Кошерные продукты: взгляд православного богослова
Оглавление
- Институт раввинов. Могут ли раввины священнодействовать?
- Отношение к крови в еврейской традиции
- Что же такое «кошерная пища»?
- Как христианину относиться к кошерным продуктам?
Поводом для написания этой статьи стало удивление, вызванное объявлением-предупреждением, вывешенным на дверях одного из столичных православных храмов. На стандартном листе формата А‑4 клир храма строго грозил отлучением от Церкви всех, кто будет покупать и употреблять в пищу кошерные продукты:
«Дорогие братья и сестры! В наших магазинах появилась продукция со знаком кошерности, а нам известно, что кошерные продукты — это продукты, освященные раввинами кровью жертвенных животных…». Далее следовали ссылки на правила святых отцов «О вкушении идоложертвенной пищи», согласно которым отведавших таковую отлучают от Церкви на срок от 4 до 6 лет.
Наверное, первое ощущение, возникающее у обывателя после прочтения этого воззвания — это растерянность и даже страх. У более сведущего человека — негодование и возмущение: вновь через обман, можно сказать «исподтишка» нас, православных, через осквернение от употребления «кошерных продуктов» хотят разлучить со Христом! И действительно, если бы всё написанное в листовке было истиной, инстинктивный гнев православного человека был бы справедлив. Но беда в том, что всё, что связано с инославием, а тем более с иудаизмом, большей части нашего населения мало известно. А если и есть какие-то базовые знания, то они зачастую не соответствуют действительности из-за сомнительности источников, из которых получены (В. В. Розанов, Л. И. Тихомиров, В. И. Даль и.т.д), вступая в противоречие со многими фактическими положениями иудаизма.
Рекомендуем также: “Можно ли православным употреблять халяльную пищу?”
Чтобы прокомментировать удивление, сопровождавшее автора этой статьи при чтении вышеприведенного объявления, нужно заручиться терпением и вниманием нашего любезного читателя, т. к. для раскрытия затронутой темы необходимо некоторое погружение в историю еврейского народа и его традицию.
Институт раввинов. Могут ли раввины священнодействовать?
Начнем с раввинов. Прежде всего надо подчеркнуть, что раввин в еврейской традиции это не священник в нашем христианском понимании, который уполномочен священнодействовать, т.е. совершать Таинства. Раввин — это звание, присваемое иудею по получении высшего еврейского религиозного образования. Оно дает право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве (религиозном учебном заведении для юношей) и быть членом религиозного суда.
Во времена Христа Спасителя раввин был толкователем Священного Писания, религиозным наставником, причем почти всегда он зарабатывал на жизнь какой-нибудь другой работой.
Становление института раввинов происходило в средние века и связывалось с упадком Вавилонского гаоната и эксилархата — центральных институтов еврейской диаспоры, производивших назначения раввинов в местные общины. С конца Х века общины стали самостоятельнее и сами избирали себе духовного руководителя. Раввином мог стать ученый, высокоморальный авторитетный человек, обладающий мудростью судьи, способностью руководить общественными делами и духовной жизнью общины.
Подчеркиваем: в обязанности раввинов не входили функции священнослужителя, он не должен был вести синагогальное богослужение, благословлять членов конгрегации и т.п. Лишь позднее раввины стали заключать браки и совершать разводы, и только потому, что эти церемонии требовали досконального знания религиозного закона и соблюдения судебной процедуры.
Иерусалимский Храм (Х в. до Р.Х. — 70 г. по Р.Х.) единственное место жертвоприношений Ветхозаветной Церкви.
Что касается жертвенных животных, кровью которых якобы окропляются кошерные продукты, то здесь просматривается искажение действительности и элементарное невежество по отношению к такому «точному предмету» (термин, предложенный церковным историком В. В. Болотовым) как история.
70‑й год по Рождестве Христовом вошел в историю Святой Земли не только как год подавления римлянами четырехлетнего иудейского восстания (годом полного усмирения Иудеи является 73‑й), но и как год разрушения Иерусалима и его главной святыни — Иерусалимского Храма. Подавление восстания было поручено императором Веспасианом своему сыну Титу. О серьезности войны Рима и Иудеи говорит тот факт, что Веспасиан оставил Титу три легиона (1 легион насчитывал 6000 воинов), к которым сам Тит добавил ещё три, из Сирии и Египта, а также призвал войска из подчиненных Риму царств, в частности из Эмесы. Общее число солдат приближалось к 40 000.
В феврале 70-го года армия Тита осадила Иерусалим. Осада продолжалась почти полгода и 28 августа, перед последним штурмом города, Тит, по свидетельству еврейского историка Иосифа Флавия, отдал приказ не разрушать Иерусалимский Храм, так как в будущем он будет «служить украшением Империи». Но война есть война: отчаяние и ярость, с какой сражались иудеи, нарушили все стратегические планы римлян и ситуация вышла из под контроля… Храм погиб.
Надо сказать, что для евреев Иерусалимский Храм был не просто культовым зданием — это было единственное место постоянного присутствия Самого Творца. Помимо Иерусалимского Храма практически в каждом населенном пункте Святой Земли были синагоги (места изучения и толкования Писания), но они не могли заменить Храм и Храмовое богослужение, неразрывно связанное с жертвоприношениями.
Каждый иудей по самым разным поводам в жизни (сбор урожая, рождение детей, смерть близких и т.д.) должен был прийти в Храм и принести жертву. Но 70‑й год изменил многое. Вместе с уничтожением Храма была разрушена и вся система жертвоприношений, которая насчитывала не одно столетие. Да и сам институт священников (коганим), которые совершали ритуал, без Храма потерял свой смысл.
До сегодняшнего дня священников в иудаизме нет, как и не существует кровных жертвоприношений — их некому, да и негде приносить (с VII века на месте Иерусалимского Храма находится третья по значимости святыня исламского мира Мечеть Скалы или Мечеть Омара). Тем не менее в еврейских общинах до сих пор с благоговением относятся к носителям священнических фамилий, как представителям духовной аристократии. Как правило, большинство евреев по фамилии Коган, Раппопорт, Кац являются потомками древних священников и поэтому не могут вступать второй раз в брак или жениться (выходить замуж) на вдовствующих.
Отношение к крови в еврейской традиции
Несколько слов об отношении иудеев к крови. В еврейской традиции кровь — это материальная оболочка души животного. Кровь несет в себе «нефеш» — жизненную энергию, «животную душу», которая содержит все вещества, необходимые для функционирования организма, и доставляет их ко всем органам тела. Она наполняет и пронизывает весь организм, который строится из её элементов и зависит от её состава. И пока животное живо «нефеш» — жизненная энергия — находится в его крови, и наоборот — кровь животного — в его душе. Другими словами не душа животного растворена в его крови, а наоборот — кровь как бы «впитана» душой.
Именно этим в еврейской традиции объясняется запрет на употребление в пищу любых продуктов, содержащих кровь животного. Так, если религиозный еврей решит приготовить яичницу и при разбитии куриного яйца обнаружит среди белка и желтка кровинку, он немедленно должен выбросить это яйцо и заменить его другим. Что тут говорить о тех нелепых домыслах, провоцировавших массовые погромы в начале ХХ века, в России, Украине, Белоруссии, Молдавии и т.д., по которым евреи якобы добавляли в состав своей пасхальной мацы кровь христианских младенцев?!
1913‑й год был ознаменован очень шумным судебным процессом, который проходил в Киеве. Он вошел в историю отечественной юриспруденции как «Дело Бейлиса». 39-летний Мендель Бейлис обвинялся в ритуальном убийстве 13-летнего Андрея Ющинского, причем экспертом обвиняющей стороны выступал католический священник Иустин Пранайтис. Нелепость и фальсификацию этого дела удалось вскрыть нашему православному священнику Александру Глаголеву, профессору кафедры Древнееврейского языка и Библейской археологии Киевской Духовной Академии. Отец Александр — прекрасный знаток Священного Писания и Ветхозаветного законодательства — доказал суду присяжных о невозможности совершения иудеями ритуальных жертвоприношений после разрушения Иерусалимского Храма, а также о недопустимости употребления крови не только в пищу, но и вообще в каких-либо других целях.
Итак, утверждение вышеупомянутого объявления о том, что раввины освящают кошерную пищу кровью жертвенных животных является полным невежеством и нелепостью!!!
Что же такое «кошерная пища»?
В наших магазинах действительно появилось большое количество продуктов стран, с которыми Украина поддерживает торговые связи. Среди этих стран находится и ближневосточное государство Израиль, продукция которого так широко представлена сегодня в наших магазинах. Это и детское питание, цитрусовые, соки, зелень и многое другое. Как правило, продукция израильских производителей маркируется знаком кошерности. Хотя не только израильский производитель ставит знак кошерности на своих продуктах, так многие западноевропейские производители также сообщают на своих упаковках, что их продукция не противоречит правилам кошрута. Мало того, сегодня уже многие украинские производители наравне со знаком качества своей продукции помещают и логотип кошерности.
Что же такое кошерная пища? Как нам к ней относится? Являются ли продукты со знаком кошерности идоложертвенными? Вот ряд вопросов, волнующих многих православных. Попытаемся на них ответить.
Этимологически слово «кашер» не связано с пищей, на иврите оно буквально переводится как «подходящий». Этот термин можно употреблять в отношении правильного поведения человека: «Это кошерный человек» и использовать, говоря о чем-то положительном: «Это кошерная книга» и т.д.
В настоящее время слово «кашер» или «кошер» (первоначально вариант с гласной «о» появился в английском языке из-за особенности произношения ашкеназийских евреев, а затем перекочевал в русский язык) чаще употребляется в отношении пищи. Единственным критерием пригодности в пищу продуктов являются не соображения гигиены, а то, как Священное Писание (Пятикнижие Моисеево) к этой пище относится. То есть обычное значение слова «кашер» — это «пища, разрешенная для еды».
Законы кашрута гласят, что иудеям запрещено есть всё подряд, и даже разрешенная пища должна быть приготовлена должным образом.
Например, единственные разрешенные Священным Писанием животные — это парнокопытные, жвачные. Самые обычные из них — корова и овца, но даже они могут забиваться лишь специалистом — шойхетом (резником).
Мясо животных убитых на охоте по законам кашрута запрещено. Запрет на охоту (которому в еврейской традиции несколько тысяч лет) привел к тому, что даже среди нерелигиозных евреев сегодня мало охотников.
Как говорилось выше, в корпусе книг Священного Писания Ветхого Завета есть много мест запрещающих употребление в пищу крови животных (Быт. 9:4; Лев. 17:10-14). Поэтому при забое, по правилам кашрута, кровь спускается и прикрывается землей, а мясо просаливается и вымачивается до тех пор, пока вся кровь не будет удалена.
Среди рыб кашерными считаются только породы, имеющие плавники и чешую (Лев. 11:9; Втор. 14:9-10). Это ничем не мотивируется.
Запрещены все моллюски, включая популярные сегодня креветки и лангусты.
Среди птиц разрешены только куры, индейки, утки, гуси и некоторые другие.
Как правило, все разрешенные животные травоядны. Птицы, поедающие других птиц запрещены наряду со всеми хищными животными.
Поскольку у нас нет цели описать всю строгость предписаний о пище в еврейской традиции, ограничимся вышеперечисленным.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что всякий раз когда вы возьмете в руки упаковку с маркировкой машгиаха (эксперт, который гарантирует соответствие продукта правилам кашрута) вы должны знать, что именно этот продукт полностью соответствует предписаниям Библии о пище. И ни какие мистические действия над продуктом не проводились!
Если это пучок зелени в упаковке (лук, базилик, петрушка и т.д.), значит, машгиах проверил эту зелень на наличие насекомых — их там нет.
Если это упаковка муки, значит, мука просеяна под наблюдением машгиаха через сито, где на 1 см2 должно быть не менее 70 дырочек (эксперт обязан проверить количество дырочек кончиком иглы), во избежание попадания жучков и прочих насекомых в пищу, ведь употребление насекомых в пищу запрещены Библией!
Если маркировка кошерности стоит на молочном продукте, это означает, что данный продукт не вступал в контакт с животными жирами и приготовлен в стерильной посуде.
Знак кошерности — это констатация и гарантия того, что продукт приготовлен и упакован в стерильной обстановке и в соответствии с древними правилами Библии о «чистой» пище.
Как христианину относиться к кошерным продуктам?
Всякий раз когда очередная группа наших православных паломников отправляется на Святую Землю для поклонения местам связанных с земной жизнью нашего Спасителя, мало кто из паломников задумывается, чем их угощают и кормят во время паломничества. Трапеза в монастыре или же это обыкновенный завтрак в гостинице, здесь в Израиле всюду присутствуют кошерные продукты. Да других продуктов в магазинах Израиля просто нет, а если есть, то они продаются в некошерных магазинах которые не так легко найти. И православные, живущие на Святой Земле даже не обращают внимания на то кошерный тот или иной продукт или нет, в первую очередь потому, что этот знак адресован для соблюдающих кашрут. А для людей, которые не являются религиозными евреями, это только гарантия того, что продукт приготовлен в атмосфере повышенной степени стерильности.
Нам, православным христианам ХХІ века, следует почаще обращаться к опыту первохристианских общин (а их быт, особенно на Ближнем Востоке и в Малой Азии, очень тесно переплетался с соседями язычниками и иудеями), для которых слова Спасителя: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст» (Мф. 15:11) были главным критерием сохранения святости и внутренней чистоты.
А настороженность и подозрительность к продуктам питания наблюдалась ещё два тысячелетия назад. Именно это побудило святого апостола Павла обратить своё слово назидания и утешения к жителям античного Коринфа — экономического мегаполиса древнего мира, известного своими лавками, рынками и базарами: «Всё что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» (1 Кор. 10:25). Эти слова пастырской заботы мы должны расслышать и в наш неспокойный век.
В завершении необходимо заметить, что кошерные продукты не являются идоложертвенными. Думающих и читающих верных чад нашей Церкви хочу отослать к книге профессора МДА протодиакона Андрея Кураева «Почему православные такие?» (М. 2008), в этом труде есть замечательная статья «Вредят ли христианину «подброшенные» нечистоты?», где автор делает подробный и аргументированный анализ соответствия пищи наименованию идоложертвенной, и отношению к ней христианина по учению апостола Павла и святоотеческого наследия.
«Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8) — это увещевание апостола Павла не всегда бывает понимаемо нашими православными современниками. И как следствие появляются разного рода кривотолки и религиозные предрассудки, которые мешают реально жить согласно Евангелия и святоотеческого учения.
Дай Бог, чтобы ничто в жизни не могло заслонить Голгофу, Крестную Смерть Спасителя и Его Славное Воскресение — к этому мы должны стремиться в первую очередь. А слова апостола «Для чистых все чисто» (Тит. 1:15) должны нам помочь в том, чтобы вокруг нас, благодаря нашей духовной и нравственной чистоте, мы вовремя обнаруживали и разоблачали реальный подлог, который действительно может повредить нашей христианской совести.
Автор: Протоиерей Олег Скнарь, кандидат богословия, «Православіє в Україні»
Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.
Можно ли православному христианину есть кошерную и халяльную пищу? — Вопрос священнику — новости Православия
Вопрос священнику
30 Июня 2018 12:46
Автор: Редакция СПЖ
Кошерная и халяльная еда – это подмножество всей той пищи, которая пригодна для употребления христианами
Елена Трубецкая
Отвечает протоиерей Григорий Крыжановский:
– Для большинства людей, которые читали Новый Завет, а именно книгу Деяний святых апостолов, этот вопрос не является затруднительным. Мы точно знаем, что в этой книге апостолу Петру было видение: «На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо» (Деяния 10, 9-16).
Несмотря на то, что апостол Петр никогда не ел такой пищи (нечистой), Господь ему трижды повторяет указание: есть. И удивительно то, что апостол не пошел есть эту пищу после видения, а отправился проповедовать язычникам.
Здесь важно понять, что даже кошерная еда, к которой непосредственно прикоснулся кто-то не из иудеев, уже не является для них чистой. Т.е. в принципе кошерная пища, которую будет употреблять христианин, уже не будет являться таковой. А для христианина само понятие «кошерной еды» всего лишь означает пищу, которая была приготовлена иудеем по специальной технологии. Строго говоря, сесть за стол с язычником и есть кошерную еду одновременно было бы нарушением иудейских правил.
Что касается халяльной пищи, здесь тоже существует множество ограничений, но они уже более сходны с христианскими правилами, являются практически идентичными, за редким исключением. Халяльная еда – это та, которая не была задрана зверем, не была задушена в силках. Если говорить о мясной пище, это то животное, которое было аккуратнейшим образом убито и из котороговытекла кровь.
Кстати, мусульманам при угрозе смерти дозволяется употреблять нехаляльную пищу. Нам же, христианам, в целом не разрешается есть мясо животного, забитого транспортом или задохнувшегося в силках, также не есть продуктов, которые содержат кровь.
Таким образом, кошерную и халяльную пищу христианам есть можно. Говоря математическим языком, кошерная и халяльная еда – это подмножество всей той пищи, которая пригодна для употребления христианами.
0
0
Поделиться
Православие
Вопрос священнику
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку, чтобы сообщить об этом редакции.
Читайте также
Как часто нужно собороваться?
06 Марта 19:16
Прощаются ли смертные грехи после исповеди?
02 Марта 20:12
Можно крестить ребенка без священника?
23 Февраля 15:23
Какова главная задача священника?
16 Февраля 15:59
Как приучить ребенка к причастию?
10 Февраля 00:11
Можно ли посещать святыни, находящиеся в захваченных храмах?
01 Февраля 14:47
Почему христиане не соблюдают кошерность?
· Пт. Стивен Де Янг
Наиболее распространенные ответы на этот вопрос, что «эта часть» Закона больше не применяется, или что в Деяниях 15 говорится, что только четыре заповеди применимы к христианам, в предыдущих сообщениях этой серии были замечены как недействительные с перспектива того, как Новый Завет понимает Закон применительно к христианам. Почему же тогда христиане не следуют кошерным законам о еде Ветхого Завета? На самом деле, многие из продуктов, которые разрешено есть православным христианам в постные периоды, являются продуктами, которые считались нечистыми по заповедям Закона. Прежде всего следует сказать, что нет убедительных доказательств того, что апостолы, включая св. Павла, перестали следовать этим пищевым предписаниям во время своей земной жизни, и на самом деле есть некоторые, хотя и незначительные, доказательства того, что они продолжали им следовать. Однако из Нового Завета совершенно ясно, что апостолы пришли к различному пониманию чистоты и нечистоты, в том числе и пищи.
Основной отрывок, посвященный нечистому статусу животных, употребляемых в пищу, — это Деяния 10. В этом отрывке непосредственно перед приглашением в дом Корнилия, римского центуриона и богобоязненного. Суть этого отрывка в том, чтобы сообщить святому Петру, что язычники больше не считаются нечистыми и что он может идти в дом Корнилия, а апостолы в целом могут идти к язычникам, не опасаясь стать нечистыми из-за контакта с неевреи. Однако для того, чтобы эти образы сработали и это послание было передано, должен быть верен основной принцип, согласно которому Бог теперь сделал этих животных и язычников чистыми. Изменение здесь касается не статуса заповедей, а нечистого статуса язычников и различных животных.
Чтобы понять, как язычники и эти животные стали чистыми, лучше всего начать с того, как они вообще стали нечистыми. Конечно, животные не были нечистыми, когда их создал Бог, а евреи и язычники произошли от тех же людей, которых создал Бог. Во время грехопадения, в Бытие 3, Адаму сказано: «Проклята земля из-за тебя» (ст. 17). Человеческий грех портит физический мир вокруг нас. Пророчество в Бытие 5 проясняет, что Бог использует Ноев потоп, чтобы спасти сотворенный мир от греха людей. В самом Законе важно отметить, что в День искупления есть два отдельных элемента (как описано в Левите 16). Сначала совершается искупление жертвой за грех за грехи Аарона и за грехи народа, затем берется кровь, чтобы совершить искупление самого святилища, чтобы очистить физическое святилище и, соответственно, израильский стан от нечистоты. народа (Лев 16:19). Эта нечистота должна быть удалена, чтобы Бог оставался в святилище и в стане со Своим народом. Если нечистота останется, то либо он должен уйти, он должен отослать людей, либо люди будут поглощены его святостью.
Это понимание искупления не только за грех, но и за нечистоту материального мира, являющуюся результатом очищения человеческого греха, составляет неотъемлемую часть понимания св. Лукой великого перехода, который происходит в последних главах его Евангелие и первые главы Деяний. Искупительная жертва Христа не только имеет дело с грехами людей мира, но и очищает сам физический мир от нечистоты, возникшей в результате этого греха. В то время как искупление для святилища позволило Богу обитать в этом святилище, искупление Христа позволяет Святому Духу сойти, чтобы обитать во всем мире и во всех людях мира, поскольку Он собирается прийти и обитать в Корнилии. Это очищение материального мира является окончательным, и его не нужно повторять, потому что искупление Христа окончательно и не повторяется (Евр. 10:1-18).
Тот факт, что нечистота в этом смысле больше не связана с физическим творением, однако, не означает, что заповеди Закона о нечистоте больше не применяются. Сам Христос указывает, что нечистым делает человека не то, что он ест, а то зло и греховность, которые от него исходят (Мф. 15:11). Человек все еще может осквернять себя грехом и нечестием, поэтому нам по-прежнему заповедано выходить и не прикасаться к нечистому (2 Кор. 6:17). Но это не означает отделение себя от материального мира через законы, запрещающие вкушать и осязать (Кол. 2:21), а скорее отделение себя от греха и нечестия в святой жизни. Фактически, это новое положение вещей усиливает требование нравственной чистоты среди христиан, так как само наше тело стало теперь святилищем Божиим, потому что в нас живет Святой Дух (1 Кор. 6:19).-20). Подобно тому, как израильтянам грозит гибель, если они останутся нечистыми в присутствии Бога, так и нераскаянная греховность представляет опасность для нас в присутствии святости Христа, что приводит к предупреждению св. Павла относительно принятия Евхаристии (1 Кор. 11: 27-30). ).
Поэтому христиане призваны «соблюдать кошерность» в гораздо более глубоком и истинном смысле. Как и в Деяниях 10, наша свобода есть все виды пищи и тем самым наслаждаться восстановленной благостью Божьего творения во Христе является образом еще большего восстановления человечества во Христе, так что теперь во Христе нет ни иудея, ни грека. , раб или свободный, мужчина или женщина. Нет никого, кто был бы нечист сам по себе. Но как людям, которых Христос искупил и которые тем самым были посвящены Богу как святые, сейчас очень важно не осквернять себя грехом и нечистотой и не подвергать себя суду.
О о. Стивен Де Янг
Преподобный доктор Стивен Де Янг является пастором православной церкви Архангела Гавриила в Лафайете, штат Луизиана. Он имеет степень доктора библейских исследований Амриджского университета. о. Стивен также является ведущим подкаста Whole Counsel of God от Ancient Faith и автором блога Whole Counsel. Вместе с о. Эндрю Стивен Дэмик.
Должны ли христиане соблюдать кошерность?
Д-р Гэри Хедрик
В предыдущих статьях мы объясняли, что верующие Нового Завета (НЗ) не обязаны соблюдать Ветхий (Синайский) Завет, потому что он был исполнен во время земного служения Мессии.
Целью Ветхого Завета было указать путь к Нему. Как только Бог пришел и выполнил его требования, Синайский завет уступил место Новому завету (Иер. 31:31).
Мессия освободил нас от Синайского Завета и его юридических требований через Свою смерть на Кресте (Кол. 2:13-14). Теперь мы находимся под властью Нового Завета, и наша Тора — это Новый Завет.
Но распространяется ли эта свобода также и на ветхозаветное различие между «чистой» и «нечистой» пищей? Нас тоже «освободили» от этого?
Что означает «Кошерный»?
Слово «кошерный» используется в еврейской общине для обозначения пищи, которая является «правильной, подходящей или пригодной для употребления».
Существует два вида соблюдения кошерности: библейская и традиционная. Библейское соблюдение кошерности включает в себя простое и четкое различие между «чистыми» и «нечистыми» существами в диетических целях. Эта форма кошерности намного старше Синайского соглашения. Оно встречается в Библии еще во времена Всемирного потопа, когда Господь сказал Ною, сколько чистых и нечистых животных взять на Ковчег для последующего использования в пищу и в жертву (Быт. 7:1-9).).
Традиционное (или раввинистическое) соблюдение кошерности намного сложнее и имеет много разных уровней. Он развивался на протяжении многих поколений. Сложный, высокоразвитый свод раввинских правил и требований по соблюдению кошерности известен как кашрут (произносится как CASH-корень).
Кашрут регулирует не только то, что можно есть, но и то, как это готовится. Например, Shechitah — это забой животных для употребления в пищу в соответствии с методом, установленным раввинистическим законом.
Убой скота: кошерный против некошерного
Интересно, что метод, используемый еврейским народом на протяжении поколений, намного более гуманен и гигиеничен, чем методы, используемые на некошерных мясокомбинатах даже сегодня. До 1978 года, когда Конгресс принял Закон о гуманных методах убоя, многие животные были убиты просто выстрелом в голову пластиковой пулей. Животное, выжившее после выстрела, умирало мучительной смертью, бьясь в конвульсиях на полу кабинки и барахтаясь в собственной крови и фекалиях, пока, наконец, не теряло сознание и не умирало. Теперь закон требует, чтобы животные находились в бессознательном состоянии перед тем, как их убьют. Но все же есть серьезные проблемы с некошерной переработкой мяса.
E. coli – это бактерия, которая заражает мясо, когда мясо вступает в контакт с фекалиями в процессе убоя. В 1993 году популярная сеть ресторанов в США случайно подала гамбургеры, зараженные бактериями E. coli 0157:H7, особо опасным штаммом с уникальным генетическим кодом, который делает его устойчивым к лечению. Всего от пяти до 20 клеток E. coli 0157:H7 могут вызвать серьезное заболевание и даже смерть. Результаты 1993 заражения были трагичными.
В 1997 году было обнаружено, что 25 миллионов фунтов говядины из штата Небраска заражены бактериями E. coli . Шесть миллионов фунтов были отозваны, а остальное съели потребители по всей стране. Многие заболели.
А как насчет еврейского метода забоя? Как это сравнить?
Во-первых, фактический процесс выполняется шохетом , который обучается в качестве ученика, прежде чем он сделает это сам. шохет берет нож, заточенный с момента последнего использования, и перерезает яремную вену животного, а также окружающие ее нервы, передающие болевые сигналы. Он обучен делать это с такой скоростью и точностью, что животное не чувствует никакой боли. Это самый эффективный и гуманный метод забоя, известный человеку.
Наш друг Джозеф Азриэль, много лет ортодоксальный раввин в Израиле, в молодости работал шохет . Однажды, когда мы с семьей были в гостях у Джозефа и его жены Эстер в их квартире в Лос-Анджелесе, он спросил, не хотим ли мы увидеть нож, которым он пользовался, когда был ритуальным убийцей в Израиле.
Он достал специальный футляр, открыл его и осторожно вынул что-то, завернутое в красный бархатный мешочек, похожее на образец изысканного ювелирного искусства. Это был тяжелый нож, около 12 дюймов в длину, с широким блестящим лезвием (очевидно, хорошо отполированным) и красивой резной рукоятью. Вручая его мне, Джозеф сказал: «Осторожно, лезвие острое как бритва».
Я спросил Джозефа, почему нож должен быть таким опасно острым. Он объяснил, что это было похоже на хирургический инструмент. Он сказал умелый шочет может сделать надрез так быстро и безболезненно, что животное даже не заметит, что ему перерезали шею. Сердце продолжает биться, выталкивая кровь из организма. Животное теряет сознание в течение двух-трех секунд, а затем умирает — и все это без какого-либо болевого ощущения. Затем тушу проверяют на наличие болезней, и все больные части немедленно отбраковывают.
Законы о кошерном забое настолько гигиеничны и эффективны, что кошерные мясники и скотобойни освобождены от многих правил Министерства сельского хозяйства США (USDA).
Что кошерно, а что нет?
Опять же, традиционное соблюдение кошерности чрезвычайно сложно. Для ортодоксальных евреев это не просто свод правил, а образ жизни. Любой, кто хочет изучить огромное количество раввинских обычаев, регулирующих кашрут (раввинские процедуры соблюдения кошерности), может посетить веб-сайты, подобные www.kosher.org или www.kashrut.com.
В этой статье, однако, нас интересует прежде всего библейское соблюдение кошерности, которое признает запреты на (1) употребление мяса с кровью в нем; и (2) поедание существ, классифицируемых как «нечистые» и, следовательно, не считающихся пищей.
Запрет на кровь
После Потопа, когда Бог благословил Ноя и его семью и сказал им, что теперь они могут есть мясо, Он добавил следующее условие: ешь» (Быт. 9:4). То есть они не могли есть мяса, не высосав из него предварительно кровь. В Синайском завете этот принцип был поддержан. Израильтянам и языческим народам, живущим среди них, было приказано всегда высасывать кровь из животных, на которых они охотились в пищу (Лев. 17:10-14). (Этот запрет относился к крови млекопитающих и птиц, но не к крови рыб.) В Талмуде это один из Шева а-Мицвот Бнай Ноах , или Семь законов сыновей Ноя. Иерусалимский собор в Деяниях 15 сослался на запрет есть кровь, когда он запретил верующим из язычников есть мясо «удушенных» животных, то есть животных, из которых кровь не была слита должным образом.
В отличие от других кошерных законов, которые не объясняются, причина запрета на употребление крови указана в Писании. Господь сказал Израилю: «Ибо душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Лев. 17:11). Около 1400 лет спустя именно через пролитие драгоценной крови Мессии грехи мира будут окончательно удалены (Иоанна 1:29)., 36).
Вы можете себе представить, как, должно быть, были потрясены Его еврейские слушатели, когда Иисус использовал метафору о питье Его крови. Они знали, что такие вещи строго запрещены Законом. Но Господь подчеркивал, что только через вкушение Его крови (то есть Его смерть) мы можем участвовать в Его жизни (Иоанна 6:53-55; 1 Кор. 11:25-27).
Запрет на употребление в пищу «нечистых» существ
Соответствующие отрывки в Левит 11 и Второзаконие 14 говорят нам, каких животных Бог считает пригодными для употребления в пищу человеком.
Млекопитающие, пригодные для употребления в пищу, должны жевать свою жвачку и иметь раздвоенные копыта. Сюда входят быки (крупный рогатый скот, в том числе коровы), овцы, козы, олени, газели, горные козлы, антилопы и горные бараны. Некоторые животные либо жуют жвачку, либо имеют раздвоенное копыто, но не то и другое одновременно, включая верблюда, скалистого барсука, кролика и свинью. Они некошерные. Любое животное, которое ходит на лапах, например собака или кошка, также является некошерным (Лев. 11:27).
К некошерным летающим существам относятся орел, гриф, красный коршун, черный коршун, все совы, вороны, баклан, скопа, аист, ястреб, все цапли, удод и летучая мышь (Лев. 11: 13-19).
Из насекомых кошерными являются только саранча, кузнечик, сверчок и кузнечик (т. е. крылатые существа с четырьмя основными ходильными ногами и двумя дополнительными задними для прыжков) (Лев. 11:21). В Новом Завете говорится, что Иоанн Креститель выжил в пустыне, питаясь саранчой и диким медом (Мф. 3:4).
Среди водных существ кошерными являются только те, у которых есть плавники и чешуя. Все остальное, включая креветок, омаров, морских гребешков, крабов и других морских падальщиков, обитающих на дне, является некошерным. Обратите внимание, что у некоторых рыб есть плавники, но нет чешуи (например, сом, акула и рыба-меч), и поэтому они не кошерны.
К чистой рыбе относятся окунь, треска, камбала, пикша, палтус, окунь, морской язык, лосось, красный окунь, форель и другие пресноводные и морские рыбы, имеющие как плавники, так и чешую. Ученые говорят нам, что эта рыба особенно богата омега-3 жирными кислотами, которые могут снизить риск сердечно-сосудистых заболеваний и рака. Плавники и чешуя также являются хорошим источником полиненасыщенных жирных кислот, необходимых для производства гормонов.
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что употребление в пищу этой рыбы может также снизить уровень вредного холестерина в крови.
Последней категорией нечистых существ являются те «… гады, которые ползают по земле;…» (Лев. 11:29), включая ласку, крысу, всех ящериц, геккона, сцинка и хамелеона. Согласно книге Левит 11:41, всякое существо, которое ползает по земле, отвратительно и не должно быть съедено. Сюда входят змеи и черви.
Цель кошерных законов
Согласно еврейской традиции, кошерные законы подпадают под категорию Чукким («статуты»), то есть законы, для которых не указывается конкретная причина. И это правда, что нигде в Торе Бог не объясняет причину кошерных законов. От нас ожидается послушание просто потому, что Он сказал, что мы должны это делать. Никаких других причин не требуется и даже не предлагается. Мы должны делать это, потому что любим Его.
Тем не менее, прогресс в нашем собственном понимании науки и медицины показал, что многие кошерные законы действительно имеют практическую пользу. Это были не просто произвольные правила, призванные усложнить жизнь израильтянам, пока они блуждали по пустыне.
В своей популярной книге «Ни одна из этих болезней » (непрерывно издаваемой уже более 25 лет) С. И. Макмиллен, доктор медицины, объясняет профилактические, лечебные и терапевтические эффекты ветхозаветных диетических законов и обрядов очищения.
Доктор Макмиллен показывает, что эти библейские указания основаны на надежных медицинских и научных принципах и были разработаны Создателем для защиты Детей Израиля и продления их жизни.
Гордон Тесслер, доктор философии, известный клинический диетолог, также много писал о преимуществах библейских кошерных законов. В The Genesis Diet , Д-р Тесслер говорит:
«Одной из основных причин эпидемического уровня сердечно-сосудистых заболеваний, инсультов, рака, артрита, диабета и ожирения в Америке сегодня является плохое питание. то, что съедобно, хорошо, но для Бога съедобно только то, что Он называет «пищей». 1. Неудивительно, что сегодня в большинстве собраний молитва номер один обращена к исцелению — исцелению нас самих, членов нашей семьи и наших друзей 9.0007
Для среднего американца все, что съедобно, хорошо; но для Бога съедобно только то, что Он называет «пищей».
«В истории церкви никогда не было больше исцеляющих служений, книг и кассет об исцелении или возможностей для старейшин молиться за больных, чем сейчас, однако Тело Мессии продолжает страдать от всех известных болезней. и болезни. Почему? Нам не хватает знания Слова Божьего о библейском питании и о том, как применить или посеять эти принципы в нашей жизни, чтобы пожать здоровье, которое наш Творец предназначил для нас» (стр. 8).
Это не означает, что тот, кто соблюдает кошерность, никогда не заболеет. Болезни, болезни, процесс старения и, в конечном счете, сама смерть являются результатом греха Адама (Рим. 5:12; 8:18-25). Мы ничего не можем сделать, чтобы нейтрализовать проклятие, наложенное на Творение, когда Адам и Ева согрешили (Быт. 3:14-19).
Однако факт остается фактом: некоторые люди, даже верующие, навлекают на себя болезни (и даже преждевременную смерть), нарушая Божьи законы природы. Мы можем свести к минимуму последствия Падения, заботясь о своем теле и следуя Божьему предписанию долгой и здоровой жизни. Тора говорит:
Вот заповеди, постановления и законы, которым Господь, Бог твой, повелел научить тебя, дабы ты поступал так на земле, в которую идешь, чтобы овладеть ею: чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, чтобы все постановления Его и заповеди Его, которые Я заповедую тебе, соблюдай ты, и сын твой, и сын сына твоего, во все дни жизни твоей; и чтобы продлились дни твои (Втор. 6:1-2).
Новый Завет (то есть Тора, или «наставление» для верующих Нового Завета) также подчеркивает важность заботы о своем физическом теле: Что? Разве не знаете, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
Ибо вы куплены дорогою ценою: итак прославляйте Бога в ваших телах и в вашем духе, которые суть Божии (1 Кор. 6:19-20).
Отменили ли законы кошерности в Новом Завете?
Мы уже видели, что ветхозаветное различие между «чистыми» и «нечистыми» творениями возникло не с Синайским Заветом (поэтому они не «исчезли» с Синайским Заветом, когда Новый Завет вступил в силу). Однако Моисей (по вдохновению Святого Духа) расширил и уточнил это различие в диетических целях:
«Вот закон зверей и птиц, и всех животных, пресмыкающихся в водах, и всех животных, пресмыкающихся по земле:
Чтобы отличить нечистое от чистого, и между зверем, которого можно есть, и зверем, которого нельзя есть» (Лев. 11:46-47).
Адам был первым зоологом. Он изучал и классифицировал животных и давал им имена. Адам также был вегетарианцем (Быт. 2:5, 9, 16), поэтому его не волновал вопрос, какие животные разрешены для употребления в пищу человеком. На самом деле, он, вероятно, счел бы довольно странным, что люди хотят есть других живых существ. Однако Адам и его потомки должны были знать, какие животные были «чистыми», а какие «нечистыми» для целей жертвоприношения. Спустя несколько поколений, во время Потопа, люди начали есть мясо (вероятно, по необходимости, потому что они не могли выращивать урожай во время или сразу после Потопа, пока земля была еще заболоченной).
Как оказалось, животные, пригодные для диетического питания, были теми же, что были приемлемы для целей жертвоприношения. В конце концов, не было бы большой «жертвы», если бы человек предложил Богу животное, которое в любом случае нельзя использовать в пищу!
Животные, которые не подходили для употребления в пищу человеком в Ветхом Завете, по-прежнему не подходят для употребления в пищу человеком.
NT не останавливается на кошерных законах, потому что предполагает, что мы знаем, что они все еще в силе. Животные, которые не подходили для употребления в пищу человеком в ОТ, по-прежнему не подходят для употребления в пищу человеком. Даже при Новом Завете таракан по-прежнему является переносчиком бактерий и болезней. Моллюски по-прежнему богаты пуринами (вещество, которое, как мы теперь знаем, вызывает определенные формы артрита), и они являются падальщиками, которые питаются отбросами, оседающими на дно океана. Стервятники до сих пор сдирают гниющую плоть с костей мертвых животных. Биологический состав этих существ не изменился только потому, что Иисус умер, а у нас есть другой завет. Новый Завет предполагает, что у нас достаточно здравого смысла, чтобы знать это.
Фактически, в самом конце Нового Завета жаба по-прежнему называется «нечистой» (согласно Левит 11:10), и еще существуют «нечистые» птицы (Откр. 16:13; 18: 2). Таким образом, различие между существами «чистыми» (т. е. предназначенными для еды) и «нечистыми» (не предназначенными для еды) не было устранено в Новом Завете.
Иногда люди указывают, что Библия говорит, что все, что сотворил Бог, было «хорошим» (Бытие 1:31). Да, это правда; но там не сказано, что все, что Он сотворил, есть пища. Вы видите разницу? Все, что создал Бог, хорошо и имеет цель. Но не все, что Он сотворил, предназначено быть для нас пищей.
Например, многие существа (например, перечисленные выше) являются падальщиками. Они служат полезной цели как «пылесосы» земли, но как таковые они заражены бактериями, микроскопическими червями или личинками и другими загрязнениями. Собаки и кошки являются полезными компаньонами для людей. Они не были предназначены для потребления человеком, но служат нам другими способами. Итак, каждое существо полезно, но не каждое существо является пищей.
Что на самом деле говорят подтверждающие тексты
Традиционная христианская точка зрения состоит в том, что кошерные законы неприменимы к Церкви. Эта точка зрения основана на нескольких ключевых отрывках Нового Завета, а также на интерпретациях некоторых ранних «отцов церкви» и других комментаторов.
Прежде чем мы проглотим этот вид крючка, лески и грузила, мы должны помнить, что это те самые «отцы церкви», которые подарили нам Санта-Клауса и Пасхального кролика! Некоторые из них также считали, что Церковь заменила Израиль (теология замещения), поэтому отмена кошерных законов была просто еще одним средством дистанцирования Церкви от ее еврейских корней.
Однако, действительно ли этому учит Новый Завет? Действительно ли некошерные существа, такие как крысы, мыши, пауки, змеи, тараканы, кошки, свиньи, устрицы, крабы, лягушки, кролики и собаки, действительно разрешены в Новом Завете для употребления в пищу человеком? Давайте рассмотрим некоторые ключевые тексты, подтверждающие, что кошерные законы были отменены.
Деяния 10:9-15
На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр взошел на кровлю помолиться около шестого часа: И сильно взалкал, и хотел ели; но когда они приготовили, он впал в исступление и увидел отверстое небо и некий сосуд, сходящий к нему, как бы большое полотно, связанное с четырех углов и опущенное на землю; всякого рода четвероногих земных, и зверей полевых, и пресмыкающихся, и птиц небесных. И был к нему голос: встань, Петр; убить и съесть. Но Петр сказал: не так, Господи; ибо я никогда не ел ничего скверного или нечистого. И голос снова сказал ему во второй раз: что Бог очистил, того не называй непотребным.
Традиционное «христианское» толкование: Господь показывал Петру, что кошерные законы не распространяются на христиан. Он сказал Питеру зарезать некошерных животных и съесть их. Это означает, что Бог очистил даже некошерных существ, и теперь они божественно одобрены для употребления в пищу человеком.
Правильное толкование: Неверно перестать читать стих 15, потому что сам Петр дает правильное толкование несколькими стихами позже: «И сказал им: знаете ли, что беззаконно человеку, который Иудеям держаться вместе или приходить к иноплеменнику, а мне Бог велел не называть никого нечистым или нечистым» (Деяния 10:28).
Бог использовал чистых и нечистых животных как иллюстрацию, чтобы преподать Петру важный урок. Однако урок был не о еде, а о людях. Разве Петр сказал: «Бог показал мне, что я не должен называть никакую пищу нечистой»? Нет, он понял, что это не то, что Господь показывал ему. Вместо этого он сказал: «Бог показал мне, что я не должен называть человека нечистым».
Дело в том, что язычники, которых древние еврейские авторитеты считали некошерными (см. Мишну в Охалот 18:7; Мицвот Тора, пр. отр. 143; Маймонид в Hilchot Rotzeach , c. 12. разд. 7; Зоар в Исх. фол. 21. 1; Вавилонский Талмуд, трактат Эрубин , л. 62:2), был очищен верой в Мессию.
Другими словами, Иисус может сделать язычников кошерными! В этот поворотный момент в истории церкви (Деяния 10) они узнали, что верующих язычников следует принимать и приветствовать как полноценных членов Божьей Семьи.
Римлянам 14:14-17
Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; но почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же огорчается брат твой от пищи твоей, то и ты уже не по любви поступаешь. Не губи своей пищей того, за кого умер Христос. Итак, да не злословится о вашем добре: ибо Царство Божие не пища и питие; но праведность, и мир, и радость во Святом Духе.
Традиционная интерпретация: Для зрелых христиан ничто само по себе не является «чистым» или «нечистым». Мы вольны потреблять все, что пожелаем. Однако христиане из евреев в Риме были «слабее» (духовно), чем верующие из язычников. Они все еще были связаны Законом и хотели соблюдать кошерные законы. Поэтому Павел сказал, что язычники должны добровольно воздерживаться от употребления некошерной пищи и тем самым не оскорблять своих «более слабых» еврейских братьев.
Правильная интерпретация: Опять же, если мы прочитаем всю главу, она интерпретирует сама себя. (Помните: текст, вырванный из контекста, становится предлогом!) В стихе 2 апостол Павел определяет более слабого брата как того, кто ест только овощи, а не того, кто соблюдает кошерность! (Кошерность и вегетарианство — две совершенно разные вещи. ) Таким образом, вопрос был не в том, что кошерно, а в чем нет, а в том, приемлемо ли верующему вообще есть мясо.
В древнем мире было много проблем, связанных с потреблением мяса, в том числе тот факт, что мясо, принесенное в жертву идолам, наводнило рынки. Например, можно купить мясо в Риме или Коринфе, даже не подозревая, что оно из языческого храма.
Некоторые верующие решили эту проблему, просто став вегетарианцами. Они были убеждены, что даже невольно есть мясо, которое было посвящено идолам, было святотатством. Единственный способ полностью избежать этой проблемы — вообще не есть мяса! В 1 Коринфянам 8 и 10 Павел подробно обсуждает этот вопрос и устанавливает истину. Его замечания здесь, в 14-й главе Послания к Римлянам, не имеют ничего общего с кошерными законами, но с употреблением в пищу мяса, принесенного в жертву идолам.
Колоссянам 2:20-22
Итак, если вы умерли со Христом от начатков мира, то почему, как бы живя в мире, вы подчиняетесь таинствам (не прикасайтесь, не вкушайте, не осязайте; которые все погибнуть с употреблением 😉 по заповедям и учениям человеческим?
Традиционное толкование: новозаветные верующие не имеют диетических ограничений.
Правильная интерпретация: Точная природа ереси Колоссяна является предметом споров среди богословов. Без сомнения, это был религиозный синкретизм, в котором смешались некоторые аспекты еврейского закона, гностицизма и языческого мистицизма.
В иудаизме существуют буквально тысячи придуманных людьми (Талмудических) правил и положений, касающихся ритуальной нечистоты и кашрута . Они развивались на протяжении многих столетий, чрезвычайно детализированы и выходят далеко за рамки изначальных (и относительно простых) кошерных законов Бога, изложенных в Торе. Их определенно можно назвать «заповедями и учениями человеческими».
Однако сами кошерные законы, в частности, указания относительно чистой и нечистой пищи, исходили не от людей, а от Бога, Автора Торы. Следовательно, библейские кошерные законы — это не «заповеди и учения человеческие», осуждаемые здесь апостолом Павлом.
1 Тимофею 4:1-5
Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским;
Говоря ложь в лицемерии; прижечь совесть раскаленным железом;
Запрещение жениться и повеление воздерживаться от мяса, которое Бог сотворил, чтобы с благодарением принимались верующие и знающие истину.
Ибо всякая тварь Божия хороша, и ни от чего не следует отказываться, если она принимается с благодарением:
Ибо освящено словом Божьим и молитвой.
Традиционное толкование: Апостол Павел осуждает практику воздержания от определенных продуктов в религиозных целях и показывает, что каждое созданное Богом творение «хорошо» для еды, потому что оно «освящено» или очищено Словом Божьим. и молитва. Поэтому кошерные законы больше не действуют для христиан.
Правильное толкование: Когда Павел говорит: «Всякое создание Божие хорошо», слово «всякое» не следует понимать в абсолютном смысле. Сравните, например, Бытие 1:29., где Бог сказал Адаму и Еве, что дал им «всякое» дерево и растение в пищу. Означает ли это, что они должны были есть лилии, одуванчики и амброзию? Хотел ли Он, чтобы они грызли кусты или кору деревьев? Конечно нет!
В самой следующей главе, фактически, Бог сказал им не есть плод Древа Познания Добра и Зла (Бытие 2:16-17). Всего одной главой ранее Бог сказал им, что они могут есть «от всякого» дерева! Очевидно, что термин «каждый» следует понимать здесь в относительном, а не в абсолютном смысле.
Тот же принцип применим к терминам «всякий» и «все» в Бытие 9:3, где Бог сказал Ною: «Все движущееся, что живет, будет вам пищей; как зелень травную, Я дал вам все .»
Слово «каждый» здесь не означает, что Ной немедленно выбежит и начнет жевать улиток, мышей, броненосцев, ящериц и других нечистых деликатесов, так же как слово «все» не означает, что он начнет есть ядовитую растительность или листья с деревьев.
Смысл 1 Тимофею 4, таким образом, в том, что всякое творение, созданное Богом в пищу, хорошо и не должно быть отвергнуто. Оно «освящено» Словом Божьим (которое говорит нам в Левите 11 и Второзаконии 14, какие существа предназначены в пищу, а какие нет) и молитвой.
Комментарии Павла были направлены вовсе не на библейские кошерные законы, а на языческие учения, подобные учениям спиритов, утверждавших, что употребление в пищу мяса животных препятствует контакту с духовным миром, или теософов и индусов, которые избегали мяса потому что они верили, что души умерших предков перевоплощались в крупный рогатый скот и других животных.
Leave a Reply