Уровень медицины в Китае, бесплатная и народная медицина в 2022 году
Опубликовано: Рубрика: Китай
Медицина в Китае существенно отличается от европейской. В то время как в Европе лечат болезнь и ее проявления, восточные целители на протяжении тысячелетий рассматривали человеческий организм как единую систему, в которой все взаимосвязано. По этой причине китайские медики считают, что следует обследовать состояние всего организма, а не отдельного органа. Столь непривычный подход дает свои результаты – по данным Всемирной организации здравоохранения, методы китайской медицины признаны действенными и активно внедряются в практику западных врачей.
Содержание
- Секреты народной медицины Китая
- Принципы традиционной медицины
- Ключевые методы лечения в китайской медицине
- Основы профилактики недугов
- Цены на медицинские услуги в Китае
- Как меня лечили в Китае? Китайская медицина: Видео
Секреты народной медицины Китая
Китайская народная медицина – одна из древнейших систем лечения в мире, ее история насчитывает более трех тысяч лет. На протяжении многих веков китайские мудрецы хранили учения об оздоровлении человека. Известно несколько книг, в которых изложены основные принципы этого учения и древнейшие методы лечения:
- «Нань Дзен»
- «Шан Хань Лун»
- «Вэнь Йи Лунь»
Все без исключения методы китайской медицины нацелены на то, чтобы помочь человеку, ничем ему не навредив.
Лечение базируется на трех «китах»: фитотерапии, иглорефлексотерапии и гимнастике. Кроме того, китайские лекари активно применяют ванны, компрессы, массаж.
Важнейшим достоинством медицины Китая является ее профилактическая направленность. Преимущества такого подхода очевидны: если заболевание выявить на ранней стадии, пациенту помогут поддержать здоровье простые методы, такие как диета, соблюдение определенных правил поведения, массаж и пр.
Следует отметить, что процесс лечения в древнем Китае мог продолжаться очень долго. Это объяснялось тем, что сначала врач стремился устранить основные симптомы заболевания, а потом, после того как человек чувствовал себя намного лучше, приступал к устранению причины болезни, чтобы предупредить возможные осложнения в дальнейшем. Поэтому врач в Китае – это не специалист по болезням, а специалист по здоровью.
Центром старинных методик лечения является больница народной медицины Китая Хэйхэ. Здесь оказывают качественные стоматологические услуги, проводят действенные физиотерапевтические процедуры и массаж.
Принципы традиционной медицины
Китайская медицина берет свое начало от раннего учения даосских монахов, а все ее методы заключаются в совершенствовании духа и тела и установлении баланса между ними. По мнению китайских врачей, наше самочувствие зависит от циркуляции жизненной энергии Ци, а также от баланса женской энергии Инь и мужской Ян. И если энергообмен нарушен, это непременно обернется болезнями и недомоганиями. Следовательно, нужно лечить не симптом, а причину, восстанавливая гармонию организма.
Основополагающим принципом китайской медицины является лечение натуральными средствами. Медики, владеющие специальными знаниями, могут вернуть энергию в тело человека с помощью трав, акупунктуры, массажей. Один из самых известных китайских ученых Гао Цзун описал в своих трактатах несметное количество растений, способы лечения при помощи камней, минералов, овощей и фруктов.
Ключевые методы лечения в китайской медицине
Традиционная китайская медицина насчитывает десятки методик. К наиболее распространенным из них относятся:
- Фитотерапия – лечение с помощью растений и трав, которое китайцы активно используют при самых разных заболеваниях. Многие травы являются адаптогенами, помогающими организму справиться с воздействием окружающей среды: укрепляют иммунитет, регулируют давление и уровень сахара в крови, укрепляют защитные силы организма. В частности, активно используются такие растительные компоненты, как женьшень, лимонник, пустырник, имбирь, солодка, ягоды годжи. Практически все рецепты составлены таким образом, чтобы все составляющие усиливали действие друг друга.
- Иглоукалывание, или акупунктура, – это воздействие на активные точки очень тонкими иголками. Таких точек в организме более 300, и каждая связана с каким-либо органом или системой. Акупунктура помогает справиться с болевым синдромом. Она также показана при множестве болезней внутренних органов, пониженном иммунитете, бессоннице. Восточная медицина в Китае считает этот метод основным для лечения депрессии и неврозов.
- Моксотерапия или теплопунктура – прогревание все тех же активных точек с помощью тлеющей сигары из полыни (сигара не касается тела пациента, и он ощущает только тепло).
- Аурикулотерапия – воздействие на определенные точки на ушной раковине. Такой способ лечения позволяет быстро избавить пациента практически от любой болезни, ведь уши связаны со всеми внутренними органами.
- Диетотерапия – если верить древнейшим китайским медицинским трактатам, правильное питание является одним из важнейших условий здоровья. А главное в питании – это сбалансированность вкусов: соленого, сладкого, горького, кислого и острого. Именно такой подход демонстрирует тибетская медицина в Китае. Китайские врачи убеждены, что с помощью сбалансированной диеты человек обретает энергию Инь и Ян в равном соотношении. В результате улучшается пищеварение, исчезают проявления аллергии.
- Массаж – китайская медицина активно использует множество методов массажа. Китайский массаж эффективно снимает боль, отеки и воспаления, позволяя глубоко воздействовать на ткани, улучшает кровообращение и обмен веществ, снимает мышечное напряжение, которое может приводить к проблемам с суставами, позвоночником, дыханием и пищеварением.
Основы профилактики недугов
Основой профилактики медицина Китая считает массаж и диету. Китайские целители уверены, что эти методы могут остановить болезнь в самом начале и не позволят ей перейти в хроническую форму.
Кроме того, по их мнению, необходимо улучшать состояние иммунной системы человека и устранять патогенные факторы – причины, провоцирующие заболевания.
Большое значение для китайцев имеет здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек и следование определенным правилам. К примеру, многие жители городов утром и вечером выходят в парки и занимаются гимнастикой цигун. У этой гимнастики немало общего с йогой – она также предполагает медленные плавные движения и контроль за дыханием. Цигун помогает гармонизировать состояние тела и духа и позволяет энергии Ци течь свободно. В результате это значительно улучшает снабжение кислородом мозга и всех систем и органов человеческого тела, повышает концентрацию внимания и работоспособность, снимает мышечное напряжение и нормализует давление.
Цены на медицинские услуги в Китае
Китай славится высоким уровнем медицинского обслуживания. На территории Китая находятся десятки известных на весь мир клиник, которые предлагают проведение качественного обследования и лечения у высококвалифицированных узкопрофильных специалистов.
Платная или бесплатная медицина в Китае – этим вопросом задается каждый, кто задумывается о лечении в этой стране. Отвечая на этот вопрос, следует отметить, что бесплатное лечение возможно только для граждан Китая, для всех иностранцев медицинское обслуживание платное. Однако несмотря на то что местные врачи прекрасно знают свое дело, стоимость лечения в китайских клиниках и медицинских центрах на 40%, а то и на 50% меньше, чем в Европе или Америке.
Сумму, которая понадобится для оплаты услуг, пациент узнает непосредственно после проведения обследования. Сама же консультация специалиста обойдется в 20-75 долларов США. При этом стоимость палаты может доходить до 200 долларов в сутки.
И все же китайские медицинские центры, объединяющие в своей работе древние традиции с современными научными достижениями, становятся все более востребованными, а популярность китайской медицины среди пациентов растет благодаря сравнительно невысокой стоимости услуг и высокому уровню обслуживания и лечения.
Как меня лечили в Китае? Китайская медицина: Видео
Помогла ли вам статья?
Наталья
Написать
Задавайте вопросы или пишите рекомендации
Китайское здравоохранение.
— Отечественные записки
Медицинская статистика свидетельствует, что главные позитивные сдвиги в состоянии здоровья населения были достигнуты в дореформенный период существования КНР. За годы рыночных экономических реформ темпы перемен к лучшему стали не столь значительными. Так, резкое сокращение детской смертности имело место непосредственно сразу после провозглашения в 1949 году республики, а в 1980-е и 1990-е годы этот показатель менялся мало. Экономические успехи страны менее очевидно способствовали развитию здравоохранения. Темпы роста государственных расходов на здравоохранение в 1979-2004 годах были ниже темпов экономического роста, что вело к понижению доли этих расходов в ВВП.
Как видно из приведенных выше данных, удельный вес государства в расходах на здравоохранение в КНР составил в 2005 году всего 38,8%, тогда как по миру в целом он достигает 56%. На здравоохранение идет в КНР всего 1% государственного бюджета, тогда как в совокупности в странах мира с низкими доходами на эти цели расходуется 4,6% государственных средств. С начала реформ в 1978 году доля государства и нанимателей в структуре общих расходов на здравоохранение неизменно снижалась, а доля физических лиц — повышалась. В результате в 2004 году на государство приходилось только 17,1% расходов, на предприятия и социальные учреждения — 29,3%, а остальные 53,6% расходов на здравоохранение несли сами граждане1.
Среднедушевые затраты граждан на лечение растут значительно быстрее, чем их доходы. С 1998 по 2006 год в среднем за год в расчете на душу населения расходы на амбулаторное лечение увеличивались на 13%, а на больничное — на 11%2. По данным социологических опросов, население в Китае ставит дороговизну медицинских услуг на первое место среди всех социальных проблем3. Расходы на эти услуги составляют в среднем 11,8% семейного бюджета, уступая лишь расходам на питание и образование. В 2003 году чистый годовой доход крестьянина составлял в среднем 2 622 юаня, а средняя стоимость его пребывания в больнице достигала 2 236 юаней. Поэтому для большинства крестьян больничное лечение не по карману.
Возросло социальное неравенство в доступе к медицинским услугам. По данным исследования, проведенного Академией общественных наук Китая, 80% государственных ассигнований на медицину идет на обслуживание социальной группы, основу которой составляют 8,5 млн правительственных чиновников и партийных функционеров; 2 млн правительственных и партийных деятелей разного ранга пользуются долгосрочными отпусками по болезни. Из них 400 тыс. чел. проводят длительное время в специальных стационарах для лечения и отдыха, расходы на которые составляют 50 млрд юаней в год4.
Для городского населения в Китае существует система медицинского страхования. Однако из этой системы исключены учащиеся, лица, не имеющие постоянной занятости, безработные и приезжающие на работу в город жители села. Вплоть до недавнего времени обязательное медицинское страхование не распространялось и на работников негосударственных предприятий. Новый закон о трудовых контактах обязал предпринимателей обеспечивать своих работников медицинской страховкой. Ho многие из них уклоняются от этой обязанности, нанимая на работу преимущественно мигрантов и не заключая с ними трудового договора. По данным «Отчета об основных результатах 3-го исследования государственных здравоохранительных услуг», в 2003 году медицинская страховка полностью отсутствовала у 44,8% городских жителей и у 79% жителей села. Особенно велика доля лиц, не имеющих медицинской страховки, среди населения с низкими доходами. При этом она постоянно росла. В 1993 году не имели медицинской страховки примерно 50% городской бедноты, в 1998 году — 72%, а в 2003 году — 76%.
Оппоненты рыночников, напротив, видят главные беды здравоохранения в утрате государственными лечебными учреждениями социальной значимости, в их чрезмерной погоне за материальной выгодой. Отмечается, что в государственных, некоммерческих лечебных учреждениях заработная плата и бонусы сотрудников, как и текущие расходы учреждений, в основном финансируются за счет их собственной коммерческой деятельности, доля же государственного финансирования не превышает 6%. Отсюда проистекает стремление врачей прописывать больным много дорогих лекарств, назначать дорогостоящие обследования и процедуры. Государство контролирует цены примерно на 20% обращающихся на фармацевтическом рынке препаратов и за последние годы неоднократно проводило снижение цен. Однако регулируемые рынком цены на лекарства растут, иногда многократно. В подавляющем большинстве лечебных учреждений надбавки к цене отпускаемых лекарств достигают 30—40%, далеко превосходя установленный государством норматив в 15%. По данным Мирового банка, в 2003 году расходы на лекарства в Китае составили 52% всех расходов на здравоохранение, тогда как в большинстве стран они не превышают 15—40%. При этом от 12 до 37% назначений не вызываются необходимостью. Согласно обследованию одной больницы, проведенному в 2000 году, 80,2% больных прописывали антибиотики, в т. ч. 58% — по два и более препаратов. Плата за однократный курс лечения в стационаре порой превышает среднюю годовую зарплату. С 1990 по 2004 год расходы на амбулаторное лечение в больницах общего типа увеличились в 12 раз, на лечение в стационаре — в 10 раз. Согласно данным статистических ежегодников по здравоохранению в Китае, за этот период среднегодовые заработки врачей увеличились в больницах центрального подчинения в 11,6 раза, в провинциальных — в 8,2 раза, в окружных — 6,8 раз, в уездных — в 5,5 раза.
Весной 2005 года из уст заместителя министра здравоохранения Ma Сяохуа прозвучал тезис о необходимости при введении в эту сферу рыночных механизмов отстаивать ведущую роль государства. По существу это положило начало пересмотру прежних основных принципов и акцентов проводившейся в течение двух десятилетий реформы здравоохранения, которая главный упор делала на внедрении рыночных отношений. Развернулась широкая кампании в прессе за то, чтобы главную роль в решении проблем здравоохранения взяло на себя государство. В совместном докладе Центра исследований развития при Госсовете КНР и Всемирной организации здравоохранения за 2005 год был сделан вывод: рыночная реформа здравоохранения в Китае в основном потерпела неудачу, прежде всего вследствие излишней ориентации на рынок и недостаточной роли государства.
Руководство страны вновь оказалось перед дилеммой: в каком направлении вести дальше реформу здравоохранения — в сторону ли дальнейшего разгосударствления, распродажи лечебных учреждений или, напротив, назад, в сторону прежней государственной медицины. Либо же пытаться как-то сочетать эти принципы. По существу такие споры не прекращались в течение всего времени реформ, но сегодня настал час, когда необходимо сделать принципиальный выбор. Особенную остроту этой проблеме придала серьезная эпидемия атипичной пневмонии в 2003 году, когда обнажились все недостатки китайского здравоохранения.
Один из ведущих теоретиков и проектировщиков китайских экономических реформ, заместитель руководителя Центра исследований развития при Госсовете КНР проф. Ли Цзяньгэ, непосредственно участвовавший при прежнем руководстве в реформировании системы здравоохранения, указывает на объективные финансовые и материальные трудности, с которыми сталкиваются преобразования. Так, в США в 2004 году на нужцы здравоохранения было потрачено 1,8 трлн долл. В Китае в том же году весь ВВП составил 1,6 трлн долл. При этом численность населения в США — несколько более 200 млн чел., а Китае — свыше 1,3 млрд чел. Если рассчитать затраты на лечение и лекарства в Китае, исходя лишь из одной десятой части американской нормы, то на них не хватит всего китайского ВВП. В Китае медицинское страхование городских рабочих и служащих составляет в среднем на одного человека в год 2 ООО юаней. Если бы правительство взяло на себя задачу распространить данный норматив на все городское и сельское население (а такие предложения выдвигаются), то на это ушла бы вся расходная часть всех бюджетов центрального и местных правительств всех уровней.
Такие доводы, однако, убеждают далеко не всех. Оппоненты указывают на то, что за последнее столетие более 160 стран мира раньше или позже создали у себя различные системы социального обеспечения и медицинского страхования. При этом ни в Англии почти 100 лет назад, ни в США 70 лет назад, ни в Японии 68 лет назад экономические условия были не лучше, чем в сегодняшнем Китае. Ho все они сумели, используя ограниченные финансовые ресурсы своего времени, обеспечить достойное лечение своих граждан. Отчего же Китай это сделать не в состоянии?
Определяя дальнейшие пути реформы здравоохранения, Китай внимательно присматривается к опыту других стран с переходной экономикой, особенно Венгрии и Польши. Делегация Министерства здравоохранения КНР и Госкомитета по развитию и реформам, побывавшая в этих странах, нашла там немало полезного, особенно в определении отношений лечебных учреждений с государством и рынком. Констатируется, что, при всей своей политической и экономической ориентации на Европу, к распространению рыночных отношений и приватизации на здравоохранение эти страны подходят очень осторожно. Если в экономике уровень приватизации очень высок, то полностью приватизированных больниц очень мало. В Венгрии после длительной дискуссии отказались от приватизации фонда социального страхования. Главным звеном реформы в Польше и Венгрии стало создание независимых общенародных фондов медицинского страхования. В Польше такой фонд получает средства, главным образом, от государства и предприятий и распространяет свои услуги на всех членов семьи лица, имеющего медицинскую страховку. Лечебные учреждения получают средства не непосредственно из государственного бюджета, но по контрактам с фондом медицинского страхования, в соответствии с проделанной работой. Этот метод, по мнению руководителя китайской делегации, является приемлемым и для Китая. Изучается и опыт других стран, в частности Испании и Бразилии. И здесь отмечается тенденция к возрастанию роли государства, прежде всего центрального бюджета в финансировании здравоохранения и медицины при одновременном использовании различных форм кооперации с частным капиталом. Это способствует сокращению межрегиональных различий в обеспеченности населения, в особенности пожилого, медицинскими услугами.
В августе 2006 года Госсовет КНР создал координационную группу по реформе здравоохранения, куда вошли представители полутора десятков министерств и государственных комитетов. В конце 2006 года большинство ведомств одобрили представленный Министерством здравоохранения проект, который предусматривал предоставление практически бесплатных медицинских услуг в коммунальных больницах почти всем городским жителям. Суммарные правительственные расходы при таком варианте оценивались в 269 млрд юаней.
В начале 2007 года было решено привлечь к параллельной подготовке проектов реформы шесть независимых отечественных и зарубежных исследовательских центров, в числе которых были Пекинский, Фуданьский, Народный университеты, ВОЗ, Мировой банк, консалтинговая компания «Маккензи». Позже к ним подключились Пекинский педагогический университет и университет Цинхуа в кооперации с Гарвардским университетом.
В марте 2007 года свою точку зрения на реформу здравоохранения обнародовало Министерство финансов КНР. Она сводилась к тому, что медицинские услуги должны быть платными, солидаризируясь тем самым с рыночной моделью.
В конце мая 2007 года самостоятельные проекты были впервые совместно рассмотрены на совещании, созванном Госкомитетом по развитию и реформам, с участием министерств здравоохранения, финансов, труда и социального обеспечения и других ведомств. Большая часть представленных разработок ориентировались преимущественно на ведущую роль государства, меньшая — на рынок.
В июле 2007 года Госсовет КНР опубликовал документ под названием «Руководящие мнения о развертывании экспериментальных пунктов базового медицинского страхования городского населения». Он требовал увеличить число экспериментальных городов в текущем году до 79, а в 2010 году охватить базовым медицинским страхованием в городах всю страну. Это означало, что правительство намерено использовать увеличение расходов в сфере здравоохранения, главным образом, на дотации населению, охваченному системой страхования, а не на увеличение вложений в государственные лечебные учреждения. Тем самым провозглашался курс на развитие рынка медицинских услуг.
Доклад Xy Цзиньтао на XVII съезде КПК осенью 2007 года в большей мере делал упор на ответственности правительства за реформы в здравоохранении. Говорилось о необходимости укреплять общеполезный характер здравоохранения, повышать инвестиционную активность государства в этом сегменте.
На состоявшихся после съезда совещаниях было решено на основе имеющихся самостоятельных разработок подготовить новый сводный проект реформы здравоохранения «с китайской спецификой» и представить его на суд общественности. Проект должен был предусмотреть создание к 2020 году системы, которая бы гарантировала предоставление базовых медицинских услуг всем жителям города и деревни.
Полемика между сторонниками преимущественно рыночной и преимущественно государственнической ориентации реформы в Китае не прекращается. Последние выступают за установление низкой стоимости больничных услуг, за сокращение до минимума различий в ценах на отпускаемые лекарства, при сохранении, однако, рыночной продажи патентованных и инновационных препаратов. Все больничное оборудование должны, с их точки зрения, централизованно закупать правительственные ведомства. Больницам следует разрешить по-прежнему взимать плату за лечение, но весь доход надлежит перечислять вышестоящим здравоохранительным органам, которые ответственны за распределение ресурсов. Оппоненты государственниче- ского подхода характеризуют его как возврат к плановой экономике, как путь к дальнейшему усилению коррупции.
Весной 2008 года премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао в докладе о работе правительства на сессии ВСНП заявил о необходимости провести реформу здравоохранения, с тем чтобы обеспечить каждому доступ к базовым медицинским услугам. Центральное правительство намерено выделить в 2008 году на поддержку реформы и развитие здравоохранения 82,5 млрд юаней (около 11,7 млрд долл. США), что на 16,7 млрд юаней превышает сумму, ассигнованную на эти цели в 2007 году, причем основная часть средств предназначается для укрепления низовых звеньев системы здравоохранения в городе и деревне.
Ряд депутатов, выступавших на сессиях ВСНП и НПКС, приветствуя намерения правительства, возражали вместе с тем против государственной монополизации системы общественного здравоохранения, в частности, в таких ее составных частях, как охрана здоровья женщин и детей, профилактика, контроль над инфекционными заболеваниями, санитария окружающей среды, пропаганда здоровья, скорая
помощь. Государству не рекомендовали вкладывать большие средства в капитальное строительство и крупное оборудование. В интересах создания недорогой и эффективной системы общественного здравоохранения оно призвано, используя методы рыночной конкуренции, покупать услуги медицинских учреждений. Избегая прямого вложения средств в систему медицинских услуг, правительство должно инвестировать их в органы медицинского страхования, покупать страхование для своих граждан, с тем чтобы гарантировать больным свободу выбора лечебного учреждения и обеспечить равноправную конкуренцию между организациями, оказывающими медицинские услуги. Избегая непосредственного участия в руководстве лечебными учреждениями, правительство должно способствовать развитию корпоративного управления, стимулировать привлечение как государственного, так и негосударственного капитала в развитие отечественного здравоохранения.
На этом фоне в 2007 году была принята Программа развития здравоохранения в 11-й пятилетке (2006—2010). В документе отмечались определенные достижения предыдущего пятилетия (2001-2004). Говорилось, в частности, об увеличении средней ожидаемой продолжительности жизни в 2005 году до 72 лет (на 0,6 года по сравнению с 2000 годом), о сокращении смертности среди новорожденных, младенческой смертности и смертности детей в возрасте до пяти лет, об усилении работы по профилактике СПИДа, выявлению и лечению больных туберкулезом и рядом других серьезных заболеваний, о значительном расширении сети водопровода и канализации в деревне, об увеличении инвестиций в здравоохранение и укреплении систем кооперативной медицины в деревне и предоставления медицинских х услуг на коммунальном уровне в городах. Вместе с тем отмечалось наличие серьезных нерешенных проблем. СПИД начинает распространяться от групп риска к рядовому населению. Число больных туберкулезом превысило 4,5 млн чел. He удается эффективно контролировать распространение гепатита. Непрерывно появляются новые инфекционные болезни и болезни, от которых страдают и животные, и человек. Сотни тысяч людей страдают от шистосоматоза, заболеваний, связанных с недостатком йода, флюороза. Численность людей, страдающих от злокачественных опухолей, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, диабета, травм и отравлений, составляет около 200 млн. Душевными расстройствами болеют 16 млн чел. Растет опасность профессиональных заболеваний. Невысок уровень охраны материнства и младенчества, особенно среди мигрантов, значительны его различия между городом и деревней. Жители деревни больше страдают от СПИДа, туберкулеза, гепатита, шистосоматоза и местных заболеваний. Лишь 18,5% персонала волостных и поселковых здравпунктов имеют высшее образование.
Программа дает установки по развитию всех подсистем здравоохранения, определяет конкретные ориентиры на 2010 год по дальнейшему увеличению ожидаемой продолжительности жизни и снижению смертности в младших возрастных группах и среди рожениц. Число больных СПИДом намечено удержать в пределах 1,5 млн чел., годовые темпы роста венерических заболеваний — в рамках 10%. Выявление новых заболеваний открытой формой туберкулеза легких предполагается довести до 75%, а эффективно пролечить — более 2 млн чел. Планируется также ограничить распространение гепатита В и ряда других болезней.
Программа ставит целью создание общедоступной системы базового здравоохранения. На первый план выдвигаются укрепление ведущей роли правительства, повышение его ответственности, реформа управления государственными медицинскими учреждениями, укрепление их общеполезного характера, предотвращение слепой погони за прибылью, облегчение бремени, которое несет население. Прокламируется параллельное развитие китайской и западной медицины, использование китайских и западных лекарств. Особое значение придается здравоохранению в деревне и на коммунальном уровне в городах. Поощряется также создание негосударственных лечебных учреждений.
Справку подготовил Яков Бергер.
1 Чжунхуа жэньминь гунхэго вэйшэн бу. 2006 нянь Чжунго вэйшн тунцзи тияо [Министерство здравоохранения Китайской Народной Республики. Основные статичтические данные по здравоохранению в Китае за 2006 г.]. Пекин, 2007.
2 Жэньминь ван. 2007. 27 апреля.
3 Чжунго шэхуй синши фэньси юй юйцзэ: 2007 [Анализ и прогноз социального положения в Китае: 2007]. Пекин: Шэкэ вэньсянь чубаньшэ, 2006.
4 Чжунго цзинцзи шибао, 2007. 11 марта.
5 Агентство Синьхуа. 2007. 2 ноября.
Справочник по медицинскому страхованию и системе здравоохранения в Китае
Дэвид Тайн
На первой встрече в Шанхае я встретил нескольких американских эмигрантов. Я очень благодарна им за то, что они поделились со мной своим опытом.
Понимание другой системы здравоохранения может быть одной из самых сложных частей жизни за границей, особенно когда существуют значительные языковые барьеры и культурные различия.
Несмотря на то, что Китай создал национальную систему здравоохранения, охватывающую впечатляющие 90% его обширного населения, охват варьируется в зависимости от региональной интерпретации национальных законов. Экспаты могут выбирать между государственной системой, VIP-палатами и частной медицинской страховкой.
Этот обзор китайской системы здравоохранения охватывает ключевые темы, которые имеют решающее значение для экспатов, включая варианты страхования, поиск врача и даже роды в Китае, что может стать роскошным опытом для тех, у кого есть подходящая страховка.
В первые несколько недель после переезда имейте в виду, что местные больницы и их VIP-палаты часто не принимают международную страховку; вам нужно будет заплатить наличными (не картой) за любое лечение, а затем потребовать расходы от вашей страховой компании.
Общайтесь с единомышленниками-экспатриантами
Откройте для себя наше гостеприимное сообщество эмигрантов! Вы найдете множество способов общаться, общаться и заводить новых друзей. Посещайте онлайн и очные мероприятия, которые объединяют мировые умы.
Как работает система здравоохранения в Китае?
В Китае есть бесплатное государственное здравоохранение, которое входит в план социального страхования страны. Система здравоохранения обеспечивает базовое покрытие для большинства коренного населения и, в большинстве случаев, также для эмигрантов. Однако это будет зависеть от региона, в котором вы проживаете. Поскольку в некоторых районах иностранные жители не обязаны поддерживать местную систему здравоохранения путем уплаты соответствующих налогов, эти жители не будут охвачены системой государственного здравоохранения.
Что такое медицинское страхование в Китае?
Медицинское страхование можно разделить на три подкатегории: базовое страхование для работников городских предприятий, базовое страхование для других городских жителей и медицинское страхование сельского кооператива для сельского населения.
В Китае базовое медицинское страхование городских служащих является обязательным страхованием, и расходы на здравоохранение оплачиваются работодателем и работником. Хотя взносы в него варьируются от одного муниципалитета к другому, обычно они составляют 6% от стоимости заработной платы для работодателя и 2% от заработной платы для работника. Самозанятые также могут воспользоваться этим страхованием, но должны делать все взносы.
Для резидентов, не являющихся предприятиями, медицинское страхование оплачивается ими самими и государством. Для безработных или получающих социальную помощь страхование субсидируется государством.
Является ли здравоохранение бесплатным в Китае?
Независимо от того, где вы живете и в каком размере вы застрахованы, система здравоохранения в Китае требует, чтобы вы платили за услуги заранее и из своего кармана. В зависимости от схемы страхования и лечения вам могут возместить часть расходов или не возместить их вообще.
Что касается того, что покрывает государственное здравоохранение, то стоит отметить, что в системе общественного здравоохранения есть некоторые пробелы. Например, он обычно не покрывает расходы на экстренную транспортировку и не предоставляет вам доступ к частным объектам. Кроме того, даже если у вас есть доступ к государственному медицинскому страхованию, неработающие члены вашей семьи могут не быть застрахованы.
Вам следует взвесить все «за» и «против» системы здравоохранения и изучить варианты частного страхования, чтобы решить, что больше подходит для вас и потребностей вашей семьи.
Обзор частного медицинского страхования
Поскольку китайское правительство в основном сосредоточено на государственном здравоохранении, то, как работает частное медицинское страхование , остается загадкой. Отсутствие понимания потребностей потребителя и сотрудничества между больницами и страховщиками делает частные медицинские услуги запутанными и дорогими. Средние затраты на медицинское страхование в Китае редко по карману людям со средней зарплатой. Кроме того, общественность плохо информирована о своих возможностях, и даже люди, которые могут себе это позволить, редко выбирают частное здравоохранение.
Частные планы медицинского обслуживания в Китае
Наиболее распространенными типами планов медицинского обслуживания являются полисы страхования жизни, по которым выплачивается единовременная сумма за любое критическое заболевание, диагностированное у человека. И хотя этот вид медицинского страхования ограничен в охвате, он недорог. Полисы типа возмещения расходов часто слишком дороги для частных лиц, и в основном компании могут себе это позволить. Поэтому узнайте, может ли ваш работодатель включить вас и вашу семью в план группового страхования компании.
В настоящее время рынок медицинского страхования довольно узок. Местные компании предоставляют свои услуги на мандаринском диалекте китайского языка, и маловероятно, что эмигрант найдет службу поддержки клиентов, которая предоставит информацию на английском языке. Однако, если вы знаете язык или у вас есть кто-то, кто может помочь сориентироваться в процессе получения медицинской страховки, вы можете выбрать одну из местных компаний. Преимущество получения одного из них заключается в более полном пакете, который должен предоставить вам более широкий выбор вариантов при выборе врача или больницы.
Компании медицинского страхования в Китае
Некоторые частные страховые компании Китая включают:
- Ping An Health
- Здоровье Куньлуня
- Здоровье PICC
- Хекси Здоровье
Международные поставщики медицинских услуг обычно удовлетворяют потребности эмигрантов. Они должны быть в состоянии предоставить необходимую информацию на английском языке, однако выбор в их правилах может быть ограничен, и они не всегда могут покрыть ваши расходы в некоторых больницах. Поэтому убедитесь, что вы полностью понимаете, что покрывается вашим планом
Некоторые из компаний включают:
- Cigna
- Этна
- МШ
- Бупа
Однако, если вы оформляете международную медицинскую страховку в Китае, имейте в виду, что государственные больницы могут не принять или не признать ее. Ваш глобальный поставщик услуг может покрыть расходы по любым счетам в государственных клиниках, но сначала вам придется заплатить наличными. А в случае, скажем, операции после крупной аварии, затраты могут быть довольно высокими.
Как найти врача или дантиста
Прежде чем придумать, как найти врача или дантиста в Китае, знайте, что есть из чего выбрать. Китайская ассоциация врачей (CMPA) утверждает, что является домом для четырех миллионов практикующих врачей в Китае. Поскольку ассоциация пытается объединить такое большое количество врачей, были созданы субассоциации по областям деятельности врачей (26 регионов) и их специализации (18 субассоциаций, включающих дерматологов, неврологов, врачей общей практики и др.).
Как найти семейного врача и специалистов
При поиске врача в вашем районе китайский интернет-магазин предлагает несколько вариантов, которые могут вам помочь. Ping An Good Doctor и Chunyu Yisheng — это онлайн-инструменты (также доступные в виде приложений), в которых перечислены доступные врачи в вашем районе. На них обычно можно проверить биографию врача, посмотреть, в какой больнице он работает и каков его график. Он также позволяет записаться на прием. Однако, как и большинство других ресурсов, страницы доступны только на китайском языке.
Если вы не говорите на этом языке, попросите своего поставщика медицинских услуг дать вам несколько советов. Некоторые страховые компании также размещают список своих аффилированных врачей и их контактную информацию на своих веб-сайтах.
Из уст в уста может быть еще одним хорошим способом найти хорошего врача. Попросите рекомендации у своих коллег и других эмигрантов и посетите онлайн-форумы эмигрантов. Одним из полезных веб-сайтов в этом случае может быть The Care Voice, который позволяет вам читать отзывы о медицинском опыте других людей, а также делиться своими рекомендациями.
Как найти дантиста в Китае
Как и в любой другой больнице в Китае, когда дело доходит до стоматологической помощи, у вас есть несколько вариантов на выбор. Вы можете выбрать государственную, частную или ориентированную на эмигрантов больницу, цены соответственно возрастают. Поскольку стандартная медицинская страховка редко покрывает стоматологические процедуры, убедитесь, что у вас достаточно средств для визитов к стоматологу и возможного лечения.
Самый распространенный способ найти дантиста в Китае, по-видимому, — это связаться или посетить клинику, которую вы предпочитаете, и выбрать одного из тамошних специалистов. Вышеупомянутые платформы также могут помочь вам найти хорошего местного дантиста.
Если вы ищете конкретного врача и хотели бы изучить его биографию, прежде чем встретиться с ним, попросите рекомендации. Ваш семейный врач может знать нескольких авторитетных специалистов, а ваши коллеги могут поделиться полезными советами о своем опыте.
Общайтесь с единомышленниками-экспатриантами
Откройте для себя наше гостеприимное сообщество эмигрантов! Вы найдете множество способов общаться, общаться и заводить новых друзей. Посещайте онлайн и очные мероприятия, которые объединяют мировые умы.
Роды в Китае
Роды иностранки в Китае не должны быть слишком сложными. Если вы используете государственную медицинскую страховку, большинство расходов по беременности и родам должно покрываться государством. Если вы используете частную страховку, убедитесь, что ваш план включает уход за беременными.
Стоимость родов в Китае сильно различается. Плата будет зависеть не только от выбранного вами ухода и типа родов (естественные или кесарево сечение), но и от региона, в котором вы находитесь, от выбранной вами больницы и даже от отделения, в котором вы хотите оставаться. стоимость родов в государственных больницах Китая колеблется от 2 000 до 10 000 юаней. Частные клиники будут брать с вас гораздо больше; Вы можете рассчитывать на то, что в среднем заплатите около 50 000 юаней, но не удивляйтесь, если счет превысит 100 000 юаней.
Если вы хотите узнать больше о правилах, касающихся отпуска по беременности и родам, ознакомьтесь с нашим руководством по работе в Китае.
Как работает дородовой уход в Китае
Некоторые женщины-экспатрианты могут принять решение рожать в государственной больнице Китая, особенно те, у кого нет частной медицинской страховки. После того, как вы пойдете к гинекологу для подтверждения беременности, вам вручат красную книжку для дородового ухода. Не теряйте его, так как врач использует его для отслеживания важных деталей, таких как ваше кровяное давление, вес и жизненные показатели ребенка.
Ваши дородовые медицинские осмотры будут проходить через регулярные промежутки времени: сначала каждый месяц, затем раз в две недели и еженедельно примерно в течение последнего месяца. На 20-й неделе вы пройдете ультразвуковое исследование и впервые сможете увидеть сердцебиение вашего ребенка.
Тем не менее, всегда узнавайте, что именно проверяет врач на этих экзаменах. Во многих случаях вам, возможно, придется запросить дополнительную лабораторную работу для анализа крови или мочи, за которую вам придется заплатить дополнительную плату.
Чего ожидать от государственных родильных домов
Чем ближе дата родов в Китае, тем лучше вы должны подготовиться к тому, что вас ждет во время родов. Если вы рожаете в Китае, вам, возможно, придется столкнуться с некоторыми дополнительными трудностями.
Языковой барьер будет лишь одним из препятствий, которые необходимо преодолеть. Кроме того, культурные установки в отношении обезболивания во время родов, методов родовспоможения, отношений между врачом и пациентом и роли супругов могут сильно отличаться от вашей родной страны.
Например, кесарево сечение становится все более распространенным среди рожениц в Китае. С другой стороны, естественные роды не очень популярны. Возможно, вам также придется делить родильную палату с несколькими другими пациентами, и вашему партнеру может быть запрещено находиться в палате.
Стандарты оказания неотложной медицинской помощи новорожденным сильно различаются в разных китайских клиниках. Но в целом большинство детей рождаются более или менее гладко, независимо от того, где вы рожаете в Китае.
Что такое больница в Китае?
После рождения здорового ребенка вы обычно остаетесь в больнице на неделю. Имейте в виду, что вы должны принести свою пижаму и детскую одежду, а также постельное белье, полотенца и больничные халаты. Также возьмите с собой некоторые средства гигиены, такие как гигиенические салфетки, прокладки для груди, подгузники и детские влажные салфетки.
Большинство государственных клиник также не обеспечивают пациентов питанием. Ожидается, что после родов члены вашей семьи будут приходить к вам, навещать вас и приносить вам регулярные обеды.
В дополнение ко всему этому убедитесь, что у вас достаточно денег для оплаты услуг. В основном вам придется платить наличными. Тем не менее, настаивайте на получении налоговой квитанции (fāpiào ) для каждого больничного счета. В зависимости от вашего плана медицинского страхования поставщик может возместить вам расходы на роды в Китае.
Что, если вы выберете частную женскую клинику?
Если вы решили рожать в Китае и у вас достаточно средств, чтобы покрыть более причудливый вариант, частные родильные дома Китая — то, что вам нужно. Мало того, что в этих китайских клиниках работает англоговорящий медицинский персонал, иногда они также могут напоминать отель или оздоровительный спа-центр, а не больницу. Однако имейте в виду, что все эти преимущества родов здесь приходится платить очень дорого.
Гражданство и рождение ребенка в Китае
После родов вам необходимо решить различные административные вопросы. Если ребенок родился в государственной больнице, обязательно запишите его в официальный календарь прививок, чтобы ваш ребенок получил все необходимые прививки для младенцев.
Кроме того, как можно скорее проверьте, выдает ли больница китайское свидетельство о рождении для вашего ребенка. Если нет, спросите у персонала, как и где получить официальный сертификат. Затем свяжитесь с вашим посольством, чтобы узнать, как официально зарегистрировать там рождение вашего ребенка.
Рождение ребенка и получение гражданства
Если родители хотят, чтобы их ребенок получил китайское гражданство, по крайней мере один из них должен быть китайцем или они оба должны поселиться в Китае и иметь «неопределенное гражданство». Постоянный житель Китая не дает новорожденному китайское гражданство.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок получил гражданство, отличное от китайского, вам придется позаботиться о дополнительных документах. Вам понадобится некитайское свидетельство о рождении, а также паспорт и китайская выездная виза для вашего ребенка, чтобы вы могли покинуть Китай без дальнейших проблем. Ваше посольство или консульство выдаст паспорт, чтобы вы могли получить визу в местных иммиграционных службах.
Обратите внимание: если один из родителей является гражданином Китая, могут возникнуть дополнительные сложности. Китай не признает двойного гражданства, но каждый ребенок, рожденный в Китае от китайского родителя, автоматически становится гражданином Китая. Вот почему вам может потребоваться сначала официально отказаться от китайского гражданства вашего ребенка. После этого можно получить их заграничный паспорт. В таких случаях, пожалуйста, свяжитесь с посольством, ответственным за родителя-некитайца, заранее и попросите юридическую консультацию.
Просмотреть все предстоящие мероприятия для экспатов в Китае
Наши глобальные партнеры
Китай | Commonwealth Fund
Хай Фанг, Пекинский университет
Китай достигает почти всеобщего охвата за счет предоставления базового медицинского страхования, финансируемого государством. Работающие в городах обязаны участвовать в программе трудоустройства, которая финансируется в основном за счет налогов на заработную плату работодателей и работников. Другие жители могут добровольно зарегистрироваться в программе базового медицинского страхования для городских и сельских жителей, финансируемой в основном центральными и местными органами власти за счет индивидуальных субсидий на страховые взносы. Местные комиссии здравоохранения организуют государственные и частные организации здравоохранения для предоставления услуг. Базовые планы медицинского страхования покрывают первичную, специализированную, больничную и психиатрическую помощь, а также отпускаемые по рецепту лекарства и традиционную китайскую медицину. Применяются франшизы, доплаты и предельные суммы возмещения. Годовой лимит на личные расходы не установлен. Дополнительное частное медицинское страхование помогает покрыть пробелы в разделении затрат и страховом покрытии.
Как работает всеобщее медицинское страхование?
В 2011 году Китай в значительной степени добился всеобщего страхового покрытия благодаря трем программам государственного страхования 1 :
- Базовое медицинское страхование городских служащих, обязательное для городских жителей, имеющих официальные рабочие места, было запущено в 1998 году.
- Добровольная новая кооперативная медицинская схема была предложена сельским жителям в 2003 году.
- Добровольное базовое медицинское страхование жителей городов было запущено в 2007 году для охвата городских жителей, не имеющих официальной работы, включая детей, пожилых людей и самозанятых.
В 2016 году центральное правительство Китая, Государственный совет, объявило, что объединит новую кооперативную медицинскую схему и базовое медицинское страхование жителей города, чтобы расширить пул рисков и сократить административные расходы. 2 Эта консолидация все еще продолжается. Объединенная программа государственного страхования теперь называется «Базовое медицинское страхование для городских и сельских жителей».
Поскольку население Китая очень велико, страховое покрытие увеличивалось постепенно. В 2011 году около 95 процентов китайского населения были застрахованы одной из трех медицинских страховок. Страховка в Китае не требуется.
Роль правительства: Центральное правительство Китая несет общую ответственность за национальное законодательство, политику и управление в области здравоохранения. Он руководствуется принципом, согласно которому каждый гражданин имеет право на получение основных медицинских услуг. Местные органы власти — провинции, префектуры, города, уезды и поселки — несут ответственность за организацию и предоставление этих услуг.
Как национальные, так и местные агентства и органы здравоохранения несут комплексную ответственность за качество и безопасность здоровья, контроль затрат, графики оплаты медицинских услуг, информационные технологии здравоохранения, клинические руководства и справедливость в отношении здоровья.
В марте 2018 года Государственный совет реорганизовал структуру здравоохранения центрального правительства. В обязанности различных агентств входят следующие:
- Национальная комиссия здравоохранения является основным национальным агентством здравоохранения. Комиссия формулирует национальную политику в области здравоохранения; координирует и продвигает реформу медицины и здравоохранения; и контролирует и управляет общественным здравоохранением, медицинским обслуживанием, реагированием на чрезвычайные ситуации в области здравоохранения и услугами по планированию семьи. Государственное управление традиционной китайской медицины аффилировано с агентством.
- Государственная администрация медицинского страхования осуществляет надзор за базовыми программами медицинского страхования, страхованием на случай катастроф, программой страхования материнства, ценообразованием на фармацевтические продукты и медицинские услуги, а также программой медицинской финансовой помощи.
- Всекитайское собрание народных представителей отвечает за законодательство в области здравоохранения. Однако основные политики и реформы в области здравоохранения могут быть инициированы Государственным советом и Центральным комитетом Коммунистической партии, и они также считаются законом.
- Национальная комиссия по развитию и реформам наблюдает за планами инфраструктуры здравоохранения и конкуренцией среди поставщиков медицинских услуг.
- Министерство финансов обеспечивает финансирование государственных субсидий на здравоохранение, взносов на медицинское страхование и инфраструктуры системы здравоохранения.
- Недавно созданное Государственное управление по регулированию рынка включает Управление по лекарственным средствам Китая, которое отвечает за утверждение и лицензирование лекарственных средств.
- Китайский центр по контролю и профилактике заболеваний, хотя и не является государственным учреждением, находится в ведении Национальной комиссии здравоохранения.
- Китайская академия медицинских наук при Национальной комиссии здравоохранения является национальным центром исследований в области здравоохранения.
Местные органы власти (префектур, уездов и городов) могут иметь собственные комиссии, бюро или отделы здравоохранения. Центры по контролю и профилактике заболеваний также существуют в местных районах и также находятся в ведении местных комиссий, бюро или департаментов здравоохранения. На национальном уровне Китайский центр по контролю и профилактике заболеваний оказывает только техническую поддержку местным центрам.
Роль государственного медицинского страхования: В 2018 году Китай потратил примерно 6,6 процента ВВП на здравоохранение, что составляет 5 912 миллиардов юаней (1 665 миллиардов долларов США). 3 Двадцать восемь процентов финансировались центральными и местными органами власти, 44 процента финансировались за счет государственного медицинского страхования, частного медицинского страхования или социальных пожертвований, а 28 процентов выплачивались из собственных средств. 4
Базовое медицинское страхование городских служащих финансируется в основном за счет налогов на заработную плату работников и работодателей при минимальном государственном финансировании. Участие обязательно для работников городских районов. В 2018 году 316,8 миллиона человек имели страхование на основе сотрудников. 5 База налога на заработную плату работника ограничена 300 процентами средней местной заработной платы; индивидуальная заработная плата выше этого уровня не облагается налогом. В большинстве провинций индивидуальные налоговые ставки составляют около 2 процентов. Налоговые ставки для работодателей варьируются в зависимости от провинции. Базой для взносов работодателей является сумма заработной платы работников. Незанятые члены семьи работников не охватываются.
Базовое медицинское страхование жителей городских и сельских районов распространяется на сельских и городских жителей, самозанятых лиц, детей, студентов, пожилых людей и других лиц. Страхование является добровольным на уровне домохозяйства. В 2018 году 897,4 миллиона человек были охвачены двумя схемами страхования (сельский план и городской план для безработных), которые составляют эту программу.
Базовое медицинское страхование жителей городских и сельских районов финансируется за счет ежегодных фиксированных взносов. Индивидуальные страховые взносы минимальны, а государственные субсидии на страховые взносы составляют большую часть доходов страховщиков. В регионах с менее развитой экономикой центральное правительство предоставляет гораздо большую долю субсидий, чем правительства провинций и префектур. В более развитых провинциях большая часть субсидий предоставляется на местном уровне (в основном правительствами провинций).
Немногие постоянные иностранцы имеют право на те же страховые выплаты, что и граждане. Незарегистрированные иммигранты и посетители не покрываются государственной медицинской страховкой.
Роль частного медицинского страхования: Частное страхование, приобретаемое главным образом лицами с более высокими доходами и работодателями для своих работников, может использоваться для покрытия франшиз, доплат и других видов совместного покрытия затрат, а также для покрытия дорогостоящих услуг. не оплачивается государственным страхованием.
Отсутствуют статистические данные о процентной доле населения с частным страхованием. Частное медицинское страхование предоставляется в основном коммерческими страховыми компаниями.
В период с 2010 по 2015 год общая сумма страховых взносов по частному медицинскому страхованию росла на 28,9% в год. 6 В 2015 г. взносы по частному медицинскому страхованию составили 5,9% от общих расходов на здравоохранение. 7 Китайское правительство поощряет развитие рынка частного страхования, и недавно на рынок вышли некоторые иностранные страховые компании.
Покрываемые услуги: Пакет льгот часто определяется местными самоуправлениями. Государственное базовое медицинское страхование обычно покрывает:
- стационарное стационарное лечение (в отдельных провинциях и городах)
- первичная и специализированная помощь
- отпускаемые по рецепту лекарства
- психиатрическая помощь
- физиотерапия
- неотложная помощь
- традиционной китайской медицины.
Некоторые стоматологические услуги (такие как удаление зубов, но не чистка) и услуги оптометрии покрываются планом, но большинство из них оплачиваются наличными. Уход на дому и уход в хосписе также часто не включены. Медицинское оборудование длительного пользования, такое как инвалидные коляски и слуховые аппараты, часто не покрывается.
Профилактические услуги, такие как иммунизация и скрининг заболеваний, включены в отдельный пакет услуг общественного здравоохранения, финансируемый центральными и местными органами власти; каждый житель имеет право на них без доплат или франшиз. Покрытие зависит от человека; нет никаких семейных или домашних льгот.
Охрана материнства также покрывается отдельной программой страхования; в настоящее время он объединяется с основным планом медицинского страхования.
Долевое участие в расходах и расходы из кармана: Стационарное и амбулаторное лечение, включая рецептурные препараты, подлежат различным франшизам, доплатам и потолкам возмещения в зависимости от плана страхования, региона, типа больницы (общинная, вторичная , или высшее), и другие факторы:
- Доплаты за амбулаторные визиты к врачу часто невелики (5–10 юаней или 2–3 доллара США), хотя у врачей со званием профессора доплаты намного выше.
- Размер доплаты за лекарства, отпускаемые по рецепту, варьируется; в 2018 году они составляли от 50 до 80 процентов стоимости лекарства в Пекине, в зависимости от типа больницы.
- Доплаты за стационарное лечение намного выше, чем за амбулаторное лечение.
Годовых ограничений на расходы из личных средств нет. В 2018 г. наличные расходы на душу населения составили 1186 юаней (262 долл. США), что составляет около 28 процентов от общих расходов на здравоохранение. 8 Довольно высокий процент личных расходов приходится на лекарства, отпускаемые по рецепту.
Программы государственного страхования возмещают пациентам расходы только до определенного предела, выше которого жители должны покрывать все личные расходы. Потолки возмещения значительно ниже для амбулаторного лечения, чем для стационарного лечения. Например, в 2018 году потолок амбулаторной помощи составлял 3000 юаней (845 долларов США) для жителей Пекина в рамках базового медицинского страхования для жителей городских и сельских районов. Для сравнения, потолок стационарной помощи составлял 200 000 юаней (56 338 долларов США). Годовые франшизы должны быть выполнены до возмещения расходов, и могут применяться разные ежегодные франшизы для амбулаторного и стационарного лечения.
Профилактические услуги, такие как скрининг рака и вакцинация против гриппа, покрываются отдельной программой общественного здравоохранения. Дети и пожилые люди не имеют доплат за эти услуги, но другие жители должны оплачивать 100 процентов этих услуг из своего кармана.
Люди могут пользоваться внесетевыми медицинскими услугами (даже в разных провинциях), но за них взимается более высокая доплата.
Социальные сети: Для лиц, которые не в состоянии оплачивать индивидуальные страховые взносы по государственному медицинскому страхованию или не могут покрыть наличные расходы, программа медицинской финансовой помощи, финансируемая местными органами власти и социальными пожертвованиями, служит страховкой. сети как в городе, так и в сельской местности.
Программа медицинской финансовой помощи уделяет первоочередное внимание расходам на неотложную медицинскую помощь с частичным покрытием расходов на отделение неотложной помощи и других расходов. Средства используются в основном для оплаты индивидуальных франшиз, доплат и медицинских расходов, превышающих предельные суммы годового пособия, а также индивидуальных страховых взносов по государственному медицинскому страхованию. В 2018 году 76,7 млн человек (примерно 5,5% населения) получили такую помощь для оформления медицинского страхования, а 53,6 млн человек (3,8% населения) получили средства на прямые медицинские расходы. 9
Как организована система доставки и как оплачиваются поставщики?
Медицинское образование и рабочая сила: Количество врачей не регулируется на национальном уровне, и правительство пытается побудить больше людей закончить медицинский вуз. Все медицинские школы являются государственными. Стоимость обучения варьируется в зависимости от региона и варьируется от 5 000 юаней (1 408 долларов США) до 10 000 юаней (2 816 долларов США) в год. Обучение в значительной степени субсидируется государством.
Чтобы обеспечить поставщиков медицинских услуг в сельских или отдаленных районах, Китай отменяет плату за обучение и снижает вступительные требования для некоторых студентов-медиков. Студенты-медики, которые посещают эти образовательные программы, должны работать в сельских или отдаленных районах не менее шести лет после выпуска.
Первичная медико-санитарная помощь: Первичная медико-санитарная помощь в основном предоставляется:
- Сельские врачи и медицинские работники в сельских поликлиниках
- Врачи общей практики (ВОП) или семейные врачи в поселковых и городских больницах
- Медицинские работники (врачи и медсестры) в больницах вторичного и третичного уровней.
В 2018 году насчитывалось 506 003 государственных учреждения первичной медико-санитарной помощи и 437 636 частных сельских поликлиник. Сельские врачи, не имеющие лицензии ВОП, могут работать только в сельских поликлиниках. В 2018 году в поселке работало 907 098 врачей и медицинских работников. Сельские клиники в сельской местности получают техническую поддержку от районных больниц.
Пациентам рекомендуется обращаться за помощью в сельские клиники, городские больницы или общественные больницы, поскольку в этих учреждениях доля участия в расходах ниже, чем в больницах вторичного или третичного уровней. Тем не менее, жители могут выбрать посещение врача общей практики в больнице верхнего уровня. Предварительная запись к терапевту не требуется, а направления для посещения амбулаторных специалистов, как правило, не требуются. Есть несколько населенных пунктов, которые используют врачей общей практики в качестве привратников.
В 2018 году в Китае насчитывалось 308 740 лицензированных врачей и ассистентов общей практики, что составляет 8,6% всех лицензированных врачей и ассистентов врачей. 10 В отличие от сельских врачей и медработников в сельских поликлиниках, врачи общей практики редко работают в одиночку или в группе; большинство из них работают в больницах и работают с медсестрами и неврачебными клиницистами, которые также являются сотрудниками больниц.
Медсестры и клиницисты, не являющиеся врачами, иногда нанимаются в качестве менеджеров по уходу или координаторов, чтобы помочь врачам общей практики в лечении пациентов с хроническими заболеваниями или сложными потребностями. Координация помощи, как правило, не поощряется должным образом, хотя органы здравоохранения всегда поощряют ее.
Тарифы на первичную медико-санитарную помощь в государственных медицинских учреждениях регулируются местными органами здравоохранения и Бюро цен на сырьевые товары. Врачи первичной медико-санитарной помощи в государственных больницах и клиниках не могут выставлять счета сверх установленного тарифа. В целях поощрения негосударственных инвестиций в здравоохранение Китай разрешил негосударственным клиникам и больницам взимать плату сверх установленных тарифов в 2014 году. и скрининг хронических заболеваний; государственные субсидии также доступны. Доходы существенно различаются в зависимости от региона. Врачи общей практики в больницах получают базовую заработную плату вместе с выплатами, основанными на деятельности, такими как плата за регистрацию пациентов. Поскольку плата за услуги по-прежнему является доминирующим механизмом оплаты для больниц (см. ниже), врачи в больницах имеют сильные финансовые стимулы для стимулирования спроса. Подсчитано, что заработная плата составляет только одну четверть доходов врачей; остальное считается производным от практической деятельности. Официальная статистика доходов врачей не сообщается.
В 2018 г. 42% расходов на амбулаторное лечение и 28% расходов на стационарное лечение в среднем приходились на рецептурные препараты, выдаваемые пациентам в больницах. 12
Амбулаторная специализированная помощь: Амбулаторные специалисты работают в больницах и обычно работают в них. Большинство специалистов практикуют только в одной больнице, хотя практика в нескольких учреждениях вводится и поощряется в Китае. Специалисты получают компенсацию в виде базового оклада плюс выплаты в зависимости от деятельности, при этом тарифы устанавливаются местными органами здравоохранения и Бюро цен на товары.
Пациенты могут выбрать специалиста в своей больнице. Амбулаторные специалисты оплачиваются на платной основе в больницах, в которых они работают, и врачи-специалисты в государственных больницах не могут выставлять счета сверх установленного тарифа.
Административные механизмы для прямых платежей пациентов поставщикам услуг: Пациенты оплачивают вычеты и доплаты больницам за визиты к врачам первичной медико-санитарной помощи и врачам-специалистам, а также за госпитализацию по месту обслуживания. Больницы выставляют счета страховым компаниям напрямую на оставшуюся часть покрываемого платежа, в то же время через электронные системы выставления счетов.
Уход в нерабочее время: Поскольку деревенские врачи и медицинские работники часто живут в том же районе, что и пациенты, они добровольно оказывают помощь в нерабочее время, когда это необходимо. Кроме того, в сельских районных больницах, а также в городских больницах среднего и третичного уровня есть отделения неотложной помощи (EDS), в которых есть как врачи первичной медико-санитарной помощи, так и специалисты, что сводит к минимуму потребность в центрах круглосуточной помощи в нерабочее время. В отделениях неотложной помощи сортировка медсестер не требуется, и есть несколько других ограничений, поэтому люди могут просто прийти и зарегистрироваться для получения помощи в любое время. Использование ЭД ненамного дороже, чем обычное лечение пациентов.
Информация о посещении пациентов неотложной помощи обычно не отправляется их лечащим врачам. Пациенты могут в любое время позвонить по номеру 120 или 999, чтобы вызвать скорую помощь.
Больницы: Больницы могут быть государственными или частными, некоммерческими или коммерческими. Большинство городских больниц и общественных больниц являются государственными, но в городских районах существуют как государственные, так и частные больницы вторичного и третичного уровней.
Сельские районные больницы и городские общественные больницы часто рассматриваются как учреждения первичной медико-санитарной помощи, больше похожие на сельские клиники, чем на настоящие больницы.
В 2018 г. насчитывалось около 12 000 государственных больниц и 21 000 частных больниц (за исключением городских больниц и общественных больниц), из которых около 20 500 были некоммерческими, а 12 600 — коммерческими. 13
Национальная комиссия здравоохранения непосредственно владеет некоторыми больницами в Пекине, а национальные университеты (находящиеся в непосредственном ведении Министерства образования) также владеют дочерними больницами. Местные органы здравоохранения в каждой провинции могут иметь аналогичную структуру и часто владеть провинциальными больницами.
Больницы оплачиваются из личных средств, компенсаций по медицинскому страхованию и, в случае государственных больниц, за счет государственных субсидий. Эти субсидии составили 8,5 процента от общего дохода в 2018 году. 14
Хотя плата за услугу является преобладающей формой оплаты медицинских услуг, платежи группы, связанной с диагнозом (DRG), подушевые и глобальные бюджеты становятся все более популярными для стационарных больных. уход в выбранных областях. Плата за результат встречается редко. Местные органы здравоохранения устанавливают тарифы, а заработная плата врачей и другие выплаты включаются в возмещение больничных расходов. Никаких специальных надбавок за внедрение новых технологий не предусмотрено.
Психиатрическая помощь: Диагностика, лечение и реабилитация психических заболеваний проводятся в специальных психиатрических больницах и в отделениях психологии больниц третичного уровня. Пациентов с легкими заболеваниями часто лечат дома или в общественных клиниках; в психиатрических больницах лечатся только тяжелые психически больные. Психиатрическая помощь не интегрирована с первичной медико-санитарной помощью.
Амбулаторные и стационарные услуги по охране психического здоровья покрываются обеими программами государственного медицинского страхования (базовое медицинское страхование городских служащих и базовое медицинское страхование жителей городских и сельских районов). В 2018 году в специальные психиатрические больницы обратилось 42 миллиона пациентов с психическими заболеваниями; в среднем один психиатр лечил 4,7 пациента в день. 15
Долгосрочный уход и социальная поддержка: Долговременный уход и социальная поддержка не входят в систему государственного медицинского страхования Китая.
В соответствии с китайской традицией долгосрочный уход обеспечивается в основном членами семьи на дому. Существует очень мало официальных поставщиков долгосрочного ухода, хотя частные поставщики (некоторые из них являются международными организациями) выходят на рынок с услугами, ориентированными на средний класс и богатые семьи. Члены семьи, обеспечивающие уход, не имеют права на финансовую поддержку или налоговые льготы, а страхование на случай длительного ухода практически отсутствует; расходы на уход в нескольких существующих учреждениях длительного ухода почти полностью оплачиваются из собственных средств.
Правительство определило 15 городов в качестве пилотных мест для страхования на случай длительного ухода с целью разработки официальной национальной политики к 2020 году. Местные органы власти часто предоставляют некоторые субсидии учреждениям по уходу на длительный срок.
В среднем условия в учреждениях длительного ухода плохие, и существуют длинные очереди на зачисление в учреждения высокого класса. Официальные учреждения долгосрочного ухода обычно обеспечивают уборку, питание и основные услуги, такие как транспорт, но очень мало медицинских услуг. Некоторые, однако, могут координировать медицинские услуги с местными городскими или общественными больницами.
Правительства поощряют интеграцию долгосрочного ухода с другими услугами здравоохранения, особенно теми, которые финансируются за счет частных инвестиций. В 2016 году было 3,8 миллиона коек для престарелых и инвалидов. 16
Доступен некоторый хосписный уход, но он обычно не покрывается медицинской страховкой. 17
Каковы основные стратегии обеспечения качества медицинской помощи?
Департамент качества медицинского обслуживания, входящий в состав Бюро политики в области здравоохранения и управления больницами и находящийся под контролем Национальной комиссии здравоохранения, отвечает на национальном уровне за качество медицинского обслуживания. Опрос пациентов и медицинских работников Национальной службы здравоохранения проводится каждые пять лет (последний был в 2018 г.), и после каждого опроса публикуется отчет, в котором выделяются данные по выбранным показателям качества. Программы ведения пациентов с хроническими заболеваниями включены в Основную программу выравнивания общественного здравоохранения и бесплатны для каждого гражданина Китая.
Чтобы пройти аккредитацию, больницы должны получить лицензию от местного органа здравоохранения. Врачи получают лицензии на практику в больницах; лицензии подлежат продлению. Местные органы здравоохранения несут ответственность за повторную сертификацию и повторную аттестацию врачей, а также за аккредитацию больниц для обеспечения их компетентности. Некоторые национальные рейтинги больниц публикуются третьими лицами, хотя у больниц нет финансовых стимулов для достижения целей в области качества. 18 Общедоступная информация об отдельных врачах, домах престарелых или агентствах по уходу на дому не предоставляется.
После выпуска бывшим Министерством здравоохранения в 2009 г. «Временных руководящих принципов управления клиническими путями» клинические пути теперь регулируются на национальном уровне и используются аналогично клиническим руководствам в западных странах. Ранее пути были созданы на больничном, а не на национальном уровне.
Что делается для уменьшения неравенства?
По-прежнему существуют серьезные различия в доступности и качестве медицинской помощи, хотя Китай добился значительных успехов в этом отношении за последнее десятилетие. Различия в доступе к медицинскому обслуживанию, связанные с доходом, были особенно серьезными до реформы системы медицинского страхования более 10 лет назад, поскольку у большинства людей вообще не было страховки. Медицинское страхование за счет государственного страхования в настоящее время является почти всеобщим, и существуют системы социальной защиты для бедных (см. выше). В результате неравенство в доходах существенно сократилось. Однако нет надзорного органа, который бы отслеживал или сообщал о неравенстве в отношении здоровья, и нет целевых программ по сокращению неравенства для конкретных групп.
Сохраняющееся неравенство в доступе обусловлено главным образом различиями в пакетах страховых выплат, которые определяются на местном уровне, городскими и сельскими факторами, а также неравенством доходов. Базовое медицинское страхование для городских служащих предлагает более низкую долю участия в расходах, чем базовое медицинское страхование для городских и сельских жителей. В последние годы увеличились субсидии центрального правительства и местных органов власти на базовое медицинское страхование жителей городских и сельских районов.
Большинство хороших больниц (особенно третичных больниц) с более квалифицированными медицинскими работниками находятся в городских районах. Деревенские врачи часто недостаточно подготовлены. Чтобы помочь преодолеть разрыв между городским и сельским здравоохранением, центральное правительство и местные органы власти спонсируют обучение сельских врачей в городских больницах и требуют, чтобы новые выпускники медицинских вузов работали по месту жительства в сельских медицинских учреждениях. Тем не менее, China Health Statistical Yearbook показывает, что существенные различия сохраняются.
Что делается для содействия интеграции системы доставки и координации помощи?
Медицинские союзы региональных больничных групп (часто включающие одну третичную больницу и несколько второстепенных больниц) и учреждения первичной медико-санитарной помощи оказывают первичную помощь пациентам. Цель состоит в том, чтобы сократить ненужные посещения больниц третичного уровня, сократить расходы на здравоохранение и повысить эффективность. В то же время пациенты с серьезными проблемами со здоровьем могут быть легко направлены в больницы третичного уровня и переведены обратно в учреждения первичной медико-санитарной помощи после улучшения их состояния. Больницы, входящие в медицинский альянс, используют общую систему электронных медицинских карт (EHR), а результаты лабораторных исследований, радиологические изображения и диагнозы легко доступны внутри альянса. Есть надежда, что этот тип координации помощи удовлетворит спрос на помощь при хронических заболеваниях, улучшит качество медицинской помощи и сдержит рост затрат, но он редко используется эффективно.
Существуют три основные модели медицинских альянсов. 19 Больницы модели Чжэньцзян имеют только одного владельца (обычно местное бюро здравоохранения). Те, кто находится в Уханьской модели, не принадлежат одному и тому же владельцу, но управление и финансы находятся в ведении одной третичной больницы. Больницы в Шанхайской модели делятся только управленческими и техническими навыками; собственность и финансовая ответственность разделены. Шанхайская модель доминирует в Китае.
Каков статус электронных медицинских карт?
Почти каждый поставщик медицинских услуг создал собственную систему электронных медицинских карт. В больницах электронные медицинские карты также связаны с системами медицинского страхования для оплаты требований с уникальными идентификаторами пациентов (идентификатором страховки или идентификатором гражданства). Однако системы EHR значительно различаются в зависимости от больницы и обычно не интегрированы или несовместимы. Пациенты часто должны иметь при себе распечатанную медицинскую карту, если они хотят посетить врачей в разных больницах. Даже если больницы принадлежат одному и тому же местному бюро здравоохранения или связаны с одними и теми же университетами, могут использоваться разные системы ЭУЗ.
Пациенты, как правило, не используют системы EHR для доступа к информации, планирования встреч, отправки защищенных сообщений, повторного выписания рецептов или доступа к записям врачей. Отсутствует национальная стратегия создания стандартизированных систем ЭМК; однако некоторые регионы находятся на предварительных этапах планирования создания региональных электронных медицинских карт.
Как ограничиваются расходы?
Расходы на здравоохранение значительно выросли за последние десятилетия из-за реформы медицинского страхования, старения населения, экономического развития и достижений в области медицинских технологий. Расходы на здравоохранение увеличились с 584 юаней (164 долл. США) на душу населения в 2004 г. до 4 237 юаней (1 199 долл. США).4) в 2018 году. 20
Реформа оплаты поставщикам услуг является одной из ключевых стратегий сдерживания затрат. До введения в 2009 году DRG, глобальных бюджетов и подушевой оплаты плата за услугу была основным механизмом оплаты, а спрос, вызванный потребителями и врачами, значительно увеличивал затраты. Глобальные бюджеты использовались во многих регионах; властям относительно легко их реализовать.
Как отмечалось выше, правительство также поощряет использование общественных и городских больниц вместо более дорогой помощи, предоставляемой в больницах третичного уровня. Больницы конкурируют по качеству, уровню технологий и ставкам доплаты.
В городских, районных и окружных больницах в 2013 году была проведена кампания «нулевых наценок» на лекарства, отпускаемые по рецепту, чтобы сдержать рост цен на лекарства. Эта программа была распространена на средние и третичные больницы во многих регионах.
Кроме того, Национальная комиссия по развитию и реформам и Национальная комиссия по здравоохранению устанавливают строгие ограничения на поставку новых больничных зданий и больничных коек, а также контролируют закупку высокотехнологичного оборудования, такого как томографы МРТ.
Leave a Reply