более 400 миллионов долларов бедным людям в Соединенных Штатах. Это около 4 миллионов баррелей за девять лет.
Таким образом, вся эта щедрость сбивает еще 200 000 баррелей в сутки или около того, снижая товарные поставки PDVSA до 1,3 миллиона баррелей в сутки.
В течение года продажа 1,3 миллиона баррелей нефти в сутки приносит около 50 миллиардов долларов в твердой валюте (при условии, что около 100 долларов за баррель). Это контрастирует с заявленными доходами PDVSA в размере 125 миллиардов долларов, большая часть которых выражена не в долларах, а в боливарах неопределенной стоимости.
Эти 50 миллиардов долларов могут показаться кругленькой суммой, но имейте в виду, что это составляет более 95% иностранных доходов Венесуэлы. И этого недостаточно для страны с 40-миллионным населением.
Поскольку никто в здравом уме не захочет обменивать товары на боливары, именно из этой кучи долларов Венесуэла должна оплачивать весь свой импорт, а также около 5 миллиардов долларов в год в виде долларовых процентных платежей. Валютные резервы Венесуэлы упали с 30 миллиардов долларов в конце 2012 года до примерно 20 миллиардов долларов сегодня.
Газеты закрыты, потому что они не могут импортировать бумагу. Toyota прекратила производство автомобилей, потому что не может получить доллары на импорт запчастей. Нехватка сахара, молока и масла является обычным явлением. Генеральный директор Empresas Polar, крупного производителя продуктов питания, отверг критику Мадуро о том, что его компания виновата в дефиците, настаивая на том, что, поскольку правительство владеет всеми долларами страны, он не может получить твердую валюту, необходимую для импорта сырья.
Официальный обменный курс Венесуэлы составляет около 6 боливаров за доллар. Но на черном рынке один доллар будет стоить 87 боливаров или больше.
Если вы предприниматель или владелец бизнеса в Венесуэле, вряд ли вы будете выбрасывать хорошие деньги за плохими, особенно если вы розничный торговец, как Дака. В ноябре прошлого года Мадуро приказал солдатам занять пять магазинов Daka и заставил менеджеров продавать электронику по более низким ценам. В некоторых случаях мародеры просто помогали себе сами.
Агентство Reuters сообщило, что Мадуро был возмущен магазином, продавшим стиральную машину за 54 000 боливаров — 8 600 долларов по официальному курсу. Это может показаться высокой до тех пор, пока вы не услышите от владельца бизнеса: «Поскольку они не позволяют мне покупать доллары по официальному курсу 6,3, я должен покупать товары на доллары черного рынка примерно по 60 боливаров, так что как я могу ожидать? продавать вещи в убыток? Могут ли мои дети есть с этим?» сказал бизнесмен, который попросил Reuters не называть его.
Когда президент страны обращается к торговому классу со словами: «Те, кто разграбил Венесуэлу, это вы, буржуазные паразиты», для любого предпринимателя это знак того, что пора собрать столько долларов, сколько сможете, и уйти.
Венесуэла, скорее всего, прошла тот этап, когда она может вырасти из своих проблем. Считается, что добыча нефти в прошлом году упала на 400 000 баррелей в сутки из-за естественного снижения добычи на зрелых месторождениях. PDVSA заявляет, что собирается инвестировать более 20 миллиардов долларов в свою деятельность в этом году, но это официальные доллары или доллары черного рынка? Западные нефтяные компании опасаются вкладывать капитал в месторождения, учитывая, что Чавес, как известно, национализировал активы ExxonMobil, ConocoPhillips
, Harvest National Resources, Экстерран и другие. PDVSA заявляет, что она должна партнерам и подрядчикам нефтяной компании 15 миллиардов долларов.
Некоторые партнеры, такие как Chevron
, Репсол, Эни, Роснефть
и Total обязались инвестировать в увеличение производства и даже предоставить больше кредитов PDVSA. Но, как и Китай, они хотят получить деньги нефтью. Из этих авантюр вряд ли что-то выйдет: 10 000 баррелей здесь и 10 000 баррелей там не решат проблему. Нужен реальный план. Аналитики нефтяной консалтинговой компании WoodMackenzie говорят мне, что наилучшие возможности роста добычи для Венесуэлы связаны с месторождениями сверхтяжелой нефти в бассейне Ориноко. Там, чтобы увеличить добычу на 1,5 миллиона баррелей в сутки, потребуются инвестиции в размере 100 миллиардов долларов для бурения достаточного количества скважин и строительства достаточного количества «апгрейдов», чтобы перерабатывать тяжелую нефть и превращать ее во что-то, пригодное для экспорта. Пока PDVSA не заинтересовался этим планом.
Нефть есть, но нефтяники не торопятся ее добывать. У них есть много возможностей для бурения в Соединенных Штатах, и они с нетерпением ждут заключения первых контрактов на разведку в Мексике. Они знают, что когда-нибудь Венесуэла снова станет безопасным местом для инвестиций.
Этот день может приближаться. Свопы кредитного дефолта Венесуэлы находятся на пятилетнем максимуме. По данным Reuters, цены на некоторые из его долговых обязательств упали до 63 центов за доллар. Некоторые краткосрочные выпуски дают 20%. Именно такие суверенные доходности предвещают дефолты.
Печально для Венесуэлы то, что (за исключением взрывного роста цен на нефть) трудно представить, что ситуация не ухудшится, прежде чем станет лучше. Со временем у правительства просто закончатся долларовые резервы, необходимые ему для выплаты долгов и импорта товаров. Торговые партнеры откажутся от доставки. Нефтяные компании откажутся инвестировать. Эти танкеры с дешевой нефтью PetroCaribe перестанут прибывать в Гавану. Дочери Чавеса будут выгнаны из их президентского дворца партии.
Leave a Reply