Schwitzerdütsch – язык, чем-то напоминающий немецкий
Швейцарский диалект немецкого языка – Schwitzerdütsch – мало похож на литературный немецкий, повсеместно используется в немецкоговорящих кантонах Швейцарии и все чаще встречается в письменной речи. «Так это и не диалект вовсе, а отдельный полноценный язык!» – скажет вам любой швейцарец.
Швейцария – страна богатая, в том числе и на языки: официальными языками Швейцарской конфедерации являются итальянский, французский, ретороманский и немецкий языки, а большинство жителей страны с детства растет билингвами или даже трилингвами. Впрочем, стоп: на самом деле на немецком – то есть литературном – швейцарцы почти не говорят. Для них «хохдойч» – это, в первую очередь, язык письменный, предназначенный для официального общения.
Швейцарец, конечно, поговорит на литературном немецком с растерянным немцем, зачастую непонимающими ни слова на Schwitzerdütsch. Но как только последний что-то ляпнет (а это обязательно случится) про то, каким «милым и трогательным» ему кажется швейцарский акцент, гордый житель конфедерации обрушится на него с гневной проповедью относительно того, что вообще-то Schwitzerdütsch – это не диалект, а полноценный язык, на котором говорят у них в стране, которая вовсе не является «младшим братом» Германии, и умиляться тут совершенно нечему. Но судите сами: как тут не растаять, когда швейцарцы через слово используют уменьшительные суффиксы и общаются с вами ласковее, чем мать родная? Диминутивный суффикс –li швейцарцы используют в каждом втором существительном: ладно еще, если это слова Blümli (цветочек) или Brötli (булочка), но снять деньги в Kässeli (банкоматик) или отправиться в Huüsli (туалетик)? Вот-вот.
Но вернемся к более серьезным материям. Как бы швейцарцы в порыве национальной гордости не лукавили, но их «швицердюч» все же относится к группе южнонемецких диалектов. Таким образом, понять его гораздо легче немцам с юга Германии (из Баварии или Баден-Вюртемберга), нежели, например, берлинцам или саксонцам. При этом, в отличие от других немецких наречий швейцарский диалект не является «опциональным» – на нем говорит и стар и млад, вне зависимости от уровня образования, а услышать приветливое Grüezi («Добрый день!») можно как в Цюрихе, так и в любой альпийской деревушке.
Литературный немецкий в Швейцарии начинают учить в школе и в обычной жизни используют нечасто. Швейцарцы назвают его не «хохдойч», а «шрифтдойч» – письменный немецкий. Впрочем, и это постепенно меняется: с появлением интернета и модных гаджетов современная молодежь стала все чаще использовать «швицердюч» для виртуального общения. «Происходит лингвистическая революция, конца которой пока не видно», – комментирует феномен новой письменности издание Neue Zürcher Zeitung.
Из 7,3 миллионов жителей Швейцарии на «швицердюч» изъясняются почти 4,5 миллиона человек. Чтобы лучше понимать швейцарский диалект следует запомнить, что ударение там часто падает на первый слог даже у заимствованных слов и имен собственных: Fóndü, Párfüm, Büro, Mátthias, а многие дифтонги и монофтонги не совпадают со стандартным немецким: Dütsch вместо Deutsch, Huus вместо Haus, Züüg вместо Zeug.
В «швицердюч» отсутствует глагольная форма прошедшего времени Präteritum – жители Швейцарской конфедерации прекрасно обходятся формой Perfekt, даже если событие, о котором идет речь, состоялось давно в прошлом и никакой связи с настоящим не имеет: Mer händ ggässe und sind dänn is Kino gänge, что на «хохдойч» означает «Wir aßen und gingen dann ins Kino» (Мы поели, а затем отправились в кино).
Отдельного внимания заслуживают гельвецизмы – слова, используемые только в швейцарском диалекте немецкого языка. Мобильный телефон в Швейцарии называется не Handy, как в немецком, а Natel (от оператора мобильной связи Nationales Autotelefon). Zügeln означает «переезжать» (umziehen в немецком), а, например, «любопытный» (neugierig в немецком) будет wunderfitzig.
Швейцарский диалект немецкого отличается и большим количеством заимствований из других языков, в первую очередь, конечно, из итальянского и французского. Так, например, иностранцев-нелегалов в Швейцарии изыскано зовут die Sans Papiers (от франц.: «без бумаг»), а если швейцарец просит выполнить что-то speditiv, то медлить никак нельзя – speditivo значит по-итальянски «быстро, проворно», и редкое письмо в рабочих швейцарских буднях обходится без такой пометки. Зато в знак благодарности швейцарец не буркнет вам немецкое «данкешён», а скорее всего на французский манер кокетливо пропоет «merci».
Присоединиться к комьюнити «швицердюч» на фейсбуке можно здесь: www.facebook.com/Schwiizerduetsch.
Ирина Михайлина
Швейцарский ретороманский язык | это… Что такое Швейцарский ретороманский язык?
ТолкованиеПеревод
- Швейцарский ретороманский язык
Романшский язык Самоназвание: Rumantsch Страны: Швейцария, Италия Регионы: Граубюнден Официальный статус: Швейцария Общее число носителей: 50 000 — 70 000 Классификация Категория: Языки Евразии Индоевропейская семья - Романская группа
- Рето-романская подгруппа
Письменность: латиница Языковые коды ГОСТ 7. 75–97: рет 560 ISO 639-1: rm ISO 639-2: roh ISO 639-3: roh См. также: Проект:Лингвистика Романшский язык (швейцарский ретороманский, граубюндер, курваль, ром. rumantsch grischun) — язык рето-романской подгруппы романских языков, один из национальных языков Швейцарии, но в отличие от остальных трёх национальных языков, являющихся федеральными официальными языками, романшский является официальным только для общения с его носителями[1]. Им владеют около 39 тысяч человек. По данным ученых имеется 5 диалектов ретороманского языка. На романшском в настоящее время говорят романши в Швейцарском кантоне Граубюнден.
Письменность
Особенностью романшской орфографии является диграф «tg», точное звучание которого зависит от диалекта: tge «как», rintg, stgella. Он обозначает глухую палатальную или альвео-палатальную аффрикату [tɕ], [tç], [cç] или [c]. Написание «tg» согласно сложным правилам дополнительно распределено с написанием «ch», которое обычно используется перед непередними гласными: chantun, chasa, chombra,
Литература
- Renzo Caduff, Uorschla N. Caprez, Georges Darms. Grammatica d’instrucziun dal rumantsch grischun. Seminari da rumantsch da l’Universitad da Friburg 2006.
Примечания
- ↑ Швейцарская конституция (англ.), Статья 4, «Национальные языки»: Национальными Языками являются немецкий, французский, итальянский и романшский. Статья 70, «Языки»: (1) Официальными языками Федерации являются немецкий, французский и итальянский. Романшский язык является официальным для общения с лицами-носителями романшского языка. (2) Кантоны сами определяют свои собственные официальные языки…
- Романская группа
Wikimedia Foundation.
2010.
Игры ⚽ Нужна курсовая?
- Швейцарский нож
- Швейцарский политехнический институт Цюриха
Полезное
Правительство и политика Швейцарии
Правительство и политика Швейцарии
ВСЕ О ШВЕЙЦАРИЯ | ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОЛИТИКА | ||||||
Новости Погода Веб-камеры Название/Сокращение. | Факты Правительство Кантоны История | География Горы Природа Города | Языки Религии Люди Спорт | Экономика Рабочее место Образование Наука | Туристическая информация Путеводитель Пункты назначения Транспорт | Архитектура Памятники Ледники Пешие прогулки | Искусство Музыка Литература Фотографии |
Швейцария
Конституция Швейцарии и федерализм Швейцария имеет давние республиканские традиции, современные демократические Федеральная конституция определяет Швейцарию как федеративных земель, состоящих из |
Правительство Швейцарии,
парламент и суды организованы на трех уровнях:
- федеральный
- кантональный (на основе конституций 26 кантонов)
- коммунальный (в нескольких небольших кантонах и примерно в 2500 небольших деревнях)
встречи всех граждан проводятся вместо кантональных и общинных
парламенты; местные суды обычно являются общими для нескольких сообществ)
Федеральная конституция в принципе резервирует территории иностранных государств.
отношения, армия, таможенные досмотры и тарифы, налог на добавленную стоимость
и законодательство о валюте, мере и весе, железных дорогах и
связь с конфедерацией. С другой стороны, только кантоны
(и в некоторых крупных городах) есть вооруженная полиция, больницы и
университеты (за исключением двух федеральных технологических институтов).
Законодательство о государственных школах принимается кантонами, в результате чего 26
различные системы образования, но государственные школы на самом деле находятся в ведении
коммуны, как и многие другие общественные услуги (например, водоснабжение и
вывоз мусора). Конфедерация, кантоны и коммуны
собирать подоходный налог для финансирования своих дел.
Когда дело доходит до деталей, все немного сложнее
однако в политической системе Швейцарии, потому что почти в любой области
государственной деятельности федеральное законодательство не пытается установить минимальную
количество национального стандарта с одной стороны, оставляя приличную сумму
самоопределения кантонам и коммунам другой стороны.
Большинство избирателей подтверждает этот основной принцип
Швейцарская политика снова и снова — отвергая централизованные законы
и принятие федеративных законов на референдумах.
В то время как электорат Швейцарии имеет больше прав на участие, чем в
любой другой стране и широко использует их, право женщин голосовать
был введен относительно поздно в Швейцарии: в 1959 году первый кантон
ввел его на кантональном и (в пределах своей территории) на общинном уровне
в тот же день 67-процентное большинство национального мужского электората отвергло
внедрение на национальном уровне. Только в 1971 году женщины получили право
голосовать на национальном уровне, а последний кантон был вынужден федеральным
суд о введении его на кантональном и общинном уровне уже в 1990
(имеется в виду поправка к федеральной конституции 1981 г., которая прямо
предоставляет равные права мужчинам и женщинам).
> См. также:
Подробная хронология избирательного права женщин в Швейцарии
Федеральный двухпалатный парламент Швейцарии
- Национальный совет является швейцарским «домом
представителей». 200 членов избираются каждые четыре года.
по усовершенствованной пропорциональной избирательной системе, но поскольку
каждый кантон образует избирательный округ, и кантоны имеют совершенно разные
количество жителей, несколько меньших кантонов могут направить только одного члена
в национальный совет, что приводит к избранию большинства для них. - Совет штатов представляет кантоны (например, США).
сенат). Полные кантоны посылают двух членов, полукантоны — одного,
всего 46 членов. Правила избрания членов изложены в соответствии с
кантональным законодательством, поэтому они могут отличаться от кантона к кантону.
Большинство кантонов избирает своих членов
Совет штатов каждые четыре года в тот же день, что и члены
Национального совета однако. - Обе палаты обсуждают новые законы отдельно. Иногда у них есть
повторить обсуждение, если другая палата приняла другой
вариант закона. Какая палата первой обсуждает новое предложение
определяется не конституцией, а - В Швейцарии должность члена парламента не является постоянной работой
(по крайней мере им не платят соответственно…). Формально парламент
собирается четыре раза в год в течение нескольких недель. В промежутке каждый член
должен читать предложения по новым законам в индивидуальном порядке и посещать однодневные
конференции комиссий. - Обе палаты парламента образуют несколько комиссий — некоторые
контролировать работу администрации, некоторые обсуждать новые законы в
глубина. Специалисты в таких областях, как здравоохранение, военные и многие другие
избираются представлять свою партию в этих комиссиях. Все
партии минимального размера (5 членов парламента) представлены
по крайней мере, в нескольких комиссиях, и более мелкие партии могут присоединиться к
образуют фракцию , дающую им право работать в комиссиях.
Федеральное правительство и администрация
Федеральное правительство Швейцарии называется Bundesrat.
(Федеральный совет, Федеральный совет)
[Федеральный совет] .
Обратите внимание, что официальный немецкий термин Bundesrat , к сожалению,
используется в Германии и Австрии с совершенно другим значением для
небольшая палата их парламентов; поэтому вы не можете доверять своему немецко-английскому
словарь с переводом Верхняя палата (парламента) .
Правительство Швейцарии — это команда, состоящая из семи членов с
равные права. Каждый член правительства действует как глава департамента
федеральной администрации, но все основные решения правительства
принимается на еженедельных правительственных конференциях консенсусом или большинством голосов
всех семи участников.
Члены федерального правительства Швейцарии обычно (пере)избираются
каждые четыре года в декабре после парламентских выборов обеими
палаты федерального парламента собрались вместе в качестве Федерального Собрания .
Нет законных ограничений на общий срок полномочий, около федеральных советников
находится в должности более 20 лет.
Департаменты и главы администрации Швейцарии
Департамент | Глава (Министр) | Президент | Партия | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Отдел внутренних дел | Ален Берсе | 2018 | SP | |||
Иностранные дела | Игнацио Кассис | СвДП | ||||
Энергетика, транспорт и окружающая среда | Симонетта Соммаруга | 2015 | 5 | 5 6 | ||
Оборона и спорт | Виола Амхерд | CVP | ||||
Правосудие | Карин Келлер-Саттер | СвДП | ||||
Экономика и образование | Гай Пармелин | СВП | ||||
Финансы | Ули Маурер | 2013, 2019 | СВП |
10 декабря 2007 года швейцарский парламент принял решение не переизбирать Кристофа Блохера.
в качестве члена правительства еще на четыре года. Вместо этого Эвелин Видмер-Шлумпф,
был избран более умеренный член его правой Швейцарской народной партии (СВП).
Это не стало большой неожиданностью для швейцарского населения после
грязная предвыборная кампания
осенью, что Блохер намеревался пойти только на ограничение допустимого по законам Швейцарии
против расизма. Партия Блохера набрала на выборах несколько процентов, и теперь ее поддерживают
около трети электората, но главный эффект этих выборов —
поляризация в швейцарской политике, что совершенно противоречит традиционному швейцарскому
ценность компромисса. Эвелин Видмер-Шлумпф и члены старшего вице-президента из ее кантона были
исключенные из СВП, они и другие умеренные члены СВП основали новую партию под названием
Brgerlich Demokratische Partei (BDP).
Президент Швейцарии
В Швейцарии нет постоянного президента; репрезентативный
функции президента берет на себя одна (или все) часть правительства
члены. Каждый год избирается еще один член правительственной команды
федеральный президент по очереди, так что каждый член правительства берет на себя
эту роль раз в семь лет. Президент — primus inter pares
[первый среди равных] с очень ограниченными особыми полномочиями: он/она устанавливает
повестка дня еженедельных конференций и ведет обсуждение, выступает
населения 1 января, 1 августа (национальный праздник) и
подобных мероприятиях и представляет Швейцарию на некоторых международных
конференции. Часто правительство представлено одним или двумя другими
членов, однако, в зависимости от направленности. Официальные иностранные гости
обычно приветствуется правительством в полном объеме (все участники).
В 2010 году президентом Швейцарии была Дорис Лойтхард (сейчас на пенсии).
в 2011 году Мишлин Кальми-Рей (сейчас на пенсии),
в 2012 г. Эвелин Видмер-Шлумпф (сейчас на пенсии),
в 2013 году Ули Маурер,
в 2014 году Дидье Буркхальтер (сейчас на пенсии),
в 2015 году Симонетта Соммаруга
в 2016 г. Иоганн Шнайдер-Амманн (сейчас на пенсии)
в 2017 году Дорис Лойтхард (сейчас на пенсии),
в 2018 году Ален Берсе,
в 2019 году Ули Маурер.
Для получения обновленной информации см. www.admin.ch (официальный сайт
федеральное правительство и администрация Швейцарии).
Прямая демократия: референдум и инициатива
- Частые референдумы по новым или измененным законам, бюджетам и т. д.,
— некоторые из них обязательные
— прочие «факультативные» (только если на это претендует 50 000 граждан) - Рядовые граждане могут предложить изменения в конституцию
(«инициатива»),
если они смогут найти некоторое количество сторонников (100 000 из примерно
3 500 000 избирателей).
Парламент обсудит это,
вероятно, предложит альтернативу, и после этого все граждане могут
решить в
референдум о принятии инициативы, альтернативное предложение
или остаться без изменений
Хотя федеральную систему можно найти во многих других странах, таких как
США, Германии, Австрии и др. , а также разделение властей
(правительство, парламент, суды) являются общими для всех демократий
(или, по крайней мере, должно быть), референдумы редки в большинстве других
страны. В швейцарской традиции прямой демократии
частые референдумы оказывают стабилизирующее влияние на парламент и
правительство.
- референдум повысит готовность партий к компромиссу
(иначе проигравшая сторона назовет референдум) - референдум повышает стабильность (поскольку крайние законы будут заблокированы референдумом,
партии менее склонны к радикальным изменениям в законотворчестве, а избиратели
менее склонен призывать к кардинальным изменениям на выборах) - Две палаты парламента собираются несколько раз в год на сессии
несколько недель и между ними к подготовке заседаний многочисленных комиссий.
Членство в парламенте в Швейцарии не является работой на полный рабочий день, в отличие от большинства
другие страны сегодня. Это означает, что швейцарские парламентарии ближе
к повседневной жизни своего электората.
90 131 референдум благоприятствуют большим коалициям (общая власть побуждает к компромиссу,
отстранение от власти мотивирует обструктивные референдумы)
Кантональные конституции и администрации
Кантоны [государства-члены швейцарских конфедераций] имеют право
организуются до тех пор, пока они уважают друг друга, федеральные
конституция и законы и меньшинства.
Все кантоны имеют свои конституции, свои правительства.
(обычно пять членов, избираемых населением) и большинство из них
имеют (однопалатные) кантональные парламенты.
Учитывая огромные различия в размерах (самый маленький кантон: 37,2 км²,
но с плотностью населения 5866 человек на км², крупнейший кантон
7105,9км² с плотностью населения всего 23 человека на км²)
а также по населению (самый маленький кантон: 13 500 жителей, самый большой
кантон: 1 126 500 жителей) нельзя ожидать, что такой же
организация подходит всем. В то время как члены кантональных правительств выступают в качестве глав
крупных административных единиц в крупных кантонах их коллеги в мелких
в кантонах есть работа только на неполный рабочий день.
Прямая демократия была изобретена на кантональных основаниях и дает еще больше
права участия населения, чем на федеральном уровне. Например
федеральные бюджеты не выносятся на референдумы, а коммунальные бюджеты
даже при условии обязательного референдума.
Поскольку многие сферы современной государственной деятельности оставлены кантонам
федеральная конституция, но, тем не менее, нуждается в некоторой стандартизации во времени
повышенной мобильности, поскольку около одной пятой населения работает в
одного кантона и проживающих в другом кантоне, кантональные правительства встречаются
вести переговоры по многокантональным соглашениям. В результате должна появиться система
быть довольно странным для иностранцев, но хотя это, несомненно, очень
сложный, он работает удивительно хорошо и даже лучше, чем
во многих других промышленно развитых странах (известно, что швейцарцы
перфекционисты).
Литература и ссылки по политической системе Швейцарии:
- www.admin.ch (официальный сайт
Федеральное правительство и администрация Швейцарии) - www.parlament.ch (официальный сайт
Федеральный парламент Швейцарии)
Семь основных политических партий Швейцарии
Краткие профили вечеринок и ссылки на сайты:
Обратите внимание, что эти веб-сайты предназначены для «внутренних»
Швейцарское использование, поэтому вы найдете немецкий, французский и итальянский языки
статьи там.
- Социал-демократическая партия (СП).
У классической «лейбористской партии» больше сторонников среди интеллигенции
(в основном служащие), чем в традиционном «рабочем классе» сегодня. - Свободная демократическая партия/либералы (СвДП).
Партия предпринимателей, менеджеров, юристов, врачей и т.д. продвигает
дерегулирование и низкие налоги, как у республиканцев в США или
Консерваторы и либералы в Великобритании. Очень открыто относится к
индивидуальная свобода. - Христианско-демократическая партия (ХДП) На основе католического
электорат, традиционно прибывающий в основном из сельских районов центральной Швейцарии,
Фрибург и Вале. Эта партия стала более открытой с 1970-х годов.
но значительно потерял в силе из-за общеевропейской тенденции,
религия теряет влияние на общество. - Швейцарская народная партия (СВП) Популистско-националистическая партия,
с традиционно сильной базой среди фермеров и владельцев малого бизнеса.
Сегодня привлекает широкий потенциал разочарованных неудачников глобализации.
Пока СВП претендует на «швейцарскость» все для себя, она печально известна
за грубые предвыборные кампании, наносящие ущерб репутации Швейцарии за рубежом. - Зеленые Левые защитники окружающей среды в традициях
Студенческие волнения 1968 года. Хотя они разделяют большинство убеждений с SP, основные
разница в гораздо более критической точке зрения на глобализацию
и Европейский Союз. Иногда они менее склонны поддерживать
вторыми лучшими решениями для окружающей среды и предпочли остаться без
любое решение, в то время как SP часто предпочитает компромисс с FDP и CVP. - Либерально-зеленые, как и СвДП, они критикуют
сильное правительство, предпочитают меньше регулирования и низкие налоги; но они видят
законодательства по экологическим вопросам как в качестве стратегической необходимости, так и
возможность (в то время как СвДП предпочла бы позволить рынкам решать). - БДП (умеренные диссиденты СВП)
Когда парламент избрал Эвелин Видмер-Шлумпф вместо Кристофа Блохера
федеральному правительству после выборов 2007 года из-за его личного отсутствия
сотрудничество и готовность к компромиссу (что является основной необходимостью для
партии, участвующие в правительстве Швейцарии, Блохер и его команда исключены
Эвелин Видмер-Шлумпф из SVP. Довольно небольшая, умеренная фракция СВП
основал БДП как новую консервативную партию. Не менее консервативен, чем
члены SVP, BDP более вежливы в стиле и более склонны к сотрудничеству
и идти на компромисс с другими сторонами.
В Швейцарии есть еще несколько партий, но они не имеют существенного влияния
ни на федеральном, ни на кантональном уровне.
Короткие цитаты разрешены, но с точным указанием происхождения (ссылка).
Воспроизведение существенных частей и изображений в печатном или электронном виде
только с явного письменного согласия редакции.
Отказ от ответственности | Политика конфиденциальности | www.all-about-switzerland.info © 2005-2019 Все права защищены | Редактор |
Кантоны Швейцарии (федеральные земли): политическая карта и статистика
Кантоны Швейцарии (федеральные земли): политическая карта и статистика
ВСЕ О ШВЕЙЦАРИЯ | КАНТОН | ||||||
Новости Погода Веб-камеры Название/Сокращение. | Факты Правительство Кантоны История | География Горы Природа Города | Языки Религии Люди Спорт | Экономика Рабочее место Образование Наука | Туристическая информация Путеводитель Направления Транспорт | Архитектура Памятники Ледники Пешие прогулки | Искусство Музыка Литература Фотографии |
Политическая карта Статистика Аббревиатуры Герб | 26 кантонов Швейцарии входят в состав федеральных земель швейцарских |
Номерные знаки на швейцарских автомобилях показывают как |
Герб | Запись в Конф. фед. | Название кантона | Сокращение | Площадь км² квадратных миль | Жители | Население Плотность | Язык Язык | Капитал | Жители |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
< 1415 > 1803 | Аргау | АГ | 1 404 542 | 556 000 | 396 1026 | д | Арау | 15 000 | |
1411 1513 [1597] | Аппенцелль Ауссерроден | АР | 243 94 | 53 000 | 218 564 | д | Херизау | 15 000 | |
1411 1513 [1597] | Аппенцелль-Иннерроден | AI | 173 67 | 15 000 | 87 224 | д | Аппенцелль | 5000 | |
1400 1501 [1833] | Базель-Ланд | BL | 518 200 | 263 000 | 508 1315 | д | Листал | 12 000 | |
1400 1501 [1833] | Базель-Штадт | BS | 37 14 | 186 000 | 5027 13286 | д | Базель Путеводитель по городу | 165 000 | |
1323 1353 | Берн | BE | 5 959 2301 | 950 000 | 159 413 | д, ф | Берн путеводитель по городу | 122 000 | |
1481 | Фрибург Фрайбург | Франция | 1 671 645 | 243 000 | 145 377 | ж, д | Фрибург Фрайбург | 33 000 | |
1815 | Женева [Женева] | GE | 282 109 | 419,000 | 1486 3848 | ф | Женева [Женева] путеводитель по городу | 178 000 | |
1352 | Гларус | ГЛ | 685 264 | 38 000 | 55 144 | д | Гларус | 6000 | |
1498 1803 | Граубюнден Гришунс Григиони | ГР | 7 105 2743 | 186 000 | 26 68 | д, р, и | Чур | 32 000 | |
[1979] | Юра | Ю | 839 324 | 69 000 | 82 213 | ф | Делемон | 11 000 | |
1332 | Люцерн [Люцерн] | LU | 1 494 576 | 352 000 | 236 610 | д | Люцерн Путеводитель по городу | 73 000 | |
1406 1815 | Невшатель | NE | 803 310 | 167 000 | 208 539 | ф | Невшатель | 32 000 | |
1291 | Нидвальден | СЗ | 276 107 | 39 000 | 141 366 | д | Станс | 7000 | |
1291 | Обвальден | ОВ | 491 190 | 33 000 | 67 174 | д | Сарнен | 9000 | |
1412 1803 | Санкт-Галлен | SG | 2 026 782 | 455 000 | 225 582 | д | Санкт-Галлен | 70 000 | |
1501 | Шаффхаузен | SH | 299 115 | 74 000 | 248 641 | д | Шаффхаузен | 33 000 | |
1291 | Швиц | СЗ | 908 351 | 133 000 | 146 379 | д | Швиц | 14 000 | |
1400 1481 | Золотурн | SO | 791 305 | 247 000 | 312 809 | д | Золотурн | 15 000 | |
<1460> 1803 | Тургау | ТГ | 991 383 | 230 000 | 232 601 | д | Фрауэнфельд | 22 000 | |
<1403> 1803 | Тичино | ТИ | 2 813 1086 | 315 000 | 112 290 | и | Беллинцона | 16 000 | |
1291 | Ури | Ури | 1 077 416 | 35 000 | 33 84 | д | Альтдорф | 8000 | |
<1536> 1803 | Во | ВД | 3 212 1240 | 632 000 | 197 509 | ф | Лозанна путеводитель по городу | 116 000 | |
1403 1815 | Вале Уоллис | VS | 5 225 2017 | 281 000 | 54 139 | ж, д | Сьон Ситтен | 28 000 | |
1352 | Цуг | ЗГ | 239 92 | 102 000 | 427 1105 | д | Цуг | 23 000 | |
1351 | Цюрих | ZH | 1 729 668 | 1 242 000 | 718 1860 | д | Цюрих путеводитель по городу | 342 000 | |
1291 | Швейцария [всего] | Швейцария | 41 293 15 943 | 7 451 000 | 180 467 | д, е, и, г | Берн Путеводитель по городу | 122 000 |
Подробную статистику по Швейцарии см. :
Федеральное бюро статистики
Некоторые примечания к статистической информации
|
Leave a Reply