Система образования Финляндии
Suomalainen koulutusjärjestelmä
Опубликовано02.03.2023
В Финляндии высокий уровень образования. Разница в результатах между школами незначительная, и практически все учащиеся заканчивают школу в положенные сроки. Подготовительное обучение, среднее образование и образование второй ступени бесплатные, последующее образование в большинстве случаев также бесплатное. Предполагается, что у каждого, вне зависимости от уровня доходов семьи, должны быть равные возможности для того, чтобы получить качественное образование и стать активным гражданином страны.
- Дошкольное воспитание
- Подготовительное обучение
- Основное общее образование
- Образование второй ступени
- Высшее образование
- Поступление в учебное заведение
- Иные возможности обучения
- Изучение языков
Система образования включает в себя дошкольное воспитание, подготовительное обучение, среднее образование, образование второй ступени и высшее образование. Для взрослых предусмотрено специальное образование. В рамках образования для взрослых существует множество вариантов обучения, от освоения программы средней школы до получения высшего образования.
Дошкольное воспитание
В Финляндии каждый ребенок, не достигший школьного возраста, имеет право на дошкольное воспитание (varhaiskasvatus). Дошкольное воспитание осуществляется в муниципальных и в семейных детских садах. Ребенок также может участвовать в открытых мероприятиях для дошкольников вместе с одним из родителей, например, на детских площадках. Цель заключается в содействии развитию и благополучию ребенка и обеспечении равенства при обучении. В процессе дошкольного воспитания формируются социальные и языковые навыки, развивается мелкая моторика и приобретаются прочие умения и знания. Также ребенок осваивает навыки, которые помогут ему в дальнейшей учебе.
В течение дня дети много играют и гуляют. Если родным языком ребёнка не является финский или шведский, ему предоставляется помощь в изучении финского или шведского языка. Дети с особыми потребностями могут также получать коррекционную помощь.
В Финляндии каждый ребенок, не достигший школьного возраста, имеет право на дошкольное воспитание (varhaiskasvatus). Дошкольное воспитание осуществляется в муниципальных и в семейных детских садах. Ребенок также может участвовать в открытых мероприятиях для дошкольников вместе с одним из родителей, например, на детских площадках. Цель заключается в содействии развитию и благополучию ребенка и обеспечении равенства при обучении. В процессе дошкольного воспитания формируются социальные и языковые навыки, развивается мелкая моторика и приобретаются прочие умения и знания. Также ребенок осваивает навыки, которые помогут ему в дальнейшей учебе.
Дополнительная информация о дошкольном воспитании приведена на сайте InfoFinland в разделе Дошкольное воспитание.
Подготовительное обучение
В соответствии с законодательством Финляндии, перед началом учебы в школе дети должны в течение одного года проходить подготовительное обучение (esiopetus). Обычно подготовительное обучение начинается, когда ребенку исполняется шесть лет. Организацией подготовительного обучения занимаются муниципалитеты, и для семьи оно бесплатное. С детьми работают специалисты в области дошкольного обучения с высшим педагогическим образованием. Обычно ребенок занимается в дошкольном учреждении с понедельника по пятницу по четыре часа в день, во время работы школ. Одновременно с подготовительным обучением ребенок может получать дошкольное воспитание.
В течение года ребёнок осваивает навыки, которые ему понадобятся в школе, например, алфавит. Однако читать на данном этапе дети ещё не учатся. Если родным языком ребёнка не является финский или шведский, ему предоставляется помощь в изучении финского или шведского языка. В течение дня дети также много играют и гуляют.
Дополнительная информация приведена на сайте InfoFinland в разделе Подготовительное обучение.
Основное общее образование
Основное общее образование (perusopetus) в Финляндии начинается в тот год, когда ребенку исполняется семь лет. Все дети, постоянно проживающие на территории Финляндии, обязаны получить основное общее образование. Обучение в средней школе длится девять лет.
В Финляндии основное общее образование регулируется законодательством. Дополнительно действуют государственный базисный учебный план, а также местные учебные планы.
Организацией основного общего образования занимаются муниципалитеты, и для семей оно является бесплатным. В первом и втором классах учебная неделя составляет минимум 20 часов, в старших классах ее продолжительность увеличивается.
В Финляндии все учителя средней школы имеют диплом магистра. Учителя 1–6 классов имеют общее педагогическое образование. А учителя 7–9 классов имеют образование со специализацией по тем предметам, которые они преподают.
В вопросах планирования учебного процесса учителя имеют большую свободу и самостоятельно планируют занятия на основании национального и местного учебного планов. В последнее время в учебном плане особое внимание уделяется, в частности, блокам, включающим в себя несколько предметов, изучению повседневных явлений, а также информационным и коммуникационным технологиям.
Зачастую с 1-го- по 6-ой класс с детьми работает один и тот же учитель. Он хорошо узнает учеников и поэтому может выстраивать обучение в соответствии с их уровнем и особенностями. Важной особенностью учебного процесса является обучение самостоятельному мышлению и воспитание ответственного отношения к учёбе.
Учитель оценивает успеваемость учеников. В средней школе все оценки ставит учитель. Национальные тесты в средней школе не проводятся. Вместо этого контроль достижений результатов учащихся производится посредством выборочной оценки. Мероприятия по оценке обычно проводятся в девятом классе.
Если ребёнок или подросток недавно переехал в Финляндию, он может пройти обучение, которое подготовит его к учёбе в средней школе. Обычно подготовительное обучение длится один год. Если после этого ученику по-прежнему будет нужна помощь в освоении языка, он сможет продолжить изучение финского или шведского языка в качестве второго языка (S2-kieli).
Взрослые иммигранты, не получившие аттестата об основном общем образовании в своей стране, могут изучить школьную программу в гимназии для взрослых.
Дополнительная информация об основном общем образовании приведена на сайте InfoFinland в разделе Основное общее образование.
Образование второй ступени
Наиболее распространенными вариантами образования по окончании школы являются гимназия (lukio) и среднее профессиональное образование (ammatillinen koulutus). Они относятся ко второй ступени образования. Образование второй ступени является бесплатным для учащихся.
В 2021 году содержание понятия обязательного образования в Финляндии было расширено. После средней школы все учащиеся должны продолжать обучение до окончания второй ступени или наступления 18 лет.
Подросток должен подать заявление на поступление в учреждение второй ступени, если он является учеником 9-го класса основной школы весной 2021 года или позже.
Гимназия
Обучение в гимназии носит общеобразовательный характер и не предполагает получение какой-либо специальности. В гимназии изучаются в основном те же предметы, что и в средней школе, но на более сложном уровне. Кроме того, учеба требует большей самостоятельности. Обучение в гимназии завершается сдачей экзамена на право поступления в высшее учебное заведение. Обучение в гимназии длится от 2-х до 4-х лет в зависимости от возможностей и желания учащегося. После этого можно поступать в университет, университет прикладных наук или в учебное заведение, предлагающее среднее профессиональное образование на базе гимназии.
Обучение в большинстве гимназий ведётся на финском или шведском языке. В крупных городах также действует несколько гимназий, обучение в которых ведётся на иностранном языке, например, на английском или французском.
Взрослые могут изучать курсы из программы гимназии в гимназиях для взрослых. В них можно изучить как отдельные курсы, так и всю программу гимназии, а также сдать экзамен на поступление в высшее учебное заведение. Обучение может включать в себя лекции и занятия в учебном учреждении, дистанционные занятия, веб-семинары и самостоятельную работу.
Дополнительная информация об обучении в гимназии представлена на сайте InfoFinland в разделе Гимназия.
Среднее профессиональное образование
Среднее профессиональное образование в большей степени, чем гимназическое, ориентировано на практику. Оно дает возможность получить квалификацию по определенной профессии примерно за три года. Трудоустроенные также могут получить дополнительное профессиональное или специализированное профессиональное образование. Обучение на рабочем месте является существенно важной частью профессионального образования. При желании после получения среднего профессионального образования можно поступить в высшее учебное заведение.
Также возможно получение диплома о профессиональном образовании или специализированном профессиональном образовании на основании сдачи демонстрационного экзамена. Для этого вы уже должны владеть знаниями и навыками, необходимыми для получения соответствующего диплома.
Получить диплом о профессиональном образовании можно также в результате обучения по договору. В этом случае учащийся работает по специальности, получает за свой труд заработную плату, равную как минимум размеру оплаты за прохождение трудовой практики, и одновременно обучается профессии.
Дополнительная информация представлена сайте InfoFinland в разделе Среднее профессиональное образование.
Подготовительное обучение для дипломных программ TUVA
Для обучения второй ступени необходимо хорошее знание языка. Если родным языком учащегося не является финский или шведский, и уровень знания этих языков недостаточен для обучения в гимназии или профессиональном учебном заведении, перед поступлением можно пройти подготовительное обучение для дипломных программ TUVA.
Дополнительная информация приведена на сайте InfoFinland в разделах Гимназия и Среднее профессиональное образование.
Высшее образование
По окончании образовательного учреждения первой ступени можно продолжить обучение в высшем учебном заведении. В Финляндии высшее образование можно получить в университетах прикладных наук и в университетах. Высшие учебные заведения и образовательные учреждения самостоятельно принимают решение о зачислении учащихся.
Обучение в высшем учебном заведении может быть как бесплатным, так и платным. Для граждан стран, не входящих в ЕС или ЕЭС, а также для членов их семей, которые обучаются на англоязычных программах бакалавриата или магистратуры, образование платное.
Дополнительная информация приведена на сайте InfoFinland в разделе Иностранный студент в Финляндии.
Университеты прикладных наук
Обучение в университете прикладных наук более приближено к практике, нежели обучение в университете. Обучение также включает в себя производственную практику. Срок обучения составляет от 3,5 до 4,5 лет. Если после этого вы пожелаете продолжить учёбу и получить диплом магистра университета прикладных наук, для этого потребуется приобрести двухлетний опыт работы по специальности. Дополнительная информация приведена на сайте InfoFinland в разделе Университеты прикладных наук.
Университеты
Обучение в университете носит научно-исследовательский характер. В университете вы можете получить степень бакалавра примерно за три года, а затем степень магистра – примерно за два года. Университеты организуют по некоторым направлениям обучение на английском языке. Однако на большинстве программ обучение ведётся на финском или шведском языке.
После получения степени магистра можно продолжить обучение в аспирантуре и получить степень кандидата наук или доктора.
Дополнительная информация приведена на сайте InfoFinland в разделе Университеты.
Поступление в учебное заведение
В разделе Поступление в учебное заведение на сайте InfoFinland собрана информация о том, как в Финляндии подаются документы на поступление в учебные заведения второй ступени и в высшие учебные заведения. Если вы планируете учиться в Финляндии, ознакомьтесь также с разделами Иностранный студент в Финляндии.
Иные возможности обучения
Кроме того, многие учебные заведения Финляндии предлагают людям всех возрастов обучение, которое не ведет к получению диплома. В большинстве случаев это обучение предназначено для взрослых. Подобное открытое обучение организуется в народных и гражданских училищах, в летних университетах, в учебных и в физкультурно-образовательных центрах.
Обучение носит общеобразовательный характер. Например, вы можете изучать языки, художественные дисциплины, рукоделие и коммуникации. Как правило, за обучение взимается некоторая плата.
Но в отдельных случаях обучение в подобных учебных заведениях может предоставляться бесплатно. Например, плата за обучение не будет взиматься, если курс чтения и письма или иной языковой курс согласован в рамках вашего плана интеграции.
Изучение языков
Если вы хотите изучать финский или шведский язык, ознакомьтесь с разделом Финский и шведский язык.
Местная информация
Посмотреть информацию о своём муниципалитете
Школьное образование в Финляндии: как устроено
Школьное образование в Финляндии считается одним из лучших в мире. Согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная Организация экономического сотрудничества и развития, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний: они признаны самыми читающими детьми планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е — по математике. Но даже не это так восхищает педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах школьники проводят наименьшее количество времени за учебой.
Школьное образование в Финляндии: равенство во всем
Школьное образование в Финляндии состоит из двух ступеней: нижняя (alakoulu) — с 1 по 6 класс и верхняя (yläkoulu) — с 7 по 9 класс. В дополнительном 10 классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем учащиеся отправляются в профессиональный колледж либо продолжают учебу в лицее (lukio) — 11–12 классы в нашем привычном понимании.
Школы
Нет ни элитных, ни «слабеньких» школ. В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой — 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование.
До недавнего времени финны не могли выбирать школу, следовало отдавать детей в ближайшую к месту жительства. Запрет сняли, но большинство родителей до сих порт предпочитать отдают детей в учебные заведения поближе к дому, ведь все школы одинаково хороши.
Почти все школы — государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, — в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной методике: Монтессори, Френе, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.
Языки
Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке. Не забыты и интересы саамского народа — на севере страны саамы могут обучаться на родном языке.
Предметы
Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.
Ученики
Финны не распределяют учеников по классам, по способностям или карьерным предпочтениям. Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися — самая маленькая в мире.
«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого было много проблем, мне сразу все очень понравилось», — делилась впечатлениями русская мама.
Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка — учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей и так далее запрещены.
Учителя
Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к своему классу, не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с преподавателем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики», и «лирики», и учителя труда.
Права взрослого (учителя, родителя) и ребенка
Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок — самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро — помощник, до 5 000 — учитель-предметник).
Школьное образование в Финляндии: принципы
Бесплатно
Кроме самого обучения бесплатны обеды, экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность, транспорт, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров, учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже планшеты. Любые сборы денежных средств с родителей на любые цели запрещены.
Индивидуальность
Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» — более подробное изложение, а кому «вершки» — кратко о главном.
На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваются они согласно персональному уровню. Если отлично выполнил свое упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше, не справишься — ничего страшного, снова получишь простое задание.
В финских школах наряду с обычным обучением есть две уникальные разновидности образовательного процесса. Первая — поддерживающее обучение отстоющих учеников — то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно дополнительно помогают во время урока или после него. Вторая — коррекционное обучение. Оно направлено на устранение общих проблем в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или сложностей с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.
Практичность
Финны говорят: «либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты — на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят — что есть, то и хорошо.
В школе стараются учить тому, что понадобится в жизни. Здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на местности.
Доверие
Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, методистов, обучающих как обучать и так далее. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим. Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.
Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.
Добровольность
Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги стараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут «бомбить» «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы. В этом финны тоже видят задачу средней школы — выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище.
Надо отметить, что и тот, и другой путь в стране одинаково ценится. Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист — «учитель будущего».
В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6 класса учитель может найти «окно» в расписании и посадить его на урок во 2 классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим — час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке — никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители также не озабочены учебой своего ребенка, он просто не перейдет в следующий класс.
Оставаться на второй год в Финляндии не позорно, особенно после 9 класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10 класс.
Самостоятельность
Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному — самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает — все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором — привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.
Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне и развить умение постоять за себя.
Школьное образование в Финляндии: когда и сколько учиться
Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8-го по 16-е, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских — «лыжных» каникул (финские семьи, как правило, отправляются вместе кататься на лыжах) и пасхальных. Обучение — пятидневка, только в дневную смену. Пятница — короткий день.
Чему учиться
С первого по второй класс изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или жизнепонимание (для тех, кого религия не волнует), музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.
С третьего по класс начинается изучение английского языка. В 4 классе — еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины — предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах — игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.
В 5 классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1 по 6 класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры — это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7 классе.
С седьмого по девятый класс изучаются финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно для мальчиков и для девочек. Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9 классе — 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».
Школьное образование в Финляндии: оценки
В стране принята 10-балльная система оценивания, но до 7 класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1 по 3 класс отметки в любых вариантах отсутствуют.
Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma». Это что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.
Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.
Мелочи школьной жизни
Территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери. Попасть в здание можно только согласно расписанию.
Дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.
Форма отсутствует, как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.
В теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут. Домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками. Педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.
Обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполнение заданий. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе). В тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!
Вот так в очень кратком изложении выглядит школьное образование в Финляндии.
Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не останавливаются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы.
Однако самое главное финская школа определенно дает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.
Почему финские школы успешны? | Инновация
«Это то, чем мы занимаемся каждый день, — говорит директор общеобразовательной школы Кирккоярви Кари Лоухивуори, — готовим детей к жизни».
Стюарт Конвей
В общеобразовательной школе Кирккоярви в Эспоо, обширном пригороде к западу от Хельсинки, был конец семестра, когда Кари Лоухивуори, опытный учитель и директор школы, решила попробовать что-то экстремальное — по финским меркам. Один из его учеников шестого класса, косовский албанец, далеко ушел от школьной сетки, сопротивляясь всем усилиям своего учителя. Школьная команда специальных педагогов, в которую входили социальный работник, медсестра и психолог, убедила Лоухивуори, что лень не виновата. Поэтому он решил задержать мальчика на год — мера настолько редкая в Финляндии, что практически устарела.
Финляндия значительно улучшила навыки чтения, математики и естественных наук за последнее десятилетие, в значительной степени потому, что учителям доверяют сделать все возможное, чтобы изменить жизнь молодых людей к лучшему. Этот 13-летний Бесарт Кабаши получил что-то вроде королевского репетиторства.
«В том году я взял Бесарта в качестве частного ученика», — сказал мне Лоухивуори в своем кабинете, где на стене висела афиша Beatles «Yellow Submarine», а в шкафу висела электрогитара. Когда Бесарт не занимался естественными науками, географией и математикой, он парковался рядом со столом Лоухивуори перед своим классом из 9 человек.- и 10-летние, открывающие книги из высокой стопки, медленно читающие одну, затем другую, а затем поглощающие их десятками. К концу года сын косовских военных беженцев освоил язык своей приемной страны, богатый гласными, и пришел к выводу, что на самом деле он может выучить .
Спустя годы 20-летний Бесарт появился на рождественской вечеринке Кирккоярви с бутылкой коньяка и широкой улыбкой. «Ты помог мне, — сказал он своему бывшему учителю. Бесарт открыл собственную фирму по ремонту автомобилей и клининговую компанию. «Никакой шумихи, — сказал мне Лоуивуори. «Это то, что мы делаем каждый день, готовим детей к жизни».
Эта история об одном спасенном ребенке намекает на некоторые причины ошеломляющего успеха образования крошечной скандинавской нации, явления, которое вдохновляло, сбивало с толку и даже раздражало многих американских родителей и педагогов. Финское школьное образование стало неожиданно горячей темой после того, как документальный фильм 2010 года В ожидании «Супермена» противопоставил его проблемным государственным школам Америки.
«Во что бы то ни стало» — это отношение, которое движет не только 30 учителями Кирккоярви, но и большинством из 62 000 педагогов Финляндии в 3 500 школах от Лапландии до Турку — профессионалов, выбранных из 10 процентов лучших выпускников страны для получения необходимой степени магистра в области образование. Многие школы достаточно малы, чтобы учителя знали каждого ученика. Если один метод не работает, учителя консультируются с коллегами, чтобы попробовать что-то другое. Они, кажется, наслаждаются вызовами. Почти 30 процентов финских детей получают особую помощь в течение первых девяти лет обучения в школе. В школе, где преподает Лоухивуори, в прошлом году обучалось 240 учеников с первого по девятый классы; и в отличие от репутации Финляндии как страны с этнической однородностью, более половины из 150 учащихся начальной школы являются иммигрантами из Сомали, Ирака, России, Бангладеш, Эстонии и Эфиопии, среди других стран. «Детей из богатых семей с хорошим образованием могут учить глупые учителя», — сказал Лоухивуори, улыбаясь. «Мы пытаемся поймать слабых студентов. Это глубоко в нашем мышлении».
Преобразование системы образования финнов началось около 40 лет назад как ключевой двигатель плана экономического восстановления страны. Педагоги и не подозревали, что она настолько успешна, пока в 2000 году первые результаты Программы международной оценки учащихся (PISA) — стандартизированного теста, проводимого 15-летними в более чем 40 местах по всему миру, — показали, что финская молодежь является лучшей. молодых читателей в мире. Через три года они лидировали по математике. К 2006 году Финляндия была первой из 57 стран (и нескольких городов) в науке. В 2009 годуСогласно результатам PISA, опубликованным в прошлом году, страна заняла второе место по естественным наукам, третье по чтению и шестое по математике среди почти полумиллиона учащихся во всем мире. «Я все еще удивлена», — сказала Арьяриита Хейккинен, директор общеобразовательной школы Хельсинки. «Я не понимал, что мы были , что хороши».
В Соединенных Штатах, которые в последнее десятилетие находились в затруднительном положении, правительственные чиновники пытались внедрить рыночную конкуренцию в государственные школы. В последние годы группа финансистов и филантропов с Уолл-стрит, таких как Билл Гейтс, вложила деньги в идеи частного сектора, такие как ваучеры, учебные программы на основе данных и чартерные школы, число которых за последнее десятилетие удвоилось. Президент Обама, очевидно, тоже сделал ставку на конкуренцию. Его инициатива Race to the Top предлагает штатам соревноваться за федеральные доллары, используя тесты и другие методы оценки учителей — философия, которая не работает в Финляндии. «Я думаю, на самом деле учителя сорвали бы с себя рубашки», — сказал Тимо Хейккинен, директор школы из Хельсинки с 24-летним стажем преподавания. «Если вы измеряете только статистику, вы упускаете человеческий аспект».
В Финляндии нет обязательных стандартных тестов, за исключением одного экзамена в конце старшего года обучения в старшей школе. Здесь нет рейтингов, сравнений или соревнований между учащимися, школами или регионами. Школы Финляндии финансируются государством. Люди в правительственных учреждениях, управляющих ими, от национальных чиновников до местных властей, являются педагогами, а не бизнесменами, военными лидерами или профессиональными политиками. Каждая школа преследует одни и те же национальные цели и состоит из одного и того же пула педагогов с университетским образованием. В результате у финского ребенка есть все шансы получить одинаково качественное образование, независимо от того, живет ли он или она в сельской деревне или в университетском городке. Согласно последнему исследованию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), разница между самыми слабыми и самыми сильными учениками самая маленькая в мире. «Равенство — самое важное слово в финском образовании. Все правые и левые политические партии согласны с этим», — сказал Олли Лууккайнен, президент влиятельного профсоюза учителей Финляндии.
Девяносто три процента финнов заканчивают академические или профессиональные средние школы, что на 17,5 процентных пункта выше, чем в США, и 66 процентов получают высшее образование, что является самым высоким показателем в Европейском Союзе. Тем не менее Финляндия тратит примерно на 30% меньше на одного учащегося, чем США.
Тем не менее, знаменитые молчаливые финны явно не бьют себя в грудь. Им не терпится отпраздновать свой недавний чемпионат мира по хоккею, но PISA забивает не так много. «Мы готовим детей к обучению, а не к сдаче экзаменов», — сказал Паси Сальберг, бывший учитель математики и физики, который сейчас работает в Министерстве образования и культуры Финляндии. «Мы не очень заинтересованы в PISA. Это не то, о чем мы».
Майя Ринтола стояла перед своим болтливым классом из двадцати трех семи- и восьмилетних детей одним поздним апрельским днем в Кирккоярвен Коулу. Клубок разноцветных нитей венчал ее медные волосы, словно расписной парик. 20-летняя учительница примеряла свой образ для Ваппу, в тот день, когда учителя и дети приходят в школу в буйных костюмах, чтобы отпраздновать Первомай. Утреннее солнце лилось сквозь сланцевые и лимонные льняные шторы на горшки с пасхальной травой, растущие на деревянных подоконниках. Ринтола улыбнулась и подняла раскрытую руку наискось — свой проверенный временем «молчаливый жираф», который сигнализировал детям, чтобы они замолчали. Маленькие шляпки, пальто, туфли спрятаны в нишах, дети шевелились рядом со своими партами в своих носках, ожидая очереди, чтобы рассказать свою историю с игровой площадки. Они только что вернулись после обычных 15-минутных игр на свежем воздухе между уроками. «Игра важна в этом возрасте», — позже скажет Ринтола. «Мы ценим игру».
Размотав шевелюры, ученики достали со своих парт мешочки с пуговицами, фасолинами и ламинированными карточками с номерами от 1 до 20. Помощник учителя раздавал желтые полоски, обозначающие единицы из десяти. У умной доски в передней части аудитории Ринтола провел класс по принципам десятичной системы счисления. Одна девушка без видимой причины носила на голове кошачьи уши. Другая держала на столе плюшевую мышь, чтобы она напоминала ей о доме. Ринтола бродила по комнате, помогая каждому ребенку усвоить понятия. Те, кто закончил раньше, играли в продвинутую игру «головоломка с орехами». Через 40 минут пришло время для горячего обеда в столовой, похожей на собор.
Учителя в Финляндии проводят меньше часов в школе каждый день и проводят меньше времени в классах, чем американские учителя. Учителя используют дополнительное время для создания учебных программ и оценки своих учеников. Дети проводят гораздо больше времени, играя на улице, даже в разгар зимы. Домашняя работа минимальна. Обязательное школьное обучение начинается только в возрасте 7 лет. «Нам некуда торопиться, — сказал Лоухивуори. «Дети учатся лучше, когда они готовы. Зачем их напрягать?»
Почти неслыханно, чтобы ребенок оказался голодным или бездомным. Финляндия предоставляет родителям трехлетний отпуск по беременности и родам и субсидированный детский сад, а также дошкольные учреждения для всех пятилетних детей, где упор делается на игры и общение. Кроме того, государство субсидирует родителей, выплачивая им около 150 евро в месяц на каждого ребенка до тех пор, пока ему не исполнится 17 лет. 97% шестилетних детей посещают государственные дошкольные учреждения, где дети начинают учебу. Школы обеспечивают питание, медицинское обслуживание, консультации и услуги такси, если это необходимо. Медицинское обслуживание студентов бесплатное.
Несмотря на это, Ринтола сказала, что ее дети прибыли в школу в августе прошлого года с разницей в уровне чтения и языка. К апрелю почти каждый ребенок в классе читал, и большинство писало. Мальчиков уговаривали заняться литературой с помощью таких книг, как Kapteeni Kalsarin («Капитанские трусы»). Учитель специального образования школы объединился с Ринтолой, чтобы обучить пятерых детей с различными проблемами поведения и обучения. Национальная цель на последние пять лет заключалась в том, чтобы включить всех детей. Единственный раз, когда детей Ринтолы забирают, это на уроки финского как второго языка, которые преподает учитель с 30-летним стажем и подготовкой в аспирантуре.
Есть исключения, хотя и редкие. Одна первоклассница не была в классе Ринтолы. Тонкий 7-летний мальчик недавно приехал из Таиланда, не говоря ни слова по-фински. Она изучала математику в коридоре в специальном «подготовительном классе», который вел эксперт по мультикультурному обучению. Он разработан, чтобы помочь детям не отставать от своих предметов, пока они осваивают язык. Учителя Кирккоярви научились справляться с необычно большим количеством учеников-иммигрантов. Город Эспоо помогает им дополнительными 82 000 евро в год из фондов «позитивной дискриминации» для оплаты таких вещей, как специальные учителя, консультанты и шесть классов для детей с особыми потребностями.
Автор Линнелл Хэнкок говорит, что стремление делать «во что бы то ни стало» движет не только директором Kirkkojarvi Кари Лоухивуори, показанной здесь, но и 62 000 других профессиональных педагогов Финляндии в 3 500 государственных школах от Лапландии до Турку.
Стюарт Конвей
«Игра важна в этом возрасте», — говорит учитель-ветеран Кирккоярви Майя Ринтола с несколькими из своих двадцати трех семи- и восьмилетних первоклассников. «Мы ценим игру». Дети в Финляндии проводят меньше времени в классах и больше времени играют, чем американские школьники.
Стюарт Конвей
Школы Финляндии не всегда были такими свободными. Показанный здесь Тимо Хейккинен, директор школы Каллахти в Хельсинки, вспоминает времена, когда большинство его школьных учителей просто диктовали в открытые тетради послушным детям.
Стюарт Конвей
Школьный учитель Siilitie из Хельсинки Алекси Густафссон вместе с первоклассниками разработал свою учебную программу по математике на открытом воздухе на бесплатном семинаре для учителей. «Детям интересно работать на улице, — говорит он. «Они действительно учатся с ним».
Стюарт Конвей
Три войны между 1939 и 1945 года оставили Финляндию по уши в долгах. Тем не менее, говорит Паси Сальберг, «нам удалось сохранить нашу свободу».
Стюарт Конвей
Финляндия выпускает 93% своих старшеклассников. Только 75,5% учащихся средних школ США заканчивают учебу.
Ресурсы диаграммы: Министерство образования и культуры, Финляндия; Министерство образования США; Графика 5W Infographics
В Финляндии не требуются какие-либо обязательные стандартные тесты.
Ресурсы диаграммы: Министерство образования и культуры, Финляндия; Министерство образования США; Графика 5W Infographics
Финляндия тратит на одного учащегося средней школы на 3472 доллара меньше, чем США.
Ресурсы диаграммы: Организация экономического сотрудничества и развития; Графика 5W Infographics
Финляндия занимает одно из первых мест по чтению, естественным наукам и математике.
Ресурсы для диаграмм: Программа международных тестов по оценке учащихся; Инфографика от 5W Infographics
Ринтола будет обучать тех же детей в следующем году и, возможно, в следующие пять лет, в зависимости от потребностей школы. «Это хорошая система. Я могу наладить тесные связи с детьми», — сказал Ринтола, которого Лоухивуори выбрал 20 лет назад. — Я понимаю, кто они. Помимо финского языка, математики и естественных наук, первоклассники изучают музыку, искусство, спорт, религию и текстильное рукоделие. Английский язык начинается в третьем классе, шведский — в четвертом. К пятому классу у детей добавились биология, география, история, физика и химия.
Только в шестом классе у детей будет возможность сдать школьный экзамен, и то только в том случае, если классный руководитель согласится участвовать. Большинство из любопытства. Результаты не оглашаются. Финским преподавателям трудно понять увлечение США стандартизированными тестами. «Американцам нравятся все эти столбцы, графики и цветные диаграммы», — поддразнил Лоухивуори, роясь в своем шкафу в поисках результатов прошлых лет. «Похоже, два года назад у нас дела шли лучше, чем в среднем», — сказал он после того, как нашел отчеты. «Это чепуха. Мы знаем о детях гораздо больше, чем могут нам рассказать эти тесты».
Я приехал в Кирккоярви, чтобы посмотреть, как финский подход работает со студентами, которые не являются стереотипно светловолосыми, голубоглазыми и лютеранами. Но я задавался вопросом, может ли успех Кирккоярви вопреки всему быть случайностью. Некоторые из наиболее громких консервативных реформаторов в Америке устали от толпы «мы-любим-финляндию» или так называемой финской зависти. Они утверждают, что Соединенным Штатам мало чему можно научиться у страны с населением всего 5,4 миллиона человек, 4 процента из которых родились за границей. Тем не менее, финны, похоже, что-то понимают. Соседняя Норвегия, страна такого же размера, проводит образовательную политику, аналогичную той, что проводится в Соединенных Штатах. В нем используются стандартные экзамены и преподаватели без степени магистра. И, как и в случае с Америкой, Норвегия большую часть десятилетия держится на среднем уровне.
Чтобы получить второй образец, я направился на восток от Эспоо в Хельсинки и в суровый район под названием Сиилитие, что в переводе с финского означает «Ежичья дорога» и известен тем, что в Финляндии находится старейший проект жилья для малоимущих. 50-летнее квадратное здание школы располагалось в лесистой местности, за углом от станции метро, в окружении заправочных станций и магазинов. Половина из 200 учащихся с первого по девятый класс имеют проблемы с обучаемостью. В соответствии с финской политикой все, кроме наиболее тяжелобольных, смешиваются с детьми общего образования.
Первоклассники бегали среди ближайших сосен и берез, каждый держал в руках стопку самодельных учительских ламинированных карточек «математика на улице». «Найди палку размером с ногу», — гласил один. «Соберите 50 камней и желудей и разложите их группами по десять штук», — гласил другой. Работая в командах, 7- и 8-летние дети соревновались, чтобы увидеть, насколько быстро они справятся со своими заданиями. Алекси Густафссон, получивший степень магистра в Хельсинкском университете, разработал это упражнение после посещения одного из многочисленных семинаров, доступных для учителей бесплатно. «Я исследовал, насколько это полезно для детей», — сказал он. «Детям интересно работать на улице. Они действительно учатся с ним».
Сестра Густафссона, Нана Гермерот, преподает в классе детей с нарушениями обучаемости; У учеников Густафссона нет проблем с обучением или поведением. В этом году они объединили большую часть своих занятий, чтобы смешать свои идеи и способности с разными уровнями детей. «Мы очень хорошо знаем друг друга», — сказал Гермерот, который на десять лет старше. — Я знаю, о чем думает Алекси.
Школа получает 47 000 евро в год в виде денег на позитивную дискриминацию для найма помощников и учителей специального образования, которым платят немного больше, чем школьным учителям, из-за обязательного шестого года обучения в университете и требований их работы. На каждые семь учеников в Сиилити приходится один учитель (или помощник).
В другом классе два учителя специального образования придумали другой вид группового обучения. В прошлом году Кайсе Сумме, учительнице с пятилетним стажем, было трудно удерживать под контролем стайку первоклассников. Она с тоской заглянула в соседнюю тихую комнату второго класса Пайви Кангасвьери, гадая, какими секретами может поделиться 25-летний коллега-ветеран. В каждой из них были ученики с широким спектром способностей и особыми потребностями. Сумма спросила Кангасвьери, могут ли они совмещать занятия гимнастикой в надежде, что хорошее поведение может быть заразным. Это сработало. В этом году они решили объединиться по 16 часов в неделю. «Мы дополняем друг друга», — сказала Кангасвьери, которая описывает себя как спокойного и твердого «отца» теплой материнства Суммы. «Это совместное обучение в лучшем виде», — говорит она.
Время от времени, как сказала мне директор школы Арьяриита Хейккинен, округ Хельсинки пытается закрыть школу, потому что в округе все меньше и меньше детей, только для того, чтобы местные жители восстали, чтобы спасти ее. В конце концов, почти 100 процентов девятиклассников этой школы переходят в старшие классы. Даже многие из самых тяжелых инвалидов найдут место в расширенной системе профессиональных средних школ Финляндии, которые посещают 43 процента финских старшеклассников, которые готовятся работать в ресторанах, больницах, на стройках и в офисах. «Мы помогаем разместить их в подходящей средней школе», — сказала тогдашний заместитель директора Энн Роселиус. «Нам интересно, что станет с ними в жизни».
Школы Финляндии не всегда были чудом. До конца 1960-х годов финны все еще выходили из кокона советского влияния. Большинство детей бросили государственную школу через шесть лет. (Остальные ходили в частные школы, академические гимназии или народные школы, которые, как правило, были менее строгими.) Только привилегированные или удачливые получали качественное образование.
Ландшафт изменился, когда Финляндия начала пытаться превратить свое кровавое, раздробленное прошлое в единое будущее. На протяжении сотен лет этот отчаянно независимый народ был зажат между двумя соперничающими державами — шведской монархией на западе и русским царем на востоке. Ни скандинавы, ни балты, финны гордились своими нордическими корнями и уникальным языком, который только они могли любить (или произносить). В 1809 г.Финляндия была передана России шведами, которые правили ее народом около 600 лет. Царь создал Великое княжество Финляндское, квазигосударство, конституционно связанное с империей. Он перенес столицу из Турку, недалеко от Стокгольма, в Хельсинки, ближе к Санкт-Петербургу. После того, как царь пал перед большевиками в 1917 году, Финляндия провозгласила свою независимость, ввергнув страну в гражданскую войну. Еще три войны между 1939 и 1945 годами — две с Советами и одна с Германией — оставили страну в шрамах от ожесточенных разногласий и непомерного долга перед русскими. «Тем не менее нам удалось сохранить нашу свободу», — сказал Паси Сальберг, генеральный директор Министерства образования и культуры.
В 1963 году финский парламент принял смелое решение выбрать государственное образование как лучший способ восстановления экономики. «Я называю это «Большой мечтой финского образования», — сказал Сальберг, чья новая книга « уроков финского языка » должна выйти в октябре. «Это была просто идея, что у каждого ребенка будет очень хорошая государственная школа. Если мы хотим быть конкурентоспособными, мы должны обучать всех. Все это продиктовано необходимостью выжить».
В практическом смысле — а финны очень практичны — это решение означало, что цель не должна растворяться в риторике. все грядет. Государственные школы будут организованы в единую систему общеобразовательных школ, или peruskoulu , для детей в возрасте от 7 до 16 лет. Учителя со всей страны внесли свой вклад в национальную учебную программу, которая содержала рекомендации, а не предписания. Помимо финского и шведского (второй официальный язык страны), дети обычно с 9 лет изучали третий язык (любимый английский). Ресурсы распределялись поровну. По мере улучшения общеобразовательных школ улучшались и гимназии (с 10 по 12 классы). Второе важное решение было принято в 1979 году, когда реформаторы потребовали, чтобы каждый преподаватель на пятом курсе получил степень магистра теории и практики в одном из восьми государственных университетов — за государственный счет. С тех пор учителям фактически был предоставлен равный статус с врачами и юристами. Кандидаты начали наводнять учебные программы не потому, что зарплаты были такими высокими, а потому, что автономия и уважение делали работу привлекательной. По словам Салберга, в 2010 году около 6600 абитуриентов боролись за 660 мест для обучения в начальной школе. К середине 19В 80-х последний набор инициатив освободил классы от последних остатков нисходящего регулирования. Контроль над политикой перешел к городским советам. Национальная учебная программа была преобразована в общие принципы. Например, национальные цели по математике для классов с первого по девятый были сокращены до четких десяти страниц. Отсеивание и сортировка детей по так называемым группам способностей были исключены. Все дети — умные или менее умные — должны были обучаться в одних и тех же классах, с большим количеством специальной помощи учителей, чтобы гарантировать, что ни один ребенок действительно не будет забыт. Инспекция закрылась в начале 9-го0s, передавая подотчетность и контроль учителям и директорам. «У нас есть собственная мотивация к успеху, потому что мы любим свою работу», — сказал Лоуивуори. «Наши стимулы исходят изнутри».
Безусловно, только за последнее десятилетие международные научные достижения Финляндии выросли. На самом деле, самые ранние попытки страны можно было назвать несколько сталинскими. Первая национальная учебная программа, разработанная в начале 70-х, весила 700 бестолковых страниц. Тимо Хейккинен, начавший преподавать в государственных школах Финляндии в 19Ему 80 лет, а сейчас он директор общеобразовательной школы Каллахти в восточной части Хельсинки, он помнит, как большинство его школьных учителей сидели за партами и диктовали послушным детям открытые тетради.
И есть еще проблемы. Сокрушительный финансовый крах Финляндии в начале 90-х принес новые экономические вызовы этому «уверенному и напористому еврогосударству», как назвал его Дэвид Кирби в «Краткая история Финляндии» . В то же время иммигранты хлынули в страну, скапливаясь в малообеспеченных жилых домах и создавая дополнительную нагрузку на школы. В недавнем отчете Академии Финляндии содержится предупреждение о том, что некоторые школы в крупных городах страны становятся все более перекошенными по признаку расы и класса, поскольку богатые белые финны выбирают школы с меньшим количеством бедных иммигрантов.
Несколько лет назад директор Каллахти Тимо Хейккинен начал замечать, что состоятельные финские родители, возможно, обеспокоенные ростом числа сомалийских детей в Каллахти, стали посылать своих детей в одну из двух других школ поблизости. В ответ Хейккинен и его учителя разработали новые курсы по экологии, в которых учитывалась близость школы к лесу. А новая лаборатория биологии с технологией 3D позволяет старшеклассникам наблюдать за кровью, текущей внутри человеческого тела.
Это еще не прижилось, признает Хейккинен. Затем он добавил: «Но мы всегда ищем пути улучшения».
Другими словами, чего бы это ни стоило.
Получайте последние новости в свой почтовый ящик каждый будний день.
Рекомендуемые видео
Финская система образования
Suomalainen koulutusjärjestelmä
Опубликовано 02.03.2023
Высококачественное финское образование. Различия в результатах обучения в разных школах невелики, и почти все учащиеся заканчивают общеобразовательную школу в установленные сроки. Дошкольное образование, общее образование и полное среднее образование являются бесплатными, а высшее образование в большинстве случаев является бесплатным. Цель состоит в том, чтобы у всех была равная возможность получить качественное образование независимо от дохода семьи и вырасти активными гражданами.
- Дошкольное образование
- Дошкольное образование
- Всестороннее образование
- Полное среднее образование
- Высшее образование
- Подача заявления на обучение и профессиональную подготовку
- Другие возможности обучения
9 0099 Языковая подготовка
Система образования включает дошкольное образование, дошкольное образование, общее образование, полное среднее образование и высшее образование. Образование для взрослых предназначено для взрослых и включает в себя множество альтернатив от общего до высшего образования.
Дошкольное образование
В Финляндии дети имеют право на получение дошкольного образования до достижения ими школьного возраста. Дошкольное воспитание организовано в детских садах и семейных детских садах. Дети также могут участвовать в открытом дошкольном воспитании вместе с родителями, например, на игровой площадке. Цель состоит в том, чтобы поддерживать развитие и благополучие детей, а также способствовать равенству в обучении. В дошкольном образовании дети учатся, например, социальным, языковым и мануальным навыкам и получают различные виды информации. Дети также приобретают навыки, которые помогают им учиться больше.
Включено много игр и мероприятий на свежем воздухе. Если родной язык ребенка не финский или шведский, ему будет оказана помощь в изучении финского или шведского языка. При необходимости ребенок также может получить специальное образование.
В Финляндии дошкольное образование организуется муниципалитетами. Он финансируется за счет налогов и, следовательно, более доступен для семей. В Финляндии также доступно частное дошкольное образование. С детьми работают подготовленные педагоги дошкольного образования, социальные педагоги и воспитатели.
Подробнее о дошкольном образовании читайте на сайте InfoFinland в разделе Дошкольное образование.
Дошкольное образование
В Финляндии дети должны посещать дошкольное образование в течение одного года до начала обязательного образования. Дошкольное образование обычно начинается в год, когда ребенку исполняется шесть лет. Муниципалитеты организуют дошкольное образование, и оно бесплатно для семей. Дошкольное образование дают педагоги с высшим образованием. Дошкольное образование обычно проводится с понедельника по пятницу по четыре часа в день в школьные часы. Помимо дошкольного образования, ребенок также может посещать дошкольное образование.
В дошкольном возрасте дети учатся навыкам, которые пригодятся в школе, например письму. Однако их не учат читать. Если родной язык ребенка не финский или шведский, ему будет оказана помощь в изучении финского или шведского языка. Дошкольный день также включает в себя игры и мероприятия на свежем воздухе.
Подробнее читайте на сайте InfoFinland в разделе Дошкольное образование.
Общее образование
В Финляндии общее образование обычно начинается в год, когда ребенку исполняется семь лет. Все дети, постоянно проживающие в Финляндии, должны посещать всестороннее образование. Общеобразовательная школа состоит из девяти классов.
Законодательство Финляндии регламентирует комплексное образование. Также используются национальные базы учебных программ и местные учебные программы.
Всестороннее образование организуется муниципалитетами и является бесплатным для семей. Существует не менее 20 часов обучения в неделю для первых и вторых классов и больше для старших классов.
Все учителя общеобразовательных школ Финляндии имеют степень магистра. Учителя общеобразовательных классов, которые преподают в 1–6 классах, специализируются на педагогике. 7–9 классучителя специализируются на предметах, которые они преподают.
Учителя могут самостоятельно планировать свое обучение на основе национальных и местных учебных программ. В последнее время в учебных программах особое внимание уделяется, например, предметам, которые охватывают несколько предметов, исследуя повседневные явления и информационные и коммуникационные технологии.
У детей часто бывает один и тот же учитель в течение первых шести лет. Преподаватель хорошо знает студентов и может разработать обучение в соответствии с их потребностями. Одна из важных целей состоит в том, чтобы учащиеся научились думать самостоятельно и брать на себя ответственность за собственное обучение.
Учитель оценивает успеваемость учащихся в школе. В общеобразовательной школе все оценки ставит учитель. Национальных экзаменов как таковых нет. Вместо этого результаты обучения отслеживаются с помощью выборочных оценок. Обычно они организуются в девятом классе.
Если ребенок или молодой человек недавно переехал в Финляндию, он может получить подготовительное образование для получения общего образования. Подготовительное обучение обычно занимает один год. После этого студент может продолжить изучение финского или шведского языка в качестве второго языка или языка S2, если ему или ей нужна помощь в изучении языка.
Взрослые иммигранты, не имеющие аттестата об окончании общеобразовательной школы в своей родной стране, могут закончить общеобразовательную школу в общеобразовательных гимназиях для взрослых.
Подробнее о комплексном образовании читайте на сайте InfoFinland в разделе Комплексное образование.
Полное среднее образование
После окончания общеобразовательной школы наиболее распространенными вариантами обучения являются общеобразовательная гимназия и профессиональное образование.
Обязательное образование было продлено в Финляндии в 2021 году. После окончания общеобразовательной школы все молодые люди должны учиться до тех пор, пока не закончат среднюю школу или не достигнут 18-летнего возраста.
Молодой человек должен подать заявление на получение полного среднего образования, если он учится в 9-м классе общеобразовательной школы весной 2021 года или позже.
Общая гимназия
Общая гимназия дает всестороннее образование, не связанное с получением какой-либо профессии. В общеобразовательных гимназиях изучаются в основном те же предметы, что и в общеобразовательных школах, но занятия более требовательны и самостоятельны. В конце студенты обычно сдают экзамен на аттестат зрелости. Общая гимназия занимает 2–4 года, в зависимости от ученика. После окончания учащиеся имеют право подавать документы в университеты, университеты прикладных наук или общеобразовательные гимназии на базе профессионального образования.
В большинстве общеобразовательных гимназий обучение ведется на финском или шведском языке. В крупных городах есть несколько общеобразовательных гимназий, в которых обучение ведется на других языках, таких как английский или французский.
Взрослые могут обучаться в общеобразовательных гимназиях для взрослых. Там можно либо пройти отдельные курсы, либо пройти всю общеобразовательную программу гимназии и сдать экзамен на аттестат зрелости. Обучение может включать контактное обучение, дистанционное обучение, онлайн-обучение и самостоятельное обучение.
Подробнее об обучении в гимназии читайте на сайте InfoFinland в разделе Общая гимназия.
Профессиональное образование
Профессиональное образование и обучение более ориентированы на практику, чем общее среднее образование. Получение профессионального образования в старших классах средней школы занимает около трех лет. Кроме того, вы можете получить дополнительную профессиональную квалификацию или специальную профессиональную квалификацию в течение своей трудовой деятельности. Обучение на рабочем месте имеет важное значение в профессиональном образовании и обучении. Если студенты того пожелают, они могут перейти от профессионального образования и обучения к высшему образованию.
Дополнительная профессиональная квалификация или специализированная профессиональная степень также могут быть получены в качестве квалификаций, основанных на компетентности, если учащийся уже приобрел навыки, необходимые для получения квалификации.
Профессиональную квалификацию можно также получить в рамках ученичества. В этом случае студенты работают на работах в своей области, получают заработную плату, по крайней мере, равную заработной плате за обучение, и одновременно заканчивают учебу.
Подробнее читайте на сайте InfoFinland в разделе Профессиональное образование и обучение.
Подготовительное обучение для программ, ведущих к получению полного среднего образования (TUVA)
В среднем образовании необходимы хорошие языковые навыки. Если родной язык учащегося не является финским или шведским, и его или ее языковые навыки еще не находятся на уровне, необходимом для обучения в общеобразовательной гимназии или профессиональном образовании, он или она может подать заявку на подготовительное обучение для программ, ведущих к гимназии. квалификация (ТУВА).
Дополнительная информация на сайте InfoFinland в разделе Общая гимназия и Профессиональное образование.
Высшее образование
После окончания гимназии вы можете перейти к высшему образованию. В Финляндии высшее образование дают университеты и университеты прикладных наук. Университеты и учебные заведения принимают решение о приеме студентов.
Обучение в высшем учебном заведении может быть бесплатным или платным. С вас будет взиматься плата за обучение, если вы не являетесь гражданином ЕС или ЕЭЗ или членом семьи гражданина ЕС или ЕЭЗ и учитесь на степень бакалавра или магистра по программе обучения на английском языке.
Дополнительную информацию можно найти на странице InfoFinland Иностранные студенты в Финляндии.
Университеты прикладных наук
Обучение в университетах прикладных наук более ориентировано на практику, чем в университетах. В стоимость обучения также входит обучение на рабочем месте. На получение степени бакалавра в университете прикладных наук уходит 3,5–4,5 года. Если вы также хотите получить степень магистра, вы должны сначала приобрести двухлетний опыт работы в той же области. Подробнее читайте на странице InfoFinland Университеты прикладных наук.
Университеты
Обучение в университете основано на научных исследованиях. Для получения степени бакалавра в университете требуется около трех лет, а для получения степени магистра еще около двух лет. Университеты организуют обучение английскому языку в некоторых своих программах на получение степени. Однако языком обучения большинства программ на получение степени является либо финский, либо шведский.
После получения степени магистра вы можете подать заявку на право продолжить обучение и получить степень лиценциата или доктора наук.
Подробнее читайте на сайте InfoFinland в разделе Университеты.
Подача заявления на обучение и профессиональную подготовку
Страница InfoFinland Подача заявления на получение образования и профессиональной подготовки содержит информацию о поступлении в гимназию и высшее образование в Финляндии. Если вы планируете учиться в Финляндии, дополнительная информация также доступна на страницах InfoFinland Иностранные студенты в Финляндии.
Другие возможности обучения
В Финляндии также есть много учебных заведений, предлагающих лицам всех возрастов обучение, которое не приводит к получению степени. Большинство этих исследований предназначены для взрослых. Эти институты гуманитарного образования для взрослых включают центры обучения взрослых, летние университеты, учебные центры и спортивные институты.
Обучение дает всестороннее образование.
Leave a Reply