Как составить анкету? | Маркетинговое агентство Spezia, Барнаул
Если вдруг лично вам или компании, в которой вы работаете, понадобилось узнать мнение людей по какому-либо вопросу, то самый легкий и распространенный способ решения вопроса — проведение социологического опроса, а именно — анкетирования.
В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.
Основным ключом к проведению грамотного и эффективного социологического опроса является правильно составленная анкета-опросник. Именно она дает возможность узнать мнение людей об интересующем вопросе. Составление анкеты-вопросника может казаться очень простым и легковыполнимым. Однако, если она не разработана надлежащим образом, результаты могут быть искаженными и не представлять никакой ценности.
В этой статье мы расскажем о том, как составить анкету правильно, чтобы она не только показалась респондентам интересной, но и смогла собрать информацию, на основе которой можно было бы сделать полезные выводы.
Как и любое исследование, анкетирование начинается с описания гипотезы. Гипотеза — это детальное обоснование и описание методики исследования. В гипотезе формулируется проблема, с решением которой связан опрос, цель опроса, его тематика и форма, способ обработки данных, которые будут получены. В ней обосновывается выбор аудитории (мнение каких слоев населения и по какой причине необходимо узнать), указываются ожидаемые результаты.
Определение целевого сегмента потребителей должно быть максимально четким с учетом особенностей каждой группы опрашиваемых, что позволит более точно определить пожелания потребителей. Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность информации, полученной анкетированием, зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки. Если эта выборка проведена некорректно, то социологическое исследование не может считаться репрезентативным и достоверным и его результатам нельзя доверять.
Далее хотелось бы остановиться на формулировке цели анкетирования. Только после четкого определения проблемы и формулирования цели можно правильно планировать само исследование. Для четкого определения целей исследований, необходимо понимать, какая проблема требует решения и, соответственно, какие конкретно проблемы и каким способом будут исследоваться. Вот несколько примеров формулирования «решаемых проблем» и «исследуемых проблем».
Решаемая проблема | Исследуемая проблема |
Разработать упаковки нового продукта | Оценить эффективность дизайнов упаковки |
Увеличить скорость проникновения на рынок посредством открытия новых магазинов | Оценить варианты выгодного месторасположения магазинов |
Увеличить товарооборот в магазине | Оценить имидж магазина |
Распределить бюджет на рекламу по регионам | Определить уровень (степень) проникновения на рынок в данных регионах |
Выйти на рынки других регионов | Оценить потенциал рынка для продуктов фирмы в каждом интересующем регионе |
Теперь можно переходить к главному этапу — составлению анкеты.
Структура и правила составления анкеты для опроса
1. Вступление — приветствие и пояснение цели анкетирования
Основные компоненты:
- представление исследовательской организации.
- обозначение темы и цели исследования в доступной и понятной аудитории форме.
- мотивирование опрашиваемого, чтобы он отвечал на вопросы с интересом, не пропускал их, старался отвечать полно и объективно, был бы доброжелательно настроен.
- инструкция по заполнению анкеты (при необходимости). Четко сформулируйте правила, чтобы любой респондент смог понять их с первого раза.
- гарантирование анонимности ответов (при анонимном опросе).
- обозначение контактов или адреса для возврата опросника (при необходимости).
2. Основная часть
Здесь, в соответствии с программой исследования, даются вопросы, поставленные в определенной последовательности и отвечающие социологическим критериям построения вопросника. Вопросы анкеты должны точно соответствовать предмету социологического опроса, поскольку результат исследования зависит, прежде всего, от четкости составления анкеты и соответствия анкеты целям исследования.
Классификация вопросов
Типы вопросов | Примеры | |
По структуре | закрытые (с вариантами ответов) | Каким образом Вы ознакомились с этим номером журнала?
|
открытые (без вариантов ответов) | Какие проблемы и трудности в организации работы редакции Вы хотели бы отметить? | |
полузакрытые | О каких видах туризма Вам было бы интересно прочитать в нашем журнале?
| |
По функциям | основные | Нравится ли Вам наш журнал? |
контрольные | Если бы у Вас не было финансовых затруднений, подписались ли бы Вы на наш журнал в будущем году? | |
фильтрующие (отсеивающие часть аудитории) | Читаете ли Вы «Комсомольскую правду»?
Внимание! На вопросы 2–5 отвечают только те, кто читает «Комсомольскую правду». | |
ловушки | Читали ли Вы книгу писателя Ивана Якимова? (Несуществующий писатель.) | |
По содержанию | вопросы о событиях, фактах | Какие издания вы выписываете? |
вопросы о мотивах, мнениях, оценках | Выскажите свое мнение по поводу оформления «МК». | |
По форме | прямые | Нравится ли Вам профессия журналиста? |
косвенные | Посоветовали ли бы Вы вашему сыну стать журналистом? | |
прожективные, предлагающие | Если бы редактором были Вы, то что бы изменили в газете? | |
По характеру | альтернативные (респондент может выбрать только один вариант ответа из предложенных) | Нравится ли Вам журнал?
|
неальтернативные (несколько вариантов ответа) | Если Вы поклонник нашего журнала, чем он Вас привлекает?
| |
По виду | экзистенциальные (о сущности явления) | Существует ли данное явление? |
дефинитивные (определительные) | Что явление собой представляет? | |
оценочные | Хорошо явление или плохо? | |
аналитические | Почему явление таково? | |
обосновывающие | Почему мнение о явлении таково? | |
конструктивные | Как с явлением следует поступить? |
При структурировании основной части следует не забывать о некоторых правилах составления анкеты:
- Следите за порядком вопросов. Начинать следует с простых вопросов, которые заставят респондента втянуться в процесс анкетирования и подготовят к ответам на более личные вопросы. Никогда не нужно начинать со сложных вопросов. Сложность вопросов должна нарастать к середине исследования. Внутри анкеты можно смешивать трудные вопросы с простыми. К концу, когда человек обычно устает, вновь ставятся тоже более простые вопросы.
- Учитывайте все варианты ответов. Старайтесь предложить все возможные варианты ответа на вопрос и при необходимости добавляйте поле «другое» для свободного ответа.
- Формулируйте вопросы кратко и емко. Не стоит добавлять уточняющие фразы, когда из самого вопроса и так все ясно. Они будут отвлекать респондента.
- Формулируйте вопросы доступно. Все термины и понятия, используемые в вопросах, должны быть однозначными и понятными простому человеку. В противном случае — давайте пояснения. Вопросов, требующих каких-то специальных знаний вообще лучше избегать, иначе полученная информация будет некомпетентной. Ваша анкета должна быть понятна максимальному кругу участников опроса. Чем она более доступна для понимания респондента, тем с большей охотой он на нее отвечает.
- Соблюдайте логику. Варианты ответов должны в полной мере соответствовать поставленному вопросу.
- Следите за тем, чтобы вопросы не задевали чести и достоинства респондентов. Ничто в анкете не должно оскорблять, смущать или вызывать неприязнь.
- Не употребляйте обороты, которые могут подталкивать респондента дать определенный ответ («Не правда ли, газета «ХХХ» объективное издание?»). В вопросах анкеты не должно быть явных подсказок. Иначе исследование не будет естественным, а его ответы приведут к искажению результатов. Допускается только пояснение сложного вопроса.
- Не пытайтесь формулировать сложноподчиненные предложения, которые содержат несколько условий или вопросов. В таком случае люди могут давать ответ на тот или иной вопрос, игнорируя или попросту «отметая» остальные.
- Проверяйте объективность ответов с помощью контрольных вопросов. Однако не стоит ставить их сразу после основного вопроса. Лучше через несколько вопросов, чтобы опрашиваемый не заметил, что его проверяют.
- Используйте только взаимоисключающие варианты ответов в альтернативных вопросах.
- Не допускайте орфографических ошибок. Грамотная анкета всегда говорит о серьезности компании, вызывает доверие к ней и уважение.
- Выбирайте количество вопросов в анкете в зависимости от задач и глубины проводимого исследования. Если анкета слишком большая, то не забывайте вознаграждать респондентов за уделенное время подарками (фирменными сувенирами, бонусными картами, денежным вознаграждением). Поверьте, это повысит лояльность к вашей компании.
- Апробируйте анкету. Прочитайте ее вслух и вычеркните все лишние слова, которые не несут информации, а лишь засоряют текст. Добейтесь четкости и правильности формулировок. Проверьте соответствие уровня вопросов и целевой аудитории. Раздайте несколько анкет знакомым. Учтите все возникающие недопонимания и неточности и откорректируйте анкету. Если ответить на вопросы анкеты легко и просто, она не вызывает сложности в восприятии и отрицательных эмоций, заполняется на одном дыхании, значит, составлена верно и готова к проведению опроса.
3. Паспортичка или объективка (для неанонимных анкет) — социально-демографические данные опрошенных
Это очень важная часть вопросника, потому что объективные данные о человеке обычно являются группообразующими признаками. Паспортичка обычно включает в себя вопросы, призванные выяснить пол, возраст, тип и уровень образования, место жительства, профессию и должность, тип предприятия на котором человек работает, семейное положение, наличие и количество детей, уровень дохода на члена семьи. Иногда выясняется национальность и вероисповедание, партийная принадлежность и т.п. В общем, паспортичка включает те социально-демографические характеристики, которые нужны в связи с программой, задачами исследования.
4. Слова благодарности респонденту
Как видите, составить анкету непросто. Но и особых сложностей, особенно при наличии практики, создание правильной анкеты вам не составит. Удачных вам опросов!
Если у вас возникли дополнительные вопросы, то можете задать их нам по электронной почте [email protected]
Наши услуги
- Маркетинговые исследования
- Социологические исследования
- Стратегическое маркетинговое планирование
- Фокус-группа
- Тайный покупатель
- Call-центр
- Внештатный маркетолог
- Бизнес-планирование
- Продвижение в социальных сетях
- Готовые маркетинговые исследования
Новости
29 декабря 2022 О самом интересном в подготовке к Новому году и Рождеству
Приближается самый волшебный праздник года – Новый год. Подготовка к празднованию уже идет полным ходом. Подготовка к Новому году и Рождеству играет важную роль, от качества подготовки зависит главная составляющая праздника – праздничное настроение. Компания Spezia собрала самые интересные исследования различных компаний, которые были проведены в ноябре-декабре 2022 года.
20 декабря 2022 Барнаул вошел в ТОП-15 российских городов по самым низким ценам на продукты питания!
По итогам зимней волны общероссийского проекта «Котлета с пюрешкой» Барнаул занял одиннадцатую строчку среди 38 городов России по стоимости условного суточного рациона.
30 июня 2022 Барнаул вошел в ТОП-15 российских городов по самым высоким ценам на продукты питания!
По итогам летней волны общероссийского проекта «Котлета с пюрешкой» Барнаул занял тридцатую строчку среди 41 города России по стоимости условного суточного рациона, и 12 позицию с конца среди 15 городов с самыми высокими ценами на продукты.
«Кто не любит россиян» и «духовная безопасность». Зачем такие анкеты раздают в школах?
Школьников в Уфе опрашивали об отношении к терроризму. В Волгограде раздали детям анкеты с вопросами, чем искупаются грехи и можно ли защищать страну с оружием в руках. А в Томске измеряли уровень патриотизма учеников. Разбираем с психологом Инной Пасечник, о чем сегодня спрашивают российских школьников и как такие анкеты влияют на подростковую психику.
«Мне повезло, что я живу в России»
— Сегодня в школах проводят анкетирования подростков, выявляют их этические и политические взгляды. Часто неясно, кто и зачем эти анкеты раздает. Чем это отличается от работы с психологом, на которую дают согласие родители в начале года?
Инна Пасечник
— Такие вопросы касаются ценностей, мировоззрения — это то, что как раз только-только формируется в подростковом возрасте, по этому поводу бывает очень много личных переживаний. И когда родители подписывают разрешение на работу с психологом, предполагается, что он будет с этими переживаниями обходиться очень бережно и квалифицированно.
Иначе подростки со своими противоречивыми взглядами могут упереться в жесткий внутренний конфликт: когда у тебя еще совсем незрелая личность, эти вопросы — достаточно мощное вторжение в психику, особенно с такими категоричными формулировками, где есть только «да» и «нет».
Можно в более мягкой форме попросить подростка порассуждать — но надо помнить, что не всякому это доступно.
Некоторые в 13–14 лет еще не достигли такого уровня анализа, и это не патология, а вариант нормы, все дозревают в свое время.
— Некоторые из этих вопросов напрямую касаются повестки — например, отношения к СВО. Иногда они перемешаны с этикой: «Как влияет СВО на духовно-нравственное состояние россиян?» Варианты: «улучшает», «ухудшает», «затрудняюсь».
— Во всех странах есть тенденция — и она очень понятная — прививать школьникам патриотизм, уважение и любовь к своему государству. Это делается через разные вещи: рассказывают про историю государства, великих личностей, где-то тоже поют гимн. Но когда мы напрямую начинаем спрашивать у детей, скажем, про специальную военную операцию, возникает некоторая опасность…
В нашем обществе разное отношение к тому, что происходит, разная интерпретация. Дети так или иначе усваивают ценности и взгляды своих семей. Когда мы начинаем говорить про повестку, мы рискуем перессорить всех детей. Все-таки предполагается, что школа — безопасное место, иначе ребенок не захочет туда ходить, и это большая угроза его психическому здоровью.
Такие вопросы не поменяют мнение ребенка, а только создадут почву для конфликта в классе. Плюс они порождают тревогу — например, связанную с безопасностью. А там, где тревога, начинаются агрессия и травля.
— Как так получается? Это какой-то механизм?
— Подросток сразу начинает тревожиться: «А все ли будет хорошо со мной и моей семьей?» Когда я начинаю тревожиться, я ищу, куда мне эту тревогу деть. И в итоге я выливаю ее на своих сверстников — например, начинаю кого-то гнобить.
— Зачем это делать?
— Когда мне страшно, я ищу, как почувствовать себя сильным. А сильным я себя чувствую, когда гноблю другого. Травля никак не зависит от конкретного человека — ни от автора агрессии, ни от жертвы. Это механизм, он зависит исключительно от сообщества.
Наша задача — обеспечить ребенку в школе психологическую безопасность. Это предполагает, что он не будет чувствовать угрозы своему физическому и эмоциональному состоянию. До недавнего времени в школах проводили большую работу, чтобы детям там было комфортно: рядом люди, которым они могут в большей или меньшей степени доверять, здесь уважают каждую личность. В такой обстановке ребенок растет отзывчивым, добрым, работящим.
Вся эта работа была не закончена, система образования все равно очень консервативна, в ней тяжело что-то менять, но было сделано довольно много. А сейчас получается, что, раздавая в школе такую анкету, мы напрямую вызываем конфликты.
Есть разные взгляды, разные религии, разные семейные ценности — они могут не противоречить ценностям государства, но они разные.
И там, где все это было сглажено, анкета поднимает острые темы, которые так или иначе сразу вызывают тревогу. Плюс у подростков запускается механизм сравнения себя с другими. Они же отвечают на анкету, а потом идут обсуждать между собой — и тут начинается.
— Безопасно ли спрашивать школьника о том, можно ли защищать родину с «оружием в руках», как сказано в одной анкете?
— Это вопрос, который всегда требует рассуждения, развернутого ответа. Надо понимать: если мы не даем подросткам поговорить, зарождаются процессы, которые мы потом не сможем контролировать. Суть любых таких неоднозначных вопросов в том, что надо все обсудить — тогда это становится безопасным.
А если мы просто вбрасываем, то дальше это прорастет неизвестно каким образом — учитывая, что у нас в стране уже не однажды возникала история со школьными стрелками. Мы упоминаем про «оружие в руках», «защищать»… А кто сказал, что защищать родину — это стоять на границе государства? А может быть, есть другие способы? И мы, не рассуждая, делаем вброс: «Тебе вообще доступно оружие для защиты».
— «Мне повезло, что я живу именно в России», «судейство “наших” на международных соревнованиях часто несправедливо, потому что россиян никто не любит». И там и там варианты ответов — «да», «нет». Как вам такие вопросы?
— Для того, чтобы рассуждать про любовь к родине, надо как минимум определить, а что такое любовь к родине. И окажется, что она у каждого своя.
Можно любить людей, можно любить проявления культуры, природу, восхищаться многообразием, но, например, при этом не любить какие-то варианты законодательства. Или любовь к родине — это действие? А люди, которые уехали, любят родину? Они вполне могут любить, переживать и хотеть, чтобы все было хорошо, но при этом они здесь не находятся. Или я люблю родину, но поеду учиться за рубеж — нам дает это какой-то ответ? Нельзя спрашивать про то, что нельзя пощупать.
И если уж возвращаться к защите родины, то защищать хочется, когда ты чувствуешь ценность земли, на которой живешь.
Но любовь и патриотизм берутся не когда мы рассказываем поверхностную историю про какие-то достижения или победу в Великой Отечественной войне, а когда мы поднимаем большой-большой общественный и культурный пласт…
— Про другие национальности и многообразие тоже спрашивают, например, «люди другой расы и национальности могут быть нормальными, но в друзья я бы предпочел их не брать», варианты — «да», «нет».
— По большому счету, в нашей многонациональной стране мы просто не имеем права задавать вопросы про то, готов ты общаться или нет с представителями разных национальностей.
Лет 20 назад в образовании начали взращивать идею толерантности, и это было правда необходимо, потому что в 90-е жить было крайне небезопасно, особенно людям других национальностей. И проводилась большая работа на тему того, что люди с разным фенотипом и разными мировоззрениями равны и могут жить рядом друг с другом.
Был даже такой очень интересный тест на толерантность. Вопрос звучал примерно так: «Насколько вы готовы дружить с представителями следующих национальностей?» — и дальше перечислены разные-разные национальности, в том числе и пара-тройка придуманных. Если человек совсем толерантный, он, даже если не знает, что это за национальность, все равно скажет: «Ну, почему бы мне с ними тоже не дружить?»
«Хотите ли вы попасть в рай после смерти?»
— В одной из анкет появилось понятие «духовная безопасность» — это «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в духовной сфере от внешних и внутренних угроз». Что вы видите здесь с точки зрения психологии?
— При таком определении мы предполагаем, что каждый из нас четко соответствует государственным критериям того, что такое «хороший человек». Но как показывает практика, все люди очень разные, зачастую критерии «хорошего человека» в понимании государства расширяются, а оно не поспевает за многообразием людей.
Можно провести параллель с тем, как у нас развивалось отношение к людям с особенностями здоровья. Раньше они в принципе не имели никакого доступа к свободной социальной жизни, а сейчас это такие же дети и взрослые, они имеют право на учебу, работу и прочее наравне со всеми. Как будто государство доросло до того, чтобы принять и этих членов общества, но ведь они существовали и раньше.
Личное тоже может идти в прямой разрез с тем, как сформирован образ идеального человека в государстве. Этой «духовной безопасностью» мы единым махом вычеркиваем большую часть симпатичных и талантливых людей, потому что они не соответствуют неким критериям. Но они не соответствуют на сегодняшний день — лет через 10 уже могут соответствовать.
Слово «угроза» в определении — прямой посыл разделять общество на «своих» и «чужих».
Мы столько лет двигались к тому, чтобы в обществе возникла толерантность, а теперь как будто бы даем одной части общества возможность конфликтовать против другой. Есть некое большинство, которое может обвинить меньшинство в том, что оно угрожает его духовной безопасности.
— Встречаются вопросы религиозного плана: хотите ли вы попасть в рай после смерти, верите ли вы в ангелов и демонов, чем очищаются грехи (варианты — «кровью Иисуса», «добрыми делами», «ничем», «не верю в вечную жизнь»). Как с ними быть?
— У нас пока что государственность и религия отделены друг от друга, но вопросы звучат так, словно про это забыли. Конституция каждому гарантирует свободу вероисповедания. Более того, наше общество очень смешанное. Задавая такие вопросы, мы жестко вклиниваемся в систему ценностей конкретной семьи и практически показываем детям, что есть какие-то «свои», а есть «чужие».
В классе могут быть дети-буддисты, а у них вообще нет этих понятий. Буддизм — вполне себе распространенная религия в Бурятии.
Мы же здесь говорим в основном про христианство, и те, кто придерживается православной культуры, например, автоматом начинают смотреть на людей других религий или неверующих как на чужаков.
Я считаю, что каждый человек имеет право быть верующим или нет. И с учетом того, что у нас очень большая страна, в которой много разных религий, мы просто не имеем права так разделять общество.
— В вопросе «почему в мире много несправедливости» предлагают ответы «за грехи людей», «мир устроен Богом, но лежит во зле», «не верю в Бога», «затрудняюсь». Они меня загнали в логическую ловушку… А как ответить тому, у кого другая картина мира?
— Я бы даже сказала, что предложенные варианты загоняют в психоз. Представьте себе: сидит подросток, никого не трогает, как-то сам справляется со своими личными конфликтами. Подростковая психика неустойчива, триггернуть может все что угодно. И вот он читает вопрос: «Почему в этом мире так много несправедливости?» И дальше: «За грехи». А вдруг это мои грехи? И дальше он принимается накручивать эту идею.
Мало того, эти ответы просто не соответствуют сложной картине мира, и в принципе существование зла — это большая философско-религиозная тема. Человек по природе добр или зол? У него есть воля или нет? Вопрос этой анкеты настолько непрофессионально сформулирован, что вгоняет либо в большое недоумение, либо в психоз.
«Хотите ли вы в будущем детей?»
— В анкетах, которые мне встретились, подростков спрашивают, хотят ли они в будущем детей, варианты — «да», «нет», иногда «скорее да» или «скорее нет». Насколько уместно спрашивать об этом в школе и с какого возраста?
— Подросток подвергает сомнению все, что происходит вокруг. Это механизм рождения новой личности. И в ответ на такой вопрос мы получим мнение бунтаря, особенно в 13–14 лет — самый пик кризиса. Мы можем собрать достаточно протестные ответы, они нам никак не прогнозируют будущее — многие вещи утрясаются только ближе к 17 годам, так созревает психика.
Очень вероятно, что подросток будет описывать здесь проблемы в родительской семье. Если, например, у него жесткий конфликт с родителями, он скажет, что любая семья — это зло, а дети уж тем более. Если родители на фоне конфликта транслируют, насколько им тяжело с детьми, то, понятное дело, никто не будет хотеть детей.
Формулировки в анкетах вроде «когда я стану взрослым, то смогу прожить счастливо, не создавая собственной семьи» с вариантами ответов «да» и «нет» — прямые утверждения, которые будут скорее укреплять подростка в этой позиции, чем заставят задуматься.
И если для нас все-таки ценность, чтобы подросток создал семью, то об этом можно спросить по-другому. Ты сейчас не хочешь создавать семью, тебе кажется, что твоя семья выстроена неправильно. Но когда ты повзрослеешь, ты будешь другим человеком. Ты сможешь пересмотреть какие-то вопросы и строить свои отношения иначе.
— Корректно ли спрашивать в школе про отношение к абортам?
— Это тоже очень-очень личный вопрос. Подростки не дураки, они примерно понимают, что от них хотят услышать. Поэтому они могут либо уйти в протест, либо, наоборот, быть социально положительными. На эту тему с подростком тоже интересно и важно разговаривать, но вот о чем важно помнить.
У всех разные представления о ценностях. Кто-то считает, что секс невозможен до брака, кто-то — что у нас свободное общество. Нужно учитывать и религиозную подоплеку.
Если мы посмотрим на историю этого вопроса, то, по большому счету, он напрямую связан еще и с сексуальным воспитанием — и тогда мы к этой анкете должны приложить кусок информации про контрацепцию.
Это вроде бы узкий вопрос, а на самом деле он охватывает сразу очень-очень много разных сфер. Чтобы подросток мог сформировать какую-то линию и сам умел правильно распоряжаться своей жизнью, он должен знать контекст.
— А дома такие вопросы стоит обсуждать?
— Все вопросы, которые касаются таких этических ценностей взаимодействия с миром, можно и хорошо обсуждать в семье. Другое дело, что не все родители это готовы делать. Бывает, что у родителей достаточно жесткая позиция, а подросток — тот человек, которому нужно находиться в диалоге и сомнении. И важно, чтобы его сомнения выслушивали, задавали ему вопросы, слушали ответы, а не спорили.
«Я считаю, что это не нужно раздавать в нашем классе»
— Много встретилось закрытых вопросов о здоровье, вредных привычках, хорошем поведении. Условно, алкоголь вреден и писать на стенах подъезда — нехорошо. Они для чего?
— В таких вопросах нужно давать больше вариантов ответа, чем «да» и «нет». Как правило, они позволяют выявлять основные мифы, которые есть у подростков, и не очень сильно лезут внутрь. «Алкоголь упрощает общение», «я считаю, что я никогда в жизни не буду зависим от наркотиков», «если умеренно принимать наркотики, я не стану зависимым». Есть куча таких мифов, и после опроса психологу понятно, какие из них распространены в классе и с чем нужно работать.
— А вопрос про отношение к суициду? Кто тут правду не скажет?
— Анонимно скажут, не проблема. Но меня удивляет другое. В школах боятся разговаривать про суицид, даже когда он случается и его широко освещают СМИ. Педагоги открещиваются: «О-о-о нет, мы даже такое слово произносить не будем». А тут напрямую задают этот вопрос…
Притом очевидно, что с подростками надо разговаривать на эту тему, они в любом случае в зоне риска. Если мы это обсудили, если человек высказался, если мы ему подбросили идеи, как можно с этим справляться, если мы подсказали, куда можно обратиться за помощью, то программа запуска суицида не срабатывает. Мы же, получается, профилактику не проводим, но вопросы задаем.
— Какого плана анкеты может раздавать психолог, что в рамках его компетенций?
— По-хорошему, любое исследование в классе подразумевает, что оно делается зачем-то. На его основе можно поработать с детьми, чтобы детям легче жилось. Анкеты, которые мы обсудили, выглядят как анкеты ради анкет.
Есть базовые, понятные методики для школ, эти опросники валидизированы, проверены индивидуально и в группах. Более того, если проводят анкетирование, потом с ребятами, у которых есть какие-то сложности, отдельно встречаются и работают. Опять же, все анкеты нужны для того, чтобы выявлять риски. И вообще основная задача школы — работать на благополучие школьного сообщества и конкретного ребенка.
А дальше есть какие-то социологические задачи. Вполне можно создать анонимный опрос, чтобы понять, например, нравится или нет конкретный учитель. Социологические опросы не очень входят в компетенции психолога, а такие масштабные социологические опросы, которые касаются устройства жизни во всей стране, тем более.
Если психолог что-то раздает, он за это отвечает. Поэтому, получая такую анкету сверху, он может сказать: «Я считаю, что это не нужно раздавать в нашем классе».
Например, класс может быть многосоставным, где 20% иудеев, 20% мусульман, кто-то православный, а кто-то вообще непонятно кто, а мы собираемся раздавать анкету с «кровью Иисуса»…
— Что делать родителю, если ребенка заставляют проходить такие странные анкеты, и самому ребенку?
— Поскольку родитель — это юридический представитель ребенка, он имеет право выбирать, что ребенку полезно, а что нет, поэтому он всегда может отказаться.
У самого ребенка есть разные варианты — вопрос, насколько ребенок находчив. Первый — если он не боится высказывать свое мнение в классе, можно прямо сказать: «Я не хочу». Менее конфликтный способ — испортить анкету: поставить галочки в каждом квадрате, чтобы это было невозможно обрабатывать. Когда это проводится в групповом формате, никто не смотрит, что именно сдают.
А можно рядом с вопросом написать длинное эссе на эту тему. И тогда с точки зрения обработки анкета тоже будет недействительна — но, по крайней мере, его точку зрения прочитают.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Вопрос опроса об этнической принадлежности: примеры и советы по написанию
Задав вопрос опроса об этнической принадлежности, вы получите ценные демографические данные о респондентах, которые можно использовать для более тщательного исследования или разработки будущих бизнес-стратегий. Тем не менее, написание вопросов о расовой принадлежности для опроса может быть довольно сложным.
Во-первых, эта тема достаточно деликатная, поэтому нужно убедиться, что вы не оскорбляете респондентов. Во-вторых, нужно знать, какие варианты ответов следует предлагать, чтобы собрать точные данные.
И хотя написать их сложно, избежать вопросов в опросе о расовой и этнической принадлежности невозможно. Информация, которую вы собираете с их помощью, важна для любого типа исследований — вам просто нужно научиться создавать их успешно.
В этой статье рассказывается о передовом опыте составления вопроса о расовой и этнической принадлежности в опросе, в том числе о том, как лучше всего задать вопрос об этнической принадлежности в опросе, а также о вариантах этнической принадлежности для опроса, которые следует включить в следующую анкету.
Что такое вопрос обследования этнической принадлежности?
Сбор демографических данных о респондентах имеет решающее значение для успешного проведения опроса. Вопросы опроса о расе, этнической принадлежности и национальности являются важными демографическими вопросами, которые дают представление о вашей целевой аудитории.
Вопросы опроса о расовой и этнической принадлежности предоставляют информацию о происхождении респондентов, традициях, обычаях, верованиях, языке и религии, среди прочего. Включение вопроса об этнической принадлежности в вашу анкету необходимо для понимания вашей целевой аудитории и того, что может быть причиной определенного явления.
Как и другие вопросы демографического опроса, вопрос об этнической принадлежности дает возможность свести результаты в перекрестную таблицу и сравнить ответы по разным категориям, чтобы увидеть, влияет ли этническая или расовая принадлежность на предпочтения, выбор и мнения респондентов. Это также может помочь лучше профилировать вашу целевую аудиторию и улучшить бизнес-решения.
Когда следует использовать в анкете вопрос об этнической принадлежности?
Вопрос об этнической принадлежности играет важную роль во многих областях исследований. При проведении маркетинговых исследований это может помочь вам составить профиль вашей целевой аудитории и лучше понять их мнения, ценности, предпочтения и выбор.
Например, включение вопроса о расовой/этнической принадлежности в опросы по исследованию продуктов помогает определить, влияет ли расовая и этническая принадлежность клиентов на их потребительский выбор.
Сбор демографических данных с помощью опроса об этнической принадлежности имеет решающее значение для понимания опыта клиентов и сотрудников и создания инклюзивной культуры. Это также ценно в исследованиях социальных наук и других областях исследований.
Вот список примеров исследований в рамках опросов, в которых вам может быть полезно включить вопросы опроса о расовой и этнической принадлежности:
- Исследования рынка.
- Опросы удовлетворенности клиентов.
- Исследования продуктов.
- Маркетинговые исследования.
- Опросы персонала и различные другие опросы сотрудников.
- Академические исследования и обзоры образования.
- Медицинские обследования.
- Обследования государственного сектора .
Разница между этнической принадлежностью и расой
При написании вопросов об этнической принадлежности крайне важно полностью понимать, что такое этническая принадлежность и чем она отличается от расы. В противном случае вы рискуете оскорбить или ввести респондентов в заблуждение и снизить процент заполнения опроса, не говоря уже о сборе ложной информации из-за того, что не были предоставлены адекватные ответы.
Самая большая разница между этнической принадлежностью и расой заключается в том, что этническую принадлежность можно изменить, а расу нельзя.
Раса относится к биологическому наследию, которое не зависит от того, где человек родился или вырос. Различные расы различаются в зависимости от биологических особенностей, таких как черты лица и цвет волос, глаз и кожи.
Этническая принадлежность относится к изученным и принятым обычаям, традициям, поведению и верованиям определенной культуры. Его можно изменить, потому что определенные верования и обычаи могут быть отвергнуты или миграция может изменить традиции и верования.
Например, вы можете отличить кавказца только по его внешности, но это ничего не говорит вам об его этническом происхождении. Они могут быть из США, России, Канады или Франции, так же как азиат может быть из Китая, Японии или Кореи.
Список этнических групп для вопросов опроса
Если вы решили включить вопрос об этнической принадлежности в шаблон опроса, убедитесь, что предложены правильные варианты опроса об этнической принадлежности.
Точно так же, как люди учатся отличать этническую принадлежность от расы, опросы должны делать то же самое. Вопросы расы и этнической принадлежности лучше задавать отдельно.
По данным бюро переписи населения США, эти категории являются вариантами ответа на вопрос о расе:
- Белый или европеоид
- азиат
- Черный или афроамериканец
- Американский индеец или коренной житель Аляски
- Коренной житель Гавайских островов или других островов Тихого океана
- Многорасовый
За каждым из этих ответов должны следовать категории этнических групп, которые относятся к определенной расе, чтобы вы могли получить более подробную информацию о происхождении респондентов.
Например, при исследовании латиноамериканского, латиноамериканского или испанского происхождения этот список этнических групп включает в себя опрос: мексиканец или мексиканский американец, пуэрториканец, чикано, кубинец, колумбийец, сальвадорец, доминиканец и т. д.
Как спрашивать об этнической принадлежности в опросе: передовой опыт
Лучший способ задать вопрос об этнической принадлежности в опросе — это быть прозрачным в отношении собираемых данных и быть как можно более инклюзивным, чтобы ни один респондент не чувствовал себя обделенным. При написании вопроса такого типа обязательно:
- Объясните, зачем нужна эта информация и как она будет использоваться.
- Предоставьте респондентам возможность пропустить вопрос.
- Используйте флажки, чтобы разрешить выбор нескольких ответов.
- Добавьте открытые вопросы, в которых респонденты могут указать расу или этническую принадлежность.
Следование этим рекомендациям поможет повысить процент завершения опроса, позволит респондентам чувствовать себя в безопасности при предоставлении информации и сборе более точных данных.
Пример вопроса опроса о расовой и этнической принадлежности
Некоторые считают, что лучше спрашивать о расовой и этнической принадлежности отдельно, в то время как другие выбирают комбинированный подход. Кроме того, добавление вопроса о латиноамериканском происхождении к вашему вопросу опроса о расовой/этнической принадлежности очень важно в США.
С нашим программным обеспечением для проведения опросов, особенно с его функцией ветвления вопросов, вы можете выбрать, какие категории этнической принадлежности предоставить, исходя из ответа респондента на вопрос о расе.
Когда дело доходит до формулировок вопросов, в последнее время стало общепринятым вообще избегать терминов «раса» и «этническая принадлежность» и делать вопросы максимально нейтральными.
Имея все это в виду, вот пример того, как должен выглядеть всеобъемлющий вопрос об этнической принадлежности:
Какая категория лучше всего описывает вас? Выберите все подходящие варианты.
- Белый или европеоид (за которым следуют такие категории, как англичане, ирландцы, немцы, итальянцы и т. д.)
- Азиат (за которым следуют такие категории, как китайцы, корейцы, азиатские индийцы, филиппинцы и т. д.)
- Черный или афроамериканец (за которым следуют такие категории, как афроамериканец, чернокожий британец, нигериец, эфиоп, ямайец и т. д.)
- Латиноамериканец, латиноамериканец или испанец (за которым следуют такие категории, как мексиканцы или американцы мексиканского происхождения, колумбийцы, пуэрториканцы, кубинцы и т. д.)
- Американские индейцы или коренные жители Аляски (за которыми следуют такие категории, как майя, ацтеки, племя черноногих, навахо и т. д.)
- Коренные жители Гавайских островов или других островов Тихого океана (за которыми следуют такие категории, как коренные жители Гавайских островов, тонганцев, фиджийцев, самоанцев и т. д.)
- Другая расово-этническая группа, не указанная в списке (просьба указать)
Обязательно разрешите респондентам проверять более одного ответа.
Преимущества и недостатки вопросов о расе и этнической принадлежности
Как и в случае со всеми демографическими вопросами, в запросе информации о расе и этнических группах есть как преимущества, так и недостатки. Самым большим ограничением является то, что этот тип вопросов может сбить с толку или оскорбить некоторых участников, что может снизить процент ответов и лишить вас ценных данных.
Однако всего этого можно избежать, следуя упомянутым выше методам. Тогда вы получаете преимущества:
- Понимание того, влияет ли расовая и этническая принадлежность на мнения, предпочтения и выбор людей.
- Удовлетворение потребностей всех групп.
- Выявление необходимости решения каких-либо областей дискриминации.
- Покажите участникам, что ваша организация открыта для всех и ценит разнообразие.
С помощью нашего программного обеспечения для проведения опросов вы можете создавать тысячи анкет, которые помогут собрать ценные данные, повысить качество обслуживания клиентов и расширить свой бизнес!
Изучите тарифные планы SurveyPlanet и выберите тот, который лучше всего соответствует вашим потребностям. Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к сотням шаблонов опросов и многочисленным дополнительным функциям!
Фото Мд Салман на Unsplash
Как задать вопрос о расовой и этнической принадлежности в опросе — Versta Research
Уважаемый читатель,
Если демографические ориентиры и тенденции важны для вашего бизнеса и проводимых вами исследований (например, возраст, пол, раса, этническая принадлежность и регион) то в этом информационном бюллетене есть информация, которую вам абсолютно необходимо знать.
Почему? Потому что Бюро переписи населения США продолжает менять методы сбора и классификации демографических данных. Прямо сейчас Бюро проводит БОЛЬШУЮ перепись каждые десять лет, в ходе которой будет опрошено каждое домашнее хозяйство в стране. Это будет иметь долгосрочное влияние на всех нас, по крайней мере, в ближайшие десять лет.
В нашей тематической статье «Как задавать вопрос о расовой и этнической принадлежности в опросе» рассказывается о том, что делает Бюро переписи населения и как это повлияет на ваш бизнес и проводимые вами исследования.
Среди других интересных тем в этом информационном бюллетене:
- Почему ваш генеральный директор любит NPS: он никогда не проверяется и никогда не снижается
- Почему вы должны использовать совместный анализ
- Избегайте числовых шкал ответов в опросах (и вот почему)
- Забудьте о математике: концептуальное руководство по правильному отбору проб
- ИИ (искусственный интеллект) только что спас наш опрос!
- Новые данные о COVID-19 подчеркивают решающую роль исследований
- Как ловить троллей опроса: спросите их историю
- Пять лучших способов сохранения анонимности ваших данных
- Если правда имеет значение, докажите ее с помощью опроса
- Пример видеоотчета с анимацией и анализом
Мы также рады поделиться с вами:
- Versta Исследования в новостях
… который демонстрирует некоторые из наших недавних работ для Ассоциации Альцгеймера, опрос удовлетворенности клиентов, освещенный в последнем выпуске Quirk’s , и мастер-класс для студентов бизнеса в Университете Иллинойса в Чикаго.
Как всегда, не стесняйтесь обращаться с запросами или вопросами, которые могут у вас возникнуть. Мы будем рады проконсультироваться с вами по поводу вашего следующего исследования.
Счастливой весны,
The Versta Team
Как задавать вопрос о расовой и этнической принадлежности в опросе
Самыми тщательно проверенными и проверенными вопросами опроса, когда-либо существовавшими на планете, являются, вероятно, вопросы переписи населения 2020 года о расовой и этнической принадлежности. Исследователи Бюро переписи населения потратили десятки миллионов долларов за последнее десятилетие, опрашивая сотни тысяч американцев о расе.
В результате Бюро переписи внесло несколько изменений в десятилетнюю перепись 2020 года, одна из частей которой включает в себя документирование расы и этнической принадлежности каждого человека в Соединенных Штатах. Означает ли это, что вы должны воспроизводить вопросы переписи населения в своих собственных опросах?
Возможно да, возможно нет.
Чтобы помочь вам разобраться в проблемах, в этой статье описываются последние изменения в переписи населения 2020 года, и она помогает вам оценить, как новые вопросы о расовой и этнической принадлежности, вероятно, повлияют на ваши собственные исследования и опросы в будущем.
Прямо сейчас вопросы переписи населения 2020 года о расе и этнической принадлежности вполне могут быть наиболее тщательно проверенными и проверенными вопросами опроса, когда-либо существовавшими на планете.
Вот что мы покрываем:
- Раса и этническая принадлежность задаются иначе, чем в прошлые годы. Мы покажем вам старый и новый и объясним, почему исследователи Бюро переписи населения надеялись на еще больших изменений.
- Новые вопросы такие же сложные, как и старые, которые некоторые люди находят запутанными. Но респонденты опроса устойчивы. Предоставим бриф обзор проверки вопросов .
- Вам придется включить новые вопросы в свою работу. Нет выбора, если вы хотите сослаться на данные переписи. Но должно ли это изменить ваш подход к вопросам расы и этнической принадлежности в ваших собственных опросах? Мы покажем вам наш рекомендуемый подход.
Нет, вопросы переписи о расовой и этнической принадлежности не так уж и сбивают с толку
Мы начнем со второго пункта, упомянутого выше, потому что жалоба коллеги по отрасли побудила нас более внимательно изучить этот вопрос для этого информационного бюллетеня. .
Вот что этот коллега разместил на дискуссионном форуме по исследованию рынка:
Вопрос о расе очень странный. Я не думаю, что кто-либо из нас в исследовательском сообществе (количественном или квалифицированном) задал бы вопрос таким образом. Группы вопросов и перечисленные категории очень странные. И требуемый открытый конец обязательно получит кучу мусора. Как они будут анализировать открытые вопросы и находить значимые, поддающиеся количественной оценке данные?
Исследователи, безусловно, могут вести себя как всезнайки, когда дело доходит до разработки опросов (даже те, кто на самом деле не разрабатывает опросы). Я могу посочувствовать, потому что я тоже склонен критиковать чужие опросы. Более того, я согласен с тем, что новые вопросы расы и этнической принадлежности не идеальны.
Но подождите. Оказывается, исследователи из Бюро переписи населения США тоже согласны с этим, так что давайте отдадим им должное, которого они заслуживают. Они знают намного больше о том, как задавать эти вопросы, чем любые онлайн-критики в индустрии маркетинговых исследований. На самом деле, они потратили за десять лет и миллионы долларов на проверку своих вопросов. Прямо сейчас вопросы переписи населения 2020 года о расе и этнической принадлежности вполне могут быть наиболее тщательно проверенными и проверенными вопросами опроса, когда-либо существовавшими на планете.
Бюро переписи населения провело самые масштабные количественные исследования того, как люди определяют свою расу и этническую принадлежность.
Еще в 2010 году Бюро провело эксперимент, чтобы начать подготовку к переписи населения 2020 года. Их эксперимент был «крупнейшим количественным исследованием того, как люди определяют свою расу и этническую принадлежность». В нем использовались экспериментальные вопросники, разосланные выборке из 488 604 домохозяйств во время переписи 2010 года. Затем они обзвонили более 60 000 из этих домохозяйств, чтобы повторно опросить их по телефону. Кроме того, они провели 67 фокус-групп в Соединенных Штатах и в Пуэрто-Рико с участием почти 800 человек. Подробный отчет об их методах и результатах доступен в отчете на 151 странице.
Еще до этого Бюро провело когнитивное интервью один на один, чтобы проверить правильность понимания или толкования формулировки. Вот что для этого требовалось:
Протокол когнитивных интервью сочетал в себе устные отчеты о размышлениях вслух с ретроспективными исследованиями и подведением итогов. В каждом когнитивном интервью участвовали два интервьюера, которые работали вместе, лицом к лицу с респондентом. Один интервьюер читал анкету RI так, как если бы он или она проводили настоящее телефонное интервью. Между тем, другой интервьюер наблюдал за интервью, делал записи, а затем задавал вопросы для когнитивного интервью и ретроспективного разбора полетов после того, как анкета RI была заполнена. Когнитивное интервью и наводящие вопросы были направлены на изучение понимания респондентами вопросов о расе и латиноамериканском происхождении, их типичного ответа на эти вопросы, любых вариаций, которые они могут иметь в сообщении о расе и происхождении, а также их чувства бремени интервью. Подведение итогов проводилось наполовину по сценарию, что позволяло интервьюеру исследовать вещи, которые произошли спонтанно, а также охватывать набор необходимого материала.
Затем в 2015 году Бюро запустило еще один раунд исследований. Они протестировали форматов вопросов (один вопрос против двух), категорий ответов (включая Ближний Восток или Северную Африку, например), формулировок инструкций (например, с использованием таких фраз, как «выберите все подходящие варианты»), и терминология вопроса (например, раса, происхождение, этническая принадлежность и т. д.), чтобы протестировать альтернативные версии вопроса и понять любые потенциальные проблемы с 9Режим 0230 влияет на (анкета по почте, онлайн или лично). Они отобрали и разослали по почте более 1 миллиона домохозяйств и выбрали около 100 000 из этих домохозяйств для последующих телефонных интервью. Вы можете прочитать об их методах и выводах для этого этапа исследования в 380-страничном отчете.
Если бы мы все могли так тщательно и кропотливо проверять вопросы нашего опроса!
Это правда, что текущие вопросы об этнической и расовой принадлежности не идеальны (см. следующий раздел, почему). Но совершенно неверно, что результаты будут «мусорными». На данный момент исследователи Бюро переписи населения многое знают о том, как люди отвечают на вопросы, изложенные в переписных листах. И они знают, как кодировать и табулировать ответы, чтобы получить достоверный и надежный профиль нашего населения.
Новое против Старого
Хотите знать, из-за чего весь этот шум? Вот новые вопросы переписи населения 2020 года об этнической и расовой принадлежности:
Сравните это с 2010 годом:
Существует одна причина, по которой ни одна из версий не является идеальной, и она не имеет ничего общего с открытыми ящиками. Это потому, что латиноамериканцев или латиноамериканцев спрашивают отдельно от расы, поэтому, когда латиноамериканцы/латиноамериканцы задают вопрос о расе, многие из них выбирают «другое».
Исследователям переписи это известно. Они настоятельно рекомендовали включить латиноамериканцев/латиноамериканцев в вопрос о расе переписи населения 2020 года. Но они столкнулись с законом 1997 года, требующим, чтобы федеральные агентства определяли пять минимальных категорий для данных о расе (американский индеец или коренной житель Аляски, азиат, черный или афроамериканец, коренной житель Гавайев или других тихоокеанских островов, белый) и две категории для данных об этнической принадлежности. (латиноамериканец или латиноамериканец; не латиноамериканец или латиноамериканец). Рекомендованные изменения в этот закон были проигнорированы Белым домом, и, к сожалению, Конгресс не вмешался, чтобы исправить это.
Однако есть и другие интересные изменения, которые не потребовали внесения изменений в закон. Во-первых, слово негр было опущено. Во-вторых, большинство респондентов теперь просят указать свое происхождение наряду с расой. Идея состоит в том, чтобы запечатлеть более детальный портрет того, из каких стран, племен и регионов мира происходят американцы всех рас.
Как задавать вопрос о расе в ВАШЕМ опросе
В течение нескольких лет мы проводили опросы, которые воспроизводили формат двух вопросов переписи населения, запрашивая расу и этническую принадлежность, и мы рекомендовали клиентам делать то же самое. Причина в том, что обычно вы (мы) должны сопоставлять свои данные с эталонными показателями переписи, чтобы обеспечить репрезентативность выборки. Или нам нужно сравнить ваши данные с этими ориентирами, чтобы получить более глубокое представление о ваших рынках.
Но клиенты такие же, как и все американцы! Мало кто из них думает, что «латиноамериканец или латиноамериканец» — это категория, независимая от расы. Таким образом, в нашем анализе и отчетах мы обнаруживали, что почти всегда перекодируем данные в единую расовую переменную, а затем применяем ту же самую перекодировку к данным переписи, чтобы провести наши сравнения.
Таким образом, за последние несколько лет мы остановились на этой версии вопроса о расовой/этнической принадлежности для наших опросов:
Обратите внимание, что варианты ответов расположены в алфавитном порядке, за исключением двух последних строк. Мы обнаружили, что этот вопрос работает очень хорошо. Мало кто использует категорию «другое». Это не оскорбляет и не смущает людей. А затем с помощью небольшого количества простого анализа и кодирования он легко сопоставляется с текущими и будущими данными переписи:
Именно так мы теперь рекомендуем большинству клиентов задавать вопросы о расе в своих опросах, за некоторыми исключениями. Если вам нужно отслеживать ваши исторические данные, это может не сработать. Если ваши клиенты являются уникальными, разнообразными группами иммигрантов (например, один из наших клиентов в Чикаго), вам могут потребоваться другие подробности.
Что бы вы ни делали, тщательно обдумайте свой подход — так же тщательно и вдумчиво, как это сделали наши коллеги из Бюро переписи населения. Хотя вы не можете провести столь исчерпывающее тестирование, как это сделали они, вам это и не нужно. Бюро переписи населения предоставило удивительную базу знаний и данных, на которые вы можете с уверенностью полагаться в своей работе.
Истории из блога Versta
Вот несколько последних сообщений из блога Versta Research. Нажмите на любой заголовок, чтобы прочитать больше.
Почему вам следует использовать Conjoint Analysis
Conjoint позволяет глубже понять, почему клиенты предпочитают один продукт другому, и позволяет построить модель для оценки нескольких вариантов продукта.
Как поймать троллей опроса: спросите у них историю
В Versta Research мы теперь используем нашу суперсилу превращения данных в истории, чтобы помочь бороться с троллями и роботами, задав всего один умный открытый ответ.
Если правда имеет значение, докажите ее с помощью опроса
Недавняя статья в «Нью-Йорк Таймс» о президентских выборах является прекрасным примером того, почему журналистам нужны опросы, чтобы подтвердить утверждения своих материалов.
Leave a Reply