Повышение минимальной зарплаты: почему так внезапно и какая цена для экономики Украины
Александра Бетлий
3 ноября 2016
3286
В конце октября правительство решило перечеркнуть успешное начало бюджетного процесса на 2017 год и положительные отзывы экспертов, инициировав стремительное повышение минимальной заработной платы до 3200 грн с 2017 года. Это решение имеет много неизвестных и несет существенные риски, которые обязательно нужно учесть правительству при дальнейшем внедрении своей инициативы.
26го октября, менее чем через неделю после принятия бюджета на 2017 год, Премьер-министр Украины объявил об инициативе правительства повысить минимальную заработную плату до 3200 грн (текущий уровень 1450 и в соответствии с проектом бюджета минимальную заработную плату планировали на уровне 1600 грн на 1ое января 2017года). При этом правительство планирует отвязать определение минимальной заработной платы от прожиточного минимума для трудоспособных лиц.
Такое стремительное повышение минимальной заработной платы объясняют намерениями увеличить уровень благосостояния работающих, а самое главное — снизить уровень выплаты заработной платы в тени. Если говорить именно о фискальной стороне вопроса, то это далеко не первый раз, когда правительство обсуждает намерения относительно легализации заработной платы с целью увеличить поступления от единого социального взноса (ЕСВ) и налога на доходы физических лиц (НДФЛ).
Почему 3200 грн? |
Источник: Законы о Государственном бюджете на 2006-2016 гг., Проект Государственного бюджета на 2017 год
В то же время создается впечатление, что правительство в очередной раз забыло учесть влияние минимальной заработной платы на безработицу, тогда как следует принимать во внимание проблему выбора между снижением бедности и созданием рабочих мест. Высокие темпы роста реальной минимальной заработной платы по сравнению с темпами роста реальной производительности труда на уровне предприятий могут привести к увольнению низкоквалифицированных работников или переводу их на неформальную занятость.
Роль минимальной заработной платы в Украине
Минимальная заработная плата имеет важное значение для украинского рынка труда. Минимальную заработную плату в Украине традиционно рассматривали как один из социальных стандартов, а не как инструмент политики на рынке труда, который, среди прочего, улучшает рыночные позиции работников с низкой заработной платой. В начале 2000х годов были попытки (даже несколько раз удачные) определять ориентировочный размер минимальной заработной платы на основе трехсторонних договоренностей (в Генеральном соглашении между правительством, работодателями и профсоюзами[1]), но в конце концов минимальная заработная плата стала прежде всего заложником фискальных возможностей правительства (при том, что желаемые уровни минимальной заработной платы профсоюзов и работодателей существенно различались).
Так, повышение минимальной заработной платы приводит к увеличению средней заработной платы прежде всего по нескольким каналам:
- Формальный сектор: в соответствии с законодательством Украины компании должны использовать тарифную сетку при определении оплаты труда. Результаты опроса Института экономических исследований и политических консультаций [2] (которое, правда, проводили несколько лет назад) свидетельствовали, что большинство крупных предприятий выполняют эту норму законодательства, тогда как малые этого не делают. В то же время именно использование тарифной сетки[3] крупными предприятиями объясняет перелив повышения минимальной заработной платы к увеличению заработной платы всем работникам, поскольку первый тарифный разряд тарифной сетки нужно определять на уровне не ниже минимальной заработной платы (при этом, ряд отраслей обязались определять размер оклада первого тарифного разряда на более высоком уровне в соответствии с Генеральным соглашением). Тарифная сетка также действует и для работников бюджетной сферы. Поэтому, повышение минимальной заработной платы способствует увеличению заработных плат в таких сферах как образование и здравоохранение (в которых традиционно платят ниже средних заработных плат). Вместе с тем, правительство уже объявило, что тарифную сетку в бюджетной сфере будут рассчитывать с учетом оклада первого тарифного разряда на уровне 1600 грн, что означает уравниловку в размере оплаты труда определенной категории работников и не является надлежащей мотивацией.
- Неформальный сектор: В Украине значительный неформальный сектор, который полностью или частично осуществляет деятельность в тени, или же переводит туда полностью или частично свои отношения с работниками. Повышение минимальной заработной платы не влияет на первую категорию компаний, но влияет на другую. В частности, компании, которые частично платят заработную плату официально, а остальное в конверте, определяют официальную часть именно в зависимости от минимальной заработной платы. Причем часто официальную заработную плату определяют на уровне 1,4 размера прожиточного минимума (для заработной платы до этого размера используют социальную налоговую льготу при уплате НДФЛ), чтобы привлекать меньше внимания налоговых органов. Соответственно повышение минимальной заработной платы обычно способствовало увеличению официальной части заработной платы на таких предприятиях.
Поэтому, повышение минимальной заработной платы действительно будет способствовать увеличению средней заработной платы в экономике, которая измеряется с учетом имеющихся работников:
- За счет повышения заработной платы работникам с минимальным уровнем заработной платы ниже нового,
- За счет повышения заработных плат вдоль тарифной сетки (причем опыт свидетельствует, что частный сектор постепенно приспосабливает заработные платы вдоль тарифной сетки к повышению минимальной заработной платы в случае неожиданного ее повышения),
- За счет детенизации.
Такое повышение средней заработной платы будет иметь место для тех работников, которые в дальнейшем продолжат работать. В то же время пока непонятно влияние резкого повышения минимальной заработной платы на занятость и, соответственно, безработицу. Именно рост безработицы будет большим риском, если минимальную заработную плату повысят до 3200 грн уже с 1 января 2017 (а не, например, с 1го декабря). Постепенное ежеквартальное повышение является не только меньшим шоком, но и позволит исследовать влияние изменения на другие показатели.
Конвенция МОТ: Согласно Конвенции МОТ, страны должны определить категории работников, на которых распространяется установленая минимальная заработная плата. Во время установления и изменения уровня минимальной заработной платы нужно принимать во внимание следующие критерии:
При этом необходимо учитывать экономическое развитие, уровень производительности, необходимость повышения уровня занятости. Стоит заметить, что минимальная заработная плата не является мерой социальной политики, направленной на уменьшение уровня бедности. |
Повышение минимальной заработной платы сегодня также влияет на:
- ЕСВ для налогоплательщиков на упрощенной системе налогообложения, а также единый налог для 1-2 группы,
- размер налога на недвижимость
- минимальный размер уставного капитала акционерного общества
- открытие дела о банкротстве (требования кредитора к должнику совокупно составляют не менее 300 МЗП) и денежное вознаграждение арбитражного управляющего,
- отдельные штрафы (например, при нарушениях в использовании РРО),
- уплату при нарушении авторского права,
- отдельные судебные сборы.
Поэтому, правительство уже объявило о намерениях открепить ряд из этих показателей от минимальной заработной платы, что является уместной политикой.
Минимальная заработная плата и занятость
- Теория свидетельствует о наличии выбора у правительства между политикой повышения минимальной заработной платы и стимулированием рабочих мест. В целом, минимальная заработная плата (согласно Международной организации труда) призвана снизить бедность среди работающих (поэтому существует такой термин как working poor). Она может усилить позицию низкоквалифицированных работников на рынке труда, поскольку работодатели вынуждены платить заработную плату не ниже минимальной. Вместе с тем, стремительное повышение минимальной заработной платы может привести к сокращению прежде всего именно неквалифицированных работников.Оценить влияние повышения заработной платы на безработицу в украинской экономике затруднительно, учитывая наличие большого теневого сектора, поведение которого прогнозировать крайне сложно. В целом предыдущий опыт поведения работодателей в Украине свидетельствует о достаточно большом наборе инструментов для сокращения расходов на оплату труда (или не повышения) при шоках:
- Перевод работников на частичную занятость: может использоваться как при шоках спроса, так и при шоке увеличения цены на фактор производства. При этом, возможными являются как реальный перевод работников на сокращенный рабочий день, так и «условный», когда работник продолжает работать полный рабочий день, но числится на меньше, чем ставку. Условный перевод может оказаться выгодным как для работодателей (экономия на повышении фонда оплаты труда), так и для работников (который останется на работе и будет получать ту же сумму, что и раньше). Вместе с тем, длительный и массовый переход вряд ли возможен из-за вопросов, которые могут возникнуть у органов контроля (как ДФС или Государственная инспекция по труду).
В данном случае не ожидаются потери доходов и поступлений в бюджет от такой стратегии компаний.
- Увеличение доли работников в неоплачиваемых административных отпусках: мероприятие, которое прежде всего используется при наличии шоков спроса, которые работодатель рассматривает как временные. В случае резкого повышения минимальной заработной платы и недостаточного спроса (при ожиданиях увеличения спроса в ближайшей перспективе) может дать возможность бизнесу найти средства на увеличение оплаты труда.
Такая стратегия компаний может привести к определенным потерям как доходов бюджета страны, так и бюджета от этой категории работников.
- Перевод занятости в неформальную: работодатель может часть своих работников перевести на неформальную занятость.
В таком случае можно ожидать потери бюджетных доходов, увеличение безработицы, необходимости увеличить расходы Государственной службы занятости.
Чужой опыт: Опыт Венгрии, правительство которой почти удвоило заработную плату за два шага в январе 2001 и январе 2002 года, свидетельствует, что мгновенным результатом такого шага стало снижение занятости в малом бизнесе. Также увеличилось региональное неравенство в уровнях доходов. Вместе с тем, последние исследования показывают, что на макроуровне негативное влияние на занятость было не существенным, но стремительное повышение минимальной заработной платы способствовало росту средней заработной платы, что в свою очередь привело к существенному увеличению расходов бизнеса на оплату труда. Вместе с тем, данные свидетельствуют, что компании перенесли бремя от такого увеличения на потребителей, увеличив цены на свою продукцию. |
На сегодня [4], [5], вопрос повышения минимальной заработной платы касается 2,5-3,0 млн работников (это работники, которые официально получают меньше минимального уровня и в отношении которых есть риск применения вышеупомянутых действий). Вместе с тем, вероятно, что большинство из них получит повышение заработной платы до минимального уровня (в частности, ввиду того, что по данным Госстата многие из них работают в секторах с большой долей неформальной деятельности — как то строительство, торговля, ресторанный и гостиничный бизнес, операции с недвижимостью). В то же время в дальнейшем существует большой риск увеличения безработицы на ряде предприятий, в частности малых — которые не будут в состоянии повысить заработную плату всем работникам, у которых она ниже 3200 грн. Поэтому можно ожидать сокращений за счет оптимизации процессов, реструктуризации компаний. Также возможны и закрытия бизнеса.
При этом правительству следует тщательно просчитать именно влияние увеличения минимальной заработной платы на регионы, поскольку влияние будет неравномерным. Более или около 50% работников Черниговской, Тернопольской, Херсонской и Одесской областей (и нескольких других) получали меньше 3200 грн в июне 2016 года. Поэтому риск увеличения безработицы больший именно там (но не только). Следует предусмотреть большее финансирование Государственной службы занятости как в части выплат по безработице, так и в части финансирования активных мер содействия занятости.
Если повышать, то что еще сделать?
Понятно, что сейчас будет политическим самоубийством отказаться от уже объявленного повышения минимальной заработной платы. Влияние на бюджет, вероятно, будет нейтральным, поскольку большие расходы на оплату заработных плат бюджетным работникам, по оценкам, будет реалистично профинансировать за счет более высоких поступлений от НДФЛ и НДС и некоторому сокращению расходов на предоставление субсидий (на отопительный сезон 2017-2018 годов).
Влияние на инфляцию, вероятно, будет достаточно умеренным. Особенно это касается инфляции спроса. Вместе с тем, некоторые оговорки нужно сделать по инфляции со стороны предложения, так как рынки Украины преимущественно работают по принципу олигополий и монополий, что означает, что часть увеличения расходов на оплату труда работодатели вложат в повышение цен на свою продукцию и услуги. В целом, дополнительная инфляция может составить до 2 процентных пунктов (относительно предварительно ожидаемой, при которой не шла речь о повышении минимальной заработной платы до 3200 грн).
Вместе с тем, правительству следует отвязать большинство связанных с минимальной заработной платой показателей — в частности, речь идет о большинстве штрафов и санкций, а также уровень заработных плат отдельных лиц (как то судьи, прокуроры и депутаты). Стоит рассмотреть возможность отменить норматив относительно обязательности тарифной сетки на производстве. Это снизит вмешательство государства в механизмы определения уровня заработных плат уже на производстве.
Возможное увеличение безработицы необходимо учесть при планировании бюджета Государственной службы занятости. В частности, речь идет об увеличении финансирования выплат по безработице. В то же время важно увеличить и финансирование активных мер содействия занятости, что может оказаться крайне важным для отдельных регионов. Вообще, влияние повышения минимальной заработной платы на депрессивные регионы может быть крайне негативным, но пока сложно оценить такое влияние ввиду нехватки данных. При этом негативное влияние, скорее всего, будет большим для малого бизнеса. Поэтому правительству наконец стоит внедрить эффективные меры содействия развитию малого и среднего бизнеса (соответствующая Стратегия была разработана и отложена).
Вместе с тем, представляется, что при наличии такой возможности — повышение минимальной заработной платы до 3200 грн стоит перенести на декабрь 2017 года. Это даст время бизнесу учесть новый показатель в своей деятельности.
В дальнейшем правительству следует придерживаться нового предложенного им подхода — отвязать минимальную заработную плату от прожиточного минимума. Размер минимальной заработной платы можно определять по отношению к средней заработной плате (в частности, на уровне 30-40% от средней), который является показателем, лучше отображающим состояние дел на рынке труда, чем прожиточный минимум.
Примечания:
[1] В частности, минимальная заработная плата была предметом договоренностей в Генеральном соглашении в 2002 г..
[2] Соответствующий вопрос задавали в рамках ежеквартального опроса предприятий, которое проводит Институт экономических исследований и политических консультаций
[3] Обязательность тарифной сетки предусмотрена в Законе «Об оплате труда”
[4] http://ftp.iza.org/dp970.pdf
[5] https://ipl.econ.duke.edu/seminars/system/files/seminars/1070.pdf
Авторы
Александра Бетлий,
Институт экономических исследований и политических консультаций
Предостережение
The author doesn`t work for, consult to, own shares in or receive funding from any company or organization that would benefit from this article, and have no relevant affiliations
Читайте по этой теме:
Что читать дальше
Зарплата работников образования с 1 сентября 2020 года.
Оплата труда, № 17, Сентябрь, 2020
Темы статей
Выбрать темы
Налог на прибыль
НДС
РРО
ЕСВ
ФЛП
Увольнение
Штрафы
НДФЛ
Отпуск
Единый налог
Больничные
Все темы
Клименко Антонина, начальник Управления социально-экономической защиты ЦК Профсоюза работников образования и науки Украины
Оплата труда
Сентябрь, 2020/№ 17
Печать
Как с 1 сентября 2020 года повышается оплата труда работников образования? Как будет оплачиваться труд педработников в случае введения дистанционного обучения?
5105081″>Законом Украины от 25.08.2020 г. № 822-IX повышен размер минимальной заработной платы с 1 сентября 2020 года до 5000 гривень*.* Подробнее об этом читайте в статье «МЗП = 5000 грн: на что повлияет повышение» этого номера. — Примеч. ред.
Постановлением КМУ от 26.08.2020 г. № 750 (далее — постановление № 750) должностной оклад (тарифная ставка) работника 1 тарифного разряда Единой тарифной сетки установлен в размере 2225 грн**.
** Все нюансы относительно такого повышения вы найдете в статье «Должностные оклады по ЕТС повышены с 1 сентября 2020 года» этого номера. — Примеч. ред.
В связи с повышением размера минимальной заработной платы с 1 сентября продолжается выплата доплаты до нового размера минимальной заработной платы тем работникам, которым начислена заработная плата ниже минимальной в размере 5000 гривень. Сумма такой доплаты определяется пропорционально выполненной норме труда (рабочего времени) согласно ст. 31 Закона об оплате труда.
Что касается должностных окладов и ставок заработной платы педагогических работников, то их размеры определяются с учетом повышения на 10 %, установленного постановлением КМУ от 11.01.2018 г. № 22, а научно-педагогических работников — на 11 % согласно постановлению КМУ от 23.01.2019 г. № 36. Определенные таким образом размеры должностных окладов и ставок заработной платы являются теми базовыми, от размеров которых определяются все другие выплаты, а именно доплаты, надбавки, вознаграждения, повышения ставок и должностных окладов в соответствии с нормативными актами.
Относительно установления стимулирующих выплат учителям, преподавателям заведений образования за работу в условиях дистанционного обучения Министерство образования и науки Украины в письме от 27. 07.2020 г. № 1/11-5026 сообщает, что в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Министерства образования Украины от 15.04.93 г. № 102 (с изменениями), оплата труда педагогических работников учреждений и заведений образования осуществляется исходя из установленных ставок заработной платы (должностных окладов) с учетом повышений, фактического объема педагогической работы, доплат и надбавок.
Установленная при тарификации заработная плата выплачивается ежемесячно независимо от количества недель и рабочих дней в разные месяцы года.
Учителям, преподавателям заведений образования, которые на период карантина были переведены на работу в гибком и/или дистанционном режиме, выплачивалась заработная плата на общих основаниях из расчета заработной платы, установленной при тарификации.
Приказом МОН от 26. 09.2005 г. № 557 руководителям заведений дано право в пределах фонда заработной платы, утвержденного в сметах доходов и расходов, устанавливать работникам этих заведений конкретные размеры должностных окладов и доплат и надбавок к ним.
В частности, работникам заведений образования, которые проводят занятия в условиях дистанционного обучения, руководителем заведения может быть установлена надбавка за сложность и напряженность в работе в размере до 50 процентов должностного оклада (ставки заработной платы, тарифной ставки).
Теги
минимальная зарплата
увеличение размера
заведения образования
педагогические работники
должностные оклады
надбавки
Следующая публикация
Украина: Доклад о свободе в мире за 2021 год
Свобода в мире за 2021 год
PR Политические права | 26 40 |
CL Гражданские свободы | 34 60 |
Прошлогодняя оценка и статус
62
100
Частично свободен
Глобальные статусы свободы рассчитываются по взвешенной шкале.
заголовок1
Примечание
Приведенные здесь количественные оценки и статусы не отражают условия на оккупированных украинских территориях Крыма и Восточного Донбасса, которые рассматриваются в отдельных отчетах. Свобода в мире отчетов оценивают уровень политических прав и гражданских свобод в данной географической области, независимо от того, затрагиваются ли они государством, негосударственными субъектами или иностранными державами. Спорные территории иногда оцениваются отдельно, если они соответствуют определенным критериям, включая границы, которые достаточно стабильны, чтобы можно было сравнивать их по годам. Для получения дополнительной информации см. методологию отчета и часто задаваемые вопросы.
заголовок2
Обзор
После свержения президента Виктора Януковича в результате протестов в 2014 году в Украине был проведен ряд позитивных реформ. Однако коррупция остается повсеместным явлением, и инициативы правительства по борьбе с ней встречали сопротивление и терпели неудачи. Нападения на журналистов, активистов гражданского общества и представителей меньшинств происходят часто, а реакция полиции зачастую неадекватна. Россия оккупирует автономную украинскую область Крым, в которую она вторглась после свержения Януковича, и ее вооруженные силы поддерживают вооруженных сепаратистов на востоке Донбасса.
заголовок3
Ключевые события 2020 года
- Более миллиона человек дали положительный результат на COVID-19, и 18 533 человека умерли в течение года. Хотя правительство ввело ограничения на передвижение и доступ в общественные места, большинство мер было сочтено соразмерным.
- В октябре 2020 года в многочисленных сообщениях утверждалось, что глава Конституционного суда Александр Тупицкий получил землю в оккупированном Крыму, не задекларировал элитную недвижимость в Киеве и был связан с известным делом о судебном мошенничестве.
- Также в октябре Конституционный суд отменил несколько законов о борьбе с коррупцией, которые требовали публичного декларирования активов государственных чиновников и представителей и предусматривали уголовное наказание за невыполнение этого требования. Многие судьи, опубликовавшие свои финансовые активы, оказались под следствием из-за этих законов.
- В ноябре и декабре президент Владимир Зеленский пытался распустить Конституционный суд после того, как он отменил важное антикоррупционное законодательство. Хотя суд не был распущен, парламент принял новое, хотя и ослабленное законодательство взамен отмененных антикоррупционных мер.
пиар
Политические права
А
Избирательный процесс
А1
1,00-4,00 балла 0-4 балла
Был ли действующий глава правительства или другого высшего органа государственной власти избран свободными и справедливыми выборами? | 4.004 4.004 |
Президент избирается прямым голосованием максимум на два пятилетних срока. На выборах 2019 года, состоявшихся в два тура в марте и апреле, Зеленский победил действующего президента Петра Порошенко, набрав 73,2 процента голосов во втором туре, получив большинство голосов во всех регионах Украины, кроме одного. Международные наблюдатели сочли голосование конкурентным и заслуживающим доверия, хотя голосование не могло состояться в Крыму и на подконтрольных сепаратистам частях Донбасса.
А2
1,00-4,00 балла 0-4 балла
Были ли нынешние представители национальных законодательных органов избраны путем свободных и честных выборов? | 3.003 4.004 |
450 членов однопалатного Верховного Совета, или Верховной Рады, избираются на пятилетний срок по смешанной системе, в которой половина членов избирается по закрытым спискам пропорционального представительства, а другая половина — по одномандатным районы. Будущие выборы пройдут по новой системе, утвержденной в декабре 2019 года..
На внеочередных выборах, состоявшихся в июле 2019 года, партия президента Зеленского «Слуга народа» получила 254 места, что дало им абсолютное большинство — впервые с момента обретения независимости какая-либо партия преодолела этот порог. Действующий блок Порошенко, переименованный в мае в «Европейскую солидарность», получил всего 25 мест. Группировка «Оппозиционная платформа — За жизнь» получила 43 места, «Отечество» — 26, партия «Голос» — 20.
Выборы были признаны в целом конкурентными и заслуживающими доверия, несмотря на некоторые проблемы. Голосование снова было невозможно в Крыму и удерживаемых сепаратистами частях Донбасса. Следовательно, выборы заполнили только 424 из 450 мест. Кроме того, около миллиона граждан Украины не могут голосовать из-за отсутствия зарегистрированного адреса. Миссия Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по наблюдению за выборами указала на некоторые нарушения, в том числе на «широко распространенную покупку голосов, злоупотребление должностным положением и практику использования всех возможных законодательных лазеек», которые способствовали неравенству среди конкурентов.
В октябре 2020 года Украина провела свои первые местные выборы в соответствии с реформами и изменениями избирательной системы, принятыми в декабре 2019 года. Несмотря на в целом своевременное и профессиональное проведение выборов Центральной избирательной комиссией во время пандемии, миссия наблюдателей ОБСЕ выразила обеспокоенность по поводу часто политизированная работа территориальных комиссий, широко распространенные обвинения в подкупе голосов и злоупотреблении государственными ресурсами, среди прочего.
А3
1,00-4,00 балла0-4 балла
Справедливы ли избирательные законы и структура и беспристрастно ли они применяются соответствующими органами управления выборами? | 2.002 4.004 |
Смешанная избирательная система для парламента, которая использовалась в прошлых опросах, в том числе в 2019 году, подвергалась критике за склонность к манипуляциям и покупке голосов. Президент Зеленский попытался ввести систему, полностью основанную на партийных списках, до парламентских выборов 2019 года, но не смог заручиться достаточной парламентской поддержкой. Однако в декабре 2019 г.новый парламент принял избирательный кодекс, который частично реализовал систему голосования по пропорциональному представительству с открытыми партийными списками как для парламентских, так и для местных выборов, и Зеленский ввел его в действие в конце года.
В октябре 2020 года Центральная избирательная комиссия приняла решение не проводить местные выборы в 18 населенных пунктах Донецкой и Луганской областей на востоке Украины, расположенных вблизи линии соприкосновения с неподконтрольными территориями. Решение коснулось 475 тысяч избирателей, которые по-прежнему находились под управлением военно-гражданских администраций, назначаемых непосредственно президентом.
Б
Политический плюрализм и участие
В1
1,00–4,00 балла 0–4 балла
Имеют ли люди право объединяться в различные политические партии или другие конкурирующие политические группировки по своему выбору, и свободна ли система от ненужных препятствий для подъема и падения этих конкурирующих партий или группировки? | 3.003 4.004 |
За исключением запрета Коммунистической партии, нет никаких формальных препятствий для создания и деятельности политических партий. Часто организуются новые политические партии. Закон, вступивший в силу в 2016 году, предоставляет парламентским партиям государственное финансирование, но это положение фактически отдает предпочтение существующим партиям, а не новичкам. Финансирование партий в Украине остается непрозрачным, несмотря на надежные законы, регулирующие его.
В2
1,00-4,00 балла 0-4 балла
Есть ли у оппозиции реальная возможность увеличить свою поддержку или получить власть путем выборов? | 4.004 4.004 |
Украинская политика характеризуется динамичной конкуренцией между партиями. Оппозиционные группы представлены в парламенте, и их политическая деятельность, как правило, не сталкивается с административными ограничениями или юридическими преследованиями. Как правило, низовым партиям трудно конкурировать с более авторитетными партиями, пользующимися поддержкой и финансовой поддержкой бизнес-магнатов, известных как олигархи, с политическими связями.
Во втором туре выборов, состоявшемся в апреле 2019 года, Зеленский победил на президентских выборах с большим отрывом, победив действующего президента Порошенко. На июльских выборах новая партия президента Зеленского «Слуга народа» получила абсолютное большинство мест в Раде, победив действующую группировку «Европейская солидарность».
В3
1,00-4,00 балла 0-4 балла
Свободен ли политический выбор людей от доминирования внешних по отношению к политической сфере сил или политических сил, использующих внеполитические средства? | 2.002 4.004 |
Российское влияние в украинской политике продолжает снижаться после свержения Януковича, хотя Москва сохраняет влияние в некоторых восточных и южных регионах.
Украинские олигархи оказывают значительное влияние на политику посредством финансовой поддержки различных политических партий и лоббируют назначение лоялистов на ключевые институциональные должности.
Несмотря на то, что законы о выборах запрещают использование государственных ресурсов в избирательных кампаниях, действующие чиновники использовали административный ресурс во время местной избирательной кампании, а правоохранительные органы закрывали глаза на эту практику.
В4
1,00–4,00 балла0–4 балла
Обладают ли различные слои населения (включая этнические, расовые, религиозные, гендерные, ЛГБТ+ и другие соответствующие группы) полными политическими правами и избирательными возможностями? | 3. 003 4.004 |
Формальных ограничений на участие женщин и представителей этнических, расовых и других меньшинств в политической жизни нет. Однако их голосованию и представительству препятствуют такие факторы, как дискриминация, препятствующая их участию в политической жизни, конфликт на востоке, отсутствие документов, удостоверяющих личность, у многих рома и правила, запрещающие баллотироваться в качестве независимых для многих местных, районных и региональных управлений. Внутренне перемещенные лица (ВПЛ), которых насчитывается более 1,5 миллиона человек, сталкиваются с юридическими и практическими препятствиями для голосования. Социальная дискриминация ЛГБТ+ влияет на их способность участвовать в политических и избирательных процессах.
Закон о местных выборах устанавливает 30-процентную квоту для женщин в партийных списках, но она не соблюдается эффективно. Рекордные 87 женщин были избраны в парламент в 2019 году, хотя это составляет лишь 20 процентов всех мест.
С
Функционирование правительства
С1
1,00-4,00 балла0-4 балла
Определяют ли политику правительства свободно избранный глава правительства и национальные законодательные представители? | 3.003 4.004 |
Избранные должностные лица разрабатывают и проводят реформы, хотя многие инициативы останавливаются из-за противодействия со стороны влиятельных деловых групп и других особых интересов. Основным препятствием для эффективного управления в подконтрольных правительству частях Украины является коррупция.
С2
1,00-4,00 балла 0-4 балла
Насколько сильны и эффективны меры защиты от официальной коррупции? | 1.001 4.004 |
Коррупция остается серьезной проблемой, и даже немного оставшаяся политическая воля для борьбы с ней ослабевает, несмотря на сильное давление со стороны гражданского общества. Антикоррупционные органы неоднократно оказывались втянутыми в политически ангажированные конфликты с другими государственными органами и выборными должностными лицами. В сентябре 2020 года Конституционный суд постановил, что известное антикоррупционное агентство, созданное правящей партией, не соответствует Конституции, и прекратил многочисленные расследования, начатые этим агентством. Агентство вело расследование в отношении нескольких действующих судей. Высший антикоррупционный суд, созданный в сентябре 2019 г., осудил 16 высокопоставленных чиновников в 2020 году.
В октябре 2020 года в нескольких сообщениях утверждалось, что председатель Конституционного суда Александр Тупицкий якобы незаконно получил и владел землей в оккупированном Россией Крыму, не указав в своем имуществе свою роскошную недвижимость в Киеве. и имел отношение к известному делу о судебном мошенничестве. Тупицкий свою вину отрицал. Государственное бюро расследований возбудило уголовное дело о том, что Тупицкий совершил государственную измену, владея землей в оккупированном Россией Крыму.
С3
1,00-4,00 балла0-4 балла
Работает ли правительство открыто и прозрачно? | 1. 001 4.004 |
В предыдущие годы Украина добилась определенного прогресса в продвижении прозрачности, например, потребовав, чтобы банки публиковали информацию о своих владельцах, и приняв закон 2016 года, обязывающий политиков и чиновников подавать электронные декларации о своих активах. Однако в октябре 2020 года Конституционный суд отменил закон о декларировании активов, а также закон, предусматривающий уголовное наказание за фальсификацию отчетности об активах. Правоохранительные органы были вынуждены закрыть несколько громких дел о коррупции и убрать из публичного доступа полную базу официальных заявлений. В декабре парламент восстановил ослабленную версию закона.
В июле 2020 года директор и несколько высокопоставленных чиновников Национального банка, исторически независимого регулятора, подали в отставку из-за системного политического давления и назначения новым руководителем банка сторонника президента.
Добившись в последние годы прогресса в повышении доступности информации о государственных закупках, Украина не смогла создать централизованную систему закупки медицинского оборудования, в том числе вакцин, для своевременной и прозрачной борьбы с пандемией коронавируса. Более того, Минфин сообщил в декабре, что около 26 процентов денег, выделенных на борьбу с COVID-19,Чрезвычайный фонд был потрачен на строительство дорог.
Изменение оценки: Оценка снизилась с 2 до 1, поскольку постановление Конституционного суда значительно ослабило требования к декларированию активов и отменило уголовное наказание за фальсификацию деклараций об имуществе.
КЛ
Гражданские свободы
Д
Свобода слова и убеждений
Д1
1,00-4,00 балла0-4 балла
Существуют ли свободные и независимые СМИ? | 2.002 4.004 |
Конституция гарантирует свободу слова и самовыражения, а клевета не является уголовным преступлением. Медиа-ландшафт характеризуется значительным плюрализмом, открытой критикой правительства и расследованиями влиятельных фигур. Однако бизнес-магнаты владеют многими СМИ и влияют на них, используя их как инструменты для продвижения своих планов. Президент Зеленский получил значительную поддержку со стороны СМИ, контролируемых банковским магнатом Игорем Коломойским. Другие партии также получают благоприятное освещение в «дружественных» СМИ. Зеленский временами также отказывался отвечать на вопросы журналистов, а его сотрудники время от времени отказывали в доступе в места, в которые журналисты могут входить по закону.
Ряду российских новостных агентств и их журналистам запрещен въезд в страну. Различные законы о языке налагают на новостные агентства требования о том, чтобы определенный контент был на украинском языке. В апреле 2020 года Совет национальной безопасности и президент Зеленский продлили запрет на российские социальные сети в Украине.
В 2020 году журналисты продолжали сталкиваться с угрозами насилия и запугивания, а украинские суды и правоохранительные органы часто не защищали их права. В августе несколько международных наблюдателей за СМИ призвали украинские власти расследовать поджог автомобиля, связанного с телепрограммой, посвященной расследованию, и предполагаемую слежку за ее журналистами. По сообщениям, к концу года полиция установила личность троих подозреваемых.
Независимый институт массовой информации зафиксировал в 2020 году 205 случаев нарушения свободы СМИ, в том числе 19 случаев физического насилия, 11 кибератак, 111 случаев вмешательства, 18 случаев угроз, 17 случаев ограничения доступа к публичной информации и 2 случая прямая цензура. Национальная полиция инициировала 200 расследований различных преступлений против журналистов в 2020 году.
D2
1,00–4,00 балла 0–4 балла
Свободны ли люди исповедовать и выражать свою религиозную веру или неверие публично и в частном порядке? | 3.003 4.004 |
Конституция и закон 1991 года определяют религиозные права в Украине, и они в целом соблюдаются. Однако более мелкие религиозные группы продолжают сообщать о некоторой дискриминации. Продолжается вандализм в отношении еврейских построек и кладбищ. Признание атеизма может привести к дискриминации.
В октябре 2018 года священнослужители Украинской Православной Церкви получили разрешение от религиозных властей Стамбула, исторической резиденции Восточной Православной Церкви, на создание собственной автокефальной церкви и вывод ее из-под канонической юрисдикции Русской Православной Церкви. Затем в декабре была сформирована новая Православная церковь Украины, которая объединила существующие фракции. Кремль и церковные лидеры в Москве категорически возражали против этого шага, а украинские официальные лица заявили, что ожидают провокаций, в том числе споров о церковной собственности. Однако напряженность между новой Православной церковью Украины и украинским отделением Русской православной церкви в последние годы уменьшилась.
Д3
1,00-4,00 балла0-4 балла
Существует ли академическая свобода и свободна ли система образования от экстенсивной политической идеологической обработки? | 3.003 4.004 |
Закон 2014 года резко ограничил государственный контроль над образованием и предоставил университетам большую свободу в разработке собственных программ и управлении собственными финансами.
Закон, принятый в 2017 году, был разработан для приведения системы образования страны в соответствие с системой образования Европейского союза (ЕС), но он вызвал критику за положения, предписывающие использование украинского языка в качестве основного языка обучения в большинстве средних школ, финансируемых государством. 2020 г., затронув многочисленные школы с преподаванием на языках меньшинств.
Д4
1,00-4,00 балла 0-4 балла
Могут ли люди свободно выражать свои личные взгляды на политические или другие деликатные темы, не опасаясь слежки или возмездия? | 3.003 4.004 |
Украинцы, как правило, пользуются открытыми и свободными частными дискуссиями, хотя поляризующие последствия конфликта повлияли на политическое самовыражение, особенно когда это касается вопросов индивидуальной и национальной идентичности. Горячие перепалки в СМИ и случаи насилия в отношении тех, кто выражает взгляды, считающиеся спорными, не редкость, что, вероятно, способствует самоцензуре среди обычных людей.
Е
Ассоциативные и организационные права
Е1
1,00-4,00 балла 0-4 балла
Есть ли свобода собраний? | 2.002 4.004 |
Конституция гарантирует право на мирные собрания, но требует от организаторов заблаговременного уведомления властей о проведении демонстраций. В Украине нет закона, регулирующего проведение демонстраций и конкретно предусматривающего свободу собраний.
Угрозы и насилие со стороны негосударственных субъектов регулярно мешают определенным группам проводить мероприятия, особенно те, которые выступают за равноправие женщин и ЛГБТ+. В августе 2020 года полиция арестовала 16 человек после того, как во время марша за права ЛГБТ+ в Одессе вспыхнули драки.
Е2
1,00-4,00 балла 0-4 балла
Есть ли свобода для неправительственных организаций, особенно тех, которые занимаются правозащитной деятельностью и деятельностью, связанной с управлением? | 2. 002 4.004 |
После ухода Януковича в 2014 году возникли или возродились многочисленные общественные группы, многие из которых способны влиять на принятие решений на различных уровнях власти. В 2019 году Конституционный суд отменил закон, который обязывал руководителей, сотрудников и подрядчиков неправительственных организаций (НПО), занимающихся вопросами коррупции, подавать декларации об имуществе и доходах. Депутаты-популисты использовали информацию, обнародованную в соответствии с законом, чтобы очернить группы как работающих во вред Украине от имени злонамеренных «иностранных агентов».
Однако в последние годы НПО сталкиваются с растущими угрозами насилия, и виновные редко привлекаются к ответственности. В июле 2020 года был подожжен дом Виталия Шабунина, главы правления Центра противодействия коррупции. Полиция начала уголовное расследование, но к концу года подозреваемых не было.
Е3
1,00-4,00 балла0-4 балла
Есть ли свобода для профсоюзов и аналогичных профессиональных или трудовых организаций? | 3. 003 4.004 |
В стране действуют профсоюзы, но забастовки и протесты рабочих случаются нечасто, поскольку крупнейший профсоюз, возникший на базе советской федерации труда, на практике лишен независимости от правительства и работодателей. Владельцы фабрик по-прежнему могут оказывать давление на своих рабочих, чтобы они голосовали в соответствии с предпочтениями владельцев.
Ф
Верховенство закона
Ф1
1,00-4,00 балла0-4 балла
Существует ли независимая судебная система? | 1.001 4.004 |
Украина давно страдает от коррумпированных и политизированных судов, а недавние реформы, направленные на решение этой проблемы, застопорились или не оправдали ожиданий.
В октябре 2020 года президент Зеленский попытался распустить Конституционный суд после того, как он отменил законы, направленные на борьбу с коррупцией; несколько судей Конституционного суда находились под следствием из-за этих законов. Вскоре после этого Государственное бюро расследований возбудило уголовное дело в отношении нескольких судей Конституционного суда якобы за попытку захвата государственной власти. Несмотря на то, что он не смог распустить орган, Зеленский распорядился указом президента в декабре отстранить от должности председателя Конституционного суда Александра Тупицкого, который также находился под следствием по делу о взяточничестве и фальсификации свидетелей. Суд заявил, что отстранение Тупицкого от должности было неконституционным, хотя затем возбудил расследование по поводу его отстранения от занимаемой должности. К концу года кризис не разрешился.
Ф2
1,00-4,00 балла0-4 балла
Превалирует ли надлежащая правовая процедура в гражданских и уголовных делах? | 1.001 4.004 |
Несмотря на наличие процессуальных гарантий, на практике лица, обладающие финансовыми ресурсами и политическим влиянием, могут избежать судебного преследования за правонарушения. Согласно статистике World Prison Brief, опубликованной в апреле 2020 года, около 37 процентов заключенных находятся в предварительном заключении.
Правительство мало продвинулось в удовлетворении внутренних и международных требований по расследованию и уголовному преследованию преступлений, совершенных в последние месяцы правления администрации Януковича в конце 2013 и начале 2014 года, включая расстрел протестующих.
Судьи последовательно пытаются заблокировать расследования коррупции в отношении высокопоставленных чиновников, в том числе в судебной системе. В сентябре и октябре 2020 года Конституционный суд отменил ряд антикоррупционных законов, которые требовали декларирования активов государственных должностных лиц, создал антикоррупционные институты и наделил полномочиями ключевых субъектов борьбы с коррупцией. Сообщается, что Национальное антикоррупционное бюро и Национальное агентство по предотвращению коррупции были вынуждены закрыть несколько текущих расследований из-за этого постановления.
В декабре 2020 года Национальное антикоррупционное бюро пожаловалось на «беспрецедентное вмешательство» назначенного президентом генпрокурора в расследование дела о взяточничестве в отношении заместителя руководителя аппарата президента.
Изменение оценки: Оценка снизилась с 2 до 1 из-за того, что судьи препятствовали расследованию коррупции, а генеральный прокурор вмешивался в расследование в отношении высокопоставленных чиновников.
Ф3
1,00-4,00 балла0-4 балла
Есть ли защита от незаконного применения физической силы и свобода от войны и мятежей? | 2.002 4.004 |
Ситуация с безопасностью за пределами оккупированных территорий в целом стабильная. Однако в последние годы произошел ряд громких убийств и покушений, некоторые из которых были направлены против политических деятелей. Условия содержания во многих тюрьмах ужасны и опасны.
Ф4
1,00-4,00 балла0-4 балла
Гарантируют ли законы, политика и практика равное отношение к различным слоям населения? | 2. 002 4.004 |
Закон 2012 года ввел неисчерпывающий список признаков, по которым запрещается дискриминация. Гендерная дискриминация прямо запрещена конституцией. Однако эти меры защиты применяются непоследовательно, и на практике цыганское меньшинство и ЛГБТ+ подвергаются значительной дискриминации. Люди и группы рома и ЛГБТ+, как правило, получают защиту со стороны полиции или правосудие за нападения на них только в случае сильного давления со стороны гражданского общества или международных наблюдателей. Правозащитные группы сообщают, что работодатели открыто дискриминируют сотрудников по признаку пола и возраста.
В сентябре 2020 года президент Зеленский подписал указ, направленный на создание сети по борьбе с домашним насилием, сославшись на всплеск домашнего насилия в первом полугодии в результате общенационального карантина.
г
Личная автономия и индивидуальные права
Г1
1,00-4,00 балла 0-4 балла
Пользуются ли люди свободой передвижения, включая возможность менять место жительства, работу или образование? | 3. 003 4.004 |
Свобода передвижения, как правило, не ограничивается в районах, находящихся под контролем правительства. Громоздкая система Украины, требующая, чтобы лица были официально зарегистрированы по адресу, чтобы иметь возможность голосовать и получать некоторые услуги, создает барьер для полной свободы передвижения, в частности для перемещенных лиц и тех, у кого нет адреса, по которому они могли бы быть официально зарегистрированы. целей.
Ограничение передвижения по Украине из-за COVID-19пандемия несоразмерно затронула пожилых людей, бедных и семьи с детьми.
Г2
1,00-4,00 балла 0-4 балла
Могут ли физические лица осуществлять право на владение собственностью и создание частного бизнеса без неправомерного вмешательства со стороны государственных или негосударственных субъектов? | 2.002 4.004 |
В последние годы правительство предприняло шаги по сокращению регулирования частного бизнеса. Однако широко распространенная коррупция негативно влияет на бизнес-среду, и мораторий на продажу сельскохозяйственных земель остается в силе до июля 2021 года9.0003
Блокировка из-за COVID-19 не применялась одинаково для всех предприятий в Украине. Некоторым предприятиям, принадлежащим лицам с политическими связями, было разрешено работать с небольшими ограничениями, в то время как другие несущественные предприятия были вынуждены закрыться.
Г3
1,00-4,00 балла0-4 балла
Пользуются ли люди личными социальными свободами, включая выбор брачного партнера и размера семьи, защиту от домашнего насилия и контроль над внешним видом? | 3.003 4.004 |
Государство в целом не ограничивает социальные свободы, хотя однополые браки в Украине не признаются. Насилие в семье широко распространено, и полиция неадекватно реагирует на тех немногих жертв, которые сообщают о таком насилии.
Г4
1,00-4,00 балла0-4 балла
Пользуются ли люди равными возможностями и свободой от экономической эксплуатации? | 2. 002 4.004 |
Продолжается торговля женщинами внутри страны и за границу с целью проституции. ВПЛ особенно уязвимы для эксплуатации в целях сексуальной эксплуатации и принудительного труда.
Трудовое законодательство устанавливает минимальную заработную плату, соответствующую уровню бедности, а также 40-часовую рабочую неделю и стандарты безопасности на рабочем месте. Тем не менее, работникам иногда не платят зарплату, а штрафы за нарушения техники безопасности на рабочем месте мягкие.
По Украине
Просмотреть все данные, результаты и информацию по этой стране или территории.
Подробнее
Трудоустройство в Украине: трудности, которые приходится преодолевать иностранцам с начала 2020 года
04 июня 2020 г.
Узнайте больше новостей о жизни экспатов в Украине, посетив наш сайт
Для тех, кто еще не знает, мы официально заявляем, что Украина – страна возможностей. И не потому, что там самая вкусная кухня, самая интересная молодежь или самая красивая весна. Это связано с тем, что в Украине достаточно легко построить бизнес, низкие налоговые ставки, процедуры трудоустройства иностранцев, хотя иногда и запутанные, но достаточно понятные. Просто найдите здесь надежного партнера и нет ничего невозможного!
Сегодня мы поговорим не о возможностях, а скорее наоборот. Представьте себе компанию с иностранными сотрудниками в штате. Это может быть крупный банк с иностранным капиталом, небольшой ресторан настоящей азиатской кухни или небольшая строительная компания с уникальными специалистами – выбор за вами. Вид деятельности не имеет большого значения, так как в каждой стране любая деятельность имеет свои сложности. Подробнее об этом ниже.
- Зарплата
Согласно действующему законодательству заработная плата трудоустроенных иностранцев должна быть не менее 10 минимальных заработных плат, установленных в бюджете. Кроме того, учитывая, что с 01. 01.2020 повысилась ставка заработной платы, минимальная заработная плата иностранца должна быть не менее 1700 евро в месяц. Впечатляет, правда?
Такой высокий МРОТ вызывает трудности у многих компаний, так как требуются не только высокооплачиваемые специалисты. Ведь иногда для преподавания сюда нужно приглашать обычных поваров, помощников, инженеров, наладчиков определенного оборудования или даже молодых специалистов. Есть способы снижения заработной платы, но с ними нужно быть очень осторожными.
- Официальный платеж за разрешение на работу
Так же, как и ставка заработной платы, каждый январь следующего года официальная ставка оплаты за разрешение на работу увеличивается. Работодателю компании придется заплатить не менее 200 евро за разрешение на 6 месяцев, 300 евро за разрешение на 1 год и чуть более 420 евро за разрешение на 3 года.
- Карантин. В 2020 году невозможно игнорировать эту проблему
С 16 марта 2020 года границы Украины закрыты.
Leave a Reply