Особенности школьного образования в Китае
Верисова Анна Дмитриевна
Уральский государственный университет путей сообщения
преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций
Аннотация
Статья посвящена особенностям школьного образования в Китае. « Мы учимся, пока живы. И будем учиться, пока не умрем» именно такую фразу можно услышать от китайского старшеклассника и она полностью отражает действительность. Чтобы чего-то добиться в стране с населением более одного миллиарда, необходимо много вложить в ребенка на этапе школьного образования. Вся система образования в Китае нацелена на достижение высокого результата.
Verisova Anna Dmitrievna
Ural State University of Railway Transport
lecturer of foreign languages and cross-cultural communications department
Abstract
The article is devoted to the specifics of schooling in China. «We are learning while we are alive. And we will learn until we won’t die» it is a phrase which you can hear from the Chinese high school student, and it fully reflects the reality. If you need to achieve something in a country with a population of over one billion, it is necessary to put a lot into the child on the school stage. The whole system of education in China aims at achieving a good result.
Библиографическая ссылка на статью:
Верисова А.Д. Особенности школьного образования в Китае // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/11/58864 (дата обращения: 09.07.2023).
За многовековую историю у китайцев сложилось особое отношение к просвещенным людям и образованию в целом. Просвещение играло значимую роль, как в развитии самого Китая, так и других цивилизаций. День учителя в Китае стал первым праздником отдельно взятой профессии и, наверное, неслучайно его стали праздновать в день рождения Конфуция.
Многомиллионное население Китая требует разнообразной и развитой системы образования, ведь к каждому ученику нужно найти свой подход. Особое внимание в этом аспекте уделяется школам. В 2008 году вышел закон, по которому школьное образование стало бесплатным и обязательным для всех (первые 9 лет обучения).
Обучение в китайских школах имеет, как и свои плюсы, так и минусы.
Дети в Китае идут в школу, как и в России в возрасте 6-7 лет. Обучение в школе делится на три ступени: начальная школа (период обучения в которой длится 6 лет), средняя школа (дети обучаются здесь также 6 лет) и старшая школа (обучение проходит 3 года). Первые девять лет обучения в школе являются бесплатными, за обучение в старшей школе платят родители, но при этом одаренные дети могут получать стипендию. Очень редко, когда китайская школа совмещает в себе все три ступени сразу, чаще всего это три разные школы, имеющие разные названия. Территория китайских школ огромна, состоит из комплекса зданий и представляет собой мини-городок. Это позволяет вмещать ей около 4 тысяч учеников, а в одном классе количество учеников иногда достигает 90 человек. Таким образом, очень сложно донести информацию до всех студентов, теряется индивидуальный подход, в основном все задания выполняются хором.
На территории каждой школы установлен флаг КНР, и каждый понедельник дети выстраиваются на линейку и участвуют в церемонии поднятия флага под звуки государственного гимна, а чтобы участвовали действительно все ученики, самых маленьких ставят на табуретки. Каждый день определяют, кто будет ответственным за поднятие флага. Таким образом, развивают у детей чувство патриотизма. Уже в начальной школе ученики искренне начинают любить партию за ее прошлые и настоящие заслуги и даже знают некоторые идеологические текст наизусть.
Занятия в школе начинаются в 7-8 утра и продолжаются до 4.30 часов, таким образом, дети проводят в школе около 9 часов. С 11.30 до 14.00 дети отдыхают, обедают и спят. Считается, что при такой нагрузке сон очень полезен. День построен таким образом, что сначала идут более сложные предметы, а после сна дети изучают более легкие дисциплины. Каникулы в школах проходят два раза в год: летом и зимой, но даже во время каникул студенты не отдыхают, родители водят их по разным кружкам или отправляют заграницу подтянуть язык.
Дисциплина в китайских школах не менее жесткая. Уважение к учителю и к старшим начинают прививать детям с первого класса. Ученики здороваются и прощаются с учителем стоя. Все действия ученики совершают только с разрешения учителя, в туалет выходить во время урока нельзя, а если ученику не интересен урок, обычно никто на это не обращает внимание. В некоторых школах учителя все еще могут бить детей по рукам за то, что они играют на занятии или разговаривают, поэтому в классе обычно стоит тишина. Кроме всего прочего, ученика, пропустившего больше 12 уроков, ждет отчисление. Такая дисциплина помогает школьникам в будущем на работе. Работа в китайских компаниях предполагает строгую иерархию: главное лишний раз не высовываться, беспрекословно слушаться старших (а старшие по возрасту в компании чаще всего являются и старшими по чину), а благодаря привитым со школы принципам у китайцев это получается блестяще.
У китайских детей особая школьная форма – они ходят на занятия в одинаковых спортивных костюмах, независимо от того есть ли урок физкультуры в этот день.
Большое внимание в начальных школах уделяется китайскому языку и математике. Это не случайно, считается, что китайский язык помогает развивать математический склад ума, а математика в свою очередь развивает логику. Также в начальной школе изучают естествознание, физкультуру, музыку, историю, географию, ИЗО, а в некоторых школах еще и добавляется такой предмет как нормы этики и морали (труды Конфуция детям начинают читать еще в садике). Дети в обязательном порядке посещают семинары, где освещаются вопросы политинформации. На уроках детей знакомят и с русскими писателями советского периода, а также очень много читают про Ленина.
После начальной школы, ученики обязаны пойти в среднюю школу, проучиться там 3 года и на этом обязательное школьное образование заканчивается.
Не самый приятный момент в школьном обучении – постоянное прохождение экзаменов. Первые экзамены ребенок сдает по окончанию начальной школы. Каждый родитель хочет отдать своего ребенка в лучшую школу и чем выше уровень школы, тем сложнее экзамены придется сдать студентам. Что интересно, чаще всего экзамены проходят в тайной форме – никто не знает содержание экзамена, и в какой форме он будет проходить, поэтому родители дежурят около школ и расспрашивают тех счастливчиков, кто уже поступил. Но если ребенок сдал успешно тест, это еще не значит, что двери нужной школы для него открыты. Следующим шагом является сбор рекомендаций от прежних учителей, но и это еще не все. Зачисление в престижную китайскую школу, это в какой-то степени лотерея, т.к. окончательное решение принимается компьютером. Еще один способ попасть в престижную школу – по прописке, но одно из обязательных условий – нужно проживать в такой квартире не менее трех лет. В Пекине особенно прослеживается эта тенденция. Экзамены для поступления в старшую школу более демократичные: студенты заранее знают, в какой форме и по какому предметы будет тест.
После поступления тесты и экзамены в жизни ребенка не заканчиваются. Каждый день на последнем уроке проводится тест. Огромное количество тестов в школе развивает логику у студентов, но совсем не отражает реальные знания.
Дисциплины, которые ученики изучают в средней школе, ничем не отличаются от дисциплин в начальной школе. В средней школе ребята учатся « круглосуточно»: она предполагает помимо уроков до 4.30, очень много домашнего задания по всем предметам, дополнительные кружки, репетиторов и совсем мало свободного времени.
В возрасте 16 лет, если студенты решают продолжить обучение, они поступают в старшую школу, где программа делится на два профиля: академический (главный упор делается на подготовку поступления в ВУЗ) и профессионально-технический профиль (по окончанию студенты могут работать по техническим специальностям или в сельском хозяйстве). Кроме того, есть школы, в которых деление происходит по другому принципу: в одном департаменте готовят к сдаче китайского экзамена «гаокао» (что-то наподобие нашего ЕГЭ), в другом к поступлению в иностранные вузы. Школ с таким профильным делением в последнее время все больше, так как многие родители, считая китайское образование не самым лучшим, стараются отправить учиться своих детей заграницу, а некоторые просто таким способом обходят сдачу «гаокао». «Гаокао» сдается в конце 12 класса по всем предметам и его боятся даже преподаватели. Учась в иностранном департаменте, студенты не сдают «гаокао», они учатся в 12 классе в американской школе и готовятся к поступлению в американский вуз. Но и там есть свои экзамены, такие как TOEFL или SAT. Предметы в иностранном департаменте ведутся на английском языке, и процесс обучения проходит в более интересной и креативной форме. Преподаватели иностранцы, привыкшие к другой системе обучения, ведут урок более творчески: студенты готовят презентации и доклады, ведут обсуждения в группах. Но независимо от того какой департамент выбрал студент, ему все равно придется сдавать экзамен городского департамента.
При поступлении в ВУЗ большое значение отдается тому, откуда человек родом. Например, пекинец, получивший 500 балов за «гаокао» может поступить в очень хороший университет Пекина, а ученика из небольшой провинции с таким же количеством баллов будут ждать только в пекинском техникуме.
Школьная система образования в Китае является прямым отражением государственной политики. Детей со школы учат уважать старших (не только по возрасту, но и по занимаемому положению) и беспрекословно выполнять все указания. Большая нагрузка, кружки, репетиторы, много домашнего задания в свою очередь тоже учат тому, что чтобы чего-то добиться, надо немало потрудиться, а в стране, где население даже не несколько миллионов, а уже перешло отметку один миллиард, это немаловажно. Уже в школе родители готовят из своего чада конкурентоспособную личность, ведь в такой стране как Китай « выживает» сильнейший. И что самое важное – со школы прививают детям любовь к партии, к Родине и политическому курсу.
Библиографический список
- Боревская Н.Е. Очерк истории школы и педагогической мысли в Китае. – М.: Институт дальнего востока РАН, 2002. -146с.
- Шаренкова, Т.А. Современное образование в КНР. – Чита: ЧитГТУ, 2006. -136 с.
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Верисова Анна Дмитриевна»
Высшее образование в Китае | Стоимость высшего образования в Китае для русских
Лучшие вузы Китая
Государство вкладывает большие средства в развитие китайских университетов. Лучший университет страны Цинхуа занимает 29-е место в мировом рейтинге, по версии журнала CEOWORLD. Немного уступают ему Пекинский университет (40-е место) и Университет Фудань (89-е). Все они входят в престижную Лигу С9. Это официальный консорциум из 9 высших учебных заведений материкового Китая.
Помимо вышеуказанных вузов, в Лигу С9 входят:
- Харбинский технологический институт,
- Шанхайский университет Цзяо Тун (SJTU),
- Университет науки и технологий Китая (USTC),
- Сианьский университет Цзяотон (XJTU),
- Нанкинский университет (NJU),
- Чжэцзянский университет (ZJU, Zhèdà или Университет Че Кианг).
Особенности высшего образования в Китае
В стране насчитывается более 2500 обычных вузов и около 1300 колледжей, предлагающих 2- или 3-летние курсы. Не все учебные заведения имеют право выдавать дипломы. Некоторые из них присуждают только квалификацию. Реформы в сфере образования привели к тому, что основной ступенью стал бакалавриат. Вузы получили значительные средства для оснащения лабораторий и библиотек, разработки учебных программ и привлечения высококлассных специалистов. Количество кандидатов наук и магистров было увеличено, а структура степеней преподавателей была скорректирована.
На национальном уровне Министерство образования разрабатывает общую политику в области образования, контролирует 75 престижных университетов, осуществляет надзор за вступительными экзаменами в национальный университет гаокао и за идеологическим воспитанием на всех уровнях. Однако большинство вузов в Китае контролируются провинциальными властями и местными органами власти.
В последние годы уделяется особое внимание практическим разработкам в свете экономических дисциплин. Однако фундаментальные исследования по-прежнему остаются в числе приоритетов. Вузы принимают участие в строительстве научных парков, создают высокотехнологичные предприятия, объединяя промышленность, преподавание и исследования. Все университеты регулярно проходят проверку на качество преподавания.
Частные учебные заведения, как правило, предлагают прикладные программы, ориентированные на трудоустройство выпускников. Среди иностранных студентов большой популярностью пользуются следующие направления:
- клиническая и традиционная китайская медицина,
- инженерное дело,
- экономика,
- деловое администрирование,
- торговые и международные отношения.
Во многих вузах часть предметов ведется на китайском и английском языках, что повышает конкурентоспособность выпускников.
Ступени высшего образования в Китае
В стране сформировалась система, которая сочетает в себе как дипломное, так и постдипломное образование и объединяет бакалавриат и аспирантуру.
Профессиональные высшие учебные заведения в Китае имеют разные названия, готовят технических специалистов среднего звена и открывают путь к высшему образованию. Многие из них заключили с политехническими институтами договор об особых условиях приема выпускников.
Бакалавр — продолжительность этой степени составляет 4 года;
Магистр — для получения этой степени требуется 2 года очного обучения по выбранному направлению.
Требования к поступающим
Китай проводит вступительные экзамены по всей стране, называемые Национальными вступительными экзаменами в колледжи (NCEE) или Гакао. Баллы на этом экзамене определяют, в какой университет вы поступите. У каждого университета есть критерий минимального балла, который варьируется от одного к другому; различия также могут зависеть от провинции заявителя и уровня конкуренции в провинции, к которой принадлежит заявитель.
Китай заинтересован в привлечении иностранных абитуриентов и разрабатывает для этого специальные программы. Зарубежные студенты могут рассчитывать на поддержку карьеры.
Обычно китайский университет или колледж имеет два семестра в течение одного учебного года с летними и зимними каникулами. Занятия начинаются в сентябре и середине февраля. В каждом семестре 20 недель с двумя выходными. Чтобы получить разрешение на пребывание в стране, иностранным абитуриентам нужно подать заявление на выдачу студенческой визы.
Цены на обучение
Стоимость высшего образования складывается из платы за обучение и расходов на проживание. Плата за обучение, взимаемая этими учебными заведениями, относительно скромна по сравнению с платой, взимаемой частными учебными заведениями. В университетах, финансируемых государством, стоимость обучения по программе бакалавриата сравнительно низка (5000-6000 юаней). В частных вузах плата за обучения выше, однако сами учреждения более автономны в выборе программ и языке преподавания.
Система стипендий и грантов
В Китае существуют стипендии для отличников в учебе, а также система займов и подработки для студентов с экономическими трудностями.
Студенты, занимающиеся наукой, получают денежные вознаграждения за публикации в академических журналах.
Чем поможет компания “Канцлер”
Информационная и юридическая поддержка при поступлении на выбранную программу обучения | Организация подготовки к вступительным экзаменам TOEFL, IELTS, SAT, GMAT и т.д. | Подбор вуза с учетом уровня подготовки абитуриента, интересующей специальности и финансовых возможностей | Составление индивидуального плана обучения при необходимости |
Помощь в подготовке эссе и мотивационных писем | Организация посещения кампусов интересующих вузов | Оформление и подача необходимых документов | Калькуляция расходов на обучение в различных вузах и проживание в стране |
Более подробную информацию вы можете получить у нашего менеджера. Оставьте заявку на сайте или позвоните нам.
Образование с китайской спецификой: неравенство и элитарность в крупнейшей в мире системе образования | Jiayuan Wang
Образование с китайской спецификой: неравенство и элитарность в крупнейшей в мире системе образования | Цзяюань Ван | Medium 19 min read
·
14 июля 2019 г.
Фото ken19991210 через Pixabay
В новаторской книге 1998 года американский экономист Джон Э. Ремер представил один из выдающихся подходов к измерению неравенства возможностей. Ремер провел различие между понятием «обстоятельства» и «усилия»: «Обстоятельства» охватывают ряд переменных, влияющих на человека, над которыми…
Автор Jiayuan Wang
5 подписчиков
Еще от Jiayuan Wang
Jiayuan Wang
Время переосмыслить парадигма расширения прав и возможностей сельских женщин
«Расширение прав и возможностей» должно быть больше, чем модным словом. Международному сообществу по развитию необходимо более внимательно изучить логику, лежащую в основе сельских…
5 минут чтения·16 октября 2021 г.
Jiayuan Wang
Время переосмыслить парадигму расширения прав и возможностей сельских женщин
«Расширение прав и возможностей» должно быть больше, чем модным словечком. Международному сообществу разработчиков необходимо более внимательно изучить логику, лежащую в основе сельских районов…
5 минут чтения · 16 октября 2021 г.
Просмотреть все от Jiayuan Wang
Рекомендовано Medium
Неподходящий
10 секунд На этом закончились мои 20 лет Брак
В Северной Вирджинии август, жарко и влажно. Я до сих пор не принял душ после утренней пробежки. Я ношу свою домохозяйку…
·4 минуты чтения·16 февраля 2022 г.
The PyCoach
в
Вы используете ChatGPT неправильно! Вот как опередить 99% пользователей ChatGPT
·7 минут чтения·17 марта
Списки
Как найти наставника
11 историй·92 сохранения
Predictive Modeling с Python
18 историй·89 сохранений
Истории, которые помогут вам повысить уровень на работе
19 историй·133 сохранения
Истории, которые помогут вам жить лучше Вместо просмотра Netflix
Устройство- бесплатные привычки для повышения вашей продуктивности и счастья.
15 февраля 2022 г. 7 Это удвоило мой доход в прошлом году
· 9 минут чтения · 27 июня
Zulie Rane
в
Если вы хотите стать творцом, удалите все (кроме двух) платформы социальных сетей
2 октября 022, во время всего Илона Маска фиаско, я наконец-то удалил Твиттер со своего телефона. Примерно в то же время я также выходил из…
· 8 минут. Читает · апрель 19
Ник Вигналл
3 привычки, которые сделают вас умственно сильным
#2: Избегайте ненужного ментального времени.0028
·Чтение 9 мин.·2 апреля
См. дополнительные рекомендации
Статус
Карьера
Текст в речь
Как образование в Китае должно развиваться в будущем
9015 5 ЛЮ Цзин, профессор бухгалтерского учета и финансов, директор of Investment Research Center
ZU Yiming, научный сотрудник CKGSB
Чтобы понять, как образование будет развиваться в будущем, мы должны проанализировать государственную политику и структуру, изучив влияние промышленной политики и экономического развития на образование.
Изучение немецкой системы двойного образования
Модернизация промышленности необходима для следующего этапа экономического развития Китая, а образование является неотъемлемой частью модернизации промышленности. Промышленное планирование Китая похоже на немецкое в том смысле, что оно сосредоточено на промышленности и производстве за счет более слабой сферы услуг.
В 2020 году около 20% ВВП Германии приходилось на обрабатывающую промышленность, из которых производство от медицины до высоких технологий составляло около 60%. После реформ и открытости Китая многие политики были сосредоточены на развитии промышленности и производства.
Но как образование вписывается в это развитие? Система образования Германии может служить хорошим ориентиром.
Немецкая система четко определяет различия между «прикладными» и «академическими» талантами, что способствует развитию передового производства. Он придает большое значение не только ученым и новым изобретениям, но и инженерам и техникам, которые могут превратить эти изобретения в продукты. Исследовательские университеты — это места, где культивируются академические таланты, а предприятия играют решающую роль в развитии прикладных талантов.
В Германии система развития прикладных талантов известна как «система двойного образования», в которой предприятия и профессионально-технические училища совместно воспитывают таланты для удовлетворения технических потребностей компании.
Немецкая система образования признает, что люди наделены различными способностями, которые должны быть отражены в их выборе профессии. Поэтому после окончания начальной школы немецкие школьники обычно делятся на два направления — прикладное и академическое. После завершения обучения в неполной средней школе значительное число учащихся поступают в дуальную систему образования для профессионального обучения, ориентированного на трудоустройство.
Главной особенностью дуальной системы образования в Германии является то, что предприятия занимают доминирующее положение в рамках дуальной структуры. Во время ученичества студент обычно тратит 70% своего времени на практическое обучение на предприятии, а остальные 30% тратятся на академическую учебу в школах. Предприятия оплачивают около 70% стоимости обучения в виде заработной платы за стажировку, а оставшиеся 30% несут государственные школы и частные лица.
В рамках этой системы студенты могут стать штатными сотрудниками компании после завершения обучения и сдачи национального экзамена, организованного Немецкой отраслевой ассоциацией.
Нынешняя система образования в Китае похожа на систему образования в Германии, которая также разделена на две параллельные системы общего образования и профессионального образования. Среднее техническое училище и младший колледж в Китае можно сравнить со средним и высшим профессиональным образованием в Германии. Однако в Китае немногие студенты действительно соответствуют техническим требованиям для работы в передовом производстве.
В Германии доля лиц, имеющих квалификацию профессионального образования, составляет 60%, из них 50% прошли дуальную систему образования. Те, у кого есть степень бакалавра, составляют 13% рабочей силы Германии. Однако в Китае менее 50% рабочей силы получили профессиональное образование, а лица с высшим образованием составляют 27%.
Согласно «Отчету о занятости студентов китайских колледжей за 2019 год», трудоустройство выпускников в 2018 году составило 73,6%, что на 10% ниже, чем у выпускников профессионально-технических учебных заведений. Кроме того, согласно «Отчету о занятости райдеров Meituan за 2020 год», выпускники университетов составляют 24,7% из 2,95 млн доставщиков еды Meituan, что показывает, что большое количество образовательных и человеческих ресурсов используется для обучения студентов, чья работа не имеет доступа. порог.
Таким образом, если Китай хочет повысить эффективность своей рабочей силы, ему необходимо максимально использовать свои образовательные ресурсы и обучать больше людей работе в передовом производстве. Учиться на немецкой модели будет нелегко; поэтому при реформировании системы образования Китая необходимо учитывать следующее:
Во-первых, профессиональное образование должно быть преобразовано из государственного в ведущее предприятие. Как и в немецкой системе, конечной целью прикладного обучения является подготовка сотрудников, полезных для предприятий. Поэтому в систему профессионального образования в Германии вовлечены не только правительство и школы, но также предприятия и общество. В этой экосистеме предприятия играют ведущую роль, предлагая рабочие места и обеспечивая обучение.
Во-вторых, необходимо упростить переход между академическим и прикладным образованием. Нынешняя система в Китае устанавливает для учащихся академический или профессиональный путь на основе вступительных экзаменов в среднюю школу и колледж. Однако механизма взаимной связи между этими двумя путями не существует. Для сравнения, немецкая система позволяет студентам переключаться между прикладным и академическим направлениями обучения.
В-третьих, эффективное функционирование системы дуального образования зависит не только от сотрудничества между предприятиями и школами, но также от поддержки и контроля со стороны правительства и ассоциаций. Таким образом, создание свода законов, правил и надзора имеет ключевое значение для защиты интересов студентов.
Для выращивания высококлассных талантов требуются университеты мирового уровня
С конца 1990-х годов набор в высшие учебные заведения Китая быстро растет, увеличившись в шесть раз с 650 000 в 19с 98 до 4,43 миллиона в 2020 году. За последнее десятилетие также значительно вырос прием на магистерские программы.
Однако, несмотря на растущее число, в Китае по-прежнему не хватает высококлассных талантов по сравнению с такими развитыми странами, как США и Германия.
В 2020 году только 15% жителей Китая со степенью бакалавра перешли в магистратуру и докторантуру. Между тем, в США и Германии 30% и 40% бакалавров имеют степень магистра и доктора наук.
Более того, хотя в Китае много докторов и профессоров, он уступает развитым странам в плане научных исследований мирового уровня.
Согласно статистике международных рейтингов университетов, среди 100 лучших университетов мира 50 университетов находятся в США и только 6 в Китае. В топ-20 нет ни одного из Китая. Таким образом, создание университетов мирового класса (или университетов двойного первого класса, как это определено правительством) является жизненно важной частью развития высококлассных талантов.
Для создания университета мирового класса необходимы три основных элемента: средства, таланты и институты.
В настоящее время в Китае деньги не являются главным вопросом. К 2020 г. общие расходы Китая на образование достигли 5,3 трлн юаней, что составляет 5,2% ВВП, что почти соответствует уровню развитых стран. Инвестиции в образование также росли со средней скоростью 8% в год с 1992 по 2020 год.
Проблема заключается в системе. Важной особенностью лучших университетов мира, частных или государственных, является так называемый подход «профессорско-управление», в основе которого лежит академическая автономия с академической свободой. Используя Стэнфорд в качестве примера, школа разделяет ответственность за управление школой на совет директоров, академический совет и административную группу, при этом академический совет играет ведущую роль в таких делах, как разработка учебных программ и исследования.
В отличие от этого, модель, принятая китайскими университетами, принципиально не отличается от модели предприятий и учреждений. Администрация – это руководство школы, а персонал – сотрудники. В этих рамках административная система университета имеет большую власть, а академическая власть профессоров значительно слабее. Ключом к инновациям является генерирование идей, но управление школой с административным мышлением неизбежно помешает свободному мышлению и, следовательно, сократит инновации.
Подводя итог, можно сказать, что у Китая есть экономическая база для создания ряда университетов мирового класса, но если он не сможет применить модель профессорского управления и эффективность инноваций, то окупаемость инвестиций будет низкой, что затруднит выйти на передний план глобальных инноваций.
Именно неэффективность китайских университетов привела к тому, что многие студенты решили учиться за границей, что привело к нехватке высококлассных талантов в Китае. Статистика показывает, что 80% китайских студентов, обучающихся за границей, решили вернуться в Китай.
Leave a Reply