№ | Questions | Russia | The UK | The USA |
1. | Who is responsible for organizing and regulating the educational system?Кто отвечает за организацию и регулирование системы образования? | Ministry of Education, Science and Higher Education of the Russian Federation. Министерство образования, науки и высшего образования Российской Федерации | Department for Education. Департамент образования | United States Department of Education. Министерство образования Соединенных Штатов |
2. | What stages is formal education divided into? На какие стадии делится формальное образование? | 1. General education:preschool, primary general,basic general, secondary general 2.Professional education :secondary,higher 3.Additional education 1. Общее образование:дошкольное, начальное общее,основное общее, среднее общее 2.Профессиональное образование :среднее,высшее 3.Дополнительное образование | Elementary and Secondary School , Further and Higher Education. Начальная и средняя школа , Дополнительное и высшее образование. | Preschool,Elementary school,Middle school,Higher edicatication: two-year college Дошкольное образование,Начальная школа,Средняя школа,Высшее образование: двухлетний колледж |
3. | What stages of formal education are compulsory in the country? Какие ступени формального образования являются обязательными в стране? | General education is the only stage which is compulsory in out country. Общее образование-единственная ступень, которая является обязательной в нашей стране | Secondary school education is a mandatory stage of education. Среднее школьное образование является обязательным этапом обучения | The USA education system has 4 classical stages — preschool, primary, secondary and higher education. Moreover, higher education in the United States has its own additional system, which has its own characteristics in each state.Система образования США имеет 4 классические ступени — это дошкольное, начальное, среднее и высшее образование. Причем высшее образование в США имеет свою дополнительную систему, которая имеет свои особенности в каждом штате. |
4. | Are there private schools in the country? Есть ли в стране частные школы? | There are about seven hundred private schools in the country. В стране насчитывается около семисот частных школ. | There are, in a private school in the UK, students live in the school on a permanent basis. Есть, в частной школе в Великобритании, ученики живут в школе на постоянной основе | There are about thirty thousand private schools in the country. В стране насчитывается около тридцати тысяч частных школ. |
5. | In what types of schools can children get general education? В каких школах дети могут получить общее образование? | General education can be obtained at a school, lyceum or gymnasium. Общее образование можно получить в школе, лицее или гимназии | General education can be obtained in private and public schools.A common type of school in the UK is boarding schools. Общее образование можно получить в частные и государственых школах. Распространенный тип школы в Великобритании — это школы-пансионы | Most children in America receive secondary education in free public schools , there are also paid private schools , about 3% of students remain home-schooled. Большинство детей в Америке получают среднее образование в бесплатных государственных школах , есть также платные частные школы , около 3% учащихся остаются на домашнем обучении |
6. | In what types ofeducational institutions can people get vocational education? В каких учебных заведениях люди могут получить профессиональное образование? | Professional education is obtained in colleges, technical schools, universities, institutes, academies. Профессиональное образование получают в колледжах, техникумах, университетах, институтах, академиях. | Professional education can be obtained in 1. Schools.Many schools offer secondary special education programs, such as A-level, International Baccalaureate, Scottish Highers, NVQ, and SVQ. 2. Sixth form Colleges. 3. Colleges of professional and higher education 4. Private educational institutions.Профессиональное образование можно получить в 1. Школах.Многие школы предлагают программы средне специального образования, такие как A-level, International Baccalaureate, Scottish Highers, NVQ и SVQ. 2.Колледжи шестого класса. 3. Колледжи профессионального и высшего образования. 4. Частные учебные заведения | Professional education in the United States can be obtained in specialized colleges-community colleges and in a number of universities. Conditionally, it can be equated with training in Russian vocational schools. Профессиональное образование в США можно получить в специализированных колледжах-общественных колледжах и в ряде университетов. Условно его можно приравнять к обучению в российских профессиональных училищах |
7. | In what types of educational institutions can people get higher education? В каких учебных заведениях люди могут получить высшее образование? | Higher education can be obtained in universities, institutes, academies. Высшее образование можно получить в университеты, институты, академии | Higher education can be obtained at classical universities-Polytechnics — University Colleges-Colleges of higher education. Высшее образование можно получить в классические университетах– политехнические университеты– университетские колледжи– колледжи высшего образования | Higher education in the United States can be obtained at a college or university. Colleges offer only undergraduate programs, while universities offer undergraduate, graduate, and doctoral programs. Most colleges in the United States are private, small (about 2,000 students) and with a specific focus: for example, humanities or technical. USA universities are also divided into private and public. Высшее образование в США можно получить в колледже или университете. Колледжи предлагают только программы бакалавриата, в то время как университеты предлагают программы бакалавриата, магистратуры и докторантуры. Большинство колледжей в Соединенных Штатах являются частными, небольшими (около 2000 студентов) и с особым акцентом: например, гуманитарные или технические. Университеты США также делятся на частные и государственные. |
8. | What are the specific features of the educational system in the country? Каковы особенности системы образования в стране? | Ensuring an equal amount of knowledge for all. The education system is subject to the general standards of the Ministry. All schools in the country work according to a single program and plan of school hours. The full course of study lasts for 11 years. Children from the lower grades are taught to perseverance and discipline, from the 2nd grade homework is given According to the general subject program, students move from office to office together. Обеспечение равного объёма знаний для всех. Система образования подчинена общим стандартам министерства. Все школы страны работают по единой программе и плану учебных часов. Полный курс обучения продолжается 11 лет. Детей с младших классов приучают к усидчивости и дисциплине, со 2-го класса даются домашние задания Согласно общей предметной программе, ученики переходят из кабинета в кабинет вместе. | An important feature of the British system is a strong pre-school education. Here children gain knowledge and learn discipline. In universities, you can complete not only a bachelor’s or master’s degree, but also get other types of diplomas. Pre-school education is not compulsory in the UK. . Schools in the UK are divided into public and private boarding schools, which adhere to a single educational minimum. State schools are free of charge, designed to teach English children, as well as for foreigners from 8 to 18 years old, whose parents have the right to permanent residence in the UK.Важная особенность британской системы – сильное дошкольное образование. Здесь дети получают знания и учатся дисциплине. В вузах можно окончить не только бакалавриат или магистратуру, но еще получить другие виды дипломов. Дошкольное образование в Великобритании не является обязательным. Школы в Великобритании делятся на государственные и частные школы-пансионы, которые придерживаются единого образовательного минимума. Государственные школы — бесплатные, предназначены для обучения английских детей, а также для иностранцев от 8 до 18 лет, родители которых имеют право на постоянное проживание в Великобритании. | Individual education within the general course. Each state sets its own requirements and rules. Secondary school students and students choose subject courses at their own discretion. Before receiving a school diploma, you need to study for 12 years. Elementary school students behave freely in the classroom, there are no homework assignments. In addition to the required subjects, students choose part of the program independently. Индивидуальное обучение в рамках общего курса. Каждое государство устанавливает свои собственные требования и правила. Учащиеся средних школ и студенты выбирают предметные курсы по своему усмотрению. Прежде чем получить школьный диплом, нужно проучиться 12 лет. Ученики начальной школы свободно ведут себя на уроках, нет домашних заданий. В дополнение к необходимым предметам студенты самостоятельно выбирают часть программы |
В Англию за образованием | Компания ITEC
«В Англию за образованием»
Россия наряду с Китаем и Германией поставляет самое большое число учеников-иностранцев в английские частные школы. Как устроена система образования в Великобритании, к чему готовиться родителям и детям?
В Великобритании частные учебные заведения составляют всего 10% от общего количества образовательных учреждений, в них учатся лишь немногим более 7% школьников. Но при этом выпускники частных школ ежегодно получают треть мест в лучших британских университетах.
Британскую модель образования заимствовали многие страны. Количество детей из России в английских школах растет на 10% в год, а квота на учащихся из России оказывается выбрана уже в самом начале года. По оценке генерального секретаря Совета независимых школ Мэтью Беджеса, Россия входит в первую тройку самых активных иностранных рынков британского среднего школьного образования после Китая и Германии.
Как устроено обучение в Великобритании, во сколько оно обойдется родителям, какие перспективы открываются перед выпускниками британских школ, BFM.ru рассказала Нина Колташова, директор образовательного агентства ITEC.
— Много ли учащихся из России поступают в британские школы? Какие тенденции Вы отмечаете в последние годы?
— Поток российских детей, которые отправляются учиться в английские частные школы, увеличивается с каждым годом, и в последнее время он растет особенно высокими темпами. По статистике, за последние 3 года рост количества зачислений составляет 10% в год. Только с помощью нашего агентства в британские школы ежегодно зачисляется до 100 детей, и цифра стабильно растет. Уже 12 лет у нас проходит выставка, посвященная среднему образованию, и в этом году ажиотаж был необыкновенный: за два дня выставку посетили в два раза больше российских семей, чем в предыдущие годы. Причем всплеск интереса наблюдается не только в Москве, но и в наших офисах в регионах, в частности в Казани, Иркутске, Краснодаре, то есть можно говорить о тенденции роста в масштабах всей страны. Уверена, что по итогам 2012 года российских детей уедет учиться в Великобританию больше, чем в 2011 или 2010, к примеру.
Показательно, что во многих школах уже в феврале не было мест для русскоговорящих детей. Дело в том, что школы стараются соблюдать определенные пропорции по составу учащихся, чтобы не было преобладания какой-то национальности. В Британии считается большим преимуществом, если в школе обучаются дети разных национальностей. Когда-то школы были очень закрытыми, чисто британскими, но мир с каждым годом становится все «меньше», сегодня работа и карьера для многих сопряжена с деятельностью в самых разных странах и политика школ тоже меняется. Если ребенок уже в раннем возрасте общается с представителями разных национальностей и знакомится с другой культурой и менталитетом, это большое преимущество на будущее, важный опыт. Так вот квоты на места для русскоговорящих детей уже к февралю во многих школах исчерпаны — так много желающих.
Другая тенденция — уменьшение возраста, в котором родители отваживаются отправить своего ребенка на обучение в другую страну. Еще три-четыре года назад единицы отправляли своих детей в младшие классы, где учатся дети до 12 лет. Сейчас детей в возрасте от 8 до 12 лет все больше.
Раньше школьникам из России не хватало знания языка, чтобы учиться в младшей школе в Великобритании, и мы предлагали родителям рассмотреть поступление в международные учебные центры, где иностранные дети в течение года готовятся к школе, знакомятся с системой обучения, осваивают академический английский (грамотная письменная речь, специальная лексика по разным учебным дисциплинам, навыки написания эссе, ведь в школе ребенку придется сдавать очень много письменных работ, экзаменов, проходить тестирования). Такая подготовка очень многим была необходима.
Но сейчас ситуация кардинально изменилась. На данный момент ответственные родители готовят с ранних лет своего ребенка к поступлению в британскую школу: курсы общего английского, интенсивные программы, программы по академическому английскому, репетиторы и т.д. Мы предлагаем родителям, обратившимся к нам, отправить ребенка сначала в летние языковые школы Великобритании. Тем, кто побывал уже несколько раз на таких программах, потом достаточно легко поступать в британские школы. Часто родители по нашей рекомендации отправляют своего ребенка на каникулы именно в ту школу, которую присмотрели для получения среднего образования в дальнейшем, получается такой своеобразный «тест-драйв», который помогает родителям принять решение о выборе школы.
— На какие перспективы рассчитывают родители, отправляя ребенка учиться в Англию? Почему именно эта страна?
— Родители очень хорошо разбираются сейчас в системе образования и преимуществах обучения в Великобритании, знакомы с рейтингами, многие ездили в Англию, посещали какие-то школы — такого раньше тоже не было. Многие думают на перспективу и обучают детей английскому с 4-5 лет. В Москве есть английские садики, где воспитателями работают британцы и все общение происходит на английском языке. Кто-то приглашает английскую няню, и дети тоже осваивают язык с малых лет.
Уезжают в британские школы не на год и не на два, конечно. Почти все, кто отправляет туда детей, имеют в виду получение высшего образования в Англии или США. Из сотни ежегодно отправляемых нами детей лишь единицы — да и то не каждый год — едут только ради изучения языка, чтобы вернуться и продолжать среднее образование здесь.
Даже если родители думают о престижном высшем образовании в США, среднее образование своим детям предпочитают обеспечить все-таки в Великобритании, во-первых потому что это значительно ближе, во-вторых — дешевле, а в-третьих, с результатами, полученными в средней школе Великобритании, можно поступать в вуз любой страны, в том числе и США. В Англии есть, кстати, две школы, которые дают американский диплом по среднему образованию. У нас в этом году несколько семей выбрали такой вариант, потому что точно рассчитывают получать высшее образование в США, но таких немного.
— Сколько стоит обучение в Великобритании?
— Обучение ребенка в начальных классах (до 12 лет) обойдется чуть дешевле, чем в средней школе, — 6,5-7,5 тысяч фунтов стерлингов за триместр; средние школы — от 7,5 до 9,5 тысяч фунтов, максимум 10 тысяч фунтов за триместр.
— Как организована система школьного образования в Великобритании?
— Английская система обучения достаточно четко устроенная и сложившаяся. В начальных классах (prep school) дети учатся до 12-13 лет. В 13 лет сдают экзамены и переходят в среднюю школу.
С 14 до 16 лет два очень важных года, поскольку дети проходят программу GCCE (General Certificate of Secondary Education — общее свидетельство о среднем образовании). Дети изучают 6-7 предметов, потом по ним сдают экзамены и дальше переходят на последнюю двухгодичную ступень (sixth grade), где учатся с 16 до 18 лет.
В первый год британские школьники изучают четыре предмета, во второй — три. По окончании этого курса они сдают экзамены A-Level, по результатам которых поступают в университет. Таким образом, к 16 годам ребенок должен определиться со своей профессией и вузом, потому что те предметы, которые он выбирает последние два года обучения в школе, привязаны к будущей специальности. Если к окончанию курса A-Level вы вдруг поняли, что хотите быть не ветеринаром, а музыкальным продюсером, значит, вам нужно учиться еще раз, поскольку у вас не будет балов по нужным для поступления в арт-вуз предметам.
Если говорить про набор дисциплин, то есть 10-15 традиционных предметов — география, биология, химия, физика, математика, но есть и другие, которые в рамках цикла нашей средней школы вообще не изучаются, например, art technology (все, что связано с областью искусства и технологиями в искусстве). Нет у нас в рамках среднего образования и предмета «бизнес», «экономика», «политика» или «психология». Во многих британских школах набор дисциплин, среди которых можно выбирать на программе A-Level, доходит до тридцати.
В последние годы все больше британских школ стали вводить новую программу — IB (International Baccalaureate). У этой системы есть как преимущества, так и недостатки. Так, если ребенок к 16 годам еще не определился со своей будущей профессией, то IB позволяет выбрать не три предмета для итогового аттестата, а целых шесть. По каждому ему будет выставлено какое-то количество баллов, плюс он еще может дополнительно заработать оценки по разным проектам. По итоговой сумме он и будет зачисляться в университет.
Уже за первый год обучения по такой программе можно спрогнозировать оценки по разным предметам и оценить, на какие факультеты подавать заявление можно, а на какие не стоит. Если первый год заканчиваешь средне, в последних триместрах чудес не произойдет. Для иностранных студентов, с другой стороны, изучать больший набор предметов сложно. Если ребенок слаб в академических дисциплинах, то мы не рекомендуем родителям IB, лучше тогда точно определиться с выбором профессии и выбирать школы с программой A-level.
— Где в Британии учится большинство наших детей? Это в основном Англия? Или же Шотландия и Уэльс тоже?
— В Шотландию едут немногие. Даже если родители иногда в качестве экзотики выбирают какие-то шотландские школы, все равно предпочтение отдают английской системе образования. В каждой шотландской частной школе есть и английская программа A-Level, и своя национальная, и сейчас IB тоже многие включают. Если английская A-Level только двухлетняя, то в Шотландии, если вы поступаете в шотландский университет, можно уже после первого года sixth grade сдать экзамены в школе и подавать документы на высшее образование. А вот бакалавриат в университетах Шотландии рассчитан на четыре года, а не три, как в Англии. Так что, выбрав школу в Шотландии, экономить год, равно как и финансы, не получится.
В основном мы отправляем на учебу в Англию. Школ много, разбросаны они по всей территории, все разные, и выбор зависит от многих факторов. Сначала мы проводим тестирование по языку, смотрим оценки ребенка и понимаем, в школе какого уровня он может обучаться. Определившись с уровнем школы, мы должны учесть все увлечения ребенка: если ребенок занимается музыкой, нам обязательно нужно, чтобы был большой выбор музыкальных инструментов в школе, если экзотическим спортом, то ищем школу с сильной базой именно по этому виду спорта. Выбор школы не определяется местоположением, ценой или позицией в рейтинге.
Родители очень любят смотреть на рейтинги, что не всегда оправдано. У составителей рейтингов критерии очень разные, часто никакого отношения к качеству учебного процесса или бытовому комфорту они не имеют. Если говорить о тенденциях, то сейчас уже мало кто хочет, чтобы его ребенок учился в школе в Лондоне, поскольку практически все рейтинговые, сильные учебные заведения столицы не являются пансионами — это дневные школы. Выбирают пансионы в разных уголках Англии.
Требования к поступлению в школах очень разные. Элементарный набор: тест по английскому языку, который дети пишут в России, тест по математике, текущие оценки, мотивационное письмо на тему «Почему я хочу учиться в британской школе». Из этого письма всегда очевиден уровень владения языком, понятна мотивация. Мы встречаемся не только с родителями, но и с ребенком лично, потому что в характеристике, которую пишет классный руководитель, учитель английского языка, иногда все так замечательно звучит. А потом приходит ребенок, который просто психологически не готов к разлуке с домом, он еще совсем «незрелый», а родители не всегда могут это объективно оценить.
Для каждого ребенка в Великобритании найдется «своя» школа. Если ему требуется больше внимания, значит, нужна небольшая школа, не на 1200 человек, а на 300. Когда мы видим слабый уровень подготовки по английскому языку, тогда рекомендуем международные учебные центры. Они хороши тем, что туда берут практически с любым уровнем владения языком. В классах только иностранцы, всего по шесть-восемь человек, обучение почти индивидуальное. Преподаватели понимают, что перед ними не носители языка, что есть проблемы с восприятием, а база у всех разная. Тонкостей при выборе школы много, поэтому, кстати, практически все зачисления российских детей в зарубежные школы происходят через агентства: родители не хотят рисковать, ведь затраты на перевод ребенка в другую школу в случае неудачного выбора просто несопоставим по затратам со стоимостью услуг агентства.
— В каком возрасте и на какой уровень школьной программы в основном отправляют детей в Великобританию? Это начальная школа или, может быть, A-Level?
— Если в планах поступление в хорошие рейтинговые вузы, отправлять ребенка на программу A-Level бессмысленно: для поступления должны быть отличные оценки и свободное владение языком, которые за два года обучения по этой программе получить невозможно физически. Есть, конечно, случаи, когда родители решают отправить ребенка в 16 лет, для них мы тоже находим школу. Но понятно, что ни в Оксфорд, ни в Кембридж, ни на престижные специальности в хорошие вузы они уже никогда не поступят, потому что это нереально. То есть в старшем возрасте 15 лет — это крайний срок.
Большинство наших детей отправляется значительно раньше — в 12-13 лет. В 14 лет поступить уже непросто, и школа будет другого уровня, занимающая 180-200-е место. Это тоже хорошие, серьезные образовательные заведения, и они принимают таких детей. В первую сотню могут не взять такого взрослого ребенка, потому что его результаты отразятся на общей статистике успеваемости учебного заведения. Рисковать репутацией никто не захочет.
Кстати, после программы GCSE в довольно средней по уровню школе очень многие российские дети с нашей помощью переходят на программу A-Level в другие более престижные школы. Они осваиваются в англоговорящей среде, получают замечательные результаты, хорошие рекомендации, и приемная комиссия новой школы с удовольствием зачисляет ребенка. Мы ведем переговоры с обеими школами, пересылаем документы, организуем переезд ребенка в другую школы и т.д.
Часто родители звонят и говорят, что хотят в Харроу или Итон — две из самых престижных школ Великобритании. Мы спрашиваем, сколько лет ребенку, они говорят — 13. Уже поздно. В некоторые школы за два года до поступления, то есть когда ребенку еще 10 лет, нужно подать заявку, пройти пре-тестинг, где оценивают ассоциативное мышление, логическое мышление, уровень способностей. По итогам могут предложить, например, еще раз рассмотреть заявку через год или предложить экзамен уже перед началом учебного года. Поэтому поступить в такую школу, когда ребенку уже 12 и он не проходил предварительного пре-теста, шансов нет.
Иногда такие рейтинговые школы объявляют конкурсы на scholarship (финансовое покрытие стоимости обучения). У нас родители мотивируют ребенка принимать участие в конкурсах на получение стипендии даже не для того, чтобы получить стипендию, а как еще одну дополнительную возможность продемонстрировать способности ребенка, чтобы быть зачисленными в школу. Иногда это удается.
— Если говорить о международном рынке, с какими странами Великобритания соперничает в сфере образования? Кто самый близкий конкурент?
— В Англии всегда русских детей в школах обучалось больше, чем в других странах. Хотя еще 6-10 лет назад было много детей в Швейцарии — ее выбирают не по качеству обучения, а по комфорту проживания. Швейцарские школы очень дорогие —65-96 тысяч франков в год плюс дополнительные траты. Швейцария — страна многоязычная, но российские семьи для своих детей обучение выбирают на английском. Я не помню ни одного ребенка, который поехал туда учиться на немецком или французском языке (в каждой швейцарской школе существует несколько секций). Можно выбрать английскую систему обучения, французскую, если школа находится во франкоговорящей части, американскую, немецкую. Везде есть программа IB.
В зависимости от выбранной системы, ребенок получит аттестат, который получают дети, учащиеся в Германии, во Франции, английский A-Level. В Швейцарии можно получать любой аттестат плюс возможность свободного овладения несколькими иностранными языками. Швейцария для многих родителей — замечательная, безопасная, экологически чистая, комфортная страна для проживания. Но если говорить о дальнейших планах на высшее образование, то в Швейцарии небольшой выбор сильных вузов, если только ребенок не выбирает карьеру в сфере отельного менеджмента, поскольку именно там находятся самые лучшие гостиничные школы в мире, Швейцария — родина этого направления. Если же мы говорим о поступлении в сильные американские или британские вузы, то логичнее выбрать школы в этих странах.
Интерес к Америке растет сейчас с обеих сторон: все больше родителей отдают предпочтение американским школам, а сами американские школы все с большей лояльностью смотрят на российский рынок, включают Россию в свои маркетинговые планы. Тем не менее, Великобритания заслуженно лидирует в умах и сердцах российских родителей.
— В чем особенности британской модели школьного образования?
— Процесс обучения очень интересный. Оснащенность учебных лабораторий и компьютеризация в Англии — следующий век по сравнению с нашими школами. Даже те наши дети, которые ездят на летние программы, возвращаются и говорят, что хотят там учиться, потому что все по-другому. Много практических занятий, даже в летних программах, море энергии у преподавателей, они любят свое дело. Другая система отношений: если здесь у нас суровый наставник, делающий замечания, то там преподаватель-помощник, его задача — раскрыть в тебе все самое лучшее.
От каждого учителя мы получаем отчеты на каждого ребенка, где описываются не только результаты письменных работ и тестов, которые он получил в течение триместра, но его отношение к уроку. Всегда пишут, что еще нужно развить ребенку, на что обратить внимание. Еще особая оценка дается за активность работы в классе. Каждый ребенок должен участвовать в занятиях. Нет возможности просто пересказать материал, который ты вчера услышал на уроке или прочитал, всегда ведется дискуссия, ты должен высказать свое отношение к проблеме, предложить свое решение. Очень много времени уделяется развитию критического мышления.
— Не трудно ли иностранным учащимся, в частности, из России? Насколько комфортно они чувствуют себя в другой системе правил?
— Там очень правильная образовательная среда, вокруг все учатся и хорошо отдают себе отчет, что все перспективы и будущая жизнь зависят от того, как ты занимаешься в средней школе, как заканчиваешь университет, и что дело не в размерах банковского счета родителей. Поэтому дети сами включаются в процесс, обсуждают, в какой школе лучше A-level по этой специальности или по другой, сами озабочены переводом в другие учебные заведения. Они становятся очень самостоятельными. Это тоже очень важный результат.
Родители гонятся не только за получением британского диплома, и для них это не просто корочка, которая дает возможность поступить в университет. За обучением в британской школе стоит воспитание личности, взрослой, независимо мыслящей и ответственной за свою судьбу. Кому из родителей не хочется видеть таким своего ребенка? В то же время дети все время под жестким контролем.
Дети живут одни. Здесь с родителями они под большой опекой, а вдали от дома вынуждены становиться самостоятельными и должны каждый день принимать решения по очень многим бытовым вопросам. При этом система очень жесткая, хорошо отлаженная и структурированная.
— Каков распорядок дня в британской школе?
— К 8.30 дети должны уже позавтракать и быть на занятиях. Занятия идут с небольшими перерывами до 12.00-13.00, потом часовой перерыв на ланч, потом опять уроки, как правило, два. Затем обязательно какой-то спорт, в школах созданы все возможности не только для занятий по предметам, но и для развития себя как личности: есть и спортивные клубы, и бассейны, баскетбольные поля, гольф, конюшни, теннисные корты и т.д. Считается, что спорт обязательно должен быть включен в ежедневное расписание, потому что он укрепляет и физически, и психологически.
Масса возможностей есть и для занятий музыкой, рисованием, для увлекающихся театром. Все рядом, не нужно ездить через весь город. В шесть вечера ужин, после него — время для подготовки домашних заданий. Во многих школах есть стади-холлы, где дети в присутствии преподавателя выполняют домашнее задание. В других школах учащиеся занимаются в своих комнатах. Во время, отведенное для учебных занятий, специальный человек проходит несколько раз по комнатам, смотрит, читаешь ли ты журнал, сидишь в Интернете или занимаешься. Раз попался, два попался — потом уже принимают определенные меры. В заданное время все должны быть в комнатах, в определенный момент выключается свет, и все отправляются спать. Детям в старших классах разрешается ложиться спать в районе одиннадцати. Есть школы, в которой в каждой комнате есть телевизор. Но во время, отведенное для выполнения домашних занятий, Интернет и телевизор выключают.
— Часто ли дети видятся с родителями во время учебного года? Когда в английских школах каникулы?
— Учебный год делится на три триместра. Начало занятий — первый вторник сентября. В декабре — каникулы на две недели, потом дети учатся с января до Пасхи, в апреле всегда две недели каникул. Последний триместр заканчивается 20-25 июня. В середине каждого триместра есть недельные каникулы, когда дети прилетают в Москву или родители едут в Великобританию, и они вместе проводят это время. Школа на этот период закрывается.
Еще есть традиция в каждом триместре устраивать long weekend: в пятницу в два часа дня все дети должны покинуть школу и вернуться только в воскресенье. Тогда нет смысла лететь в Москву, и на это время иностранные дети разъезжаются по семьям.
За организацию размещения в принимающей семье отвечает опекун. По законодательству Великобритании, у каждого ребенка должен быть независимый опекун, который отстаивает его интересы в разных органах власти и в любых ситуациях, связанных со школой. Опекун вправе принимать решения за родителей, посоветовавшись с ними, в экстремальных случаях. В повседневных ситуациях он принимает активное участие в жизни ребенка: он с ним на связи 24 часа в сутки, всегда готов оказать помощь. Как правило, мы рекомендуем опекунские компании.
Первые два месяца — очень сложные почти для всех детей, потому что ребенок попадает в среду, где все говорят не на родном языке, где все другое: еда, окружение, — это всегда определенный стресс. Но адаптация наступает достаточно быстро, и уже в декабре, когда дети приезжают на первые каникулы домой, родители видят, что ребенку не терпится вернуться в школу.
— Какие трудности, связанные с проживанием в другой стране и в незнакомой обстановке, вдали от родителей, возникают у школьников из России?
— Бытовые проблемы полностью решены. В корпусах общежитий живут house parents, это, как правило, семья, которая находится с детьми круглосуточно. Некоторые из них что-то преподают в школе, другие работают только как наставники, и дети могут в любое время дня и ночи к ним обратиться с любой проблемой. Часто у детей с ними складываются очень хорошие отношения, воспитатели дают им много информации о жизни в Великобритании и просто бытовых советов.
Что чаще всего не нравится российским детям — это бытовые условия проживания и еда, но они к этому быстро привыкают. Понятно, что дети выезжают из роскошных квартир и попадают в маленькую комнату, где могут проживать учащиеся и вчетвером, и вшестером. Для учеников 14-16 лет есть трехместное размещение, в старших классах есть и одноместное. Но все равно это маленькие комнатки, две кровати, маленький шкафчик, письменные столы. Правда, дети проводят там не слишком много времени — с утра они уходят и весь день заняты. Для нас не совсем привычно, что удобства на этаже. В каких-то комнатах есть только раковины. Сейчас в Англии строится много общежитий, где уже какие-то минимальные удобства есть в комнатах, но таких не много, чаще всего душевые комнаты все-таки на этаже.
Что касается еды, я все время говорю родителям: вот вы приезжаете в пятизвездочный отель, в первую неделю все изысканно, вкусно, на второй неделе и уж тем более через месяц все надоедает. В школьных столовых, как правило, всегда есть салатный бар: 6-7 вариантов, суп, каждый день разный, выбор вторых блюд: мясо, рыба, птица, разные гарниры, всегда десерт, фрукты. Разнообразие большое каждый день, но многие все равно скучают по домашней еде.
Интервью провела журналист — Наталья Бокарева, bfm.ru
Система высшего образования России и Великобритании
05 марта 2018© НИУ ВШЭ
Система образования в России и Великобритании имеет много общего, поскольку построена на одних и тех же основных принципах Болонской системы. Однако есть существенные отличия, делающие российское образование более специфичным и конкурентоспособным. Мы можем рассмотреть их благодаря сравнению британских и российских институтов и колледжей.
Этапы обучения
В России профессиональное образование состоит из двух частей: среднего специального образования и высшего (университетского). К первой категории относятся колледжи, техникумы, в которых учащийся может пройти основные этапы средней школы и получить профессию (обслуживание, кулинария, механика и другие). Высшее (университетское) образование дают университеты, различные институты (медицинские, финансовые) или академии. Выпускники университета получают степень бакалавра, магистра или доктора, а также могут пройти обучение в аспирантуре для расширения знаний в выбранной области.
Профессиональное или среднее образование в Великобритании считается высшим, будь то колледж или институт.
Области исследования
В России вузы ориентированы не только на академические знания, но и на практические. Выпускники становятся полноправными специалистами даже после 4-летнего обучения на бакалавриате. Основное отличие заключается в том, что выпускнику вуза легче занять руководящие должности и высокооплачиваемую работу, чем выпускникам средних специальных учебных заведений.
В Великобритании студенты могут получить среднее образование в колледжах, где они получают теоретическую базу и профессию. Университеты Великобритании уделяют больше внимания академическим дисциплинам.
Условия обучения и стоимость обучения
В России все термины степеней и их классификация едины для всей России. На получение степени бакалавра уходит 4 года, специалиста – 5 лет, магистратуры – 2 года, а обучение по некоторым направлениям (например, в медицине) – 6 лет или 12 семестров. Обучение в России предполагает контрактную и бесплатную формы обучения, последняя требует прохождения более крупного конкурса, но если у вас хорошие оценки, вы можете получить стипендию. Она предоставляется только на следующий семестр, и если вы не сдадите экзамены в следующем семестре, стипендии на следующий период больше не будет.
В Великобритании степень бакалавра в основном длится 3 года, степень с отличием – 4 года, степень магистра – 2 года и степень доктора 3 года.
Высшее образование в Великобритании является самофинансируемым в любом колледже или университете для любого студента, независимо от его/ее возраста и гражданства. Государственные банки предоставляют систему студенческих кредитов, и выпускник должен погасить кредит и проценты только после окончания учебы и трудоустройства.
Формы обучения
В России все колледжи, университеты и академии предусматривают очную (дневную), заочную (заочную) и дистанционную формы обучения. Два последних позволяют студентам совмещать получение высшего образования в России с трудовой деятельностью.
В Великобритании студенты колледжей и университетов
проходят обучение только очно, чтобы не отвлекаться от лекций, и сосредоточиться
на семинарах и практических занятиях.
Поделиться
Все статьи
Выберите программу и университет
Узнайте о финансировании и стипендиях
Подготовьте пакет документов
Пройти конкурсный отбор
Получить приглашение и подать заявление на получение студенческой визы
Партнерство в сфере образования наводит мосты между Россией и Великобританией
Британский СоветПартнерство в сфере образования наводит мосты между Россией и Великобританией
Поддерживая научное сотрудничество и академическую мобильность, Россия и Великобритания могут развивать долгосрочные отношения, выгодные обеим странам
Россия и Великобритания имеют долгую историю сотрудничества в области образования и исследований, что предлагает платформу для будущего развития, говорит Ричард Эверитт, региональный директор по образованию в Европе в Британском Совете.
«За краткосрочной политикой скрываются гораздо более долгосрочные, крепкие и взаимоуважительные отношения между российскими и британскими учеными, — говорит Эверитт. «И у британского сектора есть много возможностей для более активного участия в России».
Обе страны в настоящее время продвигают программу интернационализации и стремятся значительно расширить свое исследовательское пространство. В 2021 г. Россия запустила проект «Приоритет 2030», в рамках которого к 2030 г. планирует поддержать около 100 своих университетов и вывести не менее пяти своих высших учебных заведений в число 100 лучших мировых рейтингов9.0003
Он также нацелен на привлечение более 700 000 иностранных студентов к 2025 году. Тем временем Великобритания обязалась увеличить расходы на исследования и разработки до 20 миллиардов фунтов стерлингов к 2024–2025 годам и поставила цель набрать 600 000 иностранных студентов к 2030 году.
«Количество российских студентов, приезжающих в Великобританию, не изменилось примерно за последнее десятилетие, — говорит Эверитт, — и это в значительной степени неиспользованный рынок для набора студентов».
В России около 740 высших учебных заведений, в которых обучается более 4,1 млн студентов, а в Великобритании — около 2,5 млн студентов. Обе страны должны работать над повышением студенческой и академической мобильности, чтобы воспользоваться этими возможностями. Планы по созданию Британско-российской студенческой ассоциации будут направлены на налаживание обменов между двумя странами и выявление проблем в студенческой мобильности.
Сотрудничество в области исследований — еще одна область развития для двух стран, — говорит Эверитт. В 2019 году Россия утвердила План международного сотрудничества в области науки и технологий, который направлен на привлечение международных ученых и поощрение сотрудничества.
За последние пять лет британские и российские исследователи написали в соавторстве 17 651 научную статью, в основном в области физики и астрономии, медицины и техники.
«Великобритания могла бы сделать гораздо больше, — объясняет Эверитт. «Они оба являются научными центрами». Статьи, написанные в соавторстве с Великобританией и Россией, имеют в три раза большее влияние, чем в среднем по миру, согласно результатам взвешенного по области цитирования.
Цифровая трансформация, вызванная пандемией Covid-19, может способствовать обмену идеями между российскими и британскими учеными.
Everitt указывает на программу Альянса университетов Великобритании и России, проводимую в 2020/21 году. «Это сплотило людей без затрат и расстояния», — говорит он. «Это катапультирование всего онлайн — это то, чем мы действительно можем воспользоваться, когда речь идет об отношениях между Великобританией и Россией в сфере высшего образования».
Точно так же транснациональное образование, в рамках которого студенты полностью или частично изучают свою степень в другой стране, является еще одной областью, в которой Россия и Великобритания могут наладить более тесные связи.
Тем не менее, Великобритания имеет конкуренцию, когда речь идет о партнерствах в области высшего образования и сотрудничестве с Россией.
Leave a Reply