02. Процедура перехода в иудаизм (гиюр)
На первый взгляд может показаться, что отношение Ѓалахи к гиюру двоякое и неясное. С одной стороны, мы питаем к прозелитам глубокую любовь и высоко ценим их за то, что они ушли из своего народа и примкнули к нам, а с другой стороны – стараемся отвратить их от перехода в иудаизм.
Однако на самом деле Ѓалаха относится к прозелитам положительно и никак иначе. А отвратить их от гиюра мы пытаемся для того, чтобы тщательно проверить и убедиться, что они и вправду желают присоединиться к еврейскому народу, и это не мимолетное увлечение, которое пройдет через несколько лет.
Поэтому Шульхан арух (Йоре деа, 268, 2) выносит постановление: когда к раввину приходит инородец и заявляет, что хочет принять гиюр, раввин должен сказать ему: «Зачем это тебе, разве ты не знаешь, как страдает народ Израиля в этом мире? Разве ты не знаешь, как преследуют нас другие народы, стремясь уничтожить?». Всего лишь несколько десятилетий назад в мире произошел ужасный Холокост. До него веками не прекращались еврейские погромы. И сегодня во многих странах существует антисемитизм. Мусульмане хотят уничтожить нас лишь за то, что мы евреи. Раввин должен спросить у инородца, желающего принять гиюр: «Почему ты хочешь присоединиться к нашему гонимому и терзаемому народу? Если ты желаешь взойти по ступеням праведности, то знай, что инородец тоже может быть человеком праведным и благочестивым. Он может стать праведником народов мира и даже удостоиться духа святости». Если эти слова убеждают инородца и он отказывается от намерения перейти в еврейство, продолжать процесс гиюра не следует.
Но если инородец отвечает: «И тем не менее, я тверд в своем желании присоединиться к вам и лишь опасаюсь, что я этого недостоин», то его сразу же принимают и переходят ко второму этапу гиюра – инородца учат основам еврейской веры, запрету идолопоклонства и некоторым другим законам. При этом ему все время повторяют: «Знай, пока ты нееврей, тебе разрешено нарушать субботу, есть свинину и мясо других некошерных животных, а когда ты пройдешь гиюр, все это будет тебе запрещено. Если же ты нарушишь какую-либо заповедь Торы, тебя ждет наказание». И если он согласится на все это, его принимают (см. трактат Йевамот, 47а).
Прозелит должен присоединиться к еврейскому народу точно так же, как весь еврейский народ вошел под сень союза со Всевышним в день дарования Торы на горе Синай (см. Вавилонский Талмуд, трактат Критот, 9а). Во время Исхода из Египта сыны Израиля прошли обрезание, о чем сказано (Йеѓошуа, 5:5): «Весь же народ вышедший был обрезан, а весь народ, родившийся в пустыне, в пути по выходе из Египта, не был обрезан». И еще сказано (Йехезкель, 16:6): «А Я проходил мимо тебя, и Я увидел тебя, попранную, в крови твоей, и Я сказал тебе: «В крови твоей живи!». И Я сказал тебе: «В крови твоей живи!»». У подножия горы Синай сыны Израиля выразили согласие принять Тору. Они принесли жертвы, а затем окунулись в микве и окропили себя кровью жертвенных животных. Об этом в Торе (Шмот, 24:3-7) говорится: «И пришел Моше, и пересказал народу все слова Господни и все законы; и отвечал весь народ в один голос, и сказали: все слова, которые говорил Господь, исполним. И написал Моше все слова Господни, и встал рано поутру, и построил жертвенник под горою и двенадцать памятных столбов двенадцати коленам Израиля. И послал юношей из сынов Израилевых, и вознесли они всесожжения, и зарезали мирные жертвы Господу – тельцов. И взял Моше половину крови, и влил в чаши, а другою половиною крови окропил жертвенник. И взял Книгу завета (в которой была записана Тора до Синайского откровения – авт.), и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что говорил Господь, сделаем и будем послушны!».
Однако сегодня, когда Храм разрушен, гиюр не включает в себя жертвоприношение, ведь сказано (Бемидбар, 15:14): «А если будет жить с вами пришелец или тот, кто среди вас во всех поколениях ваших…». Из этого следует, что, согласно заповеди Торы, прозелиты могут присоединиться к народу Израиля и пройти гиюр во всех поколениях; поэтому в те времена, когда Храм разрушен, гиюр должен включать в себя только обрезание и окунание в микве. Сначала мудрецы постановили, что прозелит должен посвятить несколько монет жертве, которую он принесет, когда Храм будет отстроен, однако со временем стало ясно, что кто-нибудь может использовать эти монеты по ошибке в будничных целях, и это постановление было отменено. Вместо этого прозелит должен будет принести жертву, когда будет построен Храм (см. трактат Критот, 9а).
ВСЕ О ГИЮРЕ — Атиква
Гиюр — обращение в иудаизм
Вступление
Есть много разных причин, по которым люди выбирают иудаизм:
— У Вашей семьи могут быть еврейские корни; возможно, один из ваших родителей еврей, но Вы не были воспитаны в традициях иудаизма. В таком случае обращение в иудаизм будет представлять собой воссоединение с еврейской частью Вашего наследия;
— Ваш супруг – еврей (еврейка), и Вы думаете о создании еврейской семьи;
— Или Вы, возможно, находитесь в духовных поисках, и Вас привлекают вера и философия иудаизма, его образ жизни и культура.
Первые шаги
Иудаизм не считает, что он обладает монополией на истину. Поэтому евреи не занимаются распространением своей религии среди неевреев, но с уважением относятся к тем, кто искренне желает присоединиться к еврейскому народу.
Обращение в иудаизм (гиюр, переход в иудаизм) может происходить только в еврейской общине. После собеседования с Председателем общины и/или с представителем Религиозного Объединения Общин Прогрессивного Иудаизма (РООПИ) Вы можете стать другом общины. Раввин, с которым Вы встретитесь, может стать Вашим наставником и «ведущим раввином». Раввин объяснит Вам процесс гиюра и обсудит с Вами мотивы и причины, по которым Вы хотите перейти в иудаизм.
Процесс гиюра предполагает регулярное посещение занятий по иудаизму, самообразование, участие в Шаббатних и праздничных службах в синагоге, а также участие в жизни еврейской общины. Есть ритуалы и обычаи, которые совершаются не только в синагоге, но и дома, такие, например, как соблюдение диетарных законов (кашрут), Пасхальный седер, зажигание шаббатних и ханукальных свечей и др.
Если в общине Вашего города нет раввина, или Вы не знаете, к кому обратиться, необходимо связаться с офисом РООПИ Вашего региона. Контактная информация указана на последней странице этой брошюры.
Первое собеседование
После того, как Вы будете вовлечены в жизнь синагоги в течение определённого периода времени (более трёх месяцев), Ваш ведущий раввин предложит Вам подготовить письменное заявление («мотивационное письмо») с указанием причин, по которым Вы хотите перейти в иудаизм. Также, если имеются, документы, подтверждающие связь с еврейством, Вам необходимо предоставить их. Всё это следует сделать тогда, когда Вы будете уверены в том, что гиюр — это правильный путь для Вас.
Ваш ведущий раввин отправляет написанное Вами мотивационное письмо членам Бэйт-Дина (Раввинского суда) общин Прогрессивного иудаизма России, Украины и Беларуси. Члены Бэйт-Дина рассмотрят Ваше заявление, внимательно изучат мотивацию и сообщат Вам о принятом решении.
В случае положительного решения, Ваш ведущий раввин предложит заполнить анкету участника программы подготовки к прохождению гиюра, а также сообщит о рекомендованном размере целевого безвозвратного благотворительного пожертвования.
В процессе обучения Вы будете регулярно встречаться с Вашим ведущим раввином, который будет поддерживать Вас в течение всего периода перехода в иудаизм.
Если Ваш супруг/супруга — еврей, мы рекомендуем ему/ей стать членом синагоги или общины, которую выбрали Вы, а также рекомендуем ему/ей посещать вместе с Вами все занятия, службы и мероприятия общины.
Изучение иврита
Знание иврита является важной частью еврейской жизни, поэтому мы рекомендуем изучать этот язык. Вы сможете следовать за молитвами и чтением Торы и понимать ритуалы еврейского жизненного цикла.
Знание иврита поможет Вам идентифицировать себя с еврейским народом, посещать службы в любой синагоге мира и понимать ключевые концепции иудаизма.
Процесс обучения
Процесс обращения в иудаизм в общинах Прогрессивного иудаизма занимает не менее одного года, но иногда этот процесс может занимать и больше времени. В течение периода обучения необходимо:
1) Регулярно посещать религиозные службы в Шаббат и в еврейские праздники;
2) Посещать занятия по изучению иудаизма;
3) Заниматься самообразованием;
4) Вести еврейский образ жизни;
5) Участвовать в жизни еврейской общины.
Брит-Мила (обрезание)
Брит-Мила – вступление в Завет, который заключён между Всевышним и народом Израиля. Брит-Мила обязательна для кандидатов-мужчин и детей мужского пола. Медицинские аспекты Брит-Милы можно будет обсудить с рекомендованным моэлем (специалистом, проводящим обрезание).
Бэйт-Дин (Раввинский суд)
Когда Ваш раввин убедится в том, что Вы готовы к Бэйт-Дину, он назначит завершающее собеседование, после которого сообщит о дате Бэйт-Дина.
В состав Бэйт-Дина входят, как минимум, три раввина, которые являются членами Восточно-Европейского Совета Реформистских Раввинов (ВЕСРР) и чьи Раввинские дипломы признаются Всемирным Союзом Прогрессивного Иудаизма (WUPJ). Бэйт-Дин проводится раввинами ВЕСРР только на территории Беларуси, России и Украины.
Бэйт-Дин выясняет уровень знаний кандидата, степень соблюдения еврейских законов и обычаев, проверяет мотивацию перехода в иудаизм.
В случае успешного прохождения Бэйт-Дина три раввина, участвующие в Бэйт-Дине, подписывают сертификат гиюра — свидетельство о присоединении к еврейскому народу.
Миква
Миква – ритуальное погружение в проточную воду. Этот ритуал завершает процесс прохождения гиюра. Время и место погружения в микву назначаются Вашим ведущим раввином после прохождения Бэйт-Дина.
Членство в синагоге
Последний шаг обращения в иудаизм — церемония вступления в еврейскую общину в качестве её полноправного члена. Как правило, эта церемония проводится во время Шаббатней или праздничной религиозной службы, когда раввин вручает сертификат гиюра и объявляет выбранное Вами еврейское имя.
Сертификат гиюра
Ваш сертификат (свидетельство) гиюра является важным документом, поэтому, пожалуйста, храните его в надёжном месте. Копия этого документа будет храниться в архиве Бэйт-Дина.
Свидетельства о гиюре, выданные Бэйт-Дином общин Прогрессивного иудаизма Беларуси, России и Украины, признаются Реформистскими, Прогрессивными, Либеральными, Реконструктивистскими и Консервативными общинами других стран мира.
Государство Израиль признаёт сертификаты гиюра, выданные Бэйт-Дином общин Прогрессивного иудаизма Беларуси, России и Украины на территории этих стран, при условии Вашей активной вовлеченности в жизнь синагоги более года после прохождения Бэйт-Дина. Более подробную информацию можно получить у Вашего раввина или в офисе РООПИ.
Узнать больше…
Вы всегда можете обратиться к своему раввину-наставнику с вопросами, которые у Вас могут возникнуть, на любом этапе обращения в иудаизм. Бэйт-Дин общин Прогрессивного иудаизма Беларуси, России и Украины не несёт ответственность за информацию о прохождении гиюра, полученную от неуполномоченных лиц.
Если Вы хотите узнать больше о Прогрессивном (Реформистском) иудаизме и процессе гиюра, пожалуйста, используйте контактную информацию:
РООПИ в Республике Беларусь
Центр Прогрессивного Иудаизма «Бэйт Симха» в Минске / [email protected] /
+375(17)3374069
РООПИ в России
Центр Прогрессивного Иудаизма в Москве /[email protected]/ +7(495)9566609
РООПИ в Украине
Центр Прогрессивного Иудаизма «Атиква» в Киеве/ [email protected]/ +38(044)3511894/+38(067)2308426
Религиозные Объединения Общин Прогрессивного Иудаизма (РООПИ) являются членами Всемирного Союза Прогрессивного Иудаизма (WUPJ). Чтобы узнать больше о WUPJ, пожалуйста, посетите сайт www.wupj.org
Гиюр.
Гиюр – это процесс и обряд присоединения к Народу Израиля, принятие на себя веры в Единого Бога и обязанности исполнения заповедей Торы. Термин Гиюр происходит от слова гер. Гером в Торе называли иноплеменника, живущего среди евреев. В Талмудический и последующие периоды, а также в современной лексике гер – это нееврей, принявший Иудаизм. История Еврейского народа включает в себя множество примеров перехода в Иудаизм отдельных людей и целых народов. В настоящее время раввины выделяют несколько наиболее распространенных причин обращения в Иудаизм: • брак с евреем/еврейкой • «возвращение еврейской души домой»: так говорят о людях, которые рождаются с чувством принадлежности к Еврейскому народу и его Вере • «еврей по выбору»: когда переход в Иудаизм является итогом долгих духовных поисков В каждом отдельном случае мотивация кандидата проверяется чрезвычайно тщательно, чтобы исключить возможность принятия решения под влиянием внешних обстоятельств. Если раввин, к которому обратились с просьбой о прохождении гиюра, счел причины убедительными, кандидата ставят на программу по подготовке к переходу в Иудаизм. Принадлежность к Иудаизму предполагает: • отказ от всех других религий, верований и практик • соблюдение Субботы и еврейских Праздников • организацию личной и семейной жизни согласно Еврейской традиции • воспитание детей в любви к Торе и Еврейской Традиции • соблюдение Кашрута (в той или иной форме) • участие в общественных молитвах • активное участие в жизни Еврейской общины • глубокую и прочную связь с Землей Израиля и ее Государством
Процесс подготовки занимает не менее одного года, но в некоторых случаях, длится несколько лет. Это зависит от степени религиозной и психологической готовности кандидата. Момент перехода к следующему этапу гиюра – собеседованию в Раввинском Суде (Бейт Дин), определяет раввин, курирующий кандидата в течение всего срока подготовки. Перед собеседованием раввин должен убедиться, что кандидат имеет достаточный объем знаний в области Еврейской традиции и Еврейского закона, может читать и понимать Иврит в рамках Сидура (Молитвенника), активно участвует в жизни Еврейской Общины. Раввинский Суд проверяет искренность и твердость намерений кандидата, его знания Торы и Традиции Еврейского народа. Кандидат должен убедить Бейт Дин, что Иудаизм является неотъемлемой частью его повседневной жизни и жизни его семьи, что его этические и моральные принципы неразрывно связаны с фундаментальными Еврейскими ценностями и что он искренне готов стать членом большой семьи, которая зовется Еврейским Народом.
Согласно Галахе, гиюр считается законным, если учтены следующие требования: • Раввинский суд (Бейт Дин), принимающий решение о прохождении гиюра, состоит минимум из трех авторитетных раввинов, имеющих «смиху» • Кандидат прошел курс подготовки и обучения под наблюдением раввина • Кандидат прошел обряд Брит Мила (обрезание для мужчин) • Кандидат прошел обряд Твила (окунание в Микву: как для мужчин, так и для женщин) Убедившись в соблюдении этих требований, Бейт Дин, на основании общего решения, выдает «Штар Гиюр» — сертификат, который является официальным свидетельством принятия кандидата в Общину Израиля. С этого момента гер становится полноправным членом Еврейской Общины: его вызывают к Торе, он может пройти обряды Бар/Бат Мицва, Хупа и быть похороненным по Еврейскому Закону. Дети, рожденные после прохождения гиюра, считаются евреями.
Решение Раввинского Суда Движения Прогрессивного Иудаизма является законным для всех Реформистских и Либеральных Общин мира. Консервативные Общины, в большинстве случаев, также признают это решение. Ортодоксальные раввины относятся к реформистскому гиюру скептически, предполагая недостаточный уровень подготовки кандидатов в галахических вопросах. Тем не менее, это не означает, что реформистский подход к гиюру менее строг, скорее наоборот, он налагает большую ответственность на кандидата, так как требует от него в большей степени самостоятельных решений, глубокого осмысления изучаемого материала и активного участия в Общинной жизни.
Демократические принципы, лежащие в основе идеологии Движения Прогрессивного Иудаизма, распространяются на все сферы еврейской жизни. Уважение права каждого человека на свободу религиозного выбора является определяющим фактором при приеме кандидатов на программу гиюра.
Раввин Александр Лысковой.
Обращение в иудаизм — Храм Синай
Иудаизм не является религией прозелитизма – мы не считаем себя обязанными убеждать кого-либо обратиться в нашу религию. Иудаизм считает, что неевреи имеют все шансы стать хорошими людьми, живущими в отношениях с Богом. Однако, когда люди ищут возможность обращения в иудаизм, мы реагируем положительно. С 1978 года реформистский иудаизм ведет работу с людьми, которые стремятся обрести смысл и удовлетворение, присоединившись к еврейскому народу.
Процесс обращения в иудаизм у большинства людей занимает около года. Это включает в себя серьезную программу обучения и самоанализа. Важно, что это также требует участия в еврейской общине. Обращение завершается ритуальным погружением в микву (ритуальное омовение для очищения). Большинство кандидатов на обращение, идентифицирующих себя как мужчины, проходят ритуальное обрезание ( б’рит мила ) или эквивалентный ритуал ( хатафат дам б’рит ). Все кандидаты встречаются с beit din , группа из трех раввинов перед завершением их обращения.
Нет необходимости принимать иудаизм, чтобы участвовать в службах и программах Temple Sinai.
Вы можете прочитать короткое эссе раввина Гольдвассера, в котором делается попытка демистифицировать процесс обращения в иудаизм.
Temple Sinai является частью группы реформистских конгрегаций в Род-Айленде, которая предлагает курс «Введение в иудаизм» каждый год (обычно с октября по март), подходящий для кандидатов в христианство. Щелкните здесь для получения дополнительной информации о курсе. Курс настоятельно рекомендуется, но не требуется для конверсии.
Если вы взрослый (18 лет и старше) и живете в Род-Айленде, вы можете связаться с раввином Гольдвассером, чтобы начать процесс обращения, который обычно включает ежемесячные встречи, чтение, обсуждение и участие в храмовых службах и мероприятиях. Тем, кто заинтересован в обращении, рекомендуется сначала посетить одну или несколько наших субботних служб в пятницу вечером или наше изучение Торы в субботу утром. Пожалуйста, представьтесь раввину, когда вы приедете, чтобы сообщить ему о своем интересе.
Вот несколько важных соображений относительно обращения в иудаизм:
• Кандидаты на обращение должны быть мотивированы искренним интересом к обращению в иудаизм как к своей исключительной религиозной принадлежности. Мы не принимаем «мессианский иудаизм» как легитимную форму иудаизма. (Так называемый «мессианский иудаизм» — это вера некоторых в то, что соблюдение еврейских религиозных обрядов является подходящим путем для следования за Иисусом как Мессией).
• Обращение — это процесс, требующий серьезного самоанализа. Кандидаты должны быть открыты для рассмотрения и честного обсуждения своей личной истории, своих мотивов обращения, своего предыдущего религиозного опыта и своих представлений о Боге, Торе и еврейском народе.
• Мы принимаем кандидатов любой сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Мы не дискриминируем людей, которые идентифицируют себя как LGBTQIA.
• Мы принимаем кандидатов, состоящих в браке с неевреями и имеющих детей-неевреев.
• Кандидаты на обращение должны понимать, что большинство авторитетов ортодоксального иудаизма не признают правомерность неортодоксального обращения. Обращение — это то, что вы делаете для себя, а не для других.
Тора при обращении | Обращение в иудаизм
В истории Руфи мы видели, что обращение в иудаизм в библейские времена не имело ничего общего с обращением в 21 веке – будь то под эгидой либерально-прогрессивного, реформистского, реконструкционистского, масортистского/консервативного или ортодоксального движений. .
Во времена Руфи существовало поверье, что у каждого народа есть свой бог, защищающий его или ее землю. Заявление Руфи «…ибо куда вы пойдете, пойду и я, и где вы спите, там и я буду спать; твой народ — мой народ, и твой Б-г — мой Б-г… (Руфь 1:16)»
был другим способом сказать: «Твоя земля будет моей землей». В книге Руфь нет прямого указания на то, что либо она, либо ее невестка Орфа предприняли какой-либо формальный процесс для «обращения».
Примерно до 125 г. до н. э. израильтяне считали себя нацией, а не религией. На самом деле в Торе нет слова «религия»! Люди могли присоединиться к израильскому народу, просто решив быть израильтянином и жить с этим народом, или вступив в брак с израильтянином и выполняя обязательства, предписанные Б-гом.
Раввинистический иудаизм определяет «обращенных» или «прозелитов» как людей, которые не были рождены в иудейской вере, но прошли период обучения плюс ритуальный процесс — погружение в микву (ритуальное омовение) плюс брит мила (обрезание). , для мужчин) — что превращает их в евреев. Термин для такого человека в раввинистическом иудаизме — это на иврите גר (ger) библейский термин, от которого якобы происходит раввинистическое описание новообращенного. Но слово гер в Торе буквально означает «чужой». Когда Тора утверждает, что израильтяне были герим (форма множественного числа) в Египте (Исход 22:20), как и их предки (Бытие 15:13; ср. 23:4; Исход 2:22),
это означало, что они были пришельцами в Египте, а не новообращенными.
Кроме того, Тора также не содержит прямого упоминания об «обращенном», хотя некоторые раввины цитируют стих Второзакония 17:14, в котором говорится о вхождении израильтян в Ханаан. В стихе 17:15 израильтянам сказано, что они не должны назначать чужеземца, то есть хананея или любого другого иностранца, своим царем — несомненно, для того, чтобы люди продолжали соблюдать законы Б-га и не возвращались в поклонение идолам. Другими словами, божественный план для израильского народа неизбежно будет изменен с назначением чужеземного царя, у которого, несомненно, будут свои представления о богослужении.
Тора также не упоминает мужчин или женщин, которые должны пройти какой-либо процесс обращения, чтобы стать израильтянами, например, когда Иуда, сын Иакова, женился на хананеянке, когда Иосиф и Моисей женились на дочерях языческих жрецов или когда Самсон судья женился на филистимлянке. Широко известно, что и царь Давид, и царь Соломон брали жен из многих народов.
Утверждалось, что Иофор, тесть Моисея, был обращенным в иудаизм, цитируя Исход 18:10–12: «Он сказал: «Хвала Господу, Который спас тебя от руки египтян». и фараона, и который спас народ от руки египтян. 11 Теперь я знаю, что Господь больше всех других богов, ибо Он сделал это с теми, которые высокомерно относились к Израилю. 12 И принес Иофор, тесть Моисеев, всесожжение и другие жертвы Богу, и пришел Аарон со всеми старейшинами Израилевыми, чтобы есть с тестем Моисеевым пред Богом.
Но нигде в стихах не говорится, что Иофор отказался от своих языческих обрядов или «обратился», чтобы присоединиться к израильтянам. На самом деле Иофор, похоже, не отвергает существование других богов, поскольку говорит: «Господь больше всех богов». Есть свидетельства того, что в то время евреи продолжали принимать жертвы от язычников, и язычникам не нужно было принимать Господа как своего единственного Б-га.
Если новообращенный — это человек, который становится полноправным, убежденным евреем, не перестает ли он или она быть иностранцем? Кроме того, не является ли слово «иностранец» неуместным и слегка оскорбительным описанием человека, добровольно принявшего иудаизм? Тем не менее, при обращении сегодня термин, используемый для описания процесса принятия иудаизма неевреями, называется на иврите גיור, (гиюр) обращением.
Leave a Reply