Самая острая проблема Европы — мигранты. Как ее предлагают решать разные страны ЕС? — Meduza
Мужчина в лагере иммигрантов на канале Сен-Мартен в Париже 4 июня 2018. Лагерь был разогнан полицией в тот же день, обитатели задержаны
Lucas Barioulet / AFP / Scanpix / LETA
В Брюсселе 28 июня открылся саммит стран Евросоюза. Его главная тема — нелегальная иммиграция. Несмотря на то что число новых беженцев в Европу снижается, европейские политики требуют принципиального решения проблемы на случай нового кризиса, который считается делом времени. «Медуза» изучила, как смотрят на эту проблему Франция, Германия, Италия, Польша и другие страны ЕС.
Статус и права иммигрантов в ЕС регулируются Дублинским регламентом, который был впервые принят в 1990 году и впоследствии несколько раз изменялся. По этому регламенту формальную ответственность за иммигрантов несут те страны, где их регистрируют по прибытии на территорию ЕС. Как правило, это южные страны: Италия, Греция, балканские государства. Дальше они могут свободно передвигаться по территории Евросоюза, пользуясь возможностями Шенгенского соглашения.
Вот несколько идей, как изменить Дублинский регламент, которые сейчас обсуждаются.
Возвращать мигрантов в те страны, где они зарегистрированы
Суть. Формально любое государство и сейчас имеет право выслать беженца в страну регистрации. На практике это происходит редко. Во-первых, существует множество исключений: для членов семей тех, кто уже осел в той или иной стране; для тех, кто смог доказать, что в стране регистрации им не могут предоставить достойные условия жизни (это бывает несложно, если речь о небогатых странах Юго-Восточной Европы). Во-вторых, жесткое выполнение этой нормы почти невозможно без восстановления полноценного пограничного контроля внутри Европы.
Исключения предлагается минимизировать, высылку сделать автоматической.
Кто предлагает. Подобное решение пользуется популярностью в Германии, куда устремляется значительная часть иммигрантов, после того как они зарегистрировались на европейской границе. Но министр внутренних дел Хорст Зеехофер требует, чтобы эта идея была закреплена на общеевропейском уровне. Канцлер Ангела Меркель считает, что это может быть только результатом двусторонних переговоров между страной, которая хочет выслать иммигранта, и страной, где он был зарегистрирован. Спор поставил немецкое правительство на грань раскола.
Кто против. Крайне болезненно воспринимают этот проект сами пограничные государства юга Европы, которые опасаются, что иммигранты станут для них тяжелым бременем.
Данные Совета по правам человека ООН
Ввести страновые квоты на мигрантов
Суть. Формально квоты на беженцев были введены Евросоюзом еще во время прошлого кризиса 2015–2016 годов. Тогда против приема иностранцев высказалось сразу несколько стран Восточной Европы. Теперь предлагается распределять не заявки на прием, а живых людей сразу по прибытии.
Кто предлагает. Те самые восточноевропейские государства, которые были против прежних «бумажных квот». Таким образом они хотят избавить себя от иммигрантов, которые ждут решения о предоставлении им убежища в других странах. Не против и новое, правое правительство Италии.
Кто против. Правительства самых благополучных стран Европы: Германии, Франции, Нидерландов, Бельгии. С их точки зрения, это решение может только осложнить реальную ситуацию. Чиновники будут вынуждены принимать решение в спешке, а значит, велик риск ошибок и скандалов, подобных разделению семей в США. Особенно острой проблема станет, если в Европе действительно случится наплыв новых иммигрантов (а сейчас его нет).
Данные Eurostat
Построить «платформы для высадки» иммигрантов за пределами ЕС
Суть. Этот вариант, судя по попавшим в западную прессу документам, является приоритетным для руководства Евросоюза. Идея в том, чтобы люди, которые собираются искать убежище в Европе, прибывали в специальные лагеря, названные «платформами для высадки», где они будут ждать решения о том, куда их отправят дальше. ЕС в таком случае берет на себя ответственность и за содержание лагерей, и за транспортировку мигрантов. Первые подобные лагеря предлагается построить в Албании, Македонии, а также на побережье Северной Африки. Проект навеян опытом Австралии, которая размещает подобные «платформы» на территории Папуа — Новой Гвинеи.
Кто предлагает. Идея в оформленном виде принадлежит председателю Европейского совета Дональду Туску; ее поддерживают, в частности, Нидерланды.
Кто против. В Албании предложения Туска привели к скандалу. Оппозиционные политики заявляют, что, если правительство пойдет на такое соглашение, иммигрантов в стране вскоре станет чуть ли не больше, чем граждан страны. В том, что эта мера оптимальна, сомневаются и некоторые эксперты, которые напоминают, что судьба иммигрантов, направлявшихся в Австралию и оказавшихся на острове Новая Гвинея, зачастую оставляет желать лучшего. Еще один вопрос — почему иммигранты вообще захотят стекаться в какие-то «фильтрационные» лагеря, а не будут и дальше двигаться напрямую в Европу.
Построить «платформы» в самом ЕС
Суть. Сторонники этой концепции говорят, что лагеря на территории Европы будут значительно привлекательнее для беженцев. К тому же транспортировку мигрантов внутри Евросоюза будет гораздо легче регулировать.
Кто предлагает. Правительства Франции и Испании. На нынешнем саммите ЕС, помимо прочего, будет обсуждаться вхождение в его состав Албании и Македонии. Строительство лагерей там может стать одним из условий принятия этих государств в ЕС.
Кто против. Страны Восточной Европы и Италия, которые опасаются, что лагеря станут плохо контролируемыми анклавами и источниками постоянной нестабильности.
Данные Совета по правам человека ООН
Помочь Северной Африке, Турции и Ближнему Востоку деньгами
Суть. Во время кризиса 2015–2016 годов Евросоюз выделил Турции свыше шести миллиардов евро на то, чтобы страна приняла у себя иммигрантов с Ближнего Востока. Проблема в том, что, выделив деньги, ЕС, по мнению критиков, перестал следить за судьбой иммигрантов, оказавшись при этом в зависимости от режима Эрдогана. Европейские лидеры планировали воздержаться от подобных сделок с Ливией, опасаясь, что из-за продолжающейся в стране гражданской войны результат будет проконтролировать еще труднее. Но, судя по документам, подготовленным Дональдом Туском, Северной Африке уже готовы выделить около полумиллиарда евро, и это только начало.
Кто предлагает. Многие европейские политики считают, что помощь Африке неизбежна. Немецкий парламентарий Манфред Вебер, входящий в партию Ангелы Меркель, считает, что речь может идти о миллиардах евро.
Кто против. Все за. Но никто не может гарантировать, что это убережет Европу от нового наплыва беженцев.
Данные Совета по правам человека ООН
Дмитрий Карцев
Миграционные проблемы Европы: тысячи погибших, новые границы и раскол ЕС
16 сентября 2015, 09:51
Миграционный кризис в Европе
ТАСС-ДОСЬЕ /Татьяна Чукова/. Массовое переселение в Европу жителей из стран Азии, Африки и Ближнего Востока началось во второй половине ХХ в. Основной поток мигрантов хлынул из бывших колоний, переживавших экономические кризисы.
Читайте также
Проблема беженцев: ООН бьет тревогу
Население этих стран было вынуждено искать заработок в бывших метрополиях — Великобритании, Франции, Нидерландах, Италии. В 1960-1970-е гг. основными поставщиками рабочей силы стали: в Азии — Индия, Пакистан, Малайзия, Вьетнам; на Ближнем Востоке — Египет, Ливан, Иордания; в Африке — Марокко, Алжир, Тунис. В 1980-е гг. возросла внутриконтинентальная миграция: в страны с высоким уровнем жизни переселялись жители юга Европы, а в 1990-е гг. в связи с распадом СССР и социалистического лагеря — граждане восточноевропейских государств. В европейских странах, нуждавшихся в рабочей силе, действовало либеральное миграционное законодательство и проводились т.н. «амнистии» в отношении уже въехавших в страну нелегальных иммигрантов.
По оценке Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), в 1970-е гг. в Европу прибывало примерно по 30 тыс. беженцев и мигрантов в год, в начале 1980-х гг. — по 100 тыс., в 1986 г. их было уже 200 тыс., а в 1989 г. — 317 тыс. В 1992 г. на континенте было зарегистрировано около 700 тыс. мигрантов, что стало максимальным показателем для послевоенной Европы.
В это время многие страны Европейского союза ужесточили миграционный режим, в результате чего уже в 1997 г. количество ищущих убежище в Европе сократилось до 333 тыс., однако в 1999 г. военные действия НАТО в Югославии, продолжающиеся гражданские войны и вооруженные конфликты в некоторых странах Азии и Африки увеличили их число до 440 тыс. Значительную долю составляли албанцы из Косово, курды из Турции и Ирака, афганцы. В 2000-е гг. источниками новой волны миграции стали африканские государства, расположенные к югу от Сахары (Гана, Нигерия, Сенегал, Сомали, Чад).
Читайте также
«Один из худших миграционных кризисов»: европейские политики о ситуации с мигрантами
В 2000 г. численность только легальных иммигрантов в странах Евросоюза составляла 18,2 млн человек. Это примерно 5% населения ЕС, причем, по данным Международной организации труда, 80% мигрантов осело в странах Западной Европы. В 2010 г. в ЕС уже находилось почти 33 млн иммигрантов, 12 млн из них — внутренние мигранты, т.е. выходцы из стран-членов ЕС (по оценкам Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, ОЭСР).
Что касается нелегальных мигрантов, то в 2007 г. Международная организация по миграции оценивала их численность в Европе в 5-7 млн человек (из них 4,6 млн — из Африки). Независимые аналитические службы считают, что в 2000-2010 гг. через различные нелегальные каналы в Европу приезжало предположительно по 20-25 тыс. человек в год.
Кризис последних лет (2011-2015)
Поток иммигрантов в страны ЕС сильно увеличился в 2011 г., но особенно резко в 2013-2014 гг. В 2014 г. к ЕС обратились 626 тыс. трудовых мигрантов (рост на 20%) и прибыли 274 тыс. нелегальных мигрантов (рост на 180%; данные Агентства по безопасности внешних границ ЕС Frontex).
В январе-сентябре 2015 г. поток нелегалов в Европу оценивается приблизительно в 300-400 тыс., Международная организация по миграции (МОМ) приводит цифру 351,3 тыс. К концу года приток нелегальных мигрантов в страны ЕС может достичь 1 млн человек.
Этот наплыв переселенцев сопоставим с миграционным кризисом 1992 г. Основными поставщиками иммигрантов (легальных и нелегальных) остаются Сирия и Афганистан, значительную долю составляют выходцы из Ливии и Ирака, примерно четверть — из африканских стран (Эритрея, Судан, Южный Судан, ДР Конго, Сомали, Мавритания, Марокко, Тунис, Алжир, Мали, Нигерия, Камерун, Габон).
Причины
Стремительный рост и расширение географии нелегальной иммиграции объясняются различными факторами как экономического, так и политического характера. Люди бегут от войны, безработицы и голода, из тех мест, где их преследуют по политическим, национальными или религиозным мотивам. Увеличение миграционного потока совпало с событиями в арабском мире в 2010-2011 гг. («арабская весна»), затронувшими целый ряд стран Северной Африки, Аравийского полуострова и Ближнего Востока. Затем к нему присоединились беженцы с территорий Сирии и Ирака, контролируемых террористической группировкой «Исламское государство».
Другая причина увеличения масштабов незаконного перемещения людей кроется в широком использовании рекламы трудоустройства на Западе и деятельности отлаженной сети преступных организаций, занимающихся доставкой иммигрантов в Европу. Плата за нелегальный провоз составляет от нескольких сотен до десятков тысяч долларов в зависимости от страны назначения, дальности маршрута и длительности поездки. Одним из плацдармов для деятельности организаторов переправки нелегальных иммигрантов в Европу является Ливия, где, по оценке ООН, только в 2014 г. контрабандисты заработали $170 млн. На Балканах этот бизнес в значительной степени контролируется албанскими и цыганскими группировками. По оценкам МОМ, контрабанда мигрантов приносит такой же доход, как торговля наркотиками.
Маршруты нелегальных мигрантов
По данным миграционных служб европейских стран, порядка 80% нелегальных иммигрантов прибывают в Европу по туристическим визам или поддельным документам. Остальные — через нелегальные каналы, пересекая границы без документов.
Они перебираются в Европу по нескольким маршрутам. Один — через Средиземное море в Испанию, Италию и Мальту. В 2010 г. им воспользовались 5 тыс. мигрантов, в 2012 г. — 20 тыс., в 2013 г. их число возросло до 43 тыс., в 2014 г. — до 218 тыс. В январе-сентябре 2015 г. Средиземное море пересекли 219 тыс. нелегалов (данные УВКБ).
Другой маршрут — из Турции через Грецию. Оттуда поток устремляется через Албанию в Италию или через Македонию и Сербию в Венгрию — страну Евросоюза, входящую в шенгенскую зону. С лета 2015 г. поток беженцев по этому маршруту стал сопоставим со средиземноморским. Конечной целью потока являются Германия, Австрия и Швеция.
Трагедии
Эксперты затрудняются назвать точное число погибших при попытках добраться до Европы.
О первых жертвах средиземноморского трафика мигрантов заговорили еще в 2008 г. В 2012 г. в Средиземном море утонули около 500 человек, в 2013 г. — 600 человек, в 2014-м эта цифра увеличилась до 1,5 тыс. В январе-сентябре 2015 г., по статистике УВКБ, число погибших возросло до 2900.
Только 19 апреля 2015 г. в результате крушения судна погибли 800 человек. 28 августа 2015 г. 200 мигрантов погибли у берегов Ливии, 70 человек задохнулись в грузовике, который направлялся в Австрию.
Операции по спасению
Для предотвращения гибели людей в Средиземном море итальянское правительство в 2013 г. запустило программу Mare Nostrum, в которой были задействованы итальянские военные, корабли и авиация.
Читайте также
Бесконтрольный поток: чрезвычайная ситуация с мигрантами в Европе
В 2014 г. на смену ей пришли общеевропейские программы «Тритон» и «Посейдон», в которых участвует 21 страна ЕС. В июне 2015 г. в Средиземном море стартовала военно-морская операция по спасению мигрантов EUNAVFOR Med. Предполагается, что следующим ее этапом станет задержание и проверка подозрительных судов (для этого необходимо решение ЕС), а затем арест и уничтожение судов, занимающихся нелегальной транспортировкой мигрантов (для этого потребуется решение СБ ООН). Также спасением мигрантов занимается Агентство ООН по делам беженцев и ряд некоммерческих организаций — Международный комитет Красного Креста, Международный комитет спасения, «Спасите детей», Станция по спасению мигрантов на воде и др.
Принимающие страны
В последние годы все западноевропейские государства принимают больше мигрантов, чем отправляют в другие страны. Наибольшее их число сосредоточено во Франции, Германии, Италии и Испании (в каждой из них по 1-1,5 млн). В 2015 г. (январь-июнь) по количеству принятых иммигрантов лидируют Германия, Венгрия, Турция, Франция и Швеция.
Основную нагрузку несет Германия. По данным МВД ФРГ, с начала года в Германию приехали около 413 тыс. соискателей статуса беженцев. Еще столько же страна планирует принять до конца года. В связи с этим расходы Германии на беженцев в 2015 г., по оценкам экспертов, возрастут до €10 млрд, они включают стоимость жилья, питание, медицинское обслуживание, административные и другие траты.
Разногласия в ЕС
В мае 2015 г. председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер предложил ввести квоты на прием иммигрантов для всех 28 стран Евросоюза. Предполагалось, что размер квот должен зависеть от объема национального ВВП, численности населения, уровня безработицы и количества уже принятых иностранцев. Эту идею поддержали Германия, Италия, Австрия и Швеция; страны Восточной Европы выступили категорически против; Франция, Испания и Португалия заняли сдержанную позицию; Великобритания и Дания не принимали участия в голосовании по квотам (эти страны имеют особый статус в ЕС, позволяющий не участвовать в миграционной политике союза).
На министерской встрече Совета ЕС 26 июня было принято решение отказаться от идеи квот, взамен страны сообщества пообещали добровольно разместить 40 тыс. беженцев.
На неформальной встрече в Люксембурге 4-5 сентября Еврокомиссия предложила вернуться к системе квот, увеличив их на 120 тыс. человек.
13 сентября в результате рекордного наплыва беженцев из Австрии Германия первой из стран Шенгена ввела паспортный контроль на своих границах.
В тот же день была созвана встреча на экспертном уровне для сближения позиций стран-членов по проблеме квот на мигрантов. Встреча завершилась без практических результатов и продемонстрировала существенные разногласия. Против принудительного распределения беженцев между государствами-членами ЕС выступают странами Вишеградской группы — Словакия, Чехия, Польша и Венгрия. Словакия намерена воспользоваться правом вето.
14 сентября в Брюсселе состоялась экстренная встреча Совета ЕС. В итоге страны Евросоюза подтвердили разделение позиций на Восток-Запад по вопросу квот на мигрантов.
Венгрия, Чехия, Словакия, Польша, Румыния и страны Балтии выступают категорически против введения расширенных и обязательных квот.
9 октября в Европарламенте в Страсбурге Еврокомиссия намерена представить новый пакет предложений по миграции. Среди них прием и расселение беженцев из охваченных войной регионов; создание специальных точек приема и размещения беженцев как внутри, так и за пределами ЕС; регистрацию, отсев и возврат экономических мигрантов из мирных стран; наращивание усилий в рамках морской операции в Средиземном море и переход к активным действиям против перевозчиков мигрантов; проработка мер для борьбы с криминальными организациями, занимающимися сухопутным трафиком беженцев через Балканы; активизацию взаимодействия с соседними с ЕС странами, в частности с Турцией; оказание содействия мирным странам Северной Африки для размещения беженцев. Помимо этого, Евросоюз намерен содействовать политической стабилизации ситуации в странах, где продолжаются конфликты, в частности с Сирией и Ливией.
Теги:
Проблема нелегальной миграции в Европе
ЮНФПА ВЕЦА | Что делать с демографическим кризисом в Восточной Европе?
Аланна Армитаж
Во все большем количестве стран мира численность населения начинает сокращаться, но ни один регион не затронут этим изменением сильнее, чем Восточная Европа. Последние демографические прогнозы Организации Объединенных Наций ясно показывают эту тенденцию: девять из десяти стран мира, численность которых сокращается быстрее всего, находятся в Восточной Европе. В этом рейтинге лидируют Болгария и Латвия, обе из которых, как ожидается, потеряют почти четверть своего населения к 2050 году. Другие не сильно отстают. Если эти прогнозы подтвердятся, население практически каждой страны региона сократится в ближайшие десятилетия.
Эти тенденции встревожили многих жителей региона. Они беспокоятся о том, как меньшее и все более пожилое население повлияет на экономику их страны, а также на будущее ее социальных систем и жизненно важной инфраструктуры в обезлюдевших районах. Они опасаются, что меньшая страна может быть менее могущественной или влиятельной. Некоторые беспокоятся о самом выживании своей страны.
В ЮНФПА, Фонде Организации Объединенных Наций в области народонаселения, мы очень серьезно относимся к обеспокоенности по поводу демографических изменений, происходящих в Восточной Европе. У нас есть многолетний опыт консультирования правительств по вопросам управления демографическими изменениями, чтобы страны становились сильнее и процветали. Свидетельства, которые мы собрали в этом регионе и за его пределами, позволяют нам извлечь пять ключевых уроков о том, что делать с сокращением и старением населения, и превратить демографические изменения, которые часто воспринимаются как кризис, в возможности:
Низкая рождаемость — это только часть уравнения. Большое внимание уделяется тому, как повысить уровень рождаемости, который низок в Восточной Европе и большей части остального континента (общий коэффициент рождаемости в Европе составляет 1,6 ребенка на одну женщину). Но решение проблемы эмиграции не менее важно, а в некоторых странах Восточной Европы, возможно, даже более важно. Если люди будут продолжать уезжать за границу, потому что они не могут найти возможности дома, любой потенциальный рост рождаемости приведет просто к увеличению эмиграции, а не к росту населения.
Повышение рождаемости не будет работать без большего равенства между мужчинами и женщинами. В высокоразвитых странах, где женщины хорошо образованы и хотят работать на оплачиваемой работе, любая попытка повысить рождаемость, скорее всего, потерпит неудачу, если мужчины не будут нести бремя ухода за детьми и выполнения домашних обязанностей, а работодатели будут продолжать дискриминировать женщин с детьми. Данные показывают, что страны с сильными традиционными гендерными нормами — в основном в Восточной и Южной Европе — также являются странами с самым низким уровнем рождаемости.
Одни лишь финансовые стимулы не заставят людей рожать больше детей. Кажется, это легко исправить. Тем не менее, исследования показывают, что предоставление людям денег, чтобы иметь больше детей, просто приводит к тому, что родители заводят детей раньше, чтобы обналичить стимул, но не увеличивает значительно количество детей, рождающихся у женщин в течение их жизни. Финансовая поддержка нуждающихся семей может быть важным инструментом, но она должна быть частью более широкого пакета мер политики.
В среднем люди хотят двоих детей, но для этого им нужна правильная среда. Проблема не в том, что люди не хотят еще детей. Проблема в том, что они часто не в состоянии иметь больше. Люди нуждаются в поддержке и уверенности в своем будущем, чтобы иметь возможность реализовать желаемый размер семьи. Для этого требуются лучшие возможности трудоустройства, гибкий график работы, щедрая поддержка семьи и отпуск по уходу за ребенком для обоих родителей, доступный качественный уход за детьми с раннего возраста и более равномерное распределение бремени между мужчинами и женщинами.
Создание «человеческого капитала» помогает обществу подготовиться к тому, что грядет. По всей Европе люди живут дольше и здоровее. Ученые согласны с тем, что старение населения — это реальность, которая никуда не денется. Обществу необходимо адаптироваться, и нет лучшего способа, чем инвестировать в здоровье и образование людей, начиная с самого раннего возраста и продолжая на протяжении всей жизни. Это имеет экономический смысл, поскольку здоровая и образованная рабочая сила более продуктивна и инновационна. Но это также гарантирует, что люди останутся активными и здоровыми в пожилом возрасте, чтобы они могли продолжать делиться своими ценными навыками и опытом.
В то время как мировые лидеры готовятся собраться в Найроби в ноябре, чтобы отметить прогресс, достигнутый после знаменательной Международной конференции по народонаселению и развитию (МКНР) в Каире 25 лет назад, мы должны признать проблемы, с которыми сталкиваются страны с сокращающимся и стареющим населением, и быть готовы помочь им в поиске перспективных решений, укрепляющих семьи и уважающих права каждого человека.
Региональная конференция, состоявшаяся на этой неделе в Сараево, Босния и Герцеговина, с участием правительств, экспертов и гражданского общества, посвящена изучению конкретных решений, которые страны региона могут применить, чтобы максимально использовать демографические изменения, с которыми они сталкиваются.
В переменах всегда есть возможность. Трудности Восточной Европы в том, чтобы дать людям возможность иметь столько детей, сколько они хотят, — это возможность устранить многие препятствия, с которыми сталкиваются молодые люди при создании семьи и, в более широком смысле, при реализации своего потенциала. А старение населения — это возможность коренным образом переосмыслить то, как пожилые люди ценятся в обществе.
В современном мире для стабильного и процветающего будущего важна не столько численность населения. В конечном счете, значение имеют здоровье, навыки и таланты членов общества.
Аланна Армитидж — директор Регионального отделения ЮНФПА для стран Восточной Европы и Центральной Азии, Фонда ООН в области народонаселения.
Что означает старение населения в Европе для ее экономического и социального будущего
19 декабря 2019 г.
6 МИН. ПРОЧИТАЙТЕ
Увеличение продолжительности жизни и снижение рождаемости коренным образом меняют общество. Как мы можем поддерживать социальную сплоченность и организовывать общественные службы, чтобы подготовиться к будущему?
Впервые на саммите G20 в этом году политики самых развитых и развивающихся стран отнесли старение к глобальным рискам. Хозяева, в частности Япония — самая быстро стареющая нация в мире — призвали к принятию эффективных мер по преодолению давления на государственные финансы и рынки труда. Другие настроены более оптимистично: члены британского парламента недавно заявили, что старение следует рассматривать как одну из самых «многообещающих возможностей 21 века».
Есть ли у стареющих обществ возможности в связи с возросшей экономической и социальной активностью людей старше 65 лет в Европе? Или они бросают вызов социальной сплоченности, увеличивая государственные расходы? Мы живем дольше и здоровее, но большинство из нас будет полагаться на здоровье и долгосрочный уход в пожилом возрасте. Оба фактора требуют переосмысления старения и разных жизненных этапов, а также улучшения поддержки людей с хроническими заболеваниями.
По мере старения демографических показателей численность работающего населения сокращается
Согласно прогнозам, в Европейском союзе численность населения трудоспособного возраста — от 15 до 65 лет — сократится с 333 миллионов в 2016 году до 292 миллионов в 2070 году. лица в возрасте 65 лет и старше вырастут с 19% до 29% населения, а люди в возрасте 80 лет и старше увеличатся с 5% до 13%.
Это значительное преобразование повлияет на наши рынки труда, здравоохранение, долгосрочный уход, транспорт, жилье и пенсионные системы. Наряду с глобализацией, цифровизацией и ухудшением состояния окружающей среды старение населения будет определять экономическое развитие, как указано в докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) за 2019 год.Издание «На пути к росту». В этом отчете и в недавних демографических сценариях для ЕС рекомендуется компенсировать увеличение ожидаемой продолжительности жизни и снижение рождаемости за счет сложной политики в области навыков и более инклюзивных рынков труда.
Возможности, которые приходят с возрастом
Возможности для сокращающейся рабочей силы в Европе — это более продолжительная трудовая жизнь и образование, позволяющие адаптироваться к уже меняющемуся рынку труда. Управление карьерой и возрастом предлагает несколько стратегий, помогающих людям участвовать в занятости по мере их старения: приобретение и поддержание необходимой квалификации и компетенций, гибкая рабочая карьера, различные варианты выхода на пенсию и поддержка перерывов на протяжении всей карьеры.
Помимо работы, люди старше 60 лет все чаще участвуют в общественной жизни и волонтерстве. Примерами в Европе являются университеты третьего возраста, проекты для нескольких поколений и дружеские отношения. Эти мероприятия поддерживают новые навыки и опыт, повышают индивидуальное благополучие и объединяют людей из разных слоев общества и поколений, что приводит к положительным последствиям для сообществ и общества в целом. Например, в Великобритании 35 000 членов 289 банков времени поддерживают друг друга, что дает огромный потенциал для облегчения работы медицинских и социальных служб.
В последние годы многие призывали «не использовать» возможности стареющих обществ, уделяя особое внимание участию в занятости и жизни общества и росту на рынке «серебряной экономики». Например, в Индексе активного старения лица, определяющие политику, могут оценить активную и здоровую политику старения.
Это также требует переосмысления всего нашего жизненного пути и старения. Жизненные этапы следует рассматривать более гибко — от трех статических и линейных этапов образования, трудовой жизни и выхода на пенсию (на которые люди переходят в силу своего физического возраста). Кроме того, позитивные взгляды на старение, такие как «активное старение», должны начинаться с нашего отношения. Согласно немецкому исследованию старения, люди, которые негативно относятся к старению, менее физически активны и более больны, чем люди, которые более оптимистично смотрят на свое будущее и возраст.
Расходы на здравоохранение и долгосрочный уход
Хотя мы живем дольше, очень вероятно, что в более позднем возрасте у нас разовьется инвалидность или множественные хронические заболевания, такие как сердечно-сосудистые заболевания или деменция. В результате затраты на долгосрочный уход и здоровье увеличатся на 2,1 процентных пункта и составят 26,7% ВВП в период с 2016 по 2070 год. Доступные, качественные услуги на уровне сообщества, как указано в Европейском компоненте социальных прав, имеют жизненно важное значение. оставаться здоровым и активным как можно дольше и жить хорошей жизнью до самой смерти.
Реформа систем ухода за больными в Европе включает во многих странах честные дебаты о повышении расходов и способах распределения расходов между государством и отдельными лицами. Между богатыми и бедными, между молодыми и старыми — этой дискуссии многие политики до сих пор избегали. Наряду с устойчивыми и общепринятыми моделями финансирования акцент на независимой жизни, автономии и достоинстве влияет на качество жизни и может, в свою очередь, привести к более эффективным расходам.
Здравоохранение или долгосрочный уход, как правило, забывают об индивидуальных способностях и опыте. Сосредоточение внимания на сильных сторонах людей, а не на их недостатках, может помочь им сохранить контроль над своей жизнью и оказывать поддержку более эффективно. Например, подходы в Англии и Германии учитывают возможности, социальные сети и индивидуальные пожелания при оценке потребности в уходе. Это также требует приверженности передовых работников. Например, в датской модели Life Long Living междисциплинарные команды помогают людям дольше выполнять повседневные задачи самостоятельно. В Нидерландах модель Buurtzorg убрала административные задачи, позволив участковым медсестрам проводить больше времени со своими пациентами. Это привело к более высокому качеству ухода и лучшим условиям труда для специалистов, а также к экономии около 40% расходов на здравоохранение.
Инвестиции в официальный уход требуют обученного, квалифицированного и преданного своему делу персонала. Лучшие условия труда и более высокая заработная плата могут повысить привлекательность этого сектора, который так остро нуждается в рабочей силе. В свою очередь, создание устойчивых и инклюзивных рабочих мест будет способствовать гендерному равенству, поскольку женщины обеспечивают большую часть неоплачиваемого профессионального ухода за пожилыми людьми.
Leave a Reply