Система образования в Германии, среднее и высшее образование в Германии
Система образования в Германии дает возможность любому гражданину развивать личность и свободно выбирать школу, вуз и профессию по своим наклонностям и способностям. Цель образовательной политики заключается в оказании оптимальной поддержки каждому человеку и предоставлении ему возможности получить профессиональную подготовку, отвечающую всем потребностям и интересам. В течение жизни гражданам Германии доступен комплекс общего, высшего и профессионального образования. Иностранные граждане в некоторых случаях имеют возможность получать бесплатное образование в Германии.
Этому высокоразвитому индустриальному государству крайне необходимы высококвалифицированные специалисты. Правительство страны заинтересовано в качественном обучении профессиональных кадров в различных научных областях. Из бюджета Германии ежегодно выделяются крупные суммы для развития системы образования. Обучение в этой стране является бесплатным для всех ее граждан и иностранцев. Система образования в Германии предполагает обучение в государственных и частных образовательных учреждениях.
Руководящие органы системы образования представлены Конференцией министров образования, а также Конференцией ректоров Германии. Руководство образовательным процессом на земельном уровне осуществляют профильные министерства. Собственный закон об образовании принят в каждой из земель, однако составлен он на основе единого Федерального закона.
Система дошкольного образования в Германии
Система дошкольных учреждений в Германии по российским меркам не очень удобна. Это связано со временем работы детских садов. К примеру, садики чаще всего работают с 7 до 12 часов дня. Но вас могут попросить забирать ребенка на обеденный перерыв, а потом привести его обратно. А если сад работает до четырех часов вечера, раньше забрать ребенка вы никак не сможете. В отличие от российских детских садов, в Германии не проводятся дошкольные занятия с детьми. Садики не контролируются Министерством образования, поэтому для них не разработана соответствующая программа. Образованием детей занимаются непосредственно родственники или отдают малышей в развивающие кружки.
Система школьного образования в Германии
Общее образование в Германии бесплатное. Абсолютно для всех обязательно 9-летнее школьное образование, а для самых способных и одаренных детей, планирующих поступление в вуз, система образования в Германии рассчитана на 12-13 лет. В Германии на сегодняшний день для более 12 миллионов школьников открыто около 50 тысяч школ.
Система школьного образования делится на три ступени: начальное (до 4го класса), первое среднее (с 4го по 10й класс) и второе среднее (с 10го по 13 класс).
Все дети, которые достигли шестилетнего возраста, поступают в начальную школу (Grundschule). Обучение в ней продолжается четыре года, нагрузка составляет порядка 20-30 часов в неделю.
После окончания начальной школы дети могут продолжать обучение в Hauptschule, Realschule, Gymnasium или Gesamtschule.
Наиболее слабые ученики для дальнейшего обучения направляются в Hauptschule (главную школу), где обучаются в течение пяти лет. Основная ее цель заключается в подготовке к малоквалифицированной деятельности. Здесь можно получить лишь базовое образование. Нагрузка составляет 30-33 часа в неделю. По окончании главной школы выпускник может продолжить обучение и получить профессиональное образование или начать работать.
Ученики с результатами выше средних поступают в Realschule (реальную школу) и обучаются на протяжении шести лет. Такие школы обладают достаточно высоким статусом и предоставляют профессиональное образование в сферах торговли, обслуживания и государственной службы. Полученный по результатам обучения высокий бал позволяет с легкостью поступить в гимназию, а затем и в вуз.
Наиболее престижным типом школы является Gymnasium (гимназия), ее диплом позволяет без экзаменов поступить на многие факультеты университетов. Гимназии, как правило, специализируются на гуманитарном образовании. Ученики тринадцатого класса являются уже абитуриентами, они непосредственно готовятся к учёбе в университете. По окончании последнего класса школьники сдают экзамены по основным школьным дисциплинам (Abitur). Качество подготовки в тринадцатом классе и сложность экзаменов в гимназии очень высоки.
Основные черты вышеперечисленных учреждений объединены в Gesamtschule (объединенной школе). Продолжительность обучения в ней составляет шесть лет, то есть с пятого по десятый класс. Некоторые объединенные школы предлагают обучение в старших классах (с одиннадцатого по тринадцатый). Их организация напоминает старшие классы гимназий, но сюда поступают дети, не имеющие рекомендации из начальной школы. К тому же не во всех землях есть школы данного типа. В случае успешного окончания старших классов объединенной школы ученику выдается Hochschulreife (аттестат зрелости). Этого документа будет достаточно для поступления в вуз.
Кроме вышеперечисленных разновидностей школ, система образования в Германии включает специальные школы самого разного уровня и профиля для учеников с ограниченными физическими или умственными возможностями, называются они Sonderschule.
Система образования в Германии устанавливает стандартные правила для поступления в университет. Допуском к обучению в вузе является диплом Abitur. Этот документ выдается по итогам обучения в гимназии или в объединенной школе по программе гимназии. Международная классификация стандартов образования ЮНЕСКО ISCED определяет, что эти требования соответствуют второму курсу университетов стран, в которых применяется десятилетняя или одиннадцатилетняя система школьного образования (к примеру, в Российской Федерации).
Средняя оценка экзаменов является важнейшим критерием в получении возможности обучения в вузе. Вступительные экзамены в университеты Германии не проводятся. Приём абитуриентов осуществляется в соответствии со средними оценками в аттестате, также учитываются некоторые социальные факторы. Если на обучение в вуз претендентов больше абитуриентов, чем есть свободных мест, то принимаются только самые лучшие. Все остальные становятся в очередь и могут получить гарантированное место в следующем году.
Также к системе школьного образования в Германии можно отнести так называемые штудиенколлеги – колледжи довузовской подготовки, которые позволяют иностранным студентам с недостаточным уровнем среднего образования восполнить этот дефицит и поступить в университеты Германии.
Система высшего образования в Германии
Высшее образование в государственных вузах Германии для граждан Германии, и для иностранцев как правило является бесплатным. Такую государственную политику в сфере образования себе может позволить только экономически и политически стабильная страна. Это способствует формированию квалифицированной рабочей силы для государства, так как значительная часть иностранцев, которые закончили немецкий вуз, остается работать в Германии.
Это также необходимо и для формирования будущих партнеров немецких компаний, ведь многие студенты-иностранцы возвращаются на родину, находят высокооплачиваемую работу по специальности и быстро продвигаются по карьерной лестнице. Получив диплом немецкого вуза, можно продолжить обучение в аспирантуре или найти работу, например, в Германии или странах Евросоюза. Согласно иммиграционному законодательству, иностранные студенты, успешно закончившие немецкие вузы, имеют возможность в течение одного года искать работу в стране.
Система образования в Германии – отличия
Высшее образование в Германии значительно отличается от российской системы. Один из основных принципов организации немецкой высшей школы заключается в академической свободе, которая обладает самыми разными последствиями и проявлениями. Не только сами вузы представляют собой автономные образования, но и каждый член вузовского сообщества обладает свободой и самостоятельностью. В обучении в Германии нет жесткого порядка. Студенты немецкого вуза предоставлены сами себе, что дает свободу выбора и действий, однако требует самодисциплины и ответственности.
Обучение в Германии проходит так, что студент немецкого вуза не обязан вместе со своими однокурсниками (такого понятия вообще нет в этой стране) посещать занятия. Ему необходимо самому выбрать определенную специальность и учебную программу, организовать учебный план и личное время в соответствии с требованиями, которые предъявляются к обучающимся по этой программе. Студент может в произвольном порядке ходить на семинары и лекции, выбирать время для практики и стажировок, находить свободное время для подработок. Учитывая такие лояльные правила, не все студенты успевают выполнить стандартный план обучения.
Дуальное образование в Германии – Duales Studium
Углубляться в теорию в вузе, а с практикой знакомиться на предприятии – дуальное обучение становится всё более популярным среди выпускников школ. Для экономики это также позитивный показатель – за последние десять лет количество студентов, готовых обучаться прямо на работе, возросло вдвое, уровень безработицы в Германии снижается, в то время как в других странах Европы он доходит до критической точки!
Всё благодаря так называемой дуальной системе образования, суть которой состоит в том, что выпускники получают диплом о высшем образовании, подкрепленный долговременной производственной практикой.
Теоретическое образование в университете – это много и одновременно недостаточно. В конце концов, не каждый абитуриент хочет учиться, не все могут себя материально содержать во время студенчества. Поэтому многие компании, особенно из числа влиятельных мировых гигантов или из среднего звена, предлагают базу для дуального образования (duales Studium): оплачиваемая практика на предприятии и теория в вузе.
Среди «дуальных» выпускников немало успешных людей: Бернхард Шрайер, генеральный директор компании Heidelberger Druckmaschinen AG; Ханс-Юрген Бюденбендер, член правления Sparkassen-Versicherung Sachsen; Андреас Бернхардт, бывший генеральный директор Alcatel SEL. Все трое являются отличным примером того, что новая система работает!
Дуальное образование – это пример беспроигрышной ситуации как для студентов, так и для компаний
«Вакантные рабочие места пользуются бешеным спросом, – говорит Хельмут Кляйн (Helmut Klein) из Института немецкой экономики в Кёльне, – и это стратегически выгодный шаг для фирмы – принять человека на дуальное обучение и поставить его через несколько лет на руководящую должность». Дуальную систему наглядно можно описать так: согласно специальному расписанию, студенты посещают занятия в вузе и параллельно по утвержденным дням работают на фирме или предприятии, участвуют в производственных проектах, получают заработную плату (от 600 до 1000 евро) и имеют право на отпуск, как и остальные сотрудники.
Поэтому руководству фирмы проще добавить практиканта после получения диплома в штат сотрудников, нежели искать и заново обучать нового кандидата. Однако стоит помнить, что вам предстоит собеседование перед потенциальным руководителем практики и начальником, которые решают, отвечаете ли вы поставленным требованиям. На некоторых крупных фирмах, например Volkswagen, при приеме на дуальную систему со студентом заключается договор, согласно которому компания обязана принять его на работу, если его выпускной балл будет достаточно высоким. Такую позицию подтверждает также исследование Федерального института профессиональной подготовки (Bundesinstituts für Berufsbildung – BIBB): 76 % опрошенных предприятий ценят в своих выпускниках отличные знания о ходе производственных и экономических процессов. Каждая вторая фирма (45,6 %) принимает на работу своего практиканта после окончания дуального обучения.
Почти 64 % компаний убеждены, что дуальных студентов отличает от других высокая мотивация и самостоятельность в работе. Многие хвалят также профессиональные навыки (46,5 Prozent) и умение работать в команде (45,9%). И в завершение, три четверти опрошенных компаний (74 %) признают дуальную систему образования наиболее качественной и эффективной по сравнению с классической формой обучения. Таким образом система образования в Германии реагирует на актуальные тенденции и запроса рынка труда.
Подробнее о дуальном образовании.
Сравнительная характеристика систем образования в России и Германии
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 28
Экзаменационный материал по немецкому языку на тему:
«Сравнительная характеристика систем образования в Германии и России».
Выполнила:
ученица 9 Б класса
Гурьянова Д.
Проверил:
учитель немецкого
языка
Никитина О.Ю.
Ульяновск
2011
Содержание
Введение ……………………………………………………………….3
I. Основная часть …………………………………………………4
1.1.Школы в Германии………………………………………………………..4
1.2. Школы в России………………………………………………….…..6
1.3. Студенчество в Германии…………………………………………….9
1.4. Студенчество в России……………………………………………..11
1.5. Схема систем образования в Германии и в России………………12
1.6. Различия и сходства систем образования в Германии и России…13
1.7. Преимущества и недостатки образования в Германии и России…………………………………………………………………….15
II.Заключение…………………………………………………..….19
Список литературы……………………………………………..21
Введение
Тема моей работы – это «Сравнительная характеристика систем образования в Германии и России». Задачами работы является обобщение собранного материала по системам образования и рассмотрение подготовки учителей в Германии и России.
Я учусь в девятом классе и хотела бы в будущем поступить в высшее учебное заведение. Меня волнуют следующие вопросы. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI век, чтобы подготовить человека к жизни и труду? Мне интересно знать, почему человек, который окончил институт, идет работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране. Я прочитала достаточно литературы о системе образования в нашей стране, но так как в школе я изучаю немецкий язык, я хотела бы как можно больше узнать о системе образования в Германии. Это является целью моей работы. Я читала о том, что зарубежные и отечественные ученые говорят о несоответствии современной системы образования объективным требованиям нынешнего этапа общественного развития. Я думаю, что переворот в технике, науке и других областях требует от специалиста глубоких и прочных знаний. Поэтому роль современной системы образования очень важна. Ученые работают над реформами в образовании, и я думаю, что они помогут молодым людям реализовать себя, получить качественное образование, быть нужным в обществе.
I. Основная часть
1.1. Школы в Германии
В Германии имеется несколько систем обучения. Я хочу поподробнее остановится на описании каждой из них.
А) Начальная школа
В этой школе дети учатся читать, писать и считать. Ученики знакомятся с естественной историей, искусством и другими предметами. Во многих начальных школах изучают иностранные языки.
Б) Основная школа
Это одна система уровня дальнейшего образования, которая идет после начальной школы и способствует основному общему образованию. Она будет закончена после 9 или 10 лет обучения «выпускником основной школы». В дальнейшем упор делают на основное обучение и обучение в обязательной профессиональной школе (УПК) одновременно.
В) Реальная школа (10 классов)
Это одна система уровня дальнейшего образования, которая идет после начальной школы и способствует дальнейшему расширению образования. Она будет закончена после 9 или 10 лет обучения «выпускником реальной школы». Такое образование дает возможность поступать в УПК или в Fachoberschule (специальное профессиональное учебное заведение, после которого можно поступать в технический ВУЗ).
Оно имеет силу как предпосылка для работы в экономической сфере или работе на себя.
Г) Гимназия
Это одна система уровня дальнейшего образования I и II и она дает полное, углубленное среднее образование, после 13, в новых федеральных землях, после 12 учебных лет, с аттестатом зрелости, открывает возможность поступать в ВУЗ. В 11 – 13 классах дается система курсов. На курсах ученики выбирают профессию, наиболее интересную для них. Это облегчает поступление в институт.
Д) Всеобщая школа
Охватывает все три уровня образования — Основную школу, Реальную школу, Гимназию. Как правило, она заботится о детях до 10 лет обучения. В отдельных землях это позволяет получить аттестат зрелости.
Е) Профессиональное образование
Для профессионального образования имеет значение так называемая двоичная система, международно-признанная:
обучение (Также называемое « Azubis ») идёт через практическое обучение на предприятиях индустрии, торговли или работы рабочим и посещение, одновременно, в течение двух или трёх с половиной лет Berufsschule (обязательной государственной профессиональной школы). Веrufsschu1е не только для желающих здесь обучаться. Она является обязательной школой для всей молодежи, которые не достигли восемнадцатилетия и не могут посещать другие школы. Крупные предприятия создают собственные Веrufsschule, после соответствующего государственного разрешения и финансовой проверки предприятия. С 18 лет заканчивается обязательное обучение профессии. При выборе профессии будет отчетливо ясно, что наибольшим спросом пользуются профессии из сферы обслуживания и в отделе занятости населения, большим спросом пользуется образование Фрезеровщика и подобное. Имеется около 430 профессий, которым обучают, но большинство молодых людей решаются на одно образование в области коммерции. Как, например: торговые фирмы и банковский торговый агент или коммерсант.
1.2. Школы в России
Рассмотрев подробно систему образования в Германии, можно перейти к описанию образования у нас в России. Выделяют следующие школы:
А) Начальная школа
Это первый этап общего образования у детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства.
Б) Основная школа
В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе: каждый учебный курс ведёт учитель — специалист по данной дисциплине, за которым закреплён собственный кабинет, и класс в течение учебного дня переходит из кабинета в кабинет. Кроме того, за классом закрепляется классный руководитель — один из учителей школы (не обязательно ведущий в этом классе какие-либо уроки, а в некоторых школах — освобождённый от учебной работы вообще), который официально отвечает за класс, решает административные и организационные вопросы, связанные с обучением класса в целом и его учеников.
В) Старшие классы
Последние два года обучения занимает завершение среднего образования. Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз.
В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое количество новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться. В дополнение к общеобразовательным предметам вводится Начальная военная подготовка (НВП), рассматриваемая как подготовка учащихся к службе в армии. Этот предмет обычно ведут отставные военные, на него может отводиться отдельный день в учебной неделе. Учебная нагрузка в старших классах составляет до семи уроков в день.
По завершении обучения ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Ученики обязаны сдать математику и русский язык. Сдача ЕГЭ по остальным предметам является добровольной, при этом ученики выбирают, как правило, те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз.
С введением ЕГЭ эти льготы утратили смысл и были отменены. Выдача медалей по-прежнему допускается (и практикуется в реальности), но лишь в качестве морального поощрения.
Успешно закончивший последний этап обучения получает «Аттестат о среднем образовании» — документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изучавшимся предметам.
Г) Профессиональное образование
В развитых странах среднее образование, начиная с XX века, является обязательным и всеобщим. Возраст окончания среднего образования обычно приближен к наступлению совершеннолетия, после чего образование либо завершается, либо продолжается в высшей школе, учреждениях профессионального образования и других образовательных учреждениях, обучение в которых не является обязательным для всех. Обычно среднее образование получают в подростковом возрасте, и его основной целью является подготовка к продолжению образования.
В России профессиональное образование также считается средним (средним специальным), хотя за рубежом оно может относиться к высшему образованию.
1. 3. Студенчество в Германии
Университеты в Германии давно играют значительную роль в культурной жизни. Первый немецкий университет появился 1348 году в Праге. Затем появился в Вене в 1365 году, в Хайдельбурге в 1386 году, в Кёльне в 1388 году.
Университеты были первые сто лет маленькими и вмещали всего только примерно 200 студентов. В 1620 году все университеты вместе вмещали 8000 студентов.
Учеба в немецком институте состоит почти всегда из двух больших частей: в одной части «начальное обучение», в другой части — «основная ступень». Кроме этого, семестр на больших факультетах разделен на два учебных подкурса, определенных типов учебных мероприятий.
В «начальном обучении» посещают вводные лекции. Они про- водятся доцентом или ассистентом профессора и нужны, как первый обзор хода учебы. На них обсуждаются проблемы начала обучения, как к примеру поиск литературы на определенную тему или подготовка к семинару.
На этой основе это может быть предметом возможных занятий просеминара (семинар на 1 и 2 курсах). Цель просеминара состоит в том, чтобы получать специальные знания на основе научных работ, что способствует общему накоплению знаний. Успешное участие в просеминарах будет подтверждено словом «зачет», на основе хорошего реферата,
домашней роботы или выдержанной «Клаусурен» (письменной экзаменационной работы). Часть освещённых в просеминаре знаний служит, прежде всего, для понимания природы изучаемой науки, подтверждаемого при прохождении ознакомительной практики или экскурсии и нужна для успешного окончания «начального обучения».
«Основная ступень» служит расширению знаний, полученных на «начальном обучении» и для подготовки к экзаменам. В семинарах принимают участие прогрессивные профессора на основных и «спецкурсах» (на старших курсах). К тому же практика оплачиваемая, платят за практическое применение полученных теоретических знаний — работу, и лекции, при которых профессор определяет тему доклада.
1.4. Студенчество в России
В отличие от начального и среднего, высшее образование даже в развитых странах не является всеобщим. В наиболее развитых странах через систему высшего образования проходит до половины населения. Она сама по себе является значимой отраслью экономики, как источник научных знаний и образованных работников для прочих отраслей. Традиционно высшее образование разделяется на два этапа: бакалавриат и магистратура/аспирантура, но в России до присоединения к Болонскому процессу такое разделение относилось только к аспирантуре, а вместо бакалавров и магистров советские вузы готовили специалистов. Основными учреждениями высшего образования являются университеты и колледжи. Выпускники вузов обычно получают диплом, а аспирантам по итогам защиты кандидатской диссертации может быть присуждена учёная степень. На последнем этапе обучения студенты и аспиранты обязаны не только получать образование в обычном смысле этого слова, но и принимать непосредственное участие в научных исследованиях, а получение диплома или учёной степени зависит от результатов научной работы.
1.5. Схема систем образования Deutschland:
• Der Kindergarten Ab 3 bis 6 Jahre
• Grundschule-1-4. Klassen
• Nach der Grundschule gibt es 4 Wege:
• Hauptschule;
• Realschule;
• Gymnasium;
• Gesamtschule.
• Man lernt bis 13.Klasse
• Das Duale System der Berufsausbilung
Ruβland:
• Der Kindergarten ab 1 bis 7 Jahre
• Grundschule-1-4. Klassen
• Nach der Grundschule gibt es nur Hauptschule
Nach der Hauptschulemittlere volle Schule oder Realschule, Berufsschule.
Man lernt bis 11.Klasse.
• Es gibt kein Duales System der Berufsausbilung
1.6. Различия и сходства высшего образования в Германии и России
Рассмотрев систему высшего образования в Германии и России, я пришла к выводу, что отличие немецких университетов от российских заключается еще и в том, что в системе высшего образования Германии не существует уровней обучения как понятия «классов». Почти для всех курсов обучения рекомендованы учебные планы и требуется сдача промежуточных экзаменов, однако по многим дисциплинам студенты сами делают выбор в отношении изучаемых предметов и расписания занятий, то есть самостоятельно составляют программу на каждый семестр. Учебный год начинается примерно 15 октября и состоит, как и в России, из двух семестров. В конце каждого из них учащийся собирает специальные сертификаты тех спецкурсов и лекций, которые он прослушал и, в том случае, если он набрал определенное их количество, может подать заявку на экзамен и сдать его. В этом — преимущество и недостаток немецких вузов, потому что студенты могут безбоязненно предаваться развлечениям вместо учебы, особенно не привыкшие к такой свободе русские. К относительным недостаткам системы образования Германии можно отнести слишком большую среднюю продолжительность учебы и неограниченный ее срок. Сегодня, чтобы получить специальность, студент немецкого университета учится в среднем 14 семестров, то есть семь лет. По сравнению с мировым уровнем это достаточно долго.
Во втором типе вузов — специализированных высших школах — процесс обучения более регламентирован и похож на учебу в России. Поскольку в этом случае учащиеся обязаны следовать конкретному учебному плану и расписанию экзаменов, высшую школу можно закончить за 4 года. Неограниченное время обучения в вузах Германии стало своего рода проблемой для их руководства, которое, в конце концов, стало бороться с вечными студентами. Теперь, если человек учится больше нормированного времени — обычно это 5-7 лет, ему приходится выплачивать за учебу небольшие суммы. Зато для иностранных студентов существует еще немалое количество преимуществ немецкого образования. Во-первых, в России учебная программа рассчитана на 34 -36 часов в неделю, в Германии она обычно составляет не более 20 часов. Во-вторых, студенты учатся не по учебникам, а по лекциям и книгам, которые берут в библиотеке. Это предполагает использование авторитетных и современных источников знания, а также новейших научных данных, что положительно отражается на качестве приобретенных знаний.
1.7.Преимущества и недостатки образования в Германии и России
Таким образом, на основе различий и сходств систем образования можно поподробнее узнать об их преимуществах и недостатках. В последнее время немецкие вузы принимали более 146 000 учащихся из-за рубежа в год. Российские студенты, учащиеся и стажирующиеся в ФРГ, пользуются очень хорошей репутацией в научных кругах, поскольку подготовка специалистов в России проводится на очень высоком уровне. Вопрос с платой за учёбу решается по-разному. В 5 федеральных землях с самого начала взимается плата в размере около 500 евро за семестр. Учащиеся из России могут поступать в любые Вузы Германии, но это невозможно сделать сразу после окончания школы. Дело в принципиальных различиях в системе среднего образования России и образования Германии. Немецкие школьники учатся в школе 13 лет, русские — только 11, поэтому поступить в немецкий университет можно лишь после окончания двух курсов российского высшего учебного заведения. Существует и другой вариант — при университетах в Германии есть специальные колледжи, которые готовят к поступлению в вуз иностранных студентов, желающих получать в Германии высшее образование. Подготовка проводится, в основном, для совершенствования немецкого языка абитуриентов, и, кроме того, по будущей специальности. В подобных колледжах Германии обучение длится один год и туда можно поступить уже после первого курса российского института или университета.
Расширение немецкой вузовской базы не поспевает за ростом числа учащихся, поэтому в последние годы в германских учебных заведениях сложилась особая ситуация по приему студентов. Наплыв абитуриентов привел к введению по всей стране количественного ограничения на прием в вузы даже по широко распространенным дисциплинам. Как правило, шанс на получение места в Вузе зависит от среднего балла аттестата зрелости и сроков ожидания, поскольку вступительных экзаменов не существует. На престижных факультетах, которыми в настоящее время являются медицинский, стоматологический, ветеринарный, фармакологии и психологии может применяться особая процедура отбора, при которой могут учитываться различные обстоятельства. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х — начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе Российской Федерации «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Однако произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.
Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права).
Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.
В переходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, граждане — все, заинтересованные в качественном образовании.
В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда. Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения.
В условиях ожидаемого демографического спада контингент учащихся сократится практически на одну треть, что создает ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ и других «точек роста» в образовании.
Меры государственной поддержки образования будут сочетаться с усилением роли органов государственной власти и управления образованием в обеспечении совместно с общественностью высокого и современного качества работы образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, систематическом анализе перспективных потребностей рынков труда.
Главная задача российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Модернизация образования — это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.
II. Заключение
В Германию из России ежегодно отправляются на обучение 2000 человек. Видимо, немецкие университеты заинтересованы в том, чтобы принять большее число россиян.
Сразу после школы поступить в немецкий вуз нельзя (наши аттестаты зрелости не конвертируются в Европе). Нужно проучиться как минимум два года в России, а потом с сертификатом, который принимает вуз Германии, студент может отправляться учиться в эту страну. В Германии к тому же можно учиться на английском. Среди специальностей, пользующихся у наших соотечественников наибольшим спросом, — экономика, менеджмент, управление производством, инженерные специальности. На выставке «Образование и карьера» свои вузы представляли ведущие страны мира. Собственную экспозицию «Hi!Potentials-2007» привезла Германия. В ней приняли участие около 20 немецких университетов, исследовательских и языковых центров. Больше всего стендов развернула служба академических обменов DAAD при посольстве ФРГ. Наряду с DAAD свои стенды на выставке представляли и частные образовательные организации. Например, Европейский образовательный центр в Гамбурге. «Мы приглашаем абитуриентов в возрасте до 35 лет для обучения в Германии, — сказала обозревателю РЖ представительница Европейского образовательного центра. — Интерес российских студентов велик. Самые популярные среди них — Мюнхенский университет, университеты в Гамбурге и Берлине. За два дня работы к нам уже пришло около тысячи человек. Чтобы поступить, обязательно нужен сертификат TestDaF, подтверждающий хорошее владение немецким языком. Это самое главное. Если его нет, можно в течение полугода учить язык в выбранном вузе. Многие обращаются с нулевым знанием немецкого, чтобы сначала выучить язык, а потом остаться в Германии для получения высшего образования».
На вопрос о том, с какой целью российские студенты стремятся получить высшее образование в Германии (остаются ли они потом в стране или возвращаются домой), представительница центра ответила: «Цель проста: получить международное образование. А это — хорошая карьера». В Германии с недавних пор в основном платное высшее образование. В некоторых землях, правда, есть бесплатные университеты, но это встречается редко. Впрочем, если сравнить стоимость обучения в Германии и в нашем МГУ, разница будет огромной. И не в пользу МГУ, где год обучения в среднем обходится студенту в 7000 евро, в то время как в Германии — в 1000-1200 (500-600 евро за семестр, в зависимости от вуза и университета). Плюс жилье и питание, которое обойдется иностранцу в среднем (если особенно не шиковать) от пятисот до семисот евро в месяц.
Проанализировав и подробно рассмотрев систему образования в России и в Германии, я пришла к следующему выводу: образование в Германии более разностороннее (много различных типов школ), оно дает больше возможностей для самореализации, больше возможностей при выборе профессии; можно учиться на так называемой ориентировочной ступени и пробовать себя; можно проходить практику на различных предприятиях и одновременно получать профессиональное образование (двойная система профессионального образования в Германии).
Система образования России против Германии
03 марта 2018© Университет ИТМО
Образование в России и Германии построено на общих принципах Болонской системы, поэтому образование в России и в Германии имеет много общего по этапам обучения и уровням подготовки. Однако есть и отличия. Давайте сравним образование в России и Германии в основном.
Учебный год
В России начало школьного и университетского учебного года одинаково для всей страны, его 1 сентября. Год состоит из двух семестров. Каждый семестр длится 14 недель и заканчивается экзаменационным периодом. Студенты посещают лекции и семинары по смежным темам и много занимаются самостоятельными занятиями. Например, они должны написать ежегодную курсовую работу.
В Германии в любой федеральной земле учебный год начинается и заканчивается 1 октября. Колледжи и подготовительные курсы начинаются по своему расписанию. Это помогает более эффективно организовать аэропорты и дорожное движение и избежать заторов. Первый семестр с октября по март, второй с апреля по сентябрь. Летние каникулы всего 6 недель. Сроки и расписание лучше уточнять в выбранном вузе, т. к. оно может отличаться.
Требования для зачисления
В России: выпускники школ сдают ЕГЭ. Результаты одинаковы для всех российских вузов, поэтому абитуриент свободен в выборе вуза. Иностранные студенты могут выбрать английский или русский язык обучения. А некоторым вузам даже не нужен языковой сертификат. Российские программы более привлекательны своей ценой и разнообразием. А если вы не очень хорошо говорите по-русски, перед поступлением можно пройти подготовительные курсы.
В Германии обучение длится 13 лет. Таким образом, иностранные студенты приезжают учиться в Германию на два года старше, чем отечественные студенты-первокурсники. Другое дело, что последние два года образовательная программа в Германии более глубокая и может быть сравнима с российскими или европейскими первыми двумя годами в университете. Поскольку знания и возраст разные, обычно в университет сразу не поступишь. Иностранные абитуриенты сначала выбирают обучение в колледже, где они могут получить базовые знания для поступления в университет и повысить уровень немецкого языка, который является там приоритетным языком обучения.
Планирование занятий
В России: студенты учатся в группах. С учетом направления обучения администрация разрабатывает для каждой группы расписание занятий с необходимым количеством часов по всем дисциплинам. Занятия могут проводиться как для одной группы из 20-30 человек, так и для нескольких студентов одновременно.
В Германии: студенты самостоятельно выбирают дисциплины для изучения в соответствии со своими интересами и планами на будущее. Это требует высокого уровня ответственности при планировании учебы, чему учат в школе или на уровне высшего образования (для иностранцев). Лекции и семинары может посещать огромное количество студентов одновременно.
Системы мониторинга
В России: студенты посещают лекции и семинары, сдают зачеты и семестровые экзамены. Часть обучения принимает участие в исследовательских проектах различными способами, например, посредством курсовой работы или презентаций. Администрация может применить санкции в случае большого количества невыполненных учебных заданий или систематической неуспеваемости, а также в случае неявки студента на занятия без причины.
В Германии: администрация учебного заведения придает большое значение академическим успехам студентов и тщательно следит за выполнением всех работ. Санкции могут применяться даже за списывание на экзаменах или практических семинарах. Более подробную информацию об обучении в России и в Германии вы найдете здесь.
Поделиться
Все статьи
Выберите программу и университет
Узнайте о финансировании и стипендиях
Подготовьте пакет документов
Пройти конкурсный отбор
Получить приглашение и подать заявление на получение студенческой визы
Сотни изгнанных немцев собираются покинуть Россию Российско-германские отношения ухудшились с началом российского вторжения в Украину
Сотни немцев, работающих в сфере образования и культуры, будут высланы из России в следующем месяце, сообщает МИД Германии.
Это подтвердило сообщения СМИ о том, что Россия решила ограничить количество немецких сотрудников с начала июня.
Среди них учителя немецкой школы в Москве и сотрудники культурного объединения Гёте-Институт.
Этот шаг следует за высылкой дипломатов «око за око» и обострением отношений между Россией и Германией.
В прошлом месяце Россия и Германия объявили по 40 сотрудников своих посольств персонами нон грата или нежелательными лицами и выслали их.
Немецкая ежедневная газета Süddeutsche Zeitung сообщила, что последний шаг затронет «трехзначное число» сотрудников, включая дипломатов.
«В связи с этим односторонним, необоснованным и непонятным решением федеральное правительство в настоящее время озабочено обеспечением минимального присутствия посредников в России при одновременном сохранении дипломатического присутствия», — цитирует газета МИД Германии.
Принимая решение о максимальном количестве россиян в Германии, министерство заявило, что будет стремиться к обеспечению реального баланса на практике.
Несколько стран ЕС выслали российских дипломатов с начала войны в Украине. В марте 2022 года более 40 дипломатов, подозреваемых в шпионаже, получили приказы о высылке из четырех стран ЕС.
Ранее Россию и Германию связывали глубокие экономические и культурные связи, которые обострились после полномасштабного вторжения России в Украину.
В течение нескольких дней канцлер Олаф Шольц произвел революцию во внешней политике Германии, увеличив военные расходы и обязавшись поставлять оружие прямо на Украину.
Мистер Шольц сдержал свое обещание. Когда в январе Германия объявила, что отправит на Украину танки Leopard 2, Россия обвинила ее в отказе от «исторической ответственности перед Россией», вытекающей из преступлений нацистов во время Второй мировой войны.
Ничуть не испугавшись, ранее в этом месяце Шольц пообещал поддерживать Украину «до тех пор, пока это будет необходимо», пообещав оружия на 2,7 млрд евро (2,4 млрд фунтов стерлингов).
Германия также усердно работала над тем, чтобы покончить со своей зависимостью от российского газа, благодаря бешеным закупкам у других стран и рекордно быстрому строительству своего самого первого импортного терминала для сжиженного природного газа (СПГ).
Leave a Reply