О регионе
Иркутская область образована 26 сентября 1937 года согласно Постановлению ЦИК СССР в результате разделения Восточно-Сибирской области на Иркутскую и Читинскую. Определенные в 1937 году границы Иркутской области с незначительными изменениями на северо-востоке сохранились до нашего времени, но внутреннее деление административных районов менялось неоднократно.
Площадь Приангарья – 767, 9 тыс. кв. км, что составляет 4,6 % территории России. По площади область занимает 2-е место среди регионов Сибири и 5-е место в России. На современной карте Иркутской области – 467 муниципальных образований, из них: 32 муниципальных района, 10 городских округов, 63 городских поселения, 362 сельских поселения. На территории Иркутской области находятся 1562 населенных пункта, из которых 22 города. Наиболее крупные города: Иркутск, Ангарск, Братск. Население области насчитывает около 2,5 млн. человек.
На территории Иркутской области добывают бурый и каменный уголь, железную руду, каменную соль, цементное и облицовочное сырьё, огнеупорные глины, гипс и др. Область занимает четвёртое место в России по добыче золота. На ее территории расположены несколько газовых и нефтяных месторождений.
В 1951-1955 годы начал формироваться современный индустриальный облик региона.
Строился первенец Ангарского каскада – Иркутская ГЭС. На Ангаре, в Падунском створе, развернулись подготовительные работы по сооружению Братской ГЭС. В Ангарске строились промышленные предприятия, в строй вводились отдельные цеха первого в Восточной Сибири нефтехимического комбината.
В окрестностях Иркутска, в г. Шелехове, в 1951 г. приступили к строительству алюминиевого завода. В 1959 г. начал действовать Осетровский речной порт.
В декабре 1960 г. дал первый металл Иркутский алюминиевый завод. На Илиме возводился Коршуновский горно-обогатительный комбинат и строился г. Железногорск. В 1973 г. сдана в постоянную эксплуатацию железная дорога Хребтовая – Усть-Илимск протяжённостью 214 км. В 1974 г. приступили к строительству Западного участка БАМа (прокладка этой железнодорожной магистрали, севернее Байкала, с выходом к Тихому океану в районе Императорской гавани, планировалась ещё в дореволюционный период).
За годы индустриализации Иркутская область стала крупнейшим центром энергетики и энергоёмких производств: превратилась в важнейшего поставщика алюминия, нефтепродуктов, леса и целлюлозы, продуктов органического синтеза, каменного угля. По уровню промышленного роста, степени освоения природных ресурсов, специализации и концентрации промышленного производства она опередила многие другие области, края и республики Сибири и Дальнего Востока.
Иркутская область обладает уникальными ресурсами: высоким интеллектуальным, промышленным и природным потенциалом, имеет выгодное географическое положение, богатые рекреационные преимущества, собственный научно-образовательный комплекс. Сегодня основными отраслями для экономики области являются лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, горнодобывающая промышленность, машиностроение и др. На территории региона действуют 4 гидроэлектростанции: Иркутская, Братская, Усть-Илимская, Мамаканская.
В Иркутской области сосредоточен один из самых крупных в восточных регионах Российской Федерации научный потенциал. Он включает 9 академических институтов Иркутского научного центра СО РАН, 5 институтов Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН, научно-исследовательские организации сельскохозяйственного направления, более 20 прикладных научно исследовательских и проектных институтов. В составе этих учреждений работают 7 академиков и 6 членов-корреспондентов РАН, 2 академика и 4 члена-корреспондента РАМН, десятки членов общественных академий. В научной отрасли региона занято около 5000 человек, примерно треть из них имеет ученые степени.
Подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием в Иркутской области осуществляют 36 образовательных учреждений. Общая численность студентов на всех формах обучения в 2011 году составила более 123 тыс. чел. Численность профессорско-преподавательского состава государственных вузов составляет 5 тыс. чел.
В 2011 году Иркутский государственный технический университет получил статус «национальный исследовательский университет».
В Иркутской области 975 общеобразовательных учреждений. Число обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях составляет более 265 тыс. человек. В ведении министерства образования Иркутской области находится 25 областных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования и 30 образовательных учреждений начального профессионального образования.
Приангарье является одним из крупнейших культурных центров Сибири и Дальнего Востока. В области действует 10 театров, 45 музеев, 790 библиотек, 109 школ искусств, 788 учреждений культурно-досугового типа. Широко известна в России и за ее пределами деятельность Академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова, Музыкального театра им. Н.М. Загурского, Театра юного зрителя им. А. Вампилова, театра кукол «Аистенок», губернаторского симфонического оркестра областной филармонии. Одним из старейших музеев России является Иркутский областной краеведческий музей, уникальными коллекциями обладает Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева.
В регионе сложилась известная в мире литературная школа, которая представлена такими именами, как Константин Седых, Геннадий Михасенко, Марк Сергеев, Александр Вампилов, Валентин Распутин. Иркутскую художественную школу прославили Борис Лебединский, Алексей Жибинов, Виталий Рогаль, Анатолий Алексеев, Александр Муравьев, Виталий Смагин, Галина Новикова. Родственными и творческими узами с областью связаны судьбы драматургов Владимира Гуркина и Ивана Вырыпаева, кинематографистов Михаила Ромма и Леонида Гайдая, артистов Николая Охлопкова, Юрия Степанова, Глеба Стриженова, Леонида Броневого, Виталия Венгера, поэта Евгения Евтушенко, пианиста Дениса Мацуева.
Иркутская область является организатором многих культурных событий общероссийского и международного уровня, в том числе ежегодного международного фестиваля академической музыки «Звезды на Байкале», Всероссийского театрального фестиваля современной драматургии им. А.Вампилова, Байкальского международного кинофестиваля документальных, научно-популярных и учебных фильмов «Человек и природа».
Тенденции, заложенные в социально-экономическое развитие региона, будут продолжать определять поступательный рост экономики на перспективу. Используя свои конкурентные преимущества, Иркутская область может стать одним из лидеров по уровню и качеству жизни населения в Сибирском федеральном округе.
* Информация взята с официального сайта Иркутской области irkobl.ru
Посольство США в Москве — Посольство и консульства США в Российской Федерации
Впервые идея строительства комплекса посольства возникла в 1934 году, вскоре после того, как Соединенные Штаты признали СССР. В январе 1934 году Сталин пообещал первому американскому послу в Советском Союзе Уильяму Буллиту участок на Ленинских горах, выходящий на Москву-реку. Переговоры об условиях аренды закончились ничем, и сотрудники посольства въехали в помещение неподалеку от Красной площади. В нем миссия находилась до 1953 года – до переезда в здание на улице Чайковского (теперь Новинский бульвар), представляющее собой отремонтированный многоквартирный дом.
Вскоре после переезда стало ясно, что размещение в этом здании приводит к тесноте, неэффективной работе и не обеспечивает необходимой безопасности. Дальнейшим переговорам, имевшим место в 60-е годы, способствовал тот факт, что советскому правительству было необходимо новое здание для посольства в Вашингтоне. В результате многолетних переговоров 16 мая 1969 года Соединенные Штаты и СССР подписали «Соглашение об обмене участками земли для размещения посольств». Советское правительство пыталось получить место для нового здания посольства в одном из жилых районов Вашингтона, таких как Чеви Чейс, но эти попытки были блокированы, и советская сторона с неохотой согласилась на 85 лет бесплатной аренды 12,5 акров земли в районе Маунт Алто, предложенном американским правительством. Представители США неоднократно отказывались от участка на Ленинских горах, так как он находится далеко от центра города, и с радостью согласились на предложение о бесплатной аренде тоже сроком на 85 лет участка площадью 10 акров, расположенного за зданием посольства на улице Чайковского и по плану предназначенного для новой городской застройки. В соглашение был также включен участок площадью 1,8 акра, на котором расположен Спасо-Хаус – резиденция посла – и на который, начиная с 1933 года, заключались договоры краткосрочной аренды. Таким образом, комплекс зданий посольства находится в центре Москвы, вблизи происходящих событий и рядом с резиденцией посла США.
Двустороннее «Соглашение об условиях строительства» с установленным в «Соглашении об обмене участками» сроком в 120 дней было продлено на 19 месяцев в связи с переговорами по поводу неприемлемых условий строительства, выдвинутых советской стороной. Это были в основном те же условия, которые предлагались и другим посольствам в Москве, строившим свои здания. Условия включали использование услуг местного подрядчика для выполнения работ и осуществления контроля на всех этапах строительства, а также соответствие архитектурного проекта местным нормам, технологиям и стандартам. Ничего не добившись, представители американского правительства в 1972 году предложили двухступенчатый процесс для обеих сторон: страна пребывания предоставляет материалы и выполняет всю основную работу по подготовке стройплощадки, строительству фундамента и основной конструкции здания, а владелец делает все остальное, используя местных рабочих и материалы по своему выбору. Кроме того, в посольствах (в Москве и в Вашингтоне), каждое из которых должно быть высотой в восемь этажей, работы внутри здания выше уровня четвертого этажа должны были быть закончены владельцем, который сам выбирает рабочих и материалы. «Соглашение об условиях строительства» было подписано обеими сторонами 4 декабря 1972 года и включало в себя требование об одновременном строительстве новых зданий посольств США и СССР и размещении в них сотрудников.
В сентябре 1979 года американское посольство отпраздновало закладку первого камня нового здания.
В августе 1985 года работы по строительству уже частично законченного здания были остановлены из-за серьезных проблем с обеспечением безопасности, в результате которых возникли большие сомнения, сможет ли это здание, если его строительство будет завершено, быть использовано по своему первоначальному назначению.
В 1986 году строительство нового посольского комплекса было закончено – за исключением главного здания, вопрос о котором рассматривался вплоть до 1991 года.
В 1989 году правительством США был создан Офис по контролю за зданиями посольства в Москве. Директор Офиса подчинялся заместителю госсекретаря США по делам управления и отвечал за планирование, проектирование, строительство, безопасность, закупки, логистику, финансы и соблюдение сроков по проекту завершения нового главного здания, над которым работали специалисты из Госдепартамента и спецслужб США.
Советский Союз прекратил свое существование в декабре 1991 года, и на его месте возникла Российская Федерация.
После долгих переговоров, начавшихся еще во времена СССР, Российская Федерация 15 июня 1992 года приняла к исполнению двустороннее «Дополнительное соглашение об условиях строительства», разрешающее, в числе прочего, строительство нового здания американцами с использованием американских материалов и в соответствии со специально одобренным правительством США архитектурным проектом.
В 1992 и 1993 финансовых годах Конгресс США выделил сумму в 240 миллионов долларов, но приостановил использование этих средств до тех пор, пока не будет одобрен документ о перестройке здания, содержащий конкретные детали проекта.
Документ был одобрен Конгрессом 6 октября 1994 года.
В январе 1995 года компания «Хэллмут, Обата и Кассебаум» получила допуск к исполнению контракта по перепроектированию здания, которое должно было быть разрушено сверху (с восьмого этажа) до пола шестого этажа, с тем чтобы потом надстроить четыре новых этажа и пентхаус и присоединить пятый этаж к верхней зоне, требующей особый допуск.
2 мая 1996 года по результатам проведенного конкурса контракт на выполнение строительных работ был заключен с имеющей специальный допуск американской компанией «Закри, Парсонс и Сандт», которая должна была снести часть здания, сделать ремонт остающейся части, надстроить четыре новых этажа с пентхаусом, а также закончить и ввести в действие все технические системы здания.
Разбор ненужной части здания начался в январе 1997 года; к строительству новых этажей приступили в сентябре того же года.
На основании сертификата о соответствии требованиям Закона 100-204, в котором речь идет о зданиях, требующих особых правил безопасности, а также на основании официальной аккредитации здания и справки о завершении строительства и надлежащем функционировании всех систем, заместитель госсекретаря США по вопросам управления сообщил послу США в Москве, что переезд в новое здание можно начинать с 5 мая 2000 года.
Путин объявил о присоединении к России четырех областей Украины | Российско-украинская война Новости
Президент России Владимир Путин на церемонии подписания в Кремле провозгласил аннексию четырех частично оккупированных областей Украины.
Украина, западные страны и генеральный секретарь ООН осудили этот шаг, который представляет собой серьезную эскалацию войны, начавшейся с вторжения России 24 февраля. области», назвав жителей оккупированных Украиной Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областей «нашими гражданами навсегда».
«Это воля миллионов людей», — сказал он в речи перед сотнями высокопоставленных лиц в Георгиевском зале Кремля.
«Мы будем защищать нашу землю всеми силами и всеми средствами», — добавил он, призвав «киевский режим немедленно прекратить боевые действия и вернуться за стол переговоров».
В одной из своих самых жестких антиамериканских речей за более чем 20 лет пребывания у власти Путин дал понять, что готов продолжать то, что он назвал борьбой за «великую историческую Россию», обрушился с резкой критикой на Запад как на неоколониальный и стремящийся уничтожить свою страну и бездоказательно обвинил Вашингтон и его союзников во взрыве газопровода «Северный поток».
Церемония подписания состоялась через три дня после завершения организованных Кремлем «референдумов» в четырех регионах, которые в значительной степени или частично оккупированы российскими или поддерживаемыми Россией силами.
Подставные лица Москвы в оккупированных регионах заявляют, что большинство из них составляет до 99 процентов в пользу присоединения к России. Западные правительства и Киев отвергли поспешно организованные голосования как нарушение международного права и обвинили их в том, что они были принудительными и совершенно нерепрезентативными.
Вскоре после церемонии Россия наложила вето на резолюцию ООН, которая объявила бы ее референдумы «недействительными» и призвала все страны не признавать никакой «предполагаемой аннексии» территории Москвой.
Голосование по резолюции в Совете Безопасности, состоящем из 15 членов, было 10-1, при этом Китай, Индия, Бразилия и Габон воздержались.
Посол США Линда Томас-Гринфилд заявила перед голосованием, что в случае вето России США и Албания, которые выступили авторами резолюции, вынесут ее на рассмотрение 193-х членов Генеральной Ассамблеи, где нет права вето, «и показать, что мир по-прежнему на стороне суверенитета и защиты территориальной целостности».
Президент Путин берется за руки с назначенными Москвой руководителями регионов Украины, которые празднуют в Кремле во время церемонии подписания договоров о присоединении четырех регионов Украины к России [Григорий Сысоев, Sputnik, правительственный пул, фото через AP]
Ранее В пятницу Кремль предупредил, что нападения Украины на любой из аннексированных регионов будут считаться агрессией против самой России. В своем выступлении Путин сказал, что Россия будет защищать свою новую территорию всеми имеющимися в ее распоряжении средствами.
Точные детали аннексии Россией остаются неясными, но похоже, что Россия претендует примерно на 109 000 кв. км (42 000 кв. миль) украинской территории, или около 18 процентов, в дополнение к Крыму, который Россия аннексировала в 2014 году.
Если бы Россия смогла установить контроль над всей территорией, на которую она претендует, Путин аннексировал бы около 136 000 кв. км (52 510 кв. миль), или более 22 процентов территории Украины, границы которой Россия признала в договоре после распада Советского Союза.
Соединенные Штаты и Великобритания объявили о новых санкциях против России в ответ на этот шаг, который, по словам президента США Джо Байдена, нанесет ущерб тем, кто оказал политическую или экономическую поддержку кампании по аннексии.
«Мы сплотим международное сообщество, чтобы осудить эти шаги и привлечь Россию к ответственности. Мы продолжим поставлять Украине оборудование, необходимое ей для самообороны, несмотря на наглые попытки России перекроить границы своего соседа», — говорится в заявлении Байдена.
Глава НАТО Йенс Столтенберг обвинил Путина в провоцировании «самой серьезной эскалации» войны с момента ее начала 24 февраля, но заявил, что ему не удастся удержать альянс от поддержки Киева.
Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что готов к мирным переговорам только в том случае, если в России будет новый президент.
Он также объявил, что Украина официально подает заявку на ускоренное членство в НАТО, против чего яростно выступает Москва, и обвинил Россию в перекраивании границ «с использованием убийств, шантажа, жестокого обращения и лжи».
Однако он сказал, что Киев по-прежнему привержен идее сосуществования с Россией «на равных, честных, достойных и справедливых условиях».
«Ясно, что с этим президентом России это невозможно. Он не знает, что такое достоинство и честность. Поэтому мы готовы к диалогу с Россией, но с другим президентом России», — сказал Зеленский.
В четверг глава ООН Антониу Гутерриш заявил журналистам, что «любое решение о продолжении аннексии Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областей Украины не будет иметь юридической силы и заслуживает осуждения».
Он назвал аннексию «опасной эскалацией».
Москва уже предприняла ряд шагов в том, что наблюдатели называют усилиями по «русификации» аннексированных регионов, процесс, который наиболее продвинулся в оккупированных частях Донецка и Луганска, где она раздала сотни тысяч российских паспортов резидентов с 2019 года и практически полностью заменили украинскую гривну на российский рубль.
На оккупированных территориях всех четырех областей отключен доступ к украинскому телевидению и мобильной связи, доступны только российские каналы и операторы связи.
Школы, ранее преподававшие украинскую учебную программу, вынуждены перейти на новую русскую.
Тем временем у пророссийских сепаратистских районов в Донецкой и Луганской областях есть свои флаги, которые вскоре будут заменены российскими, а рекламные щиты на улицах Херсона и Запорожья приветствуют их будущее в составе России.
В своем выступлении Путин призвал Украину прекратить боевые действия и вернуться за стол переговоров.
Правительство Украины пообещало вернуть себе все земли, захваченные Россией, и заявило, что решение Москвы аннексировать территории уничтожило всякую перспективу переговоров.
Далее Путин осудил поддержку Западом Украины в конфликте как попытку превратить Россию в «колонию» и «толпу рабов».
«После распада СССР Запад решил, что миру навсегда придется мириться с его диктатом», — сказал Путин в пятницу, имея в виду Советский Союз.
«Запад ожидал, что Россия не справится с таким диктатом и развалится… но Россия возродилась и окрепла».
Тем не менее, Патрик Бери, старший преподаватель по безопасности в Университете Бата в Великобритании, отметил, что речь, которая казалась «более направленной на глобальную аудиторию», не содержала какого-то конкретного ультиматума Украине в отношении региона, не содержалось в нем и «упоминания о ядерной эскалации».
Эти упущения развеивают некоторые опасения по поводу более непосредственной угрозы со стороны России, сказал он «Аль-Джазире».
«Итак, последствия для безопасности сейчас таковы: что Украина делает с этими областями, продолжают ли они атаковать, и я полагаю, что они будут, в краткосрочной перспективе?» он сказал. «И что Россия ответит?»
Каковы недостатки китайско-российских отношений?
Этот материал является частью серии статей о китайско-российских отношениях. Нажмите здесь , чтобы увидеть другие материалы из этой серии.
Война России на Украине привлекла внимание к китайско-российским отношениям. 4 февраля 2022 года, всего за несколько недель до вторжения России в Украину, президент Си Цзиньпин и президент Владимир Путин встретились и выступили с историческим совместным заявлением , в котором говорится, что их двусторонние отношения не имеют «ограничений» и что «нет «запрещенных» областей сотрудничества. » между ними.
Две страны действительно значительно укрепили свои отношения за последние годы. Председатель КНР Си Цзиньпин и президент России Владимир Путин поддерживают тесные рабочие отношения, что способствует сотрудничеству на высоком уровне. Обе стороны также сотрудничают, основываясь на общем понимании угрозы, которую Соединенные Штаты и их союзники стремятся окружить и подорвать. Тесные военные связи и взаимодополняющая экономическая динамика помогают укрепить их отношения.
Однако китайско-российские отношения сложны и сопряжены с издержками для обеих сторон. Лидеры в Пекине и Москве, похоже, на данный момент оценили, что выгоды перевешивают затраты, но этот расчет может измениться. В следующих разделах статья ChinaPower анализирует три ключевых слабости отношений:
- Исторические и структурные факторы порождают стратегическое недоверие между Пекином и Москвой;
- Стагнация в России делает Москву менее полезным партнером и способствует росту асимметрии сил; и
- Российская военная агрессия наносит ответный удар по Китаю и усугубляет застой в России.
Исторические и структурные факторы создают стратегическое недоверие
Несмотря на укрепление отношений между Пекином и Москвой в последние годы, между двумя странами существует значительное стратегическое недоверие. Стратегическое недоверие Китая частично проистекает из сложной истории отношений между двумя странами, когда более могущественная Российская империя и Советский Союз использовали более слабый Китай в своих интересах. Со стороны России устойчивые структурные факторы, особенно географические, вызывают опасения, что все более могущественный Китай может посягнуть на ее интересы и воспользоваться слабостью России. Обеспокоенность Москвы усиливается стратегической культурой, которая питает глубоко укоренившиеся амбиции великой державы и раздражается тем, что она является младшим партнером в отношениях с Китаем.
Нынешние тесные отношения между Китаем и Россией — заметное отклонение от истории, когда более сильный сосед часто использовал более слабую страну в своих интересах. В 19 -м -м веке Российская империя была участницей многих «неравноправных договоров», которые вынуждали Китай передавать территорию, деньги и другие трофеи европейским державам. Айгуньский договор 1858 года и Пекинский договор 1860 года были особенно суровыми, вынудив Китай уступить около 1 миллиона квадратных километров территории Российской империи.
Ключевые исторические источники недоверия Китая к России
В середине 20 -го века напряженность между вновь созданной Китайской Народной Республикой и Советским Союзом переросла в советско-китайский раскол, который длился до 1980-х годов. Давние пограничные споры двух стран были центральной горячей точкой того периода. В 1969 году враждебность вдоль границы переросла в ядерную политику и едва не привела к крупномасштабному конфликту между двумя коммунистическими державами. Москва также оказывала давление на Пекин на других фронтах, включая критику китайских репрессий в Тибете и косвенные призывы к независимости Тибета.
После нормализации китайско-советских отношений в 1989 году Китай и Россия официально урегулировали свои давние пограничные споры, и Москва начала выражать поддержку или нейтралитет в таких деликатных китайских вопросах, как Тайвань, Тибет и Синьцзян. Тем не менее десятилетия антагонизма Москвы остаются источником подозрений в Китае. Неравноправные договоры, в которых Россия была партнером, сыграли центральную роль в «веке унижений» Китая, который Коммунистическая партия Китая до сих пор использует как источник националистической энергии. Отвязать Россию от этого наследия невозможно. Многие китайские мыслители до сих пор рассматривают эти исторические инциденты как показатель готовности России использовать свою власть для достижения собственных интересов за счет Китая, и многие в Китае по-прежнему опасаются надежности России как стратегического партнера.
История развития китайско-российских отношений: беседа с доктором Джозефом Ториджаном
Помимо исторических факторов трения в отношениях вызывают постоянные структурные факторы, главным из которых является география. Непосредственная близость Китая к России приводит к конкурентной динамике в районах, расположенных вдоль их общей периферии, особенно на Дальнем Востоке, в Центральной Азии и Арктике. Что еще более важно, огромные размеры и мощь Китая делают его устрашающим соседом в случае ухудшения отношений между Пекином и Москвой.
После открытия китайско-российской границы в 1988 году присутствие Китая на Дальнем Востоке России стало раздражителем в отношениях. По мере роста экономики Китая китайские рабочие и предприятия хлынули в регион. Многие ушли в сельскохозяйственный сектор. Одно исследование показало, что в 2018 году китайские граждане владели или арендовали около 350 000 гектаров (3500 квадратных километров) сельскохозяйственных угодий на Дальнем Востоке России, что составляет примерно 16 процентов от общей площади земель, используемых для сельского хозяйства. Присутствие китайских рабочих в регионе вызвало гнев у некоторых россиян, многие из которых жаловались на то, что китайские рабочие воруют российские рабочие места и эксплуатируют российские природные ресурсы.
Опасения по поводу присутствия Китая на Дальнем Востоке России в последние годы несколько ослабли, и Китай пользуется широкой популярностью среди россиян. По данным Pew Research Center, 71% россиян положительно относятся к Китаю в 2019 году — это самый высокий показатель среди всех 35 опрошенных стран. Однако присутствие Китая на Дальнем Востоке России по-прежнему вызывает негативную реакцию. Опрос, проведенный Российской академией наук в 2017 году, показал, что более чем каждый третий россиянин рассматривает растущее присутствие Китая как «экспансию». Половина респондентов заявили, что Китай угрожает территориальной целостности России, а треть из них считает, что политика Китая ставит под угрозу экономическое развитие их страны. Это негативное отношение местных жителей иногда приводило к остановке запланированных китайских инвестиционных проектов, таких как финансируемый Китаем завод по розливу воды в Иркутской области, строительство которого было приостановлено после местных протестов в 2019 году. .
Узнать больше»Как развивались китайско-российские отношения?»
Китай и Россия также сталкиваются с конкурентной динамикой на их общем заднем дворе в Центральной Азии, что может стать источником напряженности. Москва сохраняет влияние в пяти бывших советских государствах Центральной Азии (Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане) и считает этот регион своей «привилегированной сферой влияния». До сих пор Россия была готова согласиться с действиями Китая там, например, сотрудничая с Пекином в возглавляемой Китаем Шанхайской организации сотрудничества и не выступая против амбиций Китая в рамках инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП). В настоящее время Россия даже извлекает некоторые выгоды из присутствия Китая в регионе: значительное экономическое участие Китая в этом регионе способствует региональной стабильности и развитию, позволяя России больше сосредоточиться на формировании военной динамики и динамики безопасности.
Однако Китай наращивает свое присутствие в Центральной Азии в сфере безопасности и экономики таким образом, что Москва все чаще может воспринимать его через призму конкуренции. В 2021 году было объявлено, что Китай построит в Таджикистане аванпост для полицейского спецназа. Хотя кажется, что китайские силы там не будут размещены, действия Китая были расценены некоторыми как посягательство на связи России с Таджикистаном, который является членом возглавляемой Россией Организации Договора о коллективной безопасности (грубый аналог НАТО, в который входят бывшие советские республики). ) и является домом для крупнейшей зарубежной военной базы России.
На экономическом фронте Китай быстро заменил Россию в качестве более крупного торгового партнера всех пяти центральноазиатских государств. В 2000 году китайский импорт из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана составлял менее одной четверти российского импорта, но к 2020 году он более чем вдвое превышал российский импорт. Экспорт Китая также резко увеличился: в 2020 году китайских товаров на сумму 19,3 миллиарда долларов, предназначенных для Центральной Азии, угрожает подорвать способность России оказывать экономическое влияние в регионе.
Нажмите, чтобы увеличить.
Наконец, Россия опасается китайских амбиций в Арктике, где у Москвы есть значительные интересы. Примерно пятая часть обширной территории России расположена за Полярным кругом. Этот район охватывает более 24 000 км береговой линии и является домом для около 2,5 миллионов человек. При Владимире Путине Россия сделала Арктику ключевым регионом своего внимания, в том числе восстановила там свое военное присутствие. За последние годы Россия отремонтировала 50 ранее закрытых военных постов советской эпохи, в том числе 13 авиабаз, 10 радиолокационных станций, 20 пограничных застав и 10 комплексных аварийно-спасательных станций.
Несмотря на нехватку территории в Арктике, Китай стремился стать «приарктическим государством», а в Белой книге по Арктике от 2018 г. Китай выдвинул концепцию строительства «Полярного Шелкового пути» в дополнение к более широкий ИПП. Китай и Россия до сих пор сотрудничали по энергетическим и инфраструктурным проектам в регионе, но были значительные неудачи. Россия изначально выступала против допуска Китая в многосторонний Арктический совет в качестве наблюдателя, и Москва по-прежнему с подозрением относится к стратегическим целям Пекина в регионе. В 2012 году Россия запретила китайским исследовательским судам проводить исследования на Северном морском пути, а в 2020 году российская прокуратура обвинила известного российского арктического эксперта в государственной измене за передачу секретной информации Китаю.
В будущем Россия может почувствовать необходимость противодействовать растущему влиянию Китая в этих областях. В духе китайской идиомы «一山不容二虎» (одна гора не может терпеть двух тигров) Китай может также отстаивать свои интересы над интересами России, стремясь укрепить свою региональную и глобальную власть. До сих пор Китаю и России удавалось разделять конкуренцию в этих областях, и им удавалось укреплять отношения, несмотря на их бурную историю. Тем не менее, семена недоверия остаются посеянными в отношениях и могут когда-нибудь перерасти в серьезное препятствие в отношениях.
Стагнация в России усугубляет напряженность
Китай и Россия давно стремятся представить себя равноправными партнерами, но поддерживать этот нарратив становится все труднее, учитывая растущую асимметрию сил между ними. Поскольку Россия находится в стагнации или даже в упадке, а Китай продолжает укреплять свою национальную мощь, Россия становится менее полезным партнером Китая в противодействии западному влиянию. Растущее превосходство Китая над Россией может также усугубить существующую напряженность и недоверие между Пекином и Москвой, если Россия почувствует, что ее не уважают или к ней относятся как к младшему партнеру.
Практически по всем элементам национальной мощи, включая экономическую, технологическую и военную мощь, Китай опережает Россию или быстро догоняет ее. Экономически Китай уже далеко превзошел Россию. В номинальном выражении китайская экономика была почти в 10 раз больше, чем российская в 2021 году. 1 Китай впервые даже превзошел Россию по номинальному ВВП на душу населения в 2020 году (хотя Россия остается впереди Китая с поправкой на паритет покупательной способности ). В ближайшие годы этот разрыв значительно увеличится. Экономические прогнозы Международного валютного фонда предполагают, что ВВП Китая вырастет почти до 30 триллионов долларов к 2027 году, в то время как ВВП России, по прогнозам, остановится на уровне значительно ниже 2 триллионов долларов.
ВВП Китая и России
Стагнация экономического роста России снижает ее значение как экономического партнера. В 2020 году на долю России приходилось всего около 2 процентов от общего объема торговли Китая (импорт и экспорт). Для сравнения, Китай был крупнейшим торговым партнером России, на долю которого приходилось около 18 процентов российского товарооборота.
Долгосрочные тенденции, вероятно, сделают Россию еще менее экономически значимой для Китая. Нынешняя ценность России для Китая заключается в поставках энергии, а нефть, газ и уголь в совокупности составляют две трети российского экспорта в Китай. Если не произойдет серьезного сдвига парадигмы, значение России в ближайшие десятилетия уменьшится по мере того, как Китай будет отказываться от ископаемого топлива. Это направление уже работает. В 2010 году нефть и уголь составляли почти 87 процентов потребления энергии в Китае. В 2020 году этот показатель упал до менее 76 процентов. Точно так же возобновляемые источники энергии составляют примерно 16 процентов энергопотребления Китая — по сравнению с примерно 9 процентами.процентов в 2010 году.
Торговый дисбаланс между Китаем и Россией
Россия столкнется с огромными трудностями при переходе к более сбалансированной и конкурентоспособной экономике, поскольку Россия сильно отстает от Китая и других мировых лидеров, когда речь идет о технологической мощи и совершенствовании. В 2020 году Китай потратил на исследования и разработки (НИОКР) в 14 раз больше, чем Россия. Это было не просто результатом различий в размерах экономики: Китай также тратил более чем в два раза больше, чем Россия, в процентах от ВВП.
В целом России не хватает научно-технической экосистемы, необходимой для производства продуктов, которые сделали бы ее более ценным и динамичным экономическим и технологическим партнером Китая в долгосрочной перспективе. В Глобальном инновационном индексе, ведущем индексе, измеряющем инновационные возможности и производительность, Китай в 2021 году занял 12-е -е -е место в мире, уступив только Франции и опередив Японию. Между тем, Россия заняла 45 место, наряду с Вьетнамом (44 ) и Индией (46 9016).0115-й ).
Показатели ключевых показателей инноваций в науке и технологиях
Стагнация России на экономическом и технологическом фронтах сказывается на ее военной мощи, которая традиционно была ключевым источником ее силы и влияния. В 2021 году Россия потратила на свои вооруженные силы практически столько же, сколько и в 2014 году (около 64 миллиардов долларов). Военный бюджет Китая за этот период вырос более чем на 47 процентов, со 183 миллиардов долларов до 270 миллиардов долларов. 2
Это имеет множество последствий для Китая. В последние десятилетия Пекин смотрел на Россию как на главного военного партнера в конкуренции с США и их союзниками, но неустойчивые расходы России на оборону давят на Китай и коллективную способность России конкурировать в военном отношении. В 2021 году Соединенные Штаты и их союзники по НАТО и Индо-Тихоокеанскому региону в совокупности потратили на оборону в 3,7 раза больше, чем Китай и Россия. Говоря более конкретно, китайские эксперты жаловались на состояние российских вооруженных сил, подчеркивая, например, что российский военно-морской флот в основном состоит из устаревших кораблей и техники советских времен.
Расходы на оборону: Китай и Россия против США и союзников
Неясно, угрожает ли и в какой момент неравенство сил между двумя странами их отношениям. Если российская мощь ослабнет, а изоляция России Западом продолжится, Москва может прийти к выводу, что у нее нет другого выбора, кроме как поддержать Китай. Однако, учитывая, что Россия воспринимает себя и свою историю как великую державу, Россия может не захотеть иметь тесное партнерство с Китаем, которое не основано на равенстве.
Есть признаки того, что некоторые русские уже опасаются плохого обращения со стороны Китая. В марте 2022 года бывший министр иностранных дел России Андрей Козырев назвал лидеров Китая «безжалостными бизнесменами» и сказал, что «Китай никогда не примет [Путина] как равноправного партнера или даже как союзника». рассматривая их как младшего партнера, они могут в конечном итоге предпочесть охладить отношения с Пекином и ограничить сотрудничество.Россия может даже оценить в какой-то момент, что дисбаланс сил стал настолько серьезным, что Китай представляет прямой вызов или угрозу для России, что может привести к полный поворот от Китая.
Российская агрессия противоречит интересам Китая
Эти проблемы усугубляются постоянной военной агрессией России на мировой арене. Многочисленные военные интервенции России, особенно продолжающаяся война на Украине, нанесли Китаю политический и экономический удар. Вдобавок ко всему, война России на Украине ослабила Россию, уменьшив ее полезность для Китая и еще больше усугубив увеличивающийся разрыв в силе между Китаем и Россией. Некоторые называют Владимира Путина «революционером», стремящимся разрушить существующий международный порядок, и отмечают, что цели Москвы делают ее более склонной к применению насилия для продвижения своих интересов. Для сравнения, китайские ученые охарактеризовали Китай как имеющий более скромную цель сделать существующую международную систему более благоприятной для роста и развития Китая и, следовательно, менее склонный прибегать к силе.
Готовность России к агрессии поставила Китай в политически неловкое положение. Китайские официальные лица уже давно называют территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела других стран краеугольным камнем внешней политики Китая. Китайские официальные лица и пропагандистские СМИ часто пытаются изобразить Китай так, будто он никогда не вторгался в другие страны и не запугивал их. Неоднократные вторжения России в другие страны прямо противоречат этим принципам.
Крупные военные интервенции России при Владимире Путине
Китай иногда заходит так далеко, что тонко критикует российскую военную агрессию. В 2008 году тогдашний официальный представитель МИД Китая Цинь Ган заявил, что Китай «выразил обеспокоенность» ситуацией в Абхазии и Южной Осетии во время войны России с Грузией. В основном Китай не стремился ни критиковать Россию, ни напрямую встать на ее сторону. Пекин, например, не признал независимость Абхазии и Южной Осетии от Грузии; она также не признала отколовшиеся украинские территории Донецкой и Луганской областей или притязания России на Крым.
В случае с вторжением России в Украину в 2022 году Си Цзиньпин пошел еще дальше, публично узаконив заботу России о безопасности и суверенитете, но за это пришлось заплатить политическую и дипломатическую цену. В Организации Объединенных Наций Китай был вынужден провести непопулярные голосования, в результате чего он оказался среди небольшого меньшинства стран. Например, в марте 2022 года 141 страна проголосовала в Генеральной Ассамблее ООН за резолюцию, осуждающую вторжение России в Украину, а Китай присоединился к меньшинству из 34 других стран, воздержавшихся.
Голосование Генеральной Ассамблеи ООН по резолюции, осуждающей вторжение России в Украину в 2022 г. предполагаемые линии разлома между демократиями и автократиями — нежелательный результат для Китая. В Соединенных Штатах молчаливая поддержка Китаем России привлекла внимание к китайско-российским отношениям: 62 процента опрошенных назвали их «очень серьезной проблемой». В Европе, ключевом экономическом партнере Китая, где Пекин стремится усилить влияние, страны ужесточили свою позицию по отношению к Китаю. В апреле и мае Китай направил посланника для встречи с официальными лицами восьми стран Центральной и Восточной Европы в надежде на улучшение отношений, но усилия Китая были отвергнуты.
Война на Украине также причинила экономический ущерб Китаю. Глобальный рост цен на энергоносители, вызванный войной, привел к резкому скачку цен на нефть в Китае, как и в других странах. Согласно данным китайской таможни, цена на импорт сырой нефти в Китай выросла до 5 070 юаней за метрическую тонну в апреле 2022 г., что на 37% больше, чем в январе 2022 г.
Среднемесячная цена импорта сырой нефти из Китая столкнувшись с дополнительным бременем навигации по западным санкциям в отношении России. Хотя Китай не присоединился к санкциям США и Европы в отношении России и несмотря на призывы Пекина к компаниям продолжать вести бизнес в России, многие китайские фирмы приостановили или прекратили свою деятельность в России. Сюда входят крупные китайские технологические компании, такие как производитель компьютеров Lenovo, производитель смартфонов Xiaomi и производитель дронов DJI.
В результате экспорт Китая в Россию резко упал до 24,1 млрд юаней в апреле 2022 г., что на 53% меньше недавнего пика в 52 млрд юаней в декабре 2021 г. Особенно сильно пострадал экспорт технологий. В марте продажи ноутбуков в России упали более чем на 40 процентов, а продажи смартфонов — почти на две трети. В конце мая пяти китайским фирмам было приказано остановить строительство китайско-российского трубопровода для сжиженного природного газа, ключевого узла китайского «Полярного Шелкового пути», чтобы избежать санкций ЕС.
Ежемесячный китайский экспорт в Россию
Войны России не только вызывают политический и экономический удар, но и угрожают еще больше снизить полезность России как стратегического партнера Китая. Вторжение России в Украину в 2014 году нанесло значительный ущерб российской армии и поддерживающей ее оборонной промышленности. Война подорвала способность России поставлять системы вооружений во Вьетнам — один из крупнейших экспортных рынков российского оружия, — что, в свою очередь, способствовало более широкому сокращению российского экспорта вооружений в последние годы. За период 2016-2021 годов продажи российского оружия по всему миру сократились на 24 процента по сравнению с предыдущим шестилетним периодом, а его доля в мировых продажах вооружений упала с 25 до 19 процентов.процент. Это подорвало заметное преимущество китайско-российских отношений для Пекина, в котором Россия могла бы использовать свою известность как экспортер оружия, чтобы влиять на страны, такие как Вьетнам, с которыми у Китая напряженные отношения.
Последнее вторжение России в Украину имело для России гораздо более серьезные последствия. Западные санкции оказали существенное влияние на российскую экономику. Ожидается, что в 2022 году ВВП России сократится на 8,5 процента, а безработица существенно возрастет. Военные потери России на Украине также ошеломляют. В июне 2022 года председатель Объединенного комитета начальников штабов США генерал Марк Милли заявил, что российские военные уже потеряли примерно от 20 до 30 процентов своих бронетанковых сил в Украине, что он назвал «огромной» и «значительной» потерей.
Leave a Reply